СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Культура казачества"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа объединила в своём содержании основы истории, традиционной и православ­ной культуры казачества.

Цель данной программы - формирование начального представления о казачестве, ориентация в многообразии исторических и культурных традиций казачества, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся.

Задачи

знакомство с укладом жизни казаков, их культурными особенностями, основными ремёслами, вида­ми труда;

• ознакомление с основными историческими вехами казачества, приобщение учащихся к казачьим праздникам, обрядам, знаменательным датам;

• воспитание учащихся патриотами;

• привитие нравственных устоев казаков в духе православия;

• развитие творческих способностей детей;

• формирование у учащихся интереса к исследователь­ской работе.

Просмотр содержимого документа
«"Культура казачества"»

Пояснительная записка

История народа, его традиции, обряды, искусство, промыслы и ремёсла являются одним из фактором, помогающих людям осознать свою принадлежность к определенной культурной, ментальной среде.

Достижение этой задачи в начальной школе осуществляется через знакомство и приобщение к культуре», традициям, истории казачества, через примеры казачьего прошлого и настоящего своей семьи, станицы, города, именно в этот временной период начинается фор­мирование любви к родной земле, гордости за принадлеж­ность к казачьему роду.

Программа кружка «Культура казачества» предназначена для детей, обу­чающихся в начальных классах казачьей направленности общеобразовательных школ. Программа по истории и культу­ре казачества является первой ступенью ком­плексной программы, предназначенной для классов ка­зачьей направленности.

Данная программа объединила в своём содержании основы истории, традиционной и православ­ной культуры казачества.

Цель данной программы - формирование начального представления о казачестве, ориентация в многообразии исторических и культурных традиций казачества, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся.

Задачи

• знакомство с укладом жизни казаков, их культурными особенностями, основными ремёслами, вида­ми труда;

• ознакомление с основными историческими вехами казачества, приобщение учащихся к казачьим праздникам, обрядам, знаменательным датам;

• воспитание учащихся патриотами;

• привитие нравственных устоев казаков в духе православия;

• развитие творческих способностей детей;

• формирование у учащихся интереса к исследователь­ской работе.

Осознание своей включённости в жизнь страны формируется у учащихся путём привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно-ориентированные вопросы и задания, связь сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района и села.

Основной формой работы являются учебные занятия. Это могут быть и занятие-встреча, занятие-экс­курсия, занятие-гостиная, занятие-экспедиция, занятие- творческий портрет, занятие-праздник. Особенно при­ветствуются выездные занятия в музеи, на концерты творческих коллективов, и др. Занятия по данной програм­ме носят практико-ориентированный, творческий, игровой характер. Занятия могут проходить в виде рассказа, демонстрации, сообщение сведений.

Отчёт о работе проходит в форме ярмарок, открытых заня­тий, конкурсов, фестивалей, массовых мероприятий и т. п.

В результате реализации данной программы планиру­ется формирование у учащихся ключевых компетенции.

Методы работы:

  • словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.

  • наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;

  • практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами,

  • практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом, учреждения, предприятия и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведческие и туристические технологии, проектные технологии.

Программа предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков: отчеты по экскурсиям, практическим работам, защиту проектов.

Предполагаемые результаты:

Занятия в кружке должны помочь учащимся узнать:

- историю возникновения и развития своей малой Родины, волжского казачества;

- семейные традиции, профессии;

- особенности природы;

- имена земляков, вошедших в историю края;

- памятники и памятные места;

- заповедные места нашего края;

- символика;

Учащиеся должны уметь:

- составлять рассказы о семье, её традициях, составлять родословную;

- принимать самостоятельно несложные решения и предлагать свои версии, варианты.

- пользоваться дополнительной литературой, расширяя свои знания о краеведческих понятиях


Содержание программы

  1. Традиционная культура волжских казаков (5 часов)

Цель: знакомство детей с традициями казачества.

  1. История казачьей семьи (4 часа)

Цель: знакомство со значением слова «семья»;воспитание в казачьей семье.

  1. Православие и казачество (4 часа)

Цель: знакомство с  православной верой как основой казачьей семьи. Почитание родителей и стариков; с православными праздниками.

