СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Культура Руси. 10-13 века.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для урока истории в 6 классе.

Просмотр содержимого документа
«"Культура Руси. 10-13 века.»

Культура Руси в 10 – 13 веках.

Культура Руси в 10 – 13 веках.

Что такое культура? Культура – все, что создано человеческим обществом благодаря физическому и умственному труду людей, выражаемое в его быте, идеологии, образовании и воспитании, в достижениях науки, искусства, литературы и т.д. Культура – это не только произведения искусства, но и определенные идеи, представления, идеалы, стереотипы, бытовые привычки, духовная и религиозная жизнь, язык.

Что такое культура?

  • Культура – все, что создано человеческим обществом благодаря физическому и умственному труду людей, выражаемое в его быте, идеологии, образовании и воспитании, в достижениях науки, искусства, литературы и т.д.
  • Культура – это не только произведения искусства, но и определенные идеи, представления, идеалы, стереотипы, бытовые привычки, духовная и религиозная жизнь, язык.
Этапы в культуре Древней Руси: 1.Культура восточного славянства – традиции язычества. 2. Культура Киевской Руси – синтез достижений восточных славян и христианской культуры Византии. 3. Культура периода раздробленности – на базе культуры Киевской Руси создавались культурно-художественные школы как местные варианты культуры древнерусской народности.

Этапы в культуре Древней Руси:

1.Культура восточного славянства – традиции язычества.

2. Культура Киевской Руси – синтез достижений восточных славян и христианской культуры Византии.

3. Культура периода раздробленности – на базе культуры Киевской Руси создавались культурно-художественные школы как местные варианты культуры древнерусской народности.

Особенности древнерусской культуры: Язычество продолжало оказывать глубокое влияние на сознание народа, крестьянский быт, литературу, живопись, архитектуру; Русь складывалась как равнинное государство, открытое воздействие тех народов , которые проживали на русских землях в процессе их освоения; Византийская церковная и религиозная культура была сначала предметом освоения, затем – образцом для подражания.

Особенности древнерусской культуры:

  • Язычество продолжало оказывать глубокое влияние на сознание народа, крестьянский быт, литературу, живопись, архитектуру;
  • Русь складывалась как равнинное государство, открытое воздействие тех народов , которые проживали на русских землях в процессе их освоения;
  • Византийская церковная и религиозная культура была сначала предметом освоения, затем – образцом для подражания.
Образование и грамотность: Первые школы открыты при церквях, монастырях. Обучение ограничивалось чтением, реже – письмом и счетом. С 11в. в богатых семьях обучение детей.

Образование и грамотность:

  • Первые школы открыты при церквях, монастырях.
  • Обучение ограничивалось чтением, реже – письмом и счетом.
  • С 11в. в богатых семьях обучение детей.
Необходимость письменности и ее появление: Развитие частной собственности и торговли; Государственные акты и договоры; Потребность в письменной истории; Появилась из Болгарии (2пол.9в.Кирил и Мефодий) с принятием христианства в 10 веке.

Необходимость письменности и ее появление:

  • Развитие частной собственности и торговли;
  • Государственные акты и договоры;
  • Потребность в письменной истории;
  • Появилась из Болгарии (2пол.9в.Кирил и Мефодий) с принятием христианства в 10 веке.
Общественно-политическая литература: Летопись –историческое произведение, в котором повествование велось по годам: «Повесть временных лет» монаха Нестора (12в),(события 860-1110гг.); «Слово о законе и Благодати» Киевского митрополита Иллариона (11в) (проповедь – речь религиозно-назидательного содержания); Жития Бориса и Глеба (11в); Владимир Мономах «Поучение к  детям».

Общественно-политическая литература:

  • Летопись –историческое произведение, в котором повествование велось по годам: «Повесть временных лет» монаха Нестора (12в),(события 860-1110гг.);
  • «Слово о законе и Благодати» Киевского митрополита Иллариона (11в) (проповедь – речь религиозно-назидательного содержания);
  • Жития Бориса и Глеба (11в);
  • Владимир Мономах «Поучение к детям».
Художественная и светская литература:

Художественная и светская литература:

    Церкви сооружались по образцу  крестово – купольного храма греков Храмы такого типа представляли собой прямоугольник, разделенный 4 столбами на 9 ячеек. Перекрытием служили крестообразно расположенные цилиндрические своды, а над центром храма возвышался купол.

