СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Куклы: Масленица, Мартовка

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Куклы: Масленица, Мартовка»

Технологическая карта занятия.

1

Тема занятия

«Изготовление «Куклы-масленица»

2

Форма проведения урока

Творческая-мастерская

3

Цель работы

мастерской

Изготовить куклу-масленицу, ознакомление с историей русского народного праздника «Масленица».

4

Задачи

  • Мотивировать обучающихся на изучение традиций русской народной культуры;

  • Проанализировать технологию изготовление куклы Масленица;

  • Формирование умения работать индивидуально и в группе;

  • Прививать практические навыки работы с тканью.

5

Тип занятия

Урок открытия нового знания

6

Планируемые результаты

Предметные:

- умение анализировать технологию изготовления куклы;

- умение грамотно организовывать индивидуальную и групповую деятельность.

Метапредметные результаты:

- умение выстраивать и обосновывать теоретические аспекты изучаемого материала через построение коммуникативного диалога: учитель – обучающийся, обучающийся - обучающийся;

- умение спланировать этапы технологии куклы Масленица на основе наглядных образцов;

- овладеть технологией изготовления куклы с использованием разных материалов.

Личностные результаты:

- создание авторской куклы своими руками.

7

Оборудование, пособия, материалы для учителя

Презентация, телевизор, картинки кукол, книги с изображением кукол.

8

Методы

  • словесный метод (диалог, беседа, объяснение);

  • наглядный метод (презентация праздника «Масленица», демонстрация изготовления куклы);

9

Материалы для обучающихся

Пряжа для вязания, лоскутки разноцветной ткани, тесьма, лента, карандаш, бумага, ножницы, вата, нитка,

















Ход занятия.

Этап урока

Методы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные УУД

1.Организационный

Само- и взаимо-диагностика






Приветствие

Здравствуйте ребята! Здравствуйте, уважаемые гости. Я рада всех вас видеть на занятии, и, надеюсь, что мы все будем дружно работать.

Проверка готовности к уроку

- Чтобы проверить, готовы ли вы к уроку давайте сыграем в одну игру:

- Если я произнесу название инструмента, вы хлопаете в ладоши, а если услышите названия материалов - топайте ногами. Начнем.

Ткань, бумага, ножницы, игла, проволока, вязаная пряжа, карандаш.

Приветствуют учителя и гостей.



Проверяют готовность к занятию.

Играют в игру.

Личностные:

самоопределение;

Коммуникативные:

планирование совместного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Регулятивные:

умение организовывать свое рабочее место.

2. Актуализация

Индивидуальная и коллективная проектная деятельность

Индивидуальные проектные задания для создания диалоговой ситуации.

- Ребята я для вас одно прочту стихотворение и вы с помощью этого стихотворения должны узнать сегодняшнюю нашу тему.

- «Нынче проводы зимы

С пирогами да блинами,

В шуме милой кутюрьмы.

С горки саночки летят, очи девичьи горят,

Песни, пляски и гулянья

Уж который день подряд.

Молодым искать не лень

Нареченных целый день:

Женихов – девчатам

И невест – ребятам,

А у тещи на блинах

Зять довольно крякнул: - Ах!

Съел, наверно, штук под сорок –

То-то праздничный размах!

Это - ______________?»

- Основываясь в приведенном стихотворении, ответьте пожалуйста, о каком празднике идет речь?

- Тогда как вы думаете, какая наша сегодняшняя тема?

- Да он рассказывает о народном русском празднике «Масленица».

- Масленица – это праздник, который возвещает об окончании зимы и начале весны.

- Масленицу отмечают целую неделю – с понедельника по воскресенье – и неделя называется «Масленичная».



Аргументация своей точки зрения.

Регулятивные:

- целеполагание;

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Познавательные:

- самостоятельное выделение (формулирование) познавательной цели.

3. Освоение нового материала

Исследовательская деятельность


Самостоятельное изучение технологии

Задания для возникновения художественного мышления:

- Для того чтобы вы еще больше погрузились в атмосферу праздника давайте посмотрим презентацию «Масленица».

Слайд 2. Масленица – это старинный славянский праздник – проводы зимы, во время которого пекут блины и устраивают различные увеселения. Длился он целую неделю: ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, пляски, песни. В народе его величали широкой Масленицей. Главное угощение праздника — это блины, древний языческий символ возврата к людям солнца и тепла.

Слайд 3. В древности Масленица была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков. Масленица долгое время была встречей Нового года!

Слайд 4. Понедельник — встреча. Делали куклу — Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.
Вторник — заигрыш. Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища и потехи.

Среда — лакомка. Начинали кататься с гор взрослые. С этого дня по деревне катались на тройке с бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами.
Четверг — широкий, разгуляй-четверток. В этот день было больше всего развлечений.
Гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.

Пятница — тещины вечерки. На тещины вечерки зятья угощали своих тещ
блинами. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к горке. Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка, чтобы узнать: добрая ли хозяйка из нее выйдет.
Суббота — золовкины посиделки. В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и потчевали их угощением. Велись разговоры о житье-бытье, мирились, если до этого в ссоре находились. Вспоминали и умерших родственников, говорили о них хорошие и добрые слова.
Воскресенье — прощенный день. Это были проводы Масленицы. В поле раскладывали костер из соломы и сжигали куклу с песнями. Пепел разбрасывали пополю, чтобы наследующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше.

- Главное угощение праздника?

- Что с собой олицетворял этот праздник?

- В древней Руси как называли Масленицу в народе?

