СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культура России в первой половине XIX в.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок знакомит учащихся с лучшими произведениями русской культуры XIX в. и помогает подготовится к сдаче ОГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Культура России в первой половине XIX в.»

Тема урока: Художественная культура России в первой половине XIX в. Золотой век русской культуры.

  1. Учитель: Джандарова Аида Исаевна

  2. Курс: История России с древнейших времен до конца ХIX века

  3. Тема урока: Культура Руси ХIX века.

  4. Тип урока: объяснение нового материала

  5. Цель урока: Показать особенности древнерусской культуры

  6. Задачи:

  1. Образовательная:

- Познакомить учеников с лучшими произведениями русской культуры и бытом народа в ХIX века

- Обеспечить усвоение понятий (культура, материальная культура, духовная культура, летопись, былины, мозаика, фреска, икона)

  1. Развивающая:

- Развитие яркой эмоциональной монологической речи;

- Обогащение активного словаря терминами данной эпохи.

  1. Воспитательная:

 - Воспитывать уважение к истории, культуре, показать её значение для современного искусства.

- Воспитывать чувство прекрасного.

  1. Методы:

- словесный,

- наглядный,

- практический.
Вид урока:  изучения новой темы

Форма урока - виртуальная экскурсия. Сопровождается мультимедийной презентацией.

Оборудование: Слайдовая презентация «Культура народов России ХIX в.». Карта России.

Ход урока.

I . Введение в тему.

II. Изучение нового материала:

  1. Особенности развития русской культуры в первой половине ХIX в.

  2. Архитектура и скульптура первой половины XIX века.

  3. Живопись.

  4. Музыка.

III. Рефлексия.

IV. Домашнее задание.

Проблемное задание:

Почему первую половину XIX века называют «золотым веком» русской культуры?

Ход урока

Актуализация знаний, объявление новой темы.

Вступительное слово учителя. Сегодня мы с вами познакомимся с уникальной русской культурой 1-й половины XIX века. В это время происходит стремительный взлет в культурном развитии России. Это время называют Золотым веком русской культуры. Два крупных события первой половины XIX века: Отечественная война 1812г., восстание декабристов 1825 г., повлияли на развитие русской культуры. У писателей и поэтов, ху­дожников в своих произведениях появился интерес к истории Отечества.

Сегодня мы поговорим о вкладе живописи, архитектуры в мировую культуру, познакомимся с основными памятниками русской культуры; выясним, почему первую половину XIX века называют «золотым веком» русской культу­ры.

Образование.

В 1804 была Россия разделенана 6 учебных округов с четырьмя разрядами учебных заведений:

Низший-церковно-приходские училища для всех сословий

Средний-уездные училища и гимназии

Высший-университеты.

Открылись университеты:

1802- в Дерпт

1804 – в Казани, Харкове, Вильно, а также Педагогический институт в Спб.

В 1804 г. Университеты по уставу получили автономию, однако в 1835 г. были лишены ее. В 1811 г. по инициативе Сперанского в Царском селе был открыт лицей для детей дворян.


Издательское дело.

30-40-е годы 19 в называют «смирдинский период» в истории книгопечатания.

А.Ф. Смирдин снижал издержки и повышал тиражи, он впервые вел оплату труда сочинителей. Он выпустил 70 собраний сочинений русских писателей.

Булгарин издатель самой крупной газеты – «Северная пчела».

Полевой издавал журнал «Московский телеграф».

Надеждин – журнал «Телескоп»

Краевский – журнал «Отечественные записки»

Пушкин – журнал Современик (далее редактор Некрасов)

Погодин - журнал Москвитянин (консервативной направленности).

В 1826г. властями был издан цензурный устав,названный «чугунным».


Литература

Для литературы 19 в. характерна быстрая смена стилевых направлений:

рубеж 18-19 веков - сентиментализм (Карамзин,Державин)

1 пол 19 в.ромнтизм (Жуковский, поэты-декабристы)

2 четверть 19 в. реализм (Пушкин, Лермонтов, Гоголь)

В литературной критике большуюроль стал играть Белинский.


