СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культура конца XIX века. Образование.Наука.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Культура конца XIX века. Образование. Наука.

Просмотр содержимого документа
«Культура конца XIX века. Образование.Наука.»

Культура конца XIX века

Культура

конца XIX века

Образование Падение крепостного права означало начало нового, капиталистического периода в истории России.  Капитализм внес существенные перемены в жизнь общества: преобразовал хозяйственно-экономический строй, изменил социальный и духовный облик населения, его быт, условия жизни, способствовал росту культурных потребн остей. Капитализм в целом создал условия для более высокого культурного уровня общества, расширял объективные социальные возможности для овладения культурой значительных общественных слоев.

Образование

Падение крепостного права означало начало нового, капиталистического периода в истории России.

Капитализм внес существенные перемены в жизнь общества:

  • преобразовал хозяйственно-экономический строй,
  • изменил социальный и духовный облик населения, его быт, условия жизни,
  • способствовал росту культурных потребн остей.

Капитализм в целом создал условия для более высокого культурного уровня общества, расширял объективные социальные возможности для овладения культурой значительных общественных слоев.

Отличительной чертой общественно-культурной жизни первых пореформенных десятилетий было распространение просвещения.  В стране развернулось широкое движение за создание народных школ, предоставление права на образование женщинам.  В 1861 г. при Вольном экономическом обществе был создан Петербургский комитет грамотности.

Отличительной чертой общественно-культурной жизни первых пореформенных десятилетий было распространение просвещения.

В стране развернулось широкое движение за создание народных школ, предоставление права на образование женщинам.

В 1861 г. при Вольном экономическом обществе был создан Петербургский комитет грамотности.

   Наиболее распространенным типом начальной школы в пореформенной России были земские школы обязанные своим появлением общественной инициативе.  За первые десять лет существования земских учреждений (1864—1874) было открыто до 10 тыс. таких школ. В последующие годы их рост несколько замедлился.

Наиболее распространенным типом начальной школы в пореформенной России были земские школы обязанные своим появлением общественной инициативе.

За первые десять лет существования земских учреждений (1864—1874) было открыто до 10 тыс. таких школ. В последующие годы их рост несколько замедлился.

 Преподавалось:  чтение Письмо  четыре правила арифметики  закон божий  элементарные сведения по природоведению, географии, истории.  В системе начального обучения по уставу 1864 года сохранялись церковноприходские школы, находившиеся теперь в ведении Синода.

Преподавалось:

  • чтение
  • Письмо
  • четыре правила арифметики
  • закон божий
  • элементарные сведения по природоведению, географии, истории.

В системе начального обучения по уставу 1864 года сохранялись церковноприходские школы, находившиеся теперь в ведении Синода.

Гимназия, основная форма средней школы, в 60-е годы считалась бессословным общеобразовательным учебным заведением. В это время возникли разные типы гимназий — реальные и классические.  Однако самого начала они не были полностью уравнены в правах, а после 1866 г. классическая гимназия стала практически основной формой среднего образования;  реальная же гимназия была преобразована в шестиклассное училище без права для ее выпускников поступления в университет.

Гимназия, основная форма средней школы, в 60-е годы считалась бессословным общеобразовательным учебным заведением. В это время возникли разные типы гимназий — реальные и классические.

Однако самого начала они не были полностью уравнены в правах, а после 1866 г. классическая гимназия стала практически основной формой среднего образования;

реальная же гимназия была преобразована в шестиклассное училище без права для ее выпускников поступления в университет.

В 1861 году в России было 85 мужских гимназий, где училось 25 тыс.чел.  В 1886 году число гимназий выросло в 3 раза, а количество учеников стало более 75 тысяч человек.  К началу 90-х годов было открыто 300 женских средних учебных заведений. В них занималось около 75 тысяч девушек.

В 1861 году в России было 85 мужских гимназий, где училось 25 тыс.чел.

В 1886 году число гимназий выросло в 3 раза, а количество учеников стало более 75 тысяч человек.

К началу 90-х годов было открыто 300 женских средних учебных заведений. В них занималось около 75 тысяч девушек.

