СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культура.......

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Культура.......»

2.1Культура

  • Ви­ды и фор­мы культу­ры

  • Вза­имо­действие культур

  • Уч­режде­ния культу­ры

Виды и формы культуры

Как уже от­ме­чалось, в Древ­нем Ри­ме под сло­вом «культу­ра» (лат. cultura) по­нима­ли воз­де­лыва­ние поч­вы, ее об­ра­бот­ку, а поз­же — все из­ме­нения в при­роде, про­ис­хо­дящие под воз­действи­ем че­лове­ка. В дальнейшем этим тер­ми­ном обоз­на­чали все соз­данное че­лове­ком. Культу­ра ста­ла по­ниматься как соз­данная че­лове­ком вто­рая при­рода, надс­тро­ен­ная над пер­вой, ес­тес­твен­ной, при­родой, как весь соз­данный че­лове­ком мир. Она ох­ва­тыва­ет всю со­вокуп­ность дос­ти­жений об­ще­ства в ма­тери­альной и ду­хов­ной жиз­ни.

В этом по­нятии фик­си­ру­ют­ся как об­щее от­ли­чие че­лове­че­ской жиз­не­де­ятельно­сти от би­оло­гиче­ских форм жиз­ни, так и ка­чес­твен­ное сво­еоб­ра­зие ис­то­риче­ски кон­крет­ных форм этой жиз­не­де­ятельно­сти на раз­личных эта­пах об­ще­ствен­но­го раз­ви­тия, в рам­ках оп­ре­делен­ных эпох.

Культу­ра — спе­цифи­чес­кий спо­соб ор­га­низа­ции и раз­ви­тия че­лове­че­ской жиз­не­де­ятельно­сти, пред­став­ленный в про­дук­тах ма­тери­ально­го и ду­хов­но­го тру­да, в сис­те­ме со­ци­альных норм и уч­режде­ний, в ду­хов­ных цен­ностях, в со­вокуп­ности от­но­шений лю­дей к при­роде, меж­ду со­бой и к са­мим се­бе.

Вы­деля­ют два ос­новных ви­да культу­ры:

  • ма­тери­альную;

  • ду­хов­ную.

Ма­тери­альная культу­ра пред­став­ле­на ма­тери­альны­ми пред­ме­тами в ви­де со­ору­жений, зда­ний, ору­дий тру­да, про­из­ве­дений ис­кус­ства, пред­ме­тов по­всед­невно­го оби­хода и т.д. Ду­хов­ная культу­ра вклю­ча­ет зна­ния, ве­рова­ния, убеж­де­ния, ду­хов­ные цен­ности, иде­оло­гию, мо­раль, язык, за­коны, тра­диции, обы­чаи, дос­ти­га­емые и ус­ва­ива­емые людьми. Ду­хов­ная культу­ра ха­рак­те­ризу­ет внут­реннее бо­гатс­тво со­зна­ния, сте­пень раз­ви­тос­ти са­мого че­лове­ка.

Дмитриевский собор во Владимире — великий памятник древнерусской архитектуры

Од­на­ко не вся­кие ма­тери­альные или ду­хов­ные про­дук­ты, соз­данные людьми, ста­новят­ся частью культу­ры, а только те, ко­торые при­няты чле­нами об­ще­ства или его частью и за­креп­ле­ны, уко­рене­ны в их со­зна­нии пос­редс­твом за­писи на бу­маге, дру­гих но­сите­лях ин­форма­ции, в ви­де на­выков, зна­ний, обы­ча­ев, об­ря­дов и т.д. За­креп­ленный та­ким об­ра­зом про­дукт мо­жет быть пе­редан дру­гим лю­дям, пос­ле­ду­ющим по­коле­ни­ям как культур­ное нас­ле­дие.

Раз­де­ление культу­ры на ма­тери­альную и ду­хов­ную со­от­ветс­тву­ет двум ос­новным ви­дам про­из­вод­ства: ма­тери­ально­му и ду­хов­но­му. Клас­си­фика­ция культу­ры мо­жет про­водиться и по осо­бен­ностям по­веде­ния, со­зна­ния и де­ятельно­сти лю­дей в кон­крет­ных сфе­рах об­ще­ствен­ной жиз­ни (культу­ра тру­да, культу­ра бы­та, ху­доже­ствен­ная культу­ра, по­лити­че­ская культу­ра), по спо­собу жиз­не­де­ятельно­сти от­дельно­го ин­ди­вида (лич­ная культу­ра), со­ци­альной груп­пы (культу­ра клас­са) и т.д.

