МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
АПРЕЛЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
| УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ Апрелевской СОШ № 3 с углубленным изучением отдельных предметов _____________ Приказ № от « » _____ ______ 2019г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
| |
Класс | 7 «Г, Д, Е» |
Учитель | Магомедов Р.Ш. |
Количество часов | 119 часов в год |
2019-2020 г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
У обучающихся будут сформированы:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
умения характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;
умения анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
Обучающиеся научатся:
извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
владеть приемами отбора и систематизации материала на определенную тему,вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме.
Обучающиеся получат возможность научиться:
соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические нормы современного русского литературного языка; основные правила орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; умение совершенствовать и редактировать собственные тексты;
выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами.
Познавательные УДД
Обучающиеся научатся:
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств.
Обучающиеся получат возможность научиться:
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
соблюдать в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения.
Коммуникативные УУД
Обучающиеся научатся:
участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебой деятельности и в повседневной практике речевого общения; оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участвовать в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации.
Обучающиеся получат возможность научиться:
применять приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни; использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
коммуникативно целесообразно взаимодействовать с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
иметь представление об основных функциях языка; о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
понимать место родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
базовым понятиям лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
владеть основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка; основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, уместно употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения;
проводить различные виды анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; многоаспектный анализ текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка.
Обучающиеся получат возможность научиться:
понимать коммуникативно-эстетические возможности лексической и грамматической синонимии и использовать их в собственной речевой практике;
осознавать эстетическую функцию родного языка, приобрести способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание учебного предмета.
ВВЕДЕНИЕ – 1 ч.
Учебник: Русский язык 7 класс. Авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова. М.: Просвещение, 2018.
Русский язык как развивающееся явление – 1 ч.
Повторение изученного в 5–6 классах – 7 ч
Синтаксис. Словосочетание и предложение. Синтаксический разбор. Пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. Фонетика и орфография. Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. Морфология и орфография. Морфологический разбор слова. Р.Р. Описание. Основная мысль текста. Аргументация собственного мнения. Составление диалогов. К.Р. Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5,6 классах». Анализ контрольного диктанта.
Тексты и стили- 3 ч.
Развитие речи. Текст. Диалог как текст. Стили литературного языка. Публицистический стиль. Контрольная работа по темам «Повторение изученного в 6 классе», «Тексты и стили». Публичное выступление.
Морфология и орфография, культура речи – 97 ч.
Причастие -26 ч.
Причастие как часть речи. Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. Описание внешности человека. Действительные и страдательные причастия. Краткие и полные страдательные причастия. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Действительные причастия прошедшего времени. Практикум по теме «Действительные причастия настоящего и прошедшего времени». Р.Р. Изложение с использованием причастий. Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Страдательные причастия прошедшего времени. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях. Одна и две нв суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных. Одна и две н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. Р.Р. Употребление страдательных причастий прошедшего времени в речи.Р.Р. Выборочное изложение Конструирование текста. Текст. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Аргументация собственного мнения. Составление диалогов.
Морфологический разбор причастия. К.Р.Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Причастие». Причастный оборот. Анализ контрольного диктанта. Слитное и раздельное написание не с причастиями. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Р.Р. Подготовка к сочинению-описанию внешности человека (с использованием причастий).Обобщение по теме «Причастие». Контрольный диктант по теме «Причастие». Правописание причастий. Анализ контрольного диктанта.
Деепричастие – 9 ч.
Деепричастие как часть речи. Деепричастный оборот. Запятые при причастном обороте. Практикум по теме «Выделение деепричастных оборотов на письме». Раздельное написание не с деепричастиями. Деепричастия несовершенного вида. Деепричастия совершенного вида.
Р.Р. Подготовка к сочинению по картине С. Григорьева «Вратарь». Морфологический разбор деепричастия. Обобщение по теме «Деепричастие». Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Деепричастие». Анализ контрольного диктанта.
Наречие – 19 ч.