 В пореформенную эпоху были открыты новые университеты в Одессе, Томске.  В университетах, получивших автономию, открылись новые кафедры, оживилась научная работа, повысился образовательный уровень выпускников.  В университетах в те годы были сосредоточены лучшие научные силы России, работали многие выдающиеся ученые, которые способствовали распространению не только науки, но и просвещения в стране.  Томский университет. Одесский университет.

В пореформенную эпоху были открыты новые университеты в Одессе, Томске.

В университетах, получивших автономию, открылись новые кафедры, оживилась научная работа, повысился образовательный уровень выпускников.

В университетах в те годы были сосредоточены лучшие научные силы России, работали многие выдающиеся ученые, которые способствовали распространению не только науки, но и просвещения в стране.

Томский университет.

Одесский университет.

В 1865 году в Москве по инициативе Московского общества сельского хозяйства открылась Петровская земледельческая и лесная академия ( Сельскохозяйственная академия им. К. А. Тимирязева)  В ряде городов были учреждены политехнические и технологические институты; закрытые учебные заведения — Институт инженеров путей сообщения, Горный, Лесной институты — были преобразованы в гражданские учебные заведения. К концу XIX в. в России насчитывалось 63 высших учебных заведения, в которых обучалось около 30 тыс. студентов.  К. А. Тимирязев

В 1865 году в Москве по инициативе Московского общества сельского хозяйства открылась Петровская земледельческая и лесная академия

( Сельскохозяйственная академия им. К. А. Тимирязева)

В ряде городов были учреждены политехнические и технологические институты; закрытые учебные заведения — Институт инженеров путей сообщения, Горный, Лесной институты — были преобразованы в гражданские учебные заведения.

К концу XIX в. в России насчитывалось 63 высших учебных заведения, в которых обучалось около 30 тыс. студентов.

К. А. Тимирязев

Грамотность населения России . 21% 29,3% 13,1%

Грамотность населения России .

21%

29,3%

13,1%

Наука Чебышев Пафнутий Львович (1821— 1894), российский математик и механик.  Чебышев сумел создать новые направления в разных научных областях: теории вероятностей, теории приближения функций многочленами, интегральном исчислении, теории чисел и т. д.  В теорию вероятностей учёный ввёл метод моментов; доказал закон больших чисел, применив неравенство.  В теории чисел Чебышеву принадлежит ряд работ по распределению простых чисел. Известны труды учёного в области математического анализа, в частности исследование «О предельных значениях интегралов».  В 1878 г. он изобрёл счётную машину. Труды Чебышева сделали его имя известным не только в России, но и за рубежом.

Наука

Чебышев Пафнутий Львович (1821— 1894), российский математик и механик.

Чебышев сумел создать новые направления в разных научных областях: теории вероятностей, теории приближения функций многочленами, интегральном исчислении, теории чисел и т. д.

В теорию вероятностей учёный ввёл метод моментов; доказал закон больших чисел, применив неравенство.

В теории чисел Чебышеву принадлежит ряд работ по распределению простых чисел. Известны труды учёного в области математического анализа, в частности исследование «О предельных значениях интегралов».

В 1878 г. он изобрёл счётную машину. Труды Чебышева сделали его имя известным не только в России, но и за рубежом.

Стопоходящая машина

Стопоходящая машина

Арифмометр

Арифмометр

Александр Степанович Попов  ( 1859-1906 гг). Русский физик и электротехник, профессор, изобретатель.  25 апреля 1895г. В Русском физическом обществе прочитал доклад о радиосвязи и продемонстрировал изготовленный им приемник-передатчик.  Через несколько лет добился 150 километровой дальности радиосвязи.  За свое открытие ученый получил Большую золотую медаль на Всемирной выставке в Париже.

Александр Степанович Попов

( 1859-1906 гг).

Русский физик и электротехник,

профессор, изобретатель.

25 апреля 1895г. В Русском физическом обществе прочитал доклад о радиосвязи и продемонстрировал изготовленный им приемник-передатчик.

Через несколько лет добился 150 километровой дальности радиосвязи.

