СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Куклы своими руками

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Куклы своими руками»

МИНИСТЕРСВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»



КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Студенток 731 группы

социального отделения:

Чугай Вероники
Кочановой Ксении
Место проведения занятия: СГПК им. И.А. Куратова

ФИО преподавателя:

Пружинская Вера Борисовна

Допуск к проведению занятия:

(подпись преподавателя)____________

Дата: 22.02.22


Тема: «Куклы своими руками»

Цель: закрепление представления о разнообразии кукольного театра, знакомство с новыми видами и изготовление кукол для домашнего использования. 

Задачи:

Обучающие:

  1. Дать определение пальчиковой кукле.

  2. Дать определение кукле из ложки.

  3. Вспомнить понятия «театр».

  4. Вспомнить виды кукол в театре.

  5. Продемонстрировать изготовление пальчиковых кукол из фоамирана и кукол из ложек.

  6. Изготовить куклы из ложек и пальчиковые куклы.

Развивающие:

  1. Развивать моторику рук.

  2. Коммуникативные умения.

  3. Развивать умение концентрировать внимание при выполнении изготовления куклы, формировать усидчивость и аккуратность.

Воспитывающие:

  1. Воспитать умение работать в команде.

  2. Формировать эстетический вкус и стремление создавать прекрасное.





Сыктывкар, 2022

Этап

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Организационный этап

10-15 мин.

Приветствие





Актуализация знаний

Слайд 1

Слайд 2





Слайд 3







слайд 4

слайд 5

слайд 6

слайд 7

слайд 8

слайд 9





слайд 10








Подведение к теме занятия

Слайд 11





Слайд 12

В классе разложены разные куклы (пальчиковые куклы, перчаточные куклы, куклы из ложек, стоит импровизированная ширма)

- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы проведем для вас занятие. Меня зовут Вероника, а меня Ксения.

Оглянитесь вокруг себя, что вы видите?

Как вы думаете, о чем сегодня мы будем разговаривать?

Давайте вспомним, что вы проходили на прошлом занятии?

А кто-нибудь из вас может вспомнить, что такое театр? Если затрудняются дать определение мы его повторяем.

Театр – место для зрелищ.

Театр – род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актёров перед публикой.

А кто из вас помнит виды театральных кукол?

ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ

ВЕРХОВЫЕ КУКЛЫ

ТЕНЕВЫЕ КУКЛЫ

МАРИОНЕТКИ

КУКЛЫ-АВТОМАТЫ

КУКЛЫ-ВЕЛИКАНЫ

На прошлом занятии вы узнали, что такое перчаточные куклы.

Подойдите к столу и выберете себе по одной кукле, вспомните как правильно их надевать. Наденьте себе на руку и сейчас под музыку мы с вами пройдемся и устроим так называемый показ мод кукол.

На указательный палец одевается голова.

На средний и большой – руки или лапы игрушки.

Остальные пальцы кукловода прижаты к ладони.

Звучит песня «Дудки».

- спасибо присаживайтесь.

А теперь давайте проверим вашу сообразительность и логику.

Посмотрите, пожалуйста, на экран.

Что вы на нем видите?

Как вы думаете, о чем сегодня мы будем с вами разговаривать?

Что эти изображения могут значить?

Сегодня мы с вами будем узнавать, что такое пальчиковые куклы и куклы из ложек.

Приветствуют педагогов.







Отвечают на вопросы



Вспоминают определение слова театр





Называют виды театральных кукол









Выбирают себе куклы, надевают на руку и проходят с ними под музыку, устраивая так называемый показ мод кукол.

Рассаживаются на места

Палец, ложку


Предполагают, что это может значить

Основной этап

20-25 мин.




Знакомство с куклами из пластиковых ложек












































Знакомство с

пальчиковыми куклами


слайд 15






























Знакомство с видами пальчиковых кукол





























































Слайд 16

Просмотр видео






















Слайд 17

Куклу можно изготовить из любых подручных материалов. Это могут быть носки, перчатки, бумага, пластиковая посуда, шпажки, ткань и многое другое.

Часть Ксении

Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые талантливые творцы

кукол – это ?(отвечают ДЕТИ).

Кукла – зримый посредник между миром детства и миром

взрослых.

