СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культура России 17-18 века.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для подготовки к ЕГЭ и ГИА по культуре России, который охватывает хронологические рамки 17 - 18 века. В разработке систематизированы объекты культуры архитектуры: дворцы, храмы, скульптурные сооружения, а также памятники письменности и литературы.  

Просмотр содержимого документа
«Культура России 17-18 века.»

Русская культура XVII-XVIII века В XVII веке происходит обмирщение культуры, т.е. усиление светских начал в культурной жизни 1. Развитие просвещения в России. Издание учебников, например «Грамматика» Мелентия Смотрицкого Рост количества грамотных людей среди дворянства и посадских людей

Русская культура XVII-XVIII века

В XVII веке происходит обмирщение культуры, т.е. усиление светских начал в культурной жизни

1. Развитие просвещения в России.

Издание учебников, например «Грамматика» Мелентия Смотрицкого

Рост количества грамотных людей среди дворянства и посадских людей

Русская культура XVII-XVIII века 1687г. – Славяно-греко-латинская академия – первое высшее учебное заведение в России, основатели - братья Лихуды 2. Развитие литературы в России. -исторические повести: «Повесть об Азовском сидении», первое печатное историческое сочинение «Синопсис» (автор И. Гизель) – краткий обзор русской истории - тенденция превращения житийной литературы в автобиографические повести, например «Житие» Аввакума

Русская культура XVII-XVIII века

1687г. – Славяно-греко-латинская академия – первое высшее учебное заведение в России, основатели - братья Лихуды

2. Развитие литературы в России.

-исторические повести: «Повесть об Азовском сидении», первое печатное историческое сочинение «Синопсис» (автор И. Гизель) – краткий обзор русской истории

- тенденция превращения житийной литературы в автобиографические повести, например «Житие» Аввакума

Русская культура XVII-XVIII века - Становление нового жанра в литературе – сатирического, например «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче» - Становление стихосложения – вирши Симеона Полоцкого 3. Архитектура - Переход от крестово-купольного храма к шатровому стилю - Попытка сохранить традиционное пятиглавие - Появление нового стиля - «нарышкинское» (московское) барокко

Русская культура XVII-XVIII века

- Становление нового жанра в литературе – сатирического, например «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче»

- Становление стихосложения – вирши Симеона Полоцкого

3. Архитектура

- Переход от крестово-купольного храма к шатровому стилю

- Попытка сохранить традиционное пятиглавие

- Появление нового стиля - «нарышкинское» (московское) барокко

Храм Ильи Пророка в Ярославле (1693-1694гг.)

Храм Ильи Пророка в Ярославле (1693-1694гг.)

Михайло-Архангельский собор в Нижнем Новгороде (1628-1631гг.)

Михайло-Архангельский собор в Нижнем Новгороде (1628-1631гг.)

Храм Покрова в Филях (1693-1694гг.)

Храм Покрова в Филях (1693-1694гг.)

Новодевичий монастырь в Москве

Новодевичий монастырь в Москве

Теремной дворец (1635–1637) построен при царе Михаиле Федоровиче архитекторами Б. Огурцовым, А. Константиновым, Л. Ушаковым и Т. Шарутиным. Это первое каменное здание на Руси, предназначенное для повседневной жизни, а не для торжественных приемов (ранее жилые постройки строились только из дерева)

Теремной дворец (1635–1637) построен при царе Михаиле Федоровиче архитекторами Б. Огурцовым, А. Константиновым, Л. Ушаковым и Т. Шарутиным. Это первое каменное здание на Руси, предназначенное для повседневной жизни, а не для торжественных приемов (ранее жилые постройки строились только из дерева)

Деревянное зодчество Дворец Алексея Михайловича в Коломенском

Деревянное зодчество

Дворец Алексея Михайловича в Коломенском

Покровская церковь в Кижах, 1714г.

Покровская церковь в Кижах, 1714г.