Культу­ра воп­ло­ща­ет­ся в прак­ти­чес­кой де­ятельно­сти лю­дей — про­из­вод­ствен­ной, бы­товой, по­лити­че­ской, ху­доже­ствен­ной, на­уч­ной, учеб­ной и т.д., по­это­му культур­ное со­дер­жа­ние мож­но вы­делить в сфе­ре лю­бой це­лена­прав­ленной со­ци­альной де­ятельно­сти че­лове­ка. Это мно­го­об­ра­зие про­яв­ле­ний культу­ры обус­ловли­ва­ет мно­гоз­начность ее оп­ре­деле­ний. По­нятие культу­ры упот­ребля­ет­ся в зна­чении ис­то­риче­ских эпох (на­при­мер, ан­тичная или сред­не­веко­вая культу­ра), раз­ных эт­ни­чес­ких об­щнос­тей (культу­ра древ­них гре­ков, рус­ская культу­ра), спе­цифи­чес­ких сфер жиз­ни или де­ятельно­сти (культу­ра тру­да, по­лити­че­ская культу­ра).

Ос­новны­ми эле­мен­та­ми культу­ры слу­жат:

  • язык;

  • цен­ности;

  • нор­мы.

Бла­года­ря язы­ку че­ловек струк­ту­риру­ет и вос­при­нима­ет ок­ру­жа­ющий мир. Язык обес­пе­чива­ет вза­имо­пони­мание лю­дей и слу­жит важ­нейшим средс­твом об­ще­ния, хра­нения и пе­реда­чи ин­форма­ции из по­коле­ния в по­коле­ние. Тем са­мым об­щий язык под­держи­ва­ет спло­чен­ность об­ще­ства.

Цен­ности — одоб­ря­емые и раз­де­ля­емые большинс­твом об­ще­ства убеж­де­ния от­но­сительно пос­тавлен­ных пе­ред че­лове­ком це­лей и ос­новных средств их дос­ти­жения.

Цен­ности оп­ре­деля­ют смысл де­ятельно­сти че­лове­ка и об­ще­ства в це­лом. В про­цес­се вза­имо­действия меж­ду со­бой лю­ди оце­нива­ют пред­ме­ты и яв­ле­ния с точ­ки зре­ния их со­от­ветс­твия сво­им по­треб­ностям, с точ­ки зре­ния их по­лез­ности и до­пус­ти­мос­ти. Со­вокуп­ность при­нима­емых лич­ностью цен­ностей на­зыва­ет­ся цен­нос­тной ори­ен­та­ци­ей. Раз­ли­ча­ют цен­ности все­го об­ще­ства в це­лом и цен­ности от­дельных со­ци­альных об­щнос­тей, клас­сов, групп. Сис­те­ма цен­ностей мо­жет скла­дываться сти­хийно, а мо­жет пред­став­лять со­бой те­оре­тиче­ски сфор­му­лиро­ван­ную сис­те­му взгля­дов. В пос­леднем слу­чае го­ворят об иде­оло­гии.

Культу­ра иг­ра­ет большую роль в жиз­ни об­ще­ства. Она выс­ту­па­ет средс­твом сос­ре­дото­чения, хра­нения и пе­реда­чи че­лове­че­ско­го опы­та. В свя­зи с этим вы­деля­ют не­сколько фун­кций культу­ры.

Преж­де все­го — это ре­гуля­тив­ная фун­кция. Фор­ми­руя сис­те­му цен­ностей, культу­ра ре­гули­ру­ет ха­рак­тер по­веде­ния лю­дей. Нап­ри­мер, че­ловек, раз­де­ляя ту или иную цен­ность, бу­дет стре­миться к ре­али­зации цен­нос­тных ус­та­новок и ус­та­нов­ле­нию свя­зи с те­ми, кто раз­де­ля­ет его цен­нос­тную ори­ен­та­цию. Та­ким об­ра­зом, цен­нос­тное со­дер­жа­ние культу­ры выс­ту­па­ет в ка­чес­тве ре­гуля­тора че­лове­че­ско­го по­веде­ния.

