| | | I. ПОВТОРЕНИЕ (11 ч) | | |
1 | | | Наша речь и наш язык (1 ч) Диалогическая и монологическая речь. «Волшебные» слова русской речи: слова-приветствия, слова-прощания, слова-просьбы, слова-извинения и др. Нормы речевого этикета. Развитие мотива к созданию дневника с записью мудрых мыслей о русском языке. Развитие речи. Составление текста по рисунку с включением в него диалога. | | |
2 | | | Текст (3 ч) Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, тема, основная мысль, план текста. | | |
3 | | | Составление планов к данным текстам. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). Воспитание чувства любви к своей большой и малой родине. | | |
4 | | | Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Создание собственных текстов по предложенным темам с использованием разных типов речи. Развитие речи. Составление устного рассказа на выбранную тему. | | |
5 | | | Предложение (3 ч) Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске/ | | |
6 | | | Виды предложений по интонации: восклицательные и невосклицательные. | | |
7 | | | Знаки препинания в конце предложений. | | |
8 | | | Обращение (1 ч) Предложения с обращением. Нахождение в предложении обращения в начале, середине, конце. Знаки препинания в предложениях с обращением. | | |
9 | | | Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения (2 ч) Связи между словами в предложении. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. | | |
10 | | | Предложения распространённые и нераспространённые. Моделирование предложений. Разбор предложения по членам | | |
11 | | | Словосочетание (1 ч) Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. *Слово с непроверяемым написанием: горизонт. Развитие речи. Составление предложений по теме, по схеме; восстановление деформированного текста; письменное выборочное изложение по вопросам. Проверочная работа | | |
| | | II.ПРЕДЛОЖЕНИЕ (9 ч) | | |
12 | | | Однородные члены предложения (5 ч) Представление о предложениях с однородными членами. | | |
13 | | | Связь однородных членов в предложении: при помощи интонации перечисления, при помощи союзов (и, а, но). | | |
14 | | | Предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Запятая между однородными членами, соединёнными союзами. | | |
15 | | | Сведения о трудовой деятельности людей, работающих в сельской местности. Формирование уважительного отношения к труду и людям труда. | | |
16 | | | Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень» и данному плану. | | |
17 | | | Простые и сложные предложения (4 ч) Различение простых и сложных предложений. | | |
18 | | | Различение сложного предложения и простого предложения с однородными членами. Союзы в сложном предложении. | | |
19 | | | Знаки препинания в сложных предложениях. Проверочная работа. | | |
20 | | | Развитие речи. Письменное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану | | |
| | | СЛОВО В ЯЗЫКЕ И РЕЧИ (21 ч) | | |
21 | | | Лексическое значение слова (4 ч) Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. | | |
22 | | | Углубление представлений об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов, о синонимах, антонимах, омонимах, устаревших и новых словах, заимствованных словах, фразеологизмах. | | |
23 | | | Наблюдение за использованием слов в тексте. Работа с лингвистическими словарями (толковым, синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов). Высказывания о русском языке русских писателей; формирование эмоционально-ценностного отношения к родному языку. Сведения об источниках пополнения русского языка словами. Значение изобразительно-выразительных средств языка. | | |
24 | | | Развитие речи. Наблюдение за изобразительно-выразительными средствами языка (словами, употреблёнными в переносном значении, значениями фразеологизмов), составление текста по рисунку и фразеологизму | | |
25 | | | Состав слова (9 ч) (Работа над составом слова продолжается при изучении всех разделов курса.) Значимые части слова (3 ч). Корень, приставка, суффикс, окончание. Значение суффиксов и приставок. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. | | |
26 | | | Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. | | |
27 | | | Различение изменяемых и неизменяемых слов. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок . Разбор слова по составу. Моделирование состава слова по определённой схеме. | | |
28 | | | Правописание гласных и согласных в значимых частях слова (4 ч). Правописание слов с безударным гласным в слове, с парным по глухости-звонкости согласным, с непроизносимым согласным. | | |
29 | | | Правописание двойных согласных в словах. | | |
30 | | | Правописание приставок и суффиксов. | | |
31 | | | Правописание суффиксов -ик и -ек. | | |
32 | | | Правописание слов с разделительными твёрдым (ъ) и мягким (ь) знаками (2 ч) Работа с орфографическим словарём. | | |
33 | | | Контрольный диктант. | | |
34 | | | «Анализ контрольной работы. Работа над ошибками». Развитие речи. Письменное изложение повествовательного деформированного текста. Составление объявления. | | |
35 | | | Части речи (8 ч) Повторение и углубление представлений о частях речи (3 ч). Части речи, деление частей речи на самостоятельные и служебные. | | |
36 | | | Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол. | | |
37 | | | Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол. Работа с графической наглядностью. | | |
38 | | | Наречие (общее представление) (4 ч). Значение и употребление в речи. | | |
