СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культурное пространство Российской империи во второй половине XIX в

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для 9 класса о культуре Российской империи во второй половине XIX в. (живопись, скульптура, архитектура, музыка, театр).

Просмотр содержимого документа
«Культурное пространство Российской империи во второй половине XIX в»

Культурное пространство империи во второй половине XIX в.

Культурное пространство империи во второй половине XIX в.

Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич (1815-1852) Мастер сатирического направления в живописи, положившийначало критического реализма в бытовом жанре. Федотов как ни кто другой показал в своих работах темные стороны русской действительности, по-гоголевски высмеивая человеческие пороки и недостатки.

Федотов Павел Андреевич

Федотов Павел Андреевич (1815-1852) Мастер сатирического направления в живописи, положившийначало критического реализма в бытовом жанре. Федотов как ни кто другой показал в своих работах темные стороны русской действительности, по-гоголевски высмеивая человеческие пороки и недостатки.

«Свежий кавалер», 1848 г. « Все холера виновата », 1848 г.

«Свежий кавалер», 1848 г.

« Все холера виновата », 1848 г.

Василий Васильевич Верещагин Василий Васильевич Верещагин (1842-1904) знаменитый русский художник, большой мастер батальной сцены. Родился 26 октября 1842 года, в семье помещика.

Василий Васильевич Верещагин

Василий Васильевич Верещагин (1842-1904) знаменитый русский художник, большой мастер батальной сцены. Родился 26 октября 1842 года, в семье помещика.

« Апофеоз войны », 1871 г.

« Апофеоз войны », 1871 г.

« Наполеон I на Бородинских высотах », 1897 г.  «Японка», 1903 г.

« Наполеон I на Бородинских высотах », 1897 г.

«Японка», 1903 г.

Скульптура во второй половине XIX века переживает кризис. В отличие от первой половины девятнадцатого века с его стилем строгого классицизма, во второй половине девятнадцатого века в произведениях станковой скульптуры появились жанровые и бытовые сцены народной жизни, стало больше деталей и подробностей. 

Скульптура во второй половине XIX века переживает кризис. В отличие от первой половины девятнадцатого века с его стилем строгого классицизма, во второй половине девятнадцатого века в произведениях станковой скульптуры появились жанровые и бытовые сцены народной жизни, стало больше деталей и подробностей. 

Марк Матвеевич Антокольский (1843–1902) Наиболее известным из мастеров этого времени был М. М. Антокольский. По своим воззрениям он примыкал к передвижникам. изображением

Марк Матвеевич Антокольский (1843–1902)

Наиболее известным из мастеров этого времени был М. М. Антокольский. По своим воззрениям он примыкал к передвижникам. изображением "монументальных личностей": "Иван Грозный" 1870), "Петр I" (1872), "Ермак" (1891), "Христос" (1874), "Смерть Сократа" (1875), "Спиноза" (1882), "Мефистофель" (1883) - таковы главные произведения скульптора, сами названия которых достаточно красноречиво свидетельствуют о склонности к историческим

«Иван Грозный» «Ермак» «Петр I »

«Иван Грозный»

«Ермак»

«Петр I »

Опекушин Александр Михайлович Также важным событием в культурной жизни страны стало открытие в 1880 году памятника А. С. Пушкину в Москве, который был установлен на народные пожертвования. Автором памятника был скульптор А. М. Опекушин.

Опекушин Александр Михайлович

Также важным событием в культурной жизни страны стало открытие в 1880 году памятника А. С. Пушкину в Москве, который был установлен на народные пожертвования. Автором памятника был скульптор А. М. Опекушин.

Михаил Осипович Микешин Кризис монументализма в искусстве второй половины века казался и на развитии монументальной скульптуры. Скульптура, конечно, не исчезает вовсе, но памятники становятся или излишне патетичными, дробными по силуэту, детализированными, чего не избежал и М.О. Микешин в своем памятнике «Тысячелетию России» в Новгороде (1862) и в памятнике Екатерине II в Петербурге (1873).

Михаил Осипович Микешин

Кризис монументализма в искусстве второй половины века казался и на развитии монументальной скульптуры. Скульптура, конечно, не исчезает вовсе, но памятники становятся или излишне патетичными, дробными по силуэту, детализированными, чего не избежал и М.О. Микешин в своем памятнике «Тысячелетию России» в Новгороде (1862) и в памятнике Екатерине II в Петербурге (1873).

