2.1Культура
Виды и формы культуры
Взаимодействие культур
Учреждения культуры
Виды и формы культуры
Как уже отмечалось, в Древнем Риме под словом «культура» (лат. cultura) понимали возделывание почвы, ее обработку, а позже — все изменения в природе, происходящие под воздействием человека. В дальнейшем этим термином обозначали все созданное человеком. Культура стала пониматься как созданная человеком вторая природа, надстроенная над первой, естественной, природой, как весь созданный человеком мир. Она охватывает всю совокупность достижений общества в материальной и духовной жизни.
В этом понятии фиксируются как общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и качественное своеобразие исторически конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития, в рамках определенных эпох.
Культура — специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.
Выделяют два основных вида культуры:
материальную;
духовную.
Материальная культура представлена материальными предметами в виде сооружений, зданий, орудий труда, произведений искусства, предметов повседневного обихода и т.д. Духовная культура включает знания, верования, убеждения, духовные ценности, идеологию, мораль, язык, законы, традиции, обычаи, достигаемые и усваиваемые людьми. Духовная культура характеризует внутреннее богатство сознания, степень развитости самого человека.
Дмитриевский собор во Владимире — великий памятник древнерусской архитектуры
Однако не всякие материальные или духовные продукты, созданные людьми, становятся частью культуры, а только те, которые приняты членами общества или его частью и закреплены, укоренены в их сознании посредством записи на бумаге, других носителях информации, в виде навыков, знаний, обычаев, обрядов и т.д. Закрепленный таким образом продукт может быть передан другим людям, последующим поколениям как культурное наследие.
Разделение культуры на материальную и духовную соответствует двум основным видам производства: материальному и духовному. Классификация культуры может проводиться и по особенностям поведения, сознания и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни (культура труда, культура быта, художественная культура, политическая культура), по способу жизнедеятельности отдельного индивида (личная культура), социальной группы (культура класса) и т.д.
Культура воплощается в практической деятельности людей — производственной, бытовой, политической, художественной, научной, учебной и т.д., поэтому культурное содержание можно выделить в сфере любой целенаправленной социальной деятельности человека. Это многообразие проявлений культуры обусловливает многозначность ее определений. Понятие культуры употребляется в значении исторических эпох (например, античная или средневековая культура), разных этнических общностей (культура древних греков, русская культура), специфических сфер жизни или деятельности (культура труда, политическая культура).
Основными элементами культуры служат:
Благодаря языку человек структурирует и воспринимает окружающий мир. Язык обеспечивает взаимопонимание людей и служит важнейшим средством общения, хранения и передачи информации из поколения в поколение. Тем самым общий язык поддерживает сплоченность общества.
Ценности — одобряемые и разделяемые большинством общества убеждения относительно поставленных перед человеком целей и основных средств их достижения.
Ценности определяют смысл деятельности человека и общества в целом. В процессе взаимодействия между собой люди оценивают предметы и явления с точки зрения их соответствия своим потребностям, с точки зрения их полезности и допустимости. Совокупность принимаемых личностью ценностей называется ценностной ориентацией. Различают ценности всего общества в целом и ценности отдельных социальных общностей, классов, групп. Система ценностей может складываться стихийно, а может представлять собой теоретически сформулированную систему взглядов. В последнем случае говорят об идеологии.
Культура играет большую роль в жизни общества. Она выступает средством сосредоточения, хранения и передачи человеческого опыта. В связи с этим выделяют несколько функций культуры.
Прежде всего — это регулятивная функция. Формируя систему ценностей, культура регулирует характер поведения людей. Например, человек, разделяя ту или иную ценность, будет стремиться к реализации ценностных установок и установлению связи с теми, кто разделяет его ценностную ориентацию. Таким образом, ценностное содержание культуры выступает в качестве регулятора человеческого поведения.
Развиваясь в рамках общества, индивид усваивает общепринятые правила и культурные ценности, включаясь в комплекс межчеловеческого общения, — тем самым формируется его личность. Таким образом, культура способствует становлению личности, выполняя образовательную и воспитательную функции.
