(53 часа в год, из них 2 часа — на контрольные сочинения, 2 часа резервного времени)
Русская литература : учеб. пособие для 11 кл. учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения
(с электронным приложением для повышенного уровня) / Т. В. Сенькевич [и др.]. — Минск : НИО, 2021.
№ урока и дата | Содержание темы урока | Цель и задачи урока | Материал учебного пособия | Домашнее задание* |
1 | Введение. Развитие русской литературы в XX в. Реализм конца XIX — начала XX в. | Дать представление об основных тенденциях развития русской литературы XX в.: взаимосвязь с общественно-историческим процессом, проблема периодизации, смена художественных направлений. Охарактеризовать продолжение классических традиций и поиски новых возможностей реалистического метода | С. 3—7 | Вопросы и задания учебного пособия на с. 7 (по выбору учителя и учащихся). Подготовить сообщение о жизни и творчестве Максима Горького с опорой на материал учебного пособия и вопросы на с. 14 (индивидуальное задание группе «биографов») |
Максим Горький. Пьеса «На дне» (3 ч) |
2 | Максим Горький. Очерк жизни и творчества. Сценическая история пьесы «На дне» | Показать, как трагизм эпохи отразился в судьбе и творчестве писателя. Познакомить с историей замысла социально-философской драмы «На дне» | С. 8—14 | Прочитать пьесу «На дне». Вопросы и задания учебного пособия на с. 23 (по выбору учителя) |
3 | Люди «дна» — бывшие или настоящие? | Проследить историю жизни и особенности характеров обитателей ночлежки, причины их падения «на дно жизни» | С. 14—23 | Вопросы и задания учебного пособия (по выбору учителя и учащихся) на с. 23 |
4 | Лука и Сатин: спор о человеке. Новаторство Горького-драматурга | Раскрыть философский смысл спора о человеке в контексте истории и современности: утешительный гуманизм Луки или жестокая правда Сатина? Охарактеризовать особенности новаторства Горького-драматурга | Там же | Подготовить сообщение о жизни и творчестве И. А. Бунина с опорой на материал учебного пособия (инд. задание). Прочитать поэму И. Бунина «Листопад». Подготовить выразительное чтение и анализ поэмы с опорой на статью учебного пособия (с. 24—26) |
И. А. Бунин (2 ч) |
5 | И. А. Бунин. Очерк жизни и творчества. Поэма «Листопад». Лирика поэта как «восхищение жизнью» | Определить особое место писателя в русской литературе; охарактеризовать его отношение к революции, причины эмиграции. Раскрыть неповторимые черты авторского поэтического стиля | С. 26—27 | Прочитать рассказы И. А. Бунина «Холодная осень», «Господин из Сан-Франциско». Подготовить вопросы и задания учебного пособия (по выбору учителя и учащихся) на с. 32 |
6 | Рассказы «Холодная осень», «Господин из Сан- Франциско». Истинные и ложные ценности жизни | Определить характер углубленного авторского психологизма. Отметить «строгое мастерство, с которым писатель развивает традиции русской классической прозы» (Нобелевская номинация) | С. 27—32 | Прочитать статью учебного пособия «Модернизм». Подготовить вопросы и задания учебного пособия (по выбору учителя и учащихся) на с. 37—38 |
Серебряный век русской поэзии (2 ч) |
7 | Модернизм. Серебряный век — эпоха «русского культурного ренессанса» (Н. Бердяев) | Определить социально-исторические предпосылки возникновения модернизма в мировой литературе, дать представление о философско-эстетических идеях европейского модернизма. Раскрыть особенности русского модернизма | С. 33—38 | Прочитать статью учебного пособия «Символизм». Подготовить вопросы и задания учебного пособия (по выбору учителя и учащихся) на с. 42. Подготовить сообщения с опорой на материал учебного пособия о поэтах-символистах В. Я. Брюсове и К. Д. Бальмонте (инд. задания) |