Встаю за ширму и

достаю куклу (Ой, привет ребята, я театральная кукла, а попробуйте угадать из чего же я сделана) -Дети дают ответ из ложки .

Правильно ребята, один из моих любимых видов театра – «Театр ложек»

Есть несколько вариантов данного театра

1 сказка на деревянных ложках,

2 кукла на деревянной заготовке,

3 кукла на одноразовой ложке.

Наиболее доступный и бюджетный из них – куклы на одноразовых ложках. Использование пластиковых ложек в театрализованной деятельности позволяет в короткий срок подготовить необходимый материал для работы. Для этого не надо больших материальных затрат. Использовать можно любые подручные средства: цветную бумагу, нитки, кусочки ткани, и т.д. Творческий процесс изготовления стимулирует воображение, раскрывает творческий потенциал. Это увлекательное и радостное времяпровождение.

-А как вы думаете, кто был первее пластиковой ложки? (Деревянная)

-Правильно деревянная ложка появилась намного раньше пластиковой.

Мамы делали кукол из деревянных ложек для своих детей, они рассказывали им сказки и показывали небольшие представления.

А давайте сейчас я покажу, как завязывали платочки, один из желающих может тоже выйти и повторить.


Видео https://www.youtube.com/watch?v=XCWeo15kczk


- Знаете, а мне вот нравится другой вид кукол. Он не менее интересный и тоже совсем не сложный. Это пальчиковые куклы. Это и куклы- наперстки, шляпки, перстни, куклы, надевающиеся на весь палец, куклы-конусы и цилиндры. С ними можно играть не только в школьном театре или дома, можно взять их в дорогу, а маленьким деткам они могут понравится тем, что их можно взять даже на прием к врачу.

Обычно, пальчиковые игрушки очень маленькие по размеру – не больше 7-10 см. Миниатюрные фигурки надеваются на пальчик. О положительном влиянии пальчиковых игр на развитие головного мозга было известно еще в Древнем Китае во втором веке до нашей эры. Сегодня психологи и логопеды уверены, что развитие мелкой моторики благотворно сказывается не только на развитии речи ребенка, умственных способностях, расширении кругозора и фантазии. Давайте еще раз перечислим чем полезны пальчиковые куклы?







А как вы думаете из чего можно сделать пальчиковых кукол?

Виды:

        1. Пальчиковый театр из бумаги. Пожалуй, самый простой вид пальчикового театра, который можно сделать.

Как думаете, что может быть не так в этом виде пальчиковой куклы? Может есть какой-нибудь недостаток?

Недостатком такого вида кукол является их недолговечность. За счет своей облегченности данный вид пальчикового театра рекомендуется использовать на начальном этапе работы с детьми всех возрастных групп.

Может мы вами можете предположить какие еще могут быть виды таких кукол?

        1. Пальчиковый театр из ткани. Такой театр можно приобрести в магазинах. Также его можно сделать своими руками, но предварительно заготовив выкройку. За счет материала является весьма функциональным.

        2. Пальчиковый театр из бросового и природного материала. Еще один вид простого в изготовлении пальчикового театра. Материалом могут послужить различные стаканчики, кусочки ткани, нитки, пуговицы, пластмассовые ложки и вилки и т.д. Изготовить такой театр можно вместе с детьми, предварительно заготовив материал. Необходимое условие: безопасность используемого материала.

        3. Деревянный пальчиковый театр. Приобрел широкое распространение в различных интернет — магазинах. Производители упаковывают такой театр в разнообразные «коробочки», соответствующие тематике того или иного произведения. Фигурки могут быть использованы и в качестве настольного театра.

        4. Вязанный пальчиковый театр. Один из самых долговечных и удобных в использовании видов пальчикового театра. Основное условие: владение навыками вязания, а также наличие определенных схем для вязания того или иного персонажа.

        5. Пальчиковый театр из шерсти, сваленной методом фильцевания, и ткани. Фильцевание или сухое валяние – это процесс изготовления изделий при помощи специальных игл, которые перемешивают и спутывают волокна шерсти. Сухое валяние подходит для создания объемных изделий: игрушек, декоративных фигурок, авторских кукол, нанесения рисунков на фетр и войлок.

Какой вид вас больше заинтересовал?

Как думаете сложно таких кукол делать?

