СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КТП уроков русской литературы (2019-2020 уч. год). РБ. 9 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование уроков русской литературы в 9 классе.

Просмотр содержимого документа
«КТП уроков русской литературы (2019-2020 уч. год). РБ. 9 класс»

Календарно-тематическое планирование

Русская литература

Захарова, С. Н. Русская литература : учеб. пособие для 9 кл. учреждений общ. сред, образования с белорус, и рус. яз. обучения / С. Н. Захарова, Н. И. Черкес; под ред. С. Н. Захаровой. — Минск: Нац. ин-т образования, 2019.



урока и дата

Содержание темы урока

Цель и задачи урока

Материал уч. посо-бия

Домашнее задание*

1

Введение. Истоки сла­вянской письменности. Основные этапы разви­тия русской литерату­ры. Литературный про­цесс. Литература Древ­ней Руси

Познакомить учащихся с исто­ками славянской письменности, обосновать историческое значе­ние деятельности Кирилла и Мефодия. Сформировать начальное понятие о литературном процес­се, разных подходах к его перио­дизации. Показать основные эта­пы развития русской литературы и своеобразие литературы Древ­ней Руси как одного из этапов литературного процесса

С. 3-12

Выполнить зада­ния 1 (с. 8), 2 (с. 12), одно из заданий (с. 8,13) по выбору. Прочитать «Слово о полку Игореве»

2

«Слово о полку Игоре­ве». Историческая осно­ва. Сюжет и композиция произведения

Познакомить учащихся с истори­ей открытия «Слова...», его жан­ровыми особенностями; показать связь произведения с устным на­родным творчеством

С. 13-16

Выполнить по ва­риантам (группам) задания 3 и 4,5 (по выбору) (с. 17)

3

«Слово о полку Игоре­ве». Эпичность в изображении Русской земли и судеб русских людей. Образ автора

Раскрыть сущность образа Рус­ской земли, пояснить роль отдельных героев (Игоря, Всеволода, Святослава, Ярославны, автора) в создании целостного образа Русской земли; показать патри­отический пафос произведения

С. 17-22

Выполнить зада­ние 2, одно из заданий 6—8 (с. 23) (по выбору)

4

«Слово о полку Игореве». «Слово...» как историко-куль- турный памятник славянских народов. Мастерство ху­дожественного перевода

Показать значение «Слова...» и всей древнерусской литерату­ры в развитии культуры восточ­ных славян; определить отличи­тельные черты художественного перевода; познакомить учащихся с разными вариантами перевода «Слова...»

С. 23-25

Выполнить зада­ние 2 (с. 25)

5

Литература XVII — XVIII вв. Классицизм

Дать понятие об особенностях со­циального и культурно-исторического развития европейских госу­дарств и России, которые подго­товили появление классицизма. Сформировать представление о классицизме как художествен­ной системе, показать отличия русского классицизма от евро­пейского. Познакомить с произ­ведениями классицизма в разных видах искусства

С. 28-34

Выполнить устно задание 2 (с. 30), письменно — зада­ние 2 (с. 35). Про­читать по одно­му произведению М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина (по выбору учителя)

6

М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на всероссийский престол ея Величества Госу­дарыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года», «Разговор с Анакреоном» (одно произведение по выбо­ру учителя). Г. Р. Державин. «Вла­стителям и судиям», «Памятник», «Ласточ­ка», «Снигирь» (одно произведение по выбо­ру учителя)

Познакомить со значением творчества М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина для русской литературы. На примере их творчества показать своеобразие русского классицизма (просве­тительский и патриотический пафос, критическая направлен­ность, связь с современностью, интерес к фольклору); проана­лизировать художественные особенности выбранных произ­ведений

С. 35-48

Выполнить пись­менно задание 2 (с. 37) или 2 (с. 48).

