СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культура Др. Руси

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для уроков истории в 6-10кл.

Просмотр содержимого документа
«Культура Др. Руси»

Попова ЕВ Батайск 2021г

Попова ЕВ Батайск 2021г

Цель урока: Познакомиться с выдающимися памятниками архитектуры и иконописи, литературными произведениями XII-XIII веков;  Усвоить особенности культуры русских княжеств;  Научиться соотносить текст исторического источника с текстом учебного материала .

Цель урока:

  • Познакомиться с выдающимися памятниками архитектуры и иконописи, литературными произведениями XII-XIII веков;

  • Усвоить особенности культуры русских княжеств;

  • Научиться соотносить текст исторического источника с текстом учебного материала .
Летописание Летопись – историческое произведение, в котором повествование велось по годам Каждый крупный город вел свою летопись. Вражда между князьями приводила к тому, что в летописях искажались отдельные события. Огромную роль для нашей истории сыграл, написанный в н.12 в. монахом  Нестором,  труд «Повесть Временных лет».

Летописание

Летопись – историческое произведение, в котором повествование велось по годам

Каждый крупный город вел свою летопись.

Вражда между князьями приводила к тому, что в летописях искажались отдельные события. Огромную роль для нашей истории сыграл, написанный в н.12 в. монахом Нестором, труд

«Повесть Временных лет».

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖАНР «Поучения детям» Владимир Мономах

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖАНР

«Поучения детям»

Владимир Мономах

Злато слово  Едва ли найдется другой памятник культуры Древней Руси, о котором было бы написано и сказано столько, сколько о «Слове о полку Игореве». Ему посвящены тысячи книг и статей. Это замечательное произведение написано неизвестным авторов в 8О гг. двенадцатого века.

Злато слово

Едва ли найдется другой памятник культуры Древней Руси, о котором было бы написано и сказано столько, сколько о «Слове о полку Игореве». Ему посвящены тысячи книг и статей. Это замечательное произведение написано неизвестным авторов в 8О гг. двенадцатого века.

«Моление» Даниила Заточника Даниил был придворный Всеволода. Он был летописцем, и первый осмелился написать о жестокости и корыстолюбии владимирской знати. За это его сослали в ссылку на озеро Лаче. Лет пять спустя туда приехал князь Ярослав. Но он в то время лишь исполнял обязанности наместника. Даниил увидел в его приезде шанс на перемену судьбы. Он просит его в послании, чтоб он взял его на службу. В это самое послание он поместил весь свой ум и красноречие, потому что знал , что князь собирается в Новгород и ему нужен помощник. Благодаря своей художественности «Слово Даниила Заточника» стало литературным памятником.

«Моление» Даниила Заточника

Даниил был придворный Всеволода. Он был летописцем, и первый осмелился написать о жестокости и корыстолюбии владимирской знати. За это его сослали в ссылку на озеро Лаче. Лет пять спустя туда приехал князь Ярослав. Но он в то время лишь исполнял обязанности наместника. Даниил увидел в его приезде шанс на перемену судьбы. Он просит его в послании, чтоб он взял его на службу. В это самое послание он поместил весь свой ум и красноречие, потому что знал , что князь собирается в Новгород и ему нужен помощник. Благодаря своей художественности «Слово Даниила Заточника» стало литературным памятником.

Новгородское зодчество Собор Рождества Богоматери в Суздали Церковь Параскевы Пятницы в Чернигове Церковь Михаила Архангела в Смоленске Собор Спасо-Ефросиниева монастыря в Полоцке

Новгородское зодчество

Собор Рождества Богоматери в Суздали

Церковь Параскевы Пятницы в Чернигове

Церковь Михаила Архангела в Смоленске

Собор Спасо-Ефросиниева монастыря в Полоцке

Церковь Спаса на Нередице Дата: 1198 год Место: Новгородская область Заказчик:  кн. Ярослав Владимирович (в память о двух погибших сыновьях) Описание: крестовокупольный, четырехстолпный с пониженными арками, одной световой главой, квадратными столбами

Церковь Спаса на Нередице

  • Дата: 1198 год
  • Место: Новгородская область
  • Заказчик: кн. Ярослав Владимирович (в память о двух погибших сыновьях)
  • Описание: крестовокупольный, четырехстолпный с пониженными арками, одной световой главой, квадратными столбами
Владимиро-Суздальская  архитектура Дмитровский собор во Владимире Придворный храм на княжеском дворе Дата: 1194-1197 гг. Место: г. Владимир Заказчик: князь Всеволод Большое Гнездо Описание: крестово-купольный, трехапсидный, одноглавый

Владимиро-Суздальская архитектура

Дмитровский собор во Владимире

  • Придворный храм на княжеском дворе
  • Дата: 1194-1197 гг.
  • Место: г. Владимир
  • Заказчик: князь Всеволод Большое Гнездо
  • Описание: крестово-купольный, трехапсидный, одноглавый
Церковь Покрова на Нерли Дата: 1165 год Место: Боголюбово Владимирской обл. Заказчик: кн. Андрей Боголюбский (в честь погибшего сына Изяслава) Описание: крестово-купольный, четырехстолпный,  одноглавый

