СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культура Кыргызстана в период царской власти // 11 класс, История Кыргызстана

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Культура Кыргызстана в период царской власти // 11 класс, История Кыргызстана»

Культура Кыргызстана в период царской власти

Культура Кыргызстана в период царской власти

План Обычаи и обряды Развитие устного народного творчества

План

  • Обычаи и обряды
  • Развитие устного народного творчества
Культура Кыргызстана периода второй половины XIX - начала XX вв. продолжала развиваться в русле традиционной материальной и духовной культуры, сформированной на протяжении многовекового исторического развития. Вместе с тем новые общественные, экономические, социальные отношения, сложившиеся в результате присоединения царской Россией в числе других центрально азиатских регионов также и Кыргызстана, обусловили новые явления и тенденции в жизни кыргызского народа . В XIX в. увеличился объем употребления в пищу зерновых и других продуктов земледелия.
  • Культура Кыргызстана периода второй половины XIX - начала XX вв. продолжала развиваться в русле традиционной материальной и духовной культуры, сформированной на протяжении многовекового исторического развития.
  • Вместе с тем новые общественные, экономические, социальные отношения, сложившиеся в результате присоединения царской Россией в числе других центрально азиатских регионов также и Кыргызстана, обусловили новые явления и тенденции в жизни кыргызского народа .
  • В XIX в. увеличился объем употребления в пищу зерновых и других продуктов земледелия.
Основной составляющей материальной культуры кыргыза по-прежнему оставалось его жилище - юрта. Однако под влиянием русских, украинских и других переселенцев происходили перемены в жилищном строительстве.
  • Основной составляющей материальной культуры кыргыза по-прежнему оставалось его жилище - юрта. Однако под влиянием русских, украинских и других переселенцев происходили перемены в жилищном строительстве.
Кыргызы учились строить высокие дома с окнами на улицу, с шатровой крышей, крылечками и ступеньками. Усадьбы огораживались, возводились необходимые хозпостройки. К примеру, в первых такого типа кыргызских сёлах Таш-Добо - в Чуйской, Дархан - в Иссык-Кульской долине дома были построены вдоль улиц и обсажены деревьями, т.е. уже имели место элементы организационной планировки.
  • Кыргызы учились строить высокие дома с окнами на улицу, с шатровой крышей, крылечками и ступеньками. Усадьбы огораживались, возводились необходимые хозпостройки. К примеру, в первых такого типа кыргызских сёлах Таш-Добо - в Чуйской, Дархан - в Иссык-Кульской долине дома были построены вдоль улиц и обсажены деревьями, т.е. уже имели место элементы организационной планировки.
С началом перехода кыргызов в XVIII в. к оседлому образу жизни наметились изменения в их традиционной одежде. В этом, безусловно, также сказалось влияние узбекского, таджикского, татарского, русского, украинского народов. Коренное население начинает использовать европейский покрой одежды.
  • С началом перехода кыргызов в XVIII в. к оседлому образу жизни наметились изменения в их традиционной одежде. В этом, безусловно, также сказалось влияние узбекского, таджикского, татарского, русского, украинского народов. Коренное население начинает использовать европейский покрой одежды.
1. Обычаи и обряды Каждое знаменательное событие у кыргызов традиционно сопровождалось различными народными играми, такими, как эр-сайыш, жамбы атыш, ат-чабыш, улак-тартыш, оодарыш, куреш, аркан- тартыш, тыйын-эниш, ордо, кыз куумай, ак-чольмок, жоолук-таштамай, жашинмак, думпульдок, тогуз-коргоол и т.д. Широко бытовали детские игры - чикит, ала кучук, мышик-чичкан и т. п. Все социальные слои населения сообразно с достатком и возможностями старались соблюдать обычаи и ритуалы, связанные с рождением ребенка, именаречением, обрезанием, перерезанием пут, выплатой калыма, приданого, вручением подарков и др.