Культурные нормы не являются достоянием только одного человека. Они разделяются многими людьми, а иногда и всем обществом в целом. В этом случае культура выполняет объединяющую (интегративную) функцию, обеспечивая единство общества.
В культуре сосредоточен богатый исторический опыт общества (группы, класса, народа). В связи с этим она выполняет ретранслирующую функцию — передачу этого опыта последующим поколениям.
Культура общества — многоплановое явление, состоящее из множества ее разновидностей. Общество — неоднородно, входящие в него группы имеют свой набор ценностей и норм. Поэтому выделяют несколько разновидностей культуры.
Различают следующие формы культуры:
народная;
элитарная;
массовая.
Народная культура развивается как коллективное творчество народа на основе преемственности и традиции. Она представляет собой синтез материальных и духовных ценностей. Образцами народной культуры служат сказки, песни, былины, одежда, обряды, орудия труда и быта и т.д. Авторы произведений народного творчества неизвестны. Передаваясь из поколения в поколение, произведения народной культуры могут дополняться, видоизменяться, но в то же время сохраняют присущий каждому народу особый колорит, те характерные черты, по которым можно определить, какой народ создал данное произведение. В науке совокупность проявлений народного творчества называется фольклором (от англ. folklore — народная мудрость). Его принято делить на устно-поэтическое творчество, комплекс музыкальных, игровых и хореографических видов творчества, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Фольклор каждого народа отличается самобытностью, ярко выраженным этническим своеобразием, особенностями региональных и стилевых проявлений.
Выступление фольклорного ансамбля
Элитарная культура рассчитана на ее восприятие ограниченным кругом людей, которые обладают особой художественной восприимчивостью. Эта часть общества оценивается как элита (от фр. elite — лучшее, отборное).
Элитарная, или салонная, культура была в прежние времена уделом высших слоев общества, например дворянства. В настоящее время элитарной культурой называют сложные для понимания широких слоев населения произведения музыки, драматургии, литературы, кинематографа. Создание произведений в рамках элитарной культуры часто служит средством самоутверждения их авторов. Результаты такого творчества становятся предметом оживленной полемики критиков и искусствоведов, но не всегда востребованы как объект массового духовного потребления. Однако в истории есть немало примеров, когда то явление культуры, которое изначально получало название «элитарное», оказывалось временной формой самоутверждения отдельных социальных групп, быстро становилось модным и превращалось в объект культурного освоения широкими слоями населения, т.е. в объект массовой культуры.
Массовая культура — наиболее типичный способ существования культуры в условиях современного общества. В отличие от элитарной массовая культура сознательно ориентирует распространяемые ею ценности на усредненный уровень развития потребителей ее произведений. Средствами распространения массовой культуры служат книги, пресса, кино, телевидение, радио, видео- и звукозаписи, т.е. те объекты, которые могут многократно тиражироваться с помощью современных технических средств. Запросы потребителей массовой культуры складываются стихийно и способствуют конкуренции в сфере индустрии развлечений. Будучи прибыльным делом, она стала своеобразным сектором экономики, называемым в обиходе шоу-бизнесом.
Массовая культура характеризуется общедоступностью и легкостью усвоения создаваемых ею ценностей, не требующих особо развитого эстетического вкуса, и рассчитана в большинстве случаев на проведение досуга. Она таит в себе возможности мощного средства воздействия на общественное сознание для нивелирования взглядов и идеализации существующих общественных институтов. Иногда нравственная неразборчивость массовой культуры, ставка на зрелищность и привлечение аудитории любой ценой способствуют культивированию сцен насилия, низменных инстинктов, популяризируют представителей криминального мира, абсолютизируют западный образ жизни.