8 | Символизм — значительное худ. направление в русском модернизме. В. Я. Брюсов. «Сонет к форме», «Грядущие гунны», «Юному поэту», «Работа» (1—2 стих-я по выбору учителя). К. Д. Бальмонт. «Челн томления», «Песня без слов», «Я мечтою ловил уходящие тени...», «Камыши», «Океан» (1—2 стихотворения по выбору учителя) | Определить философские истоки эстетической теории символистов, принцип понимания искусства как иррационального постижения мира. Познакомить с творчеством ярких представителей символизма | С. 38—42 | Подготовить сообщение о жизни и творчестве А. А. Блока с опорой на материал учебного пособия (индивидуальное задание группе «биографов»). Познакомиться с циклом «Стихи о Прекрасной Даме» А. А. Блока. Определить в одном из стихотворений (список предлагает учитель) черты символизма |
А. А. Блок (3 ч) |
9 | А. А. Блок. Очерк жизни и творчества. «Стихи о Прекрасной Даме» (2 стихотворения). Драма утраты. «Незнакомка», «О доблестях, о подвигах, о славе…» | Проследить основные этапы развития мировоззрения и творчества поэта. Раскрыть мистический символический смысл понятия Вечной Женственности в создании образа Прекрасной Дамы. Определить причины кризиса блоковского идеализма | С. 43—54 | Подготовить анализ поэтического текста стихотворений по теме следующего урока (целесообразно распределить задания в группах или микрогруппах). Подготовить вопросы и задания на с. 58— 59 (по выбору учителя) |
10 | Тема России в поэзии Блока. «Россия», «На железной дороге», цикл «На поле Куликовом» (1—2 стихотворения цикла по выбору учителя) | Раскрыть особенную глубину образа России в поэзии Блока, показать взаимосвязь ее настоящего с прошлым и будущим | С. 54—59 | Выучить наизусть 1—2 стихотворения (по выбору учащихся) |
11 | Поэт и революция. Поэма «Двенадцать» (комментированное чтение поэмы). Художественное осмысление вихря революции как очищающей стихии | Раскрыть исторически конкретный и символический смысл образов поэмы. Дать понятие о художественном образе-символе (образ — символ Христа). Охарактеризовать драматизм столкновения старого и нового мира. Показать особенности композиции и стиха поэмы | С. 59—65 | Подготовить вопросы и задания (по выбору учителя и учащихся) на с. 63—64. Подготовить сообщения с опорой на материал учебного пособия: 1) о жизни и творчестве Н. С. Гумилева; 2) о загадке стих-я «Заблудившийся трамвай» (инд. задания) |
12 | Акмеизм как лит. течение, противостоящее символизму. «Цех поэтов». Н. С. Гумилев. «Волшебная скрипка», «Капитаны», «Жираф», «Заблудившийся трамвай» | Дать представление об основных эстетических установках акмеистов: стремление к «искусству прекрасной ясности», «вещное» восприятие действительности. Познакомить с яркими представителями «Цеха поэтов», с творчеством Н. С. Гумилева | С. 65—70 | Подготовить вопросы и задания (по выбору учителя и учащихся) на с. 68, 70. Подготовить сообщения с опорой на материал учебного пособия о творчестве Игоря Северянина, Велимира Хлебникова |
13 | Футуризм как оригинальное направление русского литературного авангарда. Игорь Северянин. «Эпилог», «Увертюра» («Ананасы в шампанском!..»). Велимир Хлебников. «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы...» | Дать представление о неоднородности футуристических групп, противоречивости их установок. Охарактеризовать нигилизм футуристов по отношению к культуре прошлого и настоящего, их стремление к формальному эксперименту над словом и стихом. Познакомить с творчеством ярких представителей | С. 70—75 | Подготовить вопросы и задания (по выбору учителя и учащихся) на с. 74—75. Подготовить сообщения с опорой на материал учебного пособия о ведущих авторах данного периода (индивидуальные задания) |
