МБОУ «ХСОШ№1 им.Р.Я Бекишева .»
Рассмотрено Согласовано Утверждено
На заседании__МО зам директора по УВР Директор школы
Протокол№_______ ________/Бекмурзаева Ш.Ш/ _____/Минатуллаев Н.И./
От «_____»_______ От «_____»______________ От «____»_____________
Рабочая программа по ОБЖ
Учитель: Ногаев Рашитхан Адилович
Год реализации программы:2021-2022 учебный год
Класс: 11
Общее количество часов по плану: 35 часов
Количество часов в неделю: 1 час
Рабочая программа составлена на основании комплексной программы по «Основам безопасности жизнедеятельности 5-11 классов» (основная школа, средняя, полная школа): под редакцией Смирнова А. Т., Хренникова Б. О, соответствующей федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Минобразования РФ№ 1312 от 09 марта 2004 года), М.: «Просвещение», 2012».
Учебник - «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. - М.: «Просвещение», 2016.
___________________
(подпись учителя)
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее – ОБЖ) для 10-11 класса (далее – Рабочая программа) составлена на основе авторской образовательной программы под общей редакцией А.Т. Смирнова (программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М. В. Маслов // Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 10-11 классы /под общей редакцией А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2014).
На ступени среднего (полного) общего образования учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» преподается на базовом уровнях. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 20.08.2008 года № 241) устанавливает обязательное изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на базовом уровне в 10 и 11 классах.
Преподавание предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» реализуется в общеобразовательном учреждении в 10-11 классах в объеме 1 часа в неделю за счет времени федерального компонента, по 35 часов в год.
Рабочая программа составлена на основании Федерального базисного учебного плана и примерного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы среднего (полного) общего образования, утвержденные Приказом Министерства образования РФ от 05 марта 2014 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»; Приказа Министра обороны РФ и Министерства образования и науки РФ от 24 февраля 2010 г № 96 /134 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах».
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект: школьный учебник для 10-11 класса «Основы безопасности жизнедеятельности» (Смирнов А. Т. Хренников Б. О. под редакцией Смирнова А. Т. М.: Издательство «Просвещение», 2009), включённый в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по ОБЖ и авторской программой учебного курса.
В связи с уменьшением обучения в 10-11х классах до 35 учебных недель были внесены изменения в авторскую образовательную программу под общей редакцией А.Т. Смирнова (программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений).
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для изучения учащимися тем в области безопасности жизнедеятельности с учетом их потребностей в повышении уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества, государства.
В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и письмом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 14.07.98 N 1133/14-12 в программу курса ОБЖ для обучающихся 10 - 11 классов введен раздел «Основы военной службы», который направлен, прежде всего, на подготовку подрастающего поколения к службе в Вооруженных Силах, выполнению конституционного долга по защите Отечества, военно-патриотическое воспитание старшеклассников. Изучение раздела предусмотрено только юношами.
Цели и задачи программы обучения в 10-11 классах:
углубленное изучение тем в области безопасности жизнедеятельности, формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности и индивидуальной системы здорового образа жизни для повышения защищенности жизненно важных интересов личности , общества и государства от внешних и внутренних угроз;
расширение представлений об экстремизме и терроризме, уяснение социальных причин их возникновения, формирование антитеррористического поведения и способности противостоять террористической и экстремистской идеологии и практике;
совершенствование военно-патриотического воспитания и повышение мотивации к военной службе в современных условиях, получение начальных знаний в области обороны и обучение основам военной службы и по военно-учетным специальностям в объеме, необходимом для военной службы;
распознавание и анализ особенностей жизнедеятельности человека при его автономном пребывании в различных природных условиях;
окончательное формирование модели своего поведения при возникновении различных ЧС;
применение в реальных природных условиях различных способов ориентирования на местности;
анализ основных направлений организации защиты населения РФ от ЧС;
обоснование основного предназначения РСЧС по защите населения страны от ЧС природного и техногенного характера;
формирование негативного отношения к курению, употреблению алкоголя и наркотиков как к факторам, оказывающим наиболее пагубное влияние на здоровье;
формирование убеждения в ключевой роли благополучной семьи в обеспечении здоровья личности и общества, а также в демографической безопасности государства.
Формы занятий, используемые при обучении:
- учебные и учебно-тренировочные занятия с элементами моделирования опасных и экстремальных ситуаций;
- подготовка индивидуальных рефератов;
- индивидуальные консультации;
- практические занятия;
- внеклассная и внешкольная работа: участие во Всероссийской олимпиаде по ОБЖ, мероприятиях и соревнованиях в рамках детско-юношеского движения «Школа безопасности», «Безопасное колесо», «Допризывной молодежи» и пожарно-прикладным видам соревнований, проведение Дня защиты детей, различных эстафет и викторин по ОБЖ, встречи с ветеранами войны и труда, работниками военкомата и правоохранительных органов, органов ГОЧС, ГИБДД, медицины; тематические выставки и выставки творческих работ учащихся и др.