С развитием информационного общества появилось такое понятие, как экранная культура, распространяемая через средства массовой информации. Она является частью современной массовой и элитарной культур, многократно растиражированной через различные электронные носители. Экранная культура включает три основных элемента: кинокультуру, телекультуру и компьютерную (Интернет) культуру. Распространение экранной культуры средствами кино, телевидения, Интернета привело к изменению картины мира, видения человека. С одной стороны, можно утверждать, что в культуре произошла смена эпох — монополия книги была подорвана экраном. Несомненно, книга не должна потерять своего значения не только как источник информации (подавляющее большинство книг не отцифровано), но и как источник эстетического наслаждения. С другой стороны, экранная культура — это этап развития письменной культуры, которая формируется на основе последних достижений современной цивилизации: компьютеров, телевидения, видеотехники, современных средств связи. Экранная культура позволяет человеку самостоятельно и мгновенно выйти в информационное пространство, расширить диапазон выбора. Таким образом, экранная культура представляет собой систему таких взаимосвязанных элементов, как кино-, теле- и компьютерная культуры, системообразующим признаком которых является представление информации в аудиовизуальном и динамичном виде.
Многоплановость социальных связей и групп, специфика исторических эпох обусловили обширное видовое разнообразие культур. Например, выделяют светскую и религиозную, национальную и интернациональную, политическую, экономическую, эстетическую, художественную, нравственную, научную, правовую и другие виды культуры.
Все достижения общества в материальной и духовной сферах можно охарактеризовать как общую культуру. В то же время общество состоит из множества социальных групп, у каждой из которых существует своя система культурных ценностей.
Субкультура — система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, но связанная с ней.
Так, например, различают городскую и деревенскую, молодежную и национальную, криминальную и профессиональную субкультуры и т.д. Они отличаются от доминирующей и друг от друга ценностями, нормами поведения, стилем жизни и даже языком.
Культурный человек всегда знает и готов соблюдать основные нормы поведения.
Особую разновидность субкультуры представляет контркультура, которая не только отличается от доминирующей, но и противостоит ей, находится с ней в конфликте, например: криминальная контркультура, контркультура неформальных молодежных группировок (панков, хиппи) и др. Если представители субкультур хотя специфично и неполностью, но все же воспринимают базисные ценности и нормы общества, то представители контркультур отказываются от этих ценностей и противопоставляют себя обществу.
На фестивале хиппи
Молодежь как социальная группа наиболее подвержена различного рода влияниям, как положительным, так и отрицательным. Поэтому всегда актуальны проблемы духовного кризиса и поиска в молодежной среде. Период взросления сопровождается не только поиском своего места в жизни, но и часто отрицанием того, что внушалось в детстве. Проявление духовного кризиса можно увидеть в пренебрежении моральными принципами общества, национальными устоями, культурой, в слепом подражании Западу, стремлении получить удовольствие любой ценой. Некоторые молодые люди не считают неприемлемым переступить через моральные нормы для того, чтобы добиться успеха. В этих условиях есть реальная опасность потери молодым поколением своего интеллектуального и социального потенциала.
Чтобы этого не произошло, необходимо предпринимать меры по нравственному воспитанию молодежи, формированию у нее моральных ценностных установок, идеалов и нравственных ориентиров. Главную роль в этом должно играть государство, которое в первую очередь должно быть заинтересовано в становлении морально-нравственных основ гражданского общества. Нужно создать комплексное и эффективное законодательство, защищающее нравственное здоровье детей и молодежи, обеспечивающее информационную безопасность молодых людей, позволяющее повысить воспитательное воздействие семьи, ее роль в социализации детей. Необходимо обеспечить развитие безопасной социальной инфраструктуры для организации досуга детей и молодежи, предотвращения продажи детям и молодежи алкогольной продукции, пива, табачных изделий и наркотических средств, профилактики борьбы с их употреблением.
Но только лишь внешнее воздействие не будет эффективным без осознания самим молодым человеком необходимости следовать положительным нравственным идеалам, без стремления его к самосовершенствованию.
Взаимодействие культур
Культура не есть нечто застывшее, неизменное. Она динамична, постоянно развивается, пополняясь новыми элементами. В то же время сохраняется преемственность между историческими этапами развития культуры, что позволяет говорить об особенностях национальных культур. В некоторых случаях изменения могут касаться художественного стиля, производственных технологий, правил поведения и т.д., но при этом сущность культуры в целом остается неизменной.
Изменения в культуре могут происходить как в процессе целенаправленной деятельности людей (в литературе, науке, искусстве), так и в результате стихийного заимствования культурных ценностей.
