Захарова, С. Н. Русская литература : учеб. пособие для 9 кл. учреждений общ. сред, образования с белорус, и рус. яз. обучения / С. Н. Захарова, Н. И. Черкес; под ред. С. Н. Захаровой. — Минск: Нац. ин-т образования, 2019.
№ урока и дата | Содержание темы урока | Цель и задачи урока | Материал уч. посо-бия | Домашнее задание* |
1 | Введение. Истоки славянской письменности. Основные этапы развития русской литературы. Литературный процесс. Литература Древней Руси | Познакомить учащихся с истоками славянской письменности, обосновать историческое значение деятельности Кирилла и Мефодия. Сформировать начальное понятие о литературном процессе, разных подходах к его периодизации. Показать основные этапы развития русской литературы и своеобразие литературы Древней Руси как одного из этапов литературного процесса | С. 3-12 | Выполнить задания 1 (с. 8), 2 (с. 12), одно из заданий (с. 8,13) по выбору. Прочитать «Слово о полку Игореве» |
2 | «Слово о полку Игореве». Историческая основа. Сюжет и композиция произведения | Познакомить учащихся с историей открытия «Слова...», его жанровыми особенностями; показать связь произведения с устным народным творчеством | С. 13-16 | Выполнить по вариантам (группам) задания 3 и 4,5 (по выбору) (с. 17) |
3 | «Слово о полку Игореве». Эпичность в изображении Русской земли и судеб русских людей. Образ автора | Раскрыть сущность образа Русской земли, пояснить роль отдельных героев (Игоря, Всеволода, Святослава, Ярославны, автора) в создании целостного образа Русской земли; показать патриотический пафос произведения | С. 17-22 | Выполнить задание 2, одно из заданий 6—8 (с. 23) (по выбору) |
4 | «Слово о полку Игореве». «Слово...» как историко-куль- турный памятник славянских народов. Мастерство художественного перевода | Показать значение «Слова...» и всей древнерусской литературы в развитии культуры восточных славян; определить отличительные черты художественного перевода; познакомить учащихся с разными вариантами перевода «Слова...» | С. 23-25 | Выполнить задание 2 (с. 25) |
5 | Литература XVII — XVIII вв. Классицизм | Дать понятие об особенностях социального и культурно-исторического развития европейских государств и России, которые подготовили появление классицизма. Сформировать представление о классицизме как художественной системе, показать отличия русского классицизма от европейского. Познакомить с произведениями классицизма в разных видах искусства | С. 28-34 | Выполнить устно задание 2 (с. 30), письменно — задание 2 (с. 35). Прочитать по одному произведению М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина (по выбору учителя) |
6 | М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на всероссийский престол ея Величества Государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года», «Разговор с Анакреоном» (одно произведение по выбору учителя). Г. Р. Державин. «Властителям и судиям», «Памятник», «Ласточка», «Снигирь» (одно произведение по выбору учителя) | Познакомить со значением творчества М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина для русской литературы. На примере их творчества показать своеобразие русского классицизма (просветительский и патриотический пафос, критическая направленность, связь с современностью, интерес к фольклору); проанализировать художественные особенности выбранных произведений | С. 35-48 | Выполнить письменно задание 2 (с. 37) или 2 (с. 48). Прочитать I и II действия комедии «Недоросль» Д. И. Фонвизина |
7 | Д. И. Фонвизин — «сатиры смелый властелин» (А. С. Пушкин). Комедия «Недоросль» | Сформировать представление о личности и деятельности Д. И. Фонвизина, его роли в развитии русской литературы и театрального искусства. Познакомить с особенностями композиции комедии; определить черты классицизма в пьесе | С. 49-52 | Прочитать III—V действия комедии. Выполнить задания 1,2 (с. 60) |
8 | Проблема воспитания и образования в комедии. Образы Простаковых, Скотинина, учителей Митрофана | Проанализировать образы Простаковой, Митрофанушки и Скотинина, показать мастерство Фонвизина в создании речевой характеристики героев. Показать, как решается проблема воспитания и образования в комедии | С. 52-55 | Выполнить задание 8 (с. 60) |
