Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа курса « Обществознание: трудные вопросы» для учащихся 9 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от17.12. 2010 г. №1897 (с изменениями, утвержденными приказом от 29.12.2014,31.12.2015) в соответствии с кодификатором элементов содержания по обществознанию для составления контрольно-измерительных материалов основного государственного экзамена 2019 года.Программа построена на принципах обобщения и систематизации учебного материала за курс основной школы по предмету «Обществознание». Занятия ориентированы на повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания основной школы, а так же на подготовку учащихся 9 класса к ОГЭ.
Обществознание является интегративным курсом, в котором содержатся основы знаний целого ряда социальных и гуманитарных дисциплин, а именно философии (включая этику), экономики, социологии, психологии, права, политологии и культурологии. Емко и в то же время кратко представить каждую науку, ее базисные категории и научные концепции, переложив их на доступный школьнику язык- одна из базовых идей данной дисциплины. Обществознание охватывает круг вопросов по философии (этике и теории познания), экономике, социологии, психологии, политологии и праву, культурологии, раскрывает общество в единстве всех его сфер, институтов и общественных процессов.
Цель курса:
целенаправленная и качественная подготовка учащихся к новой форме аттестации по обществознанию, расширение содержания образовательной области.
Задачи курса:
- повысить предметную компетентность учащихся;
- развивать уучащихся устойчивый интерес к предмету;
- формировать умения и навыки решения типовых тестовых заданий, выполнять задания повышенной сложности;
- знакомить со структурой и содержанием контрольно-измерительных материалов по предмету;
- формировать умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом, эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов, правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;
- стимулировать познавательную активность и интерес учащихся к предмету, в том числе в контексте выбора ими социально-гуманитарного профиля для дальнейшего обучения.
Основные формы работы: индивидуальная и групповая
Основные методы работы:
- работа с текстом (самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение, изучение статистических материалов);
- дискуссии;
- практические занятия по решению учебных задач;
- работа с обществоведческими терминами.
Ожидаемые результаты:
По окончании данного курса учащиеся должны приобрести следующие умения и навыки:
- анализировать документы;
- представлять результаты исследований в виде таблиц, схем, выступлений;
- четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
- работать с бланками экзаменационной работы (четко писать буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке, хорошо ориентироваться в полях заполняемого бланка, правильно отмечать в бланке вариант ответа, вносить исправления в бланк экзаменационной работы и т.д.)
Содержание курса, прежде всего, ориентировано на те темы и вопросы, которые присутствуют в итоговой аттестации, но недостаточно полновесно рассматриваются в базовом школьном курсе «Обществознание, 8-9 классы».
Программа занятий состоит из разделов:
Особенности ОГЭ по обществознанию.
Методика решения заданий разного уровня сложности.
Тестовый практикум
.
Срок реализации:1год.
Количество часов: 30
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю.
Продолжительность одного занятия – 1 учебный час
.
Содержание учебного курса
Тема 1. Личность и общество
Отличие человека от других живых существ. Природное и общественное в человеке. Мышление и речь. Способность человека к творчеству. Деятельность человека, ее виды. Игра, учеба, труд. Сознание и деятельность. Познание человеком мира и самого себя.Что такое природа. Биосфера и ноосфера. Взаимодействие человека и Вселенная. Человек – звено в цепи эволюции или «вершина пирамиды»?
Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Основные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Человечество в 21 веке, тенденции развития. Основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.
Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.
Тема 2. Социальная сфера
Социальная неоднородность общества. Социальные неравенства. Многообразие социальных общностей и групп. Социальная мобильность. Социальные конфликты и пути их разрешения. Социальная позиция человека в обществе. Социальные роли мужчин и женщин. Изменение статуса с возрастом, социальной роли подростков.
Этнические группы. Межнациональные отношения. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека в обществе. Социальная значимость здорового образа жизни.
Тема 3. Экономика
Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).Основные вопросы экономики. Что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Типы экономических систем.
Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.
Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги. Распределение. Неравенство доходов.Экономические меры социальной поддержки населения. Перераспределение доходов.Потребление. Семейное потребление. Прожиточный минимум. Страховые услуги. Экономические основы защиты прав потребителей.
Реальный и номинальный доходы. Инфляция. Банковские услуги. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит. Занятость и безработица. Причины безработицы, экономические социальные последствия. Роль государства обеспечении занятости. Рынок труда.
Мировое хозяйство. Международная торговля. Внешняя торговая политика
Тема 4. Политика
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.
Понятие государства, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.
Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.
Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Тема 5. Право
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.
Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Конституция — основной закон РФ.
Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
.
Календарно – тематический план
№ | Тема | Дата проведения | Кол-во часов |
план | факт |
1 | Основные характеристики экзаменационной работы по обществознанию в форме ОГЭ | 1-6.10 | | 1 |
2 | Основные подходы к выполнению заданий первой части, содержательная линия «Общество» | 8-13.10 | | 1 |
3 | Понятие «общество».Взаимосвязь общества и природы. | 15-20.10 | | 1 |
4 | Типы обществ: традиционное, индустриальное, постиндустриальное | 22-27.10 | | 1 |
5 | Глобальные проблемы человечества | 5-10.11 | | 1 |
6 | Практический тренинг по содержательной линии «Общество», часть 1 | 28-30.10 | | 1 |
7 | Решение ситуативных задач по теме «Общество», часть 2 | 5-10.11 | | 1 |
8 | Биологическое и социальное в человеке. Личность. Особенности подросткового возраста. | 12-17.11 | | 1 |
9 | Деятельность человека, ее основные виды | 19-24.11 | | 1 |
10 | Практический тренинг по содержательной линии «Человек» часть 1. Решение заданий по теме: «Общество» | 26-30.11 | | 1 |
11 | Экономика, ее роль в жизни общества | 3-8.12 | | 1 |
12 | Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов | 10.15.12 | | 1 |
13 | Экономические системы и собственность | 17-22.12 | | 1 |
14 | Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация | 24-29.12 | | 1 |
15 | Экономические цели и функции государства | 14-19.01 | | 1 |
16 | Налоги, уплачиваемые гражданами | 21-26.01 | | 1 |
17 | Практический тренинг по содержательной линии «Экономика» часть 1 | 28-31.01 | | 1 |
18 | Решение заданий части 2 по теме «Экономика» | 4-9.02 | | 1 |
19 | Социальная структура. Социальные отношения | 11-16.02 | | 1 |
20 | Семья. Этика семейных отношений. Правовые основы семьи и брака | 18-22.02 | | 1 |
21 | Многообразие социальных ролей. Социальные ценности и нормы | 4-7.03 | | 1 |
22 | Социальный конфликт и пути его решения | 11-16.03 | | 1 |
23 | Практический тренинг по содержательной линии «Социальная сфера» часть 1 | 18-22.03 | | 1 |
24 | Решение заданий части 2 по теме «Социальная сфера» | 1-6.04 | | 1 |
25 | Политика, ее роль в жизни общества. Государство, формы правления | 8-13.04 | | 1 |
26 | Политические партии и движения, их роль в общественной жизни | 15-20.04 | | 1 |
27 | Практический тренинг по содержательной линии «Политика» | 22-27.04 | | 1 |
28 | Понятие «право». Нормы права. Отрасли права | 6-11.05 | | 1 |
29 | Практический тренинг по содержательной линии «Культура» | 13-18.05 | | 1 |
30 | Практикум: выполнение заданий в формате ОГЭ. 2 часть | 20-24.05 | | 1 |