СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культура речи учителя

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на РМО, советы по культуре речи для педагогов. 

Просмотр содержимого документа
«Культура речи учителя»

Культура речи учителя (выступление на РМО)

«Все великие события начинаются с общения!»

Скилеф

Задача любого учителя – помочь учащемуся развить свои навыки, овладеть знаниями и быть способным применять их в реальной жизни. Для решения этой задачи учителя используют самые разные способы: используют современные технологии и активные формы обучения, развивают самостоятельность и мотивацию учеников, изучают материал с учётом индивидуализации и диффер. обучения. Словом, проделывают огромное количество работы. Если прибавить к неисчислимым делам нехватку времени и ограниченность ресурсов, несложно понять, почему многие учителя обращают гораздо меньше внимания на язык урока. И первое на что нужно обратить внимание – это речь. Что входит в понятие "культура речи учителя"? Какими коммуникативными качествами она должна обладать?

Компоненты культуры речи педагога:
1. Грамотность построения фраз
2. Простота и ясность изложения
3. Выразительность:
а) интонация и тональность;
б) темп речи, паузы;
в) динамика звучания голоса;
г) словарное богатство;
д) образность речи;
е) дикция.
4. Грамотное произношение слов из обыденной жизни:
а) правильное ударение в словах;
б) исключение местных диалектов.
5. Правильное использование специальной терминологии:
а) исключение режущих слух фразеологических оборотов;
б) исключение лишних слов;
в) исключение жаргонных и модных словечек.
6. Немногословие.
7. Речедвигательная координация.

Культура речи — широкое и емкое многокомпонентное понятие, но прежде всего это грамотность построения фраз. Твердое знание грамматических правил дает возможность педагогу правильно выражать свои мысли, придает его речи стройный, осмысленный характер. Иначе могут случаться казусы. Так, один учитель в плане воспитательной работы написал: «Приучать детей к еде с закрытым ртом». Грамматически правильное построение речи обеспечивает ее содержательность, логическую последовательность, понятность.

Второй составляющей культуры речи педагога являются простота и ясность изложения. Одну и ту же мысль можно выразить в доступной для понимания учащимися форме или, наоборот, придать речи такой наукообразный вид, что учащиеся так и не сумеют понять, что же от них требуется, что они должны усвоить. Умение рассказать просто о сложном, сделать доходчивым отвлеченное основывается на ясности мышления педагога, на образности и жизненности приводимых для пояснения примеров.

Третьей составляющей культуры речи является выразительность. Она достигается как подбором нужных слов и синтаксических конструкций, так и активным использованием основных компонентов выразительности устной речи — тона, динамики звучания голоса, темпа, пауз, ударения, интонации, дикции.

Интонация и тональность воздействуют не только на сознание, но и на чувства учеников, так как придают эмоциональную окраску словам и фразам. Тональность речи может быть праздничной, торжественной, задушевной, радостной, гневной, грустной и т. п. В зависимости от ситуации педагог должен использовать всё богатство тональности, а не произносить монологи бесстрастным, монотонным голосом.

Тон речи учителя должен быть спокойным, уверенным, властным. Однако для этого необходимо, чтобы сам учитель был спокойным, убежденным в правильности отдаваемых распоряжений, своих поступков, оценок действий и поступков учащихся. Крайне нежелателен назидательный, менторский тон, он обычно отталкивает учащихся от учителя, так как чем старше школьник, тем в большей степени у него выражено стремление к самоутверждению, к признанию себя личностью.

Темп речи также определяет ее выразительность. Непригодна как слишком быстрая речь, поскольку при ней ученикам трудно сосредоточиться на том, что говорит педагог, успеть «переварить» всю информацию, так и очень медленная речь, действующая на учеников усыпляюще.

Паузы речи при их правильном использовании позволяют лучше передать смысл произносимых слов и фраз. С помощью паузы можно увеличить интригующий смысл речи педагога, его сообщения о каком-то событии и т. п.

Еще одним фактором, определяющим выразительность речи педагога, является динамика звучания голоса, варьирование его силы. Недостаточная громкость речи неблагоприятно действует на слушателей. Она приводит к быстрому утомлению учащихся, которым вследствие этого нужно либо отключиться, перестать следить за содержанием речи педагога, либо волевым усилием заставить себя вслушиваться. Одинаковая громкость речи на протяжении всего занятия (стабильность высоты звука) действует усыпляюще.

Словарное богатство способствует образности речи, а через нее — и выразительности. Умелое применение пословиц, поговорок, крылатых слов, метафор, гипербол делает речь педагога сочной, эмоциональной, поднимает настроение учащихся. Конечно, пользоваться надо только теми речевыми средствами, которые доступны пониманию детей данного возраста.

Образность речи играет существенную роль в доходчивости для учащихся учебного материала, объясняемого педагогом.

Дикция — ясное и отчетливое произнесение звуков, слов и фраз, облегчает понимание учащимися речи педагога. Небрежность в произнесении окончания слов («проглатывание»), гнусавость — эти недостатки дикции могут быть устранены педагогом, если он будет систематически упражняться как самостоятельно, так и под руководством специалиста по технике речи.

Четвертой составляющей культуры речи педагога является грамотное произнесение общеупотребительных и специальных слов. Встречаются, например, ошибки при постановке ударений в словах. Так, некоторые педагоги говорят «килОметр» вместо «киломЕтр», «понЯли» вместо «пОняли» и т. д.

Другого рода ошибки встречаются при применении слов и выражений, возникших под влиянием местных диалектов. Говорят, например, «слазь» вместо «слезай»; «жгет» вместо «жжет».

Остановлюсь на типичных ошибках речи педагогов.

