СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культурное развитие Луганщины в период социалистической модернизации

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы к уроку

Просмотр содержимого документа
«Культурное развитие Луганщины в период социалистической модернизации»

Материалы к уроку: «Культурное развитие Луганщины в период социалистической модернизации» Глава 1 Образование и наука



§1 Образование

Бесспорными достижениями 20—30 х гг. было значительное повышение образовательного уровня широких народных масс, развитие образования, культуры, медицины, науки. Уже в конце 1926 г. на Луганщине работало 355 школ по ликвидации безграмотности (ликбез), 100 школ по ликвидации неграмотности среди подростков, 651 общеобразовательная школа, где обучалось около 77,5 тыс. учащихся. К 1940 г. количество школ и число учащихся в них значительно возросло (1168 школ, 337 тыс. учащихся). В школах работало 11,8 тыс. учителей. Среди взрослых неграмотных оставалось менее 15 %. К этому времени в области было 35 техникумов (более 7 тыс. учащихся). Преподавание в абсолютном большинстве школ, техникумов и вузов велось на украинском языке. До 1921 г. на Луганщине не было ни одного высшего учебного заведения. В 1921 г. начинается история нынешних Восточноукраинского национального университета имени Владимира Даля и Луганского национального аграрного университета. Однако становление и развитие высшего образования в области, да и во всем Донбассе, прежде всего, связано с одним из лучших сегодня педагогических университетов Украины – Луганским государственным педагогическим университетом имени Тараса Шевченко. Базой для его создания стали открытые 1 марта 1921 г. губернские педагогические курсы, отнесенные к категории высших учебных заведений. А уже в 1923 г. начал работать Донецкий институт народного образования (ДИНО). В 1931 г. при ДИНО были открыты Учительский институт и филиал Всеукраинского института повышения квалификации учителей. Тремя годами позже ДИНО был преобразован в Луганский государственный педагогический институт, который с 1939 г. носит имя Тараса Шевченко (в 1998 г. институт был преобразован в университет). В 1929—1934 гг. в Лисичанске работал вечерний горный институт, переведенный затем в г. Сталино (ныне г. Донецк). В начале 30-х гг. был образован Рубежанский химико-технологический институт, который выпустил в предвоенные годы 600 инженеров. В 1940 г. начал работу Старобельский учительский институт. В 20—30 е гг. в Кадиевке и в поселке Штергрэс работали высшие технические учебные заведения.


§2 Наука

В области научных исследований весомых результатов в профилактике и лечении глазных болезней достиг последователь академика В. П. Филатова Степан Петруня (впоследствии — профессор, заслуженный врач УССР, почетный гражданин Луганска). Тогда же в крае начали работу первые научно-исследовательские институты, в том числе Рубежанский НИИ органических полупродуктов и красителей. Большой вклад в развитие науки в эти и последующие годы внесли уроженцы Луганщины: специалист в области горного дела Ф. А. Абрамов, который создал научные основы переходных аэро-газодинамических процессов в вентиляционных сетях, разработал аналитические и экспериментальные методы определения и снижения аэродинамического сопротивления выработок, способы и средства контроля параметров рудничной атмосферы, исследовал механизм выбросов угля, породы, газа и предложил ряд способов их предотвращения, химик Ф. С. Бабичев, строитель В. С. Григорьев, физики В. И. Данилов, В. Н. Еременко, С. С. Уразовский, ученые-металловеды П.Т. Емельяненко и С. Т. Кишкин, ботаник-гидробиолог Я. В. Ролл, экономист П. В. Рудницкий, геологи А. В. Сидоренко, В. С. Соболев. Микробиолог К. П. Чепуров - советский украинский микробиолог, родился 18 мая 1918 года в селе Меловое, Луганской области, в 1938 году окончил Харьковский ветеринарный институт, в своих работах исследовал возбудителей инфекционных болезней, возможности создания биологических препаратов. Профессор ДИНО, известный украинский археолог и краевед Сергей Локтюшев родился 1 октября 1878 г. на Рязанщине в купеческой семье. Образование получил в Строгановском училище и в Московском институте археологии.

Его творческая деятельность неразрывно связана с Украиной. Переехав в Луганск, С Локтюшев течение 30 лет изучал доисторическое прошлое, природу, экономику, обычаи, быт и вопросы народонаселения Донбасса. Здесь он стал одним из основателей высшего педагогического образования, краеведческого музея (был его директором). Немало усилий приложил к сохранению памятников материальной культуры и природы, научно-просветительской роботботи.

Под его редакцией и при непосредственном участии в Луганске начали выходить «Труды научного общества Донетчины», «Сборники материалов изучения бассейна Донца». Созданные им научно-краеведческий кружок, археологическая секция по изучению среднего течения Донца и археологический музей Донецкого института народного образования поддерживали тесные связи с научными учреждениями не только Украины и России, но и Западной Европы, США. Широко известными в научных кругах стали открытые и исследованные любителями-учеными под его руководством уникальные палеолитические стоянки Рогалик, Ольховая, Веселая Гора, а также антропологическое воспроизведение подростка с деформированным черепом, выполненное М. Герасимовым.

Творчество С. Локтюшева составляет около 100 научных и популярных работ, посвященных проблемам каменного и бронзового веков и исторического краеведения. В 1925 г. он делегат Всеукраинской конференции краеведов, в 1926 г. выступает с докладом в Институте антропологии во Франции, получает звание Почетного члена Парижской АН. Его исследования «Среднедонецкие курганные захоронения бронзового века с оригинальной бытовой индустрией северокавказского и средиземноморского влияния» высоко оценили отечественные и зарубежные специалисты, а «Доисторический очерк среднего Донбасса » не потерял научной ценности и в наше время.

С первых дней основания Донецкого института народного образования (1923) С. Локтюшев читал в нем курс лекций по археологии, древней истории и краеведению, а с 1938 г. полностью сосредоточился на преподавательской работе, возглавляя кафедру в Луганском пединституте, оставаясь заместителем директора краеведческого музея. Во время Великой Отечественной войны спас ценные музейные коллекции, которые до сих пор являются украшением Луганского художественного музея.

Развитие педагогической мысли Луганщины тесно связан с именем такого выдающегося педагога, как Я. Ф. Чепига. Он почти всю свою жизнь отдал практической и научной деятельности ради развития начальной школы в Украине. Учебники, монографии, статьи по теории и методике начального обучения пользовались популярностью среди украинских учителей. Из более 150 научных трудов Я. Чепиги всего направления на начальную школу приходятся следующие: «Методы обучения в трудовой школе первой концентра» (1930 г.), «Азбука трудового воспитания» (1922 г.), «Трудовой принцип и метод» (1920 г.), «Самовоспитание учителя» (1914 г.). В них Я. Чепига не только раскрывает разнообразные дидактические проблемы, но и предоставляет конкретные организационно-методические рекомендации по изучению того или иного предмета. Свой вклад педагог внёс и в дело ликвидации неграмотности среди взрослого населения Украины. В 1938 году вышел «Букварь для школ грамоты», а через год методические рекомендации к нему, разработанные Я. Чепигой. Учебники и методические пособия педагог создавал в соответствии с принципами трудовой школы, считал, что учебная книга должна идти навстречу внутренним поискам обучающегося человека.



Глава 2 Литература и искусство



§1 Литература

Активное становление новой пролетарской культуры на Луганщине связано со стремительным развитием пролетарской литературы, одним из центров которой стала массовая литературная организация «Союз пролетарских писателей Донбасса «Забой» (далее – «Забой), созданная в конце 1924 года на классово-партийных позициях. В 1927 году она становится филиалом Всеукраинского союза пролетарских писателей (ВУСПП). Но в 1932 году выходит решение ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций», исходя из которого ликвидируются все литературно-искусствоведческие организации и создаётся единая в СССР писательская организация – Союз писателей СССР. В литературной жизни Луганщины «Забой» сыграл огромную роль: он был настоящей школой для начинающих пролетарских писателей, многие из которых стали профессиональными мастерами слова.

