СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КТП по окружающему миру 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс. УМК "Перспектива" 2 часа в неделю

Просмотр содержимого документа
«КТП по окружающему миру 4 класс»

Календарно – тематическое планирование по окружающему миру. 4класс

п/п урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Содержание деятельности

Планируемые результаты


Виды и формы контроля

Мы - граждане единого Отечества (13ч)

1

Общество – это мы!

1


Распределение обязанностей и разделение труда в сообществах

П. Систематизировать представления о необходимости объединения людей в сообщества. Приводить примеры распределения обязанностей и разделения труда в сообществах наших предков и в современных обществах, выявлять общее и различное. Характеризовать общие цели и интересы различных сообществ и общественных групп; определять сообщества, в которые человек входит в течение жизни. Сопоставлять понятия «гражданин» и «соотечественник», выявлять общее и различное.

К.

Текущий.

Устный опрос.

2

Российский народ.

1


Факторы, объединяющие граждан России

П. Систематизировать представления о российском народе; называть объединяющие факторы, приводить примеры этих факторов из реальной жизни своего края как проявление общенациональной российской солидарности; характеризовать государственную символику России; оформлять Календарь памятных дат

Текущий.

Устный опрос.


3

Конституция России

1


Конституция России

П. Различать права и обязанности приводить конкретные примеры свобод, гарантируемых гражданам России ее конституцией; устанавливать соответствие статей конституции РФ и нравственных правил отечественной и мировой культуры; употреблять специальную лексику Конституции.

Текущий.

Устный опрос.

4

Права ребенка

1


Права ребенка, гарантированные Федеральным законом

П. Устанавливать соответствие внутреннего смысла статей о правах ребенка и нормы отношения к детям в культуре России; объяснять связь между правами и обязанностями; обсуждать вопрос о расширении прав и обязанностей ребенка по мере его взросления; приводить примеры, подтверждающие необходимость соблюдения Десятого принципа Декларации прав ребенка ООН. Употреблять специальную лексику документов.

Текущий.

Устный опрос.

5





6

Государственное устройство России


Тест по пройденному материалу

1





1


Особенности государственного устройства

П. Устанавливать связь особенностей государственного устройства России и положений ее Конституции; объяснять, в чем состоит роль Президента и трех ветвей власти в России; выдвигать предположение о том, зачем необходим независимость трех ветвей власти друг от друга. Называть фамилию, имя, отчество действующего Президента.



К. Контролировать и оценивать свою работу, её результат; корректировать знания.

Текущий.

Устный опрос.




Тест


7

Российский союз равных

1


Особенности субъектов РФ

П. Характеризовать особенности субъектов РФ в зависимости от их принадлежности к той или иной группе; презентовать заочное путешествие в одну из республик: показывать ее положение на карте; называть и показывать столицу; составлять рассказ о природных и культурных достопримечательностях; объяснять символический смысл герба и флага.

Текущий.

Устный опрос.


8

Государственная граница России

1


Устройство государственной границы

П. По карте определять, с какими государствами Россия граничит на суше и на море; показывать на карте государственную границу России; различать границы на суше и на море; называть сопредельные с Россией страны

Текущий.

Практическая работа

9

Путешествие за границу России (конференция)

1


Путешествие в Беларусь и Монголию

Р. Использовать источники дополнительной информации, в том числе Интернет, для составления рассказа о реальном или заочном путешествии в страны ближнего зарубежья (по выбору).

П. По карте определять названия столиц; рассказывать о важнейших природных и культурных объектах. Моделировать ситуации общения с зарубежными сверстниками в соответствии с традициями добрососедства и гостеприимства.

Текущий.

Устный опрос.

Проект

10





Сокровища России и их хранители.




1







Творческое сотрудничество как общественно значимая ценность в культуре народов

Р. Подбирать в дополнительных источниках пословицы и поговорки, названия рек и других водоемов на родном языке; анализировать их содержание.

К. Презентовать рассказ о жизни и деятельности создателя национальной письменности. Моделировать игровые ситуации дружеского общения со сверстниками в классе с использованием родных языков

Текущий.