Такую куклу можно сделать даже из обрезков резиновой перчатки.

А сейчас давайте посмотрим видео с примерами пальчиковых кукол. https://youtu.be/n8aV0mdwjoM

Каких кукол вы увидели в этом видео?

Какие вам запомнились, понравились?

а теперь давайте немного передохнем и проведем физ. Минутку.

Встаньте рядом со своими местами и повторяйте за нами.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Я пришел в театр с утра. (дети шагают на месте)

Закружилась голова. (круговые движения головой)

Здесь актёры – там и тут (наклон головы вперёд, назад, вправо, влево)

Все меня к себе зовут. (рукой «зовёт» к себе)

Одному я подмигнул, (подмигивают)

Он мне – головой мотнул. (наклон головы и туловища вперёд)

Посмотрел другому вслед (вытянуться на носочки, руку держа не уровне

бровей, глядя в даль)

Тот актёр мне шлёт привет. (помахать левой рукой)

-С давних пор кустари делали ложки, чашки и другую посуду из дерева. Чтобы вырезать ложку, надо было отколоть от бревна чурку – баклушу. Заготовлять баклуши поручалось подмастерьям: это было легкое, пустячное дело, не требующее особого умения. Готовить такие чурки и называлось «баклуши бить».

А мы с вами, будем выполнять легкую работу, но интересную и красивую.


А теперь мы предлагаем вам поделиться на 2 равные группки и сесть за столы, для того чтобы самим попробовать изготовить куклы. А разделимся мы таким образом из мешочка каждый вытянет одну бумажку, на них будет что-то нарисовано. Те, у кого одинаковый рисунок объединяются в одну команду.





























Просмотр видео












































Отвечают на вопрос: развивают моторику, воображение, удобные в использовании, компактные, …


Размышляют

Отвечают на вопрос





Размышляют

Отвечают на вопрос







Размышляют предполагают












































Отвечают на вопросы



Смотрят видео

Отвечают на вопросы


Повторяют движения

































Делятся на группы, рассаживаются по местам

Практическая часть 40 мин

Техника безопасности













Рассматривание образца




Информация о материале.































Порядок изготовления
















Выполнение работы

Перед тем как начать выполнять работу давайте вспомним про технику безопасности. Какие правила ТБ вы помните?

Клеем не балуемся, после каждого использования закрываем крышку. Пользуемся клеем аккуратно, не забываем о том, что он токсичен. Не нужно его нюхать, проверять на пальцах и т.д. ножницы кладем в закрытом виде перед собой. Друг друга стараемся не отвлекать, острыми предметами пользуемся аккуратно. Друг друга ничем не тыкаем. Фломастеры за собой закрываем и складываем на место.

Смотрите какой герой у меня есть. Сейчас вы будете изготавливать каждый свою фигурку-куклу. Знаете, что это за материал? Это фоамиран.

Фоамиран – пластичная замша, выпускающаяся в виде листа и отличающаяся мягкостью. Особенности материала позволяют использовать его в разных видах рукоделия. С его помощью можно создавать разнообразный объемный декор: цветы, гирлянды, различные аксессуары для декора. В нашем случае это будет кукла.

Еще можно сказать про фоамиран, что это легкий и неприхотливый в хранении материал. Работать с ними очень просто.

Фоамиран не токсичен, безвредный для организма и окружающей среды, легко моется, воду не впитывает. Его можно красить, тем самым создавать и применять в своих работах, новые цветовые гаммы. Отличный материал для творчества, как взрослым, так и детям.

Легко режется, очень пластичный. Готовые изделия на вид можно принять за полимерную глину. Нет острых краёв. Готовое изделие не мнётся, а при необходимости легко поправляется, лишь немного предварительно разогрев листик, подержав его возле утюга. Но если его перегреть, то он уменьшиться в размере. И желательно сильно не растягивать, иначе материал порвется.

Эластичность и относительная прочность обуславливается тем, что в его состав входит винилацетат и этилен.

Для склеивания элементов подойдёт клей с сильной фиксацией.