Наречие как часть речи. Разряды наречий. Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречий. Слитное и раздельное написание не с наречиями на о и е.Буквы е и и в приставках не и ни отрицательных наречий. Одна и две н в наречиях на о и е. К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием на тему «Наречие». Анализ контрольного диктанта. Р.Р.Описание действий. Буквы ои е после шипящих на конце наречий. Буквы о и ана конце наречий. Р.Р. Описание картины Е. Широкова «Друзья». Дефис между частями слова в наречиях. Практикум по теме «Дефис между частями слова в наречиях». Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. Мягкий знак после шипящих на конце наречий. Обобщение на тему «Наречие». Практикум по теме «Наречие». К.Р. Контрольный диктант по теме «Наречие. Правописание наречий». Анализ контрольного диктанта.
Учебно-научная речь - 2 ч.
Р.Р. Отзыв. Р.Р. Учебный доклад.
Категория состояния - 4 ч.
Категория состояния как часть речи. Категория состояния и другие части речи. Р.Р. Употребление слов категории состояния в художественной речи. Морфологический разбор категории состояния. Обобщение по теме «Категория состояния». Итоговый тест по темам «Деепричастие», «Наречие», «Категория состояния».
Служебные части речи – 1 ч.
Предлог – 7 ч.
Предлог как часть речи. Употребление предлог. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога. Р.Р. Подготовка к сочинению по картине А. Сайкиной «Детская спортивная школа». Слитное и раздельное написание производных предлогов.
Р.Р.Контрольная работа по теме «Предлог».
Союз – 11 ч.
Союз как часть речи. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные. Р.Р. Употребление сочинительных и подчинительных союзов в художественной речи. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. Сочинительные союзы. Подчинительные союзы. Морфологический разбор союза. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы. Обобщение по теме «Союз». Контрольные уроки по темам «Предлог», «Союз».К.Р.Контрольный диктант с грамматическим заданием по темам «Предлог», «Союз». Анализ контрольного диктанта.
Частица – 13 ч.
Частица как часть речи. Разряды частиц. Формообразующие частицы. Смыслоразличительные частицы. Раздельное и дефисное написание частиц. Р.Р. Устное сочинение по картине К. Юона «Конец зимы. Полдень». Морфологический разбор частицы. Отрицательные частицы не и ни. Различение частицы не и приставки не. Практикум по теме «Различение частицы не и приставки не- .Р.Р. Сочинение-рассказ по данному сюжету. Частица ни, приставка ни, союз ни-ни. Обобщение по теме «Частица».К.Р.Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Частица». Анализ контрольного диктанта.
Междометие – 5 ч.
Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях. Производные междометия. Звукоподражательные слова. Междометия и другие части речи. Междометия в художественной речи. Обобщение по теме «Междометие». Итоговый тест по теме «Служебные части речи».
Повторение и систематизация изученного в 5–7 классах – 12 ч.
Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи. Учебно-научная речь. Фонетика. Графика. Лексика и фразеология. Морфемика. Словообразование. Морфология. Орфография. Синтаксис. Пунктуация. Итоговая контрольная работа. Итоги учебного года.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата |
7Г | 7Д | 7Е |
План | факт | план | факт | план | факт |
Глава 1. Русский язык как развивающееся явление – 1 час |
1 | Русский язык как развивающееся явление. | | | | | | |
Глава 2. Повторение изученного в 5-6 классах – 7 часов |
2 | Синтаксис. Словосочетание и предложение. Синтаксический разбор. Пунктуационный разбор предложения | | | | | | |
3 | Лексика и фразеология. Лексический разбор слова | | | | | | |
4 | Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова | | | | | | |
5 | Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор слова | | | | | | |
6 | Морфология и орфография. Морфологический разбор слова | | | | | | |
7 | РР. Описание | | | | | | |
8 | КР. Входной контроль. Контрольный диктант №1 с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в 5,6 классах». | | | | | | |
Глава 3. Тексты и стили – 3 часа |
9 | Работа над ошибками. РР. Текст. Диалог как текст. | | | | | | |
10 | РР. Функциональные разновидности языка (Стили литературного языка). Публицистический стиль. | | | | | | |
11 | РР. Публичное выступление | | | | | | |
Глава 4. Морфология и орфография, культура речи – 97 часов |
12 | Причастие – 26 часов Причастие как часть речи | | | | | | |
13 | Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий | | | | | | |
14 | Причастный оборот. | | | | | | |
15 | Выделение причастного оборота запятыми | | | | | | |
16 | РР. Описание внешности человека | | | | | | |
17 | Действительные и страдательные причастия | | | | | | |
18 | Краткие и полные страдательные причастия. | | | | | | |
19 | Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени | | | | | | |
20 | Действительные причастия прошедшего времени | | | | | | |
21 | Практикум по теме «Действительные причастия настоящего и прошедшего времени» | | | | | | |
22 | РР. Изложение с использованием причастий | | | | | | |
23 | Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах причастий настоящего времени | | | | | | |
24 | Страдательные причастия прошедшего времени. | | | | | | |
25 | Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях | | | | | | |
26,27 | Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | | | | | | |
28 | Одна буква н в отглагольных прилагательных | | | | | | |
29 | Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных | | | | | | |
30 | РР. Выборочное изложение | | | | | | |
31 | Морфологический разбор причастия. | | | | | | |
32 | Контрольный диктант №2 с грамматическим заданием по теме «Причастие. Причастный оборот» | | | | | | |
33 | Работа над ошибками. Слитное и раздельное написание не с причастиями | | | | | | |
34 | Слитное и раздельное написание не с причастиями | | | | | | |
35 | Буквы е, ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | | | | | | |
36 | Обобщение по теме «Причастие». | | | | | | |
37 | Контрольный диктант №3 с грамматическим заданием по теме «Причастие. Правописание причастий» | | | | | | |
38 | Работа над ошибками. Деепричастие – 9 часов Деепричастие как часть речи | | | | | | |
39 | Деепричастный оборот. Запятая при деепричастном обороте. | | | | | | |
40 | Практикум по теме «Выделение деепричастных оборотов на письме» | | | | | | |
41 | Раздельное написание не с деепричастиями | | | | | | |
42 | Деепричастия совершенного и несовершенного вида | | | | | | |
43 | РР. Подготовка к сочинению по картине С. Григорьева «Вратарь» | | | | | | |
44 | Морфологический разбор деепричастия. | | | | | | |
45 | Обобщение по теме «Деепричастие». | | | | | | |
46 | Контрольный диктант №4 с грамматическим заданием по теме «Деепричастие» | | | | | | |
47 | Работа над ошибками. Наречие – 19 часов Наречие как часть речи | | | | | | |
48 | Разряды наречий. | | | | | | |
49 | Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречия. | | | | | | |
50 | Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и –е | | | | | | |
51 | Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий | | | | | | |
52 | Одна и две буквы н в наречиях на - о и – е | | | | | | |
53 | Контрольный диктант №5 с грамматическим заданием по теме «Наречие» | | | | | | |
54 | Работа над ошибками. РР. Описание действий | | | | | | |