  1. Труд и быт казаков (4 часа)

Цель:

Введение в понятие труд. Традиционные занятия: земледелие и скотоводство. Орудие труда казаков. Кухня.

  1. Декоративно-прикладное искусство (2 часа)

Цель:

Изготовление изделий декоративно-прикладного искусства своими руками.

  1. Памятники истории казачества (3 часа)

Цель: Памятники казакам - защитникам Родины.

  1. Основные памятные даты и знаменательные события из истории казачества (4 часа)

Цель: Казачья честь. Доблесть казаков

  1. Казак – патриот (5часов)

Цель: Казак. Волжское казачье войско. Нравственные качества - основа патриотизма казака.

  1. Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий (3часа)


Цель: Подведение итогов

Тематическое планирование кружка

«Культура казачества»

п/п

Раздел


Количество часов

1

Традиционная культура волжских казаков

5

2

История казачьей семьи

4

3

Православие и казачество

4

4

Труд и быт казаков

4

5

Декоративно-прикладное искусство

2

6

Памятники истории казачества

3

7

Основные памятные даты и знаменательные события из истории казачества

4

8

Казак – патриот

5

9

Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий

3































Календарно - тематическое планирование кружка

«Культура казачества»

п/п

Тема занятия

Дата проведения

план

факт

Традиционная культура волжских казаков

1

Детские игры. Игровые припевки

04.09


2

Поговорки, предания

11.09


3

Казачьи сказки, легенды, былички

18.09


4

Считалки. Заклички. Казачьи легенды. Разучивание наизусть.

25.09


5

Казачьи песни

02.10


История казачьей семьи 4ч

6

Понятие «казачья семья»

09.10


7

Отношение к семье. Ребёнок в казачьей семье.

16.10


8

Воспитание мальчиков и девочек.

23.10


9

Семейный фотоальбом, традиции. Практическое занятие

13.11


Православие и казачество 4ч

10

Православная вера - основа казачьей семьи. Почитание родителей и стариков.

20.11


11

Красный угол в казачьей хате. Практическое занятие

27.11


12

Икона в храмах и жилищах. Казак в храме. Молитва.

04.12


13

Православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Практическое занятие

11.12


Труд и быт казаков 4ч

14

Традиционный и современный быт казачьей семьи. Казак - труженик.

18.12


15

Традиционные занятия: земледелие и скотоводство. Орудие труда казаков.

25.12


16

Традиционная одежда. Казачья станица, двор, дом.

15.01


17

«Казачья кухня», «казачьи ремесла» мероприятие

22.01


Декоративно-прикладное искусство 2ч

18

Материалы, из которых изготавливают изделия (дерево, глина, лоза и т. д.). Изготовление изделий декоративно-прикладного искусства своими руками.

29.01


19

Изготовление изделий декоративно-прикладного искусства своими руками. Практическая работа

05.02


Памятники истории казачества 3ч

20

Памятники казакам - защитникам Родины.

12.02


21

Основные достопримечательности, памятники казачьей истории

19.02


22

Будущие защитники Родины. Мероприятие

26.02


Основные памятные даты и знаменательные события из истории казачества 4ч

23

Основные памятные даты и знаменательные события в истории казачества

05.03


24

Основные памятные даты и знаменательные события в истории казачества

12.03


25

Основные памятные даты и знаменательные события в истории казачества

19.03


26

Казачья честь. Доблесть казаков

09.04


Казак – патриот 5ч

27

Казак. Волжское казачье войско. Нравственные качества - основа патриотизма казака.

16.04


28

Нравственные качества - основа патриотизма казака. Юные казаки - будущие защитники родной земли…

23.04


29

Экскурсия на Казачий круг. Атаман. Волжские регалии

30.04


30

Нравственные качества - основа патриотизма волжского казака. Встреча с атаманом Татищевского станичного казачьего общества

27.04


31

Нравственные качества - основа патриотизма волжского казака

07.05


Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий 3ч

32

«Казачьи посиделки» мероприятие

14.05


33

«Юные казаки - будущие защитники родной земли. Казачья честь» мероприятие

21.05


34

«Казаки на страже рубежей отечества» мероприятие



Итого 34ч






5




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!