Раз­ви­ва­ясь в рам­ках об­ще­ства, ин­ди­вид ус­ва­ива­ет об­щепри­нятые пра­вила и культур­ные цен­ности, вклю­ча­ясь в ком­плекс меж­че­лове­че­ско­го об­ще­ния, — тем са­мым фор­ми­ру­ет­ся его лич­ность. Та­ким об­ра­зом, культу­ра спо­собс­тву­ет ста­нов­ле­нию лич­ности, вы­пол­няя об­ра­зова­тельную и вос­пи­тательную фун­кции.

Культур­ные нор­мы не яв­ля­ют­ся дос­то­яни­ем только од­но­го че­лове­ка. Они раз­де­ля­ют­ся мно­гими людьми, а иног­да и всем об­ще­ством в це­лом. В этом слу­чае культу­ра вы­пол­ня­ет объеди­ня­ющую (ин­тегра­тив­ную) фун­кцию, обес­пе­чивая единс­тво об­ще­ства.

В культу­ре сос­ре­дото­чен бо­гатый ис­то­риче­ский опыт об­ще­ства (груп­пы, клас­са, на­рода). В свя­зи с этим она вы­пол­ня­ет рет­ран­сли­ру­ющую фун­кцию — пе­реда­чу это­го опы­та пос­ле­ду­ющим по­коле­ни­ям.

Культу­ра об­ще­ства — мно­гоп­ла­новое яв­ле­ние, сос­то­ящее из мно­жес­тва ее раз­но­вид­ностей. Об­щес­тво — не­од­но­род­но, вхо­дящие в не­го груп­пы име­ют свой на­бор цен­ностей и норм. По­это­му вы­деля­ют не­сколько раз­но­вид­ностей культу­ры.

Раз­ли­ча­ют сле­ду­ющие фор­мы культу­ры:

  • на­род­ная;

  • эли­тар­ная;

  • мас­со­вая.

На­род­ная культу­ра раз­ви­ва­ет­ся как кол­лектив­ное твор­чес­тво на­рода на ос­но­ве пре­емс­твен­ности и тра­диции. Она пред­став­ля­ет со­бой син­тез ма­тери­альных и ду­хов­ных цен­ностей. Об­разца­ми на­род­ной культу­ры слу­жат сказ­ки, пес­ни, бы­лины, одеж­да, об­ря­ды, ору­дия тру­да и бы­та и т.д. Ав­то­ры про­из­ве­дений на­род­но­го твор­чес­тва не­из­вес­тны. Пе­реда­ва­ясь из по­коле­ния в по­коле­ние, про­из­ве­дения на­род­ной культу­ры мо­гут до­пол­няться, ви­до­из­ме­няться, но в то же вре­мя сох­ра­ня­ют при­сущий каж­до­му на­роду осо­бый ко­лорит, те ха­рак­терные чер­ты, по ко­торым мож­но оп­ре­делить, ка­кой на­род соз­дал дан­ное про­из­ве­дение. В на­уке со­вокуп­ность про­яв­ле­ний на­род­но­го твор­чес­тва на­зыва­ет­ся фолькло­ром (от англ. folklore — на­род­ная муд­рость). Его при­нято де­лить на ус­тно-по­эти­чес­кое твор­чес­тво, ком­плекс му­зыкальных, иг­ро­вых и хо­ре­ог­ра­фичес­ких ви­дов твор­чес­тва, изоб­ра­зительное и де­кора­тив­но-прик­ладное ис­кус­ство. Фольклор каж­до­го на­рода от­ли­ча­ет­ся са­мобыт­ностью, яр­ко вы­ражен­ным эт­ни­чес­ким сво­еоб­ра­зи­ем, осо­бен­ностя­ми ре­ги­ональных и сти­левых про­яв­ле­ний.

Выступление фольклорного ансамбля

Эли­тар­ная культу­ра рас­счи­тана на ее вос­при­ятие ог­ра­ничен­ным кру­гом лю­дей, ко­торые об­ла­да­ют осо­бой ху­доже­ствен­ной вос­при­им­чи­востью. Эта часть об­ще­ства оце­нива­ет­ся как эли­та (от фр. elite — луч­шее, от­борное).