В литературе Донбасса появляются новые имена – Г. Баглюк, П. Беспощадный, Ф. Вольный, Б. Горбатов, П. Гайворонский, Ю. Жуков, В. Сосюра, Н. Упеник, И. Приблудный, Г. Терентьев (Кошевенко), Ю. Черкасский, Г. Шишов и другие. Молодые писатели активно печатаются в пролетарской периодике, часто встречаются с читателями в библиотеках промышленных районов, где читают свои произведения, организуют политические дискуссии, помогают библиотекам проводить культурно-просветительную работу, пополняют краеведческие фонды своими книгами. В газетах округа открываются литературные странички, печатаются творческие консультации для начинающих литераторов. «Забой» также имел свою страничку в «Луганской правде», например, в номере от 12 июня 1930 года на 5-ой страничке помещены материалы В. Безродного («Гуртове»), Ю. Черкасского («Строится дом»), Г. Шишова («Письмо»). В №75 от 1 апреля 1930 года на «Литературной страничке» напечатаны отрывок из повести Г. Шишова «Старая шахта», очерк В. Безродного «Катастрофа», стихи Ю. Черкасского, П. Анненкова. На этой же странице помещён редакторский комментарий «Певцы угля» о творчестве Б. Горбатова, Г. Баглюка, П. Беспощадного, Г. Терентьева и Г. Шишова: «Пятеро – лучшие сыны горняцкого коллектива. Их порой тяжёлые, как глыбы угля, слова резко осмеивают гнилое, отжившее и радостно опевают новую эпоху, эпоху бурного роста страны. Литературный Донбасс растёт. Видных – пятеро, а неизвестных, начинающих – толпы».

Частыми гостями на Луганщине были и русские писатели: А. Серафимович, В. Маяковский, А. Жаров, Вс. Иванов, А. Безыменский, К. Симонов и многие другие. В 1931 году в Донбасс приезжает Михаил Светлов, и вместе с Павлом Беспощадным они проводят ряд встреч с рабочими городов Горловки и Енакиево. А в 1934 году в городе Луганске организованы литературные встречи читателей с поэтами Михаилом Матусовским и Николаем Упеником. Общение с ними становится очень важным событием в жизни и творчестве начинающих луганских литераторов, сопровождающих лекционные поездки уже хорошо известных писателей, их встречи с читателями.

Заметный вклад в литературную жизнь Донбасса внёс С. Ф. Черкасенко. Значительное место в творчестве периода его пребывания на Донбассе занимала тема шахтерского труда. Здесь, на Лидиевке С. Ф. Черкасенко работал учителем в школе. Здесь он познакомился с рабочими, труд которых был чрезвычайно опасным и тяжёлым. Его общение с рабочими, размышления об их судьбе наполняли произведения писателя. О шахтерском труде, о жизни в нашем крае он писал в стихотворениях ««Шахтёр», «В шахте», «Монолог», «В царстве ночи». К теме шахтерского труда обращался поэт и когда уже находился за пределами Украины. Произведения писателя о нашем крае не ограничиваются только стихами. Шахтерская земля отображена и в малой прозе Спиридона Черкасенко. В этих произведениях писатель изображал шахтеров, их быт, участие интеллигенции в общественной жизни, а также изобразил детский мир шахтерских виселков. В своих произведениях о шахтерской жизни С. Черкасенко не абсолютизирует причины тяжелого социального положения рабочих, не видит вины только в действиях богачей. Часто причиной трагической судьбы становятся не только экономические условия жизни, но и мораль героев, их социальное поведение («Блажчукова свадьба», «Тося» и др.). В рассказах "Маленький горбун", “Яма», «Бездомные», «Пасхальная ночь», перед читателем предстают радости, удовольствия и страдания детей шахтерских поселков. Трагической изображена писателем судьба ребенка в рассказе «Пасхальная ночь».


§2 Пресса Луганщины

Становление устойчивой системы периодики Луганщины связано с революционными событиями 1917 года, результатом которых стала отмена самодержавной цензуры. Возрождение национального движения обусловило появление большого количества региональных периодических изданий, обозначенных широтой мировоззренческих позиций, социальной активностью и полемичностью авторских суждений. Заметными среди них были "Известия", "Голос крестьянина", "Заря", "Донецкий пролетарий" и др. Активного развития получили печатные СМИ Луганского края в период национально-освободительной борьбы 1917 - 1921 гг. Пополняя свой количественный состав партийными и военными изданиями, пресса стала основным источником информации для народа.

Разруха экономической базы и хозяйственныый кризис нач. 20-х гг., вызванные военно-коммунистическими принципами правления большевиков, тяжелое социальное положение трудящихся, голод и нищета пагубно повлияли на деятельность печатных СМИ, о чем свидетельствует уменьшение количественных показателей: за восьмилетний период нэпа появилось только 5 новых изданий ("Вести ", " Забой "," За лучший урожай ", " Углекоп ", " Крестьянская газета ").

Важной причиной упадка развития прессы Луганщины было введение в нач. 20-х гг. многоуровневой цензурной политики. Значительным вкладом в исследование цензурных воздействий является изучение рукописных архивов неопубликованных журналистских текстов Старобельского районной газеты "Красный хлебороб". Обозначенные социальным напряжением, публицистические произведения разоблачали стереотипы прославления социалистического строительства, привлекали внимание читателей к общественным противоречиям, из-за чего и были запрещены. Анализ этих текстов позволяет отследить иерархию цезурного контроля, начиная от самоцензуры и редакционной цензуры и заканчивая репрессивным идеологическим государственно-административным контролем Главлита, сопровождавшийся органами карательной инспекции ОГПУ-НКВД-МГБ. В таких условиях в кон. 20-х - нач. 30-х гг. ХХ в. луганская журналистика Луганского края окончательно потеряла творческую природу и объективное содержание.

В условиях усиления тоталитаризма (1929 - 1938 рр.) популяризация пролетарской культуры и установление диктатуры достигли небывалых размеров по сравнению с предыдущими годами, о чем свидетельствует значительное количественный рост газет в указанный период до 161 названия. Такие процессы происходят благодаря появлению в это время новых административно-территориальных центров - районов как основного звена социалистического строительства края - и усилению роли районной прессы, главного оружия в организации трудящихся.

Идеологическая стратегия формирования районных изданий в период голодомора нач. 30-х гг. ХХ в. сводилась к защите репрессивного строя и популяризации партийно-советских директив. Усиление роли периодики как главного орудия коммунистической диктатуры набирало новые обороты. Укоренение колхозно-совхозной системы, улучшение состояния развития сельского хозяйства путем сплошной коллективизации привели к большой трагедии в истории украинского народа - голодомору. Многоуровневый цензурный надзор вызвал нивелирования истинного и объективного освещения тогдашней действительности. Однако журналистам Луганщины все же удалось представить историческую правду: авторы находили болезненные факты в глубинах сельской жизни и, прибегая к подтексту, раскрывали негативные процессы тоталитарного строя.

Массовые политические репрессии сер. - кон. 30-х гг. ХХ в. в печатных СМИ Луганщины материально выражены в виде публичного "раскаяния" и разоблачения врагов народа на страницах газет. Начиная с 1935, наблюдаем планомерный рост производственной печати (до 60 газет). Это объясняется активным развитием промышленных отраслей на Луганщине, что сопровождалось введением многотиражных (шахтерских, фабрично-заводских, строительных, транспортных и др.) изданий - эффективного средства организации и пропаганды социалистического типа производства.

В период межвоенного двадцатилетия XX века сформировалась достаточно разветвленная система жанров, представленная произведениями традиционно определенных жанровых групп - информационной, аналитической и художественно-публицистической. Каждая из них органично вписывается в коммуникационную систему партийно-советской эпохи и имеет присущие только ей концептуальные основы. Это обосновывает образование специфических жанровых модификаций, соответствующих социокультурному контексту того времени, и наоборот, отсутствию некоторых из них. Так, в области информационных жанров преобладают заметки (распространенная заметка, хроника, "молния"), репортажи и отчеты, обусловившие одностороннее развитие авторской прагматики. Отсутствие обратной связи, директивность, монологичность газетной речи не способствовали развитию интервью. Заметным является интенсификация аналитической группы жанров, которая с помощью агитационно-пропагандистской риторики, стандартизированной общественно-политической и экспрессивно-образной лексики, формировала мощный идеологический конденсат. Среди аналитических жанров распространялись корреспонденции, статьи (передовая, директивная, пропагандистская), речи и обзоры прессы. Художественно-публицистические медиажанры были малоупотребляемыми, что можно объяснить нивелированием духовно-эстетических ценностей восточноукраинского сообщества, выразившееся в низкой культуре художественно-образного мышления тогдашних авторов. Кратковременное же существование таких сатирических произведений, как фельетон, юмореска и карикатура, объясняет откровенное комическое отображение морально-этических фактов большевистско-советской действительности, противоречие её идеологическим канонам.

