СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культура Древнего Рима ( 1 - урок)

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации рассказывается о быте жителей древнего Рима и об образовании девочек и мальчиков.

Просмотр содержимого документа
«Культура Древнего Рима ( 1 - урок)»

ИСТОРИЯ 6 класс Тема: Культура Древнего Рима (1- урок)

ИСТОРИЯ

6

класс

Тема:

Культура Древнего

Рима (1- урок)

ПЛАН УРОКА Быт жителей Рима; Образование; Домашнее образование; Образование мальчиков и девочек.

ПЛАН УРОКА

  • Быт жителей Рима;
  • Образование;
  • Домашнее образование;
  • Образование мальчиков и девочек.
   В древние времена быт римлян отличался суровой простотой. Римские патриции жили в скромных домах  с одной комнатой, рабов в хозяйстве было немного.

В древние времена быт римлян отличался суровой простотой. Римские патриции жили в скромных домах

с одной комнатой, рабов в хозяйстве было немного.

Подавляющее большинство римлян жили в многоэтажных домах, называвшихся инсулами .

Подавляющее большинство римлян жили в многоэтажных домах, называвшихся инсулами .

 Бедные римляне снимали квартиру, комнату или угол  в пяти – шестиэтажных домах, расположенных в низинах между холмами. Бедняки ютились в каморках «под черепицей крыши».  Тысячи нищих ночевали в подвалах, под лестницами прямо под открытым небом. В этой части города улицы были грязными и узкими. Из-за тесноты не оставалось места для деревьев и цветников. Здесь была страшная толкотня. Инсула- многоэтажный жилой дом

Бедные римляне снимали квартиру, комнату или угол

в пяти – шестиэтажных домах, расположенных в низинах между холмами. Бедняки ютились

в каморках «под черепицей крыши».

Тысячи нищих ночевали

в подвалах, под лестницами прямо под открытым небом.

В этой части города улицы

были грязными и узкими.

Из-за тесноты не оставалось

места для деревьев и

цветников. Здесь была

страшная толкотня.

Инсула- многоэтажный жилой дом

 Большинство квартир были мало освещёнными, в них отсутствовали водоснабжение и канализация.  Многоэтажные дома Рима были подвержены частым обвалам, потому что использовали некачественные строительные материалы. Многоэтажный дом  в Древнем Риме

Большинство квартир были мало освещёнными,

в них отсутствовали водоснабжение и канализация.

Многоэтажные дома Рима были подвержены частым обвалам, потому что использовали некачественные

строительные материалы.

Многоэтажный дом

в Древнем Риме

 Окна в домах не имели стекол, приходилось зажигать светильник или свечу. Вода в квартиры не подавалась; грязь и зловоние сопровождали римлян, живущих в многоэтажных домах.   Применение деревянных конструкций и небольшое расстояние между соседними домами способствовали распространению пожаров.     Арендная плата даже за очень скромное жилище была в Риме очень высока . 3-этажная инсула середины I века 

Окна в домах не имели стекол, приходилось зажигать светильник или свечу. Вода в квартиры не подавалась; грязь и зловоние сопровождали римлян, живущих в многоэтажных домах.

Применение деревянных конструкций и небольшое расстояние между соседними домами способствовали распространению пожаров.

 

Арендная плата даже за очень скромное жилище была в Риме очень высока .

3-этажная инсула середины I века 

  МНОГОЭТАЖНЫЕ ДОМА В НИЗИНАХ   Большинство римлян не могли иметь собственный дом, поэтому снимали жильё в 5-6 этажных домах. Бедняки ютились в каморках под черепицей крыши. На улицах отсутствовали таблички с названиями улиц и номерами домов. Из окон на прохожих часто высыпался мусор.

МНОГОЭТАЖНЫЕ ДОМА В НИЗИНАХ

Большинство римлян не могли иметь собственный дом, поэтому снимали жильё в 5-6 этажных домах.

Бедняки ютились в каморках под черепицей крыши.

На улицах отсутствовали таблички с названиями улиц

и номерами домов.

Из окон на прохожих часто высыпался мусор.

