СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курс по выбору «Семейная экономика + Азбука страхования» – 9 класс

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Модуль 1

Знание основ домашней экономики важно в условиях складывающихся рыночных отношений.

Как зарабатывать и рационально тратить деньги, умело использовать рабочее время не только в общественном производстве, но и в домашнем хозяйстве, распределять все домашние нелегкие работы и обязанности? На многие из этих вопросов поможет ответить данный курс, рассчитанный на 8ч.

В основе курса запланированы практические и творческие работы, которые помогут закрепить полученные знания в решении практических задач.

Программа несет в себе воспитательный потенциал, который заключается в возможности сформировать практические навыки в области экономики, показать роль труда, одновременно часть тем направлена на овладение учащимися при необходимости умениями, защитить себя социально, юридически, экономически.

Просмотр содержимого документа
«прил.1»

Приложение 1

З а д а н и е 1. (ответ)

Вспомните экономические понятия на заданную букву.

Э – экономика.

О – оборудование; образование.

Х – хозяйство.

И – имущество; инструменты.

Б – благосостояние; бюджет; банкрот; богатство.

У – услуги; управление.

З – зарплата; заем.

С – собственность; ссуда; спрос; стипендия.

Н – накопление; налоги.

Д – деньги; доход.

Р – ресурсы; работа; расход.

П – потребление; потребности; профессия; производство; продукция; пенсия.

Т – труд; товар.





























З а д а н и е 1.

Вспомните экономические понятия на заданную букву.

Э –

О –

Х –

И –

Б –

У –

З –

С –

Н –

Д –

Р –

П –

Т –

Просмотр содержимого документа
«программа педагога-курс по выбору-9кл»






Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Подтесовская средняя общеобразовательная школа № 46

имени В.П.Астафьева»



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА



Тишиной Александры Александровны


Курс по выбору «Семейная экономика + Азбука страхования» – 9 класс








Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № _2__

от «_04_»___09____2012-16 г.









2012 – 2016 учебный год











Пояснительная записка


Модуль 1

Знание основ домашней экономики важно в условиях складывающихся рыночных отношений.

Как зарабатывать и рационально тратить деньги, умело использовать рабочее время не только в общественном производстве, но и в домашнем хозяйстве, распределять все домашние нелегкие работы и обязанности? На многие из этих вопросов поможет ответить данный курс, рассчитанный на 8ч.

В основе курса запланированы практические и творческие работы, которые помогут закрепить полученные знания в решении практических задач.

Программа несет в себе воспитательный потенциал, который заключается в возможности сформировать практические навыки в области экономики, показать роль труда, одновременно часть тем направлена на овладение учащимися при необходимости умениями, защитить себя социально, юридически, экономически.

Цель:

Внести свой посильный вклад в укрепление семьи через познание её экономики – совместного производства и планирования рационального потребления товаров и услуг.

Задачи:

Программа «Семейная экономика» рассматривает:

  1. Экономические понятия, с которыми учащиеся имеют дело в повседневной жизни;

  2. Основные положения экономики семьи, страны, а также международные экономические взаимоотношения.

Учащиеся получат возможность:

- развивать практический опыт, необходимый для работы в небольших группах;

- учиться принимать решения, учитывая те или иные экономические аспекты и факторы;

- анализировать информацию, излагать свою точку зрения и вести дискуссию;

- участвовать в распределении семейного бюджета, увеличении доходов семьи.

Практикум. «Бюджет моей семьи».



Модуль два – «Азбука страхования»

Страхование в нашей стране находится в стадии становления. При переходе к рыночной экономике резко возрастает роль и значение страхования, значительно расширяется сфера страховых услуг, что непосредственно связано с экономическими интересами населения. Отдельные публикации и выступления в СМИ зачастую имеют негативный оттенок, не раскрывают важное социальное значение страхования и не способствуют его популяризации. К сожалению, не только школьники, но и их родители очень мало знают о страховании и о его возможностях по защите своего здоровья, жизни и имущества.

В результате многие воспринимают страхование как одну из форм налога.

Целью курса «Азбука страхования» является формирование у обучающихся общеобразовательных учреждений системы знаний об основах страхования, формирование социально активной личности.