Русская культура XVII-XVIII века 4. Живопись Иконопись Симона Ушакова – попытка отражения земной красоты в искусстве Икона Владимирской богоматери Спас Нерукотворный, 1676г.

Русская культура XVII-XVIII века

4. Живопись

Иконопись Симона Ушакова – попытка отражения земной красоты в искусстве

Икона Владимирской богоматери

Спас Нерукотворный, 1676г.

Русская культура XVII-XVIII века Становление портретной живописи светского характера. Парсуна – переход от иконы к светскому портрету Федор Иванович Патриарх Никон М.В. Скопин-Шуйский

Русская культура XVII-XVIII века

Становление портретной живописи светского характера.

Парсуна – переход от иконы к светскому портрету

Федор Иванович

Патриарх Никон

М.В. Скопин-Шуйский

Русская культура XVII-XVIII века 5. Театр 1672г. –возникновение придворного театра под руководством пастора Грегори

Русская культура XVII-XVIII века

5. Театр

1672г. –возникновение придворного театра под руководством пастора Грегори

Русская культура XVII-XVIII века Первая четверть XVIII в. – европеизация «сверху» – специфическая черта культурных преобразований Ведущая роль государства в «насаждении» культурных преобразований резкое ускорение формирования светского характера культуры Столкновение традиционного и европейско-модернизационного начал в процессе культурных преобразований Складывание «двух культур» – европеизированной культуры «верхов» и традиционной культуры «низов»

Русская культура XVII-XVIII века

Первая четверть XVIII в. – европеизация «сверху» – специфическая черта культурных преобразований

  • Ведущая роль государства в «насаждении» культурных преобразований
  • резкое ускорение формирования светского характера культуры
  • Столкновение традиционного и европейско-модернизационного начал в процессе культурных преобразований
  • Складывание «двух культур» – европеизированной культуры «верхов» и традиционной культуры «низов»
Европеизация досуга (введение ассамблей(1718г.), курение, употребление кофе) одежды внешнего вида (бритье бород, ношение париков) Появление книг об этикете («Юности честное зерцало»)

Европеизация

досуга

(введение ассамблей(1718г.), курение, употребление кофе)

одежды

внешнего вида (бритье бород, ношение париков)

Появление книг об этикете («Юности честное зерцало»)

Русская культура XVII-XVIII века 1. Развитие  просвещения - Открываются школы А) профессиональные (Навигацкая, Артиллерийская, Инженерная) Б) «цифирные» - для обучения грамоте детей дворян и чиновников В) издание учебников («Арифметика» Л.Магницкого) Реформа шрифта (1798г. – появление гражданского шрифта) Появление первой печатной газеты «Ведомости» (1702г.)

Русская культура XVII-XVIII века

1. Развитие просвещения

- Открываются школы

А) профессиональные (Навигацкая, Артиллерийская, Инженерная)

Б) «цифирные» - для обучения грамоте детей дворян и чиновников

В) издание учебников («Арифметика» Л.Магницкого)

  • Реформа шрифта (1798г. – появление гражданского шрифта)
  • Появление первой печатной газеты «Ведомости» (1702г.)
2. Развитие  научных знаний А) техники и механики (токарный станок А.Нартова) Б) геологии, астрономии, медицины, географии, истории В) 1719г. – первый музей Кунсткамера 1724г. – открытие Российской Академии наук Здание Кунсткамеры, архитекторы Георг Маттарнови, Н. В. Гербель, М.Г. Земцов, С.И. Чевакинский, Р.Р. Марфельд, 1718-1734гг

2. Развитие научных знаний

А) техники и механики (токарный станок А.Нартова)

Б) геологии, астрономии, медицины, географии, истории

В) 1719г. – первый музей Кунсткамера

1724г. – открытие Российской Академии наук

Здание Кунсткамеры, архитекторы Георг Маттарнови, Н. В. Гербель, М.Г. Земцов, С.И. Чевакинский, Р.Р. Марфельд, 1718-1734гг

2. Архитектура Становление общеевропейского стиля архитектуры -регулярная планировка -приоритете каменной архитектуры над деревянной -доминирование светских начал Строительство Санкт-Петербурга Здание двенадцати коллегий, архитекторы Доменико Трезини, Теодор Швертфегер, 1722-1742гг.