«Тысячелетие России» «Екатерина II »

«Тысячелетие России»

«Екатерина II »

На развитии архитектуры второй половины XIX века отразилось развитие российского капитализма после реформы 1861 года. Появлению новых типов архитектурных сооружений того времени — вокзалов, крытых рынков, доходных домов, больниц, школ - способствовало развитие промышленности, увеличение торговли, рост производительных сил.  Русский классицизм в XIX веке уступает место эклетике или историзму. Новый стиль состоял в подражании готике, барокко, ренессансу и древнерусскому искусству.

На развитии архитектуры второй половины XIX века отразилось развитие российского капитализма после реформы 1861 года. Появлению новых типов архитектурных сооружений того времени — вокзалов, крытых рынков, доходных домов, больниц, школ - способствовало развитие промышленности, увеличение торговли, рост производительных сил.  Русский классицизм в XIX веке уступает место эклетике или историзму. Новый стиль состоял в подражании готике, барокко, ренессансу и древнерусскому искусству.

Примером господства эклектики могут служить здания архитекторов: М.Е. Месмахера (Архив государственного совета в Петербурге)и Балтийский вокзал архитектора А. И. Кракау.

Примером господства эклектики могут служить здания архитекторов: М.Е. Месмахера (Архив государственного совета в Петербурге)и Балтийский вокзал архитектора А. И. Кракау.

ВЕРХНИЕ ТОРГОВЫЕ РЯДЫ НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ В МОСКВЕ (1890-1893 гг.)  А.Н. ПОМЕРАНЦЕВ

ВЕРХНИЕ ТОРГОВЫЕ РЯДЫ НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ В МОСКВЕ (1890-1893 гг.) А.Н. ПОМЕРАНЦЕВ

ВЕРХНИЕ ТОРГОВЫЕ РЯДЫ (интерьер)

ВЕРХНИЕ ТОРГОВЫЕ РЯДЫ (интерьер)

А. А. Семенова и О. В. Шервуда  Исторический музей в Москве  (1875-1881 гг.)

А. А. Семенова и О. В. Шервуда Исторический музей в Москве (1875-1881 гг.)

А. А. Парланда Храм Спаса на крови в Петербурге (1883-1907 гг.)

А. А. Парланда Храм Спаса на крови в Петербурге (1883-1907 гг.)

Широкое распространение получил неорусский (или псевдорусский стиль). В моду вошли шатровые завершения, башенки, фигурные наличники. Особенности архитектуры того времени: инженерное искусство, поиск прочных, но при этом дешёвых материалов. Также собой страницей русской архитектуры XIX в. стали многоэтажные дома.

Широкое распространение получил неорусский (или псевдорусский стиль). В моду вошли шатровые завершения, башенки, фигурные наличники. Особенности архитектуры того времени: инженерное искусство, поиск прочных, но при этом дешёвых материалов. Также собой страницей русской архитектуры XIX в. стали многоэтажные дома.

АРХИТЕКТУРА и СКУЛЬПТУРА  II ПОЛОВИНЫ XIX В. И.Ропета, «Терем» в Абрамцеве под Москвой (1873) ПСЕВДОРУССКИЙ (РОПЕТОВСКИЙ) СТИЛЬ – это течение в русской архитектуре XIX — начала XX веков, основанное на использовании традиций древнерусского зодчества и народного искусства, а также ассоциируемых с ними элементов византийской  архитектуры.

АРХИТЕКТУРА и СКУЛЬПТУРА II ПОЛОВИНЫ XIX В.

И.Ропета, «Терем» в Абрамцеве под Москвой (1873)

ПСЕВДОРУССКИЙ (РОПЕТОВСКИЙ) СТИЛЬ – это течение в русской архитектуре XIX — начала XX веков, основанное на использовании традиций древнерусского зодчества и народного искусства, а также ассоциируемых с ними элементов византийской 

архитектуры.

Музыка: Вторая половина XIX в. - время расцвета русского музыкального искусства. Его символом стало творчество «Могучей кучки» - содружества пяти выдающихся русских композиторов: М. А. Балакирева , М. П. Мусорского, Ц. А. Кюи, А. П. Бородина, Н. А. Римского- Корсакова.

