ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. НОВОЕ УСМАНОВО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КАМЫШЛИНСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
РАССМОТРЕНО Руководитель МО / Протокол № 1 от «28» июня 2021 г. | ПРОВЕРЕНО Зам. директора / | УТВЕРЖДЕНО Директор ГБОУ СОШ с. Новое Усманово / Маннапова Г.К./ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности
«Жизнь ученических сообществ»
Уровень программы основное общее образование
11 класс
Новое Усманово 2021
Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями и дополнениями от 31.12.2015 № 1577) к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебным предметам «Русский язык» , входящим в предметную область «Русский язык и литература», а также концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Нормативно-правовую и методическую основу изучения русского языка при получении основного общего образования составляют:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями).
Программа воспитания (проект) от 11 декабря 2020 года.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 11 декабря 2020 г. №712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 декабря 2020 г., регистрационный №61828) (далее – Приказ №712) внесены изменения в федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся.
Приказ №712 вступил в силу 8 января 2021 года.
Учебный план основного общего образования ГБОУ СОШ с. Новое Усманово на 2021-2022учебный год.
Программа воспитания ГБОУ СОШ с. Новое Усманово на 2021-2022 учебный год.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы воспитания и социализации учащихся являются Закон «Об образовании», федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.
Организация жизни ученических сообществ является важной составляющей внеурочной деятельности, направлена на формирование у обучающихся российской гражданской идентичности и таких компетенций, как:
- компетенция конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством;
- социальная самоидентификация обучающихся посредством личностно значимой и общественно приемлемой деятельности, приобретение знаний о социальных ролях человека;
- компетенция в сфере общественной самоорганизации, участия в общественно значимой совместной деятельности.
Организация жизни ученических сообществ происходит:
- в рамках внеурочной деятельности в ученическом классе, общешкольной внеурочной деятельности, в сфере школьного ученического самоуправления, участия в детско-юношеских общественных объединениях, созданных в школе и за ее пределами;
- через приобщение обучающихся к общественной деятельности и школьным традициям, участие обучающихся в деятельности производственных, творческих объединений, благотворительных организаций;
- через участие в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения, в благоустройстве школы, класса, села, в ходе партнерства с общественными организациями и объединениями.
Организация жизни ученических сообществ может осуществляться в рамках двух форматов: «Фестиваль фестивалей» (представления, дискуссии, выставки, другие локальные и массовые формы организации совместной деятельности учащихся); «Демократический проект» (формирование инициативных групп и разработка ими проектов организации жизни ученических сообществ; совместная подготовка, проведение коллективн
Необходимость создания программы связано с ранним обучением жизненно важным навыкам, которые заложат основные знания и навыки безопасного поведения, здорового образа жизни, поспособствуют положительным межличностным отношениям и умению вести ответственность за свои действия, решать проблемы, критически мыслить, справляться с эмоциями и стрессом.
Программой предусмотрена тесная связь внеурочных занятий школьников различным учебным предметам и семейным воспитанием. Программа предполагает привлечение родителей и других членов семей учащихся к проведению праздников, коллективных творческих дел.
Цель данной программы состоит в обеспечении целостного подхода к воспитанию и развитию личности ученика, в создании основы для сознательного, обдуманного управления его развитием с учётом возрастных изменений.
Задачи программы:
1. Сформировать общечеловеческие ценности, добродетели: любовь к ближнему, сострадание, справедливость, гражданственность, веру в прекрасное, ответственность, этическую культуру, нравственные устои.
2 Сформировать человеческие устои, понимание добра и зла.
3 Ориентироваться в обществе, сформировать культуру общения.
Планируемые результаты освоения обучающимися курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
умение принимать и фиксировать решения по всем вопросам группового обсуждения, фиксируя особое мнение;
умение анализировать своѐ выступление с целью убеждения, что коллеги по группе поняли предложенную идею;
умение договариваться о процедуре и вопросах для обсуждения в группе в соответствие с поставленной целью;
Метапредметные результаты:
умение выбирать адекватный способ разрешения проблемы из предложенных и ставить цель;
умение осуществляет контроль своей деятельности;
умение выбирать способ разрешения школьных проблем в соответствие с критериями и ставить цель;
умение планировать осуществления контроля своей деятельности.
