№ п/п урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Содержание деятельности | Планируемые результаты | Виды и формы контроля |
Мы - граждане единого Отечества (13ч) |
1 | Общество – это мы! | 1 | | Распределение обязанностей и разделение труда в сообществах | П. Систематизировать представления о необходимости объединения людей в сообщества. Приводить примеры распределения обязанностей и разделения труда в сообществах наших предков и в современных обществах, выявлять общее и различное. Характеризовать общие цели и интересы различных сообществ и общественных групп; определять сообщества, в которые человек входит в течение жизни. Сопоставлять понятия «гражданин» и «соотечественник», выявлять общее и различное. К. | Текущий. Устный опрос. |
2 | Российский народ. | 1 | | Факторы, объединяющие граждан России | П. Систематизировать представления о российском народе; называть объединяющие факторы, приводить примеры этих факторов из реальной жизни своего края как проявление общенациональной российской солидарности; характеризовать государственную символику России; оформлять Календарь памятных дат | Текущий. Устный опрос. |
3 | Конституция России | 1 | | Конституция России | П. Различать права и обязанности приводить конкретные примеры свобод, гарантируемых гражданам России ее конституцией; устанавливать соответствие статей конституции РФ и нравственных правил отечественной и мировой культуры; употреблять специальную лексику Конституции. | Текущий. Устный опрос. |
4 | Права ребенка | 1 | | Права ребенка, гарантированные Федеральным законом | П. Устанавливать соответствие внутреннего смысла статей о правах ребенка и нормы отношения к детям в культуре России; объяснять связь между правами и обязанностями; обсуждать вопрос о расширении прав и обязанностей ребенка по мере его взросления; приводить примеры, подтверждающие необходимость соблюдения Десятого принципа Декларации прав ребенка ООН. Употреблять специальную лексику документов. | Текущий. Устный опрос. |
5 6 | Государственное устройство России Тест по пройденному материалу | 1 1 | | Особенности государственного устройства | П. Устанавливать связь особенностей государственного устройства России и положений ее Конституции; объяснять, в чем состоит роль Президента и трех ветвей власти в России; выдвигать предположение о том, зачем необходим независимость трех ветвей власти друг от друга. Называть фамилию, имя, отчество действующего Президента. К. Контролировать и оценивать свою работу, её результат; корректировать знания. | Текущий. Устный опрос. Тест |
7 | Российский союз равных | 1 | | Особенности субъектов РФ | П. Характеризовать особенности субъектов РФ в зависимости от их принадлежности к той или иной группе; презентовать заочное путешествие в одну из республик: показывать ее положение на карте; называть и показывать столицу; составлять рассказ о природных и культурных достопримечательностях; объяснять символический смысл герба и флага. | Текущий. Устный опрос. |
8 | Государственная граница России | 1 | | Устройство государственной границы | П. По карте определять, с какими государствами Россия граничит на суше и на море; показывать на карте государственную границу России; различать границы на суше и на море; называть сопредельные с Россией страны | Текущий. Практическая работа |
9 | Путешествие за границу России (конференция) | 1 | | Путешествие в Беларусь и Монголию | Р. Использовать источники дополнительной информации, в том числе Интернет, для составления рассказа о реальном или заочном путешествии в страны ближнего зарубежья (по выбору). П. По карте определять названия столиц; рассказывать о важнейших природных и культурных объектах. Моделировать ситуации общения с зарубежными сверстниками в соответствии с традициями добрососедства и гостеприимства. | Текущий. Устный опрос. Проект |
10 | Сокровища России и их хранители. | 1 | | Творческое сотрудничество как общественно значимая ценность в культуре народов | Р. Подбирать в дополнительных источниках пословицы и поговорки, названия рек и других водоемов на родном языке; анализировать их содержание. К. Презентовать рассказ о жизни и деятельности создателя национальной письменности. Моделировать игровые ситуации дружеского общения со сверстниками в классе с использованием родных языков | Текущий. |
