СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КТП по ОРКСЭ для учащихся 4 классов

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное КТП по  модулю ОПК автор Кураев

Просмотр содержимого документа
«КТП по ОРКСЭ для учащихся 4 классов»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА НОВОСИБИРСКА «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8»




Обязательная часть






Педсовет Учреждения рассмотрел

и рекомендовал к утверждению Протокол № 10 от 26.05.2018г

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

С.В. Архипович

21.05.2018г

УТВЕРЖДЕНО

директор

В.Ю. Яковлев

приказ № 254 от 19.06.18 г





Рабочая программа

предмета «Основы религиозных культур и светской этики»











Составитель(и):

Норкина Ольга Анатольевна, учитель МХК










ПРИНЯТО

решением методического объединения

учителей начальных классов

протокол № 10 от 23.05. 2018г











Пояснительная записка

Рабочая программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» обязательной предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» разработана на основе следующих нормативных документов:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ от 06 октября 2009 №373)

  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  3. Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

  4. 2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"".

  5. 3. Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования; приказ Министерства просвещения РФ от 28 декабря 2018 г. № 345, г. Москва.

  6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2012.

  7. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)

  8. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ № 8.

  9. Положение об организации изучения учебного курса в рамках основной образовательной программы начального общего образования и основного общего образования МБОУ СОШ № 8

  10. Положение о системе оценивания курса «Основы религиозных культур и светской этики» в начальной школе МБОУ СОШ № 8

информационно-методические материалы:

1. Данилюк, А. Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений
М. : Просвещение, 2010


Проблема религиозного образования, воспитания религиозной толерантности и идентификации подрастающего поколения сегодня стоит очень остро и в целом в мире, и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что религиозную составляющую наряду с наукой, искусством, моралью и правом как важнейшую часть духовной культуры человечества невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, духовно-нравственного становления личности.

Вопросы, связанные с введением в школьную программу религиозной тематики, рассматриваемой в рамках культурологического подхода, имеют сегодня особенно важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на религиозное образование, решающее задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, остается слишком высоким, чтобы остаться без ответа.

В то же время преподавание основ религиозной культуры в общеобразовательной школе несет с собой необходимость решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем, многократно усиливающихся в условиях глобальных сдвигов и разрушения традиционных форм идентичности.

В этой связи особо актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер и представляющего пять важнейших национальных духовных традиций – православие, ислам, буддизм, иудаизм, светскую этику.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.

Основное культурологическое понятие учебного курса – «российская религиозно-культурная традиция». Его можно рассматривать как категорию, интегрирующую в своем семантическом пространстве понятия «традиция», «религиозная традиция», «культурная традиция».

Новый предмет призван актуализировать в содержании общего образования, смоделировать педагогическими средствами российскую религиозно-культурную традицию, создать условия для приобщения к ней российских школьников.

Отечественная религиозно-культурная традиция несовместима с унификацией содержания разных религий и этических учений. Ее принцип – общность в многообразии, «многоединство» – отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность как нашей страны, так и современного мира.

Отечественная религиозно-культурная традиция – общая духовная основа многонационального народа России – формируется исторически и актуализируется сегодня под воздействие ряда факторов:

  • общая историческая судьба народов России, исповедующих разные религии;

  • единое пространство современной общественной жизни, включающее общность государства, языка, образования, культуры, экономики, права, менталитета, развитую систему межличностных отношений;

  • множество общенациональных вызовов внутреннего и внешнего плана, содействующих консолидации общества под угрозой его разрушения.

Учебный курс содержательно раскрывает российскую религиозно-культурную традицию в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших подростков.

Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление об отечественной религиозно-культурной традиции посредством:

  • ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель, определенную Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего и основного общего образования, а также Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, – воспитание высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России;

  • педагогического согласования системы базовых национальных ценностей, лежащей в основе содержания всех модулей учебного курса;

  • системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими дисциплинами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);

  • педагогической организации общего культурно-исторического контекста преподавания учебного курса, отражающего единую историческую судьбу многонационального народа России, общность и своеобразие культур российских народов, единство современной государственной и гражданской жизни, существующие сегодня общенациональные вызовы, ответить на которые способен только единый народ, имеющий общие этические ценности, моральные нормы, духовные идеалы;

  • ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;

  • единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.

Учебно-воспитательный процесс в границах учебного курса и системы межпредметных связей педагогически моделирует и содержательно раскрывает религиозно-культурную традицию России в ее самых общих этических основах. Сама национальная духовность в многообразии и глубине составляющих ее религиозных и гуманистических традиций не исчерпывается им. Учебный курс – это введение в религиозно-культурную традицию России.

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 ч в неделю в 4 классе всего 34ч.

Основные содержательные модули курса:

  • Основы православной культуры.

  • Основы исламской культуры.

  • Основы иудейской культуры.

  • Основы буддийской культуры.

  • Основы мировых религиозных культур.

  • Основы светской этики.

Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей.

Образовательное учреждение на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса.

Предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить работу учащегося в целом и выставить ему итоговую оценку за весь курс.


ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Образовательный процесс в рамках учебного курса и в системе межпредметных связей призван обобщить, систематизировать процессы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в начальной школе, заложить основы их дальнейшего духовно-нравственного развития на ступенях основного и среднего (полного) общего образования.

Задачами учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» являются:

  • обеспечение условий для усвоения обучающимися приоритетных традиционных морально-нравственных идеалов, базовых национальных ценностей, моральных норм;

  • знакомство обучающихся с культурно-историческими основами традиционных религий и светской этики в России;

  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственности и морали в жизни личности, семьи, общества;

  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовности, нравственности, морали, полученных обучающимися в младшей школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.

Учебный курс, в содержании которого представлены четыре отечественные религиозные традиции и сущностно связанная с ними этика, создает мировоззренческую и ценностную основу для интеграции разнопредметного гуманитарного учебного содержания в основной школе. Российскую историю, литературу, искусство легче понять и, следовательно, принять, зная их религиозно-культурологические основы, понимая те идеалы, ценности, жизненные приоритеты, которые разделяли и к которым стремились наши предки. Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

  • понимание значения духовности, нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;

  • знание основных норм светской и религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их значения в жизни человека, семьи, общества;

  • формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий и светской этики в России;

  • формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям;

  • формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;

  • знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы традиционной культуры многонационального народа России;

  • укрепление веры в Россию;

  • укрепление средствами образования духовной преемственности поколений.