Требования к уровню подготовки учащихся
Изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» направлено на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать; подготовки юношей для выполнения конституционного долга и обязанности гражданина России по защите Отечества.
Учащийся должен:
знать:
• основные правила безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях ЧС, а также правила личной безопасности при угрозе террористического акта;
• организацию защиты населения в РФ от ЧС природного и техногенного характера, в том числе организационные основы борьбы с терроризмом;
• основные принципы здорового образа жизни;
• правила оказания первой медицинской помощи;
• основы обороны государства и военной службы;
• боевые традиции ВС РФ, государственные и военные символы РФ.
уметь:
• предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;
• грамотно действовать при возникновении угрозы ЧС и во время ЧС;
• оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;
• выполнять основные действия, связанные с будущим прохождением военной службы (строевые приемы, воинское приветствие, неполная разборка и сборка автомата Калашникова, стрельба из автомата).
Календарно-тематическое планирование 11 класс
(Учебный блок)
№ модуля, раздела, темы | Наименование модулей, разделов, тем | Общее количество часов | Количество часов |
теоретические | практические |
Модуль 1. | Основы безопасности личности, общества и государства | 4 | | |
Раздел I | Основы комплексной безопасности | 1 | | |
Глава 1. | Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни | 1 | 1 | |
Раздел III | Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации | 3 | | |
Глава 2. | Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации | 3 | 3 | |
Модуль 2. | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 7 | | |
Раздел IV | Основы здорового образа жизни | 3 | | |
Глава 3. | Нравственность и здоровье | 3 | 3 | |
Раздел V | Основы медицинских знаний и оказание первой помощи | 5 | | |
Глава 4. | Первая помощь при неотложных состояниях | 5 | 3 | 2 |
Модуль 3. | Обеспечение военной безопасности государства | 20 | | |
Раздел VI | Основы обороны государства | 8 | | |
Глава 5. | Вооружённые Силы Российской Федерации -основа обороны государства | 1 | 1 | |
Глава 6. | Символы воинской чести | 1 | 1 | |
Глава 7. | Воинская обязанность | 6 | 6 | |
Раздел VII | Основы военной службы | 15 | | |
Глава 8. | Особенности военной службы | 5 | 5 | |
Глава 9. | Военнослужащий - вооружённый защитник Отечества | 5 | 5 | |
Глава 10. | Ритуалы вооруженных Сил Российской Федерации | 2 | 2 | |
Глава 11. | Прохождение военной службы по призыву | 2 | 2 | |
Глава 12. | Прохождение военной службы по контракту | 1 | 1 | |
Всего часов | 35 | 32 | 2 |
Календарно-тематическое планирование 11 класс
№ п/ п | Наименование раздела, темы урока, (типы уроков, виды контроля) | Кол- Во часо в | Примечание | Дата проведения |
План | факт |
Основы безопасности личности, общества и государства | | | |
Основы комплексной безопасности | | | |
1 | Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни Изучение нового материала | 1 | Пожар. Наиболее распространенные причины пожаров в быту. Законодательство РФ о пожарной безопасности. Правила пожарной безопасности при пожаре. Правила личной безопасности в различных ситуациях. П. 1-4. Стр. 6-29. Вопросы 1-17. Задание 1. Стр. 16. | 8.09 | |
Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации | 3 | | |
2 | Национальный антитеррористический комитет (НАК) его предназначение, структура и задачи. Контртеррористическая операция и условия её проведения. Изучение нового материала | 1 | Структура НАК. Терроризм. Террористический акт. Основные принципы противодействия терроризму. Контртеррористическая операция и условия ее проведения. Федеральный закон РФ «О противодействии терроризму». П. 5,6. Стр. 30-41. Вопросы 1-4. | 15.09 | |
3 | Правовой режим контртеррористической операции. Роль и место гражданской обороны в противодействии терроризму. Комбинированный | 1 | Правовой режим контртеррористической операции. Правила личной безопасности при угрозе и при совершении террористических актов. Гражданская оборона в области защиты населения от терроризма. Основные мероприятия и неотложных работ в зоне поражения. П. 7,8. Стр. 42-51. Вопросы 1-7. Задание 1. Стр. 50. | 22.09 | |