Эли­тар­ная, или са­лон­ная, культу­ра бы­ла в преж­ние вре­мена уде­лом выс­ших сло­ев об­ще­ства, на­при­мер дво­рянс­тва. В нас­то­ящее вре­мя эли­тар­ной культу­рой на­зыва­ют слож­ные для по­нима­ния ши­роких сло­ев на­селе­ния про­из­ве­дения му­зыки, дра­матур­гии, ли­тера­туры, ки­нема­тог­ра­фа. Соз­да­ние про­из­ве­дений в рам­ках эли­тар­ной культу­ры час­то слу­жит средс­твом са­мо­ут­вер­жде­ния их ав­то­ров. Ре­зульта­ты та­кого твор­чес­тва ста­новят­ся пред­ме­том ожив­ленной по­леми­ки кри­тиков и ис­кус­ство­ведов, но не всег­да вос­тре­бова­ны как объект мас­со­вого ду­хов­но­го пот­ребле­ния. Од­на­ко в ис­то­рии есть не­мало при­меров, ког­да то яв­ле­ние культу­ры, ко­торое из­на­чально по­луча­ло наз­ва­ние «эли­тар­ное», ока­зыва­лось вре­мен­ной фор­мой са­мо­ут­вер­жде­ния от­дельных со­ци­альных групп, быс­тро ста­нови­лось мод­ным и прев­ра­щалось в объект культур­но­го ос­во­ения ши­роки­ми сло­ями на­селе­ния, т.е. в объект мас­со­вой культу­ры.

Мас­со­вая культу­ра — на­ибо­лее ти­пич­ный спо­соб су­щес­тво­вания культу­ры в ус­ло­ви­ях со­вре­мен­но­го об­ще­ства. В от­ли­чие от эли­тар­ной мас­со­вая культу­ра соз­на­тельно ори­ен­ти­ру­ет рас­простра­ня­емые ею цен­ности на ус­реднен­ный уро­вень раз­ви­тия пот­ре­бите­лей ее про­из­ве­дений. Средс­тва­ми рас­простра­нения мас­со­вой культу­ры слу­жат кни­ги, прес­са, ки­но, те­леви­дение, ра­дио, ви­део- и зву­ко­за­писи, т.е. те объек­ты, ко­торые мо­гут мно­гок­ратно ти­ражи­роваться с по­мощью со­вре­мен­ных тех­ни­че­ских средств. Зап­ро­сы пот­ре­бите­лей мас­со­вой культу­ры скла­дыва­ют­ся сти­хийно и спо­собс­тву­ют кон­ку­рен­ции в сфе­ре ин­дус­трии раз­вле­чений. Бу­дучи при­быльным де­лом, она ста­ла сво­еоб­разным сек­то­ром эко­номи­ки, на­зыва­емым в оби­ходе шоу-биз­не­сом.

Мас­со­вая культу­ра ха­рак­те­ризу­ет­ся об­ще­дос­тупностью и лег­костью ус­во­ения соз­да­ва­емых ею цен­ностей, не тре­бу­ющих осо­бо раз­ви­того эс­те­тичес­ко­го вку­са, и рас­счи­тана в большинс­тве слу­ча­ев на про­веде­ние до­суга. Она та­ит в се­бе воз­можнос­ти мощ­но­го средс­тва воз­действия на об­ще­ствен­ное со­зна­ние для ни­вели­рова­ния взгля­дов и иде­али­зации су­щес­тву­ющих об­ще­ствен­ных ин­сти­тутов. Иног­да нравс­твен­ная не­раз­борчи­вость мас­со­вой культу­ры, став­ка на зре­лищ­ность и прив­ле­чение а­уди­тории лю­бой це­ной спо­собс­тву­ют культи­виро­ванию сцен на­силия, низ­менных ин­стинктов, по­пуля­ризи­ру­ют пред­ста­вите­лей кри­минально­го ми­ра, аб­со­люти­зиру­ют за­пад­ный об­раз жиз­ни.

