Внеурочка «Работа с текстом» автор О.Н.Крылова 4 класс.
Планируемые результаты курса «Работа с текстом» 4 класс.
Личностными результатами изучения учебно-методического курса «Читаем вместе» в 4-м классе является формирование следующих умений:
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения учебно-методического курса «Читаем вместе» в 4 -м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к
тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметные результаты:
Ученик научится:
различать произведения фольклора и литературы; приводить примеры произведений национальной литературы и фольклора разных народов России; находить в них отражение нравственных ценностей (добро и зло, стремление к истине, Родина, планета Земля, народы и их культуры и др.), факты бытовой и духовной культуры;
соотносить прочитанные художественные тексты с произведениями других видов искусства. Различать художественные произведения и научно-популярные тексты;
владеть техникой (навыком) чтения вслух и про себя, читать бегло, со скоростью, позволяющей понимать прочитанное, правильно (без искажений), сознательно и выразительно (передавая своё отношение к читаемому, делая смысловые акценты, соблюдая паузы); в соответствии с учебной задачей обращаться к различным видам чтения (изучающее, выборочное, ознакомительное, просмотровое);
воспринимать фактическое содержание художественного, научно-популярного и учебного текстов, осмысливать, излагать фактический материал; отвечать на вопросы в устной и письменной формах, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к прочитанным произведениям, в том числе проблемного характера; участвовать в беседе по прочитанному. Различать автора произведения, его героя и того, кто о нём рассказывает, определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного произведения;
определять в произведении хронологическую последовательность событий, находить и самостоятельно составлять портретные характеристики персонажей, описание пейзажа, интерьера. Пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато), включая в свой ответ повествования, описания или рассуждения. Составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный);
характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам; устанавливать взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев. Сравнивать героев одного произведения и героев разных произведений по предложенным критериям, а также самостоятельно определять критерии для сравнения;
находить в тексте средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет, сравнение), понимать их роль в произведении; использовать в речи выразительные средства языка для передачи своих чувств, мыслей, оценки прочитанного;
объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст, с использованием словарей и других источников информации;
применять читательский опыт в речевой творческой деятельности: выразительно читать наизусть и участвовать в драматизации; создавать (и озаглавливать) собственный текст на основе прочитанных произведений (рассказ от имени одного из героев, с изменением лица рассказчика, с вымышленным продолжением, словесные иллюстрации), создавать произведения самостоятельно и по аналогии с прочитанными, на предложенную тему;
выбирать книги для самостоятельного чтения, владеть библиографической культурой; при выборе издания и в процессе чтения опираться на его аппарат (обложку, оглавление, аннотацию, предисловие, иллюстрации);
составлять аннотацию к прочитанной книге и краткий отзыв о произведении по заданному образцу;
самостоятельно определять источники и находить необходимую информацию в соответствии с учебной задачей.
Ученик получит возможность научиться:
соблюдать нормы родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
оценивать уместность использования слов в тексте;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Содержание курса
4 класс.
Восприятие на слух звучащей речи (высказываний собеседника, различных текстов). Цели высказывания, особенности (жанровые, стилистические). Главная мысль, тема, структура текста.
Чтение с установкой на смысловое чтение. Выразительное чтение небольшого текста: соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения, использование интонации, передающей отношение читающего к прочитанному произведению, и темпа чтения, при этом его замедление или ускорение в соответствии с речевой задачей и целями общения.
Прогнозирование содержания текста по заголовку, автору. Стили речи: художественный, учебный, научно-популярный. Сравнение художественных и научно-познавательных произведений.
Работа с учебными, познавательными текстами. (По материалам энциклопедии «Хочу всё знать» : «Сахар», «Язык-средство общения», «Экология», «Планеты»).
Особенности текстов разных типов, выполнение элементарного анализа. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
Работа с текстами художественного произведения: Г. Николаева «Ливень», Г. Скребицкого «Солнечный день в самом начале лета», К. Ушинского «Гнездо ласточки», А. Бострома «Кошка и еж», С.Аксакова «Осень», И.Соколова-Микитова «Клены», Р. Киплинга «Слоненок», А.Тихонова «Колибри», «Осень» по И.Соколову-Микитову, К.Ушинского «Четыре желания», «Жираф» (по Э. Бауэру), С. Михалкова «Жадный Заяц», И. Соколова-Микитова «Рябина», И. Дудникова «Весенняя вода», К. Ушинского «Утренние лучи», Е. Пермяка «Как Маша стала большой», С.Михалкова «Просчитался», В.Осеевой «Злая мать и добрая тетя», «Однажды в лесу» по Г.Скребицкому, П. Молчанова «Рыбалка», Г. Скребицкого «Художник-Осень».
Фактический уровень текста: тема, герои, заголовок, описания, время и место описанных событий; фрагмент текста, эпизод. Выборочный пересказ по заданному фрагменту, отбор слов и выражений в тексте, позволяющих составить рассказ.
Главная мысль, отношения автора к героям, поступкам, описанной картине. Сравнение героев, характеристика героев произведения (портрет, характер, поступки). Вопросы проблемного характера, на установление взаимосвязей.
Монологическое высказывание. Речевое высказывание: на заданную тему или поставленный вопрос. Передача прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Прямое и переносное значение слов. Работа со словарями.