4 | Применение ВС РФ в борьбе с терроризмом. Участие ВС РФ в пересечении международной террористической деятельности за пределами страны. Комбинированный | 1 | Цель привлечения ВС РФ и другие войска в борьбе с терроризмом. Применение оружия и боевой техники в борьбе с терроризмом. П. 9,10. Стр. 52-59. Вопросы 1-7. Задания 1,2. Стр. 58. | 29.09 | |
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | | | |
Нравственность и здоровье | 3 | | |
5 | Правила личной гигиены Нравственность и ЗОЖ Комплексный | 1 | Гигиена. Правила личной гигиены. Рациональное питание. Нравственность. Семья. ЗОЖ. П. 11,12. Стр. 62-69. Вопросы 1-4. | 06.09 | |
6 | Инфекции, передаваемые половым путем. Меры их профилактики. Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе. Меры профилактики ВИЧ-инфекции. Комбинированный | 1 | Инфекции, передаваемые половым путем. Меры их профилактики. СПИД. ВИЧ-инфекции. П. 13,14. Стр. 70-77. Вопросы 1-8. | 13.10 | |
7 | Семья в современном обществе. Законодательство и семья. Комбинированный | 1 | Брак. Семья. Семейное положение. Условия порядка заключение брака. П. 15. Стр. 78-81. Вопросы 1-4. | 20.10 | |
Первая помощь при неотложных состояниях | 4 | | |
8 | Первая помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте. Первая помощь при ранениях. Комплексный | 1 | ПМП при острой сердечной недостаточности. ПМП при инсульте. Асептика. Антисептика. ПМП при ранениях. Виды ран. П. 16,17. Стр. 82-89. Вопросы 1-8. | 27.10 | |
9 | Основные правила оказания первой помощи. Правила остановки артериального кровотечения. Способы иммобилизации и переноски пострадавшего. Комплексный | 1 | Последовательность оказания первой помощи. Виды кровотечения. Основные виды травм ОДА. П. 18-20. Стр. 90-101. Вопросы 1-12. Задания 1,2. Стр. 100. | 10.11 | |
10 | Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. Первая помощь при черепно-мозговой травме, травме груди, травме живота. Комплексный | 1 | Иммобилизация, его способы. Переноска пострадавшего, способы переноски. Основные виды травм ОДА. ПМП при черепно-мозговой травме. ПМП при травмах груди, живота. П. 21,22. Стр. 102-109. Вопросы 1-4. Задания 1,2. Стр.108. | 17.11 | |
11 | Первая помощь при травмах в области таза, при повреждении позвоночника, спины. Первая помощь при остановке сердца. Комплексный | 1 | ПМП при травмах в области таза, при повреждении позвоночника, спины. ПМП при остановке сердца. П. 23,24. Стр. 110-119. Задания 1,2. Стр. 118. Вопросы 1-8. | 24.11 | |
Обеспечение военной безопасности государства | 8 | | |
Основы обороны государства | | | |
12 | Вооруженные Силы Российской Федерации - основа обороны государства. Комбинированный | 1 | Основные функции ВС РФ. Основные задачи. Концепция национальной безопасности РФ. Применение ВС РФ. П. 25. Стр. 122-131. Вопросы 1-4. Задания 1,2. Стр. 130. | 01.12 | |
13 | Символы воинской чести Изучение нового материала. | 1 | Боевое знамя воинской части - символ воинской чести, достоинства и славы. История создания российских орденов. Советская, Современная наградная система. Военная форма одежда военнослужащих. | 08.12 | |
14 | Воинская обязанность Основные понятия о воинской обязанности. Организация воинского учета. | 6 1 | Воинская обязанность граждан РФ. Мобилизация. Военное положение. Военное время. П. 30,31. Стр.146-153. | 15.12 | |
|
15 | Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Изучение нового материала. | 1 | Воинский учет. Организация воинского учета. Документы по воинскому учету. П. 32. Стр. 154-157. | 22.12 | |
16 | Обязанности граждан по воинскому учету. Обязательная подготовка граждан к военной службе. Комбинированный | 1 | Обязанности граждан по воинскому учету. Обязательная подготовка граждан к военной службе. П. 33,34. Стр. 158-165. | 29.12 | |
17 | Требования к индивидуальным качествам специалистов по сходным воинским должностям. Подготовка граждан по военно-учетным специальностям. Комбинированный | 1 | Требования к индивидуальным качествам специалистов по сходным воинским специальностям. П. 35.36. Стр. 166-175. Вопросы 1-7. | 12.01 | |
18 | Добровольная подготовка граждан к военной службе. Организация медицинского освидетельствования. | 1 | Занятия граждан военно-прикладным видам спорта. Организация медицинского освидетельствования граждан при постановке их на воинский учет. П. 37,38. Стр. 167-185. Вопросы 1-4. | 19.01 | |
19 | Профессиональный психологический отбор и его предназначение. Увольнение с военной службы и пребывание в запасе. | 1 | Профессиональный психологический отбор и его предназначение. Увольнение с военной службы и пребывание в запасе. П. 39,40. Стр.186-193. | 26.01 | |