С раз­ви­ти­ем ин­форма­ци­он­но­го об­ще­ства по­яви­лось та­кое по­нятие, как эк­ранная культу­ра, рас­простра­ня­емая че­рез средс­тва мас­со­вой ин­форма­ции. Она яв­ля­ет­ся частью со­вре­мен­ной мас­со­вой и эли­тар­ной культур, мно­гок­ратно рас­ти­ражи­рован­ной че­рез раз­личные элек­трон­ные но­сите­ли. Эк­ранная культу­ра вклю­ча­ет три ос­новных эле­мен­та: ки­нокульту­ру, те­лекульту­ру и компьютер­ную (Ин­тернет) культу­ру. Рас­простра­нение эк­ранной культу­ры средс­тва­ми ки­но, те­леви­дения, Ин­терне­та при­вело к из­ме­нению кар­ти­ны ми­ра, ви­дения че­лове­ка. С од­ной сто­роны, мож­но ут­вер­ждать, что в культу­ре про­изош­ла сме­на эпох — мо­нопо­лия кни­ги бы­ла по­дор­ва­на эк­ра­ном. Не­сом­ненно, кни­га не дол­жна по­терять сво­его зна­чения не только как ис­точник ин­форма­ции (по­дав­ля­ющее большинс­тво книг не от­цифро­вано), но и как ис­точник эс­те­тичес­ко­го нас­лажде­ния. С дру­гой сто­роны, эк­ранная культу­ра — это этап раз­ви­тия письмен­ной культу­ры, ко­торая фор­ми­ру­ет­ся на ос­но­ве пос­ледних дос­ти­жений со­вре­мен­ной ци­вили­зации: компьюте­ров, те­леви­дения, ви­де­отех­ни­ки, со­вре­мен­ных средств свя­зи. Эк­ранная культу­ра поз­во­ля­ет че­лове­ку са­мо­сто­ятельно и мгно­вен­но выйти в ин­форма­ци­он­ное прос­транс­тво, рас­ши­рить ди­апа­зон вы­бора. Та­ким об­ра­зом, эк­ранная культу­ра пред­став­ля­ет со­бой сис­те­му та­ких вза­имос­вя­зан­ных эле­мен­тов, как ки­но-, те­ле- и компьютер­ная культу­ры, сис­те­мо­об­ра­зу­ющим приз­на­ком ко­торых яв­ля­ет­ся пред­став­ле­ние ин­форма­ции в а­уди­ови­зу­альном и ди­намич­ном ви­де.

Мно­гоп­ла­новость со­ци­альных свя­зей и групп, спе­цифи­ка ис­то­риче­ских эпох обус­ло­вили об­ширное ви­довое раз­но­об­ра­зие культур. Нап­ри­мер, вы­деля­ют свет­скую и ре­лиги­оз­ную, на­цио­нальную и ин­терна­цио­нальную, по­лити­че­скую, эко­номи­че­скую, эс­те­тичес­кую, ху­доже­ствен­ную, нравс­твен­ную, на­уч­ную, пра­вовую и дру­гие ви­ды культу­ры.

Все дос­ти­жения об­ще­ства в ма­тери­альной и ду­хов­ной сфе­рах мож­но оха­рак­те­ризо­вать как об­щую культу­ру. В то же вре­мя об­ще­ство со­сто­ит из мно­жес­тва со­ци­альных групп, у каж­дой из ко­торых су­щес­тву­ет своя сис­те­ма культур­ных цен­ностей.

Суб­культу­ра — сис­те­ма цен­ностей, ус­та­новок, спо­собов по­веде­ния и жиз­ненных сти­лей оп­ре­делен­ной со­ци­альной груп­пы, от­ли­ча­юща­яся от гос­подс­тву­ющей в об­ще­стве культу­ры, но свя­зан­ная с ней.

Так, на­при­мер, раз­ли­ча­ют го­род­скую и де­ревен­скую, мо­лодеж­ную и на­цио­нальную, кри­минальную и про­фес­сио­нальную суб­культу­ры и т.д. Они от­ли­ча­ют­ся от до­мини­ру­ющей и друг от дру­га цен­ностя­ми, нор­ма­ми по­веде­ния, сти­лем жиз­ни и да­же язы­ком.

Культур­ный че­ловек всег­да зна­ет и го­тов соб­лю­дать ос­новные нор­мы по­веде­ния.

Осо­бую раз­но­вид­ность суб­культу­ры пред­став­ля­ет конт­ркульту­ра, ко­торая не только от­ли­ча­ет­ся от до­мини­ру­ющей, но и про­тивос­то­ит ей, на­ходит­ся с ней в кон­флик­те, на­при­мер: кри­минальная конт­ркульту­ра, конт­ркульту­ра не­фор­мальных мо­лодеж­ных груп­пи­ровок (пан­ков, хип­пи) и др. Ес­ли пред­ста­вите­ли суб­культур хо­тя спе­цифич­но и не­пол­ностью, но все же вос­при­нима­ют ба­зис­ные цен­ности и нор­мы об­ще­ства, то пред­ста­вите­ли конт­ркультур от­ка­зыва­ют­ся от этих цен­ностей и про­тиво­пос­тавля­ют се­бя об­ще­ству.