Церковь Покрова на Нерли

  • Дата: 1165 год
  • Место: Боголюбово Владимирской обл.
  • Заказчик: кн. Андрей Боголюбский (в честь погибшего сына Изяслава)
  • Описание: крестово-купольный, четырехстолпный, одноглавый
Живопись ИКОНОПИСЬ Уже первые христиане любили украшать свои храмы живописью. Со временем были разработаны особые правила и приемы изображения библейских персонажей и христианских символов. Каменные храмы Киевской Руси были богато украшены иконами и настенной живописью. Князья и епископы не жалели средств для приглашения мастеров из Византии. Специфика иконописного письма: Фигуры изображались плоскими и неподвижными , вневременное изображение, фигуры не отбрасывают теней, свечение вокруг головы в виде круга (нимб). Иконы, как правило писались на липовой доске

Живопись

ИКОНОПИСЬ

Уже первые христиане любили украшать свои храмы живописью.

Со временем были разработаны особые правила и приемы изображения библейских персонажей и христианских символов. Каменные храмы Киевской Руси были богато украшены иконами и настенной живописью. Князья и епископы не жалели средств для приглашения мастеров из Византии.

Специфика иконописного письма:

  • Фигуры изображались плоскими и неподвижными ,
  • вневременное изображение,
  • фигуры не отбрасывают теней,
  • свечение вокруг головы в виде круга (нимб).
  • Иконы, как правило писались на липовой доске

На древней Руси очень бережно и почтительно относились к иконам. Считалось священное не только изображение, но и холст на котором оно было написано. Поэтому даже изгнившие иконы не выбрасывали

На древней Руси очень бережно и почтительно относились к иконам. Считалось священное не только изображение, но и холст на котором оно было написано. Поэтому даже изгнившие иконы не выбрасывали

Богоматерь Владимирская

Богоматерь Владимирская

Мозаика – картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков (смальты )

Мозаика – картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков (смальты )

Фреска - картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке

Фреска - картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке

Зернь Мелкие золотые или серебряные шарики (диам. от 0,4 мм), которые напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент. Зернь создаёт эффектную фактуру, игру свето-тени. Бусина, украшенная зернью Сережка-подвеска

Зернь

  • Мелкие золотые или серебряные шарики (диам. от 0,4 мм), которые напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент. Зернь создаёт эффектную фактуру, игру свето-тени.

Бусина, украшенная зернью

Сережка-подвеска

Скань Скань (от др.-рус. скать  — свивать), филигрань — вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.

Скань

  • Скань (от др.-рус. скать  — свивать), филигрань — вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.
Чернь - Чернь – сплав из серебра, меди, олова, свинца и серы. Полученный сплав превращали в порошок, которым покрывали украшаемый предмет, на котором предварительно вырезали узор. При обжиге чернь расплавляли и заполняли углубление рисунка.

Чернь -

Чернь – сплав из серебра, меди, олова, свинца и серы. Полученный сплав превращали в порошок, которым покрывали украшаемый предмет, на котором предварительно вырезали узор. При обжиге чернь расплавляли и заполняли углубление рисунка.

Перегородчатая эмаль Эмаль, заключенная в ячейках, образованных тонкими металлическими полосками, припаянными на ребро к металлическому фону

Перегородчатая эмаль

Эмаль, заключенная в ячейках, образованных тонкими металлическими полосками, припаянными на ребро к металлическому фону

Особенности культуры Древней Руси XII-XIII в Основу древнерусской культуры составляло наследие восточных славян. Древнерусская культура впитывала в себя культурные достижения проживавших в составе Руси и окружающих ее народов. Большое влияние на русскую культуру оказала Византия, особенно после принятия христианства. Раздробление государства не привело к упадку культуры, но и содействовало её дальнейшему расцвету. Наиболее совершенные памятники искусства Древней Руси были созданы именно в этот период. Несмотря на пестроту местных школ, стилей, традиций, древнерусская культура продолжала оставаться единой в своей основе. Главным мотивом древнерусского искусства был патриотизм , призыв к объединению народных сил против внешних врагов.

Особенности культуры Древней Руси XII-XIII в

  • Основу древнерусской культуры составляло наследие восточных славян.
  • Древнерусская культура впитывала в себя культурные достижения проживавших в составе Руси и окружающих ее народов.
  • Большое влияние на русскую культуру оказала Византия, особенно после принятия христианства.
  • Раздробление государства не привело к упадку культуры, но и содействовало её дальнейшему расцвету.
  • Наиболее совершенные памятники искусства Древней Руси были созданы именно в этот период.
  • Несмотря на пестроту местных школ, стилей, традиций, древнерусская культура продолжала оставаться единой в своей основе.

Главным мотивом древнерусского искусства был патриотизм , призыв к объединению народных сил против внешних врагов.

Знал…  Научился…  Могу научить другого…

Знал…

Научился…

Могу научить другого…

Домашнее задание:  П.44; задания в рабочей тетради стр.32-34; Презентации и сообщения  о шедеврах русской культуры Древней Руси XII-XIII в

Домашнее задание:

  • П.44;
  • задания в рабочей тетради стр.32-34;
  • Презентации и сообщения

о шедеврах русской культуры Древней Руси XII-XIII в


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!