ФОРМЫ И ВИДЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ.

Формы и виды учебной деятельности основываются на сочетании различных методов обучения:

  • словесных,

  • наглядных,

  • практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы,

  • репродуктивных,;

  • индуктивных и дедуктивных,

Применение перечисленных методов обучения в их оптимальном сочетании при изучении курса обеспечит практическую направленность учебного процесса, будет способствовать созданию реальных возможностей для получения учащимися новых знаний и совершенствования универсальных учебных действий, создаст условия для применения их в практической деятельности, исключит формальный подход и механическое усвоение фактов и теоретических сведений.

Изучаемый учебный материал в рамках курса выступает как материал для создания учебной ситуации, которая проектируется с учетом возраста, специфики учебного предмета, меры сформированности действий учащихся (исполнительских, или ориентировочных).

К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса могут быть отнесены:

Взаимные вопросы и задания групп. После прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя, экскурсии и т.д. учащиеся сами формулируют вопросы и задания содержательного или проблемного характера, которые потом распределяются между группами. Распределение предпочтительно проводить в игровой форме (например, с помощью «черного ящика», «волшебной шляпы» или по аналогии с игрой в фанты).

Взаимообъяснение. Предметом деятельности в этой учебной ситуации может выступать как содержание изучаемого материала, так и собственно организация деятельности. В первом случае учащиеся выступают в роли учителя, рассказывая, демонстрируя или объясняя одноклассникам небольшой фрагмент темы. Во втором случае учащиеся дают одноклассникам рекомендации по организации работы в группе, поиску информации, предлагают свой алгоритм выполнения задания и т.д.

Беседа. Является фронтальной формой работы, поэтому важно, чтобы она не превращалась в лекцию учителя, т. к. в лекции реализуются в большей степени между учителем – носителем информации и учеником – реципиентом этой информации, что не способствует повышению мотивации к обучению и значительно снижает его эффективность. В основе беседы лежит хорошо продуманная система логически связанных вопросов, которые по содержанию и форме соответствуют уровню развития учащихся и особенностям изучаемой темы. Беседа может быть репродуктивного или эвристического характера. В первом случае предполагается сознательное усвоение и последующее воспроизведений учащимися знаний. Беседа эвристического характера нацелена на стимулирование и мотивацию учебной деятельности учащихся, на создание проблемных ситуаций.

Интервью. Эта форма учебной деятельности может быть использована как в урочной, так и во внеурочной деятельности учащихся в качестве пролонгированного домашнего задания (например, взять интервью по определенной теме у членов своей семьи, старшеклассников, представителей педагогического коллектива школы). Также в формате интервью может осуществляться рефлексия по итогам работы класса на уроке или по итогам изучения темы. Вопросы для интервью должны быть разработаны самими учащимися, а полученные ответы могут использоваться в дальнейшем, например, в качестве материала для создания проблемных ситуаций. Также результаты проведения интервью по особо важным разделам курса могут лечь в основу большого итогового проекта, который предполагается презентовать по окончании обучения.

Драматизация (театрализация). Эта форма организации учебной деятельности обладает большой привлекательностью для младших школьников, т.к. по своей сути близка к игре, а также предоставляет им возможности для самопрезентации.

Виды учебной деятельности учащихся, которые проходят через все уроки в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими связующими звеньями.

Составление словаря терминов и понятий способствует систематизации и усвоению материала курса. Содержание словаря составляют понятия, наиболее характерные для конкретного содержательного модуля, являющиеся ключевыми для понимания мировоззренческой и культурной специфики изучаемого. Работа со словарем способствует не только пониманию сути изучаемых явлений и фактов, но и совершенствует навыки работы с источниками информации, навыки устной и письменной речи, т.к. требует создания точных, понятных, грамотных формулировок. Методологическая последовательность усвоения терминов и понятий благодаря работе со словарем реализуется на всех этапах изучения курса: происходит накопление фактов, формируется общее представление об изучаемом культурном явлении, выделяются ключевые понятия и определяется их смысл, значение; понятия закрепляются через использование их в собственной речи, и таким образом входят в активный лексический запас учащихся; в дальнейшем, при изучении последующих тем курса происходит сначала актуализация, а потом – развитие понятия, обогащение его новыми признаками, нюансами.

Составление галереи образов. Эта работа направлена прежде всего на формирование образного восприятия изучаемого материала, на установление внутренних связей курса не только на теоретическом, но и на визуальном уровне. Еще одна важная задача, решаемая организацией такой работы – формирование культурной эрудиции учащихся. Содержанием Галереи образов может стать самый разнообразный наглядный материал: фотографии, иллюстрации, репродукции картин, фотографии и изображения культовых сооружений, фотографии музейных экспозиций, костюмы, ритуальные и бытовые предметы, характерные для рассматриваемой религиозной культуры.

Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе – требование современной методики и ориентация на интересы и возможности учащихся. Информатизация является также и средством оптимизации процесса обучения.

Задания на дом в процессе изучения курса должны иметь творческий, поисковый или проблемный характер. Желательно, чтобы каждый учащийся выполнил 2-3 творческие и 3-4 поисковые работы, т.е. задания этого типа, предлагаемые в поурочном планировании, могут быть распределены равномерно на протяжении изучения курса.


ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Обучение детей по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

У выпускника будут сформированы:

  1. Уважение и ценностное отношение к своей Родине – России; понимание своей этнокультурной и общенациональной (российской) принадлежности, сопричастности настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение к другим народам (патриотическое воспитание);

  2. Первоначальные представления о человеке как части общества: о правах и ответственности человека перед окружающими; об уважении и достоинстве; о своих правах и правах других людей; готовность к проявлению взаимопомощи; конструктивному общению, к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками; о нравственно-этических нормах поведения и межличностных отношений; предпочтениях в ситуациях выбора в пользу нравственно-этических норм; позитивный опыт соблюдения правил повседневного этикета, дисциплины в образовательной организации; проявления сопереживания, доброжелательности, толерантности, неприятия любых форм поведения, направленного на причинение физического, и морального вреда другим людям (духовно-нравственное воспитание);

  3. Позитивный опыт участия в творческой деятельности, интерес обучающихся к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным традициям и творчеству своего и других народов (эстетическое воспитание);

  4. Понимание важности научных знаний для жизни человека и развития общества; познавательных интересов, позитивного опыта познавательной деятельности, умения организовывать самостоятельное познание окружающего мира (формирование первоначальных представлений о научной картине мира);

  5. Готовность соблюдать правила безопасного поведения в окружающей образовательной, социальной и информационной средах, бережное отношение к здоровью, физическому и психическому состоянию; понимание важности физического развития, здорового питания, занятий физической культурой и спортом (физическое воспитание и формирование здорового образа жизни);

  6. Понимание ценности труда в жизни человека и общества; уважение к труду и людям труда, бережное отношение к результатам труда; навыки самообслуживания; понимание важности добросовестного и творческого труда; интерес к различным профессиям (трудовое воспитание);

  7. Первоначальные представления о ценности жизни на Земле и необходимости сохранения живой планеты; бережное отношение к природе; основы экологической культуры; нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред природе, жестокому обращению с животными (экологическое воспитание).


Метапредметные:


Познавательные УУД


Выпускник научится:

  1. Использовать наблюдения для получения информации об особенностях изучаемого объекта;

  2. Проводить по предложенному плану опыт/небольшое простое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

  3. Формулировать выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта;

  4. Устанавливать основания для сравнения; формулировать выводы по его результатам;

  5. Объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;

  6. Определять существенный признак для классификации;

  7. Использовать знаково-символические средства для представления информации и создания несложных моделей изучаемых объектов;

  8. Осознанно использовать базовые межпредметные понятия и термины, отражающие связи и отношения между объектами, явлениями (в рамках изученного);

Выпускник получит возможность научиться:

  1. Классифицировать изучаемые объекты;

  2. Осознанно использовать базовые межпредметные понятия и термины, отражающие связи и отношения между процессами окружающего мира (в рамках изученного);


Регулятивные УУД


Выпускник научится:

  1. Понимать цель познавательной деятельности;

  2. Планировать свои действия при выполнении заданий учебника;

  3. Осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий.

Выпускник получит возможность научиться:

  1. Самостоятельно планировать свои действия при выполнении учебных заданий;

  2. Самостоятельно осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий;

  3. Ставить цель собственной познавательной деятельности и планировать ее (в рамках проектной деятельности).


Коммуникативные УУД


Выпускник научится:

  1. Осуществлять смысловое чтение текстов различного вида, жанра, стиля – определять тему, главную мысль, назначение текста (в пределах изученного);

  2. Использовать языковые средства, соответствующие учебной познавательной задаче, ситуации повседневного общения;

  3. Участвовать в диалоге, соблюдать правила ведения диалога (слушать собеседника, признавать возможность существования разных точек зрения, корректно и аргументированно высказывать свое мнение);

  4. Осознанно строить в соответствии с поставленной задачей речевое высказывание; составлять устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) на темы, доступные младшему школьнику;

  5. Готовить небольшие публичные выступления;

  6. Соблюдать правила межличностного общения при использовании персональных электронных устройств;

Овладение умениями работать с информацией:

Выпускник научится:

  1. Выбирать источник для получения информации (учебник, словари различного типа, Интернет);

  2. Анализировать текстовую, изобразительную, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

  3. Подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;

  4. Соблюдать правила информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при работе в сети Интернет;

  5. Использовать схемы, таблицы для представления информации;

  6. выбирать источник для получения информации (учебник, цифровые электронные средства, справочники)


Овладение умениями участвовать в совместной деятельности:

Выпускник научится:

  1. Понимать и принимать цель совместной деятельности;

  2. Проявлять готовность руководить и выполнять поручения;

  3. Проявлять готовность толерантно разрешать конфликты.

  4. Первоклассник получит возможность научиться:

  5. Обсуждать и согласовывать способы достижения общего результата;

  6. Распределять роли в совместной деятельности,

  7. Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, оценивать свой вклад в общее дело;


Планируемые результаты освоения предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» включают общие результаты по предметной области (учебному предмету) и результаты по каждому учебному модулю с учетом содержания примерных рабочих программ по Основам православной культуры, Основам исламской культуры, Основам буддийской культуры, Основам иудейской культуры, Основам мировых религиозных культур, Основам светской этики.

Общие планируемые результаты.

В результате освоения каждого модуля курса выпускник научится:

– понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

– поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях;

– осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к нравственному совершенствованию и духовному развитию;

– развивать первоначальные представления о традиционных религиях народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме), их роли в культуре, истории и современности, становлении российской государственности, российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации;

– ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести;

Планируемые результаты по учебным модулям.

Основы православной культуры

Выпускник научится:

  • понимать и принимать базовые ценности общества: Отечество, семья, религия, мир, культура;

  • понимать значимость нравственного совершенствования и роли в этом личных усилий человека, выражать это понимание своими словами, приводить примеры;

  • определять историческую роль христианства в становлении российской государственности;

  • знать о нормах христианской морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в обществе;

  • размышлять об основных нравственных категориях православной культуры, понимать значение труда и долга в обществе;

  • знать основное содержание Десяти заповедей (Ветхий Завет) и заповедей блаженств (Евангелия), уметь объяснять их своими словами;

  • понимать роль религиозной культуры в формировании нравственных ценностей в жизни человека, семьи, народа, в обществе и государстве;

  • соотносить поведение человека с категориями православной христианской этики;

  • знать о Священном Писании (Библии: Ветхий Завет, Новый Завет), евангелистах, апостолах, святых, священнослужителях, богослужениях, молитвах;

  • знать о монашестве и монастырях;

  • рассказывать о смысле основных Таинств;

  • знать назначение и устройство православного храма, уметь называть его основные элементы (притвор, алтарь, иконы, иконостас), знать нормы поведения в храме;

  • рассказывать о православных праздниках (не менее трех), объяснять смысл и назначение поста в православии;

  • понимать традиционные православные семейные ценности, обязанности и ответственность членов семьи;

  • распознавать христианскую символику;

  • знать основные составляющие православной художественной и музыкальной культур, уметь объяснить отличия иконы от картины;

  • понимать особенности и значение произведений религиозного (культового) искусства, культурно-исторических памятников;

  • применять полученные знания для осуществления проектной деятельности по изучению православного исторического и культурного наследия с учетом особенностей своего региона;

  • объяснятьсвоими словами значение моральных норм для человека и общества, называть традиционные религии России и соотносить традиционные религии с народами России, которые их исповедуют;

  • рассуждать о многонациональном и многоконфессиональном составе российского общества, понимать значение и формы выражения патриотизма, любви к Отечеству, нашей Родине — России;

выражать своими словами понимание ценности человеческой жизни

Выпускник получит возможность научиться:

развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;

устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением людей, общественными явлениями;

выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;

акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.