На фестивале хиппи

Мо­лодежь как со­ци­альная груп­па на­ибо­лее под­верже­на раз­лично­го ро­да вли­яни­ям, как по­ложи­тельным, так и от­ри­цательным. По­это­му всег­да ак­ту­альны проб­ле­мы ду­хов­но­го кри­зиса и по­ис­ка в мо­лодеж­ной сре­де. Пе­ри­од взрос­ле­ния соп­ро­вож­да­ет­ся не только по­ис­ком сво­его мес­та в жиз­ни, но и час­то от­ри­цани­ем то­го, что вну­шалось в детс­тве. Про­яв­ле­ние ду­хов­но­го кри­зиса мож­но уви­деть в пре­неб­ре­жении мо­ральны­ми прин­ци­пами об­ще­ства, на­цио­нальны­ми ус­то­ями, культу­рой, в сле­пом под­ра­жании За­паду, стрем­ле­нии по­лучить удо­вольствие лю­бой це­ной. Не­кото­рые мо­лодые лю­ди не счи­та­ют неп­ри­ем­ле­мым пе­рес­ту­пить че­рез мо­ральные нор­мы для то­го, что­бы до­биться ус­пе­ха. В этих ус­ло­ви­ях есть ре­альная опас­ность по­тери мо­лодым по­коле­ни­ем сво­его ин­теллек­ту­ально­го и со­ци­ально­го по­тен­ци­ала.

Что­бы это­го не про­изош­ло, не­об­хо­димо пред­при­нимать ме­ры по нравс­твен­но­му вос­пи­танию мо­лоде­жи, фор­ми­рова­нию у нее мо­ральных цен­нос­тных ус­та­новок, иде­алов и нравс­твен­ных ори­ен­ти­ров. Глав­ную роль в этом дол­жно иг­рать го­сударс­тво, ко­торое в пер­вую оче­редь дол­жно быть за­ин­те­ресо­вано в ста­нов­ле­нии мо­рально-нравс­твен­ных ос­нов граж­дан­ско­го об­ще­ства. Нуж­но соз­дать ком­плексное и эф­фектив­ное за­коно­да­тельство, за­щища­ющее нравс­твен­ное здо­ровье де­тей и мо­лоде­жи, обес­пе­чива­ющее ин­форма­ци­он­ную бе­зопас­ность мо­лодых лю­дей, поз­во­ля­ющее по­высить вос­пи­тательное воз­действие семьи, ее роль в со­ци­али­зации де­тей. Не­об­хо­димо обес­пе­чить раз­ви­тие бе­зопас­ной со­ци­альной ин­фраструк­ту­ры для ор­га­низа­ции до­суга де­тей и мо­лоде­жи, пре­дот­вра­щения про­дажи де­тям и мо­лоде­жи ал­ко­гольной про­дук­ции, пи­ва, та­бач­ных из­де­лий и нар­ко­тичес­ких средств, про­филак­ти­ки борьбы с их упот­ребле­ни­ем.

Но только лишь внеш­нее воз­действие не бу­дет эф­фектив­ным без осо­зна­ния са­мим мо­лодым че­лове­ком не­об­хо­димос­ти сле­довать по­ложи­тельным нравс­твен­ным иде­алам, без стрем­ле­ния его к са­мосо­вер­шенс­тво­ванию.

Взаимодействие культур

Культу­ра не есть неч­то зас­тывшее, не­из­менное. Она ди­намич­на, по­сто­ян­но раз­ви­ва­ет­ся, по­пол­ня­ясь но­выми эле­мен­та­ми. В то же вре­мя сох­ра­ня­ет­ся пре­емс­твен­ность меж­ду ис­то­риче­ски­ми эта­пами раз­ви­тия культу­ры, что поз­во­ля­ет го­ворить об осо­бен­ностях на­цио­нальных культур. В не­кото­рых слу­ча­ях из­ме­нения мо­гут ка­саться ху­доже­ствен­но­го сти­ля, про­из­вод­ствен­ных тех­но­логий, пра­вил по­веде­ния и т.д., но при этом сущ­ность культу­ры в це­лом ос­та­ет­ся не­из­менной.

Из­ме­нения в культу­ре мо­гут про­ис­хо­дить как в про­цес­се це­лена­прав­ленной де­ятельно­сти лю­дей (в ли­тера­туре, нау­ке, ис­кус­стве), так и в ре­зульта­те сти­хийно­го за­имс­тво­вания культур­ных цен­ностей.