Специфической чертой жанровой системы Луганщины стало явление диффузии - сращивание элементов нескольких жанров в рамках одного произведения. Например, наличие репортажных мотивов наблюдаем в жанрах новостной информации, корреспонденциях и статьях производственной тематики. Проблемно-тематическая классификация периодических изданий Луганщины 1917 - 1938 гг. позволяет констатировать, что наиболее многочисленной оказалась партийно-политическая тематическая группа, которая охватывала 50% от всего количества газетных материалов прессы, в частности партийно-законодательные печатные документы (14%) (директивы, резолюции, циркуляры, законы, правовые акты, материалы съездов и т.п.), тексты общественно-политической тематики (17%), а также материалы общественно-политического характера (19%), которые освещали проблемы науки и образования, воспитания молодежи, культуры, искусства, краеведения и тому подобное. Отдельную группу составляют тексты производственной тематики (45%) (фабричные, заводские, шахтерские, строительные, сельскохозяйственные, транспортные, ведомственные, кооперативные). Наименьшую часть (5%) охватывают материалы общеинформационной тематики, которые объединяют рекреативные и рекламно-информационные тексты.

Чрезвычайно важным звеном журналистики 1917 - 1938 гг. являлось освещение социальной проблематики, вскрывавшей болезненные вопросы развития образования и науки, воспитания молодежи и определение общественной роли советской женщины. Обозначенная тема публикаций в исследуемый период обозначена эволюцией, что воспроизводит запросы времени, развитие общественного сознания, зарождение новых методов управления массами. Указанные проблемы освещались на страницах единого издания - общего органа партийного комитета и исполнительной власти, представлявших весомую составляющую в общей системе периодической печати советской эпохи. Обстоятельный анализ социальной проблематики, вербализованной на газетных страницах Луганского края, убедительно доказал её актуальность. Идейное содержание публикаций по молодёжной, женской тематике, а также проблем науки и школьного образования формировало четкую систему идеологических убеждений и выступало гарантом эффективного строительства коммунизма.

В 1940 г. в области издавались 2 областные («Ворошиловградская правда», «Комсомольское племя»), 31 городская и районная газеты и 89 многотиражек, которые играли существенную роль в пропагандистско-информационном влиянии на людей. Общий разовый тираж всех изданий составлял около 285 тыс. экземпляров.

§3 Театральное искусство и массовые праздники

Успехи в ликвидации неграмотности, народном образовании способствовали развитию культуры, росту числа культурно-просветительных учреждений. В конце 1922 гг. в Народном доме Луганска начались спектакли первого в Донбассе профессионального драматического театра (в 1924—1935 гг. – «Шахтерка Донбасса»), художественным руководителем и главным режиссером которого был Г. С. Свободин (с 1932 г. — заслуженный артист УССР). В 1935 г. труппа переехала в Николаев, где был создан драматический театр. В 1931 г. в Луганске был открыт Театр юного зрителя, в котором работали П. И. Ветров (впоследствии – народный артист УССР), А. П. Коженовский (с 1949 г. – заслуженный артист УССР). В 1932—1941 гг. работал Театр оперы и балета, главным дирижером которого был заслуженный артист УССР А. Г. Ерофеев, Русский драматический театр (1939 г.), Театр кукол (1939 г.), дворцы культуры и кинотеатры.
В начале 20 х гг. на Голубовском руднике учителем народной школы работал Иван Паторжинский (впоследствии — профессор Киевской консерватории, народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР), который организовал здесь хор и театральный кружок. Постановка оперы Н. В. Лысенко «Наталка Полтавка» с участием И. С. Паторжинского вызвала восторженные отзывы зрителей. С 1925 г. начались выступления на сцене уроженца с. Лозовая Павловка Бориса Чиркова – известного актера театра и кино, впоследствии Героя Социалистического Труда, четырежды Лауреата Государственной премии СССР. В 20–30 е гг. первые шаги в большое искусство делали уроженцы Луганщины – художники С. Ф. Адамович, С. А. Григорьев, М. А. Рыбальченко, Л. И. Чернов; театральные режиссеры Д. Т. Бондаренко, В. Г. Крайниченко; кинорежиссер и художник А. Л. Птушко; актеры Н. Д. Ворвулев, А. В. Ковалев, Е. А. Коваленко; создатель оркестра народных инструментов, основатель Луганского музыкального училища С. А. Васильев. В конце 30 х гг. в области работало 5 театров, филармония, 893 клуба, 343 стационарные киноустановки, 873 массовые библиотеки с книжным фондом 2,2 млн. экземпляров, 4 музея, парки Первого мая и им. Горького в Луганске.

Театральная жизнь региона в начале 20-х годов представлено преимущественно представлениями гастролирующих драматических, оперных и театров музыкальной комедии. Гастролеры, путешествуя по Донбассу, ставили цели: показать рабочим шахтерского края творчество своих коллективов; изучить потребности и запросы современной им аудитории.
В 20-х годах ХХ века ведутся работы по благоустройству рабочих садов. Особое внимание обращается на культурные мероприятия под открытым небом. Благоустраиваются заводские сады. В бывшем ботаническом саду строится летний театр на 800 человек. Для обслуживания этого театра культотдел райкома металлистов приглашает российскую драматическую труппу в составе 35 человек под управлением режиссера и артиста харьковских театров Добровского.

Любимейшим местом отдыха был Городской Сад (с 1922 носит имя 1 мая). Вход в сад был платным, в саду играл оркестр, торговали буфеты. Зимой заливали каток. В саду были открыты летний театр, «раковина» для оркестра, павильоны. Здесь в садах устраивались Рождественские гуляния. Проводились мероприятия «новогодней ёлки», вокруг которой располагались Балаганчик, маленькие театрики. Народ развлекали петрушки, клоуны, привозились небольшие зверинцы. По постановлению союзных организаций весной 1928 года бывший ботанический сад был передан в распоряжение культкомисии завода № 60. В нем организуются театр и кино. Культкомисия разрабатывает ряд мероприятий по оборудованию и благоустройству сада. Было принято решение построить и оборудовать тир, закупаются игры: домино, шахматы, крокет и другие. Приглашается духовой оркестр. Приглашаются гастролирующие коллективы. Особое внимание обращается на массовую работу: организация массовых и семейных вечеров, древних гуляний.
С начала ХХ в. особое внимание уделяется организации и проведению праздника 1мая. Традиции первомайских праздников укоренились в Луганске еще с 1906 г. Ежегодно луганские рабочие отмечали 1 Мая, за исключением периода реакции в 1909, 1910 и 1911 гг. В этот период и в последующие годы на Луганщине прослеживается тенденция к развитию митинговых действий в массовых праздниках, что особенно характерно для периода первых пятилеток.

С особым воодушевлением первомайский праздник состоялся в городе Бахмут в 1926 г. В праздничном шествии участвовали дети, профсоюзы, воинские части, спортивные организации, допризовники, скауты, учащиеся школ города. Воспитанники детских домов и приютов разъезжали на украшенных грузовиках. Во всех театрах состоялись праздничные концерты и митинги. Вечером торжественно почтили героев труда. Ночью на площади под открытым небом была осуществлена постановка пьесы «Гимн жизни». Во многих селах первомайский праздник прошёл с особым подъемом. В хуторе Теплом Станично-Луганского района была проведена демонстрация с участием 2 тракторов. После этого состоялся торжественный митинг, завершившийся раздачей подарков школьникам. В селе Петровском были устроены первые Октябрины. Планируя первомайский праздник 1928 году в Луганске, руководство города решает перенести празднование на стадион. В рамках празднования прошли свободные движения физкультурников (1700 чел.), массовая инсценировка «Мировой Октябрь» (300 чел.), далее - концерт объединенного духового оркестра в составе 120 человек под управлением Эпштейна, хор детей (120 чел.), хор взрослых (150 чел.), концерт струнного оркестра (100 чел.), выступление велостудии с фигурной ездой. Завершение театрализованной зрелищной программы планировалось в 15 часов. Вечером для всех трудящихся были открыты клубы, сады, кино. В клубах намечались выступления драматических и хоровых кружков, агитационный коллектив синей блузки и т.д. В этот день были отменены остановки транспорта возле Дворца труда и братской могилы, планировалось упростить маршрут театрализованного шествия организаций города и сократить до минимума выступления ораторов на митинге. Стройными колоннами проходли части Красной Армии, дети, бывшие беспризорники из дома-коммуны, железнодорожники, текстильщики и госзавод № 60 и др. Среди демонстрантов ярко выделялись красные флаги, как в далекие годы Великой французской буржуазной революции. Красный был основным геральдичним цветом, на флагах он символизирует бунт, революцию, борьбу. Удачной частью праздника были свободные движения
детей-физкультурников. Одетые во все белое, они яркими пятнышками мелькали на большой площадке стадиона, символизируя чистоту, незапятнанность, невинность, добродетель, радость. Следует отметить, что чаще белый цвет ассоциируется с дневным светом, а также с силой, которая воплощена в молоке. Когда физкультурные движения подходили к концу, со стороны Каменного Брода взлетел самолет. Покружив над Ботаническим садом, он вернул к стадиону и снизился до высоты двухэтажного дома. Аэроплан поднялся ввысь и начал осуществлять «мертвые петли», «скольжение на крыле» и т.д., что вызвало восторженные аплодисменты у всех присутствующих на празднике.