Взаимное проникновение элементов культуры из одного общества в другое при их соприкосновении называется диффузией. Такое проникновение может быть двусторонним, когда оба общества (народа) приобретают достижения культуры каждого из них, и односторонним, когда культурное влияние одного народа преобладает над влиянием другого. Новые образцы культуры могут насаждаться принудительно в результате порабощения одного народа другим или насаждаться победившей в политической борьбе социальной группой.
Взаимодействие культур может проявляться на разных уровнях. Обмен товарами, информацией, эпизодические контакты или даже устойчивые экономические и другие отношения, не затрагивающие глубоких уровней в образе жизни представителей той и другой культуры, еще не являются взаимодействием культур. Этот процесс идет постепенно, в течение длительного времени, иногда незаметно не только для отдельного человека, но и для целого поколения.
Выделяют следующие уровни взаимодействия культур:
этнический — характерен для отношений между различными этносами;
национальный — связан с отношениями государственно-политических структур;
цивилизационный — возникает в отношениях различных цивилизаций.
В общении стран и народов мира чаще всего пересекаются процессы, характерные для всех трех уровней взаимодействия.
Культурное воспроизводство — процесс эволюционного развития культуры, включающий ее преемственность, изменение и развитие.
С одной стороны, культура есть способ существования общества. Невозможно правильно понять процесс общественного развития, его динамику, если не вникнуть в сущность ценностно-культурных идеалов людей, определяющих содержание и смысл их поступков. С другой стороны, общество само выступает источником развития культуры. Все это означает неразрывную взаимосвязь культуры и общества.
Учреждения культуры
Приобщение к культурным ценностям зависит от желания самого человека. Но в определенные периоды исторического развития доступ к ним имели лишь представители привилегированных сословий. Для большинства народа возможности получения образования, культурного развития в целом были ограниченны. В настоящее время государство гарантирует свободу доступа к культурным ценностям. Статья 44 Конституции Российской Федерации гласит: «1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом. 2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям».
Большую роль в реализации прав человека в сфере культуры играют учреждения культуры.
В настоящее время сложились различные типы учреждений культуры — клубы, дома культуры, центры досуга, парки культуры и отдыха, библиотеки, музеи, театры, кинотеатры, культурно-спортивные комплексы, музыкальные школы и школы искусств.
Учреждения культуры — государственные и негосударственные организации, осуществляющие деятельность в той или иной области культурной жизни.
Клубы, дома культуры, центры досуга — это многофункциональные учреждения, которые создают человеку разнообразные условия для развития и отдыха, оказывают на него комплексное интеллектуальное и эмоциональное воздействие. При них действуют различные кружки, секции, творческие коллективы, позволяющие человеку раскрыть свой творческий потенциал.
Парки культуры и отдыха создаются с целью использования природных условий для организации досуга на открытом воздухе.
Библиотеки — это учреждения культуры, осуществляющие хранение книг и других печатных изданий, их систематизацию, предоставление их в пользование читателям. Но библиотеки являются не только хранилищем книг. Они ведут большую просветительскую работу, организуя творческие вечера, лектории, выставки.
Российская государственная библиотека. Москва
Музеи — это учреждения, собирающие и экспонирующие материальные и духовные ценности. Музеи проводят культурно-просветительную работу, занимаются научно-исследовательской работой. В зависимости от профиля музеи бывают исторические, краеведческие, естественно-научные, искусствоведческие и др.
Театр — это учреждение, предназначенное для представления драматических произведений перед публикой. Главное лицо в спектакле — это актер, воплотивший в себе художественный образ. Зритель видит живую игру актеров, сопереживает происходящему на сцене. Различают театры драматические, оперные, музыкальные, детские, кукольные и др.
Наиболее популярным типом учреждений культуры является кинотеатр — учреждение, предназначенное для осуществления показа кинофильмов. Современные кинотеатры оборудованы по последнему слову техники, что позволяет полностью погрузиться в происходящее на экране.
Культурно-спортивные комплексы предоставляют возможность заниматься различными видами спорта.
Музыкальные школы и школы искусств осуществляют обучение музыке, живописи, хореографии и др.