ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, в соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений по 2 часа в неделю в 7-9 классах, по авторской программе составители которой являются : В.В Белага, В.В Жумаев, И.А Ломаченков, Ю.А Панебратцев; «Просвещение», 2010 г и в соответствии с выбранным учебником: В. В. Белага; И. А. Ломаченков; Ю. А. Панебратцев. Физика 7 кл; М., «Просвящение» 2009г
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логике учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный подбор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
Структура документа
Программа по физике включает в себя четырех разделов: пояснительную записку; основное содержание, тематическое планирование, требования к уровню подготовки выпускников, оснащение учебного процесса.
Общая характеристика учебного предмета
Физика как наука наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики. Основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их решению.
Цели изучения физики:
Освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которыми они подчиняются, о методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
Овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, физических задач и выполнения экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
Воспитание убеждённости в познавательности окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как элементу общечеловеческой культуры;
Применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
На основе требований Государственного общеобразовательного стандарта в содержании календарно – тематического планирования предусмотрено формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Ценностные ориентиры содержания предмета
Познавательная деятельность:
Использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдения, измерения, эксперимента, моделирования;
Формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
Овладения адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
Приобретения опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно- коммуникативная деятельность:
Владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
Владения навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные результаты своих действий;
Организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Знание физических законов необходимых для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Предметными результатами обучения физике в 7 классе являются:
• знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
• умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
• умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
• умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
• формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
• коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Учащиеся, проявляющие особый интерес к физике, смогут изучать ее на повышенном уровне с одним дополнительным учебным часом из вариативной части базисного учебного (образовательного) плана по физике.
Результаты освоения курса физики за 7 класс
ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
Положение о том, что все тела состоят из частиц, в частности из молекул, что молекулы находятся в постоянном беспорядочном движении и взаимодействуют (притягиваются и отталкиваются)
Понятия: инерция, масса, плотность вещества, сила тяжести, вес, давление, архимедова сила, работа, мощность, потенциальная и кинетическая энергии, равновесия рычага.
Формулы связи силы тяжести и массы, расчета давления жидкости под действием силы тяжести. Закон Паскаля. Практическое применение названных понятий и закона в простых механизмах, конструкциях машин, водном транспорте, гидравлических устройствах.
Учащиеся должны уметь:
Применять основные положения молекулярно – кинетической теории для объяснения диффузии в жидкостях и газах, различия между агрегатными состояниями вещества, давление газа, закон Паскаля.
Определять жену деления измерительного прибора, правильно пользоваться измерительным цилиндром, весами, динамометром, таблицами физических величин.
внутри жидкости; на зависимость архимедовой силы от плотности жидкости, от объема погруженной в жидкость части тела; на применение условий плавания тел.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ:
Методы обучения | Формы обучения |
Информационно – развивающий, проблемно- поисковый, репродуктивный, эвристический, групповой, частично – поисковый. | Лекции, беседы, эвристическая беседа, индивидуальная работа по карточкам, решение задач, лабораторные работы, самост. работа с .литературой. |
Методы и формы обучения выбираются в зависимости от выдвигаемых целей и задач.
Виды контроля знаний: самостоятельные работы, фронтальные устные опросы, физические диктанты, контрольные работы, домашние эксперименты.
Место предмета в учебном плане: Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов из расчета 2 часа в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
Ι. ФИЗИКА И МИР, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ – 7 ч
Что изучает физика? Некоторые физические термины. Наблюдение и опыт. Физические приборы и их измерения. Международная система единиц. Измерение т точность измерений. Погрешность измерений. Мир четырех измерений. Пространство и время.
Демонстрации: примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений, портреты ученых, физические приборы, схемы, рисунки, таблицы, слайды, модели, (в том числе цифровые образовательные ресурсы) иллюстрирующие изучаемые явления.
Лабораторные работы и опыты:
Определение цены деления шкалы измерительного прибора;
Определение объема твердого тела;
ΙΙ. СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА – 6 ч
Строение вещества. Молекулы и атомы. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Смачивание и капиллярность. Модели строения газов, жидкостей, твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.
Демонстрации: сжимаемость газов, диффузия в газах и жидкостях, модель хаотического движения молекул, модель броуновского движения, сохранение объема жидкости при измерении формы сосуда, рисунки, таблицы, слайды, модели, (в том числе цифровые образовательные ресурсы) иллюстрирующие изучаемые явления.
