Культурное пространство империи во второй половине XIX в.
Федотов Павел Андреевич
Федотов Павел Андреевич (1815-1852) Мастер сатирического направления в живописи, положившийначало критического реализма в бытовом жанре. Федотов как ни кто другой показал в своих работах темные стороны русской действительности, по-гоголевски высмеивая человеческие пороки и недостатки.
«Свежий кавалер», 1848 г.
« Все холера виновата », 1848 г.
Василий Васильевич Верещагин
Василий Васильевич Верещагин (1842-1904) знаменитый русский художник, большой мастер батальной сцены. Родился 26 октября 1842 года, в семье помещика.
« Апофеоз войны », 1871 г.
« Наполеон I на Бородинских высотах », 1897 г.
«Японка», 1903 г.
Скульптура во второй половине XIX века переживает кризис. В отличие от первой половины девятнадцатого века с его стилем строгого классицизма, во второй половине девятнадцатого века в произведениях станковой скульптуры появились жанровые и бытовые сцены народной жизни, стало больше деталей и подробностей.
Марк Матвеевич Антокольский (1843–1902)
Наиболее известным из мастеров этого времени был М. М. Антокольский. По своим воззрениям он примыкал к передвижникам. изображением "монументальных личностей": "Иван Грозный" 1870), "Петр I" (1872), "Ермак" (1891), "Христос" (1874), "Смерть Сократа" (1875), "Спиноза" (1882), "Мефистофель" (1883) - таковы главные произведения скульптора, сами названия которых достаточно красноречиво свидетельствуют о склонности к историческим
«Иван Грозный»
«Ермак»
«Петр I »
Опекушин Александр Михайлович
Также важным событием в культурной жизни страны стало открытие в 1880 году памятника А. С. Пушкину в Москве, который был установлен на народные пожертвования. Автором памятника был скульптор А. М. Опекушин.
Михаил Осипович Микешин
Кризис монументализма в искусстве второй половины века казался и на развитии монументальной скульптуры. Скульптура, конечно, не исчезает вовсе, но памятники становятся или излишне патетичными, дробными по силуэту, детализированными, чего не избежал и М.О. Микешин в своем памятнике «Тысячелетию России» в Новгороде (1862) и в памятнике Екатерине II в Петербурге (1873).
«Тысячелетие России»
«Екатерина II »
На развитии архитектуры второй половины XIX века отразилось развитие российского капитализма после реформы 1861 года. Появлению новых типов архитектурных сооружений того времени — вокзалов, крытых рынков, доходных домов, больниц, школ - способствовало развитие промышленности, увеличение торговли, рост производительных сил. Русский классицизм в XIX веке уступает место эклетике или историзму. Новый стиль состоял в подражании готике, барокко, ренессансу и древнерусскому искусству.
Примером господства эклектики могут служить здания архитекторов: М.Е. Месмахера (Архив государственного совета в Петербурге)и Балтийский вокзал архитектора А. И. Кракау.
ВЕРХНИЕ ТОРГОВЫЕ РЯДЫ НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ В МОСКВЕ (1890-1893 гг.) А.Н. ПОМЕРАНЦЕВ
ВЕРХНИЕ ТОРГОВЫЕ РЯДЫ (интерьер)
А. А. Семенова и О. В. Шервуда Исторический музей в Москве (1875-1881 гг.)
А. А. Парланда Храм Спаса на крови в Петербурге (1883-1907 гг.)
Широкое распространение получил неорусский (или псевдорусский стиль). В моду вошли шатровые завершения, башенки, фигурные наличники. Особенности архитектуры того времени: инженерное искусство, поиск прочных, но при этом дешёвых материалов. Также собой страницей русской архитектуры XIX в. стали многоэтажные дома.
АРХИТЕКТУРА и СКУЛЬПТУРА II ПОЛОВИНЫ XIX В.
И.Ропета, «Терем» в Абрамцеве под Москвой (1873)
ПСЕВДОРУССКИЙ (РОПЕТОВСКИЙ) СТИЛЬ – это течение в русской архитектуре XIX — начала XX веков, основанное на использовании традиций древнерусского зодчества и народного искусства, а также ассоциируемых с ними элементов византийской
архитектуры.
Музыка:
Вторая половина XIX в. - время расцвета русского музыкального искусства. Его символом стало творчество «Могучей кучки» - содружества пяти выдающихся русских композиторов: М. А. Балакирева , М. П. Мусорского, Ц. А. Кюи, А. П. Бородина, Н. А. Римского- Корсакова.
Русское музыкальное искусство конца XIX — начала XX в. представлено творчеством различных поколений. В 1880 — 1890-е годы еще интенсивно сочиняет Чайковский , который к началу 1890-х годов стал автором таких выдающихся творений, как Пятая (1888) и Шестая симфонии (1893), балеты «Спящая красавица» (1889) и «Щелкунчик» (1892), оперы «Пиковая дама» (1890), «Иоланта» (1891).
До 1908 г. продолжает композиторскую деятельность Римский-Корсаков , откликаясь на запросы времени. В своих последних операх-сказках «Кащей Бессмертный» (1901) и «Золотой петушок» (1907) он выступает со злой сатирой на самодержавие. К середине 1890-х годов достигает полной зрелости творчество их учеников — Глазунова, Лядова, Танеева, Аренского, Калинникова. В годы перед первой русской революции расцветает творчество композиторов XX в. — Скрябина и Рахманинова. В предоктябрьское десятилетие становятся известными имена Стравинского, Прокофьева, Мясковского.
Театр:
Появляются пьесы великого русского драматурга А. Н. Островского, который создал около полусотни пьес («Гроза», «Лес», «Бесприданница», «Волки овцы» и др.).
Первое представление пьесы Островского состоялось 14 января 1853 г. на сцене Малого театра, когда была сыграна комедия «Не в свои сани не садись».
Свой вклад в отечественную музыку внес и рано скончавшийся Василий Сергеевич Калинников (1866 — 1901). Его Первая симфония (1895) до сих пор покоряет необыкновенной свежестью, русской распевностью, глубоким ощущением родной природы.
Театр:
В 1870-е годы взошла звезда М. Н. Ермоловой. Благодаря ее игре театр получил такое острое социальное звучание , что был запрещен после нескольких представлений.
Малый Театр
Александрийский театр
Вторая половина 19 века стала временем возрождения интереса к древним полузабытым русским ремеслам.
Изделия народных мастеров из предметов повседневного быта превращаются в произведения искусства.
В России складываются или возрождаются художественные школы, получившие мировую известность.