В селах же празднование было хорошо организовано. В хуторах Нижней и Верхней Ольховке проводился вечер воспоминаний, на котором присутствовали казаки. Второго мая здесь состоялась демонстрация. В праздничном шествии приняли участие 3 трактора, которые одновременно служили трибуной на митинге. Также удачно прошел праздник и в других казачьих хуторах. В Петровском сельсовете Станично-Луганского района еще 29 апреля состоялся первомайский вечер, в котором приняли участие все организации хутора. Структура празднования включала в себя демонстрацию, карнавал, спортивные соревнования. Казаки хутора Рогальчик праздновали 1 мая совместно с жителями немецкой колонии северо-кавказского края. Символами Первомая были красный флаг, красная гвоздика, лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».

В 30-е годы ХХ в. на Луганщине распространяется движение художественной самодеятельности. Население проявляет интерес к театрализованным формам развлечений. Традиционными для этого периода стали смотры художественной самодеятельности и театрализованные митинги, которые стали новой формой массовой политической агитации. На театрализованных митингах выступали хоры, оркестры. Готовилось специальное оформление. Различные виды искусства дополняли и усиливали агитационные речи ораторов.

Особое значение приобретают парады физкультурников. В это время происходило открытие летних садов отдыха и организация культурно-массовой работы в них. В эти годы с особым подъемом проводится праздник Великого Октября. Массовость все больше становится объектом тщательного планирования. Необходимо было в вигодном свете представить воплощение советского праздника. В этот период важной была масштабность
мероприятий и прежде всего их неуклонный рост. Поэтому отчеты о проведении праздников начинались, как правило, относительно числа участников, которых не должно было быть меньше чем в прошлом году. Следуя такой количественной логике, праздничные демонстрации начала ХХ века достигли гигантских массовых масштабов. Следует сказать, что важным было не точность этих количественных данных, а именно игра с цифрами как отражение образа советского мышления, в котором «массовость» играла роль центральной референтной величины.

Организация театрализованных действ на Луганщине имела массовый характер. Большое внимание уделялось символическому оформлению и декорированию транспортных средств, изображению деятельности отдельных заводов, с максимальным использованием в образном решении новейших технических возможностей (материалов, звука и т.п.). Кавалькада оформлялась производственными эмблемами, бутафорскими фигурами. Основной формой празднования стали митинги и демонстрации, в оформлении которых используется советская символика (красные флаги, эмблемы и т.д.). Следует отметить, что драматургия праздника как универсального произведения искусства имела важную цель. Происходило разделение по времени различных элементов торжества. Организация развлекательной части во второй половине первого дня и на второй день позволяла избежать смешения политической торжественной части, включающей торжественное собрание, демонстрацию и митинг, и народных гуляний, которые тоже имели идеологическое назначение, а именно: выполняли дидактическую функцию - воспитание в духе коллективизма, а также формирование «хорошего вкуса». Советский праздник рассматривался как символ нового времени и использовался для того, чтобы подчеркнуть контраст между системами и мировоззрениями.

§4 Луганский государственный театр оперы и балета

Оперное искусство Украины приобретает значительное развитие в 20 - 30 гг. XX в., Это связано с открытием новых театров оперы и балета. К этому времени Киевский театр оперы и балета был единственным на всём украинском пространстве, но уже с середины 20-х гг. театры открываются в
Харькове и Одессе. С соблюдением определенных принципов политической культуры советского государства, с целью популяризации классической музыки организованы Правобережная и Левобережная передвижные оперы. Именно с передвижной оперы начинается история Луганского театра оперы и балета. Архивные документы свидетельствуют о том, что в 1932 году театр утвержден как стационарный.

Организованный как стационарный, Луганский театр оперы и балета был расположен в бывшем доме Горно-коммерческого клуба. На первых этапах репертуар состоял из спектаклей русской и европейской оперной классики, также были представлены известные оперы украинских авторов. Постепенно репертуар дополняется оперными спектаклями композиторов ХХ века. Луганский театр оперы и балета вводит в репертуар спектакля «Травиату» Дж. Верди, «Чио-Чио-Сан» Дж. Пуччини, «Демон» А. Рубинштейна, «Пиковую даму» П. Чайковского. В первый творческий коллектив вошли: директор А. Гольцман, режиссеры А. Здиховський, С. Давидович, К. Бердинских, дирижер М. Купер, А. Ерофеев, художники П. Злочевский, А. Власюк. Спектаклем, с которого началась творческая жизнь оперного театра, была опера «Князь Игорь »А. Бородина. Одним из основателей театра стал режиссёр А. Здыховский, деятельность которого продолжалась долгие годы, сначала в Луганске, а когда театр переехал в Донецк, он работал главным режиссером Донецкого театра. Спектакли А. Здыховского отличались высоким художественным мастерством, яркостью, вообще были удачными, поэтому длительное время ставились на сцене оперного театра. В то время в Луганске начинает работать хормейстер и оперный дирижер Макс Купер (1884 - 1959). Ведущим дирижером и заведующим музыкальной частью театра был Александр Гаврилович Ерофеев. Среди выдающихся солистов можно выделить известнейших Н. Нагель, Т. Собецкую, О.Мейер, Н. Лотоцкую, Я. Пиотрович,
В. Старостинецкую, Н. Урбан; П. Павловского, В. Десницкого, И. Хигер, Ю. Сабинина, А. Мартыненко, М. Орбанд, А. Аярова, С. Никитенко и других.

Сезоны 1935 - 1936 гг. были ознаменованы творческим взлетом Луганского театра оперы и балета. К тому времени уже определился репертуар, обозначилась эстетика театра, почти полностью завершилось формирование творческого коллектива. Интересно то, что театр был популярным не только на Донбассе, но и в других областях Украины. На сцене театра в 1935 году с больим успехом шли двенадцать оперных постановок российских, украинских и иностранных композиторов. В 1936 году репертуар включал уже 18 опер. Формирование репертуара контролировалось государством и подвергалось строгой цензуре, поэтому обязательным стало введения в репертуар современных опер и балетов, тематика которых была связана с революционными событиями и страницами истории советского народа В репертуарных списках 1934 – 1935 гг. мы находим сведения о постановке оперы «Разлом» В. Фемилиди и балетов «Красный мак» Р. Глиэра и «Ференджи Б. Яновского. В протоколе заседания художественного совета Донецкого театра оперы и балета от 6-го июля 1936 года указано ввести в репертуар оперу И. Дзержинского «Тихий Дон».

В 1935 - 36 гг. сложилась основная творческая группа, в состав которой входили: директор театра А. Гольцман, художественный руководитель и оперный режиссер Н. Боголюбов, дирижеры А. Ерофеев и М. Купер, режиссеры А. Здыховский, С. Давидович, К. Бердинских, балетмейстер М. Цейтлин, хормейстер В. Трахимович, художник А. Власюк. Особо следует отметить М. Боголюбова, который работал в театре со дня его открытие и вошел в историю искусства как один из выдающихся дирижеров ХХ века. Его творческая деятельность была связана с оперными театрами в Одессе, Баку, Тбилиси, Свердловске, Горьком.

