№ п\п | Тема урока | Кол-во часов | Дата (по неделям) | Корректировка даты | Характеристика основных видов учебной деятельности |
1 | Введение | 2 | | | |
1.1 | Знакомство с учебным комплексом по русскому языку | 1 | | | Чтение текста, анализ его структуры, пересказ содержания, используя выделенные слова. Работа в группах (сочинение продолжения сказки, моделируя ситуацию диалога). |
1.2 | Роль языка в жизни общества | 1 | | | Чтение и анализ текста; работа с текстом упражнения, мини-сочинение. |
1.2.1 | Р\р Для чего людям нужна речь? | 1 | | | Анализировать речевые ситуации, отражённые в рисунках. Отвечать на вопросы учителя. Использовать «формулы» речевой ситуации. Формулировать выводы по итогам наблюдений по теме |
1.2.2 | Р\р Как различают формы речи? | 1 | | | Различать ситуации с использованием разных форм речи. Анализировать высказывания учёных-лингвистов о роли грамотной речи |
2 | Вводный курс. Орфография | 6 | | | |
2.1 | Орфограмма | 1 | | | Выполнение упражнений на опознавание различных видов орфограмм, графическое выделение морфем в словах. |
2.2 | Проверяемые орфограммы-гласные | 1 | | | Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило. |
2.3 | Непроверяемые орфограммы-гласные | 1 | | | Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило; лингвистическая игра. |
2.4 | Орфограммы-согласные | 1 | | | Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило; |
2.5 | Орфограммы-согласные | 1 | | | Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило; |
2.6 | К\р Подготовительный диктант | 1 | | | Выполнение контрольной работы. |
3 | Морфология и орфография | 22 | | | |
3.1 | Части речи. Самостоятельные и служебные части речи. | 1 | | | Выполнение упражнений: характеристика слов с точки зрения принадлежности к той или иной части речи; лингвистическая игра; работа с текстом. |
3.2 | Имя существительное. | 1 | | | Анализ таблиц, выполнение упражнений, направленных на закрепление правила «ь на конце существительных» |
3.3 | Морфологические признаки имени существительного. Склонение. | 1 | | | Повторить условия распределения имён существительных по склонениям. |
3.4 | Правописание падежных окончаний имен существительных | 1 | | | Анализировать выбор написания безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных по алгоритму рассуждения. Осуществлять взаимопроверку написания окончаний |
3.5 | Имя прилагательное. Его роль в словосочетании и предложении | 1 | | | Составление предложений с именами прилагательными, согласование прилагательных с существительными, выделение в них окончаний, их анализ. |
3.5.1 | Р\р Что такое диалог и монолог? | 1 | | | Распознавать формы диалогической и монологической речи. Выразительно читать образцы диалогической и монологической речи. |
3.6 | Глагол | 1 | | | Составление предложений по рисунку; определение лица и числа глаголов, приведённых в упражнении; ставят глаголы в неопределённую форму. |
3.7 | Морфологические признаки глагола | 1 | | | Повторить известные морфологические признаки глагола. Определять вид глагола по вопросам. Производить морфемный разбор глаголов с суффиксом -ть- |
3.8 | Времена глагола | 1 | | | Определять опознавательный признак орфограмм глагола на слух. Объяснять написание орфограмм глагола при письме под диктовку. |
3.9 | Спряжение глагола | 1 | | | Работа с таблицей; работа с упражнениями: выделение окончаний, составление предложений, определение написания не с глаголами. |
3.10 | Правописание глаголов | 1 | | | Применять алгоритм рассуждения при выборе написания окончаний глаголов. Наблюдать за ролью различных форм глагола в текстах разного типа |
3.11 | Морфологический разбор глагола | 1 | | | Производить морфемный и морфологический разбор глаголов. Выделять грамматические основы предложений разного типа |
3.12 | К\р Диктант с дополнительным заданием | 1 | | | Выполнение контрольной работы. |
3.13 | Анализ диктанта | 1 | | | |
3.13.1 | Р\р Как вести беседу? | 1 | | | Составлять связный текст на основе рисунков. Отвечать на вопросы учителя. Выразительно читать по ролям. Тренировать умение поискового чтения. Определять форму высказывания и осмысливать его содержание |
3.14 | Наречие. Различие наречий по вопросу | 1 | | | Находить наречие в связном тексте по его грамматическим признакам. |
3.15 | Правописание наречий | 1 | | | Наблюдать за ролью наречий в тексте (языковой эксперимент) |
3.16 | Личные местоимения | 1 | | | Работа с текстом: выписывают местоимения, определяют его морфологические признаки. |
3.17 | Вопросительные и неопределенные местоимения | 1 | | | Анализировать языковые явления, связанные с употреблением местоимений в речи |