2. Архитектура

Становление общеевропейского стиля архитектуры

-регулярная планировка

-приоритете каменной архитектуры над деревянной

-доминирование светских начал

Строительство Санкт-Петербурга

Здание двенадцати коллегий, архитекторы Доменико Трезини, Теодор Швертфегер, 1722-1742гг.

Архитектурный стиль – «петровское барокко» Летний дворец Петра I , Д. Трезини Меншиковский дворец, Д. М. Фонтана, Г.И. Шедель

Архитектурный стиль – «петровское барокко»

Летний дворец Петра I ,

Д. Трезини

Меншиковский дворец,

Д. М. Фонтана, Г.И. Шедель

2. Живопись Становление светского искусства. Доминирование портретного жанра М. Матвеев «Автопортрет с женой»

2. Живопись

Становление светского искусства. Доминирование портретного жанра

М. Матвеев «Автопортрет с женой»

И. Никитин, Портрет напольного Гетмана И. Никитин, Петр I на смертном одре

И. Никитин,

Портрет напольного Гетмана

И. Никитин,

Петр I на смертном одре

Середина XVIII века Развитие науки и техники 20-40-е гг. – Камчатские экспедиции (В.Беринг и А.Чириков подтвердили пролив между Азией и Америкой) 1755г. – открытие Московского университета (М.В.Ломоносов) 2) Литература Переход к классицизму А.Кантемир, В.Тредиаковский, М. Ломоносов, А. Сумароков 3) Архитектура Утверждение стиля барокко Неизвестный художник «Портрет Ломоносова»

Середина XVIII века

  • Развитие науки и техники

20-40-е гг. – Камчатские экспедиции (В.Беринг и А.Чириков подтвердили пролив между Азией и Америкой)

1755г. – открытие Московского университета (М.В.Ломоносов)

2) Литература

Переход к классицизму

А.Кантемир, В.Тредиаковский, М. Ломоносов, А. Сумароков

3) Архитектура

Утверждение стиля барокко

Неизвестный художник «Портрет Ломоносова»

Аничков дворец, М. Земцов, 1741-1753гг. Зимний дворец, Б. Растрелли, 1757-1762гг.

Аничков дворец, М. Земцов, 1741-1753гг.

Зимний дворец, Б. Растрелли, 1757-1762гг.

Большой Екатерининский дворец, Б.Растрелли, 1752-1756 Никольский морской собор, С.Чевакинский Смольный собор, В.Растрелли

Большой Екатерининский дворец, Б.Растрелли, 1752-1756

Никольский морской собор, С.Чевакинский

Смольный собор, В.Растрелли

Середина XVIII века 4) живопись 1757г. – открытие Академии Художеств А. Аргунов «Портрет неизвестной в русском костюме»  А. Антропов «Портрет Екатерины II »

Середина XVIII века

4) живопись

1757г. – открытие Академии Художеств

А. Аргунов «Портрет неизвестной в русском костюме»

А. Антропов «Портрет Екатерины II »

5) Театр Становление государственного профессионального русского театра 1756г. – А. Сумароков и Ф. Волков Портрет Ф. Волкова, А. Лосенко, 1763г.

5) Театр

Становление государственного профессионального русского театра

1756г. – А. Сумароков и Ф. Волков

Портрет Ф. Волкова, А. Лосенко, 1763г.