Наука

Фамилии учёного

Чем занимался

Лобачевский

Создал неевклидову геометрию

Петров

Исследовал электородугу

Якоби

Изобрел электродвигатель, гальванотехнику

Аносов

Изобрел метод получения высококач стали

Зинин

Производство синтетических красителей

Черепановы

Создали паровоз и Нижнетагильскую жд

Пирогов

Наркоз эфирный, гипсовые повязки, полевая хирургия

Карамзин

В 8 томный труд «История государства Российского»

Струве

Основатель Пулковской обсерватории


Архитектура и Скульптура.

Конец 18 – начало 19 века – это эпоха классицизма в русском зодчестве. Она оставила яркий след в архитектурном облике Петербурга и Москвы.

Классицизм – европейское культурно-эстетическое течение, которое ориентировалось на античное искусство, на античную литературу и мифологию. В русской живописи и особенно в архитектуре были созданы подлинные шедевры.Это время позднегоклассицизма или же «русского ампира»

Начало 19 века было временем быстрой застройки двух столиц - Петербурга и Москвы.

Петербургский классицизм – это архитектура не отдельных зданий, а целых проспектов и ансамблей, поражающих своей уравновешенностью, единством, гармоничностью.

Архитектор – Андреян Дмитриевич Захаров

Работа по упорядочению центра Петербурга началась с возведения здания Адмиралтейства по проекту Андреяна Дмитриевича Захарова

Андрей Никифорович Воронихин – он архитектор построенного в 1801-1811 гг. величественного здания Казанского собора. За образец был взят собор св. Петра в Риме, построенный великим Микеланджело. В Казанский собор был перенесён прах М.И. Кутузова.

Огюст Монферран

Сорок лет, с 1818 по 1858 г., строилось здание Исаакиевского собора в Петербурге – самое большое здание первой половины XIX в. Внутри собора одновременно могут находиться 13 тыс. человек. Собор заложен в честь Петра I и назван по имени святого Исаакия Далматского, день которого совпадает с датой рождения императора.

По его же проекту была воздвигнута 47-метровая колонна на Дворцовой площади – памятник Александру I и одновременно монумент в честь победы русского оружия в Отечественной войне 1812 г. и названа в честь императора Александра I. Памятник представляет монолитную колонну высотой свыше 25,5 м из красного гранита, установленную на постамент, украшенный бронзовыми барельефами.

Мечта Карла Ивановича Росси сделать Петербург - произведением искусства. Михайловский дворец в Санкт-ПетербургеДворцовая площадь, здания Сената и Синода, здание Александрийского театра


Вывод: Старый Петербург, оставленный нам в наследство Растрелли, Захаровым, Воронихиным, Монферраном, Росси – это шедевр мирового зодчества. Бережное его сохранение для детей и внуков – святая обязанность каждого нового поколения граждан России.

Московский Классицизм

После пожара 1812 года здесь были построены такие выдающиеся по красоте здания театральная площадь с Большим театром, Александровский сад, Триумфальные ворота. Главный архитектор комиссии для восстановления Москвы после пожара 1812 года. Бове Осип Иванович

Константин Андреевич Тон

В 1839 г. на берегу Москвы-реки был заложен храм Христа Спасителя. Строительство этого храма, задуманного в память избавления России от нашествия Наполеона, растянулось на долгие годы. Торжественное освящение храма состоялось в 1883г. В храме было установлено 177 мраморных досок с именами убитых и раненых офицеров, сообщалось о числе погибших солдат в каждом сражении, были увековечены и имена людей, пожертвовавших сбережения на дело победы.

Он также архитекторБольшой Кремлевский дворец,Оружейная палата, Петербургский вокзал

Иван Петрович Мартос

На Красной площади был воздвигнут памятник Минину и Пожарскому. Следуя традициям классицизма, скульптор Иван Петрович Мартос облачил своих героев в одежды античных героев. Минин стоит, указывая Пожарскому на Кремль и вручая ему меч. Постамент памятника украшен рельефами, один из которых изображает сбор пожертвований по призыву Минина, а другой – победоносное сражение ополчения под предводительством Пожарского.

Б.И. Орловский памятники перед Казанским собором, посвященные Кутузову и Барклаю-де-Толи


Живопись.