55 | Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Буквы о и а на конце наречий | | | | | | |
56 | РР. Сочинение по картине Е. Широкова «Друзья» | | | | | | |
57,58 | Дефис между частями слова в наречиях | | | | | | |
59 | Практикум по теме «Дефис между частями слова в наречиях» | | | | | | |
60 | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных | | | | | | |
61 | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от количественных числительных | | | | | | |
62 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий Обобщение по теме «Наречие». | | | | | | |
63 | Практикум по теме «Наречие» | | | | | | |
64 | Контрольный диктант №6 с грамматическим заданием по теме «Наречие. Правописание наречий» | | | | | | |
65 | Работа над ошибками. Учебно-научная речь – 2 часа РР. Отзыв | | | | | | |
66 | РР. Учебный доклад | | | | | | |
67 | Категория состояния – 4 часа Категория состояния как часть речи | | | | | | |
68 | Категория состояния и другие части речи | | | | | | |
69 | Морфологический разбор категории состояния. Обобщение по теме «Категория состояния» | | | | | | |
70 | Итоговое тестирование №1 по темам «Деепричастие», «Наречие», «Категория состояния» | | | | | | |
71 | Работа над ошибками. Самостоятельные и служебные части речи – 1 час Самостоятельные и служебные части речи | | | | | | |
72 | Предлог – 7 часов Предлог как часть речи. Употребление предлогов | | | | | | |
73 | Непроизводные и производные предлоги | | | | | | |
74 | Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога | | | | | | |
75 | РР. Подготовка к сочинению по картине А. Сайкиной «Детская спортивная школа» | | | | | | |
76,77 | Слитное и раздельное написание производных предлогов | | | | | | |
78 | Контрольная работа №7 по теме «Предлог» | | | | | | |
79 | Работа над ошибками. Союз – 11 часов Союз как часть речи | | | | | | |
80 | Простые и составные союзы | | | | | | |
81, 82 | Союзы сочинительные и подчинительные | | | | | | |
83 | Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении | | | | | | |
84 | Морфологический разбор слова | | | | | | |
85 | РР. Сочинение-рассуждение о книге | | | | | | |
86 | Слитное написание союзов также, тоже | | | | | | |
87 | Слитное написание союзов чтобы, зато | | | | | | |
88 | Обобщение по теме «Союз». | | | | | | |
89 | Контрольная работа №8 по темам «Предлог», «Союз» | | | | | | |
90 | Работа над ошибками. Частица – 13 часов Частица как часть речи | | | | | | |
91 | Разряды частиц. Формообразующие частицы | | | | | | |
92 | Смыслоразличительные частицы | | | | | | |
93 | Раздельное и дефисное написание частиц | | | | | | |
94 | Развитие речи. Устное сочинение по картине К. Юона «Конец зимы. Полдень» | | | | | | |
95 | Морфологический разбор частицы | | | | | | |
96 | Отрицательные частицы не и ни | | | | | | |
97 | Различие частицы не и приставки не- | | | | | | |
98 | Практикум по теме «Различение частицы не и приставки не- | | | | | | |
99 | Развитие речи. Сочинение-рассказ по данному сюжету | | | | | | |
100 | Частица ни, приставка ни-, союз ни…ни | | | | | | |
101 | Обобщение по теме «Частица» | | | | | | |
102 | Контрольный диктант №9 с грамматическим заданием по теме «Частица» | | | | | | |
103 | Междометие – 5 часов Междометие как часть речи | | | | | | |
104 | Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях | | | | | | |
105 | Производные междометия. Звукоподражательные слова. Междометия и другие части речи. Междометия в художественной речи | | | | | | |
106 | Обобщение по теме «Междометие» | | | | | | |
107 | Итоговое тестирование №2 по теме «Служебные части речи» | | | | | | |
Глава 5. Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах – 12 часов |
108 | Работа над ошибками. Разделы науки о русском языке. Текст и стили речи. | | | | | | |
109 | Учебно-научная речь | | | | | | |
110 | Лексика и фразеология. | | | | | | |
111 | Морфемика. Словообразование. | | | | | | |
112 | Морфология. | | | | | | |
113, 114 | Орфография. | | | | | | |
115, 116 | Синтаксис. Пунктуация. | | | | | | |
117 | Подготовка к итоговой контрольной работе. | | | | | | |
118 | Итоговая контрольная работа | | | | | | |
119 | Работа над ошибками. Обобщающий урок | | | | | | |
Итого 119 часов | | |
Рассмотрено
На заседании МО гуманитарных дисциплин
Протокол № 1 от « » августа 2019г.
Председатель
_____________________ ( )
Согласовано
Заместитель директора по УВР
«_____» _________________2019г.