Лабораторные работы и опыты:
Измерение размеров малых тел;
Изучение процесса кипения воды.
ΙΙΙ. ДВИЖЕНИЕ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, МАССА – 10 ч
Механическое движение. Относительность движения. Тело отсчета. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Методы измерения расстояния, времени и скорости. Неравномерное движение. Средняя скорость. Ускорение. Равноускоренное движение. Свободное движение тел. Графики зависимости пути и скорости от времени.
Явление инерции. Взаимодействие тел. Масса тела. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности.
Демонстрации: равномерное прямолинейное движение, относительность движения, равноускоренное движение, свободное падение тел в трубке Ньютона, явление инерции, взаимодействие тел, рисунки, таблицы, слайды, модели, (в том числе цифровые образовательные ресурсы) иллюстрирующие изучаемые явления.
Лабораторные работы и опыты:
Измерение массы тела на рычажных весах;
Измерение плотности твердого тела с помощью весов и измерительного цилиндра;
ΙV. СИЛЫ ВОКРУГ НАС – 10 ч
Сила. Сила тяжести. Правило сложение сил. Равнодействующая сила. Сила упругости. Закон Гука. Методы измерения силы. Динамометр. Вес тела. Невесомость. Сила трения. Трение в природе и технике.
Демонстрации: зависимость силы упругости от деформации пружины, сложение сил, сила трения, невесомость, рисунки, таблицы, слайды, модели, (в том числе цифровые образовательные ресурсы) иллюстрирующие изучаемые явления.
Лабораторные работы и опыты:
Сложение сил, направленных вдоль одной прямой;
Градуировка динамометра;
Исследование силы трения скольжения;
V. ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕ И ГАЗОВ – 10 ч
Давление твердых тел. Способы увеличения и уменьшения давления. Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Использование давления в технических устройствах. Гидравлические машины.
Демонстрации: зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры, закон Паскаля, гидравлический пресс, рисунки, таблицы, слайды, модели, (в том числе цифровые образовательные ресурсы) иллюстрирующие изучаемые явления.
Лабораторные работы и опыты:
Определение зависимости между глубиной погружения тяжелых свинцовых кирпичей в песок и давлением.
Исследование процесса выталкивания воды из отверстия в сосуде.
VΙ. АТМОСФЕРА И АТМОСФЕРНОЕ ДАВЛЕНИЕ – 4 ч
Вес воздуха. Атмосферное давление. Методы измерения давления. Опыт Торричелли. Приборы для измерения давления.
Демонстрации: обнаружение атмосферного давления, измерение атмосферного давления барометром-анероидом, рисунки, таблицы, слайды, модели, (в том числе цифровые образовательные ресурсы) иллюстрирующие изучаемые явления.
Лабораторные работы и опыты:
Изготовление «баночного барометра»
VΙΙ. ЗАКОН АРХИМЕДА. ПЛАВЛЕНИЕ ТЕЛ- 6 ч
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание.
Демонстрации: закон Архимеда, рисунки, таблицы, слайды, модели, (в том числе цифровые образовательные ресурсы) иллюстрирующие изучаемые явления.
Лабораторные работы и опыты:
Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело;
Изучения условий плавания тел;
VΙΙΙ. РАБОТА, МОЩНОСТЬ, ЭНЕРГИЯ – 7 ч
Работа. Мощность. Энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Кинетическая энергия. Закон сохранения механической энергии. Источники энергии. Невозможность создания вечного двигателя.
Демонстрации: изменение энергии тела при совершении работы, превращение энергии из одной формы в другую, рисунки, таблицы, слайды, модели, (в том числе цифровые образовательные ресурсы) иллюстрирующие изучаемые явления.
Лабораторные работы и опыты:
Изучение механической работы и мощности;
Изучение изменения потенциальной и кинетической энергий тела при движении тела по наклонной плоскости.
ΙX. ПРСТЫЕ МЕХАНИЗМЫ.«ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО» МЕХАНИКИ – 7 ч
Простые механизмы. Наклонная плоскость. Рычаг. Момент силы. Условия равновесия рычага. Блок и система блоков. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия.
Демонстрации: простые механизмы, рисунки, таблицы, слайды, модели, (в том числе цифровые образовательные ресурсы) иллюстрирующие изучаемые явления.