11

Творческий союз Обобщение по разделу «Мы – граждане единого Отечества»

1


Диалог культур народов России Продолжение воображаемых путешествий

К. Презентовать рассказ о жизни и творчестве выдающихся деятелей культуры народов своего края. Оценивать роль русского языка и культуры в их творчестве.

Р. Высказывать мотивированное суждение о диалоге культур народов России как способе взаимного духовного и культурного обогащения.

К. Презентовать произведения писателей своего края на родном языке.

Текущий.

Устный опрос.

12

Наши проекты «За страницами учебника»

1


Работа над проектом.

Р. Работать с дополнительными источниками информации

К. работать в группе, моделировать проекты с помощью схематических рисунков, презентовать свою работу.

Текущий.

Устный опрос.

Проект.

13

Проверочная работа

1


Использовать полученные знания

Р. Контролировать и оценивать свою работу, её результат; корректировать знания.

Итоговый. Проверочная работа.

По родным просторам (20 ч)

14

Карта – наш экскурсовод

1


Физическая карта России

П. Сравнивать масштаб физической карты России и карты мира, объяснять разницу. Рассказывать по физической карте о нашей стране. Находить на физической карте России природные объекты, изображенные на фотографиях в учебнике.

К. Работая в паре, изучать условные знаки физической карты России, выделять среди них уже известные.

Р. Анализировать текст учебника, различать информацию, которую можно получить с помощью карты, и ту, которая содержится только в тексте

Текущий.

Практичекая работа.

15

По равнинам и горам

1


Формы земной поверхности

П. Находить на физической карте России равнины и горы, представленные на фотографиях в учебнике. Учиться показывать равнины и горы на карте. Характеризовать крупнейшие равнины и горы России. Сравнивать формы земной поверхности: холм и гору, балку и овраг. Моделировать формы земной поверхности, используя пластилин. В ходе коллективного обсуждения выявлять связь между особенностями земной поверхности и хозяйственной деятельностью людей, их обычаями, традициями. На основе наблюдений кратко характеризовать поверхность своего края

Текущий.

Устный опрос.

16

В поисках подземных кладовых

1


Полезные ископаемые России

П. Работая в парах, изучать полезные ископаемые разных регионов России (по физической карте), рассказывать о них, соотносить условные знаки и фотографии образцов полезных ископаемых. В ходе практической работы изучать образцы полезных ископаемых, описывать их по приведенному в учебнике плану, извлекать информацию из разных источников, в том числе из атласа – определителя. Сравнивать нефть и природный газ, использовать с этой целью информацию из текста учебника.

К. Высказывать обоснованные суждения о необходимости бережного использования полезных ископаемых

Текущий.

Устный опрос.


17

Наши реки

1


Реки России и их значение в жизни людей

П. Раскрывать значение рек в жизни людей. Составлять схему «Части реки», использовать с этой целью информацию из текста учебника, Учиться показывать реки на карте. Анализировать таблицу «Протяженность рек России», сравнивать реки по протяженности, перечислять их в порядке уменьшения (увеличения) протяженности. Характеризовать крупнейшие и наиболее известные реки России. Обсуждать особенности и значение главной реки своего края, выражать свое отношение к ней. Кратко характеризовать реку своего края

Р. осуществлять самопроверку.

К. Работая в паре, находить на физической карте России реки, представленные на фотографиях в учебнике.

Текущий.

Устный опрос.


18

Озера – краса России

1


Озера России и их значение в жизни людей

П. Раскрывать значение озер в жизни людей. Работая в паре, находить на физической карте России озера, представленные на фотографиях в учебнике. Учиться показывать озера на карте. Анализировать таблицу «Глубина озер России», сравнивать озера по протяженности, перечислять их в порядке уменьшения (увеличения) глубины. Характеризовать крупнейшие и наиболее известные озера России.

К. Обсуждать свои впечатления от пребывания на озере. Кратко характеризовать реку своего края

Текущий.

Устный опрос.


19

По морским просторам

1


Моря, омывающие берега России

П. Различать озера и моря по существенному признаку (море – часть океана). Раскрывать значение морей в жизни людей. Работая в паре, находить на физической карте России моря, упомянутые в тексте и представленные на фотографиях в учебнике. Р. Учиться показывать моря на карте. Соотносить моря с океанами, прослеживать по карте связь Балтийского, Черного и Азовского морей с Атлантическим океаном. Сравнивать Белое и Черное моря (на основании информации в учебнике).