9 | Просветительские идеи в пьесе. Образы Правдина, Стародума, Милона. Своеобразие драматургического конфликта пьесы | Раскрыть гуманистический пафос комедии, показать благородство фонвизинских идеалов в положительных персонажах комедии. Развить понятие о драматургическом конфликте, раскрыть смысл антитезы в изображении характеров | С. 55-59, 60-61 | Ответить устно на вопрос 1, выполнить письменно задание 2 (с. 62) |
10 | Сентиментализм. «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина как произведение сентиментализма | Познакомить с тенденциями развития русской литературы в XIX в. Показать художественные особенности сентиментализма. Сформировать представление о Н. М. Карамзине как первом русском писателе-сентименталисте | С. 62-67 | Выполнить письменно задание 1 (с. 63) |
11 | Литература XIX в. Романтизм | Познакомить с предпосылками возникновения романтизма в литературе. Систематизировать и обобщить представления учащихся о романтизме как о художественном методе, показать своеобразие романтизма в русской литературе | С. 69-70, 72-76 | Выполнить задание 1 (с. 74) и устно задание 1 (с. 76) |
12 | В. А. Жуковский — родоначальник русского романтизма. Элегии В. А. Жуковского «Вечер», «Море», «Сельское кладбище» (одно произведение по выбору учителя) | Сформировать представление о В. А. Жуковском как поэте и переводчике. Вспомнить жанровые особенности элегии. Показать особенности и способы отражения в произведениях религиозно-мистического мировосприятия поэта | С. 77-83 | Ответить на вопрос 1 (с. 79), выполнить задания по выбранной элегии («Элегии В. А. Жуковского»). Прочитать балладу «Светлана» В. А. Жуковского |
13 | Романтическое решение пробле- мы счастья и судьбы в балладе «Светлана» В. А. Жуковского | Познакомить с содержанием и художественными особенностями баллады «Светлана», показать национальный колорит произведения | С. 84-86 | Выполнить задания 4, 5 (по выбору) (с. 86) |
14 | Переход к реализму (обзор) | Дать понятие о социально-исторических и эстетических предпосылках возникновения реализма в зарубежной и русской литературах; систематизировать и обобщить представления о реализме как художественном направлении; показать роль литературной критики в развитии русской литературы | С. 87-91 | Выполнить письменно задание 1 (с. 91), ответить на вопросы 1,2, выполнить одно из заданий (с. 90) (по выбору). Прочитать I действие комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова |
15 | А. С. Грибоедов. Очерк жизни и творчества, история создания, публикации и постановки комедии «Горе от ума» | Познакомить с жизнью и деятельностью писателя, историей создания публикации и театральной постановки комедии | С. 92-98 | Ответить на вопросы 1, 2, выполнить одно из заданий 3,4 (по выбору) или задание из электронного ресурса (с. 95— 96). Прочитать II и III действия комедии «Горе от ума» |
16 | Комедия «Горе от ума». «Век нынешний и век минувший». Анализ I и II действий | Дать представление о художественном пространстве и художественном времени в комедии, показать взаимосвязь элементов классицизма, реализма и романтизма в комедии. Показать зарождение любовного и социального конфликтов | С. 102-105,113- 114 | Выполнить задания 1, 6, 7 (с. 106) (по выбору) |
17 | Комедия «Горе от ума». Фамусовская Москва. Анализ III действия комедии | Показать углубление общественного конфликта, развитие любовной драмы Чацкого. Дать характеристику представителям фамусовского общества. Обратить внимание на роль монологов и диалогов в раскрытии характеров персонажей | С. 107—113,119— 120 | Выучить наизусть монолог Фамусова или Чацкого. Прочитать IV действие. Выполнить письменно задание 3 (с. 122) |
18 | Комедия «Горе от ума». «Мечтанья с глаз долой, и спала пелена». Анализ IV действия. Смысл заглавия комедии. Оценка комедии в статье И. А. Гончарова «Мильон терзаний» | Проследить, как разрешаются личный и социальный конфликты героя. Показать трагедию Чацкого и его нравственную победу над фамусовским обществом. Дать понятие о типическом герое. Раскрыть смысл названия произведения. Познакомить с критической оценкой пьесы в этюде «Мильон терзаний» И. А. Гончарова | С. 115-117,119— 121 | Выполнить одно из заданий на с. 116 и задание 2 (с. 122) |