Лабораторные работы и опыты:
Проверка условия равновесия рычагов;
Определение КПД наклонной плоскости;
Определение положения центра тяжести плоской фигуры.
Календарно- тематическое планирование
№ | Дата | Тема урока | Тип урока | Содержание | УУД | Д. з |
| Ι. Физика и мир, в котором мы живем 7 ч |
1\1 | | | Что изучает физика? | Сообщение нового материала (беседа) | Что изучает физика? Основные виды физических явлений встречающихся в окружающемся мире. | Сформировать основные знания о физике как фундаментальной науке, об основных видах физических явлений встречающихся в окружающемся мире. | § 1 |
2\2 | | | Некоторые физические термины. | Комбинированный | Основные термины: физическое тело, вещество, материя. Наблюдение и опыт. | Сформировать знания об основных терминах лежащих в основе физика, о наблюдении и опыте, как основные методы получения знаний по физике. | § 2, 3 |
3\3 | | | Физические величины и их измерения. | Комбинированный | Измерительные приборы, шкала измерительного прибора, цена деления, точность измерения. Что такое физическая величина и её единицы измерения. | Сформировать знания о видах измерительных приборах, о шкале измерительного прибора и цены деления, о понятии физическая величина и её единицы измерения. | § 4,5 |
4\4 | | | Определение цены деления шкалы измерительного прибора. | Практическое занятие. | Определение цены измерительного прибора. | Формирование практических умений по определению цены деления измерительного прибора. | -------- |
5\5 | | | Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного рибора » | Практическое занятие | | Формирование практических умений по определению цены деления измерительного прибора | См. в тет. |
6\6 | | | Человек и окружающий его мир | Работа в группах | Четыре измерения окружающего мира, сравнение размеров больших и малых тел. | Сформировать знания об четырех измерениях окружающего мира, об сравнении размеров больших и малых тел. | § 6 |
7\7 | | | Обобщающий урок | Работа в группах | | Систематизация ЗУН | --------- |
| ΙΙ. Строение вещества 6 ч |
8\1 | | | Строение вещества | Сообщение нового материала (лекция) | Молекулы и атомы. Размеры малых тел | Формирование знаний о строении вещества, о молекулах и атомах, о размерах малых тел. | § 7, 8 |
9\2 | | | Лабораторная работа № 2 «Измерение размеров малых тел» | Практическое занятие | Определение размеров малых тел. | Формирование практических умений по определению размеров малых тел. | --------- |
10\3 | | | Броуновское движение. Диффузия. | Комбинированный | Броуновское движение. Процесс диффузии, скорость протекания диффузии. | Формирование знаний о броуновском движении молекул, о процессе диффузия. | § 9 |
11\4 | | | Взаимное притяжение и отталкивание молекул. | Самостоятельная работа с учебником. | Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Явление смачивания и явление капиллярности. | Формирование знаний о взаимном притяжении и отталкивании молекул, об явлении смачивания и явлении капиллярности. | § 10, 11 |
12\5 | | | Агрегатное состояние вещества. | Комбинированный | Три вида агрегатного состояние вещества. | Формирование знаний об агрегатных состояниях вещества и их свойствах. | § 12 |
13\6 | | | Обобщающий урок | Работа в группах | | Систематизация полученных знаний. | -------- |
| ΙΙΙ. Движение, взаимодействие, масса 10 ч |
14\1 | | | Механическое движение | Сообщение нового материала | Движение, относительность движения, описание движения. путь. Виды движения | Формирование знаний об понятии движение, относительность движения, способе описания движения, путь, об видах движения | § 13 |
15\2 | | | Скорость | Комбинированный | Скорость, способы определения скорости, единицы измерения, формула определения скорости при равномерном прямолинейном движении, график зависимости скорости от времени. | Формирование знаний и умений о скорости, способах определения скорости, единицах измерения, формуле определения скорости при равномерном прямолинейном движении, графике зависимости скорости от времени. | § 14 |
16\3 | | | Средняя скорость. Ускорение. | Комбинированный | Определение средней скорости при неравномерном прямолинейном движении. Понятие ускорение. | Формирование знаний об определении средней скорости при неравномерном прямолинейном движении, о понятии ускорение. | § 15 |