14 | Литература 1920—1930-х гг. (обзор). Становление метода социалистического реализма. «Внутренние» и «внешние» эмигранты | Охарактеризовать дифференциацию писателей того времени по политическим и социальным принципам. Соотнести провозглашенный метод социалистического реализма с реализмом классического типа. Дать представление о разнообразии литературных объединений, о творчестве талантливых писателей тех лет | С. 76—87 | Подготовить вопросы и за- дания (по выбору учащихся) на с. 86—87. Подготовить сообщения с опорой на материал учебного пособия: 1) о жизни и творчестве С. А. Есенина; 2) «Романсы и песни на слова С. А. Есенина» на с. 105—106 |
С. А. Есенин (2 ч) |
15 | С. А. Есенин. Страницы жизни и творчества. Тема родства человека и природы. «Край любимый! Сердцу снятся…», «Я покинул родимый дом…», «Собаке Качалова» (по выбору учителя) | Показать тесную взаимосвязь судьбы поэта с судьбой русской деревни, драматизм душевного разлада между ожиданиями и наступившей реальностью. Охарактеризовать фольклорные истоки его поэзии, предельную искренность и глубокий лиризм, сострадание и милосердие ко всему живому | С. 87—96 | Вопросы и задания (по выбору учителя и учащихся) на с. 104. Подготовить анализ поэтического текста стихотворения С. А. Есенина (список предлагает учитель) |
16 | Образ Родины в поэзии С. А. Есенина. «Неуютная жидкая лунность…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ», «Отговорила роща золотая…» (по выбору учителя) | Показать неразрывное единство судьбы лирического героя и истории «отчего края». Охарактеризовать реалистическую глубину изображения уходящей и новой Руси | С. 96—104 | Выучить наизусть 1—2 стихотворения С. А. Есенина (по выбору учащихся). Подготовить сообщение о жизни и творчестве В. В. Маяковского с опорой на материал учебного пособия (индивидуальное задание группе «биографов») |
В. В. Маяковский (2 ч) |
17 | В. В. Маяковский. Очерк жизни и творчества. Футуризм — начало мастерства. «А вы могли бы?», «По- слушайте!» | Показать неординарность личности и поэтического таланта В. В. Маяковского. Раскрыть трагическую противоречивость образа лирического героя, особенности поэтического новаторства автора. Дать понятие о тоническом стихосложении | С. 106—114 | Подготовить вопросы и задания (по выбору учителя и учащихся) на с. 114. Подготовить анализ поэтического текста стихотворения В. В. Маяковского (список предлагает учитель) |
18 | Любовь и революция в поэзии В. В. Маяков- ского. «Грозное оружие сатиры». Поэмы «Облако в штанах», «Про это» (по выбору учителя). «Письмо Татьяне Яковлевой», «О дряни», «Прозаседавшиеся» | Увидеть трагедию непонятости в любовной лирике поэта, переплетение в ней личного и общественного. Охарактеризовать галерею созданных поэтом сатирических типов. Познакомить с современными дискуссиями о месте поэта в русской литературе XX в. | Там же | Выучить наизусть 1—2 стихотворения В. В. Маяковского (по выбору учащихся). Подготовиться к контроль- ному сочинению по одной из предложенных учителем тем |
19 | Контрольное сочинение по лирике одного из поэтов: А. А. Блок, С. А. Есенин, В. В. Маяковский | Совершенствовать умение писать сочинение на литературную тему | | Подготовить сообщение о жизни и творчестве М. А. Булгакова с опорой на материал учебного пособия (инд. задание). Классу: прочитать повесть «Собачье сердце». Вопросы и задания (по выбору учите- ля и учащихся) на с. 122 |
М. А. Булгаков (5 ч) |
