Организационный этап 10-15 мин. Приветствие Актуализация знаний Слайд 1 Слайд 2 Слайд 3 слайд 4 слайд 5 слайд 6 слайд 7 слайд 8 слайд 9 слайд 10 Подведение к теме занятия Слайд 11 Слайд 12 | В классе разложены разные куклы (пальчиковые куклы, перчаточные куклы, куклы из ложек, стоит импровизированная ширма) - Здравствуйте, ребята. Сегодня мы проведем для вас занятие. Меня зовут Вероника, а меня Ксения. Оглянитесь вокруг себя, что вы видите? Как вы думаете, о чем сегодня мы будем разговаривать? Давайте вспомним, что вы проходили на прошлом занятии? А кто-нибудь из вас может вспомнить, что такое театр? Если затрудняются дать определение мы его повторяем. Театр – место для зрелищ. Театр – род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актёров перед публикой. А кто из вас помнит виды театральных кукол? ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ ВЕРХОВЫЕ КУКЛЫ ТЕНЕВЫЕ КУКЛЫ МАРИОНЕТКИ КУКЛЫ-АВТОМАТЫ КУКЛЫ-ВЕЛИКАНЫ На прошлом занятии вы узнали, что такое перчаточные куклы. Подойдите к столу и выберете себе по одной кукле, вспомните как правильно их надевать. Наденьте себе на руку и сейчас под музыку мы с вами пройдемся и устроим так называемый показ мод кукол. На указательный палец одевается голова. На средний и большой – руки или лапы игрушки. Остальные пальцы кукловода прижаты к ладони. Звучит песня «Дудки». - спасибо присаживайтесь. А теперь давайте проверим вашу сообразительность и логику. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Что вы на нем видите? Как вы думаете, о чем сегодня мы будем с вами разговаривать? Что эти изображения могут значить? Сегодня мы с вами будем узнавать, что такое пальчиковые куклы и куклы из ложек. | Приветствуют педагогов. Отвечают на вопросы Вспоминают определение слова театр Называют виды театральных кукол Выбирают себе куклы, надевают на руку и проходят с ними под музыку, устраивая так называемый показ мод кукол. Рассаживаются на места Палец, ложку Предполагают, что это может значить |
Основной этап 20-25 мин. Знакомство с куклами из пластиковых ложек Знакомство с пальчиковыми куклами слайд 15 Знакомство с видами пальчиковых кукол Слайд 16 Просмотр видео Слайд 17 | Куклу можно изготовить из любых подручных материалов. Это могут быть носки, перчатки, бумага, пластиковая посуда, шпажки, ткань и многое другое. Часть Ксении Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые талантливые творцы кукол – это ?(отвечают ДЕТИ). Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Встаю за ширму и достаю куклу (Ой, привет ребята, я театральная кукла, а попробуйте угадать из чего же я сделана) -Дети дают ответ из ложки . Правильно ребята, один из моих любимых видов театра – «Театр ложек» Есть несколько вариантов данного театра 1 сказка на деревянных ложках, 2 кукла на деревянной заготовке, 3 кукла на одноразовой ложке. Наиболее доступный и бюджетный из них – куклы на одноразовых ложках. Использование пластиковых ложек в театрализованной деятельности позволяет в короткий срок подготовить необходимый материал для работы. Для этого не надо больших материальных затрат. Использовать можно любые подручные средства: цветную бумагу, нитки, кусочки ткани, и т.д. Творческий процесс изготовления стимулирует воображение, раскрывает творческий потенциал. Это увлекательное и радостное времяпровождение. -А как вы думаете, кто был первее пластиковой ложки? (Деревянная) -Правильно деревянная ложка появилась намного раньше пластиковой. Мамы делали кукол из деревянных ложек для своих детей, они рассказывали им сказки и показывали небольшие представления. А давайте сейчас я покажу, как завязывали платочки, один из желающих может тоже выйти и повторить. Видео https://www.youtube.com/watch?v=XCWeo15kczk - Знаете, а мне вот нравится другой вид кукол. Он не менее интересный и тоже совсем не сложный. Это пальчиковые куклы. Это и куклы- наперстки, шляпки, перстни, куклы, надевающиеся на весь палец, куклы-конусы и цилиндры. С ними можно играть не только в школьном театре или дома, можно взять их в дорогу, а маленьким деткам они могут понравится тем, что их можно взять даже на прием к врачу. Обычно, пальчиковые игрушки очень маленькие по размеру – не больше 7-10 см. Миниатюрные фигурки надеваются на пальчик. О положительном влиянии пальчиковых игр на развитие головного мозга было известно еще в Древнем Китае во втором веке до нашей эры. Сегодня психологи и логопеды уверены, что развитие мелкой моторики благотворно сказывается не только на развитии речи ребенка, умственных способностях, расширении кругозора и фантазии. Давайте еще раз перечислим чем полезны пальчиковые куклы? А как вы думаете из чего можно сделать пальчиковых кукол? Виды: Пальчиковый театр из бумаги. Пожалуй, самый