СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Куликова Людмила. Рассказ «Волшебные жёлуди». Роль семьи в жизни человека (Методическая разработка по родной (русской) литературе для 7 класса)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке помещены текст рассказа Людмилы Куликовой "Волшебные жёлуди" и материалы из авторской рабочей тетради по родной (русской) литературе для анализа указанного произведения в 7 классе.

Просмотр содержимого документа
«Куликова Людмила. Рассказ «Волшебные жёлуди». Роль семьи в жизни человека (Методическая разработка по родной (русской) литературе для 7 класса)»

Куликова Людмила. Рассказ «Волшебные жёлуди».

Роль семьи в жизни человека.

Л.М.Куликова - прозаик, автор трёх книг (Швейцария, издательство «KaMeRu»), многочисленных рассказов и повести. Публикуется в России, Украине, Казахстане, Карелии, Германии. Победитель нескольких международных сетевых конкурсов.

Трусили – бежали трусцой; бег трусцо́й (англ. jogging — «шаркающий» бег) — бег со скоростью 7—9 километров в час.

Занемогла заболела. Начало формы

1). Назовите главных героев рассказа: папа, мама, звездочёт, Нюра, король, королева, ребёночек, высокая блондинка, жёлуди, «аэробишные» девушки, папины «коллеги-преподавательницы».

_____________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

2). Анализируем язык произведения. В тексте рассказа используется много ИВС. По приведённым примерам определите вид ИВС:

«Жёлудевый град» - _____________________________________________________

«Замрёт зайчишкой» - _____________________________________________________

«Глянцевые братцы» - ______________________________________________

«Резиново тянулись» - ______________________________________________________

«Жёлуди восстали» - ________________________________________________________

«Испарились детские фантазии» - ____________________________________________

«Жаркие жёлуди окунулись в дышащее убегающее сердце» - _____________________________

- Какова роль ИВС?

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

3). Объясните, почему так называются жёлуди в рассказе:

«Желудок» - __________________________________________________________________

«Жёлудевый град» - ____________________________________________________________

«Глянцевые братцы» - __________________________________________________________

«Деревяшечки овальные, полированные и в беретах!» - ______________________________

_____________________________________________________________________________________

«Три гладких жёлудя в узорчатых беретах» - ______________________________________

- В чём притягательная сила желудей?

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

4). Образ Нюры. Какой Вы представляете себе девочку?

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

- Что случилось во время ожидания папы?

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

- Автор пишет: «С тех пор, как папа ушёл из дому, Нюра стала незаметной». В чём проявилась «незаметность» Нины? Продолжите:

Примостится где-нибудь у подоконника, лепит существа из пластилина , …___________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

- О существах из пластилина говорится, что Нюра с ними «разыгрывает комедии человеческие»? Почему?

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

- Почему автор пишет: «Так кончилось Нюрино детство. И укоренилось беспокойство. Вместе с растаявшими пластилиновыми фигурками испарились детские фантазии. Ожидание парализовало Нюру. Она потеряла интерес к миру»?

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

- О чём думала заболевшая Нюра, пока «покорно тащилась за мамой» к очередному врачу? Ответ выпишите из текста.

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

- Как Вы понимаете выражение: «Королевский ребёнок никак не превращался в человека»?

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

- Когда и почему у Нюры появились «ворожейные камушки»?

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

5). Образ «царской пары». Кто они?

_______________________________________________

- Как жила «царская пара»?

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________ - Лексическая работа. Звездочёт - (устар.) астролог, то есть человек, умеющий предсказывать будущее по расположению  звезд на небе. «Звездочёт пузатый» - кто так назван в тексте?

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Прочитайте информацию. «Мишка на Севере» — марка дорогих шоколадных конфет. Почему мантию астролога Нюра делала из фантика именно этих конфет?

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

- Какова роль «звездочёта»?

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

- Чем закончилась жизнь царского семейства? Ответ выпишите из текста.

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

- Как Нюра поступила с королевским семейством после ухода короля? Почему?

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

- Кого из «королевской семьи» было «жальче» всего? Почему? Ответ выпишите из текста.

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

6). Образ папы. «Соберите» по тексту детали описания папы.

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

- Эпизод «Папа и дочка встречаются на беговой дорожке». Почему автор пишет: «Король и королевский ребёнок отражались в глазах друг друга»?

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

- Перечитайте диалог отца и дочери в конце рассказа. Что изменилось после возвращения папы?

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

7). Проанализируйте «сильные позиции» произведения. Подчеркните ключевые слова:

Название. «Волшебные жёлуди».

Начало. «После школы бежала Нюра в лес слушать жёлудевый град».

«Золотое сечение». «В чуть влажную ладонь улеглись жаркие жёлуди. Жаркие жёлуди окунулись в дышащее убегающее сердце».

