СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Куликовская битва

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по окружающему миру на тему: Куликовская битва

Просмотр содержимого документа
«Куликовская битва»

Урок окружающего мира 4 класс № 46

Тема. Куликовская битва.

Дата: 01.03.2019г.

Учитель: Борисовская О.Н.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цели:  
Обучающая: - познакомиться с одним из важнейших событий, происходивших в истории русского народа, Куликовской битвой, с её значением в истории Древней Руси;

- показать роль личности и народа (как главного героя победы) в истории; сформировать представление о великом князе Дмитрии Донском;

Развивающая: анализировать происходящие исторические события, определять их последовательность; давать оценку событиям, которые изучаем; устанавливать причинно-следственные связи; работать с разными источниками информации;
 Воспитательная: на   героическом   прошлом нашего народа воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма и гордости за родную землю, за своих предков.

Формируемые УУД

Личностные УУД

– интерес к познанию окружающего мира; – ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

– осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю;

– оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

Регулятивные УУД

– принимать и сохранять учебную задачу;

– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

– выполнять учебные действия в устной речи и во внутреннем плане;

– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.

Познавательные УУД

– осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;

– осуществлять запись указанной учителем информации об окружающем мире;

– строить небольшие сообщения в устной форме;

– находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;

– воспринимать смысл познавательного текста, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей.

Коммуникативные УУД

– выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

– строить сообщение в соответствии с учебной задачей;

– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– учитывать другое мнение и позицию;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе,паре);

– адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;

– задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

Оборудование: презентация по теме урока, карточки с заданиями, мультимедийный проектор, экран.

Ход урока.



  1. Организационный момент.

1). Звучит музыка. Входит учитель. Читает стихотворение.

Ой, ты, Русь моя, Русь великая!

автор: Владимир Тяптин

 

Ой, ты, Русь моя! Русь великая!

От балтийских вод до беринговых

Ты раскинулась, многоликая,

Бесконечной живой картиною.

 

Сердце, видя тебя, волнуется

Там, где с детства оно прописано.

Солнце вечно с небес любуется

Красотой всей твоей неписаной.

  1. Эмоциональный настрой на урок

Учитель: - Здравствуйте, добры молодцы. Да красны девицы!!! Я рада видеть Вас, Ваши счастливые улыбки!!! Как у Вас уютно и светло!!! Какие Вы все красивые!!! А посмотрим, какие Вы разумные!!


  1. Актуализация знаний (распечатать картинки)

Кто правильно ответит, получит монетку разума.

  1. Как по – древнерусски назывался кошель с деньгами (Калита)

  2. Старец – монах основатель Троицкого монастыря. (Сергий Радонежский)

  3. Что получили в наследство московские князья от Ивана Калиты? (Шапку Мономаха).

  4. Как звали хана, напавшего на Русь в 13веке? (Батый)

  5. Какой первый город оказался на пути батыевых полчищ? (Рязань)

  6. Старинный воинский доспех в виде рубашки из металлических колец (Кольчуга).

  7. Как называлось государство монголов? (Золотая Орда).

  8. Русские герои, которые славились своей силой и мужеством. ( Богатыри)

  9. Запись событий по годам (летам) – Летопись.

  10. Как звали князя, который всегда носил кошель с деньгами (Иван Колята).

Похвалила!!!!

Молодцы, ребята, вижу разумом Вы богаты.


  1. Постановка учебной задачи

А можете ли вы ответить мне еще на один вопрос?

О каком событии в истории Руси мы С вами поговорили и что их объединяет?

(о нашествии монголо татарского ига).

Молодцы!!!!!

- Да. Кровопролитны и ужасны были нашествия хана Батыя и монгола татарского ига. об этом писали летописцы и события этих лет дошли до н.э.

Читает летописец

«Хочу вам, братья, поведать, как случилась битва на Дону великого князя Дмитрия Ивановича и всех православных христиан с поганым Мамаем… И поднялся князь восточной страны по имени Мамай… И захотел он разорить христианскую веру и всех христиан покорить себе…»

- О чем хотел поведать вам наш летописец?

Ученики: - О битве с Мамаем.