3.18 | Раздельное написание местоимений с предлогами. Дефисное написание местоимений | 1 | | | Тренировать умение выбора написания орфограмм местоимения (пропедевтика). |
3.19 | Предлоги и союзы | 1 | | | Совершенствовать умение поискового чтения при работе над теоретической статьёй учебника. Комментировать содержание учебной статьи. Различать омонимичные предлоги и приставки. Наблюдать за использованием запятой при разделении однородных членов и простых предложений в составе сложных |
3.20 | Частица | 1 | | | Сопоставлять смысл предложений с частицами и без них. Объяснять написание частиц в связном тексте |
3.21 | Повторение изученного в разделе «Морфология и орфография» | 1 | | | Определять опознавательные признаки орфограмм и пунктограмм и выбирать верное их написание. Выполнять грамматические задания |
3.22 | Повторение изученного в разделе «Морфология и орфография» | 1 | | | Определять опознавательные признаки орфограмм и пунктограмм и выбирать верное их написание. Выполнять грамматические задания |
4 | Синтаксис и пунктуация | 44 | | | |
4.1 | Понятие о синтаксисе и пунктуации | 1 | | | Анализ текстов с точки зрения их смысла и связи слов в предложении и предложений в тексте, с точки зрения роли в них знаков препинания. Списывание текстов. |
4.2 | Понятие о синтаксисе и пунктуации | 1 | | | Анализ текстов с точки зрения их смысла и связи слов в предложении и предложений в тексте, с точки зрения роли в них знаков препинания. Списывание текстов. |
4.2.1 | Р\р Что такое текст? | 1 | | | Устанавливать различия между набором разрозненных предложений и текстом. Вести эксперимент с изменением порядка предложений и слов в них и делать выводы. Читать, пересказывать и составлять связный текст |
4.3 | Предложение | 1 | | | Определение границ предложений и способов их передачи в устной и письменной речи. Анализ интонационных конструкций. Выделение грамматической основы предложения. |
4.4. | Виды предложений по цели высказывания | 1 | | | Выполнение упражнений на определение видов предложений по цели высказывания, характеристика их смысловых и интонационных особенностей. Моделирование интонационной окраски различных по цели высказывания предложений. |
4.5 | Виды предложений по цели высказывания | 1 | | | Выполнение упражнений на определение видов предложений по цели высказывания, характеристика их смысловых и интонационных особенностей. Моделирование интонационной окраски различных по цели высказывания предложений. |
4.6 | Невосклицательные и восклицательные предложения | 1 | | | Распознавание предложений по эмоциональной окраске. Работа в парах. |
4.6.1 | Р\р Что значит писать и говорить на тему? | 1 | | | Осмыслять темы высказывания. Анализировать связный текст. Восстанавливать деформированный текст. Редактировать речевые высказывания. Озаглавливать текст. Сравнивать близкие, но разные темы высказываний |
4.6.2 | Р\р Выборочное изложение | 1 | | | Определять тему исходного текста. Соотносить с ней тему текста для выборочного изложения. Выразительно читать текст. Составлять план изложения и выделять его смысловые части. Формулировать начало и концовку выборочного изложения |
4.7 | Члены предложения | 1 | | | Выполнение упражнений, направленных на отработку определения главных и второстепенных членов предложений, выделение грамматической основы, определение признаков и способов выражения подлежащего и его связи со сказуемым. |
4.8 | Члены предложения | 1 | | | Выполнение упражнений, направленных на отработку определения главных и второстепенных членов предложений, выделение грамматической основы, определение признаков и способов выражения подлежащего и его связи со сказуемым. |
4.9 | Главные члены предложения | 1 | | | Определение видов сказуемого и способов его выражения. Описание действий человека при помощи глаголов-сказуемых. |
4.10 | Главные члены предложения | 1 | | | Определение видов сказуемого и способов его выражения. Описание действий человека при помощи глаголов-сказуемых. |
4.11 | Главные члены предложения | 1 | | | Определение видов сказуемого и способов его выражения. Описание действий человека при помощи глаголов-сказуемых. |
4.11.1 | Р\р Подготовка к домашнему сочинению о летнем происшествии | 1 | | | Уметь составлять связный текст по предложенному плану |
4.12 | Понятие о второстепенных членах предложения | 1 | | | Распознать виды второстепенных членов предложения, анализ схемы, иллюстрирующей связь между главными и второстепенными членами предложения. |
4.13 | Определение | 1 | | | Выполнение упражнений, связанных с отработкой нахождения определений в предложении, выделение их графически, распространение предложений определениями. |
4.14 | Дополнение | 1 | | | Выполнение упражнений, связанных с отработкой нахождения дополнений в предложении, выделение их графически, составление схем предложений. |