К. Обсуждать свои впечатления от пребывания на море. Кратко характеризовать море своего края

Текущий.

Устный опрос.


20

С севера на юг

В ледяной пустыне

1


Природные зоны России

Зона арктических пустынь

П. Определять по карте природные зоны России, рассказывать о них по карте. Анализировать схему нагревания поверхности земли солнечными лучами, на ее основе объяснять причины смены природных зон с севера на юг. Перечислять основные природные зоны России в правильной последовательности. Находить на карте природных зон России арктические пустыни, рассказывать по карте об этой зоне, учиться показывать ее на карте. Приводить примеры экологических связей в зоне арктических пустынь.

Текущий.

Устный опрос.


21

В холодной тундре

1


Зона тундры

П. Находить на карте природных зон России зону тундры, рассказывать по карте об этой зоне, учиться показывать ее на карте. Устанавливать причинно – следственные связи между положением солнца и природными условиями зоны тундры. Работая в паре, знакомиться по рисунку учебника с животным миром тундры. Выявлять признаки приспособленности животных к условиям жизни, осуществлять самопроверку по тексту учебника. Сравнивать природу тундры и зоны арктических пустынь. Объяснять сходства и различия.

К. Читать и обсуждать рассказ «Ягель» из книги «Зеленые страницы», формулировать соответствующие правила экологической этики. Приводить примеры экологических связей в тундровом сообществе. Составлять характерные для тундры цепи питания, моделировать их освоенными способами

Текущий.

Устный опрос.

Тест.

22

23

Среди лесов

2


Лесотундра, как переходная зона между тундрой и лесами

П. Находить на карте природных зон России лесные зоны, рассказывать по карте об этой зоне, учиться показывать ее на карте. Устанавливать зависимость природы лесных зон от распределения тепла и влаги. В ходе практической работы в группах определять в гербарии растения леса (с помощью атласа - определителя), готовить сообщения о них, презентовать подготовленные сообщения.

К. Работая в паре, знакомиться по рисунку учебника с животным миром тайги. Сравнивать природу лесных зон с природой тундры. Читать и обсуждать рассказ «Кто – то в теремочке живет?» из книги «Зеленые страницы», формулировать соответствующие правила экологической этики. Приводить примеры экологических связей в лесном сообществе. Составлять характерные для тайги цепи питания, моделировать их освоенными способами

Текущий.

Устный опрос.

Проект


24

В широкой степи

1


Лесостепь как переходная зона между лесами и с тепями

П. Находить на карте природных зон России зоны лесостепей и степей. Рассказывать по карте о зоне степей, учиться показывать ее на карте. Устанавливать зависимость природы лесостепей и степей от распределения тепла и влаги. В ходе практической работы в группах знакомиться по гербарным образцам с растениями степей, выявлять признаки приспособленности этих растений к условиям жизни в степи. Работая в паре, знакомиться по рисунку учебника с животным миром степей. Сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры. Читать и обсуждать рассказ «Пусть живут на свете удивительные пчелы» из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие правила экологической этики.

Р. Приводить примеры экологических связей в степном сообществе. Составлять характерные для степи цепи питания, моделировать их освоенными способами

Текущий.

Устный опрос.


25

В жаркой пустыне

1


Полупустыня как переходная зона между степями и пустынями

П. Находить на карте природных зон России зоны полупустынь и пустынь, рассказывать о них по карте, учиться показывать на карте эти зоны. Устанавливать зависимость природы полупустынь и пустынь от распределения тепла и влаги. В ходе практической работы в группах знакомиться по гербарным образцам с растениями пустынь, выявлять признаки приспособленности этих растений к условиям жизни в пустыне. Работая в паре, знакомиться по рисунку учебника с животным миром пустыни. Выявлять признаки приспособленности животных к условиям жизни, осуществлять самопроверку по тексту учебника. Сравнивать природу зоны пустынь с природой степей. Приводить примеры экологических связей в пустынном сообществе. Составлять характерные для пустыни цепи питания, моделировать их освоенными способами

Текущий.

Устный опрос.


