СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Нет прав без обязанностей"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Нет прав без обязанностей"»

Занятие на тему: «Нет прав без обязанностей»

Цель: уточнить знания учащихся об основных правах и обязанностях несовершеннолетних. Показать единство прав и обязанностей.

Задачи:

Образовательные: развести понятия "права” и "обязанности”, показать единство прав и обязанностей. Повышение социально-правовой компетентности старшеклассников.

Воспитательные: воспитание уважения к правам окружающих людей и ответственного отношения к своим обязанностям .

Развивающие: развитие памяти , внимания, мышления .

Оформление и оборудование:

1.Презентация,доска,мел.

2. Карточки с практической работой и индивидуальными заданиями , таблички с цифрами.

3.Конституция РФ, другие законы РФ.

Ход мероприятия

I.Орг. Момент - Здравствуйте ученики, уважаемые гости .

Для начала предлагаю вашему вниманию мысли известных людей. Как вы видите в них сделаны пропуски. Пропущены слова: "права", "обязанности". Вставьте недостающие слова на нужные места. . (Дети высказывают свои предположения)

Изречения(написаны на доске).

1. “Мы с удовольствием слушаем тех, кто говорит нам о наших …, но не любим, чтобы нам напоминали о наших … .” Э.Борк (Права , обязанности)

2. “Отделение … от … так же смертельно, как отделение головы от туловища.” И.Шевелев ( Права , обязанности)

5. " ... влекут за собой обязанности. "(Латинское изречение) (Права)

Именно о правах и обязанностях пойдет разговор. А как вы думаете, существует ли взаимосвязь у этих двух понятиях?

Тема нашего занятия"Нет прав без обязанностей" II.Введение. Ребята, ты, наверное, знаете, что когда вам исполнится 18 лет, жизнь станет сложна от гражданских,  трудовых, семейных и других обязанностей, возросшей ответственности перед обществом и государством.
Но знаете ли вы, что даже сейчас, будучи подростками, вы имеете не только права...

II.Основная часть.

1.Беседа с учащимися

- Скажите, пожалуйста, как вы можете объяснить, что такое права

Права – это нормы и правила, которые регулируют отношения между людьми (прочитать слайд)

Эти правила охраняются государством и определяют отношения людей в обществе.

Ребята ,а где записаны наши права?

Права людей записаны в законах государства.

Как называется основной закон страны? (показать слайд и книги)

Получается, что государство дает человеку права, защищает и охраняет человека. А взамен государство требует от человека соблюдения различных обязанностей.

Что такое обязанности?

Обязанности - это выполнение норм и правил, регулирующих отношения между людьми(прочитать слайд)

Даже взрослому человеку порой бывает трудно разобраться в своих правах и обязанностях, а ребенку это еще сложнее

Какое лицо у нас в стране признается ребенком?(не достигшее 18 лет.)А вы являетесь детьми? Вы являетесь детьми-подростками .

Давайте с вами посмотрим, как менялись и меняются ваши права и обязанности с момента рождения .

2.Основные права и обязанности детей с рождения (просмотр слайдов)

Какие первые права получает ребенок с рождения.?

На жизнь,Имя.Получает документ,подтверждающий гражданство. Сл.

Обязанности с 10 лет Сл

Права и обязанности с 14 лет Сл

Права и обязанности с 15 лет Сл

Права и обязанности с 16 лет Сл

Права и обязанности с 17 лет Сл

В 18 лет человек становится совершеннолетним, т.е. может иметь и приобретать своими действиями все права и обязанности

2.Физминутка.

A теперь встанем и немного разомнемся. Если я буду называть права – хлопаем, а обязанности- топаем.

1.Хорошо учиться.(Обязанность)

2. Отдыхать в выходные и праздники. (Право)

3. Соблюдать правила поведения (Обязанность)

4.Высказывать свое мнение. (право)

5.Заниматься творчеством (петь,рисовать,танцевать). (Право)

6.Ходить в кино, цирк. (Право)

7. Беречь природу(Обязанность)

8.Трудиться добросовестно. (Обязанность)

9. Жить в теплом доме (Право)

10. Забота родителей о детях и детей о родителях (Обязанность)

11.Получать пособия, пенсии . (Право)

12.Идти на призывной пункт. (Обязанность)

3.Практическая работа.

В первой колонке указаны конкретные житейские ситуации. Во второй колонке права. Вам нужно понять, какое право относится к какой ситуации .



Ситуация

Право

1. Жительница Владивостока решила поехать посмотреть Москву. Ей поможет право

1.самостоятельно распоряжаться своим заработком, иными доходами

2. Саша работал в свободное от учебы время продавцом газет и решил купить новый телефон. В этом ему поможет право

2. на свободу и личную неприкосновенность

3. Вооруженные бандиты захватили в заложники около 60 человек. Бандиты нарушили право людей

3. на свободу передвижения

Александр - увлекается мобильными телефонами и мечтает открыть свой собственный салон мобильной связи.Вы поможете Александру, если предоставите ему

право на свободный выбор профессии.