    Церкви сооружались по образцу крестово – купольного храма греков

    • Храмы такого типа представляли собой прямоугольник, разделенный 4 столбами на 9 ячеек.
    • Перекрытием служили крестообразно расположенные цилиндрические своды, а над центром храма возвышался купол.
    Церковь Успения Богородицы (Десятинная) в Киеве    Каменная церковь Успения Богородицы в Киеве была заложена в 989 году, сразу после Корсуньского похода и крещения Великого князя Владимира Святославича Святого. Строительство было завершено в 996 году. Церковь была отделана с величайшей для того времени роскошью: мрамором, яшмой, мозаикой. Князь Владимир Святославич постановил жертвовать в ее пользу десятую часть своих доходов с городов и имений на вечные времена, вследствие чего церковь получила известность под названием

    Церковь Успения Богородицы (Десятинная) в Киеве

    • Каменная церковь Успения Богородицы в Киеве была заложена в 989 году, сразу после Корсуньского похода и крещения Великого князя Владимира Святославича Святого. Строительство было завершено в 996 году. Церковь была отделана с величайшей для того времени роскошью: мрамором, яшмой, мозаикой. Князь Владимир Святославич постановил жертвовать в ее пользу десятую часть своих доходов с городов и имений на вечные времена, вследствие чего церковь получила известность под названием "Десятинная". Киевская церковь Успения Богородицы, была разрушена в 1240 году, при нашествии на Киев хана Батыя..
    Киево - Печерский монастырь в Киеве (11в) – 1-й монастырь.

    Киево - Печерский монастырь в Киеве (11в) – 1-й монастырь.

    Храмы Софии в  Киеве и Новгороде.

    Храмы Софии в Киеве и Новгороде.

    «Золотые ворота» во Владимире «Золотые ворота

    «Золотые ворота» во Владимире

    «Золотые ворота" во Владимире

    были возведены в 1164 году в

    западной части владимирской

    крепости, на главной дороге,

    ведущей в город. Они служили

    одновременно и оборонительным

    сооружением, и торжественным

    въездом. Белокаменную арку ворот

    венчала надвратная церковь с

    золоченым куполом. В те времена

    на противоположной стороне

    владимирской крепости

    возвышались, вероятно, столь же

    мощные и парадные "Серебряные

    ворота". В 1469 году русский

    зодчий Василий Дмитриевич

    Ермолин подновил надвратную

    церковь "Золотых ворот". Позднее

    храм был перестроен.

     Архитектура периода  раздробленности. С распадом Руси поток национального искусства не иссяк, а разбился на множество рукавов. Со 2-й пол.12в.большинство храмов однокупольные, строились из плинфы. Плинфа -от греч. «плинтос» - кирпич.

    Архитектура периода раздробленности.

    • С распадом Руси поток национального искусства не иссяк, а разбился на множество рукавов. Со 2-й пол.12в.большинство храмов однокупольные, строились из плинфы.
    • Плинфа -от греч. «плинтос» - кирпич.
    Церковь Спаса Преображения на Нередице близ Новгорода   В 1198 году близ Новгорода, на берегу реки Спасовка, была построена каменная одноглавая церковь Спаса Преображения на Нередице. Храм, сильно разрушенный в 1941-1943 годах, во время Великой Отечественной войны, ныне восстановлен, но фрески 1199 года на его стенах почти полностью утрачены.

    Церковь Спаса Преображения на Нередице близ Новгорода

    • В 1198 году близ Новгорода, на берегу реки Спасовка, была построена каменная одноглавая церковь Спаса Преображения на Нередице. Храм, сильно разрушенный в 1941-1943 годах, во время Великой Отечественной войны, ныне восстановлен, но фрески 1199 года на его стенах почти полностью утрачены.
    Церковь Покрова Богородицы на Нерли близ Боголюбова    В 1165 году близ Боголюбова, на берегу реки Нерли, возвели каменную одноглавую церковь Покрова Богородицы. Великий князь Андрей Юрьевич Боголюбский построил этот храм после кончины сына в память о нем и в умиротворение своей печали.

    Церковь Покрова Богородицы на Нерли близ Боголюбова

    В 1165 году близ Боголюбова, на берегу реки Нерли, возвели каменную одноглавую церковь Покрова Богородицы. Великий князь Андрей Юрьевич Боголюбский построил этот храм после кончины сына в память о нем и в умиротворение своей печали.

     Дмитриевский собор во     Владимире   Построен в 1194-1197 годах при Великом князе Всеволоде III Юрьевиче Большое Гнездо каменный одноглавый Дмитриевский собор во Владимире хорошо сохранился до настоящего времени.

    Дмитриевский собор во Владимире

    • Построен в 1194-1197 годах при Великом князе Всеволоде III Юрьевиче Большое Гнездо каменный одноглавый Дмитриевский собор во Владимире хорошо сохранился до настоящего времени.
    Успенский собор во Владимире     Построен в 1158-1160 годах по велению Великого князя Андрея Юрьевича Боголюбского Успенский собор во Владимире не сохранился в первоначальном виде. В настоящее время собор пятиглавый. Внутреннее убранство храма сверкало золотом, серебром и драгоценными камнями. Его сравнивали с легендарным храмом библейского царя Соломона. В 1408 году собор украсили фрески прославленных русских мастеров Андрея Рублева и Даниила Черного.