Конец. «Нюра крепко обхватила папину шею и изо всех сил подула ему в ухо. Отец и дочь смеялись долго, до коликов, под едва слышный перестук тройки желудей в кармане королевских брюк».

- Какая из «сильных позиций» наиболее важна для понимания идеи (= основной мысли) текста?

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

- Объясните смысл финала рассказа: «Нюра крепко обхватила папину шею и изо всех сил подула ему в ухо. Отец и дочь смеялись долго, до коликов, под едва слышный перестук тройки желудей в кармане королевских брюк».

________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

8). РР В чём состоит символический смысл названия рассказа «Волшебные жёлуди»? Подсказка! Воспользуйтесь следующей информацией. Лексическая работа. Волшебный - 1. Обладающий чудодейственными свойствами. || Такой, в котором действия происходят с помощью волшебства. 2. перен. Сказочно прекрасный, чарующий. Подумайте, в каком значении используется слово «волшебный» в тексте рассказа. Символика образа: Жёлудьсимвол плодородия, процветания, духовной энергии, произрастающей из зерна истины; надежда на единение, общую историю, дух, культуру; жёлуди - прекрасные талисманы удачи.

_________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________


_______________________________________________________________________________


9). Каким вы представляете будущее героев? Как, по вашему мнению, сложится их судьба?


__________________________________________________________________________________


__________________________________________________________________________________


__________________________________________________________________________________


__________________________________________________________________________________


10). ДЗ Напишите небольшое рассуждение, как Вы понимаете выражение: «Семья – это царство отца, мир матери и рай ребёнка» (объём работы: 5 – 7 предложений). Сделайте вывод о роли семьи в жизни человека. Подсказка! Можете воспользоваться высказываниями о семье:

  • Что такое семья? Люди, которым ты нужен. В радости и горе, в мелочах или целом, они приходят в нужную минуту и остаются с тобой, несмотря ни на что. Сара Дессен

  • В семью, где лад, счастье дорогу не забывает. Пословица

  • Семья — взаимное несение тягот и школа жертвенности. Николай Бердяев

  • Семья — один из шедевров природы. Д.Сантаяна

  • В семейной жизни самый важный винт – это любовь. Антон Чехов



Текст рассказа.