4.15 | Обстоятельство | 1 | | | Выполнение упражнений, связанных с отработкой нахождения обстоятельств в предложении, выделение их графически, распространение предложений обстоятельствами. |
4.16 | Синтаксический разбор предложения | 1 | | | Выполнение устного и письменного синтаксического разбора простого предложения. |
4.17 | К\р Проверочный диктант | 1 | | | Определять опознавательные признаки орфограмм и пунктограмм и выбирать верное их написание. Выполнять грамматические задания |
4.18 | Словосочетание | 1 | | | Распознать словосочетания в составе предложения, определить главное и зависимые слова в словосочетании; составление собственных словосочетаний. |
4.19 | Подчинительные и сочинительные словосочетания | 1 | | | Устанавливать связь между словами. Выделять словосочетания из предложения. Составлять словосочетания с учётом норм лексической и грамматической сочетаемости слов. Анализировать строение словосочетаний. Осмыслять отношения, лежащие в основе значения второстепенных членов предложения |
4.20 | Предложения с однородными членами | 1 | | | Повторять известные сведения об однородных членах предложения. Осмыслять признаки однородных членов предложения. Аргументировать вывод об однородности членов предложения. Дифференцировать однородные члены предложения по признакам членов предложения |
4.20.1 | Р\р Главное в тексте –идея, основная мысль | 1 | | | Определять тему и основную мысль высказывания. Устанавливать связи между темой и идеей текста. Осмыслять способы выражения темы и основной мысли текста. Составлять схемы структуры текста. Пересказывать связный текст |
4.20.2 | Р\р Изложение, близкое к тексту | 1 | | | Отвечать на вопросы по тексту, осваивать новую лексику. Анализировать смысловые связи предложений в тексте. Пересказывать текст. Создавать черновик изложения. Редактировать черновой вариант изложения |
4.21 | Обобщающее слово перед однородными членами | 1 | | | Определение обобщающих слов перед однородными членами предложения и знак препинания (двоеточие) после обобщающего слова. |
4.22 | Знаки препинания при однородных членах предложения | 1 | | | Повторять известные сведения об однородных членах предложения. Осмыслять признаки однородных членов предложения. Аргументировать вывод об однородности членов предложения. Дифференцировать однородные члены предложения по признакам членов предложения |
4.23 | Знаки препинания при однородных членах предложения | 1 | | | Осваивать способы выявления однородных членов предложения. Анализировать выразительные возможности конструкций с однородными членами. Осваивать нормы использования однородных членов предложения в речи. Употреблять знаки препинания при однородных членах предложения. |
4.24 | Обобщение изученного по теме «Однородные члены предложения» | 1 | | | Контрольный опрос и выполнений заданий по теме раздела. |
4.25 | К\р Диктант по теме «Однородные члены предложения» | 1 | | | Написание диктанта и выполнение грамматического задания. |
4.26 | Анализ диктанта | 1 | | | Выполнение работы над ошибками. |
4.27 | Предложения с обращениями | 1 | | | Опознают и правильно интонируют предложения с обращениями, выбирая уместный тон обращения. Составляют предложения с обращениями. |
4.28 | Знаки препинания в предложениях с обращениями | 1 | | | Пересказывать содержание учебной статьи. Различать подлежащее и обращение по их грамматическим признакам. Выполнять упражнения, связанные с этическими нормами употребления обращения и его выразительными возможностями |
4.29 | Предложения с вводными словами | 1 | | | Осмыслять роль вводных слов в структуре предложения. |
4.30 | Знаки препинания в предложениях с вводными словами | 1 | | | Тренировать умение выделять вводные слова в предложении. Комментировать синтаксический разбор предложений с вводными словами |
4.31 | Сложное предложение | 1 | | | Различать простые и сложные предложения в тексте, читать их схемы, определять границы частей в сложном предложении, составлять предложения по указанным схемам |
4.32 | Сложносочиненные предложения | 1 | | | Различать простые и сложные предложения в тексте, читать их схемы, определять границы частей в сложном предложении, составлять предложения по указанным схемам |
4.33 | Сложноподчиненные предложения | 1 | | | Различать простые и сложные предложения в тексте, читать их схемы, определять границы частей в сложном предложении, составлять предложения по указанным схемам |
4.34 | Сложные бессоюзные предложения | 1 | | | Различать простые и сложные предложения в тексте, читать их схемы, определять границы частей в сложном предложении, составлять предложения по указанным схемам |
