СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культурные ландшафты Вологодской области.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

С течением времени человек все сильнее и глубже воздействовал на окружающие природные ландшафы.Культурные ландшафты менее устойчивые, чем исходные ландшафты, которые требуют средства для своего поддержания.

Просмотр содержимого документа
«Культурные ландшафты Вологодской области.»

Культурные ландшафты Вологодской области.

Состояние окружающей среды зависит от образа хозяйствования. Человек является активным созидателем ландшафта. С течением времени человек все сильнее и глубже воздействовал на окружающие природные ландшафты. Вначале это было выжигание лесов, травянистого покрова степей. Позже леса вырубались для освобождения пространства под сельскохозяйственные угодья, строительство населенных пунктов и промышленных объектов. Природный ландшафт - это пространственная среда, в пределах которой основные ландшафтные компоненты сформировались и существуют без участия человека. Ведущую роль в природном ландшафте играют рельеф и почва.  Антропогенные ландшафты - считают ландшафты, как бы заново созданные человеком, так и те, в которых под влиянием человека перестройке подвергся любой из их компонентов. Культурные ландшафты являются регулируемыми человеком разновидностями антропогенных ландшафтов. Наряду с экономическим прогрессом, развитием техногенного мира и глобализации культурный ландшафт, как объект культурного наследия всё чаще подвергается разрушительным процессам или уничтожению в целом. Понятие « культурный ландшафт» в разные периоды развития отечественной географии была далеко не однозначной и не ограничивалась физико-географической интерпретацией. Культурный ландшафт оказывает влияние на жизнь современного человека, внутри этой среды формируются духовные ориентиры общества, существует система историко-культурных ценностей. Один из наиболее существенных критериев культурного ландшафта -гармоничное сочетание культурного наследия, традиционной и современной культур.  Культурные ландшафты менее устойчивы, чем исходные ландшафты, которые требуют средства для своего поддержания.  Под культурным ландшафтом понимается конкретная территория, представляющая собой результат тесного взаимодействия природных процессов и деятельности человека, изменившей или преобразовавшей естественные ландшафты в ходе их длительного освоения и измененную под воздействием традиционного природопользования. Это, прежде всего, комплексные историко-культурные и природные образования, являющиеся носителями исторической памяти, связанные с местами, хранящими в себе материальные и нематериальные свидетельства исторической памяти. С начала 1990-х годов благодаря распространению идей, заложенных в Кон­венции об охране Всемирного природного и культурного наследия и сопро­вождающих её руководящих документах, культурный ландшафт стал рассмат­риваться как категория наследия, вследствие чего он получил основания быть причисленным к основным объектам охраны культурного наследия. Следует подчеркнуть также, что понятие «культурный ландшафт» не ограничивается его материальным наполнением. Определяющим его фор­мирование фактором и ведущим компонентом является система духовно-рели­гиозных, морально-нравственных, эстетических, интеллектуальных и иных ценностей, от которой во многом зависит направленность созидательных ланшафтообразующих процессов. Во многих странах (в том числе и в России) в настоящее время зоны традиционного природопользования рассматриваются в качестве особо охраняемых природных территорий. По сравнению с природным ландшафтом такие природно-культурные комплексы являются менее устойчивой системой и требуют постоянной поддержки со стороны осваивающего их сообщества. Вологодская область – это старинный русский край со всеми его приметами: неброская красота северной природы, безымянные лесные речки с чистейшей водой, белокаменные стены древних монастырей и храмов. Культурное наследие Вологодской области включает памятники археологии, истории и монументального искусства, архитектуры и градостроительства, исторические городские и сельские поселения, исторические сухопутные и водные пути сообщений, культурные ландшафты, а также музеи, места бытования художественных ремесел и промыслов. На территории области насчитывается более 761 недвижимый памятник истории и культуры, в том числе федерального значения - 218 объектов,100 памятников являются объектами музейного показа, в том числе музей фресок Дионисия, занесенный в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В области сохранились прекрасные произведения прикладного народного творчества – резные прялки и чудесно вышитые полотенца, древние сказки, лирические частушки, проголосные песни – свидетельства талантливости вологжан. Шекснинская район Вологодской области имеет давнюю историю. По письменным источникам, многие шекснинские села и деревни появились более 500 лет назад. Но особенно интенсивно край стал заселяться в 18 столетии. Сизьма - старинное русское село, находящееся на северо –востоке Шекснинского района. А в древности через Сизьму проходила дорога, соединяющая Вологду с Белозерьем. Первое упоминание о селе Сизьма относится к 15 веку, когда волость была вотчиной Кирилло-Белозерского монастыря. В 1612 году во время польско-литовской интервенции село было разграблено, а все жители были сожжены в деревянной церкви. Прах заживо сожженных сизьмичей находится под ныне существующим храмом Николая чудотворца. Село после набега постепенно отстраивается. В 1764 году земли от монастырей были отобраны, и с той поры земля и крестьяне стали принадлежать казенному ведомству. Крепостного права здесь не было и люди стали жить богато и зажиточно. 