Особенности военной службы | 5 | | |
20 | Правовые основы военной службы. Комбинированный | 1 | Военная служба - особый вид государственной службы. Правовые основы военной службы. Статус военнослужащего. П. 41. Стр. 194-197. Вопросы 1-7. Задание 2. Стр.196. | 02.02 | |
21 | Статус военнослужащего Военные аспекты международного права. Комбинированный | 1 | Статус военнослужащего. Международные правила поведения в бою военнослужащим. П. 42,43. Стр. 198-207. | 09.02 | |
22 | Общевоинские уставы. Устав внутренней службы Вооружённых Сил Российской Федерации. Комбинированный | 1 | Общевоинские уставы. Устав внутренней службы Вооружённых Сил Российской Федерации. П. 44,45. Стр. 208-209. Вопросы 1-4. | 16.02 | |
23 | Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации. Устав гарнизонной, комендантской и караульной службы. Комбинированный | 1 | Дисциплинарный устав ВС РФ. Воинская дисциплина. Устав гарнизонной, комендантской и караульной службы. П. 46.47. Стр. 216-223. Вопросы 1-7. Задание 1. Стр. 222. | 02.03 | |
24 | Строевой устав Вооружённых Сил Российской Федерации. Комбинированный | 1 | Строевой устав ВС РФ. П. 48. Стр. 224-227. Вопросы 1-4. | 09.03 | |
Военнослужащий - вооружённый защитник Отечества | 6 | | |
25 | Основные виды воинской деятельности Основные особенности воинской деятельности. Комбинированный | 1 | Военнослужащий - вооружённый защитник Отечества. Предназначение учебно-боевой подготовки. Виды и роды войск. Деятельность военнослужащего. П. 49.50. Стр. 228-237. Вопросы 1-6. Задание 1. Стр. 236. | 16.03 | |
26 | Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным и индивидуальным качествам гражданина. Комбинированный | 1 | Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным и индивидуальным качествам гражданина. П. 51. Стр. 238-243. Вопросы 1-4. | 06.04 | |
27 | 52. Военнослужащий-патриот. Честь и достоинство военнослужащего Вооружённых Сил Российской Федерации. Комбинированный | 1 | Военнослужащий-патриот. Патриотизм. Честь и достоинство военнослужащего Вооружённых Сил Российской Федерации. П. 52,53. Стр. 244-251. Вопросы 1-4. | 13.04 | |
28 | Военнослужащий - специалист своего дела. Комбинированный | 1 | Военнослужащий - специалист своего дела. П. 54. Стр. 252-255. | 20.04 | |
29 | Военнослужащий - подчинённый, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников. Комбинированный | 1 | Воинская дисциплина. Требование воинских уставов. Приказы командиров. П. 55. Стр. 256-259. Вопросы 1-4. | 27.04 | |
30 | Основные обязанности военнослужащих | 1 | Обязанности военнослужащих. Должностные и специальные обязанности. П. 56. Стр. 260-263. Вопросы 1-6. | 04.05 | |
Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации | 2 | | |
31 | Порядок вручения Боевого знамени воинской части. Порядок приведение к Военной присяге (принесения обязательства). | 1 | Боевое знамя. Устав внутренней службы. Военная присяга. П. 57,58. Стр. 264-271. Вопросы 1-4. | 11.05 | |
32 | Порядок вручения личному составу вооружения военной техники и стрелкового оружия. Ритуал подъема и спуска Государственного флага Российской Федерации. Комбинированный | 1 | Военные образовательные учреждения, их классификация. Порядок поступления в военные училища и университеты. Поступление в военные училища граждан женского пола. Преимущества и льготы обучения в военных образовательных учреждениях. П. 59,60. Стр. 272-279. Вопросы 1-6. Задание 1. Стр. 278. | 18.05 | |
| Прохождение военной службы по призыву | 2 | | | |
33 | Призыв на военную службу. Порядок прохождения военной службы. Комбинированный | 1 | Призыв граждан на военную службу. Категории граждан освобождающие от призыва на военную службу. Общий состав и воинские звания Военнослужащих ВС РФ. П. 61,62. Стр. 280-287. Вопросы 1-4. Задания 1. Стр. 288. | 25.05 | |
34 | Размещение и быт военнослужащих Комбинированный | 1 | Порядок размещения военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. Воинские части. Оружие. Увольнение. П. 63. Стр. 290-293. Задание 1. Стр. 292. Вопросы 1-4. | 29.05 | |
35 | Прохождение военной службы по контракту. Комбинированный | 1 | Порядок размещения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Права. Увольнение. Альтернативная гражданская служба. П. 64,65. Стр. 294-309. | 31.05 | |
36 | Всего часов | 35 | | | |