4.35 | Запятая между частями сложного предложения | 1 | | | Различать простые и сложные предложения в тексте, читать их схемы, определять границы частей в сложном предложении, составлять предложения по указанным схемам |
4.36 | К\р Проверочный диктант по теме «Сложное предложение» | 1 | | | Определять опознавательные признаки орфограмм и пунктограмм и выбирать верное их написание. Выполнять грамматические задания |
4.36.1 | Р\р Для чего нужен план? | 1 | | | Анализировать композицию текста. Вычленять микротемы текста. Озаглавливать части текста. Составлять простой план текста. Пересказывать текст по плану. Формулировать ответ на вопрос в форме монолога |
4.37 | Предложения с прямой речью | 1 | | | Выделение в предложениях прямой речи после слов автора и пред ними, объяснение знаков препинания. Составление предложений с прямой речью, их схем. |
4.38 | Диалог | 1 | | | Различение предложений с прямой речью и диалог. Оформление диалога в письменной речи. Работа в группе. |
4.39 | Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Оформление диалога на письме | 1 | | | Выделение в предложениях прямой речи после слов автора и пред ними, объяснение знаков препинания. Составление предложений с прямой речью, их схем. |
4.40 | Повторение изученного в разделе «Синтаксис и пунктуация» | 1 | | | Контрольный опрос и выполнений заданий по теме раздела. |
4.41 | Повторение изученного в разделе «Синтаксис и пунктуация» | 1 | | | Контрольный опрос и выполнений заданий по теме раздела. |
4.42 | Повторение изученного в разделе «Синтаксис и пунктуация» | 1 | | | Контрольный опрос и выполнений заданий по теме раздела. |
4.43 | К\р Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация» | 1 | | | Написание диктанта и выполнение грамматического задания. |
4.44 | Анализ контрольного диктанта | 1 | | | Выполнение работы над ошибками. |
4.44.1 | Р\р Как связать предложения в тексте? | 1 | | | Воспринимать особенности видов связи предложений в тексте. |
4.44.2 | Р\р Как связать предложения в тексте? | 1 | | | Осваивать законы построения текстов с цепной и параллельной связью предложений. Анализировать связные тексты |
| Основной курс | | | | |
5 | Понятие о литературном языке | 1 | | | Усваивать нормы литературного языка. Совершенствовать устную речь. Редактировать тексты с нарушением речевой нормы |
6 | Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия | 17 | | | |
6.1 | Звуки речи. Звуки речи и буквы | 1 | | | Анализ схемы, демонстрирующей группы звуков речи в русском языке. Составление таблицы «Гласные звуки». |
6.1.1 | Р\р Учитесь выразительно читать | 1 | | | Выработать навык выразительного чтения, нахождения в тексте опорных фраз и ключевых слов, постановки интонации. |
6.2 | Алфавит | 1 | | | Сопоставление и анализ звукового и буквенного состава слов. Расположение слов в алфавитном порядке, отработка навыка поиска слов в словаре. Пересказ текста. |
6.3 | Гласные и согласные звуки. Слог. Правила переноса | 1 | | | Выполнение упражнений на распознавание звуков. Работа с текстом. |
6.4 | Ударение | 1 | | | Анализ и оценивание речи с орфоэпической точки зрения, исправление произносительных и орфографических ошибок. |
6.5 | Понятие об орфограмме. Сильная и слабая позиция звука | 1 | | | Самостоятельно читать учебную статью и составлять её план. Производить фонетический разбор слов. Тренировать умение переносить слова по слоговому принципу |
6.6 | Правописание безударных гласных в корне | 1 | | | Применять различные способы проверки безударной гласной в корнях слов с использованием алгоритма рассуждения при выборе написания. Осмыслять лексическое значение проверяемых корней. Составлять словосочетания и предложения со словарными словами. |
6.7 | Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие согласные | 1 | | | Объяснять выбор написания орфограммы с использованием алгоритма рассуждения. Распределять слова по типу орфограммы. |
6.8 | Гласные буквы после шипящих и Ц | 1 | | | Алгоритм рассуждения при выборе написания гласных после ц в корнях слов |
6.9 | Гласные буквы после шипящих и Ц | 1 | | | Алгоритм рассуждения при выборе написания гласных после ц в корнях слов |
6.10 | Звонкие и глухие согласные звуки, их обозначение на письме | 1 | | | Расширять знания о позиционных чередованиях согласных по звонкости-глухости. Осмыслять правила обозначения согласных на письме |
6.11 | Непроизносимые согласные звуки, их обозначение на письме | 1 | | | Объяснять написание орфограмм с использованием алгоритма рассуждения. |
6.12 | Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных на письме | 1 | | | Совершенствовать умение обнаруживать орфограммы в неадаптированном тексте |