11 | Творческий союз Обобщение по разделу «Мы – граждане единого Отечества» | 1 | | Диалог культур народов России Продолжение воображаемых путешествий | К. Презентовать рассказ о жизни и творчестве выдающихся деятелей культуры народов своего края. Оценивать роль русского языка и культуры в их творчестве. Р. Высказывать мотивированное суждение о диалоге культур народов России как способе взаимного духовного и культурного обогащения. К. Презентовать произведения писателей своего края на родном языке. | Текущий. Устный опрос. |
12 | Наши проекты «За страницами учебника» | 1 | | Работа над проектом. | Р. Работать с дополнительными источниками информации К. работать в группе, моделировать проекты с помощью схематических рисунков, презентовать свою работу. | Текущий. Устный опрос. Проект. |
13 | Проверочная работа | 1 | | Использовать полученные знания | Р. Контролировать и оценивать свою работу, её результат; корректировать знания. | Итоговый. Проверочная работа. |
По родным просторам (20 ч) |
14 | Карта – наш экскурсовод | 1 | | Физическая карта России | П. Сравнивать масштаб физической карты России и карты мира, объяснять разницу. Рассказывать по физической карте о нашей стране. Находить на физической карте России природные объекты, изображенные на фотографиях в учебнике. К. Работая в паре, изучать условные знаки физической карты России, выделять среди них уже известные. Р. Анализировать текст учебника, различать информацию, которую можно получить с помощью карты, и ту, которая содержится только в тексте | Текущий. Практичекая работа. |
15 | По равнинам и горам | 1 | | Формы земной поверхности | П. Находить на физической карте России равнины и горы, представленные на фотографиях в учебнике. Учиться показывать равнины и горы на карте. Характеризовать крупнейшие равнины и горы России. Сравнивать формы земной поверхности: холм и гору, балку и овраг. Моделировать формы земной поверхности, используя пластилин. В ходе коллективного обсуждения выявлять связь между особенностями земной поверхности и хозяйственной деятельностью людей, их обычаями, традициями. На основе наблюдений кратко характеризовать поверхность своего края | Текущий. Устный опрос. |
16 | В поисках подземных кладовых | 1 | | Полезные ископаемые России | П. Работая в парах, изучать полезные ископаемые разных регионов России (по физической карте), рассказывать о них, соотносить условные знаки и фотографии образцов полезных ископаемых. В ходе практической работы изучать образцы полезных ископаемых, описывать их по приведенному в учебнике плану, извлекать информацию из разных источников, в том числе из атласа – определителя. Сравнивать нефть и природный газ, использовать с этой целью информацию из текста учебника. К. Высказывать обоснованные суждения о необходимости бережного использования полезных ископаемых | Текущий. Устный опрос. |
17 | Наши реки | 1 | | Реки России и их значение в жизни людей | П. Раскрывать значение рек в жизни людей. Составлять схему «Части реки», использовать с этой целью информацию из текста учебника, Учиться показывать реки на карте. Анализировать таблицу «Протяженность рек России», сравнивать реки по протяженности, перечислять их в порядке уменьшения (увеличения) протяженности. Характеризовать крупнейшие и наиболее известные реки России. Обсуждать особенности и значение главной реки своего края, выражать свое отношение к ней. Кратко характеризовать реку своего края Р. осуществлять самопроверку. К. Работая в паре, находить на физической карте России реки, представленные на фотографиях в учебнике. | Текущий. Устный опрос. |
18 | Озера – краса России | 1 | | Озера России и их значение в жизни людей | П. Раскрывать значение озер в жизни людей. Работая в паре, находить на физической карте России озера, представленные на фотографиях в учебнике. Учиться показывать озера на карте. Анализировать таблицу «Глубина озер России», сравнивать озера по протяженности, перечислять их в порядке уменьшения (увеличения) глубины. Характеризовать крупнейшие и наиболее известные озера России. К. Обсуждать свои впечатления от пребывания на озере. Кратко характеризовать реку своего края | Текущий. Устный опрос. |
19 | По морским просторам | 1 | | Моря, омывающие берега России | П. Различать озера и моря по существенному признаку (море – часть океана). Раскрывать значение морей в жизни людей. Работая в паре, находить на физической карте России моря, упомянутые в тексте и представленные на фотографиях в учебнике. Р. Учиться показывать моря на карте. Соотносить моря с океанами, прослеживать по карте связь Балтийского, Черного и Азовского морей с Атлантическим океаном. Сравнивать Белое и Черное моря (на основании информации в учебнике). К. Обсуждать свои впечатления от пребывания на море. Кратко характеризовать море своего края | Текущий. Устный опрос. |