Прочитать I и II дей­ствия комедии «Не­доросль» Д. И. Фон­визина

7

Д. И. Фонвизин — «са­тиры смелый власте­лин» (А. С. Пушкин). Комедия «Недоросль»

Сформировать представле­ние о личности и деятельности Д. И. Фонвизина, его роли в раз­витии русской литературы и те­атрального искусства. Познако­мить с особенностями компози­ции комедии; определить черты классицизма в пьесе

С. 49-52

Прочитать III—V дей­ствия комедии. Вы­полнить задания 1,2 (с. 60)

8

Проблема воспитания и образования в коме­дии. Образы Простаковых, Скотинина, учите­лей Митрофана

Проанализировать образы Простаковой, Митрофанушки и Ско­тинина, показать мастерство Фонвизина в создании речевой характеристики героев. Показать, как решается проблема воспи­тания и образования в комедии

С. 52-55

Выполнить зада­ние 8 (с. 60)

9

Просветительские идеи в пьесе. Образы Правдина, Стародума, Милона. Своеобразие драматур­гического конфликта пьесы

Раскрыть гуманистический пафос комедии, показать благородство фонвизинских идеалов в положи­тельных персонажах комедии. Раз­вить понятие о драматургическом конфликте, раскрыть смысл анти­тезы в изображении характеров

С. 55-59, 60-61

Ответить устно на вопрос 1, выпол­нить письменно за­дание 2 (с. 62)

10

Сентиментализм. «Бед­ная Лиза» Н. М. Карам­зина как произведение сентиментализма

Познакомить с тенденциями развития русской литературы в XIX в. Показать художествен­ные особенности сентиментализ­ма. Сформировать представление о Н. М. Карамзине как первом русском писателе-сентимента­листе

С. 62-67

Выполнить пись­менно задание 1 (с. 63)

11

Литература XIX в. Ро­мантизм

Познакомить с предпосылками возникновения романтизма в лите­ратуре. Систематизировать и обоб­щить представления учащихся о романтизме как о художествен­ном методе, показать своеобразие романтизма в русской литературе

С. 69-70, 72-76

Выполнить зада­ние 1 (с. 74) и уст­но задание 1 (с. 76)

12

В. А. Жуковский — ро­доначальник русско­го романтизма. Эле­гии В. А. Жуковско­го «Вечер», «Море», «Сельское кладбище» (одно произведение по выбору учителя)

Сформировать представление о В. А. Жуковском как поэте и переводчике. Вспомнить жан­ровые особенности элегии. По­казать особенности и способы отражения в произведениях религиозно-мистического мировос­приятия поэта

С. 77-83

Ответить на во­прос 1 (с. 79), вы­полнить задания по выбранной элегии («Элегии В. А. Жу­ковского»). Прочитать балладу «Свет­лана» В. А. Жуков­ского

13

Романтическое реше­ние пробле- мы счастья и судьбы в балладе «Светлана» В. А. Жуков­ского

Познакомить с содержанием и ху­дожественными особенностями баллады «Светлана», показать национальный колорит произ­ведения

С. 84-86

Выполнить зада­ния 4, 5 (по выбо­ру) (с. 86)

14

Переход к реализму (обзор)

Дать понятие о социально-исто­рических и эстетических предпо­сылках возникновения реализма в зарубежной и русской литера­турах; систематизировать и обоб­щить представления о реализме как художественном направле­нии; показать роль литератур­ной критики в развитии русской литературы

С. 87-91

Выполнить пись­менно задание 1 (с. 91), ответить на вопросы 1,2, выпол­нить одно из зада­ний (с. 90) (по вы­бору). Прочитать I действие коме­дии «Горе от ума» А. С. Грибоедова

15

А. С. Грибоедов. Очерк жизни и творчества, история создания, пу­бликации и постановки комедии «Горе от ума»

Познакомить с жизнью и дея­тельностью писателя, историей создания публикации и театраль­ной постановки комедии

С. 92-98

Ответить на вопро­сы 1, 2, выполнить одно из заданий 3,4 (по выбору) или за­дание из электрон­ного ресурса (с. 95— 96). Прочитать II и III действия ко­медии «Горе от ума»

16

Комедия «Горе от ума».