6.12.1 | Р\р Цепная и параллельная связь предложений в тексте | 1 | | | Совершенствовать умение выразительно читать текст с соблюдением его интонационных особенностей. Делать комплексный анализ текста |
6.13 | Правописание разделительных Ь и Ъ | 1 | | | Объяснять написание орфограммы с использованием алгоритма рассуждения. Самостоятельно решать орфографические задачи по теме |
6.14 | Орфографический словарь. Орфоэпический словарь | 1 | | | Работать со словарем, словарной статьей |
6.15 | Повторение изученного в разделе «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия» | 1 | | | Производить орфографический анализ связного текста (обнаруживать орфограмму по опознавательному признаку, объяснять написание по алгоритму) |
6.16 | К\р Самостоятельная работа по теме «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия» | 1 | | | Самостоятельно выполнять задания письменной работы |
6.17 | Анализ самостоятельной работы | 1 | | | Корректировать умение обнаруживать орфограммы в неадаптированном тексте и объяснять выбор написания по алгоритму рассуждения |
7 | Морфемика. Словообразование. Орфография | 42 | | | |
7.1 | Понятие о морфемике | 1 | | | Разбирать слова по составу. Упражняться в историческом анализе слова |
7.2 | Основа слова и окончание | 1 | | | Анализировать лексическое значение и орфографические особенности слова. |
7.3 | Основа слова и окончание | 1 | | | Упражняться в орфоэпии. Разбирать слова по составу |
7.4 | Корень слова | 1 | | | Ознакомиться с историческими изменениями в составе слова. Освоить план этимологического анализа слова. |
7.5 | Однокоренные (родственные) слова | 1 | | | Анализировать написание гласных в корнях слов на основе принципа единообразия написания морфем |
7.6 | Приставки. Суффиксы | 1 | | | Отработать алгоритм действий по выделению приставки из основы слова. Упражняться в морфемном разборе слова |
7.7 | Приставки. Суффиксы | 1 | | | Осмыслять стилистическую роль суффиксов. Осмыслять словообразующую и формообразующую роль суффиксов. Анализировать написание гласных суффиксов глагола |
7.7.1 | Р\р Стили речи. Разговорный стиль | 1 | | | Сопоставлять разговорный и книжный стили речи. Анализировать тексты разговорного стиля с точки зрения его языковых особенностей |
7.8 | Чередование звуков | 1 | | | Обнаруживать корни с чередованием в соответствии с их лексическим значением. |
7.9 | Чередование звуков | 1 | | | Зрительно воспринимать языковое явление чередования звуков. Выполнять письменные упражнения по образцу |
7.10 | Чередование звуков | 1 | | | Сопоставлять слова в историческом контексте значения корня. |
7.11 | Чередование звуков | 1 | | | Систематизировать сведения о чередовании гласных в корнях слов |
7.12 | К\р Подготовка к сочинению о слове | 1 | | | Читать и интерпретировать образцы размышлений о слове. Подбирать темы сочинения. Составлять примерный план сочинения. Создавать черновик сочинения |
7.13 | Порядок морфемного разбора | 1 | | | Отрабатывать план действий при морфемном разборе слова |
7.14 | Порядок морфемного разбора | 1 | | | Проводить полный и частичный морфемный разбор слов. Записывать слова под диктовку с обозначением морфем |
7.14.1 | Р\р Книжные стили. Знакомьтесь: научный стиль | 1 | | | Осмыслять цели научного стиля в процессе анализа текстов. Вести наблюдения над языковыми приметами научного стиля. Отвечать на вопросы лингвистического характера. Работать со словарями и справочниками |
7.15 | Правописание корней с чередованием гласных А-О | 1 | | | Изучать правила правописания корней с чередованием. Записывать тексты под диктовку с применением правила написания корней с чередованием. |
7.16 | Правописание корней с чередованием гласных А-О | 1 | | | Составлять алгоритм рассуждения при выборе написания орфограммы-гласной в корнях с чередованием. |
7.17 | Правописание корней с чередованием гласных А-О | 1 | | | Тренироваться в морфемном анализе слов. |
7.18 | Правописание корней с чередованием гласных А-О | 1 | | | Различать омонимичные корни. |
7.19 | Правописание корней с чередованием гласных А-О | 1 | | | Обобщать материал по теме |
7.20 | Правописание корней с чередованием гласных Е-И | 1 | | | Изучать правила правописания корней с чередованием. Составлять алгоритм рассуждения при выборе написания орфограммы-гласной в корнях с чередованием. |
7.21 | Правописание корней с чередованием гласных Е-И | 1 | | | Тренироваться в морфемном анализе слов. Записывать тексты под диктовку с применением правила написания корней с чередованием. |
7.22 | Правописание корней с чередованием гласных Е-И | 1 | | | Различать омонимичные корни. Обобщать материал по теме |
7.23 | К\р Проверочный диктант | 1 | | | Написание диктанта и выполнение грамматического задания.