Задачи курса «Азбука страхования» заключаются в пепередаче и усвоении школьниками знаний по следующим основным направлениям:

• основные понятия и определения страхования и страхового предпринимательства;

• классификация рисков и основные виды страховой защиты от них;

• история развития, современное состояние и основные тенденции развития страхования;

• основы страхового законодательства;

• основные принципы расчета страховых тарифов и обеспечения финансовой устойчивости страховой компании;

• основные виды социального и коммерческого страхования;

• защита прав страхователя.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

• расширить кругозор учащихся в области страхования, экономического

анализа и экономической теории в целом;

• сформировать представление о законодательных основах регулирования

страховой деятельности;

• дать возможность учащимся овладеть необходимыми навыками для решения задач в практической жизни;





Учебно – тематическое планирование

Количество часов

Всего _8 час; в неделю ___1_ час.

Плановых контрольных уроков ___, зачетов _1__, тестов _1__ ч.;

Административных контрольных уроков ___ч.

Планирование составлено на основе методического руководства по изучению элективного курса азбука страхования. А.П.Архипов. М.:Вита-Пресс. 2005г.;. и программы И.А.Сасова. Социально – экономическая подготовка учащихся 1 – 11 классов. Москва. ВИТА-Пресс. 2006г программа

Учебник : учебное пособие для 8-9 классов общеобразовательных учреждений . Страхование- твой правильный выбор. А.П.Архипов. М.: Вита-Пресс. 2005г.; Семейная экономика В.Д.Симоненко. М.: Вита-Прес2005г.

название, автор, издательство, год издания

Наименование разделов и тем

Количество часов

Календар-ные сроки

Вид занятия

Наглядные пособия и технические средства

Задания для учащихся

Повторение

1

Цели и функции семьи. Организация труда в семье

1


беседа

Схемы.


Цели, функции семьи

2

Доходы семьи . Расходы семьи

1


комбинированный

ПК


доходы

3

Финансовая документация семьи

1


Урок-практикум

Таблицы


расходы

4

Семейное законодательство. Информационные технологии в домашней экономике

1


комбинированный

Схема


определения, понятия

1

Введение .Страхование и его роль в нашей жизни.

1


Беседа

Таблицы


страхование

2

Законодательные основы. Экономика и финансы.

1


Урок-практикум

Схема


риски

3

Личное страхование. Страхование имущественное.

1


Формирование новых знаний

Таблицы. ПК


Личное страхование

4

Обзор зарубежных страховых рисков.

1


комбинированный

Схема. Рисунки. ПК.


Зарубежное страхование

Итого:

8

.



Содержание курса:


«Семейная экономика» - модуль 1.

Тема 1. Введение в курс «Семейный бюджет». Экономика домашнего хозяйства.

Природа – основной источник и средство существования первобытного человека. Возникновение экономических отношений между людьми (добыча, обмен, накопление, потребление, использование). Модель хозяйствования в доме. Связь семейной экономики с экономической средой.

Тема 2. Семейный бюджет

Лекция. «Семья - экономическая единица общества». Бюджет семьи. Номинальные и реальные доходы. Источники семейных доходов. Заработная плата. Государственные пособия и пенсии. Рента. Дивиденды. Процентный доход. Трансфертные платежи.

Лекция. «Семейные расходы и закономерности их изменения». Закон Энгеля. Налоги. Прожиточный и социальный минимумы. Баланс доходов и расходов. Деловая игра «Семейный бюджет». Практикум. «Бюджет моей семьи».

Тема 3. Финансы и финансовая система.

1.Финансовые ресурсы и финансирование. Ценные бумаги: акция, облигация. 2.Банки и банковское дело. 3. Денежные вклады. Моделирование ситуации «Оформление вклада». 4.Прием платежей. Моделирование ситуации «Оплата коммунальных услуг в банке». 5.Кредитование. Моделирование ситуации «Получение кредита».

Уметь/ знать по окончании курса:

Знать

-объяснять переходы со ступени в пирамиду Маслоу (потребности);

-виды семейных ресурсов;

-доходы семьи.

Уметь

--разделять по составу доходы и расходы семьи;

--составлять список расходов за месяц;

--за счет чего можно экономить средства.

--проверять, правильно ли в семье расходуются деньги.


Содержание - курса «Азбука страхования»

Модуль 2

Тема 1. Введение в основы страхования

Понятие страхования как особой формы экономических отношений и финансовых услуг. Необходимость страхования в связи с рисковым характером личной и общественной жизни и предпринимательства, обеспечением непрерывности общественного производства. Организационные формы страхования. Страховой фонд. Самострахование. Государственное (социальное) и коммерческое страхование. Принципы страховой солидарности и страховой эквивалентности. Сочетание государственного и коммерческого страхования.