19 век- время экономического расцвета Сизьмы. В это время в селе были построены каменная церковь и часовня, обнесенные оградой с кружевными решетками, была открыта школа, построен деревянный Гостиный двор, состоящий из 20 магазинов, всего же по волости было 185 частных магазинов. Здесь шумели многолюдные ярмарки, проходили базары. Перед революцией по деревням Сиземской волости проживало 6000 человек. Занимались плетением кружев, ткали, вышивали, взбивали масло, шили сапоги. В старину Сизьма была одним из центров пряничного производства на Вологодчине и местные пряники ценились наравне с тульскими. В тридцатые годы началась коллективизация, организовались небольшие колхозы. В 1958 село Сизьма стало центральной усадьбой колхоза «Путь Ленина». Началось строительство производственных объектов: животноводческих ферм, мастерских по ремонту техники и других зданий. Велось интенсивное строительство жилых домов, построен клуб, магазин, административное здание, школа, больница, котельная с тепловыми сетями, водопровод, заасфальтированы улицы. Одной из достопримечательностей села является церковь Николая Чудотворца, построенная в 1867-1873 гг.
История сиземской церкви тесно переплетается с историей самого села. О дате возведения самого древнего храма нам известно из писцовой книги Кирилло-Белозерского монастыря, где под 1460 годом значится "...Кириллова монастыря волость Сизьма... в погосте Козьем церковь Никола чудотворец клецки, да двор монастырский, живут в ем приказшики, да три двора... В 19 веке на внушительные вклады сиземских купцов-торговцев строится новый каменный храм. На 18-метровой колокольной звоннице висело 13 колоколов, самый большой из них весом 110 пудов был куплен в 1892 году Дмитрием Веселовским. С восточной стороны ограды была построена каменная часовня св. Флора и Лавра. В конце 19 века церковь с часовней была обнесена большой каменной оградой с кружевными решетками, за которой располагалось сельское кладбище. Красивы были северные ворота ограды, выполненные в виде торжественной трехплетной арки, завершавшиеся небольшими главками с крестиками. В 1937 году церковь была закрыта, затем в ней находился зерносклад, а с начала 60-х годов в течение 20 лет - сельский клуб. В конце 80-х годов по инициативе жителей села Сизьма началось восстановление храма. Облик церкви постепенно восстанавливается во всей своей былой красе. Сейчас это действующая церковь.
Святыни храма - части каменного креста, приплывшего по реке против течения и образ Казанской Божией Матери, чудесно обновившейся в период восстановления храма. Далеко на всю сиземскую округу разливаются колокольные звоны в исполнении школьников из кружка "Благовест".
В Малой Сизьме, в деревне Соловарка в 1999 году построена деревянная часовня Блаженной Ксении в виде сказочного терема, возле которой находится святой колодец великомученика Георгия Победоносца, известный в летописях с 1678 года.
Около деревни Починок находится святой источник Пантелеймона Целителя, в воде которого присутствует железо.
Поэтому не случайно возрождение культурных традиций сиземской земли началось с восстановления храма. Сизьма ныне является почитаемым местом религиозного паломничества. Благодаря поддержке земляков и местной администрации благоустроены святые источники Георгия Победоносца и Пантелеймона Целителя, построена часовня Ксении Блаженной, постепенно приобретает первозданный вид храм Святителя Николая Чудотворца.
Ценность историко-культурного села «Сизьма- это гармоничное сочетание природных комплексов и объектов, сельских поселений традиционной для русского севера имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, предназначенные для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях. В селе Сизьма создан уникальный музей крестьянского быта, где широко представлены процессы льнопроизводства и ткачества, варки домашнего пива, интересная коллекция старинной мебели, предметов гончарного, бондарного и кожевенного промыслов. Особое внимание привлекает собрание домотканной одежды, полотенец и скатертей.