    Успенский собор во Владимире

    • Построен в 1158-1160 годах по велению Великого князя Андрея Юрьевича Боголюбского Успенский собор во Владимире не сохранился в первоначальном виде. В настоящее время собор пятиглавый. Внутреннее убранство храма сверкало золотом, серебром и драгоценными камнями. Его сравнивали с легендарным храмом библейского царя Соломона. В 1408 году собор украсили фрески прославленных русских мастеров Андрея Рублева и Даниила Черного.
    Живопись. Фреска. Фреска - техника живописи красками по свежей, сырой штукатурке, которая при высыхании образует тончайшую пленку, делающую фреску долговечной.

    Живопись. Фреска.

    • Фреска - техника живописи красками по свежей, сырой штукатурке, которая при высыхании образует тончайшую пленку, делающую фреску долговечной.
    Икона – от греч. «эйкон» - изображение, образ. В православии и католицизме изображение Иисуса Богоматери и святых, которому приписывается священное значение. Икона
    • Икона – от греч. «эйкон» - изображение, образ. В православии и католицизме изображение Иисуса Богоматери и святых, которому приписывается священное значение.
    • Икона "Владимирская Богоматерь", написанная, по преданию, евангелистом Лукой, была принесена на Русь из Греции и до 1155 года находилась в Киеве.
    Фольклор. Фольклор – совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта.  Песни, сказания, былины, пословицы, сказки были составной частью древнерусской культуры.

    Фольклор.

    • Фольклор – совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта.
    • Песни, сказания, былины, пословицы, сказки были составной частью древнерусской культуры.
    Основными видами деятельности восточных славян были земледелие, торговля, охота и бортничество (сбор дикого меда). Наиболее ценным товаром считались мед, воск, пушнина. Селения восточных славян обычно располагались по берегам рек или озер. Начиная с IX века, был известен торговый путь
    • Основными видами деятельности восточных славян были земледелие, торговля, охота и бортничество (сбор дикого меда). Наиболее ценным товаром считались мед, воск, пушнина. Селения восточных славян обычно располагались по берегам рек или озер. Начиная с IX века, был известен торговый путь "из варяг в греки": по рекам от Балтийского моря к Черному.
    • Жили славяне в полуземлянках или бревенчатых домах.
    Чернь-черные или темно-серые изображения, нанесенные на металл (золото, серебро) путем гравировки и заполнения штрихов т. н. черневым сплавом (из серебра, меди и др.). Зернь - разновидность скани; мелкие золотые, серебряные или медные шарики (диаметром от 0,4 мм), которые напаиваются на ювелирные изделия, часто на орнамент из свитой проволоки. Зернь создает эффектную фактуру, игру светотени.
    • Чернь-черные или темно-серые изображения, нанесенные на металл (золото, серебро) путем гравировки и заполнения штрихов т. н. черневым сплавом (из серебра, меди и др.).
    • Зернь - разновидность скани; мелкие золотые, серебряные или медные шарики (диаметром от 0,4 мм), которые напаиваются на ювелирные изделия, часто на орнамент из свитой проволоки. Зернь создает эффектную фактуру, игру светотени.
    Филигрань - (итал. filigrana, от лат. filum — нитка и granum — зерно),вид ювелирной техники. Перегородчатая эмаль - заполняют ячейки, образованные тонкими металлическими перегородками, припаянными на металлическую поверхность ребром по линиям узора, передают четкие линии контура.
    • Филигрань - (итал. filigrana, от лат. filum — нитка и granum — зерно),вид ювелирной техники.
    • Перегородчатая эмаль - заполняют ячейки, образованные тонкими металлическими перегородками, припаянными на металлическую поверхность ребром по линиям узора, передают четкие линии контура.
    Киевская Русь в домонгольское время превратилась в страну высокоразвитой культуры. Начинает складываться общность древнерусского народа, которая выражалась в развитии литературного языка, в национальном самоощущении единства народа, в формировании общей культуры. В эпоху Киевской Руси был задан тип культурно-исторического развития русского народа, в котором тесно переплетались христианство и язычество.
    • Киевская Русь в домонгольское время превратилась в страну высокоразвитой культуры.
    • Начинает складываться общность древнерусского народа, которая выражалась в развитии литературного языка, в национальном самоощущении единства народа, в формировании общей культуры.
    • В эпоху Киевской Руси был задан тип культурно-исторического развития русского народа, в котором тесно переплетались христианство и язычество.


    Скачать

    Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

    Вебинар для учителей

    Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!