Цели и задачи страхования. Основные понятия и определения в страховании. Определение страховых отношений и субъектов страхования (страхователь, страховщик, застрахованный, выгодоприобретатель). Страховая стоимость истраховая сумма. Определение и классификация рисков. Происхождение рисков. Неопределенность и случайность рисков. Риск − ущерб или выигрыш? Объективные факторы увеличения рисков с развитием технологической цивилизации. Неизбежность рисков в предпринимательской деятельности.

Оценка рисков. Управление рисками. Риски спекулятивные и чистые (страховые). Страхование как часть системы перераспределения риска и финансов. Отличие страхования от других видов финансовых отношений. Классификация страхования. Основные принципы классификации страхования (по объекту страхования, по природе риска). Страхование жизни и рисковые виды страхования. Отрасли страхования. Обязательная и добровольная формы проведения страхования. Повышение роли страхования при построении рыночной экономики. Социальное страхование. Его основные виды и формы проведения. Необходимость государственного обязательного страхования в социально важных сферах (пенсионное обеспечение, медицина, несчастные случаи на производстве, компенсация временной утраты заработка).

Тема 2. Законодательные основы и регулирование

страховой деятельностью

Необходимость государственного регулирования страховой деятельности. Система регулирования страховой деятельности в России. Обзор гражданского и налогового права, специального страхового законодательства и связанных со страхованием законов, нормативных документов Правительства и Минфина России. Налогообложение страхователей и страховщиков. Правила страхования. Договор страхования. Существенные условия договора страхования. Государственное регулирование страхового рынка. Краткая история регулирования страхового рынка в России. Федеральная служба страхового надзора, ее задачи.

Тема 4. Экономика и финансы страхования

Стоимость и цена страховой услуги. Страховой тариф и его структура. Особенности расчета нетто-тарифа в страховании жизни и в рисковых видах страхования. Актуарные расчеты. Страховые резервы, их расчет и сохранение. Платежеспособность страховщиков.

Сострахование и перестрахование как метод управления рисками в страховой компании.

Финансовые результаты деятельности страховой компании.

Тема 3. Личное страхование

Особенности и социальное значение личного страхования. Страхование жизни. Пенсионное страхование. Суть реформы пенсионного обеспечения. Страхование от несчастного случая, его история, обязательная и добровольная формы проведения. Медицинское страхование. Организация медицинского страхования в зарубежных странах. Обязательное и добровольное медицинское страхование. Реформа обязательного медицинского страхования. Страхование выезжающих за рубеж.

Тема 4. Страхование имущества

Основные особенности страхования имущества. Связь страхования имущества и страхования ответственности. Страхование средств транспорта. Страхование ракетно-космических рисков. Морское страхование. Страхование грузов. Сельскохозяйственное страхование. Страхование имущества граждан и предприятий. Страхование прав собст-

венности. Жилищное страхование. Определение суммы ущерба и страхового возмещения.

Тема 10. Обзор зарубежных страховых рынков

Основные тенденции развития мирового страхового рынка. Страховой рынок стран Европейского содружества. Единое страховое пространство. Страховой рынок Великобритании. Страховой рынок Германии. Страховой рынок Франции. Страховой рынок США. Страховые рынки Индии и Китая.


























В результате изучения курса ученик должен

Знать/понимать/

Основысемейной экономики и азбуки страхования: зачем они нужны, когда возникли и как развивались, что такое бюджет, налоги, страхование, финансы , как они осуществляются, организационно-правовые формы предпринимательства. Уметь (включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: характеризовать, анализировать, объяснять, раскрывать на примерах, осуществлять поиск социальной информации, оценивать, формулировать собственные суждения и т.д.) описывать: действие рынка, основные положения теории менеджмента, управления. Уметь собирать и анализировать маркетинговую информацию.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

получения и оценки экономической информации;

составления семейного бюджета;

оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.

Важной особенностью курса является разумное сочетание различных форм и методов обучения: эвристическая беседа, лекция с элементами беседы, решение практических задач, ситуативные и ролевые элементы игры, творческое сотрудничество учащихся, диалог учителя и учащихся, демонстрация результатов работы перед аудиторией, дискуссии, проектирование.

Некоторые занятия сопровождаются компьютерными презентациями, выполненными в программе Microsoft Power Point учителем.












Список использованных источников


1. Архипов А.П. Методическое руководство. Азбука страхования. М.: Вита – Пресс, 2005- 158с.

2. Архипов А.П. Страховое дело. Учебник. М.:, Финансы и статистика, 2006- 193с.

3. Архипов А.П. Страхование. Учебное пособие, М.:Вита-Пресс,2005-190с .

4. Корлюгов Ю.Н., Ларионов М.Л. Деловые игры по экономике: Пособие для учителя, М.: Вита-Пресс, 2008- 157с.