1. Обычаи и обряды

  • Каждое знаменательное событие у кыргызов традиционно сопровождалось различными народными играми, такими, как эр-сайыш, жамбы атыш, ат-чабыш, улак-тартыш, оодарыш, куреш, аркан- тартыш, тыйын-эниш, ордо, кыз куумай, ак-чольмок, жоолук-таштамай, жашинмак, думпульдок, тогуз-коргоол и т.д.
  • Широко бытовали детские игры - чикит, ала кучук, мышик-чичкан и т. п.
  • Все социальные слои населения сообразно с достатком и возможностями старались соблюдать обычаи и ритуалы, связанные с рождением ребенка, именаречением, обрезанием, перерезанием пут, выплатой калыма, приданого, вручением подарков и др.
Особым своеобразием отличались традиции и обряды народных и религиозных праздников. Торжественно и пышно отмечали кыргызы восточный Новый год - Оруздама. Как и все мусульманские народы, кыргызы соблюдали обряды Орозо и Курман айта - религиозных праздников воздержания и самоочищения.

Особым своеобразием отличались традиции и обряды народных и религиозных праздников. Торжественно и пышно отмечали кыргызы восточный Новый год - Оруздама.

Как и все мусульманские народы, кыргызы соблюдали обряды Орозо и Курман айта - религиозных праздников воздержания и самоочищения.

Большое значение придавалось соблюдению ритуалов, связанных с проводами покойного в последний путь - принесение в жертву скота, жаназа, доорон, жиртыш, проведение поминок и др. В зависимости от материального состояния, общественного и социального положения умершего на похоронах и поминках забивали десятки, а в отдельных случаях сотни голов скота.
  • Большое значение придавалось соблюдению ритуалов, связанных с проводами покойного в последний путь - принесение в жертву скота, жаназа, доорон, жиртыш, проведение поминок и др. В зависимости от материального состояния, общественного и социального положения умершего на похоронах и поминках забивали десятки, а в отдельных случаях сотни голов скота.
2. Развитие устного народного творчества   По мнению российского учёного В. В. Радлова, кыргызы в XIX в. находились в самом расцвете эпического творчества. Это находило своё подтверждение в искусстве манасчи - сказителей океаноподобного эпоса «Манас». Самые видные исполнители этого жанра - Балык, Келдибек, Назар, Чон- баш, Телтай, Калмырза, Суранчи, Чоодан, Джандаке и др. именовались в народе «великими манасчи» и пользовались большим уважением. Каждый манасчи считал своим долгом передать свое умение и искусство другим талантливым исполнителям. Например, учениками манасчи Джапый уулу Тыныбека (1846-1902) были сказители Сагымбай, Калыгул, Тоголок Молдо, Байбагыш, Донгузбай и др., дожившие до нашей эпохи.