17\4 | | | Решение задач | Практическое занятие | Скорость, средняя скорость, ускорение, график зависимости скорости от времени | Формирование практических умений применять теоретические знания при решении задач. | См. тет. |
18\5 | | | Инерция | Самостоятельная работа с учебником | Инерция, движение по инерции. | Формирование знаний об инерции, о движении тела по инерции. | § 16 |
19\6 | | | Взаимодействие тел и масса. Лабораторная работа № 3 «Измерение малых масс методом взвешивания» | Практическое занятие | Взаимодействие тел, масса, единица измерения массы. | Формирование знаний и умений о взаимодействии тел и массе, о измерении малых масс методом взвешивания. | § 17 |
20\7 | | | Плотность и масса | Комбинированный | Плотность вещества, определение плотности вещества, зная его массу и объем. Единица плотности. | Формирование знаний и умений о плотности вещества, об определении плотности вещества, зная его массу и объем, об единице плотности. | § 18 |
21\8 | | | Лабораторная работа № 4 «Определение плотности твердого тела с помощью весов и измерительного цилиндра» | Практическое занятие | | Формирование практических умений по определению плотности твердого тела с помощью весов и измерительного цилиндра | -------- |
22\9 | | | Решение задач | Практическое занятие (работа в группах) | | Формирование практических умений по применению теоретических знаний при решении задач | См. в тет |
23\10 | | | Контрольная работа №1 по теме «Взаимодействие, движение, масса.» | Самостоятельная работа | | Проверка ЗУН | --------- |
| ΙV. Силы вокруг нас 10 ч |
24\1 | | | Сила | Сообщение нового материала | Понятие сила, сила как мера взаимодействия. Деформация. Точка приложения силы. Единицы силы. | Сформировать знания о понятии - сила, о силе как мера взаимодействия. О деформации, о точке приложения силы. Единицы силы. | § 19 |
25\2 | | | Сила тяжести | Комбинированный | Сила тяжести. Свободное падение. Ускорение свободного падения. Закон всемирного тяготения. | Сформировать знания и умения о силе тяжести, о свободном падении, об ускорении свободного падения, о законе всемирного тяготения. | § 20 |
26\3 | | | Равнодействующая сила. Решение задач | Комбинированный | Равнодействующая сила. Состояние равновесия. | Сформировать знания и умения о равнодействующей силе и о состоянии равновесия. | § 21 |
27\4 | | | Сила упругости | Работа в группе | Сила упругости. Деформация. Направление силы упругости. | Сформировать знания о силе упругости, о деформации, о направлении силы упругости. | § 22 |
28\5 | | | Закон Гука. Решение задач | Комбинированный | Закон Гука. Коэффициент упругости. Виды деформации. Графическое представление закона Гука. | Сформировать знания и умения о законе Гука, о коэффициенте упругости, о видах деформации, о графическом представлении закона Гука. | § 23 |
29\6 | | | Лабораторная работа № 5 «Градуировка динамометра. Определение коэффициента упругости пружины» | Практическое занятие | Динамометр | Формирование практических умениях по определению коэффициента упругости пружины. | ------- |
30\7 | | | Вес тела. Невесомость | Самостоятельная работа с учебником | Вес тела. Вес тела и сила тяжести. Вес тела и масса. Невесомость. | Формирование знаний о Вес тела. весе тела и силе тяжести. Вес тела и масса. Невесомость. | § 24 |
31\8 | | | Сила трения | Комбинированный | Сила трения. Виды трения. Причины возникновения силы трения. | Формирование знаний о силе трения, о видах трения, о причине возникновения силы трения. | § 25 |
32\9 | | | Решение задач | Практическое занятие | | Сформировать умения применять теоретические знания при решении задач | См. в тетрадь |
33\10 | | | Контрольная работа № 2 по теме: «Силы вокруг нас» | Самостоятельная работа | | Систематизация ЗУН | ----------- |
| V. давление твердых тел, жидкостей и газов 10 ч |
34\1 | | | Давление | Сообщение нового материала | Давление. Единицы давления. Измерение давления. | Формирование знаний о давлении, об единицы давления. | § 27 |
35\2 | | | Способы увеличения и уменьшения давления. | Комбинированный | Решение задач. Увеличения и уменьшение давления. | Сформировать знания об способах увеличения и уменьшения давления. | § 28 |