простой вид пальчикового театра, который можно сделать. Как думаете, что может быть не так в этом виде пальчиковой куклы? Может есть какой-нибудь недостаток? Недостатком такого вида кукол является их недолговечность. За счет своей облегченности данный вид пальчикового театра рекомендуется использовать на начальном этапе работы с детьми всех возрастных групп. Может мы вами можете предположить какие еще могут быть виды таких кукол? Пальчиковый театр из ткани. Такой театр можно приобрести в магазинах. Также его можно сделать своими руками, но предварительно заготовив выкройку. За счет материала является весьма функциональным. Пальчиковый театр из бросового и природного материала. Еще один вид простого в изготовлении пальчикового театра. Материалом могут послужить различные стаканчики, кусочки ткани, нитки, пуговицы, пластмассовые ложки и вилки и т.д. Изготовить такой театр можно вместе с детьми, предварительно заготовив материал. Необходимое условие: безопасность используемого материала. Деревянный пальчиковый театр. Приобрел широкое распространение в различных интернет — магазинах. Производители упаковывают такой театр в разнообразные «коробочки», соответствующие тематике того или иного произведения. Фигурки могут быть использованы и в качестве настольного театра. Вязанный пальчиковый театр. Один из самых долговечных и удобных в использовании видов пальчикового театра. Основное условие: владение навыками вязания, а также наличие определенных схем для вязания того или иного персонажа. Пальчиковый театр из шерсти, сваленной методом фильцевания, и ткани. Фильцевание или сухое валяние – это процесс изготовления изделий при помощи специальных игл, которые перемешивают и спутывают волокна шерсти. Сухое валяние подходит для создания объемных изделий: игрушек, декоративных фигурок, авторских кукол, нанесения рисунков на фетр и войлок. Какой вид вас больше заинтересовал? Как думаете сложно таких кукол делать? Такую куклу можно сделать даже из обрезков резиновой перчатки. А сейчас давайте посмотрим видео с примерами пальчиковых кукол. https://youtu.be/n8aV0mdwjoM Каких кукол вы увидели в этом видео? Какие вам запомнились, понравились? а теперь давайте немного передохнем и проведем физ. Минутку. Встаньте рядом со своими местами и повторяйте за нами. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Я пришел в театр с утра. (дети шагают на месте) Закружилась голова. (круговые движения головой) Здесь актёры – там и тут (наклон головы вперёд, назад, вправо, влево) Все меня к себе зовут. (рукой «зовёт» к себе) Одному я подмигнул, (подмигивают) Он мне – головой мотнул. (наклон головы и туловища вперёд) Посмотрел другому вслед (вытянуться на носочки, руку держа не уровне бровей, глядя в даль) Тот актёр мне шлёт привет. (помахать левой рукой) -С давних пор кустари делали ложки, чашки и другую посуду из дерева. Чтобы вырезать ложку, надо было отколоть от бревна чурку – баклушу. Заготовлять баклуши поручалось подмастерьям: это было легкое, пустячное дело, не требующее особого умения. Готовить такие чурки и называлось «баклуши бить». А мы с вами, будем выполнять легкую работу, но интересную и красивую. А теперь мы предлагаем вам поделиться на 2 равные группки и сесть за столы, для того чтобы самим попробовать изготовить куклы. А разделимся мы таким образом из мешочка каждый вытянет одну бумажку, на них будет что-то нарисовано. Те, у кого одинаковый рисунок объединяются в одну команду. | Просмотр видео Отвечают на вопрос: развивают моторику, воображение, удобные в использовании, компактные, … Размышляют Отвечают на вопрос Размышляют Отвечают на вопрос Размышляют предполагают Отвечают на вопросы Смотрят видео Отвечают на вопросы Повторяют движения Делятся на группы, рассаживаются по местам |
Практическая часть 40 мин Техника безопасности Рассматривание образца Информация о материале. Порядок изготовления Выполнение работы | Перед тем как начать выполнять работу давайте вспомним про технику безопасности. Какие правила ТБ вы помните? Клеем не балуемся, после каждого использования закрываем крышку. Пользуемся клеем аккуратно, не забываем о том, что он токсичен. Не нужно его нюхать, проверять на пальцах и т.