Подготовила: Трушина Е.Ю.
.
Культура Западной Европы в раннее Средневековье
Проблема:
какова роль церкви в становлении и развитии средневековой культуры Западной Европы?
- это человеческая деятельность и её результат в разных областях жизни.
План урока:
- Представления средневекового человека о мире.
- Каролингское возрождение.
- «Семь свободных искусств».
- Искусство рукописной книги.
- Литература.
- Развлечения.
1 . Представления средневекового человека о мире
В период раннего средневековья люди представляли себе землю по разному: в виде шара (учение Пифагора не было забыто), плавающей в океане на китах или черепахах, о точно очерченном «крае земли», о небесной тверди, поддерживаемой столбами, и т.п.
Средневековые карты
На картах как и в древности, земля рисовалась в форме круга, но если древние помещали в центре вселенной каждый свое отечество, то средневековые картографы за центр принимали Иерусалим, ибо там, по евангельской легенде, был распят Иисус Христос и Иерусалим считался «пупом» Земли.
Иерусалим- «пуп» Земли !
В обществе распространялись совершенно фантастические, отрывочные сведения путешественников о различных областях и населяющих их народах — людях с песьими головами и вообще безголовых, имеющих четыре глаза, живущих запахом яблок и т.п.
В первые столетия средневековья не многие выезжали за пределы своей сельской округи. В обществе распространялись совершенно фантастические, отрывочные сведения путешественников о различных областях и населяющих их народах — людях с песьими головами и вообще безголовых, имеющих четыре глаза, живущих запахом яблок и т.п.
Обитатели далеких стран. Средневековая миниатюра.
Почему в раннее средневековье европейцы мало куда выезжали и путешествовали?
- Плохие дороги или их отсутствие
- Опасно
- Отсутствие карт
- Отсутствие транспорта
Как вы думаете почему в раннее средневековье европейцы мало куда выезжали и путешествовали?
- Плохие дороги или их отсутствие
- Опасно
- Отсутствие карт
- Отсутствие транспорта
Время
Солнечные часы
Песочные часы
Водяные часы
Времяисчисление: Время и смену сезонов определяли по природным признакам(по Солнцу, крикам петуха, фазам Луны, цветению растений, по характеру ветра и осадков) К точному времени были равнодушны. Даты отсчитывали от церковных праздников и важных исторических событий (смене власти, битв, эпидемий и пр.) Иногда использовали изобретения Др.Рима и Греции – солнечные часы., водяные или песочные часы. Сутки делились на день и ночь. Ночь – это время проявления дьявола, нечисти, духов. День-светел и добр.
2 . Каролингское возрождение
Подъем культуры во времена правления Карла Великого
Каролингское возрождение-подъем культуры во времена правления Карла Великого.
Карл Великий . Воображаемый образ Альбрехт Дюрер.
Карл Великий
1 . Приглашал ко двору образованных людей из Англии, Италии, Испании, Ирландии.
2. Поручил ведать школами англосаксонскому монаху Алкуину, который организовал обучение и написал учебники.
1 . Приглашал ко двору образованных людей из Англии, Италии, Испании, Ирландии.
2. Поручил ведать школами англосаксонскому монаху Алкуину, который организовал обучение и написал учебники.
Сообщение ученика об Алкуине.
миниатюра
Рабан Мавр, которого ведёт Алкуин, преподносит архиепископу Майнца своё сочинение. Миниатюра «Фульдского кодекса».
3 . В Ахене возникло общество для научных занятий – «Дворцовая академия»
4. Карл строил церкви и дворцы, образцом служили поздние римские постройки
3. В Ахене возникло общество для научных занятий – «Дворцовая академия»-где Карл, аго семья и придворные обсуждали произведения античных авторов и современные хроники и биографии. Сам император знал языки покоренных народов и пытался научиться писать.
4. Карл строил церкви и дворцы, образцом служили поздние римские постройки.
Дворец Карла Великого в Аахене был построен в VIII веке н.э.
Почем Карл Великий возрождал античную культуру и способствовал распространению грамотности?
Для управления обширной страной Карлу Великому нужны были грамотные чиновники и судьи.
Почем Карл Великий возрождал античную культуру и способствовал распространению грамотности?
Почем Карл Великий возрождал античную культуру и способствовал распространению грамотности?
3. «Семь свободных искусств»
Обучались только мальчики
Открывались школы при соборах и монастырях
Главный учебник-Библия
Карл Великий приказывал открывать школы при монастырях и соборах, где обучались только мальчики без деления на классы и по возрасту. Обучение велось на латинском языке, хотя на нем уже давно не говорили. Главной книгой в обучении была Библия(Старый и Новый завет).