Основы исламской культуры

Выпускник научится:

  • –понимать значимость нравственного совершенствования и роли в этом личных усилий человека, способность выражать это понимание своими словами, приводить примеры;

  • осознавать значение традиционных нравственных ценностей народов России как основы нравственного самосовершенствования и духовного развития;

  • рассказывать о нормах исламской морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в обществе;

  • перечислять основные нравственные ценности исламской культуры, объяснять их с примерами (вера, добро, уважение младших к старшим, семья, стремление к миру, дружба, справедливость, милосердие, хорошее образование, традиции гостеприимства, любовь к Родине, защита Отечества). Приводить примеры проявления человеком добра по отношению к себе и окружающим;

  • рассказывать своими словами об основном содержании священных книг исламской культуры: Корана, Сунны;

  • рассказывать о религиозных обязанностях мусульман – Столпах ислама;

  • понимать роль религиозной культуры, в формировании нравственных ценностей в жизни человека, семьи, народа, в обществе и государстве;

  • соотносить поведение человека с категориями исламской этики;

  • рассказывать историю происхождения ислама и о его основателе – пророке Мухаммаде;

  • объяснять значение священных городов: Мекки – религиозного центра мусульман, Медины (Ясриб) – города Пророка Мухаммада – главных объектах религиозного паломничества;

  • рассказывать о Каабе;

  • распознавать мусульманскую символику, объяснять своими словами ее смысл в исламской культуре;

  • описывать (устно) отдельные произведения искусства ислама – каллиграфии и орнамента (арабески), исламской архитектуры, искусства ковроткачества;

  • рассказывать о развитии науки в исламском мире;

  • применять полученные знания для осуществления проектной деятельности по изучению исламского исторического и культурного наследия с учетом особенностей своего региона;

  • своими словами объяснять значение моральных норм для человека и общества, называть традиционные религии России и соотносить традиционные религии с народами России, которые их исповедуют;

  • рассуждать о многонациональном и многоконфессиональном составе российского общества, понимать значение и формы выражения патриотизма, любви к Отечеству, нашей Родине — России;

выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни

Выпускник получит возможность научиться:

развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;

устанавливать взаимосвязь между содержанием исламской культуры и поведением людей, общественными явлениями;

выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;

акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.

Основы буддийской культуры

Выпускник научится:

  • – понимать значимость нравственного совершенствования и роли в этом личных усилий человека, способность выражать это понимание своими словами, приводить примеры;

  • осознавать значение традиционных нравственных ценностей народов России как основы нравственного самосовершенствования и духовного развития;

  • рассуждать об основных нравственных категориях буддизма (добре и зле, любви и ценности жизни, ненасилии, сострадании, милосердии, заботе о слабых, взаимопомощи, ответственности); о пути духовного совершенствования в буддизме, учении о добродетелях;

  • понимать роль религиозной культуры в формировании нравственных ценностей в жизни человека, семьи, народа, в обществе и государстве;

  • понимать и уметь объяснять учение о четырех благородных истинах буддизма;

  • рассказывать о священном каноне (Трипитаке);

  • объяснять своими словами отношение к природе в учении Будды, принципе ненасилия (ахимсе);

  • отличать особенности буддийских священных сооружений: храмов, ступ. Понимать культурное значение буддийского монастыря;

  • рассказывать об основных праздниках буддизма (Весак, Новый год), объяснять их смысл и назначение; о буддийском календаре;

  • понимать традиционные семейные ценности, обязанности и ответственность членов буддийской семьи;

  • отличать буддийскую символику, объяснять своими словами ее смысл в буддийской культуре;

  • рассказывать об основных исторических фактах возникновения и распространения буддизма в России;

  • применять полученные знания для осуществления проектной деятельности по изучению буддийского исторического и культурного наследия с учетом особенностей своего региона;

  • объяснять своими словами значение моральных норм для человека и общества, называть традиционные религии России и соотносить традиционные религии с народами России, которые их исповедуют;

  • рассуждать о многонациональном и многоконфессиональном составе российского общества, понимать значение и формы выражения патриотизма, любви к Отечеству, нашей Родине — России;

выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни, с опорой на примеры из буддизма и других традиционных культур России

Выпускник получит возможность научиться:

развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;

устанавливать взаимосвязь между содержанием буддийской культуры и поведением людей, общественными явлениями;

выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;

акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.

Основы иудейской культуры

Выпускник научится:

  • – понимать значимость нравственного совершенствования и роли в этом личных усилий человека, способность выражать это понимание своими словами, приводить примеры;

  • осознавать значение традиционных нравственных ценностей народов России как основы нравственного самосовершенствования и духовного развития;

  • рассуждать о нормах светской и религиозной морали, их значении в жизни человека, семьи, народа, в обществе и государстве, о Золотом правиле Гилеля и его роли в формировании моральных принципов;

  • рассуждать об основных нравственных категориях и духовных основах иудаизма (13 принципов веры), понимать значение труда и долга в обществе;

  • рассказывать о десяти заповедях иудаизма, полученных Моисеем на горе Синай;

  • оценивать свое поведение с использованием категорий этики;

  • рассказывать об основах вероучения, о Торе; о роли Храма в жизни иудеев, о назначении синагоги и ее устройстве;

  • понимать значение молитвы и благословения в иудаизме;

  • рассказывать об основных праздниках иудаизма, объяснять смысл и назначение их в иудейской традиции;

  • понимать традицию и смысл Шабата;

  • понимать традиционные семейные ценности иудаизма, обязанности и ответственность членов семьи;