«Век нынешний и век минувший». Анализ I и II действий

Дать представление о художе­ственном пространстве и худо­жественном времени в комедии, показать взаимосвязь элементов классицизма, реализма и роман­тизма в комедии. Показать зарож­дение любовного и социального конфликтов

С. 102-105,113- 114

Выполнить зада­ния 1, 6, 7 (с. 106) (по выбору)

17

Комедия «Горе от ума».

Фамусовская Москва. Анализ III действия ко­медии

Показать углубление обще­ственного конфликта, развитие любовной драмы Чацкого. Дать характеристику представителям фамусовского общества. Обра­тить внимание на роль монологов и диалогов в раскрытии характе­ров персонажей

С. 107—113,119— 120

Выучить наизусть монолог Фамусова или Чацкого. Про­читать IV действие. Выполнить пись­менно задание 3 (с. 122)

18

Комедия «Горе от ума».

«Мечтанья с глаз до­лой, и спала пелена». Анализ IV действия. Смысл заглавия коме­дии. Оценка комедии в статье И. А. Гончаро­ва «Мильон терзаний»

Проследить, как разрешаются личный и социальный конфлик­ты героя. Показать трагедию Чац­кого и его нравственную победу над фамусовским обществом. Дать понятие о типическом герое. Раскрыть смысл названия произ­ведения. Познакомить с критиче­ской оценкой пьесы в этюде «Ми­льон терзаний» И. А. Гончарова

С. 115-117,119— 121

Выполнить одно из заданий на с. 116 и задание 2 (с. 122)

19

А. С. Пушкин. Жизнен­ный и творческий путь поэта

Обобщить и расширить знания учащихся о жизни и творчестве А. С. Пушкина. Показать много­гранность его творчества. Опреде­лить значение наследия Пушкина в истории русской литературы

С. 122-150

Выполнить зада­ние 2 (с. 151)

20

«Дружеская» лирика А. С. Пушкина. «19 ок­тября», «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд...»

Познакомить учащихся с особен­ностями дружеской лирики по­эта, показать ее связь с вольно­любивыми мотивами

С. 134-136

Выполнить зада­ния 1, 2 (с. 139). Выучить на- изусть одно из стихо- творе­ний: «19 октября», «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд.». Выполнить задания 5—12 (по выбору)

21

Любовная лирика А. С. Пушкина. «Я пом­ню чудное мгновенье...», «На холмах Грузии...», «Я вас любил...»

Раскрыть красоту, благородство, искренность чувств поэта; разви­вать высокие эстетические чув­ства, идеалы красоты и гармо­нии; углубить представление об интимной лирике, психологизме пушкинских стихотворений

С. 133-141

Выполнить одно из заданий (по вы­бору): 3 (с. 139), 4 (с. 136), 3 (с. 143). Прочитать стих-я «Брожу ли я вдоль улиц шум- ных...», «Вновь я посе- тил...», «Дар напрасный, дар случайный...». Выу­чить наизусть одно из стих-й: «Я помню чудное мгновенье...», «На хол- мах Грузии...», «Я вас любил...»

22

Философская лирика А. С. Пушкина. «Брожу ли я вдоль улиц шум­ных...», «Вновь я посе­тил...», «Дар напрасный, дар случайный...»

Показать закономерность появ­ления в лирике Пушкина фило­софских мотивов, пояснить пуш­кинское восприятие смысла чело­веческого существования

С. 143-145

Выполнить зада­ние 4 (с. 146). Про­читать стихотво­рения «Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа», «Я памят­ник себе воздвиг нерукотворный...»

23

Пушкин о назначении поэта и поэзии. «Про­рок», «Поэт», «Поэт и толпа», «Я памятник себе воздвиг неруко­творный...»