Составление рассказа по рисункам и иллюстрациям. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанных текстов. Интерпретация текста литературного произведения: чтение по ролям, инсценирование; выразительное чтение.
Практическое освоение литературных понятий: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), тема, герой (его портрет, поступки); отношение автора к герою.
Учебно - тематическое планирование курса «Работа с текстом» 4 класс
№ п/п | Наименование темы. | Количество часов. |
1. | Текст-описание Г. Николаева «Ливень». | 1 |
2. | Текст-описание Г.Скребицкий «Солнечный день в самом начале лета». | 1 |
3. | Работа с текстом К.Ушинского «Гнездо ласточки». | 1 |
4-5. | Публицистический текст. Хочу всё знать. Сахар. | 2 |
6 | Повествовательный текст А.Бострома «Кошка и еж». | 1 |
7 | Текст-описание С.Аксаков «Осень». | 1 |
8-9. | Работа с текстом И.Соколова-Микитова «Клены». | 2 |
10 | Работа с текстом Р. Киплинга «Слоненок». | 1 |
11-12 | Публицистический текст Хочу всё знать. Язык- средство общения. | 2 |
13 | Работа с текстом-описанием А.Тихонова «Колибри». | 1 |
14. | Публицистический текст. Хочу все знать. Экология. | 1 |
15 | Работа с текстом «Осень» по И.Соколову-Микитову. | 1 |
16 | Работа с текстом К.Ушинского «Четыре желания». | 1 |
17 | Итоговая комплексная работа за первое полугодие. | 1 |
18-19 | Публицистический текст. Хочу все знать. Планеты. | 2 |
20 | Работа с текстом-рассуждением «Жираф» (по Э.Бауэру). | 1 |
21-22. | Работа с текстом С.Михалкова «Жадный Заяц». | 2 |
23 | Текст-описание И.Соколов-Микитов «Рябина». | 1 |
24. | Повествовательный текст И.Дудникова «Весенняя вода». | 1 |
25. | Работа с текстом К.Ушинского «Утренние лучи». | 1 |
26-27 | Работа с текстом Е.Пермяка «Как Маша стала большой». | 2 |
28 | Работа с текстом сказки С.Михалкова «Просчитался». | 1 |
29. | Работа с текстом В.Осеевой «Злая мать и добрая тетя». | 1 |
30. | Работа с текстом «Однажды в лесу» по Г.Скребицкому. | 1 |
31. | Работа с текстом П.Молчанова «Рыбалка». | 1 |
32 | Итоговая комплексная работа за второе полугодие. | 1 |
33-34 | Работа с текстом Г.Скребицкого «Художник-Осень». | 2 |
| Всего: | 34 |
Календарно-тематическое планирование
«Работа с текстом» в 4 классе.
№ п/п | Наименование темы. | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
1. | Текст-описание Г. Николаева «Ливень». | 07.09 | | |
2. | Текст-описание Г. Скребицкий «Солнечный день в самом начале лета». | 14.09 | | |
3. | Работа с текстом К.Ушинского «Гнездо ласточки». | 21.09 | | |
4.- 5. | Публицистический текст. «Сахар». (По материалам энциклопедии «Хочу всё знать») | 28.09-05.10 | | |
6. | Повествовательный текст А. Бострома «Кошка и еж». | 12.10 | | |
7. | Текст-описание С.Аксаков «Осень». | 19.10 | | |
8.- 9. | Работа с текстом И.Соколова-Микитова «Клены». | 26.10-09.11 | | |
10. | Работа с текстом Р. Киплинга «Слоненок». | 16.11 | | |
11.- 12. | Публицистический текст Хочу всё знать. Язык- средство общения. | 23.11-30.11 | | |
13. | Работа с текстом-описанием А.Тихонова «Колибри». | 07.12 | | |
14. | Публицистический текст. Хочу все знать. Экология. | 14.12 | | |
15. | Комплексная работа за первое полугодие. | 21.12 | | |
16. | Работа с текстом «Осень» по И.Соколову-Микитову. | 28.12 | | |
17. | Работа с текстом К.Ушинского «Четыре желания». | 11.01 | | |
18.-19 | Публицистический текст. Хочу все знать. Планеты. | 18.01-25.01 | | |
20. | Работа с текстом-рассуждением «Жираф» (по Э.Бауэру). | 01.02 | | |
21. -22. | Работа с текстом С.Михалкова «Жадный Заяц». | 08.02-15.02 | | |
23. | Текст-описание И.Соколов-Микитов «Рябина». | 22.02 | | |
24. | Повествовательный текст И. Дудникова «Весенняя вода». | 01.03 | | |
25. | Работа с текстом К. Ушинского «Утренние лучи». | 15.03 | | |
26-27. | Работа с текстом Е.Пермяка «Как Маша стала большой». | 22.03-05.04 | | |
28. | Работа с текстом сказки С.Михалкова «Просчитался». | 19.04 | | |
29. | Работа с текстом В.Осеевой «Злая мать и добрая тетя». | 26.04 | | |
30. | Работа с текстом «Однажды в лесу» по Г.Скребицкому. | 03.05 | | |
31. | Работа с текстом П.Молчанова «Рыбалка». | 10.05 | | |
32. | Итоговая комплексная работа за второе полугодие. | 17.05 | | |
33.- 34. | Работа с текстом Г. Скребицкого «Художник-Осень». | 24.05-31.05 | | |