  • отличать иудейскую символику, объяснять своими словами ее смысл в иудейской культуре;

  • рассказывать об основных традициях иудаизма в повседневной жизни иудеев и законах кашрута;

  • объяснятьсвоими словами роль носителей иудейской культуры в истории России;

  • применять полученные знания для осуществления проектной деятельности по изучению исторического и культурного наследия иудаизма;

  • объяснятьсвоими словами значение моральных норм для человека и общества, называть традиционные религии России и соотносить традиционные религии с народами России, которые их исповедуют;

  • рассуждать о многонациональном и многоконфессиональном составе российского общества, понимать значение и формы выражения патриотизма, любви к Отечеству, нашей Родине — России;

  • выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни, с опорой на примеры из традиционных культур России

Выпускник получит возможность научиться:

развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;

устанавливать взаимосвязь между содержанием иудейской культуры и поведением людей, общественными явлениями;

выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;

акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.

Основы мировых религиозных культур

Выпускник научится:

  • – понимать значимость нравственного совершенствования и роли в этом личных усилий человека, способность выражать это понимание своими словами, приводить примеры;

  • осознавать значение традиционных нравственных ценностей народов России как основы нравственного самосовершенствования и духовного развития;

  • называть мировые религиозные культуры, традиционно представленные в России;

  • рассказывать об основателях мировых религий (имя, чему учил основатель религии, как называются последователи этой религии);

  • рассуждать о нравственных заповедях, нормах морали в традиционных религиях России, их роли в семье и обществе;

  • рассуждать об основных нравственных категориях в религиозной культуре народов России (любовь к ближнему, «золотое правило нравственности», долг, свобода, ответственность, милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, отношение к труду);

  • понимать роль религиозной культуры в формировании нравственных ценностей в жизни человека, семьи, народа, в обществе и государстве;

  • оценивать свое поведение с использованием основных нравственных категорий;

  • рассказывать о священных книгах традиционных религий народов России (Библия, Коран, Трипитака, Танах), хранителях предания и служителях религиозного культа (священники, муллы, ламы, раввины);

  • называть и объяснять основные религиозные обряды в контексте изучаемых религиозных культур (1–2 примера);

  • понимать значение понятий: храм, синагога, церковь, мечеть, ступа, пагода. Знать назначение и устройство священных сооружений традиционных религий России, основные нормы поведения в религиозных сооружениях и рядом с ними;

  • понимать роль искусства в религиозных культурах;

  • понимать особенности и значение произведений религиозного (культового) искусства, проявлять ценностное отношение к культурно-историческим памятникам;

  • рассказывать о религиозных календарях и праздниках традиционных религий народов России (не менее одного религиозного праздника каждой традиции);

  • рассуждать о семейных ценностях в традиционных религиях народов России, основных нормах отношения к труду, учению в традиционных религиях народов России;

  • распознавать религиозную символику традиционных религий народов России (как минимум, по одному символу), объяснять своими словами ее значение в религиозной культуре;

  • рассказывать об основных исторических фактах и роли традиционных религий в становлении культуры народов России, российского общества, российской государственности;

  • применять полученные знания для осуществления проектной деятельности по изучению исторического и культурного наследия с учетом особенностей своего региона;

  • объяснятьсвоими словами значение моральных норм для человека и общества, термины «добро», «зло», «любовь», «свобода вероисповедания»; • рассуждать о многонациональном и многоконфессиональном составе общества, понимать значение и формы выражения российского патриотизма, любви к Отечеству, нашей Родине — России;

выражать своими словами понимание ценности человеческой жизни, с опорой на примеры из традиционных религий России.Выпускник получит возможность научиться:

развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;

устанавливать взаимосвязь между содержанием религиозной культуры и поведением людей, общественными явлениями;

выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;

акцентировать внимание на религиозных духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.

Основы светской этики

Выпускник научится:

  • – понимать значимость нравственного совершенствования и роли в этом личных усилий человека, способность выражать это понимание своими словами, приводить примеры;

  • формулировать суждения оценочного характера о значении нравственности в жизни человека, семьи, народа, в обществе и государстве;

  • называть и иллюстрировать примерами понятия добро, справедливость, ответственность, честь, совесть, дружба, долг;

  • рассуждать о нравственных качествах человека и ориентироваться на них в повседневных коммуникациях;

  • разбираться в проявлениях негативных качеств и эмоций человека, уметь выявлять их проявления и адекватно реагировать на них, уметь контролировать собственные негативные эмоции и действия;

  • демонстрировать адекватность самооценки, воспринимать конструктивную критику со стороны старших, прислушивается к мнению окружающих;

  • понимать дистанцию между детьми и взрослыми, проявлять уважение к старшим и младшим членам семьи и общества;

  • понимать важность семейных отношений, демонстрировать заботу о членах семьи, готовность принять на себя обязанности по оказанию посильной помощи в семье;

  • уважительно относится к сверстникам и взрослым, придавать значение собственному внешнему виду и манерам поведения, осуществлять вербальную и невербальную коммуникацию с учетом интересов, положения и возраста собеседника;

  • высказывать мнение о поступках окружающих в адекватной ситуации форме, не навязывать собственное мнение окружающим, проявлять дружелюбие в общении с окружающими;

  • распознавать особенности речевого общения, использовать в собственной речи вежливые слова и речевые обороты, нести ответственность за свои слова и действия;

  • понимать значимость природы в жизни общества, проявлять заботу об окружающей среде;

  • понимать необходимость физического развития, соблюдать элементарные правила здорового образа жизни, относиться к собственному здоровью и здоровью окружающих как к ценности;

  • рассказывать об основных памятных датах и праздниках России, понимать их значение для общества, принимать активное участие в подготовке и реализации праздничных мероприятий в школе и дома;

  • проявлять интерес к истории своей семьи, знать имена и биографии предков и выдающихся людей России;

  • объяснять значение моральных норм для человека и общества;

рассуждать о многонациональном и многоконфессиональном составе российского общества, понимать значение и формы выражения патриотизма, любви к Отечеству, нашей Родине — России

Выпускник получит возможность научиться:

развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе общепринятых в российском обществе норм светской (гражданской) этики;

устанавливать взаимосвязь между содержанием российской светской этики и поведением людей, общественными явлениями;

выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;

акцентировать внимание на нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.