26

У теплого моря

1


Черноморское побережье Кавказа

П. Находить на карте природных зон России субтропики, рассказывать о них по карте, учиться показывать на карте эту зону. Устанавливать зависимость природных условий на Черноморском побережье Кавказа от моря и гор. В ходе практической работы в группах знакомиться по гербарным образцам с растениями Черноморском побережье Кавказа, Работая в паре, использовать рисунок и текст учебника для характеристики растительного и животного мира Черноморском побережье Кавказа. Сравнивать природу зоны субтропиков с природой пустынь. Приводить примеры экологических связей на Черноморском побережье Кавказа. Составлять характерные для этих мест цепи питания, моделировать их освоенными способами. Рассказывать о собственных впечатлениях от посещения города – курорта Сочи и его окрестностей

Текущий.

Устный опрос.

Тест.


27

Мы – дети родной земли

1


Особенности хозяйственной жизни народов России

П. Соотносить особенности хозяйственной жизни с характерными чертами природных зон обитания каждого народа; анализировать, как отражается ландшафт, растительный и животный мир родного края в загадках, пословицах, сказках, преданиях, местных названиях; моделировать ситуацию межкультурной коммуникации на основе использования этих произведений

Текущий.

Устный опрос.


28

Проверочная работа

1


Контроль полученных знаний

Р. Контролировать и оценивать свою работу, её результат; корректировать знания.

Текущий.

Проверочная работа

29

В содружестве с природой

1


Особенности кочевого и оседлого образа жизни некоторых народов Сибири

П. По образцу учебника рассказывать о древних занятиях одного из народов России с использованием материалов устного изобразительно – прикладного народного творчества и дополнительных источников информации. Различать особенности бытового уклада, основных занятий и обычаев кочевого и оседлого образа жизни; показывать на карте места традиционного проживания некоторых народов России

Текущий.

Устный опрос.


30

Как сберечь природу России

1


Экологические проблемы и охрана природы

К. Работая в группах, знакомиться по учебнику с экологическими проблемами и охраной природы в разных природных зонах. Выполнять задания в рабочей тетради. Готовить сообщение классу, презентовать его. Коллективно обсуждать сообщения, подготовленные группами учащихся, делать выводы по теме урока. Высказывать аргументированные суждения об экологических проблемах своего края и способах их решения, оценивать свое реальное участие в природоохранительной деятельности

Текущий.

Устный опрос.


31

По страницам Красной книги

1


Растения и животные из Красной книги России

К. Работая в группах, знакомиться по учебнику с растениями и животными из Красной книги России, обитающими в разных природных зонах. Готовить сообщение классу, презентовать его. Коллективно обсуждать сообщения, подготовленные группами учащихся, делать выводы по теме урока.

П. Читать и обсуждать рассказы из книги «Великан на поляне» и «Зеленые страницы», формулировать соответствующие правила экологической этики. Приводить примеры редких и исчезающих видов растений и животных своего края, рассказывать об их охране, оценивать свое реальное участие в этой деятельности


Текущий.

Устный опрос.

Проект


32

По заповедникам и национальным паркам

1


Растения и животные из Красной книги России

П. Работая в группах, знакомиться по материалам учебника (карта, текст, таблица) с заповедниками и национальными парками России, обитающими в разных природных зонах. Выполнять задания в рабочей тетради.

К. Готовить сообщение классу, презентовать его. Коллективно обсуждать сообщения, подготовленные группами учащихся, делать выводы по теме урока. Читать и обсуждать рассказ «В пещере» из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие правила экологической этики. Рассказывать о заповедниках и национальных парках своего края, оценивать их вклад в охрану природы страны

Текущий.

Устный опрос.


33

Наши проекты. «За страницами учебника»

1


Работа над проектом.

Р. Работать с дополнительными источниками информации,

К. работать в группе, моделировать проекты с помощью схематических рисунков, презентовать свою работу.

Текущий.

Проект.