д. ножницы кладем в закрытом виде перед собой. Друг друга стараемся не отвлекать, острыми предметами пользуемся аккуратно. Друг друга ничем не тыкаем. Фломастеры за собой закрываем и складываем на место. Смотрите какой герой у меня есть. Сейчас вы будете изготавливать каждый свою фигурку-куклу. Знаете, что это за материал? Это фоамиран. Фоамиран – пластичная замша, выпускающаяся в виде листа и отличающаяся мягкостью. Особенности материала позволяют использовать его в разных видах рукоделия. С его помощью можно создавать разнообразный объемный декор: цветы, гирлянды, различные аксессуары для декора. В нашем случае это будет кукла. Еще можно сказать про фоамиран, что это легкий и неприхотливый в хранении материал. Работать с ними очень просто. Фоамиран не токсичен, безвредный для организма и окружающей среды, легко моется, воду не впитывает. Его можно красить, тем самым создавать и применять в своих работах, новые цветовые гаммы. Отличный материал для творчества, как взрослым, так и детям. Легко режется, очень пластичный. Готовые изделия на вид можно принять за полимерную глину. Нет острых краёв. Готовое изделие не мнётся, а при необходимости легко поправляется, лишь немного предварительно разогрев листик, подержав его возле утюга. Но если его перегреть, то он уменьшиться в размере. И желательно сильно не растягивать, иначе материал порвется. Эластичность и относительная прочность обуславливается тем, что в его состав входит винилацетат и этилен. Для склеивания элементов подойдёт клей с сильной фиксацией. Перед вами лежат файлы, каждый возьмите себе по одному из них. В каждом файле лежат шаблоны героев одной всем известной сказки, посмотрите и попробуйте догадаться, что это за сказка. (колобок). Так же в файле лежат уже нужные вам кусочки фоамирана. Теперь отложите в сторонку и посмотрите на меня, берем шаблон и кусок фоамирана, обводим все детали, вырезаем, накладываем и затем склеиваем между собой. Клей используем экономно. В последнюю очередь приклеиваем колечко для пальца. Затем, начинаем рисовать недостающие детали, личико, шерсть, руки, ноги и др. Если будут вопросы можете смело их задавать. А пока вы выполняете работу, давайте вспомним эту сказку, а потом в конце поставим мини-спектакль для другой группы. Кто-нибудь хочет рассказать эту сказку? Происходит выполнение работы. Сказка: Жил-был старик со старухою. Просит старик: — Испеки, старуха, колобок! — Из чего печь — то? Муки нету, — отвечает ему старуха. — Э — эх, старуха! По коробу поскреби, по сусеку помети; авось муки и наберется. Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки пригоршни с две. Замесила на сметане, изжарила в масле и положила на окошечко постудить. Колобок полежал — полежал, да вдруг и покатился — с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца — на двор, со двора за ворота, дальше и дальше. Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц: — Колобок, колобок! Я тебя съем. — Не ешь меня, косой зайчик! Я тебе песенку спою, — сказал колобок и запел: Я Колобок, Колобок! Я по коробу скребен, По сусеку метен, На сметане мешон, Да в масле пряжон, На окошке стужон; Я от дедушки ушел, Я от бабушки ушел, И от тебя, зайца, не хитро уйти! И покатился себе дальше; только заяц его и видел! Катится колобок, а навстречу ему волк: — Колобок, колобок! Я тебя съем! — Не ешь меня, серый волк! Я тебе песенку спою, — сказал колобок и запел: Я Колобок, Колобок! Я по коробу скребен, По сусеку метен, На сметане мешон, Да в масле пряжон, На окошке стужон; Я от дедушки ушел, Я от бабушки ушел, Я от зайца ушел, И от тебя, волка, не хитро уйти! И покатился себе дальше; только волк его и видел! Катится колобок, а навстречу ему медведь: — Колобок, колобок! Я тебя съем. — Не ешь меня, косолапый! Я тебе песенку спою, — сказал колобок и запел: Я Колобок, Колобок! Я по коробу скребен, По сусеку метен, На сметане мешон, Да в масле пряжон, На окошке стужон; Я от дедушки ушел, Я от бабушки ушел, Я от зайца ушел, Я от волка ушел, И от тебя, медведь, не хитро уйти! И опять укатился, только медведь его и видел! Катится, катится «колобок, а навстречу ему лиса: — Здравствуй, колобок! Какой ты хорошенький. Колобок, колобок! Я тебя съем. — Не ешь меня, лиса! Я тебе песенку спою, — сказал колобок и запел: — Я Колобок, Колобок! Я по коробу скребен, По сусеку метен, На сметане мешон, Да в масле пряжон, На окошке стужон; Я от дедушки ушел, Я от бабушки ушел, Я от зайца ушел, Я от волка ушел, И от медведя ушел, А от тебя, лиса, и подавно уйду! — Какая славная песенка! — сказала лиса. — Но ведь я, колобок, стара стала, плохо слышу; сядь-ка на мою мордочку да пропой еще разок погромче. Колобок вскочил лисе на мордочку и запел ту же песню. — Спасибо, колобок! Славная песенка, еще бы послушала! Сядь-ка на мой язычок да пропой в последний разок, — сказала лиса и высунула свой язык; колобок прыг ей на язык, а лиса — ам его! И съела колобка… А теперь давайте покажем нашу работу другой группе. Инсценируем сказку с героями, которые у нас получились. Инсценировка сказки…. Просмотр сказки другой группы. | Вспоминают технику безопасности Разбирают героев сказки Определяют, что за сказка Приступают к практическому заданию Один из группы рассказывает сказку Инсценируют сказку сделанными героями |