Содержание программы Тема №1. Вводное занятие.
Знакомство с группой и программой. Игры на знакомство.
Тема №2. Ученическое самоуправление.
Правовые основы деятельности ученического самоуправления. Структура органов ученического самоуправления в ГБОУ гимназии г. Сызрани.
Тема №3. Лидер.
Основные качества и способности лидера. Проработка некоторых лидерских качеств.
Тема №4. Самопрезентация.
Основы самопрезентации. Как преодолеть свою застенчивость. Тренинг «Успешная самопрезентация».
Тема №5. Общение.
Деловое общение. Барьеры в общении. Развитие уверенности в себе. Приемы расположения к себе. Развитие навыков уверенного отказа. Ролевые игры, тренинги: «Прием на работу», «Мои сильные и слабые стороны», «Комплимент».
Тема №6. Команда лидера.
Алгоритм создания команды. Тренинг «Создай команду».
Тема №7. Коммуникативные качества. Самооценка.
Как повысить самооценку. Упражнения на повышение самооценки.
Тема №8. Конфликт.
Управление конфликтом. Спор – его цели и стратегии. Тренинг «Конфликт и пути его разрешения».
Тема №9. Виды и формы КТД.
Технология КТД. КТД-тренинги «Геометрическая фигура», «Номера».
Тема №10. Разработка КТД для младших школьников «Мы – лидеры!». Подготовка к проведению КТД «Мы – лидеры!». Проведение КТД для младших школьников
Тема №11. Ученическое самоуправление в России и за рубежом.
Общественные детско- юношеские объединения. Подготовка рефератов, презентаций.
Тема №12. Практикум «Оценим себя реально». Анализ результатов.
Тема №13. Итоговая игровая диагностика, направленная на выявление лидеров в группе.
Подведение итогов.
Формы работы:
-Деловые и ролевые игры.
-Упражнения на взаимодействия в группе.
-Тренинги.
-Творческие задания.
-Проигрывание ситуаций.
-Дискуссии.
-Экспресс тесты и опросы.
-КТД.
-Беседы.
Виды деятельности: Социальное творчество.
Тематическое планирование
№ | Тема | Общее количество часов | В том числе |
Теория | Практика |
1. | Вводное занятие. Знакомство с группой и программой. Игры на знакомство. | 2 | 1 | 1 |
2. | Ученическое самоуправление. Правовые основы деятельности ученического самоуправления. Структура органов ученического самоуправления в ГБОУ гимназии г. Сызрани | 2 | 2 | 0 |
3. | Лидер. Основные качества и способности лидера. Проработка некоторых лидерских качеств. | 4 | 2 | 2 |
4. | Самопрезентация. Основы самопрезентации. Как преодолеть свою застенчивость. Тренинг «Успешная самопрезентация». | 3 | 1 | 2 |
5. | Общение. Деловое общение. Барьеры в общении. Развитие уверенности в себе. Приемы расположения к себе. Развитие навыков уверенного отказа. Ролевые игры, тренинги: «Прием на работу», «Мои сильные и слабые стороны», «Комплимент» | 4 | 2 | 2 |
6. | Команда лидера. Алгоритм создания команды. Тренинг «Создай команду». | 2 | 1 | 1 |
7. | Коммуникативные качества. Самооценка. Как повысить самооценку. Упражнения на повышение самооценки. | 3 | 1 | 2 |
8. | Конфликт. Управление конфликтом. Спор – его цели и стратегии. Тренинг «Конфликт и пути его разрешения» | 2 | 1 | 1 |
9. | Виды и формы КТД. Технология КТД. КТД- тренинги «Геометрическая фигура», «Номера». | 4 | 1 | 3 |
10. | Разработка КТД для младших школьников «Мы – лидеры!». Подготовка к проведению КТД «Мы – лидеры!». Проведение КТД для | 3 | 1 | 2 |
| младших школьников. | | | |