 Отдельные городские дома назывались домус.   Словом домус принято обозначать собственный особняк богатого человека. Такой дом растет обычно в ширину, а не в высоту.

Отдельные городские дома назывались домус.

Словом домус принято обозначать собственный особняк богатого человека. Такой дом растет обычно

в ширину, а не

в высоту.

 Дома богатых рабовладельцев располагались вблизи императорских дворцов, на холмах, где воздух был здоровее и чище. Богатые римляне жили в больших виллах с несколькими комнатами. В центре виллы был устроен «атриум», главный зал, над которым не было крыши, чтобы внутрь попадало достаточно света. Все помещения в вилле располагались вокруг атриума . Виллы богатых римлян

Дома богатых рабовладельцев располагались вблизи императорских дворцов, на холмах, где воздух был здоровее и чище. Богатые римляне жили в больших виллах с несколькими комнатами. В центре виллы был устроен «атриум», главный зал, над которым не было крыши, чтобы внутрь попадало достаточно света. Все помещения в вилле располагались вокруг атриума .

Виллы богатых римлян

Самое большое помещение называлось атриум

Самое большое помещение называлось атриум

Излюбленным местом отдыха всей семьи был перистиль

Излюбленным местом отдыха всей семьи был перистиль

 В доме живет лишь одна семья, но обслуживали ее десятки рабов. Одни делали ежедневную работу по дому. Другие рабы несли господина на носилках во дворец, рабы-телохранители охраняли его. У госпожи были свои служанки-рабыни. В богатом доме было много образованных рабов: секретарь господина, библиотекарь, врач, учителя.

В доме живет лишь одна семья, но обслуживали ее десятки рабов. Одни делали ежедневную работу по дому. Другие рабы несли господина на носилках во дворец, рабы-телохранители охраняли его. У госпожи были свои служанки-рабыни. В богатом доме было много образованных рабов: секретарь господина, библиотекарь, врач, учителя.

Центр общественной жизни - Римский Форум.   Здесь располагались храмы, банковские конторы, торговые лавки.

Центр общественной жизни - Римский Форум.

Здесь располагались

храмы,

банковские конторы,

торговые лавки.

 Стремясь завоевать поддержку римских горожан, императоры строили для них роскошные бани, которые назывались термы (от греческого - «тёплый», отсюда современное слово «термос»).

Стремясь завоевать поддержку римских горожан, императоры строили для них роскошные бани, которые назывались термы (от греческого - «тёплый», отсюда современное слово «термос»).

 Они располагались в тенистом парке, здесь находились площадки для спортивных упражнений и игр. Перед купаньем юноши состязались в беге, борьбе, фехтовании, в поднятии тяжестей. Пожилые люди играли в мяч.  Римские термы

Они располагались в тенистом парке, здесь находились площадки для спортивных упражнений и игр. Перед купаньем юноши состязались в беге, борьбе, фехтовании,

в поднятии тяжестей. Пожилые люди играли

в мяч.

Римские термы

 Набегавшись, покрытые пылью и потом, игроки шли мыться. В термах были теплые, горячие и холодные помещения для мытья, бассейны для плаванья .  Окна были  устроены так,  что солнце  заливало баню  целый день, можно было одновременно мыться и загорать. При термах были библиотеки и залы для занятий, здесь же можно было сделать прическу, пообедать, а также встретиться с друзьями. Мозаика терм Руины терм

Набегавшись, покрытые пылью и потом, игроки шли мыться. В термах были теплые, горячие и холодные помещения для мытья, бассейны для плаванья .

Окна были

устроены так,

что солнце

заливало баню

целый день, можно было одновременно мыться и загорать. При термах были библиотеки и залы для занятий, здесь же можно было сделать прическу, пообедать, а также встретиться с друзьями.

Мозаика терм

Руины терм

Термы III в .

Термы III в .

Римские термы

Римские термы

  Население древнего Рима обладало довольно медлительным характером. Почти половина дней в году - сплошные праздники.  Во времена римской империи ежегодно отмечали 182 официальных праздников. Они составляли важную часть жизни римлян.