Перед вами лежат файлы, каждый возьмите себе по одному из них. В каждом файле лежат шаблоны героев одной всем известной сказки, посмотрите и попробуйте догадаться, что это за сказка. (колобок). Так же в файле лежат уже нужные вам кусочки фоамирана. Теперь отложите в сторонку и посмотрите на меня, берем шаблон и кусок фоамирана, обводим все детали, вырезаем, накладываем и затем склеиваем между собой. Клей используем экономно. В последнюю очередь приклеиваем колечко для пальца. Затем, начинаем рисовать недостающие детали, личико, шерсть, руки, ноги и др. Если будут вопросы можете смело их задавать. А пока вы выполняете работу, давайте вспомним эту сказку, а потом в конце поставим мини-спектакль для другой группы. Кто-нибудь хочет рассказать эту сказку?

Происходит выполнение работы.

Сказка:

Жил-был старик со старухою. Просит старик:

— Испеки, старуха, колобок!

— Из чего печь — то? Муки нету, — отвечает ему старуха.

— Э — эх, старуха! По коробу поскреби, по сусеку помети; авось муки и наберется.

Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки пригоршни с две. Замесила на сметане, изжарила в масле и положила на окошечко постудить.

Колобок полежал — полежал, да вдруг и покатился — с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца — на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.

Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц:

— Колобок, колобок! Я тебя съем.

— Не ешь меня, косой зайчик! Я тебе песенку спою, — сказал колобок и запел:

Я Колобок, Колобок!

Я по коробу скребен,

По сусеку метен,

На сметане мешон,

Да в масле пряжон,

На окошке стужон;

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

И от тебя, зайца, не хитро уйти!

И покатился себе дальше; только заяц его и видел!

Катится колобок, а навстречу ему волк:

— Колобок, колобок! Я тебя съем!

— Не ешь меня, серый волк! Я тебе песенку спою, — сказал колобок и запел:

Я Колобок, Колобок!

Я по коробу скребен,

По сусеку метен,

На сметане мешон,

Да в масле пряжон,

На окошке стужон;

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от зайца ушел,

И от тебя, волка, не хитро уйти!

И покатился себе дальше; только волк его и видел!

Катится колобок, а навстречу ему медведь:

— Колобок, колобок! Я тебя съем.

— Не ешь меня, косолапый! Я тебе песенку спою, — сказал колобок и запел:

Я Колобок, Колобок!

Я по коробу скребен,

По сусеку метен,

На сметане мешон,

Да в масле пряжон,

На окошке стужон;

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от зайца ушел,

Я от волка ушел,

И от тебя, медведь, не хитро уйти!

И опять укатился, только медведь его и видел!

Катится, катится «колобок, а навстречу ему лиса:

— Здравствуй, колобок! Какой ты хорошенький. Колобок, колобок! Я тебя съем.

— Не ешь меня, лиса! Я тебе песенку спою, — сказал колобок и запел:

— Я Колобок, Колобок!

Я по коробу скребен,

По сусеку метен,

На сметане мешон,

Да в масле пряжон,

На окошке стужон;

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от зайца ушел,

Я от волка ушел,

И от медведя ушел,

А от тебя, лиса, и подавно уйду!

— Какая славная песенка! — сказала лиса. — Но ведь я, колобок, стара стала, плохо слышу; сядь-ка на мою мордочку да пропой еще разок погромче.

Колобок вскочил лисе на мордочку и запел ту же песню.

— Спасибо, колобок! Славная песенка, еще бы послушала! Сядь-ка на мой язычок да пропой в последний разок, — сказала лиса и высунула свой язык; колобок прыг ей на язык, а лиса — ам его! И съела колобка…

А теперь давайте покажем нашу работу другой группе. Инсценируем сказку с героями, которые у нас получились.

Инсценировка сказки….

Просмотр сказки другой группы.

Вспоминают технику безопасности













Разбирают героев сказки

Определяют, что за сказка












































Приступают к практическому заданию

Один из группы рассказывает сказку



































































































Инсценируют сказку сделанными героями

Итоговый этап

5 мин

Вот и подошло наше занятие к концу.

Давайте расскажем секреты изготовления наших кукол расскажите с каким материалом вы работали?

С какими проблемами вы столкнулись? Трудно ли вам было выполнять данную куклу?

Расскажите свои эмоции от этого занятия.

Что больше запомнилось с сегодняшнего занятия?


Спасибо за вашу активность, до новых встреч, до свидания.

Проводят рефлексию, рассказывают свои эмоции.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!