За свое открытие ученый получил Большую золотую медаль на Всемирной выставке в Париже.

Павел Николаевич Яблочков ( 1847-1894 гг.) русский электротехник,  военный инженер, изобретатель  и предприниматель.  Известен разработкой дуговой  лампы (вошедшей в историю под названием «свеча Яблочкова») и другими изобретениями в области электротехники.  П. Н. Яблочков сконструировал  первый генератор переменного тока,  создал трансформатор переменного  тока.

Павел Николаевич Яблочков

( 1847-1894 гг.)

русский электротехник,

военный инженер, изобретатель

и предприниматель.

Известен разработкой дуговой

лампы (вошедшей в историю

под названием «свеча Яблочкова»)

и другими изобретениями

в области электротехники.

П. Н. Яблочков сконструировал

первый генератор переменного тока,

создал трансформатор переменного

тока.

Самолёт был построен на собственные средства А. Ф. Можайского и испытан 20 июля 1882 года. Во время разбега самолёт оторвался от земли, но потерял скорость и рухнул на крыло, получив повреждения. А. Ф. Можайский пытался отремонтировать «прибор» и продолжить испытания, но средства у него закончились. Самолёт стоял много лет под открытым небом, потом был разобран. После смерти А. Ф. Можайского его сын пытался продать остатки самолёта правительству, но получил отказ. Александр Фёдорович Можа́йский русский военный деятель — контр-адмирал,  изобретатель — пионер авиации.

Самолёт был построен на собственные средства А. Ф. Можайского и испытан 20 июля 1882 года. Во время разбега самолёт оторвался от земли, но потерял скорость и рухнул на крыло, получив повреждения. А. Ф. Можайский пытался отремонтировать «прибор» и продолжить испытания, но средства у него закончились. Самолёт стоял много лет под открытым небом, потом был разобран. После смерти А. Ф. Можайского его сын пытался продать остатки самолёта правительству, но получил отказ.

Александр Фёдорович Можа́йский

русский военный деятель —

контр-адмирал,

изобретатель — пионер авиации.

Фёдор Абрамович Блинов (1827 — 24 июня 1902) — русский изобретатель-самоучка.  изготовил «вагон» на гусеничном ходу, напоминавший железнодорожный вагон с деревянным кузовом. «Бесконечные рельсы» вагона представляли собой замкнутые железные ленты, состоящие из отдельных звеньев. Вагон имел 4 опорных колеса и четыре ведущие звёздочки. Приводился в движение конной тягой и, по существу, представлял собой гусеничный прицеп.

Фёдор Абрамович Блинов (1827 — 24 июня 1902) русский изобретатель-самоучка.

изготовил «вагон» на гусеничном ходу, напоминавший железнодорожный вагон с деревянным кузовом. «Бесконечные рельсы» вагона представляли собой замкнутые железные ленты, состоящие из отдельных звеньев. Вагон имел 4 опорных колеса и четыре ведущие звёздочки. Приводился в движение конной тягой и, по существу, представлял собой гусеничный прицеп.

Менделеев Дмитрий Иванович (1834— 1907 ), химик, создатель периодической системы химических элементов.  В 1871 г. вышел его классический труд «Основы химии», где обобщались представления о любимой науке.  В 1890 г. Менделеев покинул университет в знак протеста против притеснения студенчества. Несколько лет учёный был консультантом лаборатории Морского министерства; в 1892 г. он организовал производство изобретённого им бездымного пороха. С 1892 г. и до конца своей жизни Дмитрий Иванович возглавлял Главную палату мер и весов.

Менделеев Дмитрий Иванович (1834— 1907 ), химик, создатель периодической системы химических элементов.

В 1871 г. вышел его классический труд «Основы химии», где обобщались представления о любимой науке.

В 1890 г. Менделеев покинул университет в знак протеста против притеснения студенчества. Несколько лет учёный был консультантом лаборатории Морского министерства; в 1892 г. он организовал производство изобретённого им бездымного пороха.

С 1892 г. и до конца своей жизни Дмитрий Иванович возглавлял Главную палату мер и весов.