- Молодцы. Правильно. Битва в летописях называется «Мамаевым побоищем», а в истории Куликовская битва.

- И так , кто из вас догадался какова тема нашего урока?

У: - Куликовская битва.

Слайд

Учитель: Какие цели ставим перед собой?

(на доске: Узнать: -1)Почему произошла эта битва?
2)
С кем сражались русские войска?
3)
Кто возглавлял русское войско?
4)
Когда и Где происходила эта битва?
5)
Как произошло это событие?

?Определить: 6)Какое значение имело это событие для Руси

- Работать мы будем по плану:

1. Причины Куликовской битвы.

2. Подготовка к сражению.

 3. Благословение Сергия Радонежского.

4. Поединок Пересвета и Челубея.

5. Ход Куликовской битвы.

6. Итог и историческое значение Куликовской битвы.


5. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)

Ребята. А для того, что бы узнать , какие тяжелые испытания выпали на долю русского народа давайте отправимся в путешествие в 14 век?

(ответ детей)

А как вы думаете, как же мы сможем туда попасть ? (ковер – самолет).

Лента времени слайд презентация (звуковой эффект: звон мечей, топот копыт).

- Взялись за руки. И так, отправляемся:

- Какой сейчас век? (21)

- 2014 год Какое важное событие произошло в нашей стране?(присоединение Крыма к России)

- 1961г. (полет первого космонавта в космос)

1941-1945 (ВОВ)

1812г – (война с французами)

8 сентября 1380 г. – Куликовская битва.

5. . Изучение нового материала.

- Как развивались исторические события в это время, вы узнаете, работая самостоятельно в группах.

        Ваши помощники – текст учебника и дополнительная литература на столах.

- Открываем учебник и работаем на с.70-72













Задание 1 группе.

Прочитайте части предложений из первого столбика  и найдите их продолжение во втором.

1.В первые десятилетия после похода  хана  Батыя  на  Русь…

…русские уже сами собирали дань со своих земель.

2.Со  времён  Ивана  Калиты…

…бросает открытый вызов Орде – перестает платить

ненавистную дань.

3.Князь Дмитрий Иванович…

…дань собирали монгольские баскаки.


- Так какова была причина Куликовской битвы? (Калита перестает платить дань Орде).

- Почему князь осмелился не платить дань? (Найдите ответ в книге. Учебник А.А. Плешакова Окружающий мир 4 класс, страница70)

- В Орде шла борьба за власть, в Орде было неспокойно.

- Предположите, как отреагировали татары на эту дерзость московского князя? (Мнения детей)

- Мамай пришёл в ярость. И задумал нагнать на русских такого страха, чтобы навсегда отбить у них охоту противиться ханской воле.

Он понял, что иначе владычеству татар придёт конец. Стал собирать Мамай огромное войско. Он хотел повторить времена Батыя, разгромить Русь.

- Летом 1380г стало известно, что на Русь с огромным войском идёт сам Мамай.

5.2. Подготовка к сражению.

 - Ребята, а как Вы думаете ? Как же Русь стала готовиться к встрече врага? ( Князь Дмитрий Иванович стал собирать войско)

Да, ребята. Князь Дмитрий Иванович серьезно готовился к предстоящей битве. Он разослал по всей Русской земле гонцов со своими грамотами.

Учитель читает стихи:

Кличет Дмитрий всю страну на священную войну, 
«Не довольно ль, братцы, даром отдавать добро татарам? 
Сбросить иго не пора ли? Сколько лет вас обирали! 
Сколько сёл у вас сожгли! Скольких в рабство увели! 
Отстоим святую Русь, я вас в бой вести берусь!» 
И откликнулись тогда все соседи – города, 
Все, от севера до юга: Кострома, Киржач, Калуга, 
Углич, Пронск и Ярославль, Галич, Дмитров, Переславль. 
И под городом Коломной все князья до одного 
Ратью встретили огромной полководца своего. 
Собралось в лесную глушь полтораста тысяч душ.


Формирование единого русского войска.

Об этом нам расскажет вторая группа

Сообщение второй группы:

- Дмитрий Иванович хорошо понимал, что для успешной борьбы с монголо–татарами все русские княжества должны объединить свои силы.         