20 | С севера на юг В ледяной пустыне | 1 | | Природные зоны России Зона арктических пустынь | П. Определять по карте природные зоны России, рассказывать о них по карте. Анализировать схему нагревания поверхности земли солнечными лучами, на ее основе объяснять причины смены природных зон с севера на юг. Перечислять основные природные зоны России в правильной последовательности. Находить на карте природных зон России арктические пустыни, рассказывать по карте об этой зоне, учиться показывать ее на карте. Приводить примеры экологических связей в зоне арктических пустынь. | Текущий. Устный опрос. |
21 | В холодной тундре | 1 | | Зона тундры | П. Находить на карте природных зон России зону тундры, рассказывать по карте об этой зоне, учиться показывать ее на карте. Устанавливать причинно – следственные связи между положением солнца и природными условиями зоны тундры. Работая в паре, знакомиться по рисунку учебника с животным миром тундры. Выявлять признаки приспособленности животных к условиям жизни, осуществлять самопроверку по тексту учебника. Сравнивать природу тундры и зоны арктических пустынь. Объяснять сходства и различия. К. Читать и обсуждать рассказ «Ягель» из книги «Зеленые страницы», формулировать соответствующие правила экологической этики. Приводить примеры экологических связей в тундровом сообществе. Составлять характерные для тундры цепи питания, моделировать их освоенными способами | Текущий. Устный опрос. Тест. |
22 23 | Среди лесов | 2 | | Лесотундра, как переходная зона между тундрой и лесами | П. Находить на карте природных зон России лесные зоны, рассказывать по карте об этой зоне, учиться показывать ее на карте. Устанавливать зависимость природы лесных зон от распределения тепла и влаги. В ходе практической работы в группах определять в гербарии растения леса (с помощью атласа - определителя), готовить сообщения о них, презентовать подготовленные сообщения. К. Работая в паре, знакомиться по рисунку учебника с животным миром тайги. Сравнивать природу лесных зон с природой тундры. Читать и обсуждать рассказ «Кто – то в теремочке живет?» из книги «Зеленые страницы», формулировать соответствующие правила экологической этики. Приводить примеры экологических связей в лесном сообществе. Составлять характерные для тайги цепи питания, моделировать их освоенными способами | Текущий. Устный опрос. Проект |
24 | В широкой степи | 1 | | Лесостепь как переходная зона между лесами и с тепями | П. Находить на карте природных зон России зоны лесостепей и степей. Рассказывать по карте о зоне степей, учиться показывать ее на карте. Устанавливать зависимость природы лесостепей и степей от распределения тепла и влаги. В ходе практической работы в группах знакомиться по гербарным образцам с растениями степей, выявлять признаки приспособленности этих растений к условиям жизни в степи. Работая в паре, знакомиться по рисунку учебника с животным миром степей. Сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры. Читать и обсуждать рассказ «Пусть живут на свете удивительные пчелы» из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие правила экологической этики. Р. Приводить примеры экологических связей в степном сообществе. Составлять характерные для степи цепи питания, моделировать их освоенными способами | Текущий. Устный опрос. |
25 | В жаркой пустыне | 1 | | Полупустыня как переходная зона между степями и пустынями | П. Находить на карте природных зон России зоны полупустынь и пустынь, рассказывать о них по карте, учиться показывать на карте эти зоны. Устанавливать зависимость природы полупустынь и пустынь от распределения тепла и влаги. В ходе практической работы в группах знакомиться по гербарным образцам с растениями пустынь, выявлять признаки приспособленности этих растений к условиям жизни в пустыне. Работая в паре, знакомиться по рисунку учебника с животным миром пустыни. Выявлять признаки приспособленности животных к условиям жизни, осуществлять самопроверку по тексту учебника. Сравнивать природу зоны пустынь с природой степей. Приводить примеры экологических связей в пустынном сообществе. Составлять характерные для пустыни цепи питания, моделировать их освоенными способами | Текущий. Устный опрос. |