Индивидуальная работа с Гузалией и Русланом:

-Я сейчас раздам вам картинки-пазлы,, вам нужно их собрать, рассмотреть и дать мне ответ на вопрос, каким своим правом пользуются дети на этих картинках.(учащиеся сидят на уроке , получают мед. помощь).

4.Задание «Со скольки лет мы имеем право ».

У вас на партах лежат карточки с цифрами. Я сейчас буду зачитывать права, а вы мне будете должны поднять и показать цифру, которая будет соответствовать возрасту с которого этим правом можно пользоваться.

  • работать в свободное от учебы время с согласия одного из родителей (с14 лет)

  • получить паспорт (с14 лет)

  • ездить на переднем сиденье легкового автомобиля(с 12 лет)

  • давать согласие на восстановление в родительских правах кровных родителей, на усыновление или передачу в приемную семью (с10 лет)

  • управлять мотоциклом ,скутером (с16 лет)

  • быть заслушанным в ходе любого судебного разбирательства(с 10 лет)

  • вкладывать деньги на счета в банке (с 14 лет)



Хорошо было бы жить на свете, если бы все люди соблюдали свои обязанности и никто бы не нарушал чужих прав. Так ведь? Но к сожалению в реальности все не так.

5.Работа с ситуацией

(- Учимся отличать дозволенное от запрещенного (что можно, а что нельзя)

Представь такую ситуацию

(- Во время урока ты свободно ходишь по классу, так как считаешь, что имеешь право на свободу передвижения), а учитель недоволен, сажает на место. Значит ли это, что учитель нарушает твое право? Право, которое защищают все законы и все документы!

- Дело в том, что человек не может быть полностью свободен. Твое право кончается там, где начинаются права других людей. Закон, обязанность примерно вести себя на уроке не разрешает тебе ходить по классу. И еще, по закону, ты не имеешь права мешать другим учиться, ты нарушаешь права других ребят.

Какие еще нарушения прав других ребят на учебу встречаются ?

- допустим если Диана будут разговаривать с Нуранией . Хотя все имеют право на свободу слова.

-или Илья будет слушать песенку по телефону, так как считает, что у него есть право на пользование культурными достижениями.

6.Кроссворд

Сейчас мы с вами заполним кроссворд, вспомнив качества,

помогающие людям не нарушать права и не забывать обязанности (кроссворд

на интерактивной доске):

1. Качество человека, который поступает с другими по правилу: относись к

другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.

Воспитанники: п о р я д о ч н о с т ь

2. Качество человека, который всегда поступает честно по отношению к

другим.

Воспитанники: с п р а в е д л и в о с т ь

3. Качество, которое говорит о толковости, рассудительности.

Воспитанники: р а з у м н о с т ь

4. Качество учтивого человека, соблюдающего все правила приличия.

Воспитанники: в о с п и т а н н о с т ь

5. И тогда такому человеку легко будет жить по принципу: «Твои права

кончаются там, где начинаются ……

Воспитанники: о б я з а н н о с т и



7.Стихи

Выходят чтецы.

1-й чтец:

Все лучшее, что в человеке есть: 
Его права и жизнь его, и честь, 
Я жизнью пользуясь по праву, 
И гордо говорю: имею право!

2-й чтец:

Свободно жить под солнцем и луной 
И восхищаться красотой земной; 

Не быть рабом и пыток не терпеть,
А песню жизни вдохновенно петь.


1-й чтец:

Могу я погостить за рубежом, 
Потом вернуться в свой любимый дом; 
Свободу мысли, слова я имею, 
Но совесть есть, грубить другим не смею.


2-й чтец:

А подрасту - поможет мне держава 
Работу выбрать – я имею право. 
Ну а пока я – ученик: 
Учу уроки, подаю дневник…. 
Досугу - час, 
А школе - все внимание. 
Использую я право 
На образование.





прочитаем поговорки

«Требуешь прав своих – не забывай о других!»

«Права есть - так и обязанностей не счесть!»

«Хочешь счастливо жить – умей другим уступить!».

4.Итог.

О чем мы сегодня говорили на занятии ?

Запомните:

Если вы будете достойно выполнять свои обязанности и использовать свои права не нарушая прав окружающих людей, только тогда Вы сможете рассчитывать на такое же ответственное поведение других людей.

Приучайтесь быть обязательными, ответственными людьми, развивайте эти качества в себе сейчас, так как именно такие люди ценятся обществом.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!