5.2.6. Основы религиозных культур и светской этики

Основное содержание предметной области

Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом учебных модулей, один из которых изучается по выбору родителей (законных представителей) обучающихся: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».


модуль «Основы православной культуры»


Россия – наша Родина. Россия – большая многонациональная страна. Уважительное и бережное отношение к культурным традициям дружной семьи народов России.

Культура и религия. Возникновение христианства. Во что верят православные христиане. Бог – Троица в православной христианской традиции.

Библия – Священное Писание христиан: Ветхий и Новый Завет. Евангелие и евангелисты. Десять заповедей Ветхого Завета. Закон и благодать.

Евангельская история: В ожидании Мессии. Рождение Христа. Жизнь и проповедь Христа. Заповеди Блаженств. Христос – Спаситель. Апостолы. Евангельские притчи и их смысл.

Православные праздничные традиции: Православный календарь и основные праздники православных христиан.

Святыни и святые в православии: Знаменитые православные святые. Монахи и монашество. Святые воины. Святые покровители Руси.

Христианские священные сооружения: Православный храм и его устройство. Символика православного храма. Монастыри. Паломничество.

Православное искусство: Художественная культура православия. Иконы, фрески, мозаика, прикладное искусство. Особенности иконописи и символический язык иконы. Православные сюжеты в шедеврах отечественной живописи.

Музыкальная культура православия. Церковное пение и духовная музыка. Колокольный звон.

Религия и мораль: Отношение к близким в православной традиции. Малая Церковь – христианская семья и ее ценности. Любовь к ближнему. Милосердие и сострадание. Долг и ответственность. Отношение к труду. Добро и зло в православной традиции.

Православие в России: Крещение Руси. Православие в истории и культуре Отечества. Православие в современной России.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

модуль «Основы исламской культуры»


Россия – наша Родина.Россия – большая многонациональная страна. Уважительное и бережное отношение к культурным традициям дружной семьи народов России.

Ислам – мировая религия и одна из традиционных религий России. Культура и религия.

Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской традиции.

Во что верят правоверные мусульмане.

Добро и зло в исламской традиции.

Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему.

Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание.

Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман.

Для чего построена и как устроена мечеть.

Мусульманское летоисчисление и календарь.

Ислам в России.

Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения.

Искусство ислама.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России


модуль «Основы буддийской культуры»

Россия – наша Родина. Россия – большая многонациональная страна. Уважительное и бережное отношение к культурным традициям дружной семьи народов России.

Буддизм – мировая религия и одна из традиционных религий России. Культура и религия.

Будда и его учение.

Буддийские святые.

Будды и Бодхисаттвы.

Семья в буддийской культуре и ее ценности.

Буддизм в России.

Человек в буддийской картине мира.

Буддийские символы.

Буддийские ритуалы.

Буддийские святыни.

Буддийские священные сооружения. Буддийский храм.

Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре.

Искусство в буддийской культуре.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России


модуль «Основы иудейской культуры»

Россия – наша Родина. Россия – большая многонациональная страна. Уважительное и бережное отношение к культурным традициям дружной семьи народов России.

Иудаизм – древнейшая монотеистическая религия и одна из традиционных религий России. Культура и религия.

Тора — главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма.

Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре.

Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и ее устройство.

Суббота (Шабат) в иудейской традиции.

Иудаизм в России.

Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев.

Ответственное принятие заповедей.

Еврейский дом. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.

Знакомство с еврейским календарем: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России

модуль «Основы мировых религиозных культур»

Россия – наша Родина. Россия – большая многонациональная страна. Уважительное и бережное отношение к культурным традициям дружной семьи народов России.

Культура и религия. Религия и мораль. Традиционные религии России. Иудаизм – первая религия Единого Бога. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм.

Христианство. Крещение Руси.

Во что верят православные христиане. Библия – Священное Писание христиан: Ветхий и Новый Завет. Евангелие и евангелисты. Проповедь Христа. Православные святые.

Христианские священные сооружения. Православный храм.

Святыни и паломничество в православии. Монахи и монастыри.

Православный календарь и православные праздники.

Художественная и музыкальная культура православия: лучшие образцы.

Буддизм:

Возникновение буддизма. История Сиддхартха Гуатамы.

Во что верят буддисты. Священная книга: Трипитака. Будда и его учение.

Буддийские храмы и обряды. Монахи и монастыри.

Буддийский календарь и основные праздники буддизма.

Искусство в буддийской культуре.

Иудаизм: Древнееврейская религия.

Во что верят иудеи. Тора – главная книга иудаизма. Пророки и Писания.

Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и ее устройство. Обряды и традиции в иудаизме. Основные праздники и еврейский календарь. Роль общины в жизни иудеев.

Ислам:

Возникновение ислама. История пророка Мухаммада.

Во что верят мусульмане. Обязанности мусульман. Коран – священная книга мусульман.

Священные сооружения в исламе. Уклад жизни мусульманина. Мусульманское летоисчисление и календарь.

Искусство ислама.

Человек в религиозных традициях России. Нравственные заповеди в традиционных религиях России. Семья и семейные ценности в религиозной культуре традиционных религий России. Долг, свобода, ответственность, труд в религиозной культуре. Милосердие, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним в традиционных религиях России. Вклад представителей традиционных религий в российскую историю.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России

модуль «Основы светской этики»

Россия – наша Родина

Нравственные ценности и идеалы российского народа. Роль духовных и нравственных ценностей в истории нашей Родины. Этика поступков: доброжелательность, терпимость и уважение к традициям и национальным особенностям человека любой религиозной культуры.

Нравственные ценности. Индивидуальность. «Золотое правило нравственности». Добро и зло. Справедливость. Ответственность. Честь. Совесть. Нравственный выбор. Милосердие.

Духовный мир человека. Чувства, эмоции и поступки. Жизнь и смысл жизни.

Самопознание и самовоспитание. Образование как ценность. Культура здорового образа жизни. Бережное отношение к природе. Гуманное отношение ко всему живому.

Культура взаимоотношений с другими людьми. Права и обязанности. Уважение чести и достоинства человека. Межкультурное сотрудничество.