36\3 | | | Природа давления газов и жидкостей | Комбинированный | Давление газа, зависимость давления газа. Давление в жидкостях. | Формирование знаний о давлении газа и жидкости, о причинах возникновения давления в газе и жидкостях | § 29 |
37\4 | | | Закон Паскаля | Самостоятельная работа | Шар Паскаля. Закон Паскаля | Формирование знаний о законе Паскаля | § 30 |
38\5 | | | Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда | Комбинированный | Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда | Сформировать знания и умения по расчете давления жидкости на дно и стенки сосуда | § 31 |
39\6 | | | Сообщающиеся сосуды | Самостоятельная работа с учебником | Сообщающиеся сосуды и принцип сообщающихся сосудов | Формирование знаний о принципе сообщающихся сосудов | § 32 (модель сообщ.сосудов) |
40\7 | | | Использование давления в технических устройствах | Практическое занятие (защита проектов) | Гидравлические машины, гидравлический пресс. | Формирование знаний о принципе устройства гидравлической машины и пресса. | ----------- |
41\8 42\9 | | | Решение задач | Практическое занятие | | Формирование умений применять теоретические знания при решении задач | Подготовка к к\р |
43\10 | | | Контрольная работа № 3 по теме: «Давление» | Самостоятельная работа | | Проверка ЗУН | ------------ |
| VΙ. Атмосфера и атмосферное давление 4 ч |
44\1 | | | Вес воздуха. Атмосферное давление. | Сообщение нового материала | Определение веса воздуха. Атмосферное давление. Влияние атмосферного давления на физические явления. | Формирование знаний по определению веса воздуха. Атмосферного давления. Влияния атмосферного давления на физические явления. | § 34 |
45\2 | | | Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. | Самостоятельная работа с учебником | Опыт Торричелли. Единицы атмосферного давления | Формирование знаний об измерении атмосферного давления. | § 35 |
46\3 | | | Приборы для измерения давления. Решение задач | Работа в группах | Барометр. Барометр-анероид. Манометр. | Формирование знаний об устройстве и принципе работы приборов для измерения давления. | § 36 |
47\4 | | | Обобщающий урок | Урок- соревнование | | Систематизация ЗУН | ----------- |
| VΙΙ. Закон Архимеда. Плавание тел - 6 ч |
48\1 | | | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело | Сообщение нового материала | Выталкивающая сила, её направление. Определение выталкивающей силы. | Сформировать знания и умения о выталкивающей силе и ее определении. | § 37 |
49\2 | | | Лабораторная работа № 6 «Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело» | Практическое занятие | Определение выталкивающей силы | Формировать практические умения по определению выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело | ----------- |
50\3 | | | Закон Архимеда | Комбинированный | Закон Архимеда | Сформировать знания и умения о законе Архимеда и ее определения. | § 38 |
51\4 | | | Плавание тел. Воздухоплавание | Работа в группах | Условия плавания тел, плавание судов. Воздухоплавание | Сформировать знания об условиях плаваниях тел и воздухоплавания | § 39 |
52\5 | | | Решение задач | Практическое занятие | | Формирование практических умений применять теоретические знания при решении задач | См. в тетрадь |
53\6 | | | Контрольная работа № 4 по теме: «Закон Архимеда. Плавание тел» | Самостоятельная работа | | Проверка ЗУН | ----------- |
| VΙΙΙ. Работа, мощность, энергия 7 ч |
54\1 | | | Механическая работа | Сообщение нового материала | Определение механической работы, условия её существования. Единицы измерения работы | Сформировать знания по определению механической работы и ее единицах измерения | § 40 |
55\2 | | | Мощность | Комбинированный | Определение мощности и её единицах измерения | Сформировать знания по определению мощности | § 41 |
56\3 | | | Энергия | Сообщение нового материала | Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия | Сформировать знания об энергии и её видах. | § 42, 43 |
57\4 | | | Закон сохранения механической энергии | Комбинированный | Превращение одного вида энергии в другой. Закон сохранения механической энергии | Сформировать знания о превращении одного вида энергии в другой. Законе сохранения механической энергии | § 44 |