19 | А. С. Пушкин. Жизненный и творческий путь поэта | Обобщить и расширить знания учащихся о жизни и творчестве А. С. Пушкина. Показать многогранность его творчества. Определить значение наследия Пушкина в истории русской литературы | С. 122-150 | Выполнить задание 2 (с. 151) |
20 | «Дружеская» лирика А. С. Пушкина. «19 октября», «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд...» | Познакомить учащихся с особенностями дружеской лирики поэта, показать ее связь с вольнолюбивыми мотивами | С. 134-136 | Выполнить задания 1, 2 (с. 139). Выучить на- изусть одно из стихо- творений: «19 октября», «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд.». Выполнить задания 5—12 (по выбору) |
21 | Любовная лирика А. С. Пушкина. «Я помню чудное мгновенье...», «На холмах Грузии...», «Я вас любил...» | Раскрыть красоту, благородство, искренность чувств поэта; развивать высокие эстетические чувства, идеалы красоты и гармонии; углубить представление об интимной лирике, психологизме пушкинских стихотворений | С. 133-141 | Выполнить одно из заданий (по выбору): 3 (с. 139), 4 (с. 136), 3 (с. 143). Прочитать стих-я «Брожу ли я вдоль улиц шум- ных...», «Вновь я посе- тил...», «Дар напрасный, дар случайный...». Выучить наизусть одно из стих-й: «Я помню чудное мгновенье...», «На хол- мах Грузии...», «Я вас любил...» |
22 | Философская лирика А. С. Пушкина. «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Вновь я посетил...», «Дар напрасный, дар случайный...» | Показать закономерность появления в лирике Пушкина философских мотивов, пояснить пушкинское восприятие смысла человеческого существования | С. 143-145 | Выполнить задание 4 (с. 146). Прочитать стихотворения «Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» |
23 | Пушкин о назначении поэта и поэзии. «Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» | Помочь учащимся понять трагизм положения поэта в обществе в последние годы жизни. Показать глубину пушкинского понимания роли поэзии и поэта в жизни общества; осмыслить пушкинскую идею о бессмертии человека-творца | С. 146-148 | Выполнить задания 1-3 (с. 148- 149). Прочитать главы 1 и 2 романа «Евгений Онегин» |
24 | Творческая история романа в стихах «Евгений Онегин». Онегин в Петербурге и в деревне; анализ глав 1 и 2 | Выявить исторические предпосылки создания романа. Сформировать общее представление о содержании и развитии сюжета произведения. Охарактеризовать систему ценностей Онегина, особенности становления его характера, показать типичность образа Евгения Онегина | С. 152-161,169- 172 | Выполнить одно из заданий 1,2 (с. 158), 1,2 (с. 172) (по выбору). Прочитать главы 3 и 4 романа |
25 | «Татьяна, русская душою...» Анализ глав 3 и 4 | Сформировать у учащихся представление о пушкинском идеале русского человека. Показать авторское отношение к Татьяне через различные приемы создания ее образа. Дать понятие о реалистических принципах изображения жизни и об их отличии от романтических | С. 169-172,176- 181 | Выполнить задание 4 (с. 172) или 5 (с. 179). Прочитать главы 5 и 6 романа |
26 | «Убит приятельской рукой!» (образ Ленского). Анализ глав 5 и 6 | Продолжить знакомство с романом и его героями, в ходе сравнительной характеристики показать своеобразие характера Ленского, сходство и различие двух типов дворян пушкинской поры, связь обоих образов с лирическим миром автора | С. 169-172,174- 175 | Выучить наизусть два отрывка из романа. Выполнить задания 4—6 (с. 176). Прочитать главы 7 и 8 романа |
27 | Характеристика дворянства в романе. Анализ глав 7 и 8. Образ автора в романе. Оценка романа в критике | Показать энциклопедичность содержания романа, масштабность нравственно-философ. проблематики. Проанализировать роль лирических отступлений. Дать характеристику образа автора в романе. Познакомить учащихся с оценкой романа в критике | С. 165-168,182- 186 | Выучить наизусть одну из пейзажных зарисовок в романе. Выполнить задания 1, 2 (с. 186), 1 (с. 168) |
28 | М. Ю. Лермонтов. Очерк жизни и творчества. Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова | Сформировать представление о взаимообусловленности фактов реальной и творческой биографии М. Ю. Лермонтова. Обобщить и расширить представления учащихся об основных темах и мотивах лермонтовской лирики | С. 186-205 | Выполнить задания 1, 2-4 (с. 204) (по выбору). Прочитать стихотворения «Родина», «Когда вол- нуется желтеющая ни- ва...», «Прощай, немытая Россия...», «Дума», «Как часто, пестрою толпою окружен...» |