Семья. Семейный уклад. Правила жизни в семье. Любовь и ответственность в семье, забота родителей о своих детях. Забота взрослых детей о родителях.

Индивидуальное и коллективное. Отношения в коллективе. Дружба. Взаимопомощь. Традиции добрососедства. Общественное и личное благо.

Культурные нормы. Правила совместного общежития. Поведение в общественных местах. Образ жизни. Привычки. Манеры. Вежливость. Этикет. Церемонии и ритуалы.

Трудовая мораль. Трудолюбие. Бережливость. Дисциплина. Нравственные традиции предпринимательства.

Государство и гражданственность. Общие гражданские ценности и нормы современной России. Образцы нравственности в культуре Отечества.

Историческое и культурное наследия народов России. Обычаи и традиции. Уважение памяти предков. Памятные даты и праздники.

Любовь и уважение к Отечеству.

Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России

Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

1 ч в неделю (34 часа)


Уроки

Учебные модули

Деятельность учителя с учётом рабочей программы воспитания

Основы право-славной культуры

Основы исламской культуры

Основы буддийской
культуры

Основы иудейской культуры

Основы мировых религиоз-ных
культур

Основы светской этики

Урок 1

Россия – наша Родина

Устанавливать доверительные отношения между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя;

Привлекать внимание учащихся к обсуждаемой на уроке информации, активизировать познавательную деятельность учащихся;

Побуждать учащихся соблюдать на уроке нормы учебной дисциплины и самоорганизации;

Поддерживать в коллективе учащихся дружелюбную, деловую обстановку;

Организовывать учебную деятельность с учётом культурных традиций, возрастных и индивидуальных особенностей детей;

Привлекать внимание учащихся к ценностным категориям, изучаемым на уроках ОРКСЭ;

Находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечить его понимание и переживание учащимися;

Создание, поддержка уклада, атмосферы в классе;

Реализовывать воспитательные возможности различных видов деятельности обучающихся на основе восприятия элементов действительности, наблюдения за демонстрациями учителя, просмотра фильмов;

Создавать условия для деятельности учащихся в различных формированиях, взаимодействия в группах, совместного поиска решений;

Реализовывать воспитательные возможности различных видов деятельности обучающихся со словесной основой (самостоятельная работа с учебником, работа с научно – популярной литературой, отбор и сравнение материала по разным источникам;

Проектировать ситуации и события, развивающие культуру переживаний и ценностные ориентиры учащихся;

Опираться на личный опыт учащихся, приводя примеры, образы из знакомых им книг, фильмов, мультфильмов, игр и т. д;

Проектировать ситуации и события, формирующие эмоционально – ценностную сферу учащегося;

Выказывать свой интерес к увлечениям, мечтам, планам, проблемам детей в рамках изучаемого предмета, темы;

Разряжать напряжённую обстановку в классе; привлекать внимание учащихся к обсуждаемой на уроке информации;

Активизировать познавательную деятельность детей;

Использовать воспитательные возможности содержания предмета через демонстрацию учащимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

Формировать ответственное поведение к своим поступкам, используя примеры из художественных произведений, фильмов и т. д;

Формировать уважение к традициям, ценностям, культуре народа;

Развивать самостоятельность, инициативу, активную гражданскую позицию учащихся, как членов общества, используя исторические факты, события, литературные произведения;

Развивать способность к труду и жизни в современных условиях;

Формировать толерантность и навыки поведения в изменяющейся поликультурной среде;

Создавать условия для ответственного отношения обучающихся к своим поступкам, действиям;

Управлять учебными группами с целью вовлечения учащихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно – познавательную деятельность;

Формировать умение ответственного отношения к окружающей действительности;

Урок 2

Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства.

Культура и религия

Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия


Ведение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия


Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия




Культура и религия


Что такое светская этика?


Урок 3

Священное Писание


Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности. Жизнеописание

Будда и его Учение


Тора – главная книга иудаизма. Сущность Торы. «Золотое правило Гилеля»

Культура и религия


Мораль и культура

Урок 4

Священное Писание и Священное Предание


Пророк Мухаммад – проповедническая миссия


Будда и его Учение


Письменная и Устная Тора. Классические тексты иудаизма

Возникновение религий. Древнейшие верования

Особенности морали


Урок 5

Во что верят православные христиане


Прекрасные качества Пророка Мухаммада

Буддийский священный канон


Патриархи еврейского народа



Возникновение религий. Религии мира и их основатели


Добро и зло


Урок 6

Что говорит о Боге и мире православная культура


Священный Коран и Сунна как источники нравственности

Буддийский священный канон


Евреи в Египте: от Йосефа до Моше



Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака

Добро и зло

Урок 7

Что говорит о человеке православная культура

Общие принципы ислама и исламской этики

Буддийская картина мира


Исход из Египта

Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран


Добродетели и пороки


Урок 8

Христианское учение о спасении


Столпы ислама и исламской этики

Буддийская картина мира


Получение Торы на горе Синай

Хранители предания в религиях мира


Добродетели и пороки


Урок 9

Добро и зло в православной традиции


Исполнение мусульманами своих обязанностей

Добро и зло


Пророки и праведники в иудейской культуре


Человек в религиозных традициях мира

Свобода и моральный выбор человека

Урок 10

Христианская этика. Заповеди блаженства

Обязанности мусульман


Ненасилие и доброта


Пророки и праведники в иудейской культуре


Священные сооружения

Свобода и ответственность

Урок 11

Христианская этика. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему


Обязанности мусульман


Любовь к человеку и ценность жизни



Храм в жизни иудеев

Священные сооружения



Моральный долг

Урок 12

Христианская этика. Добродетели и страсти. Отношение к труду

Обязанности мусульман


Милосердие и сострадание

Назначение синагоги и ее устройство

Искусство в религиозной культуре



Справедливость


Урок 13

Христианская этика. Долг и ответственность.

Милосердие и сострадание


Обязанности мусульман



Отношение к природе


Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Субботний ритуал

Искусство в религиозной культуре



Альтруизм и эгоизм

Урок 14

Спаситель. Жертвенная любовь

Для чего построена и как устроена мечеть


Буддийские святые. Будды

Молитвы и благословения
в иудаизме

Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад

Дружба


Урок 15

Спаситель. Победа над смертью


Мусульманское летоисчисление и календарь


Семья в буддийской культуре и ее ценности

Добро и зло

Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад


Что значит быть моральным?


