СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культура Руси XII-XV вв

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока с элементами ИКТ, посвященный культуре Руси XIII-XV вв.

Просмотр содержимого документа
«Культура Руси XII-XV вв»

Урок «Культура Руси ХIII - ХV вв.»

  1. Учитель: Джандарова Аида Исаевна

  2. Курс: История России с древнейших времен до конца XVI века

  3. Тема урока: Культура Руси начала XIII - ХVв.

  4. Тип урока: объяснение нового материала

  5. Цель урока: Показать особенности древнерусской культуры

  6. Задачи:

  1. Образовательная:

- Познакомить учеников с лучшими произведениями русской культуры и бытом народа в

начале XIII – ХVвв.

- Обеспечить усвоение понятий (культура, материальная культура, духовная культура, летопись, былины, мозаика, фреска, икона)

  1. Развивающая:

- Развитие яркой эмоциональной монологической речи;

- Обогащение активного словаря терминами данной эпохи.

  1. Воспитательная:

 - Воспитывать уважение к истории, культуре, показать её значение для современного искусства.

- Воспитывать чувство прекрасного.

  1. Оборудование: тетради, учебник: А.Н. Сахаров « История России с древнейших времен до конца XVI века».

  1. Методы:

- словесный,

- наглядный,

- практический.

  1. Ход урока:

  1. Орг. момент

Приветствие, проверка посещаемости и готовности к уроку.

  1. Мотивация

Культура народа является частью его истории. В понятие культуры входит все, что создано умом, талантом, руками народа, что выражает его духовный облик, взгляд на мир.

Итак, тема нашего урока: Культура Руси начала XIII - ХVв.

  1. Изложение нового материала

В XIII веке русские земли подверглись опустошительному монгольскому нашествию. Это нанесло непоправимый ущерб русской культуре.

Главными событиями русской истории XIV-XV веков стали: процесс объединения русских земель в единое государство и борьба с монгольским игом.

Соответственно ключевыми чертами культуры стали: а) идея национального возрождения и государственного объединения; б) идея национальной независимости.

Фольклор.

Главной темой фольклора этого периода являлась борьба против монгольского нашествия и ордынского ига. В XIII-XV веках сложились жанры исторической песни и сказания.

Многие фольклорные произведения, основываясь на реальных исторических фактах, преображали подлинные события в соответствии с народными желаниями. Например:

- песня о Щелкане, основанная на истории восстания 1327 года в Твери. Песня рассказывает о победе тверичей, ничего не говоря о последовавшей каре.

- Особый цикл былин - о Садко и Василии Буслаеве - сложился в Новгороде.

Письменность и литература.

В средневековой Руси была довольно широко распространена грамотность. С XIV века наряду с пергаменом стала использоваться привозная из Европы бумага. На смену торжественному "уставному" письму пришел более быстрый полуустав, а с конца XV века стала преобладать скоропись. Все это говорит о распространении письменности.

Устав – это один из типов письма кириллицы, который отличался прямым, чётким и тщательным написанием букв, отдельным начертанием каждой буквы, отсутствием сокращений слов. Так, например, уставом написаны древнерусские рукописи ХI–ХIV веков.

По сравнению с уставом начертания букв полуустава лишены своей геометрической строгости. Прямые линии уже допускают кривизну, округлые утрачивают облик правильной дуги, нарушается стабильность расстояния между буквами.

По-прежнему самыми важными произведениями письменности оставались летописи, содержащие как информацию о природных и исторических явлениях, так и литературные произведения и богословские рассуждения. Важнейшими центрами летописания являлись Новгород, Тверь, Москва. Московское летописание началось при Иване Калите.

В московских и тверских летописях отразилась борьба этих двух городов за первенство.

Примеры: Троицкая летопись (1408 год, Москва как центр объединения русских земель), Русский Хронограф – всемирная история с краткими сведениями по истории Руси (середина XV века),подготовленной сербом Пахомием Лагофетом.

Самые известные произведения литературы XIII века - "Слово о погибели Русской земли" и "Повесть о разорении Рязани Батыем", в состав которой вошло сказание о Евпатии Коловрате.

В конце XIV - начале XV века были созданы посвященные победе на Куликовом поле поэтические произведения "Задонщина" и "Сказание о Мамаевом побоище". "Задонщина", автор - Софоний Рязанец ("Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче и о брате его князе Владимире Андреевиче, как победили супостата своего царя Мамая") и "Сказание о Мамаевом побоище" - наиболее совершенные произведения о Куликовской битве.

В XIII-XV веках на Руси было создано много житий святых: Александра Невского, митрополита Петра, Сергия Радонежского (автор Епифаний Премудрый) и другие. Жития имели не только нравственно-поучительное, но и политическое значение. Так, житие Александра Невского подчеркивало противостояние православия и католицизма.

Распространенным жанром средневековой русской литературы была повесть. Особенно интересна лирическая "Повесть о Петре и Февронии", рассказывающая о любви крестьянки и князя.