20 | М. А. Булгаков. Очерк жизни и творчества. По- весть «Собачье сердце». Личность писателя и его место в литературе XX в. Приговор «шариковщине» как опасному «революционному» эксперименту | На примере жизни и творчества М. А. Булгакова доказать справедливость оценки А. А. Фадеева: «Человек поразительно талантливый, внутренне честный, принципиальный и очень умный». Показать несоответствие между масштабностью таланта и его непризнанием в официальных кругах. Раскрыть непримиримость противостояния эволюции и революции, интеллигентности и «шариковщины», профессионализма и революционной риторики | С. 114—118, 119—120 | Перечитать завязку событий (глава 1) и «ершалаимские» главы романа «Мастер и Маргарита» (2, 16, 25, 26). Вопросы и задания (по вы- бору учителя и учащихся) на с. 128—129 |
21 | Роман «Мастер и Маргарита». Роман мастера о Понтии Пилате. Библейские главы и образы романа (Иешуа, Понтий Пилат, Левий Матвей, Иуда из Кириафа) | Познакомить с историей рукописи «закатного» романа, раскрыть сложность сюжета и композиции. Раскрыть роль библейских образов романа, взаимосвязь событий в Ершалаиме и Москве | С. 120—128 | Перечитать главы о мастере и Маргарите (13, 19—24, 29, 30, 32). Вопросы и задания (по выбору учителя и учащихся) на с. 128—129 |
22 23 | История мастера и Маргариты: жизнь, любовь, рукопись. Проблема творческой свободы художника в несвободном обществе. Великая сила самоотверженной любви | Раскрыть причины непризнания труда мастера, понять обстоятельства его душевного надлома. Охарактеризовать образ женщины-спасительницы, готовой во имя любви больше чем на смерть | Там же | Перечитать главы о Воланде и его свите (1—12, 14, 15, 17, 18, 22—24, 27—29, 31, 32). Индивидуальное сообщение (с опорой на материал пособия) «Новаторство М. А. Булгакова в жанре романа» на с. 129—130 |
24 | Мессир Воланд и его свита. Сатирические главы романа. Возмездие за безверие. «Прощение и вечный приют» как отрицание смерти | Охарактеризовать своеобразие булгаковской «дьяволиады», роль образа Воланда. Раскрыть грани таланта гениального сатирика — ученика Н. В. Гоголя. Раскрыть проблему ответственности человека за свои слова и поступки | Там же | Подготовить сообщения (индивидуальные задания): о жизни и творчестве Андрея Платонова с опорой на материал учебного пособия и вопросы на с. 135; о творческой эволюции писателя на с. 143—144. Прочитать рассказ Андрея Платонова «Фро», подумать над вопросами на с. 142—143 |
Андрей Платонов (2 ч) |
25 | Андрей Платонов. Очерк жизни и творчества. Рассказ «Фро». Путь героини к пониманию любви как объединяющей силы | Познакомить с историей жизни и философией творчества самобытного русского писателя, раскрыть его противостояние бездушию официальной идеологии того времени. Показать полноту авторского понимания счастья и смысла жизни в единстве позиций трех героев: любовь, работа, идея | С. 130—135; 139—142 | Прочитать рассказ «На заре туманной юности», подумать над вопросами на с. 138 |
26 | Андрей Платонов. Рассказ «На заре туманной юности». Путь героини как восхождение к подвигу | Проследить путь героини от одиночества к людям, от ощущения духовного сиротства к высокой причастности к судьбе всего народа | С. 135—138 | Задание к двум урокам. Подготовить сообщения (инд. задания): о жизни и творчестве М. И. Цветаевой с опорой на материал учебного пособия и вопросы на с. 149—150; об индивидуальном стиле поэта и поэтическом синтаксисе на с. 150—152. Подготовить анализ поэтического текста стихотворения М. И. Цветаевой с опорой на материал учебного пособия и вопросы на с. 160, выучить выбранное стихотворение наизусть |