Вторая половина XVIII века Образование Расширяется сеть учебных заведений (сохраняется принцип сословности) 1764г. – Смольный институт благородных девиц Воспитательный дом в Москве для незаконнорожденных детей(подкидышей) и сирот. Организовал И. Бецкой 1773г. – Горное училище в Санкт-Петербурге

Вторая половина XVIII века

  • Образование

Расширяется сеть учебных заведений (сохраняется принцип сословности)

1764г. – Смольный институт благородных девиц

Воспитательный дом в Москве для незаконнорожденных детей(подкидышей) и сирот. Организовал И. Бецкой

1773г. – Горное училище в Санкт-Петербурге

2. Наука и техника И.Ползунов 1763г. – разработал проект универсального парового двигателя 1765г. – создавал для заводских нужд паровую машину И. Кулибин 1773-1775гг. – создал телескоп, разработал проект одноарочного моста через р.Неву, создал «зеркальный фонарь» – прообраз прожектора, разработал и построил для Екатерины II дворцовый лифт

2. Наука и техника

И.Ползунов

1763г. – разработал проект универсального парового двигателя

1765г. – создавал для заводских нужд паровую машину

И. Кулибин

1773-1775гг. – создал телескоп, разработал проект одноарочного моста через р.Неву, создал «зеркальный фонарь» – прообраз прожектора, разработал и построил для Екатерины II дворцовый лифт

3. Архитектура Во второй половине XVIII века в архитектуре преобладает стиль классицизм (строгость, четкая симметрия, скромное строгое внешнее оформление) 4. Скульптура Сформировались два направления: Реалистическое (творчество Ф.Шубина) Классицизм (творчество Э.Фальконе)

3. Архитектура

Во второй половине XVIII века в архитектуре преобладает стиль классицизм (строгость, четкая симметрия, скромное строгое внешнее оформление)

4. Скульптура

Сформировались два направления:

  • Реалистическое (творчество Ф.Шубина)
  • Классицизм (творчество Э.Фальконе)
М Санкт-Петербург Мраморный дворец, А.Ринальди Таврический дворец, И.Старов

М

Санкт-Петербург

Мраморный дворец, А.Ринальди

Таврический дворец, И.Старов

Москва Дом Пашкова, В. Баженов Здание Московского университета, М. Казаков

Москва

Дом Пашкова, В. Баженов

Здание Московского университета, М. Казаков

Москва Петровский Путевой дворец, М. Казаков Санкт-Петербург Чесменская церковь, Ю.Фельтен

Москва

Петровский Путевой дворец, М. Казаков

Санкт-Петербург

Чесменская церковь, Ю.Фельтен

Э. Фальконе, памятник Петру I в Петербурге «Медный всадник» (1782г.) Ф. Шубин, скульптурный портрет Павла I (1800г.) Ф. Шубин, скульптурный портрет Г.Потемкина (1791г.)

Э. Фальконе, памятник Петру I в Петербурге «Медный всадник» (1782г.)

Ф. Шубин, скульптурный портрет Павла I (1800г.)

Ф. Шубин, скульптурный портрет Г.Потемкина (1791г.)

5. Живопись Во второй половине века сложилась русская живописная школа, основные жанры – портретная живопись, историческая живопись

5. Живопись

Во второй половине века сложилась русская живописная школа, основные жанры – портретная живопись, историческая живопись

В.Боровиковский. Портрет Е.Нарышкиной В.Боровиковский. Портрет М.Лопухиной Ф.Рокотов. Портрет А.Струйской А. Лосенко, «Владимир и Рогнеда»

В.Боровиковский.

Портрет Е.Нарышкиной

В.Боровиковский.

Портрет М.Лопухиной

Ф.Рокотов. Портрет А.Струйской

А. Лосенко, «Владимир и Рогнеда»

Д.Левицкий, портрет Е.Хованской и Е.Хрущёвой Д.Левицкий, портрет Е.Нелидовой

Д.Левицкий, портрет Е.Хованской и Е.Хрущёвой

Д.Левицкий, портрет Е.Нелидовой


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!