Вза­им­ное про­ник­но­вение эле­мен­тов культу­ры из од­но­го об­ще­ства в дру­гое при их соп­ри­кос­но­вении на­зыва­ет­ся диф­фу­зи­ей. Та­кое про­ник­но­вение мо­жет быть двус­то­рон­ним, ког­да оба об­ще­ства (на­рода) при­об­ре­та­ют дос­ти­жения культу­ры каж­до­го из них, и од­носто­рон­ним, ког­да культур­ное вли­яние од­но­го на­рода пре­об­ла­да­ет над вли­яни­ем дру­гого. Но­вые об­разцы культу­ры мо­гут на­саж­даться при­нуди­тельно в ре­зульта­те по­рабо­щения од­но­го на­рода дру­гим или на­саж­даться по­бедив­шей в по­лити­че­ской борьбе со­ци­альной груп­пой.

Вза­имо­действие культур мо­жет про­яв­ляться на раз­ных уров­нях. Об­мен то­вара­ми, ин­форма­ци­ей, эпи­зоди­чес­кие кон­такты или да­же ус­тойчи­вые эко­номи­че­ские и дру­гие от­но­шения, не зат­ра­гива­ющие глу­боких уров­ней в об­ра­зе жиз­ни пред­ста­вите­лей той и дру­гой культу­ры, еще не яв­ля­ют­ся вза­имо­действи­ем культур. Этот про­цесс идет пос­те­пен­но, в те­чение дли­тельно­го вре­мени, иног­да не­замет­но не только для от­дельно­го че­лове­ка, но и для це­лого по­коле­ния.

Вы­деля­ют сле­ду­ющие уров­ни вза­имо­действия культур:

  • эт­ни­чес­кий — ха­рак­те­рен для от­но­шений меж­ду раз­личны­ми эт­но­сами;

  • на­цио­нальный — свя­зан с от­но­шени­ями го­сударст­вен­но-по­лити­че­ских струк­тур;

  • ци­вили­заци­он­ный — воз­ни­ка­ет в от­но­шени­ях раз­личных ци­вили­заций.

В об­ще­нии стран и на­родов ми­ра ча­ще все­го пе­ресе­ка­ют­ся про­цес­сы, ха­рак­терные для всех трех уров­ней вза­имо­действия.

Культур­ное вос­про­из­вод­ство — про­цесс эво­люци­он­но­го раз­ви­тия культу­ры, вклю­ча­ющий ее пре­емс­твен­ность, из­ме­нение и раз­ви­тие.

С од­ной сто­роны, культу­ра есть спо­соб су­щес­тво­вания об­ще­ства. Не­воз­можно пра­вильно по­нять про­цесс об­ще­ствен­но­го раз­ви­тия, его ди­нами­ку, ес­ли не вник­нуть в сущ­ность цен­нос­тно-культур­ных иде­алов лю­дей, оп­ре­деля­ющих со­дер­жа­ние и смысл их пос­тупков. С дру­гой сто­роны, об­ще­ство са­мо выс­ту­па­ет ис­точни­ком раз­ви­тия культу­ры. Все это оз­на­ча­ет не­раз­рывную вза­имос­вязь культу­ры и об­ще­ства.

Учреждения культуры

При­об­ще­ние к культур­ным цен­ностям за­висит от же­лания са­мого че­лове­ка. Но в оп­ре­делен­ные пе­ри­оды ис­то­риче­ско­го раз­ви­тия дос­туп к ним име­ли лишь пред­ста­вите­ли при­виле­гиро­ван­ных сос­ло­вий. Для большинс­тва на­рода воз­можнос­ти по­луче­ния об­ра­зова­ния, культур­но­го раз­ви­тия в це­лом бы­ли ог­ра­ничен­ны. В нас­то­ящее вре­мя го­сударс­тво га­ран­ти­ру­ет сво­боду дос­ту­па к культур­ным цен­ностям. Статья 44 Кон­сти­туции Рос­сийской Фе­дера­ции гла­сит: «1. Каж­до­му га­ран­ти­ру­ет­ся сво­бода ли­тера­тур­но­го, ху­доже­ствен­но­го, на­уч­но­го, тех­ни­че­ско­го и дру­гих ви­дов твор­чес­тва, пре­пода­вания. Ин­теллек­ту­альная собс­твен­ность ох­ра­ня­ет­ся за­коном. 2. Каж­дый име­ет пра­во на учас­тие в культур­ной жиз­ни и пользо­вание уч­режде­ни­ями культу­ры, на дос­туп к культур­ным цен­ностям».