11. | Ученическое самоуправление в России и за рубежом. Общественные детско- юношеские объединения. Подготовка рефератов, презентаций. | 2 | 1 | 1 |
12. | Практикум «Оценим себя реально». Анализ результатов. | 1 | 0 | 1 |
13. | Итоговая игровая диагностика, направленная на выявление лидеров в группе. Подведение итогов. | 2 | 0 | 2 |
ИТОГО | 34 | 14 | 20 |
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности
№ | Дата | Тема занятия | Воспитательный потенциал урока | Колич ество часов |
| | Вводное занятие – 2 часа |
1. | сертябрь | Вводное занятие. Знакомство с группой и программой. | установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности | 1 |
2. | | Игры на знакомство. | | 1 |
| Ученическое самоуправление – 2 часа |
3. | | Ученическое самоуправление. Правовые основы деятельности ученического самоуправления. | | 1 |
4. | | Структура органов ученического самоуправления ГБОУ гимназии г. Сызрани. | | 1 |
| Лидер – 4 часа |
5. | | Лидер. | побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации | 1 |
6. | | Основные качества и способности лидера. | | 1 |
7. | | Проработка некоторых лидерских качеств. | | 1 |
8. | | Проработка некоторых лидерских качеств. | | 1 |
| Самопрезентация – 3 часа |
9. | | Самопрезентация. Основы самопрезентации. | | 1 |
10. | | Как преодолеть свою застенчивость. | | 1 |
11. | | Тест «Успешная самопрезентация» | | 1 |
| Общение – 4 часа |
12. | | Общение. Деловое общение. Барьеры в общении. | привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения | 1 |
13. | | Развитие уверенности в себе. Приемы расположения к себе. | | 1 |
14. | | Развитие навыков уверенного отказа. | | 1 |
15. | | Ролевые игры, тренинги: «Прием на работу», «Мои сильные и слабые стороны», «Комплимент» | | 1 |
| Команда лидера – 2 часа |
16. | | Команда лидера. Алгоритм создания команды. | | 1 |
17. | | Тренинг «Создай команду» | | 1 |
| Коммуникативные качества, самооценка – 3 часа |
18. | | Коммуникативные качества. Самооценка. | | 1 |
19. | | Как повысить самооценку. | | 1 |
20. | | Упражнения на повышение самооценки. | | 1 |
| Конфликт – 2 часа. |
21. | | Конфликт. Управление конфликтом. Спор – его цели и стратегии. | использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности | 1 |
22. | | Тренинг «Конфликт и пути его разрешения». | | 1 |
| Виды и формы КТД – 4 часа |
23. | | Виды и формы КТД. | | 1 |
24. | | Технология КТД. | | 1 |
25. | | КТД-тренинг «Геометрическая фигура» | | 1 |
26. | | КТД-тренинг «Номера» | | 1 |
| Разработка КТД – 3 часа |
27. | | Разработка КТД для младших школьников «Мы – лидеры!» | | 1 |
28. | | Подготовка к проведению КТД для младших школьников «Мы – лидеры!» | применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий | 1 |
29. | | Проведение КТД для младших школьников. | | 1 |
| Ученическое самоуправление в России и за рубежом – 3 часа |
30. | | Ученическое самоуправление в России и за рубежом. | | 1 |
| | Общественные детско-юношеские организации. | |
31. | | Подготовка рефератов, презентаций. | 1 |
Практикум «Оценим себя реально» - 1 час |
32. | | Практикум «Оценим себя реально». Анализ результатов. | 1 |
Итоговая игровая диагностика – 2 часа |
33. | | Итоговая игровая диагностика, направленная на выявление лидеров в группе. | 1 |
34. | | Подведение итогов. | 1 |