29 | Родина и современники в поэзии М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений «Родина», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Прощай, немытая Россия...», «Дума», «Как часто, пестрою толпою окружен...» | Показать эволюцию лирического «я» в ранней и зрелой лирике Лермонтова, усиление реалистических тенденций в творчестве поэта в 1830-е гг. Помочь осознать трагичность мировосприятия поэта | С. 196-202 | Выполнить письменно задания 4 (с. 199), 3 (с. 202) (по выбору). Выучить одно стихотворение наизусть |
30 | Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова | Показать своеобразие трактовки темы поэта и поэзии в творчестве М. Ю. Лермонтова, сравнить ее с аналогичной темой в творчестве А. С. Пушкина. Познакомить учащихся с мнением В. Г. Белинского о лирике М. Ю. Лермонтова | С. 191-205 | Выполнить задания 1, 2 (с. 205- 206) (по выбору). Выучить одно стихотворение наизусть |
31 | Роман «Герой нашего времени»: сюжетно-ком- позиционное и жанровое своеобразие | Дать понятие об особенностях русского реалистического психологического романа, о его жанровом и композиционном своеобразии. Показать идейно-тематическую связь романа и лирики М. Ю. Лермонтова | С. 205-212 | Выполнить задания 1-4 (с. 208). Прочитать повести «Бэла» и «Максим Максимыч» |
32 | «Странный человек» Печорин. Анализ частей «Бэла» и «Максим Мак- симыч» | Рассмотреть место и значение каждой из анализируемых повестей в романе; проследить, как на фоне жизни простых людей резко выступает противоречивость Печорина. Углубить представление о литературном типе | С. 213-222 | Прочитать повесть «Тамань», ответить на вопросы по повести (с. 223) |
33 | Печорин в «кругу честных контрабандистов». Анализ повести Тамань» | Рассмотреть место и значение повести в раскрытии образа главного героя. Углубить представления учащихся о приемах создания образа | С. 213-222 | Прочитать повесть «Княжна Мери» |
34 | «История жизни Печорина, написанная им самим». Анализ повести «Княжна Мери» | Обобщить представления об основном конфликте романа, выявить причины его возникновения | С. 213-222 | Прочитать повесть «Фаталист». Ответить на вопросы (с. 223) |
35 | «...Я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает» (повесть «Фаталист»). Оценка романа В. Г. Белинским | Помочь учащимся понять, почему роман завершается этой новеллой. Выявить авторское отношение к своему герою, раскрыть причины трагедии Печорина. Проанализировать высказывания В. Г. Белинского о романе «Герой нашего времени» | С. 224-225 | Выполнить задания 1 (с. 225), 3, 4 (с. 224) |
36 | Контрольное сочине- ние-рассуждение по творчеству А. С. Пушкина и (или) М. Ю. Лермонтова | Проверить умение строить письменное продуктивное высказывание, уместно использовать цитаты, аргументировать свою точку зрения, делать выводы, организовать текст композиционно | | |
37 | Н. В. Гоголь. Очерк жизни и творчества. Творческая история и жанровое своеобразие повести «Шинель» | Познакомить с основными этапами жизни и творчества Н. В. Гоголя, показать его роль в развитии русской литературы; изучить историю создания повести «Шинель», определить своеобразие сюжета и композиции | С. 226-233 | Ответить на вопрос 1 (с. 230), по желанию выполнить задания 2 (с. 230), 1 (с. 233) |
38 | Н. В. Гоголь. «Шинель». История «маленького человека» Акакия Акакиевича | Показать своеобразие трактовки темы «маленького человека» в повести, способы создания враждебного Акакию Акакиевичу Петербурга; определить роль гротеска в повести | С. 230-234 | Выполнить задание 6 (с. 233) или 2 (с. 234) (по выбору) |
39 | Литература XX в. (обзор) | Ознакомить учащихся с общественно-историческими условиями развития русской литературы в XX в. Дать представление об основных художественных направлениях в русской литературе XX в. Проследить эволюцию традиционных художественных направлений (романтизм, реализм). Познакомить с основными идеями модернизма как нового направления в литературе начала XX в. | С. 235-244 | Выполнить устно задания 1—3, по желанию задание 4 (с. 244). Подготовить сообщения о реализме, модернизме как литературных направлениях (целесообразны задания в группах) |