26 | У теплого моря | 1 | | Черноморское побережье Кавказа | П. Находить на карте природных зон России субтропики, рассказывать о них по карте, учиться показывать на карте эту зону. Устанавливать зависимость природных условий на Черноморском побережье Кавказа от моря и гор. В ходе практической работы в группах знакомиться по гербарным образцам с растениями Черноморском побережье Кавказа, Работая в паре, использовать рисунок и текст учебника для характеристики растительного и животного мира Черноморском побережье Кавказа. Сравнивать природу зоны субтропиков с природой пустынь. Приводить примеры экологических связей на Черноморском побережье Кавказа. Составлять характерные для этих мест цепи питания, моделировать их освоенными способами. Рассказывать о собственных впечатлениях от посещения города – курорта Сочи и его окрестностей | Текущий. Устный опрос. Тест. |
27 | Мы – дети родной земли | 1 | | Особенности хозяйственной жизни народов России | П. Соотносить особенности хозяйственной жизни с характерными чертами природных зон обитания каждого народа; анализировать, как отражается ландшафт, растительный и животный мир родного края в загадках, пословицах, сказках, преданиях, местных названиях; моделировать ситуацию межкультурной коммуникации на основе использования этих произведений | Текущий. Устный опрос. |
28 | Проверочная работа | 1 | | Контроль полученных знаний | Р. Контролировать и оценивать свою работу, её результат; корректировать знания. | Текущий. Проверочная работа |
29 | В содружестве с природой | 1 | | Особенности кочевого и оседлого образа жизни некоторых народов Сибири | П. По образцу учебника рассказывать о древних занятиях одного из народов России с использованием материалов устного изобразительно – прикладного народного творчества и дополнительных источников информации. Различать особенности бытового уклада, основных занятий и обычаев кочевого и оседлого образа жизни; показывать на карте места традиционного проживания некоторых народов России | Текущий. Устный опрос. |
30 | Как сберечь природу России | 1 | | Экологические проблемы и охрана природы | К. Работая в группах, знакомиться по учебнику с экологическими проблемами и охраной природы в разных природных зонах. Выполнять задания в рабочей тетради. Готовить сообщение классу, презентовать его. Коллективно обсуждать сообщения, подготовленные группами учащихся, делать выводы по теме урока. Высказывать аргументированные суждения об экологических проблемах своего края и способах их решения, оценивать свое реальное участие в природоохранительной деятельности | Текущий. Устный опрос. |
31 | По страницам Красной книги | 1 | | Растения и животные из Красной книги России | К. Работая в группах, знакомиться по учебнику с растениями и животными из Красной книги России, обитающими в разных природных зонах. Готовить сообщение классу, презентовать его. Коллективно обсуждать сообщения, подготовленные группами учащихся, делать выводы по теме урока. П. Читать и обсуждать рассказы из книги «Великан на поляне» и «Зеленые страницы», формулировать соответствующие правила экологической этики. Приводить примеры редких и исчезающих видов растений и животных своего края, рассказывать об их охране, оценивать свое реальное участие в этой деятельности | Текущий. Устный опрос. Проект |
32 | По заповедникам и национальным паркам | 1 | | Растения и животные из Красной книги России | П. Работая в группах, знакомиться по материалам учебника (карта, текст, таблица) с заповедниками и национальными парками России, обитающими в разных природных зонах. Выполнять задания в рабочей тетради. К. Готовить сообщение классу, презентовать его. Коллективно обсуждать сообщения, подготовленные группами учащихся, делать выводы по теме урока. Читать и обсуждать рассказ «В пещере» из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие правила экологической этики. Рассказывать о заповедниках и национальных парках своего края, оценивать их вклад в охрану природы страны | Текущий. Устный опрос. |
33 | Наши проекты. «За страницами учебника» | 1 | | Работа над проектом. | Р. Работать с дополнительными источниками информации, К. работать в группе, моделировать проекты с помощью схематических рисунков, презентовать свою работу. | Текущий. Проект. |
Путешествие по реке времени (26 ч) |