Период 1936 - 1940 гг. стал для Луганского государственного театра оперы и балета новым этапом в достижении высокого профессионального уровня и воплощении новых твоческих поисков. Значительное количество премьер оперных спектаклей состоялась именно в это время. Наиболее удачными стали постановки опер «Тихий Дон», «Поднятая целина» И. Дзержинского, «Бал-маскарад» Дж. Верди, «Мазепа» П. Чайковского, «Броненосец Потёмкин» А. Чишки, но при этом продолжалась работа над постоянным репертуаром. Луганский государственный театр оперы и балета получил признание в широком кругу критиков и музыкантов Украины. Деятельность театра достаточно исчерпывающе освещалась на
страницах украинских газет и журналов. Постепенно коллектив театра приобретал свой качественный и количественный рост. В состав театра входило 250 человек, в том числе: солистов - 40 человек, хор - 45, балет - 45 и оркестр - 45 музыкантов. Некоторых солистов дирекция театра направляла на повышение квалификации в Москву. Для празднования своего восьмилетия в 1940 году коллектив отправляется на гастроли в Сумы. Следующим городом становится Херсон. В сезоне 1939 - 1940 года театр пополняется плеядой мастеров. Так, в Луганск приезжают - режиссер Крамской Сергей Владимирович, художник Ляхович Эдуард Иосифович, ведущий режиссер Серповский Сергей Николаевич, балетмейстер Пушкина Екатерина Антоновна.

По приказу Управления по делам искусств при СНК УССР от 13 сентября 1940 года театр был реорганизован в Донецкий «Музыкальный театр». Так внезапно закончился период существования театра оперы и балета в Луганске. Эти события, очевидно, были связаны с политическими взглядами государственного руководства. С осени 1940 года оперный театр былпереведен в Донецк, где он и продолжил свою деятельность.

Открытие Луганского государственного театра оперы и балета - это событие, которое было очень важной страницей для формирования культурно - художественной среды Луганщины и имело большое влияние на развитие музыкальной культуры в целом. Театр просуществовал с 1932 по 1940 гг. А именно - восемь театральных сезонов. С первых дней Луганский государственный оперный театр имел профессиональную основу, о чем свидетельствует состав режиссерско-постановочной группы оперной и балетной труппы, оркестра. В репертуар театра входили оперные спектакли и балеты западноевропейских, российских, украинских композиторов-классиков и современных композиторов. С каждым театральным сезоном Луганский театр оперы и балета развивался и приобретал новый уровень мастерства. И если в первые годы осуществлялись постановки небольших по форме оперных спектаклей, то дальше мы видим, как усложняется репертуар и происходит постановка таких масштабних опер, как «Аида», «Борис Годунов», «Броненосец Потемкин», «Пиковая дама», «Перекоп», «Поднятая целина».
По мнению критиков, наиболее удачными стали постановки «Запорожец за Дунаем», «Черевички», «Мазепа», «Бал-маскарад», «Иван Сусанин», «Тихий Дон», в которых главные партии исполняли Т. Собецкий, Я. Пиотрович, А. Ярославская, М. Орбанд, Б. Альпер, О. Мейер, П. Иваненко, Ю. Сабинин, С. Никитенко, В. Десницкий. Период 1935 - 1940 гг. по результатам нашего исследования, стал тем временем, когда Луганский оперный театр приобрёл мастерство и получил признание в Украине. Изучение биографии и творческой деятельности художников, которые работали в театре, свидетельствует о том, что именно в Луганском государственном театре осуществилось формрование их профессионального мастерства, которое в дальнейшем было реализовано ими в Большом театре (Москва), Малом оперном театре (Санкт-Петербург), Одесском театре, Киевском театре, Башкирском театре, Белорусском театре (Минск). Луганский оперный театр стал очень важным элементом для развития культуры региона, и в это время все больше обсуждается вопрос о восстановления его деятельности в Луганске. Общественность и творческая элита Луганщины предлагает возобновить деятельность театра оперы и балета.

§5 Луганщина и кинематограф 20-х – 30-х годов ХХ века

Отшумели революционные бури, закончилась разрушительная Гражданская война. Переход к мирному строительству на Луганщине происходил в очень сложной обстановке. После Гражданской войны и революции многие образовательные и культурные учреждения не работали. Только в 1920-е годы приступили к мирному строительству. В это же время начинают создаваться агитационные уголки, избы-читальни, клубы при предприятиях и другие учреждения культуры. С первых дней своего существования советская власть уделяла серьезное внимание идеологическому воспитанию трудящихся. Уже в первые годы революции Коммунистическая партия ставит задачи расширения социальных функций кинематографа. Она рассматривает его не только как средство отдыха и развлечения, но и как орудие просвещения и коммунистического воспитания масс. В новой программе партии, принятой VIII съездом РКП(б) в 1919 году, кино называется в числе главных средств образования. Таким образом, впервые в истории кино упоминается в программе политической партии и впервые становится объектом попечения со стороны государства. На протяжении 1919 года на Украине был принят ряд постановлений, направленных на урегулирование кинодела: Постановление Временного рабоче-крестьянского правительства Украины «О передаче всех театров и кинематографов в ведение отдела образования» (18 января 1919 г.), Декрет Совета Народных комиссаров УССР «О помещениях, занятых театрами и кино» (21 марта 1919 г.), «Положение о филиальных отделах Всеукраинского кинокомитета вХарькове, Екатеринославе, Одессе, Ялте и Ростове-на-Дону» (18 марта 1919 г), Постановление Всеукраинского кинокомитета «Об учете и регистрации кино и фотопредприятий и предметов их производства» (28 марта 1919 г).

В 1920-е годы государство делало многое для развития кинематографа. Кино воспринималось, прежде всего, как способ пропаганды социалистических идей. В связи с этим принимались постановления и распоряжения, регулирующие развитие кино. В январе 1920 года вышло распоряжение ВФКО Наркомпроса о превращении электротеатров в очаги социалистической культуры, об устройстве в театрах научных и агитационных лекций и т. д. Лекторский отдел ВФКО приступил к систематическому устройству научных и агитационных лекций в кинотеатрах. 30 мая 1920 года Наркомпрос УССР принял постановление об организации кинообслуживания и работе внешкольного отдела в условиях наступления белопольских войск. А в июне этого же года принимается по-становление о национализации всех кинофильмов (видовые фильмы, феерии, сказки, научные, комедии и т. д.) и передаче их киносекциям губернских отделов народного образования. 13 марта 1922 года на базе Всеукраинского кинокомитета был создан ВУКФУ – Всеукраинское фотокиноуправление. Эта новая государственная организация объединила всю отрасль, включая киностудии, кинопрокат, кинопромышленность, кинообразование и кинопрессу Украины и Крыма. В Луганске и на территории нынешней Луганской области все киноорганизации подчинялись ВУФКУ и УЗП (Всеукраинское фотокиноуправление и управление зрелищных предприятий). ВУФКУ издает распоряжение для всех губернских отделов народного образования об организации киноработы на агитационно-лекционных пунктах. Коллегия народного образования Украины отправляет местным Советам специальное распоряжение, в котором, в частности, говорилось: «Считая, что все кинематографы и театры служат, как и школа, народному образованию, Советам взять под свой контроль все театры, особенно кинематографы, следить за их деятельностью, направлять их в сторону развития культурных сил народа и закрывать их, если они разрушают творческую работу Советской власти в области народного образования». Успехи в ликвидации неграмотности, народном образовании способствовали развитию культуры, росту числа культурно-просветительных учреждений. Все театры, кино, клубы стали учреждениями, имеющими политико-просветительский характер. Делаются попытки комплектовать фильмофонд, реставрируются старые и открываются новые кинотеатры. К культурно-просветительским киноустановкам относили киноэкраны в рабочих и сельских клубах, которые создавались при предприятиях, учреждениях, домах отдыха, а на селе — при сельских домах культуры, домах-читальнях, даже при сахароперерабатывающих заводах.

В городах и в шахтерских поселках появлись первые кинопередвижки. Необходимо упомянуть и о таком движении, как «Синяя блуза» (см. Приложение 1.) – так в 20-х годах называли агитбригады. В клубах синеблузники участвовали в драмкружках, готовили концерты и выступали на шахтах, ездили в села. Отмечали все торжественные даты. Готовили световую газету – материал писали на стекле, а перед показом киносеанса пропускали через «волшебный фонарь». К концу 1925 года на Украине резко выросло количество кинотеатров и киноклубов с кинозалами. Как писал журнал «Кино» за август 1926 года: «За последние 10 месяцев на территории Украины открылось 540 новых экранов». Было принято решение о реорганизации краевых отделов ВУФКУ. Донецкий отдел состоял из Старобельского, Луганского, Артемовского, Сталинского, Мариупольских округов и охватывал 222 экрана. Советское правительство на первых порах допускало существование частных кинопредприятий. От них требовалось не проводить антисоветскую пропаганду, но не ограничивали в выборе тематики и жанра картин, комплектовании творческих кадров. Так, в 1922 году кинотеатр «Эрмитаж» (см. Приложение 2.) в Луганске сдавался в аренду гражданам Корниенко, Фрейдензон, Каравачев.