39 | | | Значение наречий и употребление в речи. | | |
40 | | | Проверочная работа. | | |
41 | | | Развитие речи. Сочинение-отзыв по репродукции картины В. М. Васнецова «Иван царевич на Сером волке» | | |
| | | ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (39 ч) | | |
42 | | | Изменение по падежам (5 ч) | | |
43 | | | Определение падежа, в котором употреблено имя существительное | | |
44 | | | Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. | | |
45 | | | Начальная форма имени существительного. | | |
46 | | | Имена существительные, которые употребляются в одной форме (пальто, кофе). | | |
47 | | | Три склонения имён существительных (8 ч) 1-е склонение имён существительных. | | |
48 | | | Падежные окончания имён существительных 1-го склонения. | | |
49 | | | Развитие речи. Составление сочинения по репродукции картины художника А.А. Пластова «Первый снег» (сочинение-описание). | | |
50 | | | 2-е склонение имён существительных | | |
51 | | | Падежные окончания имён существительных 2-го склонения. | | |
52 | | | 3-е склонение имён существительных. | | |
53 | | | Падежные окончания имён существительных 3-го склонения. | | |
54 | | | Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. | | |
55 | | | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе (18 ч) Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных (1 ч). | | |
56 | | | Именительный и винительный падежи (1 ч). | | |
| | | Родительный падеж (2ч). | | |
57 | | | Родительный падеж | | |
58 | | | Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных (1 ч). | | |
59 | | | Дательный падеж | | |
60 | | | Дательный падеж | | |
61 | | | Дательный падеж | | |
62 | | | Творительный падеж (2 ч). | | |
63 | | | Творительный падеж (2 ч). Правописание имён существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и ц. | | |
64 | | | Предложный падеж (2 ч). | | |
65 | | | Предложный падеж. | | |
66 | | | Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах (6 ч). | | |
67 | | | Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах | | |
68 | | | Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах | | |
69 | | | Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах | | |
70 | | | Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах | | |
71 | | | Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах | | |
72 | | | Развитие речи. Составление сочинения-отзыва по репродукции картины художника В.А. Тропинина «Кружевница» (сочинениеотзыв). | | |
73 | | | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе (6 ч) Общее представление о склонении имён существительных во множественном числе (1 ч). | | |
74 | | | Именительный падеж (1 ч). | | |
75 | | | Родительный падеж (2 ч). | | |
76 | | | Родительный падеж. | | |
77 | | | Винительный падеж одушевлённых имён существительных (1 ч). | | |
78 | | | Дательный, творительный, предложный падежи (1 ч). Лексические и грамматические нормы употребления имён существительных. Морфологический разбор имён существительных | | |
79 | | | Контрольный диктант. | | |
80 | | | «Анализ контрольной работы. Работа над ошибками». Обобщение знаний об имени существительном | | |
81 | | | Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. | | |
82 | | | Сочинение сказки на основе творческого воображения по данному началу. Формирование мотивации к проведению исследовательской работы. Проект «Говорите правильно!» | | |
| | | ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (30 ч) | | |
83 | | | Повторение и углубление представлений об имени прилагательном (4 ч) Значение и употребление в речи. Словообразование имён прилагательных. | | |
84 | | | Род и число имён прилагательных. Изменение прилагательных по числам, по родам (в единственном числе). | | |
85 | | | Начальная форма имён прилагательных. | | |
86 | | | Развитие речи. Сочинение-описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка». Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина». Развитие мотива к проведению исследовательской работы. | | |
87 | | | Изменение по падежам имён прилагательных (1 ч) Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. | | |
88 | | | Развитие речи. Составление текста-рассуждения по репродукции картины В. Серова «Мика Морозов». | | |
89 | | | Правописание падежных окончаний имён прилагательных. | | |
90 | | | Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе (9 ч) Именительный падеж. | | |
91 | | | Родительный падеж. | | |
92 | | | Дательный падеж. | | |
93 | | | Именительный, винительный, родительный падежи. | | |
94 | | | Творительный и предложный падежи. | | |
95 | | | Окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в каждом из падежей. | | |
96 | | | Окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в каждом из падежей. | | |
97 | | | Развитие речи. Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания. | | |
98 | | | Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе (6 ч) Склонение имён прилагательных женского рода. | | |
99 | | | Именительный и винительные падежи. | | |
100 | | | Именительный и винительные падежи. | | |
101 | | | Родительный, дательный, творительный падежи. | | |
102 | | | Родительный, дательный, творительный падежи. | | |
103 | | | Развитие речи. Письмо по памяти сравнительного описательного текста. Составление сообщения о достопримечательностях своего города (посёлка). | | |