Обучение на латинском языке
Не было деления на классы
«Царица наук»
«Тривиум»
«Квадривиум»
- Арифметика;
- Геометрия;
- Астрономия;
- Музыка.
- Грамматика;
- Риторика;
- Диалектика;
«Семь свободных искусств»: «ТРИВИУМ»: Грамматика, Риторика, Диалектика «Квадривиум»: Арифметика, Геометрия, Астрономия, Музыка
Богословие
4 . Искусство рукописной книги
При Карле количество образованных людей быстро возрастало. При монастырях появились мастерские по переписке книг. На создание 1 книги уходило около 1-года, поэтому они представляли огромную ценность. Книга приобрела современный вид сложенных и переплетённых листов пергамента.
Пергамент - специально обработанная кожа молодых телят или ягнят.
Над книгой трудилось много людей- переписчики и художники.
Каждый из них делал свою часть-текст, инициалы, заставки, миниатюры.
Средневековый Часослов .
Вместо тростниковых перьев писать стали перьями птиц. Книги были предметом роскоши, и позволить себе иметь их могли только очень состоятельные люди, т.к. каждая книга была настоящим шедевром. В библиотеках и соборах книги приковывали к стене цепями, спасая их от воров.
Книги были предметом роскоши, и позволить себе иметь их могли только очень состоятельные люди, т.к. каждая книга бы-ла настоящим шедевром. В библиотеках и соборах книги приковывали к стене цепями, спасая их от воров.
5. Литература
Произведения в которых рассказывалось о подвигах святых во имя бога и звучали призывы о милосердии и любви к людям.
В средневековой литературе основным жанром была религиозная литература-евангелия и Жития святых. В житиях рассказывалось о подвигах святых во имя бога и звучали призывы о милосердии и любви к людям.
Сцены из жития св. Иеронима (создание Вульгаты). Библия Вивиана. 845 г. Париж, Национальная библиотека.
II. Хроники – рукописи, рассказывавшие об истории народов и современной хронисту жизни
- Исидор Севильский «История готов».
- Григорий Турский «История франков».
- Беда Достопочтенный «Церковная история народа англов»
II. Хроники – рукописи, рассказывавшие об истории народов и современной хронисту жизни
- Исидор Севильский «История готов».
- Григорий Турский «История франков».
- Беда Достопочтенный «Церковная история народа англов»
Карл Мартелл (Молот) - Спаситель Запада (гравюра из Всемирной хроники Г.Шеделя )
III. Эпические песни и поэмы - сказания о великих героях прошлого .
- «Беовульф».
- «Старшая Эдда»
- «Песнь о Роланде».
- «Песнь о Нибелунгах ».
Эпические песни и поэмы- сказания о великих героях прошлого.
- «Беовульф».
- «Старшая Эдда»
- «Песнь о Роланде».
- «Песнь о Нибелунгах».
6. Развлечения
В городах, деревнях и замках, на дорогах и постоялых дворах выступали странствующие артисты- шуты и жонглёры. Сначала это были певцы и музыканты, но затем этот жанр расширился и жонглеры стали выступать с цирковыми номерами.
В отличие от народа церковь жонглеров не любила- их преследовали и отлучали от церкви.
В городах, деревнях и замках, на дорогах и постоялых дворах выступали странствующие артисты- шуты и жонглёры.
Проблема: какова роль церкви в становлении и развитии средневековой культуры Западной Европы?
- Создание и переписывание книг в монастырях
- Создание произведений средневековой литературы-жития святых
- Строительство храмов
- Обучение в монастырских и соборных школах
- Главный учебник-Библия
Ключ к тесту:
1-б
2-в
3-б
4-б,в,е,ж
Список литературы и источников:
- История Средних веков. 6 класс. Учебник. Е.В. Агибалова, Г.М. Донской; М.:Просвещение, 2009г.
- Универсальные поурочные разработки по истории Средних веков: 6 класс. Арасланоова О.В. Соловьев К.А. М.: ВАКО,2008.
- История Средних веков. 6 класс. Проверочные работы. Пронина Е.В.- Саратов: Лицей, 2013.
- http://historylib.org/historybooks/V--V--Samarkin_Istoricheskaya-geografiya-Zapadnoy-Evropy-v-srednie-veka/26
- https://yandex.ru/images/search?img_ur