 За 30 дней собралось такое войско, какое ещё никогда не собиралось на Руси. Тут были дружины почти всех русских князей, а также ополчения разных городов.

Впервые Русь смогла объединить почти все свои силы для борьбы с Ордой.


(Слайд)  Сообщение ученика. Сережа расскажет о вооружении русских воинов)

Вооружение того времени было очень тяжелое, с головы до ног воины были покрыты доспехами из меди и железа. На тело надевали броню – кольчугу (рубахи до колен из плотно сплетенных мелких железных колец). На голове носили шлемы. Для защиты лица от сабельных ударов к шлему приделывалось забрало.  Однообразия в вооружении не было, всякий имел доспехи по своему желанию и достатку.

   Главным наступательным оружием были копья и стрелы, они были у каждого воина. Кроме этого – мечи, кинжалы, ножи, сабли и топоры.

5.3. Благословение Сергия Радонежского.

Слайд (сообщение ученика)

Учитель:

Незадолго до выступления войска Дмитрий Иванович отправился за советом к Сергию Радонежскому. Сергий радушно встретил князя Дмитрия и долго с ним беседовал. На прощание, в присутствии  всех, перекрестил его и сказал: «Иди на поганых, и Бог будет тебе помощником!» Затем наклонился к князю и тихо добавил: «Ты победишь».

 Сергий Радонежский осенил князя крестом и дал в помощники двух монахов – Александра Пересвета и Андрея Ослябю, которые до пострига были боярами и прославились необыкновенной силой и воинским искусством.


Подумайте, почему для Дмитрия Донского была так важна поддержка Сергия Радонежского?...

Люди верили Сергию Радонежскому, считали, что он может предвидеть будущее.)

6. Физминутка.

Аты – баты,
Мы солдаты!
Для разминки из – за парт
Поднимается на старт!
Шаг на месте. Веселей!
И быстрей, быстрей, быстрей!
Аты – баты,
Стой на месте!
И присаживаемся вместе.

Учитель:

- В конце августа 1380 года русские полки по трем дорогам вышли навстречу вражеской силе.

Работа по карте ( в учебнике на с.73).

Найдите на карте место Куликовской битвы. Куликово поле располагается между Доном и его притоком – рекой Непрядва.

Как оно обозначено на карте? ( красным крестиком)


Какой стрелочкой на карте обозначено передвижение русских войск?              ( красной) А какой – монголо-татарских? ( коричневой)

 Давайте проследим по карте передвижение русских и монгольских войск. (Русские войска вышли из Московского княжества и направились на Куликово поле. Войска монголов вышли из Астраханского ханства, перешли Волгу и Дон и подошли с другой стороны к Куликову полю).

- Утром 7 сентября русские полки переправились через Дон и сожгли за собой мосты.

- Как вы думаете, почему?....

- Князь Дмитрий приказал сжечь мосты через Дон, чтобы никто из воинов даже не думал об отступлении. Он сказал: «Победим или умрем. Нет нам назад дороги! Честная смерть лучше позорной жизни!».?????????????(нужно)

5.4Поединок Пересвета и Челубея. Куликовская битва.


Учитель: - Закройте глаза и представьте себе ночь накануне сражения: так гласит летопись… Читает летописец
“Тогда всю ночь волки выли страшно. Вороны день и ночь каркали. От такого страха богатырские сердца людей смелых стали укрепляться и воодушевляться. И страшно им было думать о возможной смерти на утро. И вечная жажда свободы одолевала страх, внушала бесстрашие”.

3 группа- Как вы понимаете, что такое «поединок»? (ученик работает с толковым словарем)

Поединок – не просто единоборство двух воинов. По понятиям тех времён – в поединке решалась судьба, а судьба – не что иное, как суд бога, а потому и побеждает представитель того воинства, на чьей стороне бог.

По обычаю перед началом битвы сразились между собой два самых сильных богатыря: из вражеских рядов выехал на могучем коне телохранитель Мамая – Челубей. Этот вызов принял русский ратник- богатырь Пересвет.