Помочь учащимся понять тра­гизм положения поэта в обще­стве в последние годы жизни. Показать глубину пушкинского понимания роли поэзии и поэта в жизни общества; осмыслить пушкинскую идею о бессмертии человека-творца

С. 146-148

Выполнить зада­ния 1-3 (с. 148- 149). Прочитать главы 1 и 2 романа «Евгений Онегин»

24

Творческая история ро­мана в стихах «Евгений Онегин». Онегин в Пе­тербурге и в деревне; анализ глав 1 и 2

Выявить исторические предпо­сылки создания романа. Сфор­мировать общее представление о содержании и развитии сюжета произведения. Охарактеризовать систему ценностей Онегина, особенности становления его харак­тера, показать типичность образа Евгения Онегина

С. 152-161,169- 172

Выполнить одно из заданий 1,2 (с. 158), 1,2 (с. 172) (по вы­бору). Прочитать главы 3 и 4 романа

25

«Татьяна, русская ду­шою...» Анализ глав 3 и 4

Сформировать у учащихся пред­ставление о пушкинском идеа­ле русского человека. Показать авторское отношение к Татьяне через различные приемы созда­ния ее образа. Дать понятие о ре­алистических принципах изобра­жения жизни и об их отличии от романтических

С. 169-172,176- 181

Выполнить зада­ние 4 (с. 172) или 5 (с. 179). Прочитать главы 5 и 6 романа

26

«Убит приятельской ру­кой!» (образ Ленского). Анализ глав 5 и 6

Продолжить знакомство с рома­ном и его героями, в ходе сравни­тельной характеристики показать своеобразие характера Ленского, сходство и различие двух типов дворян пушкинской поры, связь обоих образов с лирическим ми­ром автора

С. 169-172,174- 175

Выучить наизусть два отрывка из романа. Выпол­нить задания 4—6 (с. 176). Прочитать главы 7 и 8 романа

27

Характеристика дворян­ства в романе. Анализ глав 7 и 8. Образ автора в романе. Оценка романа в критике

Показать энциклопедичность со­держания романа, масштабность нравственно-философ. про­блематики. Проанализировать роль лирических отступлений. Дать характеристику образа ав­тора в романе. Познакомить учащихся с оценкой романа в критике

С. 165-168,182- 186

Выучить наизусть одну из пейзажных зарисовок в рома­не. Выполнить за­дания 1, 2 (с. 186), 1 (с. 168)

28

М. Ю. Лермонтов. Очерк жизни и творчества. Ос­новные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермон­това

Сформировать представление о взаимообусловленности фак­тов реальной и творческой био­графии М. Ю. Лермонтова. Обоб­щить и расширить представле­ния учащихся об основных темах и мотивах лермонтовской лирики

С. 186-205

Выполнить зада­ния 1, 2-4 (с. 204) (по выбору). Про­читать стихотво­рения «Родина», «Когда вол- нуется желтеющая ни- ва...», «Прощай, немытая Россия...», «Дума», «Как часто, пестрою толпою окружен...»

29

Родина и современники в поэзии М. Ю. Лермон­това. Анализ стихотво­рений «Родина», «Ког­да волнуется желтеющая нива...», «Прощай, немы­тая Россия...», «Дума», «Как часто, пестрою тол­пою окружен...»

Показать эволюцию лирическо­го «я» в ранней и зрелой лирике Лермонтова, усиление реалисти­ческих тенденций в творчестве поэта в 1830-е гг. Помочь осо­знать трагичность мировоспри­ятия поэта

С. 196-202

Выполнить пись­менно задания 4 (с. 199), 3 (с. 202) (по выбору). Выу­чить одно стихотво­рение наизусть

30

Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермон­това

Показать своеобразие трактовки темы поэта и поэзии в творчестве М. Ю. Лермонтова, сравнить ее с аналогичной темой в творчестве А. С. Пушкина. Познакомить уча­щихся с мнением В. Г. Белинско­го о лирике М. Ю. Лермонтова

С. 191-205

Выполнить зада­ния 1, 2 (с. 205- 206) (по выбору). Выучить одно сти­хотворение наизусть

31

Роман «Герой нашего времени»: сюжетно-ком- позиционное и жанровое своеобразие

Дать понятие об особенностях русского реалистического пси­хологического романа, о его жан­ровом и композиционном свое­образии. Показать идейно-тема­тическую связь романа и лирики М. Ю. Лермонтова

С. 205-212

Выполнить зада­ния 1-4 (с. 208). Прочитать повести «Бэла» и «Максим Максимыч»