"Центр" занимается возрождением традиций, обрядов, а также народных промыслов, таких как плетение из соломы и бересты, ткачество, кружевоплетение, пивоварение, выпечка печатных пряников. Как и в старину в селе отмечаются престольные праздники, проводятся народные гуляния под перебор гармошек и озорные частушки. С августа 2006 года здесь регулярно проходят службы. Собранные в ходе многочисленных экспедиций исторические материалы, этнографические экспонаты, предметы народного быта, изделия народных промыслов составили основу музейных экспозиций – «Музей хлеба», «Музей пива», «Музей льна», «История Сизьмы». народной культуры изучают, воссоздают и проводят самобытные народные праздники и гуляния – Рождество, Масленица, Пасха, Красная горка, Никола Вешний, Медовый Спас, Казанская, обетные праздники деревень сиземской округи. Сохранившаяся традиция пивоварения позволила сделать Сизьму местом проведения областного фольклорного праздника «Сиземские пивовары», а сиземский гидроним «Щучье озеро» дал основания для разработки нового туристического проекта, героем которого является сказочный герой Емеля. Народные традиции Сизьмы оживают во многих оригинальных интерактивных программах, которые сотрудники Центра разрабатывают на основе местного фольклорного материала. На базе ЦТНК работает фольклорно-этнографическое объединение «Наследие», в которое входят фольклорные ансамбли и этнографические студии. На средства районного бюджета и собственные заработанные средства учреждения ведется работа по восстановлению исторического облика села, возведен музейный комплекс «Крестьянская изба», в перспективе создание нового туристического объекта, который объединит небольшую гостиницу –
«постоялый двор» и дополнительные выставочные помещения. Ежегодно Сизьму посещают более двадцати тысяч туристов. Туристический продукт, рассчитанный на разные категории потребителей, включает в себя посещение святых мест, дегустацию блюд традиционной народной кухни, знакомство с музейными экспозициями, непосредственное участие в народных праздниках, играх, забавах. Глава Вологодской области считает, что задача сохранения и распространения традиционной народной культуры является основополагающей не только для развития российской государственности, но и самого существования многонационального российского народа.
Вологодская область является регионом, где сохранились основы традиционной народной культуры - диалекты, фольклор, народные обычаи и празднества, ремесла и промыслы. Своеобразие Вологодской области определяется старинными сельскими поселениями и городами, памятниками монастырской культуры, естественными природными и культурными ландшафтами, уникальными архитектурными и музейными комплексами.
Традиционные культурные ландшафты подверглись значительному разрушению, и их восстановление должно предшествовать или идти параллельно с развитием этнического туризма, а это требует дополнительных капиталовложений и долгосрочных государственных программ, направленных на восстановление традиционной системы расселения и традиционного природопользования.
В заключение хотелось бы отметить, что развитие рекреации: этнического и сельского туризма является единственно возможным способом сохранения уникальных традиционных ландшафтов и традиционных культур. В первую очередь целесообразно обследование старинных сел и деревень, имеющих признаки объектов культурного наследия или вновь выявленных объектов. Составление свода нематериального наследия – обычаев, фольклора, бытовых и кулинарных традиций и т.д., широкая публикация материалов по данной тематике с целью включения этого наследия в современную жизнь. Привлечение населения к участию в обсуждении и решении проблем сохранения историко-культурного наследия. Развитие и поддержка сети церковных приходов, особенно сельских, как духовных центров, активно влияющих улучшение на морально-нравственного климата, повышение ответственности за труд, семью и наследие предков. Сохранении памятников истории и культуры, дальнейшему художественных ремесел, народных промыслов, иных традиционных видов хозяйственной деятельности. Подводя итог, следует снова напомнить, культурный ландшафт понимается как результат совместного творчества человека и природы. Он иллюстрирует процессы эволюции общества под влиянием условий природной среды и социальных, экономических и культурных процессов. Культурные ландшафты стали одним из основных рекреационных и туристских ресурсов, так необходимых для развития экологического и познавательного туризма в пределах нашей страны. Концепция культурного ландшафта объединяет многие проблемы сохранения природного и культурного наследия. «Общество всё более осознаёт недостатки отраслевых принципов и подходов в области охраны окружающей среды и территориального управления и закономерно пытается компенсировать их возвратом к целостному, системному, комплексному и территориально гармоничному восприятию и устроению окружающего пространства, имя которому – культурный ландшафт». Несмотря на значительное количество реально существующих памятников истории и культуры, в Списке объектов культурного наследия, состоящих на охране, они не значатся. Не значатся они также и среди вновь выявленных объектов. Для успешного развития Сизьмы имеются все необходимые условия, одним из которых является выгодное географическое (срединное) положение поселения на границе Шекснинского, Кирилловского, Вологодского районов. Местные жители и по сей день очень трепетно относятся к своим обычаям, традициям и обрядам. Как и в старину, в селе отмечаются престольные праздники, проводятся народные гулянья. Тысячи туристов, в том числе и иностранцы, посещают ежегодно село с его уникальными святынями. В современную эпоху, когда цивилизация переживает экологический кризис, на между народном уровне разрабатывается стратегия защиты окружающей среды. Одним из возможных путей выхода из кризиса является сохранение, восстановление и развитие культурного ландшафта.  