В 1920-е годы наиболее популярным является документальное кино, кинохроника, киноочерк. Такие фильмы имели название «культурфильмов» и подразделялись на школьные, научно-популярные и кинохронику. В эти годы были сняты фильмы «Луганск» и «Донбасс», автор-оператор Б. Цейтлин. В 1925 году в Луганске происходила киносъемка картины из истории Гражданской войны, в которой участвовали войсковые части и рабочие организации.

В 1927 году был разработан первый пятилетний план развития народного хозяйства СССР, предусматривавший, в частности, развитие тяжелой индустрии и укрепление основ социалистической экономики. Согласно плану объем машиностроительной продукции следовало увеличить в три раза, что непосредственно отразилось на многих промышленных городах края. Именно после 1927 года на Украине мощный импульс получило градостроительство. В эти же годы перед ВУФКУ была поставлена задача расширения киносети на территории Украины и ускорении кинофикации села, так «как кино в нем является первым проводником культуры» [50]. Если посмотреть на рост киносети Украины, то данные показывают, что если на 1 апреля 1924 года было 314 киноустановок, то на 1 февраля 1927 года – 1501. В Луганске важнейшим мероприятием согласно планам развития тяжелой индустрии явилась коренная реконструкция его крупнейшего предприятия – паровозостроительного завода им. Октябрьской революции. Параллельно с работами по строительству и модернизации промышленных сооружений завода возводились жилые дома для его рабочих и служащих, недалеко от него был создан целый городок и сооружен ряд уникальных зданий – один из крупнейших в республике кинотеатров, машиностроительный техникум, рабочая поликлиника. Начинается работа по реконструкции города. Перестройка культурно-просветительных зданий началась с капитального ремонта двух крупнейших кинотеатров – бывших «Эрмитажа» и «Паласа», где были увеличены фойе, аппаратные будки и усилена вентиляция. В «Паласе» потолок укреплен железными балками. Кинотеатры были переименованы и стали называться «Красный маяк» и «Свет и знание», хотя луганчане называли их по старинке.

В середине 1920-х годов советский кинематограф успешно развивался, и фильмы посыпались как из рога изобилия. Помимо огромной лавины ширпотреба, производились и фильмы, внесшие вклад в развитие не только отечественного, но и мирового искусства. Именно в те годы появился «Броненосец Потемкин» С.Эйзенштейна, фильмы В. Пудовкина, разнообразные по жанрам фильмы Я. Протазанова. Тогда же в народе начал складываться культ кинозвезд. Ходили на любимых актеров, зачастую вне зависимости от того, в каких сюжетах кумиры были задействованы. Рецензии на фильмы, обсуждение их художественных достоинств и недостатков печатали не только специальные издания, посвященные кинематографу, но и местные газеты. В газете «Луганская правда» публикуются не только киноафиши, но и критические заметки.

Кроме художественных фильмов, зрители могли посмотреть кинохронику, первые советские документальные фильмы. В Луганском кинотеатре «Красный маяк» 17 мая 1928 года демонстрировалось пребывание афганского падишаха в Москве, 6 ноября 1928 года кинотеатры «Красный маяк» и «Свет и знание» демонстрируют исторический фильм «Документы эпохи». Особой популярностью пользовался у жителей Луганска кинотеатр «Красный маяк». Из рекламы в газетах тех лет мы видим, что здесь демонстрировались разнообразные по тематике фильмы.

Кино было еще немым, и фильмы шли с титрами. Учитывая малограмотность многих зрителей, титры показывали на экране утомительно долго. В каждом кинотеатре имелся музыкальный иллюстратор – тапер. Перед экраном стоял рояль, на котором тапер разыгрывал некое попурри из мелодий, каждая из которых соответствовала на его взгляд изображаемому эпизоду. Таперы были иногда очень высокой квалификации. В музыку особенно никто не вслушивался, она казалась естественным фоном. Но отсутствие музыки вызывало дружное возмущение всего зала. В первостепенных кинотеатрах немые фильмы иллюстрировал небольшой оркестр, в этом случае в рекламе кинотеатра появлялось примечание: «Кинокартина сопровождается оркестром под управлением того или иного дирижера».

В 1925 году в Луганске был открыт летний кинозал в саду имени Первого мая. И хотя в газетных заметках тех лет неоднократно указывается о заминках в работе «музыкальных иллюстраций» при кинопоказе – «в самых неподходящих местах иллюстратор играл… фокстрот» – первый летний кинозал играл важную роль в культурной жизни города. Из архивных данных известно, что «кино здесь достигло определенных успехов». Особенно зрителям нравился фильм «Крытый фургон» режиссера О. Фрелиха, выходу которого на экран летнего кинозала предшествовали новые световые рекламы. Вообще рекламные плакаты успешно использовались для привлечения зрителей на киносеансы. Показывали кино и в саду им. Ленина, в «клубе Цуповых», и в парковой зоне городка паровозострительного завода. Кроме того, «крутили» кино и при клубах.

Именно в конце 20-х годов центрами общественной и культурной жизни трудящихся становились Дома культуры и рабочие клубы. В репертуаре клубов были такие популярные фильмы, как «Бухта смерти» А. Ромма, «Папиросница из Моссельпрома», «Закройщик из Торжка» Я. Протазанова, «Ягодка любви» и «Сумка дипкурьера» А. Довженко, «Аэлита», «Приключения мистера Веста в стране большевиков», «Наталка-Полтавка». Первым, специально построенным зданием для клуба в Луганске, стал Дворец культуры им. Ленина паровозостроительного завода. У завода был свой клуб – клуб им. В. И. Ленина, организованный в 1920 году. Здесь демонстрировались кинокартины, о чем сообщает, например, газета «Луганская правда» от 19 января 1926 года. Однако правление завода приняло решение построить для клуба новое огромное здание. Этот вопрос был вынесен на обсуждение в горсовет. 27 октября 1926 года принимается решение: строить клуб на площади Розы Люксембург (бывшая Преображенская). Место для застройки было выбрано неудачно: здесь находилась Преображенская церковь, построенная в 1897 году, по названию которой и дали имя площади. На протяжении весны 1927 года в горсовете этот вопрос неоднократно дебатировался, однако в постановлении от 18 мая 1927 года читаем: «Участок земли на площади Розы Люксембург отвести под

постройку клуба-театра Металлистов с таким расчетом, чтобы южная сторона театра от церковной ограды находилась на расстоянии двух метров, а угол здания клуба от восточного угла ул. Ворошилова строился на расстоянии 40 метров». Построенное в 1929 году здание было трехэтажным. На трех этажах расположены зал, вестибюль, фойе, помещения для клубной работы; на втором этаже в центральной выступающей части здания находится большое полукруглое фойе – фактически, отдельный зал. Архитектура клуба наглядно отражает господствовавшую в те годы тенденцию в трактовке таких сооружений – их симметричность относительно оси главного входа и цельность объема, к чему «привязывалась» вся планировочная структура и разбивка интерьеров. Ядром здания является театрально-концертный зал с прямоугольным амфитеатром и наклонным партером; над амфитеатром – опоясывающий зал балкон с мощным выносом и крутым подъемом кресел. Такая структура обеспечивала оптимальную зрительную видимость с любого места, кессонированная конструкция потолка улучшала его акустические качества. В 30-е годы ДК им. В. И. Ленина стал излюбленным местом проведения различных собраний: партийных, агитационных, культурных. Кроме того, зал клуба широко использовался для показа кинофильмов.

Просматривая киножурналы конца 20-х годов, поражает, какое большое внимание уделялось развитию культуры вообще, и кинематографу в частности, в Донбассе. В статье И. Воробьева «Уголь. Металл. Кино», опубликованной в журнале «Кино» № 9 – 10 за 1929 год, читаем: «Донбасс

таит в себе в великую силу не только материальных ценностей, но и ценностей культуры. Навряд ли другая часть Украины так хорошо относится к кинематографу» [26]. И далее автор говорит о том, что необходимо освещать тему Донбасса в кино, создавать художественные и производственные фильмы, строить новые кинотеатры в городах края. Эти мысли поддержала Вседонбасская конференция по вопросам кино, которая постановила превратить «Донбасс в центр пролетарской культуры». Было принято решение о создании культурфильмов о Донбассе и о завершении художественного игрового фильма «Симфония Донбасса». «Энтузиазм (Симфония Донбасса)», вышедший в прокат в 1930 году, стал первым звуковым фильмом режиссера Дзиги Вертова. Вертов детально разработал для картины музыкальный план, по нему композитор Тимофеев написал звуко-шумовой марш. Этот фильм проложил дорогу на экран хроникальным звукам, организованным в симфонию. Чаплин, посмотрев «Симфонию Донбасса», назвал фильм «одной из самых волнующих киносимфоний, которую я когда-либо видел и слышал» [8, с. 74].