Путешествие по реке времени (26 ч)

34

В путь по реке времени Путешествуем с археологами

1


Героико-эпические песни, предания, сказания, легенды как форма устной памяти Роль археологии в изучении прошлого

П. На основе устных рассказов о недавнем прошлом своего края определять их значимость для сохранения народной памяти. Различать в них поэтический вымысел и реальную историческую основу. Характеризовать народную оценку события по сюжету устного произведения. Различать два значения понятия истории. Обозначать на схеме «Река времени» даты жизни людей и события истории. Определять по дате век события. Называть имена отца истории и родоначальника древнерусского летописания. Описывать внешний вид археологических находок по изображениям в учебнике и в местном музее; отмечать их возраст на схеме; узнавать, соотносятся ли эти находки с письменными источниками; сравнивать образ оленя в сказках, преданиях и в искусстве скифов, древних народов Сибири. Рассказывать о роли российских археологов в мировой и отечественной исторической науке.

Текущий.

Устный опрос.


35

По страницам летописи

1


«Повесть временных лет»- древнерусская летопись

П. Показывать на исторической карте места обитания разных племен; объяснять значения названий славянских племен; характеризовать внешний вид женских украшений по изображениям в учебнике и в местном музее; сравнивать их и находить общее и различное.

Текущий.

Проект.


36

Истоки Древней Руси

1


Древние торговые пути, их значение в объединении народов

П. Показывать на карте древние торговые пути; рассказывать о берестяных грамотах; показывать на карте древние русские города. Обозначать на схеме «Река времени» век их первого упоминания в летописи; рассказывать о роли Великого Новгорода и Киева в истории Древней Руси; называть имена родоначальника правящей княжеской династии и его родича, объединившего северный и южный центры Древнерусского государства.

Текущий.

Устный опрос.

Тест.

37

Мудрый выбор Наследница Киевской Руси

1


Важнейшие деяния княгини Ольги

Роль князей Владимира Святого, Ярослава Мудрого

Составлять схему родственных отношений княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого; объяснять значение преемственности в их государственных поступках; обозначать век (дату) крещения Руси на схеме «Река времени»; характеризовать последствия для истории и культуры России выбора князя Владимира. Узнавать архитектурный облик соборов Святой Софии в Константинополе, Киеве, великом Новгороде. Обсуждать проблему выбора и его последствий.

Составлять схему родственных отношений древнерусских князей; объяснять важность преемственности в их государственных поступках; перечислять и находить на карте названия городов, положивших начало Золотому кольцу.

Текущий.

Устный опрос.


38

Москва – преемница Владимира

1


Эпоха княжеских междоусобиц

Характеризовать роль князя Александра Невского, князя Даниила Московского и его потомков; составлять схему их родственных отношений; объяснять важность преемственности в их государственных поступках; сравнивать Успенский собор в Московском Кремле и во Владимире.

Текущий.

Устный опрос.


39

Начало Московского царства

1


Эпоха укрепления и расширения Московского княжества

Составлять схему родственных отношений правителей Московской Руси; объяснять важность преемственности в их государственных поступках; обозначать имя итальянского зодчего и дату строительства Успенского собора в Московском Кремле на схеме «Река времени»; характеризовать деятельность великого князя Ивана III и царя Ивана Грозного.

Текущий.

Устный опрос.

Проверочная работа.

40

Подвижники Руси и землепроходцы

1


Развитие самых разных направлений деятельностного творчества людей

Презентовать рассказы об основании сибирских городов; высказывать мотивированное суждение о роли общего летописания и книгопечатания. Характеризовать лучшие человеческие качества, проявляющиеся в конкретных делах и поступках соотечественников

Текущий.

Устный опрос.


41

На пути к единству

1


События смутного времени в жизни страны

Обсуждать значимость единства в интересах граждан для сохранения независимости страны. Характеризовать лучшие человеческие качества, проявляющиеся в конкретных делах и поступках людей в переломные моменты истории страны. Показывать на карте поволжские города; называть памятники, воздвигнутые в честь Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина

Текущий.

Устный опрос.


42

Начало Российской империи «Жизнь - Отечеству, честь - никому».

1


Преобразования в жизни страны во времена первых царей Деятельность великих соотечественников

Высказывать мотивированное суждение о необходимости отечественных армии и флота, промышленности, науки и образования для развития страны и сохранения ее независимости. Характеризовать архитектурный облик Санкт – Петербурга; объяснять значение названия города; называть имена императрицы и скульптора, воздвигнувших памятник Петру I в Санкт – Петербурге. Сопоставлять деятельность князя Александра Невского и Петра I на западных границах Отечества.