Куликова Людмила. Рассказ «Волшебные жёлуди» Начало формы

После школы бежала Нюра в лес слушать жёлудевый град. Присядет на поваленное деревцо, замрёт зайчишкой, глаза прикроет – прислушивается к шуму. «Тук», - как нарочно рядом с девочкой шлёпнется желудок. «Тук!.. Тук!.. Тук!», - вразнобой вторят ему глянцевые братцы. Поднимет Нюра одного такого и дивится: «Это ж надо! Деревяшечки овальные, полированные и в беретах! И кто их таких выдумал?!» Собирала братцев в карманы, перекатывала в ладошках, перебирала пальцами, чувствовала силу их притягательную. «Прилеплю к ним руки-ноги пластилиновые, будут они слугами моей королеве». А королева Нюрина из веточек сделана. Бечевой по талии перевязана. Голова пластилиновая, но зато в серебряную фольгу из-под шоколадки обмотана. На сияющем «лице» глаза дырочками темнеют. Брови, нос и губы штрихами углублены. А на голове - шляпа-треуголка с пером – пушинкой куриной.
С тех пор, как папа ушёл из дому, Нюра стала незаметной. Примостится где-нибудь у подоконника и лепит существа из пластилина. Налепит с десяток, украсит их бумажными нарядами и разыгрывает комедии человеческие. Мама могла спокойно оставлять дочь одну в квартире на целый день. А та не поест, не попьёт – всё человечками забавляется. Разговорчивые они у Нюры, особенно король с королевой. Сначала жила царская пара полюбовно, гладили друг друга. Ребёночка народили. А с недавних пор ругаться начали. Так разругаются, так растолкаются - помятые по углам расходятся: вместо лиц овальных шайбы плоские получаются, вместо рук – обрубки веточные. Звала Нюра волшебника на помощь. Приходил звездочёт пузатый. Нюра его в дорогой фантик из «Мишки на севере» оборачивала. Соединял короля с королевой, даже ладони им блинчиком пластилиновым спаял, чтоб неразрывны были. Не помогло. Король в окно пялится, королевна к ребёночку тянется, к кастрюлькам алюминиевым. Король о победах в мировых войнах и почестях мечтает, королева – как бы новый диванчик приобресть, атласными подушечками его украсить, чтоб царской особе смотреть телевизор уютней было. Дитятко, опять же, воспитания требует, внимания отцовского. Но мир за окном притягивал короля сильнее. В конце концов, оставил он королевишну с ребёночком и перелепился в мебель. Нюра из царской особы шикарный диван смастерила. Теперь на нём будут жёлуди-слуги восседать – рыцари дворцовые. А когда наступит ночь, слуги заберутся с ногами на диван и начнут прыгать вразнобой так, что пружины застонут. Жалко, конечно, короля. Жалко и королеву. А ещё жальче ребеночка. Как ему теперь в человеки вырасти? Без папы будет он половинчатый. То ли девочка, то ли мальчик. Ни радости в нём, ни любопытства. Одна печаль беспросветная.
«А ведь можно всё по-другому устроить!» - загорелись Нюрины глазки. По расколу в дощатом подоконнике откатила три жёлудя к дому волшебника. «Сделай их ворожейными камушками», - ласково попросила девочка. «Ну что ж, - почесав пузо, загудел басом звездочёт в мишках, - это вовсе не трудно... Паки-даки-флопсы! Таксы-доги-мопсы! Три берета, три кларнета, три гнилых кабриолета! Превращаю жёлуди в волшебные камушки. У кого они пробудут три дня и три ночи, тот вернётся к королевне и королевскому ребёночку насовсем!». Нюра улыбнулась: «Хорошее колдовство». Взяла волшебные жёлуди и отправилась на улицу.
Папа работал школьным учителем в старших классах чужой школы. В друзьях у него числились книги и коллеги-преподавательницы. Ещё он бегал вечерами по парку и занимался немужским делом - аэробикой. В сауне восстанавливался в окружении аэробишных девушек. Так мама говорит. Нюра часто наблюдала из-за кустов парковой сирени бегущих папу и высокую блондинку. Если бы можно было долепить из пластилина папины туловище и ноги, ростом он уравнялся бы со спутницей. Иногда за неравной парочкой трусили ещё три тётеньки. Бегая, друзья оживлённо переговаривались, отмечали парковые красоты. А девочку за сиренью никто из них не видел. Неужели эти тётеньки интересны ему больше, чем сама королева? Снится ли он им, как снится королевскому ребёнку?
Нюра вышла на беговую дорожку. В руке – три гладких жёлудя в узорчатых беретах. Повернулась лицом к приближающимся навстречу фигурам. Папа замедлил бег. Вырвавшиеся вперёд спутницы тревожно заоглядывались:
- Не отставай!
- Бегите, я догоню вас.
Король и королевский ребёнок отражались в глазах друг друга.
- Анна, - начал строго папа, - что ты здесь делаешь?
- Протяни руку и закрой глаза.
Король повиновался.
В чуть влажную ладонь улеглись жаркие жёлуди. Жаркие жёлуди окунулись в дышащее убегающее сердце.
- Детка моя! - зажал волшебные камешки и опустился ближе к земле.
Нюра позволила себя обнять, изо всех сил скрывая радость. Очень хотелось посвистеть в папино ухо, подуть до щекотки, чтоб папа смеялся безудержно.
- Я пойду? – осторожно высвободилась и ушла в сирень.
Нюра считала дни. Первые три резиново тянулись, последующие сто застыли на месте. Нюра занемогла. Она разуверилась в волшебстве, раздавила пузатого звездочёта, вминая в него мантию с северным мишкой. Жёлуди восстали и сломали королевский диван, забыв убрать бесформенную пластилиновую массу. Она таяла под солнцем, испуская облачко пара, превращаясь в вязкую лужицу, растекалась ручейками по трещинам подоконника. Так кончилось Нюрино детство. И укоренилось беспокойство. Вместе с растаявшими пластилиновыми фигурками испарились детские фантазии. Ожидание парализовало Нюру. Она потеряла интерес к миру. Мама звонила папе, вела с ним долгие разговоры. Водила дочку по врачам. Дочь покорно тащилась за мамой. После каждого обследования врачи пожимали плечами, долго молчали и, наконец, называли взаимоисключающие диагнозы. А Нюра думала о том, что если б можно было, она с удовольствием поменяла бы маму на папу. Мама, даже если её обменяешь, всё равно будет приходить домой. А папа... А папу надо как-то заполучить. Хотя бы поменять на самое дорогое. Королевский ребёнок никак не превращался в человека.
Папа пришёл через полгода. Принёс подарки: коробку пластилина, шоколадные конфеты в царских обёртках и альбом для рисования с шершавыми листами. Нюра боялась подходить близко к отцу и не решалась называть его папой. А вечером... А вечером папа сам пришёл в спаленку. Опустился на колени перед кроватью.
- Прости, люба! Прости, не пришёл сразу. Я твои жёлуди всё время в кармане носил... Прости, долго думал... Мне маму надо было заново полюбить.
- А меня?
- А тебя я всегда любил.
- И даже, когда в парке бегал?
- И тогда тоже.
- И когда не видел меня?
- Когда не видел, тем более любил.
«Значит, они всё-таки волшебные», - улыбнулась Нюра.
- А теперь?
- Теперь я буду жить с вами, дома.
Нюра крепко обхватила папину шею и изо всех сил подула ему в ухо. Отец и дочь смеялись долго, до коликов, под едва слышный перестук тройки желудей в кармане королевских брюк. (2009)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!