В 1930-е годы крупнейшие художники кино большое внимание уделяют современности, развитию жанров, а самое главное – появляется звуковое кино. С появлением звука изменился и род слова: вместо «фильма» стали говорить и писать «фильм». Техника звукового кино пришла к нам в значительной мере из Германии, где слово «фильм» мужского рода, а звуковой фильм называется «тонфильм». С появлением звука одновременно возникает проблема не только новой творческой интерпретации сценарного материала, но и качественного технического обеспечения киносеансов. Для этого кинотеатры реконструируются и оборудуются новой техникой.

В 1930-е годы в Луганске работает семь кинотеатров, которые могли одновременно вместить 3 тысячи зрителей. В Луганске кинотеатр «Красный маяк» по-прежнему остается популярным местом отдыха горожан. Он после некоторого перерыва значительно усовершенствовался и теперь звуковые фильмы подаются намного лучше, чем в первые дни его работы. Следовательно, в Луганск звуковые фильмы пришли без опоздания. Реконструкция кинотеатра подтверждает развитие и востребованность кинотеатров и кинопроката в городе. Иногда в кинотеатры превращали совсем не подходящие помещения. В Луганске находящуюся в Каменном Броде Петропавловскую церковь в 30-е годы закрыли, и в ней разместили кинотеатр «Безбожник», который в 1943 году вновь был преобразован в церковь.

С появлением звукового кино, растет интерес у зрителей к кинематографу, возникает потребность в новых, более вместительных кинотеатрах. В 1934 году в Луганске вводится в эксплуатацию кинотеатр «Октябрь» (см. Приложение 4.). Кинотеатр построен по индивидуальному проекту луганских архитекторов И. Панченко-Кравченко и И. Домбровского. Сооружение этого здания стало значительным событием в культурной жизни города: будучи одним из самых современных и технически совершенных зданий такого рода в стране, оно одновременно серьезно обогатило архитектуру города, став важнейшим элементом композиционной структуры улицы Фрунзе. Характерная особенность здания – цельность и архитектурно-художественное единство его внешнего облика, монументальная ансамблевая значимость. «Октябрь» по праву долгие годы считался самым лучшим кинотеатром в Украине. Кинотеатр имел зрительный зал на 850 мест, колонный, диванный и читальный залы, просторное фойе.

О репертуаре кинотеатров тех лет можно судить по афишам и рекламным объявлениям. С огромным успехом демонстрировались кинокартины «Волга-Волга», «Веселые ребята» Григория Александрова. По воспоминаниям старожилов, очередь в кинотеатр «КИМ» (см. Приложение 3.) растягивалась на пол-улицы. В 30-е годы ежедневно в кинотеатрах проходило по 4 киносеанса. Последний фильм обычно начинался около одиннадцати часов вечера. В предвоенное десятилетие появилось немало отечественных звуковых кинофильмов, ставших киноклассикой. Наибольшее впечатление произвели «Чапаев», «Юность Максима», «Петр Первый», «Бесприданница», «Дети капитана Гранта», «Подкидыш». Немало способствовало успеху этих фильмов участие в них великолепных актеров. Стахановцам был посвящен фильм С. Юткевича «Шахтеры», премьера которого состоялась 23 августа 1937 года. 7 августа 1939 года начал свой прокат художественный фильм о горняках «Большая жизнь». Его молодые авторы – писатель Павел Нилин и режиссер Леонид Луков – уже создали ряд произведений о шахтерах. Для жителей Донбасса фильм «Большая жизнь» стал сразу родным и близким не только потому, что рассказывал о жизни шахтеров, а также благодаря прекрасной песне «Спят курганы темные», до сих пор считающейся в народе гимном шахтерского края. В фильме песню исполнил Лаврентий Масоха. Всенародно любимый фильм стал лидером проката 1940 года – его посмотрели 18,6 млн. зрителей. А 15 марта 1941 года кинокартина «Большая жизнь» за сценарий и режиссуру была награждена Сталинской премией II степени.

В 1936 году издаются нормативы для проектирования кинотеатров, идут поиски их архитектурно-выразительного образа. В Красном Луче был реконструирован кинотеатр им. Кирова. В городе и поселках действовали 20 киноустановок. В 1930 году в Горском в парке культуры и отдыха был построен летний кинотеатр на 700 мест. В 1935 году открылся кинотеатр в Марковке. В 1935 году в центре Кадиевки было завершено строительство кинотеатра «Стахановец». 31 декабря состоялось торжественное открытие кинотеатра. Это было уникальное по планировке здание. Зрительный зал кинотеатра был рассчитан на 900 мест. В кинотеатре было обширное фойе, где устраивались выставки. Первый советский кинотеатр имени Куйбышева в Алчевске начал свою работу в 1937 году.

В июне 1938 года была образована Луганская область, Луганск стал областным центром. Бурный рост экономики и культуры города способствовали росту его населения, которое увеличилось до 213 тысяч в 1940 году. В конце 1930-х годов в Луганской области работало 343 стационарные киноустановки. В кино ходили все. Кино становится самым массовым и любимым народом видом искусства. Веселое, не знающее преград и не боящееся противоречий поколение 20 –30-х годов любило кинематограф.

Таким образом, в 1930-е годы «великий перелом» произошел во всех областях жизни народа и носил весьма противоречивый и спорный характер. На экране создавался идеал для народа – умного, доброго, устанавливающего трудовые рекорды строителя новой жизни, бдительного и беспощадного к врагам. Страна стояла на пороге новых испытаний. Впереди – страшная война и долгие годы общественной стагнации. Однако фильмы того времени навсегда останутся памятью и образцом своего времени – эпохи обыкновенных творцов и их искренних, радостных песен.

§6 Страницы истории луганской детской музыкальной школы № 1

На коллегии районного отдела народного образования 8 февраля 1920 года принято решение о проекте музыкальной школы, выделении кредита в 50000 рублей. Комиссии в составе А. Косого, А. Капустинского и В. Ревво поручено пригласить специалистов. Эту миссию выполнил А. Косой, окончивший Киевскую консерваторию. Основоположниками школы стали воспитанники Московской консерватории С. Чудинова и М. Бибер, выпускница Петербургской консерватории М. Гагнер, Лейпцигской – С. Оловягина. Окончивший Варшавскую консерваторию Я. Эпштейн, впоследствии возглавил это учебное заведение. Школу открыли, 12 февраля 1920 года. Было немало трудностей и с финансированием, и со зданием, неприспособленным для учебного процесса. Сначала школа располагалась на улице Романовской (в настоящее время – улица им. Т. Шевченко), затем – на улице Сараева в районе железнодорожного вокзала, а в 1924 году оказались на улице Ленина в доме № 63. Школа меняла свой адрес, переезжая вместе с роялями и пианино, переданными в учебное заведение после революционной конфискации. Но не менялись её цели и задачи – учить детей музыке. Самых первых посвящали в тайны искусства вокала, игры на фортепиано, скрипке.

Обучение в те годы, согласно архивным документам, стоило 250 рублей в месяц. Но не в каждой семье, где росли талантливые дети, были такие деньги и, естественно, в школу принимали тех, кто мог платить и имел соответствующие способности. Длительное время учебное заведение находилось на полном хозрасчете и, когда педагогам не хватало денег на зарплату, дети играли благотворительные концерты и спектакли.

Во главе просветительской работы стоял организатор детского музыкального театра, один из директоров школы М. Кушлин. Концертов было много, о чём свидетельствуют строки из доклада руководителя школы на заседании бюро секции Просвещения от 22.01.1928 года: «Музыкальной профшколой ведётся художественно-производственная работа. Обслужили постановкой Нардом, Тубдиспансер 2 раза, совторгслужащих, устроили детское утро и дали постановку в ячейке безбожников Эмальзавода, откуда сбор пошёл на усиление вышеозначенной ячейки».