32

«Странный человек» Печорин. Анализ частей «Бэла» и «Максим Мак- симыч»

Рассмотреть место и значение каждой из анализируемых пове­стей в романе; проследить, как на фоне жизни простых людей резко выступает противоречивость Пе­чорина. Углубить представление о литературном типе

С. 213-222

Прочитать повесть «Тамань», ответить на вопросы по по­вести (с. 223)

33

Печорин в «кругу чест­ных контрабандистов». Анализ повести Та­мань»

Рассмотреть место и значение по­вести в раскрытии образа глав­ного героя. Углубить представ­ления учащихся о приемах соз­дания образа

С. 213-222

Прочитать повесть «Княжна Мери»

34

«История жизни Пе­чорина, написанная им самим». Анализ повести «Княжна Мери»

Обобщить представления об ос­новном конфликте романа, выя­вить причины его возникновения

С. 213-222

Прочитать повесть «Фаталист». От­ветить на вопросы (с. 223)

35

«...Я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает» (по­весть «Фаталист»). Оценка романа В. Г. Бе­линским

Помочь учащимся понять, почему роман завершается этой новеллой. Выявить авторское отношение к своему герою, раскрыть причи­ны трагедии Печорина. Проанали­зировать высказывания В. Г. Бе­линского о романе «Герой нашего времени»

С. 224-225

Выполнить зада­ния 1 (с. 225), 3, 4 (с. 224)

36

Контрольное сочине- ние-рассуждение по

творчеству А. С. Пуш­кина и (или) М. Ю. Лер­монтова

Проверить умение строить пись­менное продуктивное высказыва­ние, уместно использовать цита­ты, аргументировать свою точку зрения, делать выводы, организо­вать текст композиционно



37

Н. В. Гоголь. Очерк жизни и творчества. Творческая история и жанровое своеобра­зие повести «Шинель»

Познакомить с основными этапа­ми жизни и творчества Н. В. Го­голя, показать его роль в разви­тии русской литературы; изучить историю создания повести «Ши­нель», определить своеобразие сюжета и композиции

С. 226-233

Ответить на во­прос 1 (с. 230), по желанию выпол­нить задания 2 (с. 230), 1 (с. 233)

38

Н. В. Гоголь. «Ши­нель». История «ма­ленького человека» Ака­кия Акакиевича

Показать своеобразие трактов­ки темы «маленького человека» в повести, способы создания враждебного Акакию Акакиеви­чу Петербурга; определить роль гротеска в повести

С. 230-234

Выполнить зада­ние 6 (с. 233) или 2 (с. 234) (по вы­бору)

39

Литература XX в. (об­зор)

Ознакомить учащихся с обще­ственно-историческими условия­ми развития русской литературы в XX в. Дать представление об основных художественных на­правлениях в русской литературе XX в. Проследить эволюцию тра­диционных художественных на­правлений (романтизм, реализм). Познакомить с основными иде­ями модернизма как нового на­правления в литературе нача­ла XX в.

С. 235-244

Выполнить устно задания 1—3, по желанию задание 4 (с. 244). Подго­товить сообще­ния о реализме, модернизме как литературных на­правлениях (целе­сообразны задания в группах)

40

А. И. Куприн. Очерк жизни и творчества. По­весть «Гранатовый брас­лет». Дом князя Шеина

Ознакомить учащихся с яркими страницами жизни и творчества писателя. Изучить атмосферу дома Шейных. Обратить вни­мание учащихся на пейзажные зарисовки в рассказе. Выявить роль образа Анны в раскрытии характера главной героини

С. 245-251

Выполнить зада­ния 1 (с. 246), 2 (с. 251). Составить цитатные характе­ристики Веры Ни­колаевны и Анны Николаевны

41

Мастерство А. И. Купри­на в изображении харак­теров. Символический смысл названия рассказа

Показать мастерство А. И. Ку­прина в изображении характеров (психологизм, символика детали). Выявить своеобразие преломле­ния темы социального неравен­ства в рассказе

С. 247-251

Прочитать рас­сказ А. Платоно­ва «В прекрасном и яростном мире» и материал учебно­го пособия

