I. Мотивация к учеб- ной деятельности | 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися. Каковы были особенности развития культуры России в XVII в.? Какие направления в русской культуре заняли ведущее положение в XVII в.? Какие проблемы поднимались и обсуждались в обществе? В чём была их новизна? Как это отражалось в культуре? | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать. Высказывать и аргументировать собственные суждения. Определять причинно-следственные связи. Ставить учебную задачу урока (под руководством учителя) | Фронтальная Работа Беседа. Работа с текстом | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | Включение в учебный процесс Постановка учеб- ной задачи урока |
II. Актуализация знаний | 7 | 1. Беседа | Вспомните исторические события в России и мире, которые могли влиять (положительно или отрицательно) на развитие русской культуры ХVII в. Какие достижения западноевропейской культуры вы можете назвать? Почему были важны культурные контакты России с другими странами? | Привлекать межкурсовые, меж- предметные знания. Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия | Беседа. Работа с источником, картой | Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока. | Устный рассказ. Беседа |
III. Изучение нового материала | 17 | 1. Беседа 2. Рассматривают слайды и отвечают на вопросы 3. Работа с документами 4. Работа с учебником и картой 5. Работа с учебником 6. Работа с учебником | Какие изменения произошли в области просвещения по сравнению с ХVI в.? Чем были обусловлены данные изменения? Презентация проектов «Русская культура ХVII в.: традиции и новаторство»: Рассмотрите изображения памятников культуры (по видам искусства), укажите общие и новые черты произведений, раскройте их историческое и культурное значение. Какие новые темы, жанры появились в культуре XVII в. (портрет, пейзаж, «живоподобная» иконопись и др.)? Каковы были достижения русского зодчества? Какие достижения культуры XVII в. вам особенно запомнились? Почему? Можно ли утверждать, что в культуре XVII в. шёл процесс усиления светского начала? Свою позицию обоснуйте. Подберите старинные пословицы и поговорки и определите на основе их анализа отношение русского человека к труду, к царю, к власти в Целом. Как развивалась самобытная культура различных народов России? Можно ли говорить о взаимопроникновении культур разных народов России? Приведите примеры влияния культур этих народов друг на друга | Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, сравнивать результаты. Анализировать художественное произведение с исторической точки зрения. Выражать личностное отношение к духовному, нравственному опыту наших предков, проявлять уважение к культуре всех народов России, мира. Устанавливать причины развития культуры, приводить примеры взаимодействия культур, в том числе на краеведческом материале. Аргументировать свою позицию, мнение | Презентация. Работа с текстом, таблицей. Творческое зада- ние. Индивидуальная работа Дискуссия. | Личностные: выражают устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения. Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; задают вопросы; строят понятные для партнёра высказывания | 1. Устные ответы. 2. Записи в карте 3. Устные Ответы 4. Записи в рабочих тетрадях 5.Устные ответы |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 7 | Работа с учебником | Докажите, что в XVII в. складывалась единая российская культура. Какие общие явления в развитии культуры стран Западной Европы и России в ХVI в. вы можете указать? Приведите примеры связей России с Европой. *По определению Д. С. Лихачёва, XVII век в России «взял на себя функции Ренессанса», суть которого — в новом взгляде на человека как на личность. Можно ли утверждать, что в XVII в. на Руси имело место явление, которое в Западной Европе получило название «Возрождение»? Примите участие в дискуссии. Какие вопросы вас особенно заинтересовали? Как вы планируете получить на них ответы? | Раскрывать на примерах последствия исторического процесса. Определять нравственные и культурные ценности людей прошлого и выражать отношение к ним с позиций личного опыта. Выявлять особенности и закономерности в развитии культуры народов. *Участвовать в дискуссии. Оценивать и планировать результаты своей познавательной деятельности | 1.Фронтальная работа с текстом | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради | Устные ответы |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке сведений | Проводит беседу по вопросам: Составьте на летние каникулы план своей познавательной деятельности по изучению истории России, своего края. Что нового по истории и культуре родного края вы узнали? Чему научились? Каким способом можно обогатить ваши краеведческие знания? Заполнение таблицы «И.Т.О.Г.» (интересно, трудно, освоено, главные выводы) | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |