Занятие на тему: «Нет прав без обязанностей»
Цель: уточнить знания учащихся об основных правах и обязанностях несовершеннолетних. Показать единство прав и обязанностей.
Задачи:
Образовательные: развести понятия "права” и "обязанности”, показать единство прав и обязанностей. Повышение социально-правовой компетентности старшеклассников.
Воспитательные: воспитание уважения к правам окружающих людей и ответственного отношения к своим обязанностям .
Развивающие: развитие памяти , внимания, мышления .
Оформление и оборудование:
1.Презентация,доска,мел.
2. Карточки с практической работой и индивидуальными заданиями , таблички с цифрами.
3.Конституция РФ, другие законы РФ.
Ход мероприятия
I.Орг. Момент - Здравствуйте ученики, уважаемые гости .
Для начала предлагаю вашему вниманию мысли известных людей. Как вы видите в них сделаны пропуски. Пропущены слова: "права", "обязанности". Вставьте недостающие слова на нужные места. . (Дети высказывают свои предположения)
Изречения(написаны на доске).
1. “Мы с удовольствием слушаем тех, кто говорит нам о наших …, но не любим, чтобы нам напоминали о наших … .” Э.Борк (Права , обязанности)
2. “Отделение … от … так же смертельно, как отделение головы от туловища.” И.Шевелев ( Права , обязанности)
5. " ... влекут за собой обязанности. "(Латинское изречение) (Права)
Именно о правах и обязанностях пойдет разговор. А как вы думаете, существует ли взаимосвязь у этих двух понятиях?
Тема нашего занятия"Нет прав без обязанностей" II.Введение. Ребята, ты, наверное, знаете, что когда вам исполнится 18 лет, жизнь станет сложна от гражданских, трудовых, семейных и других обязанностей, возросшей ответственности перед обществом и государством.
Но знаете ли вы, что даже сейчас, будучи подростками, вы имеете не только права...
II.Основная часть.
1.Беседа с учащимися
- Скажите, пожалуйста, как вы можете объяснить, что такое права
Права – это нормы и правила, которые регулируют отношения между людьми (прочитать слайд)
Эти правила охраняются государством и определяют отношения людей в обществе.
Ребята ,а где записаны наши права?
Права людей записаны в законах государства.
Как называется основной закон страны? (показать слайд и книги)
Получается, что государство дает человеку права, защищает и охраняет человека. А взамен государство требует от человека соблюдения различных обязанностей.
Что такое обязанности?
Обязанности - это выполнение норм и правил, регулирующих отношения между людьми(прочитать слайд)
Даже взрослому человеку порой бывает трудно разобраться в своих правах и обязанностях, а ребенку это еще сложнее
Какое лицо у нас в стране признается ребенком?(не достигшее 18 лет.)А вы являетесь детьми? Вы являетесь детьми-подростками .
Давайте с вами посмотрим, как менялись и меняются ваши права и обязанности с момента рождения .
2.Основные права и обязанности детей с рождения (просмотр слайдов)
Какие первые права получает ребенок с рождения.?
На жизнь,Имя.Получает документ,подтверждающий гражданство. Сл.
Обязанности с 10 лет Сл
Права и обязанности с 14 лет Сл
Права и обязанности с 15 лет Сл
Права и обязанности с 16 лет Сл
Права и обязанности с 17 лет Сл
В 18 лет человек становится совершеннолетним, т.е. может иметь и приобретать своими действиями все права и обязанности
2.Физминутка.
A теперь встанем и немного разомнемся. Если я буду называть права – хлопаем, а обязанности- топаем.
1.Хорошо учиться.(Обязанность)
2. Отдыхать в выходные и праздники. (Право)
3. Соблюдать правила поведения (Обязанность)
4.Высказывать свое мнение. (право)
5.Заниматься творчеством (петь,рисовать,танцевать). (Право)
6.Ходить в кино, цирк. (Право)
7. Беречь природу(Обязанность)
8.Трудиться добросовестно. (Обязанность)
9. Жить в теплом доме (Право)
10. Забота родителей о детях и детей о родителях (Обязанность)
11.Получать пособия, пенсии . (Право)
12.Идти на призывной пункт. (Обязанность)
3.Практическая работа.
В первой колонке указаны конкретные житейские ситуации. Во второй колонке права. Вам нужно понять, какое право относится к какой ситуации .