Бутлеров Александр Михайлович (1828—1886), российский химик, создатель теории химического строения веществ.  В 1864 г. появилась монография Бутлерова «Введение к полному изучению органической химии» . Теория химического строения Бутлерова служит фундаментом современной органической химии.

Бутлеров Александр Михайлович (1828—1886), российский химик, создатель теории химического строения веществ.

В 1864 г. появилась монография Бутлерова «Введение к полному изучению органической химии» .

Теория химического строения Бутлерова служит фундаментом современной органической химии.

Васи́лий Васи́льевич Докуча́ев (1 марта 1846 — 8 ноября 1903) — русский геолог и почвовед, основатель национальной школы почвоведения и географии почв. Создал учение о почве как об особом природном теле, открыл основные закономерности генезиса и географического расположения почв.

Васи́лий Васи́льевич Докуча́ев (1 марта 1846 — 8 ноября 1903) — русский геолог и почвовед, основатель национальной школы почвоведения и географии почв. Создал учение о почве как об особом природном теле, открыл основные закономерности генезиса и географического расположения почв.

Сеченов Иван Михайлович (1829— 1905 ), естествоиспытатель, основатель русской физиологической научной школы.  Наиболее фундаментальными его работами являются исследования рефлексов головного мозга. Именно он открыл феномен центрального торможения, названный сеченовским торможением (1863 г.).  Работы: «Рефлексы головного мозга», «Физиология нервных центров» и др.

Сеченов Иван Михайлович (1829— 1905 ), естествоиспытатель, основатель русской физиологической научной школы.

Наиболее фундаментальными его работами являются исследования рефлексов головного мозга. Именно он открыл феномен центрального торможения, названный сеченовским торможением (1863 г.).

Работы: «Рефлексы головного мозга», «Физиология нервных центров» и др.

Павлов Иван Петрович (1849—1936), физиолог, автор учения об условных рефлексах.  Он исследовал роль различных отделов головного мозга в условно-рефлекторной деятельности. В 1910 г. увидел свет его труд «Естествознание и мозг».  В 1923 г. вышел в свет знаменитый труд «Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных».  Павлов доказал, что условный рефлекс – это наивысшая форма приспособленности человека к среде.

Павлов Иван Петрович (1849—1936), физиолог, автор учения об условных рефлексах.

Он исследовал роль различных отделов головного мозга в условно-рефлекторной деятельности. В 1910 г. увидел свет его труд «Естествознание и мозг».

В 1923 г. вышел в свет знаменитый труд «Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных».

Павлов доказал, что условный рефлекс – это наивысшая форма приспособленности человека к среде.

Путешественники Пржевальский Николай Михайлович (1839—1888), географ, путешественник, исследователь Азии.  По Уссури Пржевальский дошёл до станицы Буссе, потом до озера Ханка. Зимой 1867 г. он исследовал Южно-Уссурийский край.  В 1871 г. он предпринял первое путешествие в Среднюю Азию по маршруту Пекин — озеро Далай-Нор — Калган. Результатом стало сочинение «Монголия и страна тунгутов»

Путешественники

Пржевальский Николай Михайлович (1839—1888), географ, путешественник, исследователь Азии.

По Уссури Пржевальский дошёл до станицы Буссе, потом до озера Ханка. Зимой 1867 г. он исследовал Южно-Уссурийский край.

В 1871 г. он предпринял первое путешествие в Среднюю Азию по маршруту Пекин — озеро Далай-Нор — Калган. Результатом стало сочинение «Монголия и страна тунгутов»

В 1871 г. он предпринял первое путешествие в Среднюю Азию по маршруту Пекин — озеро Далай-Нор — Калган. Результатом стало сочинение «Монголия и страна тунгутов».  В 1876 г . географ отправился в новое путешествие — из деревни Кульджи на реку Или, через Тянь-Шань и реку Тарим к озеру Лоб-Нор, южнее которого он открыл хребет Алтын-Таг.  В 1879 г. Пржевальский с отрядом в 13 человек выступил из города Зайсанска в третье путешествие по реке Урунгу, через оазисы Халийский и Са-Чжеу, хребты Нань-шаня в Тибет.  К 1883 г. относится начало четвёртого путешествия, Пржевальский исследовал истоки Жёлтой реки и водораздел между Жёлтой и Голубой, а оттуда — через Цайдам к Лоб-Нору и в Каракол (ныне Пржевальск). Путешествие заняло три года.