Посмотрите видеофрагмент «Куликовская битва»

Учитель: – Страшное зрелище представляло собой Куликово поле после трехдневной битвы. Все оно обильно пропиталось кровью, а воды Дона еще три дня были красны. Повсюду горы убитых. Половина русской рати полегла на поле Куликовом.

Из каждого десятка воинов погибли девять. С большим трудом воеводам удалось найти и самого великого князя. Шлем и латы его были иссечены, обагрены кровью. Но главное он был жив, бог спас его среди бесчисленных опасностей, которым он подвергался, сражаясь в толпе неприятелей. Слайд (после боя)

Глубоко опечаленный князь медленно объехал поле, то и дело останавливаясь возле павших. Он считал убитых и, прощаясь с ними, молвил:

– Здесь суждено вам пасть. Здесь сложили вы голову за землю Русскую… Вечная вам память и слава!

- Князя Дмитрия после Куликовской битвы народ стал называть Донским. Как вы думаете, почему? (в память победы на Дону)

 - Какие личные качества проявил Дмитрий Донской? (Смелость, храбрость, воинская тактика, военная смекалка, знания тактики ведения боя, чутье полководца)

Русские воины заплатили большую цену за эту победу. Неделю они «стояли на костях», погребая погибших.

 С 9 по 16 сентября русские хоронили убитых. 

- В честь всех погибших на Куликовом поле поставлен этот памятник-музей.

слайд

Историки считают, что на Куликовом поле билось не менее 300 тыс. воинов. Известно, что погибло 12 князей (из 23) и 483 боярина и около 100 тыс. русских воинов, потери татар -  150 тыс. человек.

6.6. Итог и историческое значение Куликовской битвы.

- Как вы думаете, в чем значение победы русского войска на Куликовом поле?

• Московский князь сумел собрать все силы Руси и дать отпор татарам.
• Выросло значение Москвы и московского князя.
• Был уменьшен размер дани Золотой Орде.

• Эта победа была началом возрождения новой Руси.
• Дала народу веру, что зависимость не будет вечной.

Молодцы!!! Правильно!!!!

 Первичное закрепление нового материала


в) Блиц – турнир.

  • В каком году произошла Куликовская битва?

5 апреля 1242 8 сентября 1380 15 апреля 1380

  • Как звали монахов-богатырей, отправленных Сергием Радонежским в войско Дмитрия Ивановича?

Пересвет, Ослябя., Сергий , Челубей

  • Кто благославил Дмитрия Ивановича перед битвой?

Сергий Радонежский ,монах Нестор

  • Кто правил Золотой Ордой в год Куликовской битвы?

хан Мамай хан Батый хан Тимучин

  • Как звали ордынского воина, участвовавшего в поединке перед Куликовской битвой?

Челубей Чингисхан Батый

  • Как называлась река и её приток, где происходила Куликовская битва?

Дон, Непрядва Днепр, Рось Ока, Угра

  • Какое прозвище получил Дмитрий Иванович после победы на Куликовом поле?

Донской Невский Калита

VII.  Итог урока. 

Учитель. - Куликовская битва навсегда останется одним из свидетельств русской доблести и славы. Еще не раз пришлось отстаивать нашей стране свою независимость: и в Отечественной войне 1812 г., и в Великой Отечественной войне 1941-45 гг. Проходят годы, столетия, сменяются поколения. Но разве можно предать забвению подвиг воинов, отважных предков, которые добыли в тяжелой битве славную победу! Пока мы храним память о героях, отстоявших русскую землю, пока живём так, как они — честно и с любовью к Родине, будет жить наша страна и её народ.

Любите Россию, гордитесь ее историей и культурой, гордитесь тем, что рождены в ней. А любить Родину - значит знать ее историю. Этим мы и занимались сегодня на уроке.

VIII. Рефлексия. 
- А сейчас мы возвращаемся в современную Россию. А мы садимся на наш ковер – самолет, закрываем глаза, считаем до 3-х и … мы снова дома. Мне бы хотелось, чтобы вы поделились своими впечатлениями об уроке. Продолжите предложение: «Сегодня на уроке я ….»

Оцените работу своей группы.


Д/З. стр 70 – 74. Подготовить сообщение о Дмитрии Донском


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!