Урок 16-17

Творческие работы учащихся

Урок 18

Православие в России

Ислам в России

Буддизм в России

Иудаизм в России

Религии России

Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества

Урок 19

Православный храм

Семья в исламе


Основы буддийского Учения и этики


Основные принципы иудаизма

Религии России

Нравственный поступок

Урок 20

Православный храм и другие святыни


Нравственные основы семьи в исламе

Человек в буддийской картине мира

Основные принципы иудаизма

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира

Золотое правило нравственности

Урок 21

Православные Таинства. Символический язык православной культуры


Нравственные ценности ислама:

сотворение добра, отношение к старшим

Человек в буддийской картине мира

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь


Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира

Стыд, вина и извинение

Урок 22

Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение,

прикладное искусство)


Нравственные ценности ислама:

дружба, гостеприимство



Буддийские символы


Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды


Честь и достоинство

Урок 23

Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение,

прикладное искусство)


Нравственные ценности ислама:

любовь к отечеству, миролюбие


Буддийский храм

Совершеннолетие в иудаизме. Ответственное принятие заповедей

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды

Совесть

Урок 24

Православный календарь, его символическое значение


Забота о здоровье в культуре ислама


Буддийские святыни

Еврейский дом – еврейский мир: знакомство с историей и традицией

Религиозные ритуалы в искусстве

Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы

Урок 25

Православный календарь. Почитание святых


Ценность образования и польза учения в исламе


Буддийский календарь

Знакомство с еврейским календарем: его устройство и особенности

Календари религий мира. Праздники в религиях мира

Джентльмен и леди

Урок 26

Православный календарь. Почитание святых

Ценность образования и польза учения в исламе

Праздники в буддийской культуре

Еврейские праздники: их история и традиции

Праздники в религиях мира

Образцы нравственности в культуре Отечества

Урок 27

Православный календарь. Почитание святых




Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения


Искусство в буддийской культуре

Еврейские праздники: их история и традиции

Семья, семейные ценности

Этикет

Урок 28

Православный календарь. Праздники

Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения

Священные буддийские сооружения


Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Праматери еврейского народа

Долг, свобода, ответственность, учение и труд

Праздники

Урок 29

Христианская семья и ее ценности


Искусство ислама



Буддийские ритуалы

Ценности семейной жизни в иудейской традиции

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий


Жизнь человека – высшая нравственная ценность


Урок 30

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России

Урок 31

Подготовка творческих проектов

Урок 32

Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д.

Урок 33

Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг» и т.д.

Урок 34

Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.)




МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

  • оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;

  • технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе)

    • классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

    • компьютер/компьютеры, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, экспозиционный экран;

    • . принтер, сканер, фото- и видеотехника

  • экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию и кинестику

    • электронное пособие к каждому модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики»;

    • дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;

  • библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

    • специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литературе и др.);

    • Бгажноков, Б. Х. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4–5 классы: справочные материалы для общеобразовательных учреждений [Текст] / Б. Х. Бгажноков, О. В. Воскресенский, А. В. Глоцер и др.– М.: Просвещение, 2010. – 239 с.

    • Данилюк, А. Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4–5 классы [Текст] / А. Я. Данилюк. –

    • М. : Просвещение, 2010. – 24 с.

    • научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;

    • хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;

    • документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии ведущих религий мира);

    • энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);

    • религиозная литература (произведения, составляющие «золотой фонд» мировой религиозной мысли; книги, содержащие актуальную информацию о событиях, происходящих в религиозной сфере жизни общества);

    • художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса;

  • учебники

Класс

№ учебника в ФП учебников


Предметная область

Предмет

Автор

Издательство

4

1.1.5.1.2.1

ОРКСЭ

Основы религиозных культур и светской этики.

Основы православной культуры.


Кураев А.В.

Просвещение

4

1.1.5.1.2.2

ОРКСЭ

Основы религиозных культур и светской этики.

Основы исламской культуры.


Латышина Д.И.

Муртазин М.Ф.

Просвещение

4

1.1.5.1.2.3

ОРКСЭ

Основы религиозных культур и светской этики.

Основы иудейской культуры.


Членов М.А., Миндрина Г.А.

Глоцер А.

Просвещение

4

1.1.5.1.2.4

ОРКСЭ

Основы религиозных культур и светской этики.

Основы буддийской культуры.


Чимитдоржиев В.Л.

Просвещение

4

1.1.5.1.2.5

ОРКСЭ

Основы религиозных культур и светской этики.

Основы мировых религиозных культур.


Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др.

Просвещение

4

1.1.5.1.2.6

ОРКСЭ

Основы религиозных культур и светской этики.

Основы светской этики


Шемшурина А.И.

Просвещение


  • печатные пособия, в т.ч. картографические издания, иллюстративные материалы, включая портреты выдающихся людей России.

  • Интернет ресурсы обеспечения курса ОРКСЭ

  • специализированный портал: www.orkce.ru,

  • Практические разработки учителей и электронные образовательные ресурсы по тематике курса также размещаются на сайтах:

  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru;

  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru.

  • Основной ресурс сети социально-педагогических сообществ представлен по адресу: www.openclass.ru.

  • Дополнительные материалы по вопросам преподавания религиозных культур, этики, сравнительного религиоведения также можно найти на тематических интернет-сайтах:

  • Электронная гуманитарная библиотека - www.gumfak.ru:

  • Государственный музей истории религии - www.gmir.ru.

  • Информация о религиозных организациях размещена на следующих интернет-ресурсах:

  • http://www.patriarchia.ru/ Официальный сайт Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), http://www.otdelro.ru/ Отдел религиозного образования и катехизации РПЦ;

  • http://www.muslim.ru Совет муфтиев России;

  • http://www.buddhism.ru Российская ассоциация буддистов;

  • http://www.feor.ru/ Федерация еврейских общин России.

  • Основные ресурсы сети общественного и правового характера, на которых могут обсуждаться важные вопросы в связи с апробацией комплексного курса:

  • сайт Общественной палаты - http://www.oprf.ru;

  • сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации - http://www.ombudsman.gov.ru (и соответствующие сайты уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации).


24


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!