Музыка:

Вторая половина XIX в. - время расцвета русского музыкального искусства. Его символом стало творчество «Могучей кучки» - содружества пяти выдающихся русских композиторов: М. А. Балакирева , М. П. Мусорского, Ц. А. Кюи, А. П. Бородина, Н. А. Римского- Корсакова.

Русское музыкальное искусство конца XIX — начала XX в. представлено творчеством различных поколений. В 1880 — 1890-е годы еще интенсивно сочиняет  Чайковский , который к началу 1890-х годов стал автором таких выдающихся творений, как Пятая (1888) и Шестая симфонии (1893), балеты «Спящая красавица» (1889) и «Щелкунчик» (1892), оперы «Пиковая дама» (1890), «Иоланта» (1891).

Русское музыкальное искусство конца XIX — начала XX в. представлено творчеством различных поколений. В 1880 — 1890-е годы еще интенсивно сочиняет  Чайковский , который к началу 1890-х годов стал автором таких выдающихся творений, как Пятая (1888) и Шестая симфонии (1893), балеты «Спящая красавица» (1889) и «Щелкунчик» (1892), оперы «Пиковая дама» (1890), «Иоланта» (1891).

До 1908 г. продолжает композиторскую деятельность  Римский-Корсаков , откликаясь на запросы времени. В своих последних операх-сказках «Кащей Бессмертный» (1901) и «Золотой петушок» (1907) он выступает со злой сатирой на самодержавие. К середине 1890-х годов достигает полной зрелости творчество их учеников — Глазунова, Лядова, Танеева, Аренского, Калинникова. В годы перед первой русской революции расцветает творчество композиторов XX в. — Скрябина и Рахманинова. В предоктябрьское десятилетие становятся известными имена Стравинского, Прокофьева, Мясковского.

До 1908 г. продолжает композиторскую деятельность  Римский-Корсаков , откликаясь на запросы времени. В своих последних операх-сказках «Кащей Бессмертный» (1901) и «Золотой петушок» (1907) он выступает со злой сатирой на самодержавие. К середине 1890-х годов достигает полной зрелости творчество их учеников — Глазунова, Лядова, Танеева, Аренского, Калинникова. В годы перед первой русской революции расцветает творчество композиторов XX в. — Скрябина и Рахманинова. В предоктябрьское десятилетие становятся известными имена Стравинского, Прокофьева, Мясковского.

Театр: Появляются пьесы великого русского драматурга А. Н. Островского, который создал около полусотни пьес («Гроза», «Лес», «Бесприданница», «Волки овцы» и др.). Первое представление пьесы Островского состоялось 14 января 1853 г. на сцене Малого театра, когда была сыграна комедия «Не в свои сани не садись».

Театр:

Появляются пьесы великого русского драматурга А. Н. Островского, который создал около полусотни пьес («Гроза», «Лес», «Бесприданница», «Волки овцы» и др.).

Первое представление пьесы Островского состоялось 14 января 1853 г. на сцене Малого театра, когда была сыграна комедия «Не в свои сани не садись».

Свой вклад в отечественную музыку внес и рано скончавшийся  Василий Сергеевич Калинников  (1866 — 1901). Его Первая симфония (1895) до сих пор покоряет необыкновенной свежестью, русской распевностью, глубоким ощущением родной природы.

Свой вклад в отечественную музыку внес и рано скончавшийся  Василий Сергеевич Калинников  (1866 — 1901). Его Первая симфония (1895) до сих пор покоряет необыкновенной свежестью, русской распевностью, глубоким ощущением родной природы.

Театр: В 1870-е годы взошла звезда М. Н. Ермоловой. Благодаря ее игре театр получил такое острое социальное звучание , что был запрещен после нескольких представлений.

Театр:

В 1870-е годы взошла звезда М. Н. Ермоловой. Благодаря ее игре театр получил такое острое социальное звучание , что был запрещен после нескольких представлений.

Малый Театр

Малый Театр

Александрийский театр

Александрийский театр

Вторая половина 19 века стала временем возрождения интереса к древним полузабытым русским ремеслам. Изделия народных мастеров из предметов повседневного быта превращаются в произведения искусства. В России складываются или возрождаются художественные школы, получившие мировую известность.

Вторая половина 19 века стала временем возрождения интереса к древним полузабытым русским ремеслам.

Изделия народных мастеров из предметов повседневного быта превращаются в произведения искусства.

В России складываются или возрождаются художественные школы, получившие мировую известность.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!