2. Развитие устного народного творчества

  • По мнению российского учёного В. В. Радлова, кыргызы в XIX в. находились в самом расцвете эпического творчества. Это находило своё подтверждение в искусстве манасчи - сказителей океаноподобного эпоса «Манас».
  • Самые видные исполнители этого жанра - Балык, Келдибек, Назар, Чон- баш, Телтай, Калмырза, Суранчи, Чоодан, Джандаке и др. именовались в народе «великими манасчи» и пользовались большим уважением.
  • Каждый манасчи считал своим долгом передать свое умение и искусство другим талантливым исполнителям. Например, учениками манасчи Джапый уулу Тыныбека (1846-1902) были сказители Сагымбай, Калыгул, Тоголок Молдо, Байбагыш, Донгузбай и др., дожившие до нашей эпохи.
Великие сказители при исполнении «Манаса» до того входили в образы героев и эпическую ситуацию, что сами становились как бы соучастниками событий. Такими манасчи были Сагымбай Орозбак уулу и Саякбай Карала уулу.
  • Великие сказители при исполнении «Манаса» до того входили в образы героев и эпическую ситуацию, что сами становились как бы соучастниками событий. Такими манасчи были Сагымбай Орозбак уулу и Саякбай Карала уулу.
В этот период окончательно сформировались и художественно отшлифовались малые эпосы: «Кожожаш», «Эр-Тёштюк», «Жаныш-Байыш», «Курманбек», «Эр- Табылды» и др. Своё мастерство слова акыны и певцы доказывали в состязаниях-импровизациях. Среди них за свои высокохудожественные произведения, философское осмысление бытия особое уважение народа приобрел Женижок (Оте Коке уулу, 1859-1918 гг.). Великий кыргызский акын Токтогул Сатылганов (1864-1933) заслужил широкое признание за то, что пел о тяжёлой судьбе своего народа, воспевал в своих песнях идеи справедливости, вскрывал существующие классовые и социальные противоречия, обличал власть имущих.
  • В этот период окончательно сформировались и художественно отшлифовались малые эпосы: «Кожожаш», «Эр-Тёштюк», «Жаныш-Байыш», «Курманбек», «Эр- Табылды» и др.
  • Своё мастерство слова акыны и певцы доказывали в состязаниях-импровизациях. Среди них за свои высокохудожественные произведения, философское осмысление бытия особое уважение народа приобрел Женижок (Оте Коке уулу, 1859-1918 гг.).
  • Великий кыргызский акын Токтогул Сатылганов (1864-1933) заслужил широкое признание за то, что пел о тяжёлой судьбе своего народа, воспевал в своих песнях идеи справедливости, вскрывал существующие классовые и социальные противоречия, обличал власть имущих.
Знаменитый поэт-импровизатор Барпы Алыкулов (1884-1949) был родом из кишлака Ачи (территория современного Сузакского района). Его песни- наставления характеризовались богатством глубоких дидактических и философских размышлений. Одним из учеников Токтогула был поэт-импровизатор Эшмамбет Байсеит уулу (1867-1926). Его песни всегда отличала образность, философская содержательность, острая полемичность. Значительный след в ораторском искусстве и философской мысли кыргызов XIX в. оставил Калыгул Бай уулу (1785-1855).
  • Знаменитый поэт-импровизатор Барпы Алыкулов (1884-1949) был родом из кишлака Ачи (территория современного Сузакского района). Его песни- наставления характеризовались богатством глубоких дидактических и философских размышлений.
  • Одним из учеников Токтогула был поэт-импровизатор Эшмамбет Байсеит уулу (1867-1926). Его песни всегда отличала образность, философская содержательность, острая полемичность.
  • Значительный след в ораторском искусстве и философской мысли кыргызов XIX в. оставил Калыгул Бай уулу (1785-1855).
Вопросы 1.  Как развивалась традиционная культура кыргызского народа? 2.  Расскажите о произошедших изменениях в быту, одежде, в пищевом рационе. 3.  Как вы понимаете слова В.В. Радлова о том, что кыргызский народ переживал в XIX веке неминуемый период истинно эпической эпохи? 4.  Назовите основных представителей поэтического творчества, охарактеризуйте этапы его развития. 5.  Расскажите об эволюции общественно-социальных взглядов кыргызского народа. 6.  С какими произведениями мыслителей-дидактиков кыргызского народа вы знакомы?

Вопросы

  • 1. Как развивалась традиционная культура кыргызского народа?
  • 2. Расскажите о произошедших изменениях в быту, одежде, в пищевом рационе.
  • 3. Как вы понимаете слова В.В. Радлова о том, что кыргызский народ переживал в XIX веке неминуемый период истинно эпической эпохи?
  • 4. Назовите основных представителей поэтического творчества, охарактеризуйте этапы его развития.
  • 5. Расскажите об эволюции общественно-социальных взглядов кыргызского народа.
  • 6. С какими произведениями мыслителей-дидактиков кыргызского народа вы знакомы?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!