- Как вы думаете, в древности для чего использовались куклы?

- Ребята сейчас мы поиграем в одну замечательную игру.

- Давайте разделимся на две группы.

- Та группа, которая больше знает пословиц и поговорок о празднике Масленица та и выигрывает игру.

- Готовы? Поехали

Реализация исследовательской деятельности






































































Называют различные пословицы, поговорки о масленице


Личностные:
- умение визуально воспринимать информацию

Познавательные:

- развитие операций мышления, построение логической цепи рассуждения;

- упорядочение объектов по выделенному основанию;

Регулятивные:

- планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

4. Закрепление знаний

Поэтапное формирование практических действий

Коллективное выполнение задания.

- В практической части нашего занятия мы будем учиться изготавливать «Куклу-масленицу»

- Ребята, а давайте вместе вспомним правила работы с ножницами. Отвечайте по одному, не выкрикивайте, для ответа поднимите руку.

- А сейчас приступим к изготовлению «Куклы-масленицы».

- Когда мастер приступает к работе, превращая материалы в изделия, он выполняет технологические операции в определенном порядке. Давайте повторим эти операции.

1. Определить замысел (кукла- Масленица)

2. Выбрать материалы, инструменты.

Нам понадобятся: кусочки ткани, ножницы, палочка, вата, пряжа, тесьма, лента.

3. Продумать конструкцию изделия.

4. Изготовление изделия

5. Наметить композицию отделки изделия.

- А для того чтобы в нашем классе парила праздничная атмосфера включу композицию «Времена года» П.И. Чайковского.

- Наша работа будет состоять из нескольких этапов:


Этапы изготовления:

  1. Делаем головку куколке. Берём квадратный лоскут ткани. Из кусочка ваты скатываем шарик.

  2. Шарик из ваты обтягиваем тканью, надеваем на палочку и привязываем нитью. При изготовлении обережных кукол нитку оборачиваем дважды, а затем затягиваем на узел.

3. К палочке привязываем пучок лыка.

4. Для рук берём пучок лыка и обвязываем его с двух сторон нитью.

5. Оборачиваем руки из лыка тканью.

6. Перевязываем руки с двух сторон ниткой.

7. Привязываем руки ниткой крест - накрест к телу «Масленицы».

8. Делаем грудь нашей «Масленице». Для этого берём квадратный лоскут ткани. Скатываем комочек из ваты.

9. Комочек из ваты обтягиваем тканью и перевязываем ниткой.

10. Привязываем грудь крест-накрест к телу «Масленицы».

11.Привязываем юбочку.

12. Рубашка. Для рубашки берём прямоугольный лоскут ткани. Делаем отверстие для головы и небольшой разрез спереди, чтобы прошла голова куколки. Рубашку надеваем на «Масленицу».

13. Рубашку под грудью перевязываем нитью.

14. Берём три яркие полоски ткани и заплетаем косу.

15. Концы косы обматываем, закрепляем ниткой.

16. Косу укладываем вокруг головы «Масленицы». Повязываем платок.

17. Привязываем передник. Повязываем

18. Каждый родственник в семье может дать «Масленице» задание на год. Для этого на ручках куколки завязываем ленточки. 

- Ребята посмотрите, какая красивая Масленица получилась. Яркая, разноцветная, веселая, как и сам праздник.

- А вы знаете, дети на праздник не только водили хоровод, но и заклички кричали, песни пели.

- Все дружно повторяем за мной.

«Широкая масленица,

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся!

Масленица, Масленица,

Блинами попеканщица,

Приходи раненько,

Встретим хорошенько,

Сыром, маслом и блином

И румяным пирогом».

- Вот, все молодцы!

Составление алгоритма решения практической задачи.

Обсуждение технологии изготовления куклы.







Самостоятельная работа – изготовление «куклы-масленицы».



























































Повторяют закличку.






Познавательные:

- закрепление полученных знаний;

Личностные:

- умение самостоятельно справляться с поставленными задачами;

- самоконтроль;

Регулятивные:

- осуществление контроля и оценки процесса и результата своей деятельности;

5. Рефлексия

Само- и взаимодиагностика. Подведение итогов.

- Наше занятие подходит к концу.

- Много ли нового вы сегодня узнали?

- Что больше всего вам понравилось на занятии?

- Теперь вы сами можете дома сделать такие куклы и подарить друзьям, родственникам.

- Оцените свою работу. Если вы довольны своей работой на уроке и результатом своего труда – похлопайте себе.

- Сейчас поиграем с вами игру «Бубенцы».

- Это старая русская игра. Играющие встают в круг. На середину выходят двое детей – один с бубенцом или колокольчиком, а другому завязывают глаза.

Все остальные поют:

«Трынцы-брынцы, бубенцы,

Раззвонились удальцы:

Диги-диги-диги-дон,

Отгадай, откуда звон?»

После этих слов «жмурка» должен по звуку бубенца догадаться и поймать увертывающегося от него участника с бубенцом. Когда участник с бубенцом пойман ,он становится «жмуркой», а предыдущий «жмурка» превращается в обычного игрока.

- Спасибо ребята за прекрасный праздник! Но он не закончился. Ваши родители подготовили для нас вкусный подарок. Они пришли к нам не с пустыми руками, а самым главным атрибутом Масленицы с солнечными блинами. Чаепитие всем классом и родителями.

Использование полученных знаний.

Самоанализ проделанной работы.













Играют в игру.












Подготовка к чаепитию

Личностные:

- умение проводить самоанализ и самооценку действий




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!