34 | В путь по реке времени Путешествуем с археологами | 1 | | Героико-эпические песни, предания, сказания, легенды как форма устной памяти Роль археологии в изучении прошлого | П. На основе устных рассказов о недавнем прошлом своего края определять их значимость для сохранения народной памяти. Различать в них поэтический вымысел и реальную историческую основу. Характеризовать народную оценку события по сюжету устного произведения. Различать два значения понятия истории. Обозначать на схеме «Река времени» даты жизни людей и события истории. Определять по дате век события. Называть имена отца истории и родоначальника древнерусского летописания. Описывать внешний вид археологических находок по изображениям в учебнике и в местном музее; отмечать их возраст на схеме; узнавать, соотносятся ли эти находки с письменными источниками; сравнивать образ оленя в сказках, преданиях и в искусстве скифов, древних народов Сибири. Рассказывать о роли российских археологов в мировой и отечественной исторической науке. | Текущий. Устный опрос. |
35 | По страницам летописи | 1 | | «Повесть временных лет»- древнерусская летопись | П. Показывать на исторической карте места обитания разных племен; объяснять значения названий славянских племен; характеризовать внешний вид женских украшений по изображениям в учебнике и в местном музее; сравнивать их и находить общее и различное. | Текущий. Проект. |
36 | Истоки Древней Руси | 1 | | Древние торговые пути, их значение в объединении народов | П. Показывать на карте древние торговые пути; рассказывать о берестяных грамотах; показывать на карте древние русские города. Обозначать на схеме «Река времени» век их первого упоминания в летописи; рассказывать о роли Великого Новгорода и Киева в истории Древней Руси; называть имена родоначальника правящей княжеской династии и его родича, объединившего северный и южный центры Древнерусского государства. | Текущий. Устный опрос. Тест. |
37 | Мудрый выбор Наследница Киевской Руси | 1 | | Важнейшие деяния княгини Ольги Роль князей Владимира Святого, Ярослава Мудрого | Составлять схему родственных отношений княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого; объяснять значение преемственности в их государственных поступках; обозначать век (дату) крещения Руси на схеме «Река времени»; характеризовать последствия для истории и культуры России выбора князя Владимира. Узнавать архитектурный облик соборов Святой Софии в Константинополе, Киеве, великом Новгороде. Обсуждать проблему выбора и его последствий. Составлять схему родственных отношений древнерусских князей; объяснять важность преемственности в их государственных поступках; перечислять и находить на карте названия городов, положивших начало Золотому кольцу. | Текущий. Устный опрос. |
38 | Москва – преемница Владимира | 1 | | Эпоха княжеских междоусобиц | Характеризовать роль князя Александра Невского, князя Даниила Московского и его потомков; составлять схему их родственных отношений; объяснять важность преемственности в их государственных поступках; сравнивать Успенский собор в Московском Кремле и во Владимире. | Текущий. Устный опрос. |
39 | Начало Московского царства | 1 | | Эпоха укрепления и расширения Московского княжества | Составлять схему родственных отношений правителей Московской Руси; объяснять важность преемственности в их государственных поступках; обозначать имя итальянского зодчего и дату строительства Успенского собора в Московском Кремле на схеме «Река времени»; характеризовать деятельность великого князя Ивана III и царя Ивана Грозного. | Текущий. Устный опрос. Проверочная работа. |
40 | Подвижники Руси и землепроходцы | 1 | | Развитие самых разных направлений деятельностного творчества людей | Презентовать рассказы об основании сибирских городов; высказывать мотивированное суждение о роли общего летописания и книгопечатания. Характеризовать лучшие человеческие качества, проявляющиеся в конкретных делах и поступках соотечественников | Текущий. Устный опрос. |
41 | На пути к единству | 1 | | События смутного времени в жизни страны | Обсуждать значимость единства в интересах граждан для сохранения независимости страны. Характеризовать лучшие человеческие качества, проявляющиеся в конкретных делах и поступках людей в переломные моменты истории страны. Показывать на карте поволжские города; называть памятники, воздвигнутые в честь Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина | Текущий. Устный опрос. |
42 | Начало Российской империи «Жизнь - Отечеству, честь - никому». | 1 | | Преобразования в жизни страны во времена первых царей Деятельность великих соотечественников | Высказывать мотивированное суждение о необходимости отечественных армии и флота, промышленности, науки и образования для развития страны и сохранения ее независимости. Характеризовать архитектурный облик Санкт – Петербурга; объяснять значение названия города; называть имена императрицы и скульптора, воздвигнувших памятник Петру I в Санкт – Петербурге. Сопоставлять деятельность князя Александра Невского и Петра I на западных границах Отечества. Характеризовать преобразования в жизни страны в послепетровскую эпоху; обосновывать значительность деятельности М.В. Ломоносова, А. В. Суворова, Ф. Ф. Ушакова; приводить примеры сохранения памяти о них в России и за рубежом; обсуждать социальную значимость названных понятий | Текущий. Устный опрос. |