Население древнего Рима обладало довольно медлительным характером. Почти половина дней в году - сплошные праздники. Во времена римской империи ежегодно отмечали 182 официальных праздников. Они составляли важную часть жизни римлян.

ОБРАЗОВАНИЕ  Дети бедных римлян не учились, так как им приходилось помогать родителям по хозяйству. Детей из богатых семей начинали обучать с 6 лет.

ОБРАЗОВАНИЕ

Дети бедных римлян не учились, так как им приходилось помогать родителям по хозяйству. Детей из богатых семей начинали обучать с 6 лет.

 ДОМАШНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Главное: Вырастить мужчину, способного пахать, растить урожай и сражаться, чтобы защитить свой народ. Вырастить мужчину, способного пахать, растить урожай и сражаться, чтобы защитить свой народ. Побочное: Воспитание дочери (несчастье) Воспитание дочери (несчастье)

ДОМАШНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Главное:

  • Вырастить мужчину, способного пахать, растить урожай и сражаться, чтобы защитить свой народ.
  • Вырастить мужчину, способного пахать, растить урожай и сражаться, чтобы защитить свой народ.

Побочное:

  • Воспитание дочери (несчастье)
  • Воспитание дочери (несчастье)
РИМСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ  Образование  в Древнем Риме преимущественно было домашним.

РИМСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Образование

в Древнем Риме преимущественно было домашним. "Вся наука из родного дома" - так писал об образовательной роли семьи епископ Сидоний (V в. н. э.).

VI-VIII вв. до н. э.   Ведущую роль  в формировании личности юного римлянина играло домашнее обучение и воспитание. Так складывались крепкие традиции семьи, дома как ячейки общества и воспитания.

VI-VIII вв. до н. э.

Ведущую роль

в формировании личности юного римлянина играло домашнее обучение и воспитание. Так складывались крепкие традиции семьи, дома как ячейки общества и воспитания.

  Мальчики до 16-летнего возраста под наблюдением отца изучали домашнюю и полевые работы, осваивали искусство владения оружием.

Мальчики до 16-летнего возраста под наблюдением отца изучали домашнюю и полевые работы, осваивали искусство владения оружием.

   Таким образом, в системе домашнего воспитания римляне отдавали предпочтение влиянию отца и матери, идеалам героев прошлого и настоящего.   Непосредственно подражая своим родителям и следуя героическому идеалу, римский юноша должен был стать благочестивым, почтительным, храбрым, мужественным и честным.

Таким образом, в системе домашнего воспитания римляне отдавали предпочтение влиянию отца и матери, идеалам героев прошлого и настоящего.

Непосредственно подражая своим родителям и следуя героическому идеалу, римский юноша должен был стать благочестивым, почтительным, храбрым, мужественным и честным.

ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ДЕВОЧЕК

ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ДЕВОЧЕК

ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАБОВ Преподаватели ПЕДАГОГИУМ Секретари Библиотекари * - личная прихоть хозяина

ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАБОВ

Преподаватели

ПЕДАГОГИУМ

Секретари

Библиотекари

* - личная прихоть хозяина

    Школы были небольшими - 20-50 учеников на одного учителя. Размещались ученики в доме учителя либо просто на улице города.

Школы были небольшими - 20-50 учеников на одного учителя. Размещались ученики в доме учителя либо просто на улице города.

 На начальное обучение тратилось 6-8 лет, примерно до 14-летнего возраста.

На начальное обучение тратилось 6-8 лет, примерно до 14-летнего возраста.

  Писать учились на дощечках величиной в ладонь. Дощечки скреплялись шнурками в книжечку. Писали палочками, которые назывались стило.

Писать учились на дощечках величиной в ладонь. Дощечки скреплялись шнурками в книжечку. Писали палочками, которые назывались стило.

  Для упражнений в счете служила доска - абака , разделенная на клетки для единиц, десятков, сотен и т. д.

Для упражнений в счете служила доска - абака , разделенная на клетки для единиц, десятков, сотен и т. д.

 В некоторых школах занимались развитием культуры тела.

В некоторых школах занимались развитием культуры тела.