М. И. Цветаева (2 ч) |
27 28 | М. И. Цветаева. Очерк жизни и творчества. Поэзия Цветаевой как дневник лирической героини. «Домики старой Москвы», «Моим стихам, написанным так рано...», «Уж сколько их упало в эту бездну...», «Вот опять окно…» (из цикла «Бессонница»), «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Генералам двенадцатого года», «Имя твое — птица в руке...» (3—4 стихотворения по выбору учителя) | Познакомить с историей жизни и творчества М. И. Цветаевой как отражением трагической истории первой половины XX в. Раскрыть неповторимость поэтического дара, романтический, мятежный мир лирической героини. Дать понятие об индивидуальном стиле поэта, о поэтическом синтаксисе | С. 145—160 | Подготовить сообщения (индивидуальные задания): о жизни и творчестве А. А. Ахматовой с опорой на материал учебного пособия и вопросы на с. 166; о «романности» лирической поэзии А. А. Ахматовой на с. 166—167. Подготовить анализ поэтического текста стихотворения А. А. Ахматовой с опорой на материал учебного пособия, выучить выбранное стихотворение наизусть |
А. А. Ахматова (2 ч) |
29 | А. А. Ахматова. Очерк жизни и творчества. Лирика Ахматовой — «целая книга женской души» (Б. Зайцев). «Вечером», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Я не знаю, ты жив или умер...», «Смуглый отрок бродил по аллеям...», «Я пришла к поэту в гости...», «Муза» («Когда я ночью жду ее прихода…») и др. (3—4 стих-я по выбору учителя) | Познакомить с историей жизни и творчества А. А. Ахматовой. Раскрыть глубину и яркость переживаний лирической герои- ни, мотивы любви, душевных крушений и побед, верности народу и родной земле. Дать понятие о «романности» лирического стихотворения | С. 161—166; 167—174 | Прочитать поэму «Реквием». Подготовить вопросы и задания (по выбору учителя и учащихся) на с. 180 |
30 | Поэма «Реквием» — скорбный плач матери о сыне и о стране (комментированное чтение) | Показать отражение трагедии личности, семьи, народа в поэме, единение жизни поэта с жизнью страны. Увидеть переплетение исторических, фольклорных, библейских мотивов. Раскрыть образ матери в поэме, понять значение образов Христа и Матери Божией | С. 175—180 | Задание к двум урокам. Подготовить сообщение о жизни и творчестве Б. Л. Пастернака с опорой на материал учебного пособия и вопросы на с. 186 (задание группе «биографов»). Подготовить анализ поэтического текста стихотворения Б. Л. Пастернака с опорой на материал учебного пособия и вопросы на с. 198—199 (по выбору учителя и учащихся) |
Б. Л. Пастернак (2 ч) |
31 32 | Б. Л. Пастернак. Очерк жизни и творчества. Лирика поэта как стремление «дойти до самой сути». «Февраль. Достать чернил и плакать!», «Снег идет», «Единственные дни», «Любить иных — тяжелый крест...», «Во всем мне хочется дойти...», «Определение поэзии», «Гамлет», «Быть знаменитым некрасиво...», «Рождественская звезда» и др. (3—4 стихотворения по выбору учителя) | Познакомить с жизнью и творчеством поэта, его взаимоотношениями с советской властью. Проследить становление мастерства от сложной ассоциативности к мудрой простоте. Раскрыть роль природы как «свободного проявления жизни» в его поэзии, философскую насыщенность смысла, многообразие затронутых тем | С. 180—199 | Индивидуальные задания: 1) подготовить сообщение о жизни и творчестве М. А. Шолохова с опорой на материал учебного пособия и вопросы на с. 204; 2) «Тихий Дон» как роман- эпопея (на с. 208—210); 3) экранизация романа (на с. 210—211) (возможно с просмотром фрагментов) |
М. А. Шолохов (7 ч) |