В 1871 г. он предпринял первое путешествие в Среднюю Азию по маршруту Пекин — озеро Далай-Нор — Калган. Результатом стало сочинение «Монголия и страна тунгутов».

В 1876 г . географ отправился в новое путешествие — из деревни Кульджи на реку Или, через Тянь-Шань и реку Тарим к озеру Лоб-Нор, южнее которого он открыл хребет Алтын-Таг.

В 1879 г. Пржевальский с отрядом в 13 человек выступил из города Зайсанска в третье путешествие по реке Урунгу, через оазисы Халийский и Са-Чжеу, хребты Нань-шаня в Тибет.

К 1883 г. относится начало четвёртого путешествия, Пржевальский исследовал истоки Жёлтой реки и водораздел между Жёлтой и Голубой, а оттуда — через Цайдам к Лоб-Нору и в Каракол (ныне Пржевальск). Путешествие заняло три года.

Никола́й Никола́евич  Миклу́хо-Макла́й (1846-1888гг.) Русский этнограф, антрополог, биолог и путешественник, изучавший коренное население Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании (1870—1880-е годы), в том числе папуасов северо-восточного берега Новой Гвинеи, называемого Берегом Маклая.  Миклухо-Маклай лично, по праву первого исследователя, поселившегося там, назвал своим именем северо-восточное побережье Новой Гвинеи между 5 и 6° ю.ш. протяженностью около 300 км.

Никола́й Никола́евич

Миклу́хо-Макла́й

(1846-1888гг.)

Русский этнограф, антрополог, биолог и путешественник, изучавший коренное население Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании (1870—1880-е годы), в том числе папуасов северо-восточного берега Новой Гвинеи, называемого Берегом Маклая.

Миклухо-Маклай лично, по праву первого исследователя, поселившегося там, назвал своим именем северо-восточное побережье Новой Гвинеи между 5 и 6° ю.ш. протяженностью около 300 км.

 Общие условия социально-экономического и общественного развития, подъем умственной и духовной жизни, некоторое смягчение цензуры, рост грамотности способствовали увеличению выпуска книг, журналов и газет.  В столицах и провинциальных городах к середине 90-х годов число книжных магазинов выросло примерно до 2 тыс.  Все эти факты свидетельствовали о достаточно широком распространении в пореформенной России книги, одной из важнейших культурных ценностей. Третьяковская галлерея

Общие условия социально-экономического и общественного развития, подъем умственной и духовной жизни, некоторое смягчение цензуры, рост грамотности способствовали увеличению выпуска книг, журналов и газет.

В столицах и провинциальных городах к середине 90-х годов число книжных магазинов выросло примерно до 2 тыс.

Все эти факты свидетельствовали о достаточно широком распространении в пореформенной России книги, одной из важнейших культурных ценностей.

Третьяковская галлерея

 В пореформенное время получило широкое развитие частное коллекционирование.  На основе частных собраний по инициативе их владельцев создавались национальные художественные музеи, доступные для широкого обозрения.  В начале 80-х годов для посещения была открыта кар тинная галерея П. М. Третьякова. В 1893 г. он передал собрание своих картин в дар Москве.

В пореформенное время

получило широкое развитие

частное коллекционирование.

На основе частных собраний по инициативе их владельцев создавались национальные художественные музеи, доступные для широкого обозрения.

В начале 80-х годов для посещения была открыта кар тинная галерея П. М. Третьякова. В 1893 г. он передал собрание своих картин в дар Москве.

Гуманитарные науки Сергей Михайлович Соловьев создал 29-ти томную «Историю России с древнейших времен»

Гуманитарные науки

Сергей Михайлович Соловьев создал 29-ти томную «Историю России с древнейших времен»

В 1883 году был открыт исторический музей в Москве.

В 1883 году был открыт исторический музей в Москве.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!