1. На уроках мы часто употребляем глаголы в повелительном наклонении. Необходимо помнить о некоторых часто уп. формах: «ложи» или «положь» вместо «положи»; «ложить» вместо «положить», «класть»; Гл класть – без приставки, гл. положить – только с приставкой.

Есть разница и между глаголами сядьте и присядьте.

Недопустимы для употребления и глагольные формы «заберите» вместо «возьмите»; «обождите» вместо «подождите»; «бежи» вместо «беги»; «лазать» вместо «лазить»; «подымать» вместо «поднимать».

Ударение в глаголах пр. вр. Нужно поставить на окончание только в ж.р.: поняла, но понял, начала, но начал.

2. Вызывают затруднения существительные в форме мн. числа в Им. и Род. пад.

Можно: директора, доктора, профессора

Но: договоры, выборы, торты

Национальности в род. пад:

Физические величины: ампер, вольт, но километров, граммов

Названия фруктов и овощей: мандаринов, апельсинов, помидоров, баклажанов, томатов, но яблок (макарон)

Названия обуви и одежды: туфель, ботинок, сапог, валенок, чулок, но носков.

Фамилии на согласный склонятся только те, что обозначат человека муж. Пола: Вернера Сергея, но Вернер Марии.

3. Употребление некоторых форм прилаг. и наречий, особенно сравнит. и превосходной степеней. Простая форма предполагает исп. Суффиксов: красивее, добрее, глубочайший. Составная форма – добавлением всп. слов: более, менее, наиболее, самый. Ошибочно сказать: самый красивейший, наиболее красивый.

Ударение в кратких прилагательных нужно ставить на последний слог только в ж.р.: добра, мила, полна.

4. Употребление числительных. При склонении колич. сложных числ. нужно склонять оба корня во всех частях: пятидесяти, двумястами, о четырехстах семидесяти девяти. При склонении поряд. Числ. изменять – только последнее слово: в две тысячи восемнадцатом году ( не в двух тысячи..)

Собир. числ не употребляются с сущ. жен.р.: нельзя трое учениц, нужно три ученицы и трое мальчиков. Помнить о числ . оба, обе.

Аккуратно склонять дроби: к одной второй.

Числ. полтора, полтораста имеют только две формы при склонении: полутора, полутораста.

40, 90, 100.

При названии номера страницы в учебнике или номера упр. Нужно пользоваться порядковыми числ.: откройте страницу двадцать пятую, упражнение шестьдесят второе.

5. Местоимения. Притяжат. мест.имеют формы: их, но не ихняя, его, не евошные,

Обратить внимание хочется на ударение в части используемых словах и формах: двусоставные, односоставные, углублённое изучение предмета, вручим (грамоты), звонит, ходатайствовать, этап рефлексии, феномен, форзац





Педагогу необходимо изгонять из своей речи и жаргонные и модные словечки, такие как «клево», «оттянуться» и т. п. Недопустимы в речи педагога, как бы он ни был раздражен, оскорбительные слова. Но не увлекаться языком «лялечек»: зайки, котики..

Еще одной составляющей культуры речи педагога, на которой хотелось бы остановиться, является немногословие. Некоторые педагоги, вместо того чтобы четко назвать задачи урока, подробнейшим образом описывают, что учащиеся будут делать на уроке, о чем пойдет речь. Многословие выражается и в повторении фраз и слов.

Много мудрых советов относительно речевого общения педагога дал выдающийся педагог-новатор В.А.Сухомлинский. Речевую культуру учителя он называл «зеркалом его духовной культуры» и требовал от учителя мастерского владения словом: «каждое слово, сказанное в стенах школы, должно быть продуманным, мудрым, целеустремленным, полновесным».

Культура речи является и неотъемлемой частью общей профессионально-педагогической культуры современного преподавателя.

Существуют правила речевой культуры педагога:

  1. Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал у учащихся значительного напряжения.

  2. Педагог должен говорить грамотно и внятно.

  3. Педагог должен говорить со скоростью около 100 слов в минуту.

  4. Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами – логическими и психологическими. Без логических  пауз речь безграмотна, без психологических – бесцветна.

  5. Педагог должен говорить с интонацией, т.е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного.

  6. Мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может существенно влиять на эмоциональное самочувствие учащихся: воодушевлять, увлекать.

Вы волнуетесь и сомневаетесь. Не правда ли?

Метафора

В одной далекой и прекрасной стране жил-был Учитель, целеустремленный, думающий и желающий изменить мир к лучшему. С искренней любовью к детям и своему делу. Все время он учился сам: изобретал, думал, внедрял... Когда у детей что-то получалось, он был доволен и горд. Когда им что-то не удавалось, огорчался, считая это своим промахом.

И так накопил учитель целый сундук всего интересного, нужного и занимательного. А так как по натуре своей он был очень щедрым человеком, то возникла у него идея раздать это людям. Чтобы всем было хорошо – и взрослым, и детям.

Делясь с другими своими мыслями, он очень волновался: все ли поймут его правильно, так ли он все делал? Может, мысли и дела его не так уж хороши и умны, как ему казалось? Одолевали Учителя страхи, волнения...

Услышала все это Мудрость и спросила:

– Добр ли ты к людям, порядочно ли ведешь себя?

– Да, – отвечал Учитель.

– Ты любишь свое дело, своих учеников?

– А как иначе?! – удивился Учитель.

– Ты искренен и правдив?

– Конечно.

– Содержание твоего сундука, твое мастерство, твоё слово они действительно помогают детям?

– Да.

– Ну что ж, тогда подумай еще раз над тем, о чем я тебя спросила, и реши, стоит ли тебе бояться делиться всем этим с людьми. Я уверена в правильности твоих выводов. Дерзай, Учитель!

Я желаю вам успехов! Спасибо.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!