58\5 | | | Лабораторная энергия №7 «Изучения изменения потенциальной и кинетической энергии тела при движении тела по наклонной плоскости» | Практическое занятие | Изменение потенциальной и кинетической энергии тела при движении тела по наклонной плоскости. | Формирование практических умений по изменению потенциальной и кинетической энергии тела при движении тела по наклонной плоскости | ----------- |
59\6 | | | Решение задач | Практическое занятие | | Сформировать умения применять теоретические знания при решении задач | См. в тетрадь |
60\7 | | | Контрольная работа №4 по теме: «Работа, мощность, энергия» | Самостоятельная работа | | Проверка ЗУН | ------------ |
| ΙX. Простые механизмы. «Золотые правило» механики 7ч |
61\1 | | | Рычаг и наклонная плоскость | Сообщение нового материала | Простые механизмы. Рычаг, плечо силы. Равновесие рычага. Момент силы. Наклонная плоскость | Сформировать знания о простых механизмах, рычагах, плече силы. Равновесии рычага. Моменте силы. Наклонная плоскость | § 47 |
62\2 | | | Лабораторная работа № 8 «Проверка условия равновесия рычага» | Практическое занятие | Проверка условия равновесия рычага | Формирование практических умений по проверке условия равновесия рычага. | ---------- |
63\3 | | | Блок и система блоков | Комбинированный | Блок. Виды блоков. Использование простых механизмов | Сформировать знания о блоках, видах блоков, об использовании простых механизмов | § 48 |
64\4 | | | «Золотое правило» механики | Сообщение нового материала | «Золотое правило», коэффициент полезного действия. | Сформировать знания о «Золотом правиле», коэффициенте полезного действия. | § 49, 50 |
65\5 | | | Лабораторная работа № 9 «Определение коэффициента полезного действия наклонной плоскости» | Практическое занятие | Определение коэффициента полезного действия наклонной плоскости | Формирование практических умений по определению коэффициента полезного действия наклонной плоскости | _____________ |
66\6 | | | Решение задач | Практическое занятие | | Сформировать практические умения применять теоретические знания при решении задач | См. в тетрадь |
67\7 | | | Самостоятельная работа по теме «Простые механизмы» Решение задач | Самостоятельная работа | | Проверка ЗУН | |
68\8 | | | Обобщающий урок | | | | |
| | | | | | | |
Оснащение учебного процесса:
В кабинете имеется:
Противопожарный инвентарь, аптечка с набором перевязочных средств и медикаментов,
Инструкции по правилам безопасности, журнал регистрации инструктажа по правилам безопасности труда.
На фронтальной стене размещены таблицы со шкалой электромагнитных волн, таблица приставок и единиц СИ, периодическая таблица Менделеева.
наборы для демонстрации опытов и проведении лабораторных работ с учетом учебной программы,
Учебно-научной и справочной литературой
Литература для учителя:
Белага В.В Физика 7 кл.- М.: Просвещение, 2009г.
Бурова В.А., Никифорова Г.Г. фронтальные лабораторные занятия по физике, 7-11 кл.- М.: Просвещение, 1996г
Жумаев В.В Тетрадь- тренажер, тетрадь-практикум, тетрадь- экзаменатор- М.: Просвещение, 2009г.
Лукашик В.И. Сборник задач по физике.- М.: Просвещение, 1994г.
Марон А.Е., Марон Е.А. Дидактический материал. Физика 7,8,9,кл- М.: Дрофа, 2002г.
Перышкин А.В., Разумовский В.Г., Фабрикант В.А. Основы методики преподавания физики в средней школе.- М.: Просвещение, 1984г.
Поляковский С.Е. Открытые уроки по физике 7-9 кл. М.: ООО «ВАКО»
Литература для учащихся:
Белага В.В Физика 7 кл.- М.: Просвещение, 2009г
Лукашик В.И. Сборник задач по физике.- М.: Просвещение, 1994г.
Марон А.Е., Марон Е.А. Дидактический материал. Физика 7,8,9,кл- М.: Дрофа, 2002г.
Комплект тематических таблиц по всем разделам школьного курса физики,
Портреты выдающихся физиков;
Папки с разработками для выполнения самостоятельных и контрольных работ, тестов и зачетов.
Презентации к урокам: Измерение величин, три состояния вещества, сила, сообщающиеся сосуды, строение вещества, макро и микро мир, простые механизмы, Архимедова сила.
Электронные приложения: электронный учебник Физика 7 класс(авторы: В.В Белага, И.А Ломанченкова, Ю.А Панебратцева; DVD «физика для детей»; Виртуальные Лабораторные работы; Экспериментальные задачи ч 1-2 Фишмана; Физические диктанты, тесты, кроссворды; Тематические тесты 7-9