Большую роль в ре­али­зации прав че­лове­ка в сфе­ре культу­ры иг­ра­ют уч­режде­ния культу­ры.

В нас­то­ящее вре­мя сло­жились раз­личные ти­пы уч­режде­ний культу­ры — клу­бы, до­ма культу­ры, цен­тры до­суга, пар­ки культу­ры и от­ды­ха, биб­ли­оте­ки, му­зеи, те­ат­ры, ки­ноте­ат­ры, культур­но-спор­тивные ком­плек­сы, му­зыкальные шко­лы и шко­лы ис­кус­ств.

Уч­режде­ния культу­ры — го­сударст­вен­ные и не­госу­дарст­вен­ные ор­га­низа­ции, осу­щест­вля­ющие де­ятельность в той или иной об­ласти культур­ной жиз­ни.

Клу­быдо­ма культу­рыцен­тры до­суга — это мно­гофун­кци­ональные уч­режде­ния, ко­торые соз­да­ют че­лове­ку раз­но­об­разные ус­ло­вия для раз­ви­тия и от­ды­ха, ока­зыва­ют на не­го ком­плексное ин­теллек­ту­альное и эмо­ци­ональное воз­действие. При них действу­ют раз­личные круж­ки, сек­ции, твор­ческие кол­лекти­вы, поз­во­ля­ющие че­лове­ку рас­крыть свой твор­ческий по­тен­ци­ал.

Пар­ки культу­ры и от­ды­ха соз­да­ют­ся с целью ис­пользо­вания при­род­ных ус­ло­вий для ор­га­низа­ции до­суга на от­кры­том воз­ду­хе.

Биб­ли­оте­ки — это уч­режде­ния культу­ры, осу­щест­вля­ющие хра­нение книг и дру­гих пе­чат­ных из­да­ний, их сис­те­мати­зацию, пре­дос­тавле­ние их в пользо­вание чи­тате­лям. Но биб­ли­оте­ки яв­ля­ют­ся не только хра­нили­щем книг. Они ве­дут большую прос­ве­тительскую ра­боту, ор­га­низуя твор­ческие ве­чера, лек­то­рии, выс­тавки.

Российская государственная библиотека. Москва

Му­зеи — это уч­режде­ния, со­бира­ющие и эк­спо­ниру­ющие ма­тери­альные и ду­хов­ные цен­ности. Му­зеи про­водят культур­но-прос­ве­тительную ра­боту, за­нима­ют­ся на­уч­но-ис­сле­дова­тельской ра­ботой. В за­виси­мос­ти от про­филя му­зеи бы­ва­ют ис­то­риче­ские, кра­евед­ческие, ес­тес­твен­но-на­уч­ные, ис­кус­ство­вед­ческие и др.

Те­атр — это уч­режде­ние, пред­назна­чен­ное для пред­став­ле­ния дра­мати­чес­ких про­из­ве­дений пе­ред пуб­ли­кой. Глав­ное ли­цо в спек­такле — это ак­тер, воп­ло­тив­ший в се­бе ху­доже­ствен­ный об­раз. Зри­тель ви­дит жи­вую иг­ру ак­те­ров, со­пере­жива­ет про­ис­хо­дяще­му на сце­не. Раз­ли­ча­ют те­ат­ры дра­мати­чес­кие, опер­ные, му­зыкальные, дет­ские, ку­кольные и др.

На­ибо­лее по­пуляр­ным ти­пом уч­режде­ний культу­ры яв­ля­ет­ся ки­ноте­атр — уч­режде­ние, пред­назна­чен­ное для осу­щест­вле­ния по­каза ки­нофильмов. Сов­ре­мен­ные ки­ноте­ат­ры обо­рудо­ваны по пос­ледне­му сло­ву тех­ни­ки, что поз­во­ля­ет пол­ностью пог­ру­зиться в про­ис­хо­дящее на эк­ра­не.

Культур­но-спор­тивные ком­плек­сы пре­дос­тавля­ют воз­можность за­ниматься раз­личны­ми ви­дами спор­та.

Му­зыкальные шко­лы и шко­лы ис­кус­ств осу­щест­вля­ют обу­чение му­зыке, жи­вопи­си, хо­ре­ог­ра­фии и др.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!