|
7.24 | Анализ проверочного диктанта | 1 | | | Выполнение работы над ошибками. |
7.24.1 | Р\р Метафора как средство выразительности речи. Художественный стиль | 1 | | | Осмыслять суть метафоры как скрытого сравнения в процессе анализа языкового материала учебника. |
7.24.2 | Р\р Метафора как средство выразительности речи. Художественный стиль | 1 | | | Анализировать готовые загадки на основе метафоры. Составлять собственные загадки на основе метафоры |
7.25 | Правописание приставок | 1 | | | Сопоставлять звучание и написание. Различать приставку с- и приставки на з (с). Объяснять выбор написания приставок по алгоритму рассуждения |
7.26 | Правописание согласных и гласных в приставках | 1 | | | Определять роль приставки в образовании нового значения слова. Сопоставлять родственные слова. |
7.27 | Правописание приставок, оканчивающихся на З(С) | 1 | | | Объяснять выбор написания по алгоритму рассуждения. Производить самопроверку написания |
7.28 | Правописание приставок, оканчивающихся на З(С) | 1 | | | Объяснять выбор написания по алгоритму рассуждения. Производить самопроверку написания |
7.28.1 | Р\р Изложение, близкое к тексту | 1 | | | Отвечать на вопросы по тексту, осваивать новую лексику. Анализировать смысловые связи предложений в тексте. Пересказывать текст. Создавать черновик изложения. Редактировать черновой вариант изложения |
7.29 | Правописание приставок роз-(рос-) – раз-(рас-) | 1 | | | Объяснять выбор написания по алгоритму рассуждения. Производить самопроверку написания |
7.30 | Правописание приставок роз-(рос-) – раз-(рас-) | 1 | | | Объяснять выбор написания по алгоритму рассуждения. Производить самопроверку написания |
7.31 | Буква Ы после приставок, оканчивающихся на согласный | 1 | | | Разбирать слова по составу. Определять лексическое значение корня. Тренировать умение воспринимать звучание слова на стыке приставки и корня. Решать орфографические задачи, связанные с содержанием темы |
7.32 | Правописание приставок при- и пре- | 1 | | | Читать, составлять план учебной статьи и пересказывать её по плану. Разбирать слова по составу. |
7.33 | Правописание приставок при- и пре- | 1 | | | Сопоставлять произношение и написание приставок в зависимости от контекста. Объяснять написание приставок по алгоритму рассуждения. Воспринимать письменную речь в процессе анализа орфограмм |
7.34 | Обобщение изученного по теме «Правописание приставок» | 1 | | | Решать орфографические задачи, связанные с содержанием темы |
7.35 | К\р Контрольный диктант по теме «Правописание приставок» | 1 | | | Определять опознавательные признаки орфограмм и пунктограмм и выбирать верное их написание. Выполнять грамматические задания |
7.36 | Анализ контрольного диктанта | 1 | | | Группировать ошибочные написания по типам орфограмм. Объяснять написания по алгоритмам рассуждения. Выполнять упражнения, аналогичные грамматическим заданиям диктанта |
7.37 | Словообразование | 1 | | | Разбирать слова по составу. Определять лексическое значение слова в соответствии с его происхождением. |
7.38 | Словообразование | 1 | | | Соотносить новое слово с исходным. Осваивать схему словообразовательного разбора слова. Работать с этимологическим словарём |
7.39 | Словообразовательные и этимологические словари русского языка | 1 | | | Работать с толковым словарём. Осмыслять значение слова в структуре словосочетания. Разграничивать явления многозначности слова. Упражняться в употреблении слова в прямом и переносном значении. Воспринимать выразительную функцию слов в переносном значении в речи |
7.40 | Повторение изученного в разделе «Морфемика. Словообразование. Орфография» | 1 | | | Выборочно читать учебную статью. Анализировать структуру учебной статьи. Воспринимать и осмыслять выразительные высказывания. Группировать слова по заданным параметрам. Осваивать строение и структуру словарной статьи. Упражняться в определении лексического значения слова и его стилистической принадлежности |
7.41 | К\р Контрольный диктант по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография» | 1 | | | Определять опознавательные признаки орфограмм и пунктограмм и выбирать верное их написание. Выполнять грамматические задания |
7.42 | Анализ контрольного диктанта | 1 | | | Группировать ошибочные написания по типам орфограмм. Объяснять написания по алгоритмам рассуждения. Выполнять упражнения, аналогичные грамматическим заданиям диктанта |
7.42.1 | Р\р Типы речи | 1 | | | Сопоставлять типы речи на материале текстов учебника и опыта речевого общения учащихся. Упражняться в определении типа речи |