33 | М. А. Шолохов. Очерк жизни и творчества. История создания рома- на-эпопеи «Тихий Дон» или романа «Поднятая целина» (по выбору учи- теля и учащихся) | Раскрыть тесную взаимосвязь времени, судьбы и творчества писателя. Познакомить с историей многолетнего труда по созданию романа-эпопеи, а также романа «о великом переломе» | С. 199—204 | Перечитать главы романа (эти и следующие по усмотрению учителя): кн. 1, ч. 1, гл. 1—3; кн. 3, ч. 6. гл. 12; кн. 4, ч. 7, гл. 8—20, ч. 8, гл. 1—4, 6. Вопросы на с. 211 по выбору учителя и учащихся (ко всем темам) |
34 | «Тихий Дон» (избранные главы). История семьи Мелеховых. Отражение социальных потрясений эпохи | Показать отношение к семье как к главной ценности и основе нравственности в народном самосознании | С. 204—211 | Перечитать главы романа: кн. 2, ч. 5, гл. 8, 10, 12, 26; кн. 3, ч. 6, гл. 1, 4 |
35 | Изображение в романе Гражданской войны как трагедии народа | Раскрыть убедительность авторской позиции в изображении Гражданской войны как величайшего бедствия народа | Там же | Перечитать главы романа: кн. 1, ч. 3, гл. 4, 7, 10, 21, 23, 24; кн. 2, ч. 5, гл. 2, 12, 14, 29; кн. 3, ч. 6, гл. 9, 10, 16, 24, 35, 44; кн. 4, ч. 7, гл. 6, 9—11, 28, 29; кн. 4, ч. 8, гл. 1, 6, 7, 14, 16, 17 |
36 | Трагизм судьбы Григория Мелехова. Поиски героем правды в том мире, где правды нет | Раскрыть глубину и противоречивость характера героя-правдоискателя, обреченного на трагедию | Там же | Перечитать главы романа: кн. 1, ч. 1, гл. 7, 10, 15, ч. 2, гл. 18; кн. 4, ч. 7, ч. 8 |
37 | Женские судьбы в романе «Тихий Дон» | Показать неповторимость ярких, самобытных, очень разных шолоховских героинь, силу их любви и самоотверженности | Там же | Подготовиться к контрольному сочинению по творчеству М. А. Шолохова |
или | «Поднятая целина» (избранные главы). Человек или мировая революция? Коллективизация в Гремячем Логе. «Геройский парень» Се- мен Давыдов и его единомышленники. Борьба за «середняка». Кондрат Майданников и история «бабьего бунта». Гибель Давыдова и Нагульнова. Образы врагов в романе | Охарактеризовать отражение в романе противоречий процесса коллективизации, благих стремлений и насильственных методов и средств ее проведения. Рассмотреть проблемы, поднятые в романе, с позиции истории и современности. Дать характеристику «дорогим сердцу» писателя героям, их честной и искренней позиции | С. 211—15 | Подготовить вопросы на с. 214—215 по выбору учителя и учащихся (ко всем темам). Учащиеся читают избранные главы (по выбору учителя) |
38 | Контрольное сочинение по творчеству М. А. Шолохова | Совершенствовать умение писать сочинение на литературную тему | | Прочитать статью учебного пособия «Литература 1940-х — середины 1950-х гг.», подготовить ответ на вопросы на с. 221—222 (по выбору учителя и учащихся) |
39 | Литература 1940-х — середины 1950-х гг. (обзор). Патриотический, гражданский характер прозы, поэзии, драматургии, публицистики военного и послевоенного времени | Показать важнейшую роль литературы в годы Великой Отечественной войны. Раскрыть проблемно-тематическое содержание литературы первого послевоенного десятилетия | С. 215—222 | Подготовить сообщение о жизни и творчестве А. Т. Твардовского с опорой на материал учебного пособия и вопросы на с. 224 |
А. Т. Твардовский (2 ч) |
40 | А. Т. Твардовский. Очерк жизни и творчества. А. Т. Твардовский — редактор «Нового мира» | На примере жизни и творчества показать верность поэта провозглашенному принципу «быть самим собой», «отвечать головой за все на свете» | С. 222—224 | Прочитать статью учебного пособия на с. 224—226. Подготовить анализ поэтического текста понравившегося стихотворения Твардовского |