40 | А. И. Куприн. Очерк жизни и творчества. Повесть «Гранатовый браслет». Дом князя Шеина | Ознакомить учащихся с яркими страницами жизни и творчества писателя. Изучить атмосферу дома Шейных. Обратить внимание учащихся на пейзажные зарисовки в рассказе. Выявить роль образа Анны в раскрытии характера главной героини | С. 245-251 | Выполнить задания 1 (с. 246), 2 (с. 251). Составить цитатные характеристики Веры Николаевны и Анны Николаевны |
41 | Мастерство А. И. Куприна в изображении характеров. Символический смысл названия рассказа | Показать мастерство А. И. Куприна в изображении характеров (психологизм, символика детали). Выявить своеобразие преломления темы социального неравенства в рассказе | С. 247-251 | Прочитать рассказ А. Платонова «В прекрасном и яростном мире» и материал учебного пособия |
| А. П. Платонов «В прекрасном и яростном мире». Проблема счастья и смысла жизни в рассказе | Раскрыть основную мысль произведения, показать сложность характеров героев рассказа. Охарактеризовать героев в свете авторского признания: «Человеком быть — редкость и праздник» | С. 252-255 | Выполнить одно из заданий 6—8 (с. 256). Подготовить сообщение об одном из поэтов второй половины XX в., прочитать его стихотворения, названные в учебном пособии |
| Поэзия второй половины XX в. Поэтическая летопись времени. Стихотворения Е. Евтушенко, Б. Чичибабина, А. Вознесенского, Б. Окуджавы и др. | Дать проблемно-тематическую и жанрово-стилевую характеристику поэзии второй половины XX в. Познакомить с творчеством ярких и талантливых поэтов, сыгравших большую роль в сохранении духовно-нравственных идеалов | С. 256-269 | Выполнить задания, связанные с творчеством одного из поэтов (с. 269-270). Выучить 1—2 стихотворения наизусть (по выбору учащихся). Прочитать главы 1 — 7 повести Б. Васильева «А зори здесь тихие...» |
46 | Б. Васильев: слово о писателе. Женщина на войне в повести «А зори здесь тихие...». Образы девушек-зенитчиц | Показать осмысление Великой Отечественной войны в послевоенной прозе. Проанализировать образы девушек-зенитчиц; выявить лиризм и психологическую глубину в изображении героев повести | С. 271-278 | Прочитать главы 8—14, эпилог. Выполнить задание 1, по желанию задание 7 или 8 (с. 278) |
47 | Героизм старшины Васкова. Смысл названия повести. Черты «лейтенантской прозы» в повести «А зори здесь тихие...» | Проанализировать образ старшины Васкова, помочь учащимся увидеть его нравственную глубину. Раскрыть смысл названия повести. Ознакомить учащихся с ее кинематографическими интерпретациями. Познакомить с понятием «лейтенантская проза», найти ее черты в повести «А зори здесь тихие...» | С. 272-279 | Прочитать рассказ В. М. Шукшина «Обида». Подготовить выразительное чтение по ролям эпизодов рассказа |
| В. М. Шукшин. «Обида». Своеобразие творческого метода писателя | Дать представление о масштабе личности и таланта В. М. Шукшина. Раскрыть смысл названия рассказа «Обида», показать значение обиды как чувства, поднимающего со дна человеческой души все темное и страшное. Раскрыть социальные и нравственные проблемы в рассказе. Показать мастерство Шукшина в создании литературного типа | С. 280-284 | Выполнить задания (по выбору)^ (с. 283), 1,2 (с. 284). Прочитать повесть В. Г. Распутина «Пожар» |
| В. Г. Распутин. «Пожар». Размышление о современнике и его жизни | Раскрыть глубину и остроту социальных и нравственных проблем, которые поднимает в повести писатель | С. 285-288 | Прочитать повесть А. Азимова «Двухсотлетний человек». Выполнить задания 1-5 (с. 288) |
52 | А. Азимов. «Двухсотлетний человек». Главные проблемы человеческого бытия в научно- фантастической повести | Ознакомить учащихся с развитием жанра научно-фантастической литературы. Раскрыть главные проблемы, затрагиваемые в повести (человечность, свобода, сущность жизни и смерти) | С. 289-294 | Выполнить одно из заданий по выбору: 2 (с. 292) или 4-6 (с. 294) |
53 | Повторение. Систематизация знаний по теории и истории литературы | Систематизировать знания учащихся об основных периодах русской литературы, о характерных особенностях литературных направлений, взаимосвязи русской и белорусской литератур | С. 295 | |
* Объем и содержание домашнего задания учитель определяет дифференцированно, исходя из конкретной образовательной ситуации и индивидуальных возможностей учащихся.