43 | Проверочная работа. | 1 | | | Контролировать и оценивать свою работу, её результат; корректировать знания. | Проверочная работа. |
44 45 | Отечественная война 1812 года | 2 | | Отечественная война 1812 года и народная историческая память | Обосновывать роль М. И. Кутузова как народного полководца; характеризовать войну с Наполеоном как народную, отечественную войну; находить сведения и рассказывать о памятниках и памятных местах Москвы и России, связанных с событиями Отечественной войны 1812 г., в дополнительных источниках информации; приводить примеры сохранения памяти об Отечественной войне 1812 г. за рубежом; сопровождать рассказ фотографиями, рисунками, поэтическими произведениями русских писателей или собственного сочинения | Текущий. Устный опрос. |
46 | Великий путь | 1 | | Российская империя 19 века | Характеризовать развитие промышленности и сети железных дорог в XIX в., в том числе в своем крае. Приводить названия и даты строительства первых железных дорог в России, Транссибирской магистрали; отмечать эти даты на схеме «Река времени»; приводить примеры достижения России на Всемирной выставке в Париже в 1900 г.; рассказывать об участии родственников и земляков в работе российской промышленности XIX в., сопровождать рассказ фотографиями, копиями документов из семейного архива, рисунками | Текущий. |
47 | Золотой век театра и музыки | 1 | | Развитие театрального и музыкального искусства | Характеризовать развитие театрального и музыкального искусства России в XIX в., в том числе в своем крае. Приводить полные названия первых консерваторий; даты создания отмечать на схеме «Река времени»; приводить примеры всемирного признания достижений российского искусства; передавать впечатление от восприятия музыкального произведения отечественного композитора XIX - начала XX в. | Текущий. Устный опрос. |
48-49 | Расцвет изобразительного искусства и литературы | 2 | | Развитие изобразительного искусства в России | Обобщать знания о произведениях великих русских художников и писателей, полученные в начальной школе; характеризовать достижения мирового уровня в этих видах искусства, в том числе в своем крае; называть имена и названия любимых произведений отечественных писателей; приводить сведения о названии и рассказывать о важнейших хранилищах изобразительного искусства; передавать впечатление от восприятия картины отечественного художника XIX - начала XX в. Приводить доказательства значимости отечественной литературы и изобразительного искусства для понимания социальных проблем российской жизни того времени | Текущий. Устный опрос. Проект |
50 | В поисках справедливости | 1 | | Переустройство общественной и частной жизни людей, в том числе в своем крае | Характеризовать переустройство общественной и частной жизни людей, в том числе в своем крае; приводить примеры изменения названий городов и улиц; по возможности составлять рассказ о воздействии этих событий на жизнь своей семьи в этот период | Текущий. Тест |
51 | Век бед и побед | 1 | | СССР в период до начала ВОВ | Характеризовать особенности развития страны (в том числе в своем крае); по возможности составлять рассказ о воздействии этих событий на жизнь своей семьи в этот период | Текущий. Устный опрос. |
52 | «Вставай, страна огромная!» | 1 | | СССР в период начала ВОВ | Характеризовать основные этапы Великой Отечественной войны; приводить примеры героизма фронтовиков в борьбе с фашизмом, в том числе своих земляков; по возможности составлять рассказ о членах своей семьи - ветеранах Великой Отечественной войны | Текущий. |
53 | Трудовой фронт России | 1 | | СССР в период ВОВ | Характеризовать подвиги советских людей в тылу во время Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг., в том числе своих земляков; раскрывать понятие «трудовой фронт»; по возможности составлять рассказ о жизни и труде в тылу членов своей семьи во время Великой Отечественной войны | Текущий. Устный опрос. |
