Просмотр содержимого документа
«Культура России в 17 веке»
Культура России в XVII веке
Трубина Г.Н. учитель истории 1 к/к
Просвещение
Оживление торгово-промышленной деятельности
Рост грамотности
среди дворян и посадских людей
Домашнее
обучение
Расширение числа учебных заведений
Рост государственного аппарата
Появление и распространение
учебных
пособий
- 1634 г. – «Букварь» (Василий Бурцев)
- 1648 г. – «Грамматика» (Мелетий Смотрицкий)
- 1674 г.. – «Синопсис» (Иннокентий Гизель)
- 1694 г. – «Большой букварь» и «Полис» (Карион Истомин)
Архитектура
В конце XVII в.
возникает новый стиль
нарышкинское
(московское) барокко
Нарядность,
элегантность,
строгая симметричность
Церковь Покрова в Филях
(1690-1695)
Архитектура
Дворец царя в с.Коломенском -
«восьмое чудо света»
(1667-1668)
Церковь Вознесения в с.Коломенском
(1532)
До середины XVII в.
в церковном зодчестве –
шатровый стиль
Патриарх Никон
запретил строительство
шатровых храм ов
Церковь Троицы Живоначальной
в Троицком-Голенищеве
(1644-1645 )
Успенский собор в Кремле взят за образец для подражания
В 1628 г. был воздвигнут шатер над Спасской башней Московского Кремля
Палаты думного дьяка Аверкия Кириллова
Церковь Рождества Богородицы в Путинках
Церковь Троицы
в Никитниках
Церковь Вознесения в Устюге
Церковь Ильи Пророка в Ярославле
Теремной дворец царя Алексея Михайловича
Зодчие Б. Огурцов, А. Константинов, Т. Шарутин, Л. Ушаков.
- отказ от аскетической строгости и простоты
- стремление к внешней нарядности, живописности
- Единственный сохранившийся в Кремле архитектурный памятник боярского жилья
- Здание построено в 1652 году для боярина Милославского – тестя царя Алексея Михайловича
- Здесь устраивались различного рода «потехи» – увеселения для царской семьи
Собор был освящен в 1637 г.
В нем была помещена Казанской икона Божией Матери, с которой князь Пожарский шел в бой в 1612 году
! построен в память исторической победы русского народа над польскими захватчиками в 1612 году !
Воскресенский собор
Новоиерусалимского монастыря
Иосифо-Волоколамский монастырь
Преображенский храм
на о.Кижи
Теремной дворец
Московского Кр емля
Живопись
Симон Ушаков
(1626-1686 гг.)
Мастер Оружейной палаты
Влияние церковного канона сохранилось
Но даже в иконописи уделяется пристальное внимание выразительности и индивидуальности черт личности
Спас Нерукотворный. Икона
Живопись
Князь М.В. Скопин-Шуйский.
Парсуны
портреты, написанные в иконописной
манере и иконной технике – на доске
яичными красками
Иван IV Грозный
Симон Ушаков
Троица Ветхозаветная Икона
Владимирская икона Богоматери
Скульптура
- яркая красочность
- богатство русского узорочья
- с одной стороны —чувство земной красоты, интерес к реальным формам, с другой — сказочная фантастика
- пышная ажурная резьба
- видную роль приобретает круглая скульптура
- стремление к пластичности, полновесности объемной формы
Быт русского народа
Культура и быт русского народа в 17 веке подверглись качественной трансформации. По восшествии на престол царя Петра I, в Россию стали проникать веяния западного мира
Обстановка в избе была скудной. Стол посреди избы и по станкам широкие лавки
Одежду шили из домотканого полотна и использовали шкуры животных. Ноги обували в поршни, которые представляли собой два куска кожи, собранные вокруг щиколотки. Поршни носили только осенью или зимой. В сухую погоду обували плетенные из лыка лапти
Русская печь и стол
Спасибо за внимание!