ШКОЛЫ И УЧИТЕЛЯ

ШКОЛЫ И УЧИТЕЛЯ

 Научившись читать, писать и считать, большинство заканчивали образование.  Некоторые продолжали обучение  в средней школе – грамматике , также они изучали историю, географию, геометрию, музыку и астрономию.  Особое внимание уделялось изучению греческого языка, так как большинство книг по разным отраслям знаний были написаны по-гречески.

Научившись читать, писать и считать, большинство заканчивали образование.

Некоторые продолжали обучение

в средней школе – грамматике , также они изучали историю, географию, геометрию, музыку и астрономию.

Особое внимание уделялось изучению греческого языка, так как большинство книг по разным отраслям знаний были написаны по-гречески.

НАКАЗАНИЯ

НАКАЗАНИЯ

 В круг дисциплин входили латинская грамота (иногда греческая), общее знакомство  с литературой, началом счета.   Помимо предметов, изучаемых обычно в школе, были обязательными греческий язык, основы римского права (12 таблиц), грамматика латинского языка, риторика.

В круг дисциплин входили латинская грамота (иногда греческая), общее знакомство

с литературой, началом счета.

Помимо предметов, изучаемых обычно в школе, были обязательными греческий язык, основы римского права (12 таблиц), грамматика латинского языка, риторика.

  Каждый, кто хотел стать политическим деятелем, обучался риторике - умению красиво и выразительно говорить.

Каждый, кто хотел стать политическим деятелем, обучался риторике - умению красиво и выразительно говорить.

ОБРАЗОВАНИЕ ВЫСШЕЙ СТУПЕНИ

ОБРАЗОВАНИЕ ВЫСШЕЙ СТУПЕНИ

В городах появились школы.  РАЗДЕЛЕНИЕ ШКОЛ Элементарные Грамматические Обслуживали некоторую часть небогатого незнатного населения. Обучались сыновья богатых людей. Здесь обучались грамматике латинского языка, греческому языку, риторике (искусству красноречия с некоторыми сведениями по литературе, истории). В этих школах мальчики учились счету, письму, чтению.

В городах появились школы.

РАЗДЕЛЕНИЕ ШКОЛ

Элементарные

Грамматические

Обслуживали некоторую часть небогатого незнатного населения.

Обучались сыновья богатых людей. Здесь обучались грамматике латинского языка, греческому языку, риторике (искусству красноречия с некоторыми сведениями по литературе, истории).

В этих школах мальчики учились счету, письму, чтению.

  ОБРАЗОВАНИЕ   Мальчиков и девочек начинали обучать с семи лет. Богатые родители предпочитали домашнее обучение. Бедные пользовались услугами школ. В римском государстве приступили к обучению рабов. Дети проходили три стадии образования: начальное, среднее и высшее. Римляне заботились о том, чтобы получили образование женщины

ОБРАЗОВАНИЕ

Мальчиков и девочек начинали обучать с семи лет.

Богатые родители предпочитали домашнее обучение.

Бедные пользовались услугами школ.

В римском государстве приступили к обучению рабов.

Дети проходили три стадии образования: начальное, среднее и высшее.

Римляне заботились о том, чтобы получили образование женщины

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Прочитайте § 44 (стр.171-172) «КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА»  Составьте кластер на тему урока «БЫТ и ОБРАЗОВАНИЕ».

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Прочитайте § 44 (стр.171-172)

«КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА»

Составьте кластер на тему урока

«БЫТ и ОБРАЗОВАНИЕ».

РЕКОМЕНДАЦИИ  Найдите и прочитайте; 1) «Культура Древнего Рима». I—II том. М., 1985г. 2) «Краткая история искусств». Дмитриева Н.А., издательство «Искусство» 3) «Повседневная жизнь женщины в Древнем Риме»  Гуревич Д., Рапсат-Шарлье, 2006г.

РЕКОМЕНДАЦИИ

Найдите и прочитайте;

1) «Культура Древнего Рима». I—II том. М., 1985г.

2) «Краткая история искусств». Дмитриева Н.А., издательство «Искусство»

3) «Повседневная жизнь женщины в Древнем Риме»

Гуревич Д., Рапсат-Шарлье, 2006г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!