Сохранился в русской литературе и жанр "Хождений", то есть описаний путешествий. Например, "Хождение за три моря" тверского купца Афанасия Никитина, первым из русских людей побывавшего в Индии.

Общественная мысль.

XIV-XV века были на Руси временем острых религиозных споров. Уже в 70-х годах XIV века возникла ересь стригольников в Новгороде и Пскове.

Ересь - религиозное учение, вступающее в противоречие с официальным вероучением. Наименование "стригольники" не совсем ясно, возможно объясняется тем, что среди еретиков было много священнослужителей, прошедших постриг.

В самой церкви по этому вопросу существовали два течения.

Нестяжатели во главе с Нилом Сорским считали, что монахам подобает кормиться трудами собственных рук, а не чужим трудом. Поэтому они отказывали церкви в праве владеть деревнями с крестьянами. Их противники - иосифляне, сторонники игумена Иосифа Волоцкого, настаивали на праве церкви владеть землями с крестьянами для того, чтобы церковь могла вести широкую благотворительность. Одновременно нестяжатели сравнительно терпимо относились к еретикам, полагая, что их надлежит увещевать, как заблуждающихся, а иосифляне требовали беспощадно казнить еретиков и считали недопустимым всякое сомнение в вере.

Архитектура.

Русское архитектура тяжело пережила нашествие. Множество храмов было разрушено, прежние центры каменного зодчества на северо-востоке и на Юге пришли в упадок. Крупнейшими центрами каменного строительства являлись Новгород и со второй половины XIV века - Москва.

Среди новгородских храмов интересны церкви:

Николы на Липне (конец XIII века),

Спаса на Ильине улице (вторая половина XIV века)

Церковь Федора Стратилата (1360)

Все это небольшие посадские храмы, мощные, одноглавые, с одной апсидой.



В Московском княжестве каменное строительство развернулось во второй четверти XIV века. В Московском Кремле при Иване Калите были построены четыре каменных храма, разобранные в конце XV - начале XVI века.

Московский Кремль:



-строительство белокаменного Московского Кремля (1366 - Дмитрий Донской, белокаменный Кремль),

-XV век, Иван III - строительство современного Кремля (из красного кирпича, элементы итальянского зодчества - "ласточкин хвост").



Древнейшими сохранившимися до наших дней памятниками московского зодчества являются:

Успенский собор в Звенигороде (1400)

Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422)

Саввино-Старожевский монастырь (1405)

Андроников моастырь (1427).

Московские храмы следовали, главным образом, примеру владимирских великокняжеских соборов, но они более приземисты, почти лишены резьбы.

Самыми знаменитыми постройками конца XV века стали величественный Успенский собор, построенный в 1475-1479 в Московском Кремле под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти

-Благовещенский собор, построенныйв 1489г. псковскими мастерами. Собор стал домовым храмом князей и царей.

-Грановитая палата, построенная в 1487-1491 арх. Марк Фрязин, Пьетро Антонио Солари,

-Архангельский собор Московского Кремля, построенная в 1505-1508 арх.Алевиз Новый.

Фроловская башня Московского Кремля (переименная в Спасскую), арх.Пьетро Антонио Солари. Первые часы на ней появились в 1491г. Изобразительное искусство. В изобразительном искусстве XIII-XV веков выделяется творчество двух великих художников: Феофана Грека и Андрея Рублева.

Феофан Грек, приехавший из Византии, работал в Новгороде и Москве. Для его фресок и икон характерна особая эмоциональная напряженность, насыщенность цвета. Образы Феофана суровые, аскетические. Примеры: церковь Спаса-на-Ильинке в Новгороде, Архангельский и Благовещенский соборы в Москве.

Иная манера была присуща Андрею Рублеву (последняя треть XIV - первая треть XV века, монах Троице-Сергиева монастыря). Росписи Рублева сохранились в Успенском соборе во Владимире. Примеры: Благовещенский собор в Москве, Успенский собор во Владимире, Троицкий собор (знаменитая "Троица"), "Спас".

Самым знаменитым его произведением является икона "Троица". На иконе изображены три ведущих беседу прекрасных юноши, символизирующих Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Композиция картины необыкновенно гармонична. Иконописец сосредоточивает внимание на главном - спокойных одухотворенных лицах и фигурах.

Конец XV - начало XVI века – Дионисий, который создал фрески Успенского собора Московского Кремля, Феропонтова монастыря. Дионисий автор икон:

-«Богоматерь Одигитрия»

-«Спас в силах»

-«Распятие»

В русской скульптуре этого времени можно выделить фрагмент конной скульптуры Георгия Победоносца (мастерская Ермолина), украшавшая Спасские ворота Московского Кремля.

Закрепление

Блиц-опрос по понятиям: культура, летопись, фреска, мозаика, икона, былина.

Подведение итогов и домашнее задание

Вывод: Древнерусская культура имела сложное происхождение, отличалась разнообразием и самобытностью.

Выставление оценок.

Домашнее задание: п.30.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!