Характеризовать преобразования в жизни страны в послепетровскую эпоху; обосновывать значительность деятельности М.В. Ломоносова, А. В. Суворова, Ф. Ф. Ушакова; приводить примеры сохранения памяти о них в России и за рубежом; обсуждать социальную значимость названных понятий

Текущий.

Устный опрос.


43

Проверочная работа.

1



Контролировать и оценивать свою работу, её результат; корректировать знания.

Проверочная работа.


44

45

Отечественная война 1812 года

2


Отечественная война 1812 года и народная историческая память

Обосновывать роль М. И. Кутузова как народного полководца; характеризовать войну с Наполеоном как народную, отечественную войну; находить сведения и рассказывать о памятниках и памятных местах Москвы и России, связанных с событиями Отечественной войны 1812 г., в дополнительных источниках информации; приводить примеры сохранения памяти об Отечественной войне 1812 г. за рубежом; сопровождать рассказ фотографиями, рисунками, поэтическими произведениями русских писателей или собственного сочинения


Текущий.

Устный опрос.


46

Великий путь

1


Российская империя 19 века

Характеризовать развитие промышленности и сети железных дорог в XIX в., в том числе в своем крае. Приводить названия и даты строительства первых железных дорог в России, Транссибирской магистрали; отмечать эти даты на схеме «Река времени»; приводить примеры достижения России на Всемирной выставке в Париже в 1900 г.; рассказывать об участии родственников и земляков в работе российской промышленности XIX в., сопровождать рассказ фотографиями, копиями документов из семейного архива, рисунками

Текущий.


47

Золотой век театра и музыки

1


Развитие театрального и музыкального искусства

Характеризовать развитие театрального и музыкального искусства России в XIX в., в том числе в своем крае. Приводить полные названия первых консерваторий; даты создания отмечать на схеме «Река времени»; приводить примеры всемирного признания достижений российского искусства; передавать впечатление от восприятия музыкального произведения отечественного композитора XIX - начала XX в.

Текущий.

Устный опрос.


48-49

Расцвет изобразительного искусства и литературы

2


Развитие изобразительного искусства в России

Обобщать знания о произведениях великих русских художников и писателей, полученные в начальной школе; характеризовать достижения мирового уровня в этих видах искусства, в том числе в своем крае; называть имена и названия любимых произведений отечественных писателей; приводить сведения о названии и рассказывать о важнейших хранилищах изобразительного искусства; передавать впечатление от восприятия картины отечественного художника XIX - начала XX в. Приводить доказательства значимости отечественной литературы и изобразительного искусства для понимания социальных проблем российской жизни того времени

Текущий.

Устный опрос.

Проект


50

В поисках справедливости

1


Переустройство общественной и частной жизни людей, в том числе в своем крае

Характеризовать переустройство общественной и частной жизни людей, в том числе в своем крае; приводить примеры изменения названий городов и улиц; по возможности составлять рассказ о воздействии этих событий на жизнь своей семьи в этот период

Текущий.

Тест


51

Век бед и побед

1


СССР в период до начала ВОВ

Характеризовать особенности развития страны (в том числе в своем крае); по возможности составлять рассказ о воздействии этих событий на жизнь своей семьи в этот период

Текущий.

Устный опрос.

52

«Вставай, страна огромная!»

1


СССР в период начала ВОВ

Характеризовать основные этапы Великой Отечественной войны; приводить примеры героизма фронтовиков в борьбе с фашизмом, в том числе своих земляков; по возможности составлять рассказ о членах своей семьи - ветеранах Великой Отечественной войны

Текущий.


53

Трудовой фронт России

1


СССР в период ВОВ

Характеризовать подвиги советских людей в тылу во время Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг., в том числе своих земляков; раскрывать понятие «трудовой фронт»; по возможности составлять рассказ о жизни и труде в тылу членов своей семьи во время Великой Отечественной войны

Текущий.

Устный опрос.