А. П. Платонов «В пре­красном и яростном мире». Проблема сча­стья и смысла жизни в рассказе

Раскрыть основную мысль про­изведения, показать сложность характеров героев рассказа. Оха­рактеризовать героев в свете ав­торского признания: «Человеком быть — редкость и праздник»

С. 252-255

Выполнить одно из заданий 6—8 (с. 256). Подгото­вить сообщение об одном из поэтов второй половины XX в., прочитать его стихотворения, названные в учеб­ном пособии

Поэзия второй поло­вины XX в. Поэтиче­ская летопись времени. Стихотворения Е. Ев­тушенко, Б. Чичибабина, А. Вознесенского, Б. Окуджавы и др.

Дать проблемно-тематическую и жанрово-стилевую характери­стику поэзии второй половины XX в. Познакомить с творчеством ярких и талантливых поэтов, сы­гравших большую роль в сохра­нении духовно-нравственных идеалов

С. 256-269

Выполнить задания, связанные с творче­ством одного из по­этов (с. 269-270). Выучить 1—2 сти­хотворения наи­зусть (по выбору учащихся). Прочитать гла­вы 1 — 7 повести Б. Васильева «А зори здесь тихие...»

46

Б. Васильев: слово о пи­сателе. Женщина на войне в повести «А зори здесь тихие...». Образы девушек-зенитчиц

Показать осмысление Великой Отечественной войны в послево­енной прозе. Проанализировать образы девушек-зенитчиц; вы­явить лиризм и психологическую глубину в изображении героев повести

С. 271-278

Прочитать гла­вы 8—14, эпилог. Выполнить задание 1, по желанию зада­ние 7 или 8 (с. 278)

47

Героизм старшины Васкова. Смысл названия повести. Черты «лейте­нантской прозы» в по­вести «А зори здесь ти­хие...»

Проанализировать образ стар­шины Васкова, помочь учащимся увидеть его нравственную глуби­ну. Раскрыть смысл названия по­вести. Ознакомить учащихся с ее кинематографическими интер­претациями. Познакомить с по­нятием «лейтенантская проза», найти ее черты в повести «А зори здесь тихие...»

С. 272-279

Прочитать рассказ В. М. Шукшина «Обида». Подгото­вить выразительное чтение по ролям эпизодов рассказа

В. М. Шукшин. «Оби­да». Своеобразие твор­ческого метода писателя

Дать представление о масштабе личности и таланта В. М. Шук­шина. Раскрыть смысл названия рассказа «Обида», показать зна­чение обиды как чувства, под­нимающего со дна человеческой души все темное и страшное. Раскрыть социальные и нрав­ственные проблемы в рассказе. Показать мастерство Шукшина в создании литературного типа

С. 280-284

Выполнить за­дания (по выбо­ру)^ (с. 283), 1,2 (с. 284). Прочитать повесть В. Г. Распу­тина «Пожар»

В. Г. Распутин. «Пожар».

Размышление о совре­меннике и его жизни

Раскрыть глубину и остроту со­циальных и нравственных про­блем, которые поднимает в по­вести писатель

С. 285-288

Прочитать повесть А. Азимова «Двух­сотлетний чело­век». Выполнить за­дания 1-5 (с. 288)

52

А. Азимов. «Двухсот­летний человек». Глав­ные проблемы челове­ческого бытия в научно- фантастической повести

Ознакомить учащихся с развити­ем жанра научно-фантастической литературы. Раскрыть главные проблемы, затрагиваемые в пове­сти (человечность, свобода, сущ­ность жизни и смерти)

С. 289-294

Выполнить одно из заданий по выбору: 2 (с. 292) или 4-6 (с. 294)

53

Повторение. Систематизация знаний по теории и истории ли­тературы

Систематизировать знания уча­щихся об основных периодах рус­ской литературы, о характерных особенностях литературных на­правлений, взаимосвязи русской и белорусской литератур

С. 295





* Объем и содержание домашнего задания учитель определяет дифференцированно, исходя из конкретной образовательной ситуа­ции и индивидуальных возможностей учащихся.


14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!