Классицизм в живописи получил название академизма.

Карл Брюллов

Карл Павлович Брюллов был потомственным художником.

Нам представлена картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи». Он написал ее в 1830-1833 гг., после того как посетил раскопки римского города Помпеи, погребенного под лавой и пеплом вулкана Везувия в 79 г. нашей эры. В картине нет главного героя, но в каждой из фигур – волнение и ужас. Себя Брюллов изобразил в виде художника, несущего ящик с красками.Художник был блестящим автором парадного портрета

Александр Андреевич Иванов

Александр Андреевич Иванов родился в семье профессора Академии художеств. Уже первые работы привлекли внимание Общества поощрения художников, которое направляет его за границу. В 30-е годы Х1Х века художник обращается к библейской теме.

За картину «Явление Христа Марии Магдалине» Иванов получает звание академика. Над картиной «Явление Христа народу» Иванов работал 20 лет

Два замечательных портретиста того времени, Орест Адамович Кипренский и Василий Андреевич Тропинин оставили нам прижизненные портреты Пушкина. Глядя на портрет Пушкина работы Кипренского, мы видим, что художник изобразил его торжественно, в ореоле поэтической славы. Пушкин, взглянув на портрет, сказал художнику: “ Ты мне льстишь, Орест”.

На портрете Тропинина мы видим другого Пушкина. Здесь он по - домашнему обаятелен, спокоен, нет особой торжественности и помпезности.

В рамки академизма явно не вписывалось творчество Павла Андреевича Федотова. Он, еще во время армейской службы писал озорные зарисовки. Обратите внимание на две наиболее знакомые нам картины. Здесь мы видим критическую позицию автора по отношению к действительности. Художник высмеивает пороки общества.

Представленная картина называется «Сватовство майора», «Завтрак аристократа», «Свежий кавалер»

Алексей Гаврилович Венецианов одним из первых стал писать портреты крестьян. Но в его картинах продолжает чувствоваться влияние классицизма. Движения крестьянки изящны, по земле она не ступает, а будто парит над ней, сарафан красив как греческая туника- «Весна», «Пашня»

Итог: Таким образом, в живописи в этот период растет интерес художников к личности человека, к жизни не только богов и царей, но и простых людей.

В 1852 году в культурной жизни России произошло примечательное событие. Свои двери открыл Эрмитаж, где были собраны художественные сокровища императорской фамилии. В России появился первый общедоступный художественный музей.

4. Музыка.

В музыкальном искусстве первой половины 19 века были заложены основы русской национальной школы в музыке. Впервые звучит патриотическое настроение в музыке.

Михаил Иванович Глинка = родоначальник исторической оперы «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила», «Иван Сусанин»

Даргомыжский Александр Сергеевич - последователь М.И. Глинки. Наиболее известна его опера «Русалка», «Каменный гость»

Александр Александрович Алябьев.

Вся первая половина 19 века прошла под знаком усиления русской национальной тематики и влияния народных мелодий в музыкальных произведениях. Народные мотивы отчетливо звучали в музыкальных творениях А.А. Алябьева, например романс «Соловей»

Театр.

Разделение театральных групп на драматические и оперно-балетные. Бывший Петровский театр дал Москве в 1824 году начало двум новым : Малому (Драмы ставились), Большему (ставились оперы и балет). В 1832 году открыт Александрийский театр в Спб. Актеры этого периода : Щепкин, Мочалов, Асенкова, Семенова,Каратыгин, Мартынов.


5. Обсуждение проблемного задания

Почему первую половину XIX века называют «Золотым веком» русской культуры?

Таким образом, в живописи в этот период растет интерес художников к личности человека, к жизни не только богов и царей, но и простых людей

В музыкальном искусстве первой половины 19 века были заложены основы русской национальной школы в музыке. Впервые звучит патриотическое настроение в музыке.

Классицизм – европейское культурно-эстетическое течение, которое ориентировалось на античное искусство, на античную литературу и мифологию. В русской живописи и особенно в архитектуре были созданы подлинные шедевры



Задание на дом: написать сочинение на тему: «Мое любимое произведение русской культуры первой половины Х1Х века».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!