54

«Нет в России семьи такой…»

1


СССР в период ВОВ

Обсуждать значение семейных воспоминаний как основы общенародной исторической памяти; раскрывать глубину человеческих переживаний, отразившихся во фронтовых письмах; характеризовать документы, воспоминания и реликвии Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. в своей семье; приводить примеры таких документов и реликвий из музеев, в том числе своего края; по возможности записывать воспоминания старших родственников о военном времени

Текущий.

Устный опрос. Проект.


55

После великой войны

1


СССР в период после ВОВ

Характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в первые пять послевоенных лет; приводить примеры разрушений и потерь в Великой Отечественной войне; соотносить их с результатами восстановительной работы, в том числе в своем крае; рассказывать о земляках – тружениках первой послевоенной пятилетки, в том числе о членах своей семьи

Текущий.

Устный опрос.


56

Экскурсия в музей боевой славы

1



Работать с дополнительными источниками информации, работать в группе, моделировать проекты с помощью схематических рисунков, презентовать свою работу.

Текущий.

Экскурсия

57

Достижения 1950 – 1970 гг.

1


Достижения науки техники 1950 – 1970 гг.

Характеризовать созидательную деятельность страны в 50 – 70 – е гг. XX в.; приводить примеры достижений в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте за этот период, в том числе в своем крае; рассказывать о земляках – тружениках второй половины XX в., в том числе о членах своей семьи

Текущий.

Устный опрос.


58

Наши проекты. «За страницами учебника»

1


Работа над проектом.

Работать с дополнительными источниками информации, работать в группе, моделировать проекты с помощью схематических рисунков, презентовать свою работу.

Текущий.

Устный опрос.

Проект.

59

Проверочная работа

1


Контроль знаний

Контролировать и оценивать свою работу, её результат; корректировать знания.

Текущий.

Проверочная работа

Мы строим будущее России (9 ч)

60

Современная Россия

1


Особенности периода перестройки

Характеризовать особенности жизни страны во второй половине 80 -90 – х гг. XX в. и в первое десятилетие XXI в.; приводить примеры преобразований, в том числе в своем крае

Текущий.

Устный опрос.


61

Здоровье России

1


Продовольственная безопасность страны

Характеризовать положительный опыт Белгородской области в развитии современного сельского хозяйства; выявлять связь успехов в производстве отечественных продуктов питания с улучшением качества жизни, здоровья, долголетия сельских и городских жителей; приводить примеры, в том числе в своем крае, благотворного воздействия культурных растений, дикоросов, домашних животных на жизнь людей

Текущий.

Устный опрос.


62

Умная сила России

1


Сотрудничество науки и

промышленности

Обсуждать значение понятия «социальная ответственность»; устанавливать зависимость в промышленном производстве от результатов внедрения научных разработок, в том числе в своем крае; характеризовать положительный опыт сотрудничества промышленности и науки для улучшения условий жизни сотрудников промышленных предприятий и горожан; приводить примеры такого сотрудничества, в том числе в своем крае; моделировать ситуации, требующие проявления социально ответственной позиции

Текущий.

Устный опрос.


63

Светлая душа России.

1


Выдающие явления в современной культурной жизни

Характеризовать выдающиеся явления в современной культурной жизни России; приводить примеры таких явлений и событий, в том числе в своем крае; составлять рассказ о таком событии в сопровождении фотографий, видео – и аудиозаписей, буклетов, публикаций в прессе

Текущий.


64

Начни с себя!

1


Положительный опыт развития творческих способностей

Аргументировать необходимость личной ответственности каждого за будущее Отечества на примерах деятельности своих сверстников, в том числе в своем крае. Оценивать уровень личных достижений и ставить достойные цели на будущее. Высказывать доказательное суждение о взаимной зависимости между собственным благом и процветанием России

Текущий.

Устный опрос.


65

66

Наши проекты. «За страницами учебника»

2


Работа над проектом.

Работать с дополнительными источниками информации, работать в группе, моделировать проекты с помощью схематических рисунков, презентовать свою работу.

Текущий.

Проект.

67

Итоговая контрольная работа

1


Контроль знаний

Контролировать и оценивать свою работу, её результат; корректировать знания.

Итоговый. Контрольная работа

68

Обобщение пройденного за год. Игра

«Брейн - ринг»

1



Систематизировать, обобщать полученные знания.

Текущий.

Устный опрос.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!