Ситуация | Право |
1. Жительница Владивостока решила поехать посмотреть Москву. Ей поможет право | 1.самостоятельно распоряжаться своим заработком, иными доходами |
2. Саша работал в свободное от учебы время продавцом газет и решил купить новый телефон. В этом ему поможет право | 2. на свободу и личную неприкосновенность |
3. Вооруженные бандиты захватили в заложники около 60 человек. Бандиты нарушили право людей | 3. на свободу передвижения |
Александр - увлекается мобильными телефонами и мечтает открыть свой собственный салон мобильной связи.Вы поможете Александру, если предоставите ему | право на свободный выбор профессии. |
Индивидуальная работа с Гузалией и Русланом:
-Я сейчас раздам вам картинки-пазлы,, вам нужно их собрать, рассмотреть и дать мне ответ на вопрос, каким своим правом пользуются дети на этих картинках.(учащиеся сидят на уроке , получают мед. помощь).
4.Задание «Со скольки лет мы имеем право ».
У вас на партах лежат карточки с цифрами. Я сейчас буду зачитывать права, а вы мне будете должны поднять и показать цифру, которая будет соответствовать возрасту с которого этим правом можно пользоваться.
работать в свободное от учебы время с согласия одного из родителей (с14 лет)
получить паспорт (с14 лет)
ездить на переднем сиденье легкового автомобиля(с 12 лет)
давать согласие на восстановление в родительских правах кровных родителей, на усыновление или передачу в приемную семью (с10 лет)
управлять мотоциклом ,скутером (с16 лет)
быть заслушанным в ходе любого судебного разбирательства(с 10 лет)
вкладывать деньги на счета в банке (с 14 лет)
Хорошо было бы жить на свете, если бы все люди соблюдали свои обязанности и никто бы не нарушал чужих прав. Так ведь? Но к сожалению в реальности все не так.
5.Работа с ситуацией
(- Учимся отличать дозволенное от запрещенного (что можно, а что нельзя)
Представь такую ситуацию
(- Во время урока ты свободно ходишь по классу, так как считаешь, что имеешь право на свободу передвижения), а учитель недоволен, сажает на место. Значит ли это, что учитель нарушает твое право? Право, которое защищают все законы и все документы!
- Дело в том, что человек не может быть полностью свободен. Твое право кончается там, где начинаются права других людей. Закон, обязанность примерно вести себя на уроке не разрешает тебе ходить по классу. И еще, по закону, ты не имеешь права мешать другим учиться, ты нарушаешь права других ребят.
Какие еще нарушения прав других ребят на учебу встречаются ?
- допустим если Диана будут разговаривать с Нуранией . Хотя все имеют право на свободу слова.
-или Илья будет слушать песенку по телефону, так как считает, что у него есть право на пользование культурными достижениями.
6.Кроссворд
Сейчас мы с вами заполним кроссворд, вспомнив качества,
помогающие людям не нарушать права и не забывать обязанности (кроссворд
на интерактивной доске):
1. Качество человека, который поступает с другими по правилу: относись к
другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.
Воспитанники: п о р я д о ч н о с т ь
2. Качество человека, который всегда поступает честно по отношению к
другим.
Воспитанники: с п р а в е д л и в о с т ь
3. Качество, которое говорит о толковости, рассудительности.
Воспитанники: р а з у м н о с т ь
4. Качество учтивого человека, соблюдающего все правила приличия.
Воспитанники: в о с п и т а н н о с т ь
5. И тогда такому человеку легко будет жить по принципу: «Твои права
кончаются там, где начинаются ……
Воспитанники: о б я з а н н о с т и
7.Стихи
Выходят чтецы.
1-й чтец:
Все лучшее, что в человеке есть:
Его права и жизнь его, и честь,
Я жизнью пользуясь по праву,
И гордо говорю: имею право!
2-й чтец:
Свободно жить под солнцем и луной
И восхищаться красотой земной;
Не быть рабом и пыток не терпеть,
А песню жизни вдохновенно петь.
1-й чтец:
Могу я погостить за рубежом,
Потом вернуться в свой любимый дом;
Свободу мысли, слова я имею,
Но совесть есть, грубить другим не смею.
2-й чтец:
А подрасту - поможет мне держава
Работу выбрать – я имею право.
Ну а пока я – ученик:
Учу уроки, подаю дневник….
Досугу - час,
А школе - все внимание.
Использую я право
На образование.
прочитаем поговорки
«Требуешь прав своих – не забывай о других!»
«Права есть - так и обязанностей не счесть!»
«Хочешь счастливо жить – умей другим уступить!».
4.Итог.
О чем мы сегодня говорили на занятии ?
Запомните:
Если вы будете достойно выполнять свои обязанности и использовать свои права не нарушая прав окружающих людей, только тогда Вы сможете рассчитывать на такое же ответственное поведение других людей.
Приучайтесь быть обязательными, ответственными людьми, развивайте эти качества в себе сейчас, так как именно такие люди ценятся обществом.