В 30-е годы открывается класс виолончели, духовых и народных инструментов, ведь в Луганске работал театр оперы и балета, располагавший симфоническим оркестром и его артисты преподавали в школе по совмещению. Кроме того, в городе большой известностью пользовался домрист, будущий директор школы и музыкального училища С. А. Васильев. В классах защебетали флейты и кларнеты, затрубили валторны, зазвенели струны домры и гитары. В годы Великой Отечественной войны школа на время прекратила свою деятельность, возобновив её после освобождения города от оккупантов. В 50 – 60 годы в школе учатся многие будущие педагоги Луганского музыкального училища: Майя и Надежда Петруня, Елена Шевченко, Наталия Петренко, Борис Пивник, концертмейстер Московской государственной консерватории Лариса Пантелеева и будущий профессор Киевской консерватории Александр Панов. Далеко не все ученики школы становятся профессиональными музыкантами. А остальные навсегда берут музыку в спутники, и она делает их жизнь ярче, содержательнее, служит им «утешением и подпорой» как мечтал великий Чайковский.


Глава 3 Становление библиотечной сети Луганщины

Несмотря на то, что Украина прошла через потрясения прошлого ХХ века, библиотеки как часть культурного наследия выстояли и сыграли огромную роль в историческом развитии страны. 20-30-е годы были временем зарождения широкой библиотечной сети, которая послужила основой становлении библиотечного дела советской республики.

Библиотеки выступили мощным звеном в системе развёрнутой многоплановой программы строительства социализма. Опыт подпольной работы в дореволюционный период убедительно доказал огромные потенциальные возможности библиотек как организаторов общественных движений, центров политического просвещения, центров ликвидации неграмотности среди городского и сельского населения. Поэтому в первые же годы мирного строительства органы местной советской власти уделяют значительное внимание становлению и развитию библиотек, в том числе и в Луганском крае, способствуют их активной работе с населением, постоянно контролируют деятельность публичных, научно-технических и других библиотек.

В первые годы советской власти в г. Луганске функционировали 12 библиотек. Их деятельность была подчинена указаниям органов окрполитпросвета. Луганская городская библиотечная сеть стремительно разрасталась. Уже в 1922 году было создано библиотечное объединение г. Луганска, в которое вошли библиотечный инспектор Гойхман, зав. Центральной библиотекой Иванчук, сотрудники Центральной библиотеки Королёва и Куренкова, заведующая библиотекой Партшколы Гусакова, сотрудники библиотеки Патронного завода Виданова и Калмыкова, заведующая библиотекой при Объединении промышленников, заведующая библиотекой Учпрофса, сотрудники библиотеки Гарнизонного клуба, заведующая библиотекой текстильного объединения Ляпина.

История ЦОБ своими корнями уходит в дореволюционное прошлое. В 1919 году бывшая земская библиотека преобразована в Центральную Советскую (городскую) библиотеку города Луганска Луганского уезда, который в то время входил в состав Донецкой губернии. В 1923 году Центральная городская библиотека приобретает статус Центральной окружной библиотеки, в штате которой находится 8 сотрудников. С этого времени ЦОБ выполняет функции окружного методического центра для библиотек Луганского округа. На её базе проводят различного рода совещания, семинары для работников луганских библиотек, библиотек райдомов, сельбудов (сельских клубов), изб-читален; работают курсы повышения квалификации для директоров и библиотекарей.

Большую работу ЦОБ проводила по обслуживанию населения передвижными библиотеками. На конец 1929 года по городу Луганску и в его окрестностях функционировало уже 26 библиотек-передвижек, 12 из них обслуживали школы-ликбезы, 14 – военкомат, Дом демобилизованных красноармейцев, пжарную команду, ночной санаторий, больницу. В составе библиотек-передвижек находилось 2300 книг. Иногда составлялись разовые библиотеки-передвижки для обслуживания семинаров, совещаний, курсовых подготовок и переподготовок по заявке окружной инспекции политобразования. Работники библиотеки скомплектовали отдельный книжный фонд для малограмотных читателей. Применяли так называемый метод сближения с библиотекой, для чего организовывали экскурсии в библиотеку, беседы в читальном зале на различные темы. Очень популярным был метод продвижения книг в массы, когда библиотекари занимались книгоношеской работой, обслуживали различные кампании (перевыборы советов, празднование красных дат календаря и др.).

Деятельность ЦОБ пришлась по душе луганчанам, библиотека действительно стала центром культурного общения и политического просвещения читателей. Наибольшим спросом у луганчан пользовались: на первом месте русская беллетристика (38%), на втором месте – украинская беллетристика (26%), на третьем месте – научная литература (24%), далее следует детскалитература (12%).

В 30-х годах деятельность библиотеки всё более расширяется, в 1936 году ей присвоено имя Алексея Максимовича Горького, а в 1938 году библиотека приобретает статус Луганской областной универсальной научной библиотеки. Значительно пополняется её книжный фонд, который к этому времени составляет 125 тысяч экземпляров.

Примечательным явлением начала 20-х годов было открытие библиотек при клубах, находившхся в ведении крупных промышленных предприятий, или на самих предприятиях. При клубе имени Карла Маркса была библиотека с книжным фондом в 12500 экземпляров. В ноябре 1922 года открыт клуб имени В.И.Ленина завода имени «Октябрьской Революции» с библиотекой в 4383 книги. Объединённый клуб рабочих и красноармейцев города Луганска начал функционировать с декабря 1922 года. Его первая библиотека насчитывала 300 экземпляров. Клуб Союза совработников открыли 10 ноября 1922 года, и уже 7 декабря принято решение о выделении 100 тысяч рублей для библиотеки на закупку книг в Москве через магазин «Пролетарий». В библиотеке при Гарнизонном клубе в октябре 1922 года насчитывалось 1250 книг, 52 читателя. Не установлена дата открытия библиотеки при клубе завода им.Сталина, но из финансовых отчётов просматривается её наличие и число книг, так, на 1935 год их насчитывалось 17145 экземпляров. По годовому отчету клуба им. Косиора на 1.01.1936 года на балансе библиотеки находилось 22 440 книги. Сохранился отчёт о работе библиотеки при фабрике имени К. Е. Ворошилова за февраль 1923 года. Согласно отчёта, библиотеку посетили 681 человек, 55 из них – дети до 12 лет, 139 – читатели в возрасте от 13 до 18 лет, 335 – мужчины, 152 – женщины. По социальному положенню – 188 рабочих и 193 служащих. Выдано 971 книгу. Одной из самих крупных библиотек была бибилотека при Патронном заводе. К концу 1922 года её фонд насчитывал около 14000 книг. Активно функционировали библиотеки при Центральном Рабочем Клубе, при клубе имени М. Я. Свердлова, при Объединении промышленников. Открывались специализированные библиотеки при различных учреждениях образования и культуры.

Значительный интерес представляют библиотеки при крупных промышленных предприятиях. Деятельность библиотеки Луганского паровозостроительного завода имени Октябрьской революции в первые десятилетия советского периода стала показательной для библиотек ведущих предприятий города. С 1924 года библиотека получает статус научно-технической библиотеки, второй ее филиал – профсоюзная библиотека. В 1929 г. в городе Луганске был построен замечательный Дворец культуры, которому присвоили имя В.И.Ленина. В нем отвели для профсоюзной библиотеки завода специальные помещения под хранилище и читальный зал.

Большую воспитательную и культурно-просветительную работу с населением проводили библиотеки районов, входящих территориально в Луганский округ. Библиотечная работа проводилась на трех уровнях – районные библиотеки, библиотеки при сельских клубах (сельбудах) и избы-читальни. Такая система позволяла охватить практически все население Луганщины.

В конце 30-х годов библиотечная сеть Луганщины формируется как сильное идеологическое звено в системе построения нового социалистического общества. В это время в Луганской области насчитывают около 900 только массовых библиотек с книжным фондом в 2 200 000 экземпляров, и по-прежнему активно продолжают работу специализированные библиотеки.

Таким образом, становление библиотечной сети в Луганском крае в первые десятилетия советской власти шло в ногу со своим временем – временем революционных изменений, трагизмом гражданской войны и трудовых свершений первых пятилеток. Несмотря на всю сложность переходной исторической эпохи, времена страшних лихолетий, острую классовую борьбу библиотеки Луганщины выполнили свою историческую миссию в развитии культуры родного края. Созданная в эти годы библиотечная сеть стала мощной основой современной разветвлённой библиотечной системы Луганской области. Будучи мощными идеологическими институциями, библиотеки в своей истории отразили эпохи грандиозных преобразований поколений, и в этом их неоспоримая значимость для человечества.
















5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!