54 | «Нет в России семьи такой…» | 1 | | СССР в период ВОВ | Обсуждать значение семейных воспоминаний как основы общенародной исторической памяти; раскрывать глубину человеческих переживаний, отразившихся во фронтовых письмах; характеризовать документы, воспоминания и реликвии Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. в своей семье; приводить примеры таких документов и реликвий из музеев, в том числе своего края; по возможности записывать воспоминания старших родственников о военном времени | Текущий. Устный опрос. Проект. |
55 | После великой войны | 1 | | СССР в период после ВОВ | Характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в первые пять послевоенных лет; приводить примеры разрушений и потерь в Великой Отечественной войне; соотносить их с результатами восстановительной работы, в том числе в своем крае; рассказывать о земляках – тружениках первой послевоенной пятилетки, в том числе о членах своей семьи | Текущий. Устный опрос. |
56 | Экскурсия в музей боевой славы | 1 | | | Работать с дополнительными источниками информации, работать в группе, моделировать проекты с помощью схематических рисунков, презентовать свою работу. | Текущий. Экскурсия |
57 | Достижения 1950 – 1970 гг. | 1 | | Достижения науки техники 1950 – 1970 гг. | Характеризовать созидательную деятельность страны в 50 – 70 – е гг. XX в.; приводить примеры достижений в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте за этот период, в том числе в своем крае; рассказывать о земляках – тружениках второй половины XX в., в том числе о членах своей семьи | Текущий. Устный опрос. |
58 | Наши проекты. «За страницами учебника» | 1 | | Работа над проектом. | Работать с дополнительными источниками информации, работать в группе, моделировать проекты с помощью схематических рисунков, презентовать свою работу. | Текущий. Устный опрос. Проект. |
59 | Проверочная работа | 1 | | Контроль знаний | Контролировать и оценивать свою работу, её результат; корректировать знания. | Текущий. Проверочная работа |
Мы строим будущее России (9 ч) |
60 | Современная Россия | 1 | | Особенности периода перестройки | Характеризовать особенности жизни страны во второй половине 80 -90 – х гг. XX в. и в первое десятилетие XXI в.; приводить примеры преобразований, в том числе в своем крае | Текущий. Устный опрос. |
61 | Здоровье России | 1 | | Продовольственная безопасность страны | Характеризовать положительный опыт Белгородской области в развитии современного сельского хозяйства; выявлять связь успехов в производстве отечественных продуктов питания с улучшением качества жизни, здоровья, долголетия сельских и городских жителей; приводить примеры, в том числе в своем крае, благотворного воздействия культурных растений, дикоросов, домашних животных на жизнь людей | Текущий. Устный опрос. |
62 | Умная сила России | 1 | | Сотрудничество науки и промышленности | Обсуждать значение понятия «социальная ответственность»; устанавливать зависимость в промышленном производстве от результатов внедрения научных разработок, в том числе в своем крае; характеризовать положительный опыт сотрудничества промышленности и науки для улучшения условий жизни сотрудников промышленных предприятий и горожан; приводить примеры такого сотрудничества, в том числе в своем крае; моделировать ситуации, требующие проявления социально ответственной позиции | Текущий. Устный опрос. |
63 | Светлая душа России. | 1 | | Выдающие явления в современной культурной жизни | Характеризовать выдающиеся явления в современной культурной жизни России; приводить примеры таких явлений и событий, в том числе в своем крае; составлять рассказ о таком событии в сопровождении фотографий, видео – и аудиозаписей, буклетов, публикаций в прессе | Текущий. |
64 | Начни с себя! | 1 | | Положительный опыт развития творческих способностей | Аргументировать необходимость личной ответственности каждого за будущее Отечества на примерах деятельности своих сверстников, в том числе в своем крае. Оценивать уровень личных достижений и ставить достойные цели на будущее. Высказывать доказательное суждение о взаимной зависимости между собственным благом и процветанием России | Текущий. Устный опрос. |
65 66 | Наши проекты. «За страницами учебника» | 2 | | Работа над проектом. | Работать с дополнительными источниками информации, работать в группе, моделировать проекты с помощью схематических рисунков, презентовать свою работу. | Текущий. Проект. |
67 | Итоговая контрольная работа | 1 | | Контроль знаний | Контролировать и оценивать свою работу, её результат; корректировать знания. | Итоговый. Контрольная работа |
68 | Обобщение пройденного за год. Игра «Брейн - ринг» | 1 | | | Систематизировать, обобщать полученные знания. | Текущий. Устный опрос. |