7.42.2 | Р\р Повествовать –значит рассказывать | 1 | | | Анализировать текст-повествование. Составлять текст-повествование по рисункам и воображаемому сюжету. Ознакомиться с различными формами повествования (от разного лица) |
8 | Лексика и фразеология | 22 | | | |
8.1 | Словарное богатство русского языка | 1 | | | Выборочно читать учебную статью. Анализировать структуру учебной статьи. Воспринимать и осмыслять выразительные высказывания. Группировать слова по заданным параметрам. |
8.2 | Лексическое значение слова | 1 | | | Осваивать строение и структуру словарной статьи. Упражняться в определении лексического значения слова и его стилистической принадлежности |
8.3 | Лексическое значение слова | 1 | | | Осваивать строение и структуру словарной статьи. Упражняться в определении лексического значения слова и его стилистической принадлежности |
8.4 | Однозначные и многозначные слова | 1 | | | Работать с толковым словарём. Осмыслять значение слова в структуре словосочетания. |
8.5 | Однозначные и многозначные слова | 1 | | | Разграничивать явления многозначности слова. |
8.6 | Прямое и переносное значение слова | 1 | | | Упражняться в употреблении слова в прямом и переносном значении. |
8.7 | Прямое и переносное значение слова | 1 | | | Воспринимать выразительную функцию слов в переносном значении в речи |
8.7.1 | Р\р Выборочное изложение | 1 | | | Формулировать темы изложения. Выбирать соответствующий теме эпизод текста. Обсуждать детали текста для выборочного изложения. Анализировать языковые средства текста. Писать выборочное изложение. Редактировать чистовой вариант |
8.8 | Омонимы | 1 | | | Сопоставлять омонимы и многозначные слова. Различать омонимы и многозначные слова. Решать творческие задачи на употребление омонимов в каламбурах и загадках |
8.9 | Синонимы | 1 | | | Наблюдать своеобразие использования в речи синонимов. |
8.10 | Синонимы | 1 | | | Определять разные типы синонимов: смысловые, стилистические, текстовые. Производить лексический разбор слова по образцу |
8.11 | Лексический разбор слова | 1 | | | Упражняться в лексическом разборе слова. Составлять словарные статьи по типу толкового словаря |
8.12 | Лексический разбор слова | 1 | | | Повторять орфограммы корня слова |
8.13 | Антонимы | 1 | | | Осмыслять роль антонимов в структуре словарной статьи толкового словаря. Упражняться в определении роли антонимов для придания высказыванию точности, меткости, афористичности. Определять роль антонимов как средства связи предложений и фрагментов высказывания |
8.13.1 | Р\р Описание предмета | 1 | | | Давать общую характеристику предмета. Выявлять отдельные признаки и детали предмета. Сопоставлять описание предмета в научном и художественном стилях. Выявлять приметы художественного описания в связном тексте. Осознавать авторскую позицию в художественном описании предмета. Готовиться к домашнему сочинению-описанию предмета по памятке |
8.14 | Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении | 1 | | | Выборочно читать учебную статью. Составлять план учебной статьи. Пересказывать учебную статью. Упражняться в определении сферы употребления и роли слов, ограниченных в употреблении, в художественной литературе. Упражняться в лексическом разборе текста |
8.15 | Историзмы, архаизмы и неологизмы | 1 | | | Осмыслять исторические явления в лексике русского языка при образовании неологизмов и архаизмов. Определять роль архаизмов в художественной литературе |
8.16 | Историзмы, архаизмы и неологизмы | 1 | | | Повторять правописание слов с полногласными и неполногласными чередованиями в корне |
8.17 | Происхождение лексики русского языка | 1 | | | Работать с учебной статьёй. Ознакомиться с «внешними» приметами заимствованных слов |
8.18 | Происхождение лексики русского языка | 1 | | | Ознакомиться со структурой и содержанием статей этимологического словаря. Упражняться в определении происхождения слов |
8.18.1 | Р\р Как описать животное? | 1 | | | Повторять сведения о стилях и типах речи, основных средствах выразительности. Составлять опорный план будущего сочинения |
8.19 | Фразеологизмы | 1 | | | Осмыслять значение фразеологизмов. Осваивать правила уместного использования фразеологизмов в собственной речи. |
8.20 | Фразеологизмы | 1 | | | Упражняться в определении фразеологизмов и их роли в художественной литературе |
8.21 | Повторение изученного в разделе «Лексикология и фразеология» | 1 | | | Совершенствовать умение видеть и слышать опознавательные признаки орфограмм. |