41 | Лирика А. Т. Твардовского — честный разговор с читателем. «О сущем», «Я знаю: никакой моей вины...», «Вся суть...», «На дне моей жизни...» (2 стихотворения по выбору учителя) | Донести главную особенность поэтического дара А. Т. Твардовского: открытость, искренность и честность в разговоре с читателем | С. 224—226 | С опорой на материалы статьи учебного пособия «Литература середины 1950-х — начала 1990-х гг.» подготовить сообщения по вопросам на с. 262—263 (целесообразно распределить задания в группах) |
42 43 | Литература середины 1950-х — начала 1990-х гг. | Охарактеризовать оттепель как историко-культурное явление. Дать представление об особенностях развития прозы, поэзии, драматургии во второй половине XX в.; познакомить с творчеством ведущих авторов | С. 227—261 | С опорой на материалы учебного пособия подготовить сообщение о жизни и творчестве И. А. Бродского (вопросы 1—3, с. 265) (индивидуальное задание). Подготовить анализ поэтического текста стихотворения И. А. Бродского. Вопросы на с. 268 по выбору учителя и учащихся |
И. А. Бродский (1 ч) |
44 | И. А. Бродский. Очерк жизни и творчества. Основные темы и мотивы лирики «Поэт — это образ жизни» (И. А. Бродский) | Познакомить с чередой жизненных испытаний и творчеством поэта. Охарактеризовать глубочайшую искренность и твердую жизненную позицию лирического героя его поэзии | С. 262—265; 265—268 | По материалам учебного пособия подготовить сообщение о жизни и творчестве А. В. Вампилова (индивидуальное задание). Прочитать пьесу «Утиная охота», подумать над вопросами 1—5 на с. 273 |
А. В. Вампилов (2 ч) |
45 46 | А. В. Вампилов. Очерк жизни и творчества. Пьеса «Утиная охота». История духовного падения главного героя | Познакомить с жизнью и творчеством талантливого драматурга. Раскрыть остроту социальной и нравственной проблематики пьесы, увидеть причины потери нравственных ориентиров главным героем. Охарактеризовать систему персонажей, соединение комического и трагического | С. 269—273 | По материалам статьи учебного пособия «Русская литература конца ХХ — начала XXI в.» подготовить защиту реферата «Творчество современного русского писателя, поэта, драматурга, вступившего в XXI в.» (список авторов предлагает учитель) |
47 48 | Русская литература конца ХХ — начала XXI в. (обзор). Основные тенденции раз- вития русской литературы на рубеже веков | Показать многоплановость современного литературного процесса: роль «возвращенной литературы», отказ от традиционного деления на литера- туру официальную и неофициальную, оппозицию массовой и элитарной литератур. Познакомить с творчеством представителей «старшего» и «младшего» поколений — прозаиков, поэтов, драматургов | С. 274—281 | По материалам статьи учебного пособия «Русскоязычная литература Беларуси» подготовить защиту реферата «Творчество современно- го русскоязычного писателя, поэта, драматурга Беларуси, вступившего в XXI в.» (спи- сок авторов предлагает учитель) |
49 50 | Русскоязычная литература Беларуси (обзор). Национальное своеобразие в соединении традиций русской и белорусской литератур | Раскрыть национальное своеобразие творческих поисков и достижений ведущих современных русскоязычных писателей Беларуси, познакомить с их достижениями в прозе, поэзии, драматургии | С. 282—285 | По материалам статьи учебного пособия «Повторение» и вопросам на с. 288 подготовиться к дискуссии на тему: «Роль художественной литературы в современном мире» |
51 | Повторение | Проследить (в кратком обзоре) особенности развития русской литературы, её мировое значение. Провести дискуссию по предложенным в учебном пособии вопросам и заданиям | С. 286-288 | |