Культурный ландшафт за последние десятилетия стал предметом повышенного интереса, особенно в России.  Образование культурного ландшафта тогда становится возможным, когда это взаимодействие достигает полной гармонии, когда подсистемы оптимально соотносятся между собой и целым. Гармоничность культурного ландшафта определяется прежде всего антропогенным фактором, способностью рациональное природопользование. Наиболее многочисленными объектами культурного наследия на территории Вологодской области являются объекты археологического наследия, большая их часть датирована X-XVI вв. Шекснинский район Вологодской области. Особый интерес представляют объекты культурного наследия религиозного назначения. На территории Вологодской области существовало 1340 церквей, в том числе138 монастырей, большая часть которых на сегодняшний день утрачен. Хрупкую ценность составляют объекты деревянного зодчества: церкви, часовни, жилые дома и хозяйственные постройки. Именно они формируют традиционную среду и социально-культурную ценность исторических поселений. Сохранение культурной среды - задача не менее существенная, чем сохранение окружаю­щей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни. Человек формирует особую нравственно-духовную сферу в оболочке Земли, ко­торая определяет развитие всех других сфер и в то же время сама оказывается под сильным их воздействием В. И. Вернадского о ноосфере, в которой определяющей силой ландшафтоформирующих процессов становят­ся мысль и труд. «В живом веществе создалась новая геологическая сила ума и техники, раньше на нашей планете небывалая, которая нам кажется беспредель­ной и, возможно, в будущем выходящей за пределы планеты»3. …. В настоящее вре­мя интеллектуальный процесс становится силой, соизмеримой с геологическими и космическими процессами. Однако было бы абсолютно неверно ограничивать роль человека в преобразовании земной поверхности только интеллектуальной и научной деятельностью. В соответствии с новым взглядом на роль наследия как одного из важней­ших факторов должна измениться и политика в области со­хранения культурного и природного наследия. Приоритетными для деятельно­сти органов охраны наследия и субъектов, связанных с использованием насле­дия, должны стать национальные и региональные комплексные программы управления культурным и природным наследием, раскрывающие возможно­сти включения наследия в современные системы управления культурными, со­циально-экономическими и экологическими процессами. Особое значение приобретает формирование сетей особо охраняемых историко-культурных и природных территорий, ответственных за сохранность всего культурно-при­родного пространства как всей страны, так и отдельных её регионов. В основу управления наследием должна быть положена гуманитарная концепция куль­турного ландшафта, рассмотрение и признание культурного ландшафта как комплексного и интегрального объекта культурного и природного наследия. Согласно этому документу, культур­ный ландшафт отражает эволюцию че­ловеческого общества под влиянием ус­ловий природной среды и социальных, экономических и культурных процессов.

























В качестве объекта наследия он должен репрезентативно представлять конкретный геокультурный регион и быть способным продемонстрировать отличительные чер­ты этого региона. Универсальная цен­ность культурного ландшафта может по­ниматься как наиболее яркое проявление созидательного потенциала взаимодейст­вия природы и человека с конкретным культурном, историческом и географическом .











Традиция природопользования населения к ландшафтам, выработанные веками гармонично взаимосвязи с окружающей среды, такие нормы поведения и режим хозяйствования, которые не нарушают экосистемы, процессы само воспроизводства, самоочищения.



От принадлежности к типу культуры будут зависеть механизмы самоподдержания ландшафта, отношение к носителям культурных традиций, пути развития ландшафта при отсутствии воспроизводящей культуры. В составе типологий культурного ландшафта наряду с культурологическими основаниями обязательно должны присутствовать и природные. Важнейшей частью культурного ландшафта является культурное наследие, сохраняемое в виде овеществленных объектов, традиционной деятельности людей или информации.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!