8.22 | Повторение изученного в разделе «Лексикология и фразеология» | 1 | | | Совершенствовать умение выбирать написание с помощью алгоритма рассуждения. Производить орфографический анализ связного текста |
8.22.1 | Р\р Подготовка к сочинению о любимом животном | 1 | | | Составлять опорный план будущего сочинения |
9 | Повторение | 19 | | | |
9.1 | Систематизация и обобщение изученного по орфографии | 1 | | | Совершенствовать умение видеть и слышать опознавательные признаки орфограмм. |
9.2 | Систематизация и обобщение изученного по орфографии | 1 | | | Совершенствовать умение выбирать написание с помощью алгоритма рассуждения. |
9.3 | Систематизация и обобщение изученного по орфографии | 1 | | | Производить орфографический анализ связного текста |
9.3.1 | Р\р Рассуждение | 1 | | | Знать особенности данного типа речи, уметь выделять признаки данного типа. |
9.3.2 | Р\р Рассуждение | 1 | | | Составлять план рассуждения, писать рассуждение на заданную тему. |
9.4 | Систематизация и обобщение изученного по орфографии | 1 | | | Совершенствовать умение выбирать написание с помощью алгоритма рассуждения. |
9.5 | Систематизация и обобщение изученного по орфографии | 1 | | | Совершенствовать умение выбирать написание с помощью алгоритма рассуждения. |
9.6 | Систематизация и обобщение изученного по пунктуации | 1 | | | Систематизировать изученное по пунктуации. Совершенствовать умение определять формальные признаки пунктограммы. |
9.7 | Систематизация и обобщение изученного по пунктуации | 1 | | | Совершенствовать умение объяснять постановку знаков препинания в соответствии со смысловыми отношениями предложений. Производить пунктуационный анализ связного текста |
9.7.1 | Р\р Текст. Лексические средства связи предложений в тексте | 1 | | | Знать виды связи предложений в тексте, находить связи в предложениях. |
9.8 | Систематизация и обобщение изученного по пунктуации | 1 | | | Систематизировать изученное по пунктуации. Совершенствовать умение определять формальные признаки пунктограммы. |
9.9 | Систематизация и обобщение изученного по культуре речи | 1 | | | Систематизировать и обобщать знания по культуре речи. |
9.9.1 | Р\р Сочинение по картине | 1 | | | Составлять связный текст – описание, составлять план сочинения, выражать свои мысли и эмоции словами. |
9.9.2 | Р\р Сочинение по картине | 1 | | | Составлять связный текст – описание, составлять план сочинения, выражать свои мысли и эмоции словами. |
9.10 | Систематизация и обобщение изученного по культуре речи | 1 | | | Систематизировать и обобщать знания по культуре речи. |
9.11 | Систематизация и обобщение изученного по культуре речи | 1 | | | Систематизировать и обобщать знания по культуре речи. |
9.12 | Систематизация и обобщение изученного по культуре речи | 1 | | | Систематизировать и обобщать знания по культуре речи. |
9.13 | К\р Итоговая контрольная работа | 1 | | | Определять опознавательные признаки орфограмм и пунктограмм и выбирать верное их написание. Выполнять грамматические задания |
9.14 | Анализ итоговой контрольной работы | 1 | | | Группировать ошибочные написания по типам орфограмм. Определять опознавательный признак пунктограмм. Объяснять ошибочные написания по алгоритмам рассуждения. Составлять схемы предложений. Отрабатывать порядок действий при решении грамматических заданий |
9.15 | Повторение | 1 | | | Выполнять практические упражнения, определённые уроком, требующим увеличения времени для выполнения его основных задач |
9.16 | Повторение | 1 | | | Выполнять практические упражнения, определённые уроком, требующим увеличения времени для выполнения его основных задач |
9.17 | Повторение | 1 | | | Выполнять практические упражнения, определённые уроком, требующим увеличения времени для выполнения его основных задач |
9.18 | Повторение | 1 | | | Выполнять практические упражнения, определённые уроком, требующим увеличения времени для выполнения его основных задач |
9.19 | Повторение | 1 | | | Выполнять практические упражнения, определённые уроком, требующим увеличения времени для выполнения его основных задач |
10 | Р\р Развитие связной речи учащихся. Повторение | 1 | | | Систематизировать и обобщать знания по культуре речи. |
11 | Р\р Развитие связной речи учащихся. Повторение | 1 | | | Совершенствовать умение создавать собственные тексты разных типов. Писать сочинение по личным впечатлениям |
14 | Резерв | 6 | | | |
| Итого: | 210 | | | |