104 | | | Склонение имён прилагательных во множественном числе (6 ч) Окончания имён прилагательных множественного числа в каждом из падежей. | | |
105 | | | Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста; составление текста по репродукции картины Н. К. Рериха «Заморские гости». | | |
106 | | | Именительный и винительный падежи. | | |
107 | | | Родительный и предложный падежи. Дательный и творительный падежи. | | |
108 | | | Нормы правильного согласования имён прилагательных и имён существительных в речи. | | |
109 | | | Осознание эстетической стороны речевого высказывания при анализе художественных текстов | | |
110 | | | Обобщение знаний об имени прилагательном Морфологический разбор имён прилагательных. | | |
111 | | | Контрольный диктант. | | |
112 | | | «Анализ контрольной работы. Работа над ошибками». Развитие речи. Составление устного сообщения о своих впечатлениях, связанных с восприятием репродукции картины И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» | | |
| | | МЕСТОИМЕНИЯ (10 Ч) | | |
113 | | | Личные местоимения (2 ч) Роль личных местоимений в речи. | | |
114 | | | Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. | | |
115 | | | Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений (8 ч) Склонение личных местоимений 1 и 2-го лица единственного и множественного числа. | | |
116 | | | Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа. | | |
117 | | | Окончания личных местоимений в косвенных формах. | | |
118 | | | Правописание косвенных форм личных местоимений, раздельное написание местоимений с предлогами. | | |
119 | | | Правописание косвенных форм личных местоимений, раздельное написание местоимений с предлогами. | | |
120 | | | Морфологический разбор личных местоимений | | |
121 | | | Проверочная работа. | | |
122 | | | Развитие речи. Составление небольших устных высказываний по рисункам с использованием в них диалога; подробное изложение повествовательного текста; составление поздравительной открытки | | |
| | | ГЛАГОЛ (37 ч) | | |
123 | | | Повторение и углубление представлений о глаголе как части речи (2 ч) Значение глаголов в языке и речи. Время глаголов (настоящее, прошедшее, будущее). | | |
124 | | | Изменение глаголов по временам. | | |
125 | | | Неопределённая форма глагола (5 ч) | | |
126 | | | Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? | | |
127 | | | Неопределённая форма глагола. | | |
128 | | | Неопределённая форма глагола. | | |
129 | | | Развитие речи. Письменное изложение по самостоятельно составленному плану. | | |
130 | | | Спряжение глагола (8 ч) Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. | | |
131 | | | Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. | | |
132 | | | Лица и числа глаголов. | | |
133 | | | Лица и числа глаголов. | | |
134 | | | Глаголы, которые не употребляются в форме 1-го лица настоящего и будущего времени (победить, пылесосить и др.). | | |
135 | | | 2-е лицо глаголов. | | |
136 | | | Правописание окончаний глаголов во 2-м лице настоящего и будущего времени в единственном числе. | | |
137 | | | Развитие речи. Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода». | | |
138 | | | I и ІІ спряжение глаголов (2 ч) Спряжение глаголов в настоящем времени. | | |
139 | | | Спряжение глаголов в будущем времени. Личные окончания глаголов І и ІІ спряжения | | |
140 | | | Правописание глаголов (11 ч) Правописание глаголов с безударными личными окончаниями (8 ч). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. | | |
141 | | | Способы определения І и ІІ спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. | | |
142 | | | Способы определения І и ІІ спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. | | |
143 | | | Способы определения І и ІІ спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. | | |
144 | | | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. | | |
145 | | | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. | | |
146 | | | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. | | |
147 | | | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. | | |
148 | | | Правописание возвратных глаголов (3 ч). Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени. | | |
149 | | | Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах. | | |
150 | | | Развитие речи. Работа с текстом. Подробное изложение деформированного повествовательного текста. | | |
151 | | | Правописание глаголов в прошедшем времени (3 ч) Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. | | |
152 | | | Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени и суффиксов глаголов. | | |
153 | | | Развитие речи. Составление текста на спортивную тему по выбору обучающихся. | | |
154 | | | Обобщение по теме «Глагол» (6 ч) | | |
155 | | | Обобщение по теме «Глагол» | | |
156 | | | Морфологический разбор глаголов. | | |
157 | | | Морфологический разбор глаголов. | | |
158 | | | Контрольный диктант. | | |
159 | | | «Анализ контрольной работы. Работа над ошибками». Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста | | |
160 | | | Повторение (18 ч) | | |
161 | | | Повторение | | |
162 | | | Повторение | | |
163 | | | Повторение | | |
164 | | | Повторение | | |
165 | | | Повторение | | |
166 | | | Повторение | | |
167 | | | Повторение | | |
168 | | | Повторение | | |
169 | | | Повторение | | |
170 | | | Повторение | | |
171 | | | Повторение | | |
172 | | | Повторение | | |
173 | | | Повторение | | |
174 | | | Повторение | | |
175 | | | Итоговый урок за год | | |