5. Липсиц И.В. Учебник «История и современная организация хозяйственной деятельности», 7-8 класс, М.: Вита пресс, 2008- 190с.

6. Медведева О.И. Экономика. Контрольные задания и тесты. 9 класс. Волгоград. Учитель. 2009- 178с.

7. Самоукин А.И. Сборник задач по бизнесу, М.: Новая школа, 2006- 166с.

8. Симоненко В.Д. «Семейная экономика», М.: Вита – Пресс, 2005- 191с.

9. Турбина К.Е. Теория и практика страхования. Учебное пособие. М.: Анкил, 2003- 704с.

10. Федорова Т.А. Страхование. Учебник, М.: Коммерсантъ, 2003 - 875с.

11. Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Фе-

дерации (в ред. федерального закона от 10.12.03 №172-ФЗ).



Просмотр содержимого презентации
«сем.эк-ка-0»

МБОУ ПСОШ № 46  учитель: А.А. Тишина Курс по выбору 9 класс «Семейная экономика + Азбука страхования»

МБОУ ПСОШ № 46 учитель: А.А. Тишина

Курс по выбору

9 класс

«Семейная экономика + Азбука страхования»

«Страна может устойчиво развиваться лишь в том случае, если ее граждане зарабатывают столько, чтобы обеспечить устойчивый спрос на рынках и откладывать деньги в сбережения, которые к выгоде их владельцев используются для финансирования развития национальной экономики». И.В.Липсиц

«Страна может устойчиво развиваться лишь в том случае, если ее граждане зарабатывают столько, чтобы обеспечить устойчивый спрос на рынках и откладывать деньги в сбережения, которые к выгоде их владельцев используются для финансирования развития национальной экономики».

И.В.Липсиц

Тема урока:  «Бюджет семьи» Цель: расширить содержание и объем понятий семейный  бюджет. Задачи: Закрепить понимание взаимосвязи и взаимозависимости  между доходами и расходами;

Тема урока: «Бюджет семьи»

  • Цель: расширить содержание и объем понятий семейный бюджет.
  • Задачи:
  • Закрепить понимание взаимосвязи и взаимозависимости

между доходами и расходами;

  • Сформировать элементарные умения составления семейного бюджета;
  • Пробуждать чувства сопричастности и сопереживания к экономическим проблемам семьи.
Государственный бюджет Оборона страны, погашение государственных долгов, содержание органов государственного управления, судебной системы и другие  Налоги – это обязательные платежи, взимаемые со всех граждан и предприятий

Государственный бюджет

Оборона страны, погашение

государственных долгов,

содержание органов

государственного управления,

судебной системы и другие

Налоги – это обязательные

платежи, взимаемые со всех

граждан и

предприятий

Семейные статьи расходов государственного бюджета Зарплаты Пенсии Государственный бюджет  Пособия Другие социальные  выплаты

Семейные статьи расходов государственного бюджета

Зарплаты

Пенсии

Государственный

бюджет

Пособия

Другие

социальные

выплаты

Доходы семьи Денежные Предоставление льгот Натуральные

Доходы семьи

Денежные

Предоставление

льгот

Натуральные

Расходы: Расходы Переменные Постоянные Циклические Непредвиденные Сезонные Личное потребление Налоги и другие обязательные платежи Денежные накопления и сбережения

Расходы:

Расходы

  • Переменные
  • Постоянные
  • Циклические
  • Непредвиденные
  • Сезонные

Личное

потребление

Налоги и другие

обязательные платежи

Денежные накопления

и сбережения

«Перевертыши». ЖЮТБЕД – есть и у семьи и у государства, регулирует круговорот денежных средств. ОДХЫСАР – по закону Энгеля их доля на насущные потребности снижается. ЯФИЛЦИНЯ – процесс повышения общего уровня цен в стране. ЫДОХДО – средства, используемые для оплаты расходов. ИЦИТФЕД – состояние бюджета, при котором расходы превышают доходы.

«Перевертыши».

ЖЮТБЕД – есть и у семьи и у государства, регулирует круговорот денежных средств.

ОДХЫСАР – по закону Энгеля их доля на насущные потребности снижается.

ЯФИЛЦИНЯ – процесс повышения общего уровня цен в стране.

ЫДОХДО – средства, используемые для оплаты расходов.

ИЦИТФЕД – состояние бюджета, при котором расходы превышают доходы.

Состояние  бюджета

Состояние бюджета

  • Д = Р – бюджет сбалансированный
  • Д Р – бюджет в дефиците
  • Д


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!