СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КТП по музыке домашнее обучение

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

КТП по музыке, индивидуальное  обучение, 9 класс.

Просмотр содержимого документа
«КТП по музыке домашнее обучение»



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Пригорская средняя общеобразовательная школа»



«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

Руководитель ШМО: Зам.директора по УВР: Директор школы:

_____ (Сергеева Г.В..) _______ ___________________ ________ (Понизовцев В. П.)

Протокол № ____ « _____» _______ 201___ г. Приказ № ______________

от « ___» ____ 201 __ г от « ___» ____ 201 __ г



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Искусство»

8-9 КЛАСС

(домашнее обучение)

учителя первой категории

Аблогиной Светланы Леонидовны



Рассмотрено на методическом совете МБОУ «Пригорская СОШ»

Протокол № ___ от ____________________ 20___ г.

Утверждено на педагогическом совете МБОУ «Пригорская СОШ»

Протокол № ___ от ____________________ 20___ г.



2013 – 2014 учебный год

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Пригорская средняя общеобразовательная школа»



«Рассмотрено» « Согласовано» «Утверждено»

Рук-тель ШМО: Зам.директора по УВР: Директор школы:

______ (Сергеева Г.В.) ______ ___________________ ______ (В. П. Понизовцев)









Календарно-тематическое планирование

по «Искусству»в 9 классе

(домашнее обучение)

учителя 1 категории

Аблогиной Светланы Леонидовны







Рассмотрено на методическом совете МБОУ «Пригорская СОШ»

Протокол № ___ от ____________________ 20___ г.

Утверждено на педагогическом совете МБОУ «Пригорская СОШ»

Протокол № ___ от ____________________ 20___ г.





2013 – 2014 учебный год



Пояснительная записка.

Рабочая программа по искусствув 9 классе( домашнее обучение) составлена на основе:

- государственного стандарта основного общего образования по русскому языку 2004 года,
-примерной учебной программы основного образования, утверждённой Министерством образования РФ, в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и рассчитана на 2 года обучения. Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Серге­ева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» Москва, Просвещение, 2010 год.

- в соответствии с Учебным планом МБОУ «Пригорская СОШ» (домашнее обучение)на 2013 – 2014 учебный год.

УМК: Учебник «Искусство 8-9 класс» М., Просвещение, 2009 г., (электронная версия)



Данная программа является рабочей программой по предмету «Искусство» в 9 классе базового уровня.

Данная программа разработана в соответствии учебным планом образовательного учреждения в рамках интегрированного учебного предмета «Искусство для 8-9 классов». Подача учебного материала предоставляется учителю музыки и изобразительного искусства по темам согласно тематическому плану.

На изучение курса отводится час ( часа в неделю).

Структура документа

Рабочая программа по искусству представляет собой целостный документ, включающий пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; тематическое планирование; содержание тем курса; календарно-тематическое планирование; контрольно-измерительные материалы; перечень учебно-методического обеспечения. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства.

С учётом уменьшения количества часов (до ч) было проведено уплотнение материала, сокращение тем.

Сокращение осуществлено за счет уменьшения часов, отведенных на усвоение теоретических сведений, а также за счет слияния тем.

Рабочей программой предусмотрены различные виды обучающих и контрольных работ: контрольная работа, проект.

Общая характеристика учебного предмета

Создание этой программы вызвано актуальностью инте­грации школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современ­ное информационное, социокультурное пространство. Содер­жание программы обеспечит понимание школьниками значе­ния искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации.

Программа состоит из девяти разделов, последова­тельно раскрывающих эти взаимосвязи. Методологической основой программы являются современ­ные концепции в области эстетики (Ю. Б. Борев, Н. И. Киященко, Л. Н. Столович, Б. А. Эренгросс и др.), культуроло­гии (А И. Арнольдов, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, А. Ф. Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л. С. Выготский, Д. К. Кирнарская, А. А. Мелик-Пашаев, В. Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн и др.), раз­вивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская, Б. П. Юсов и др.).

Содержание программы дает возможность реализовать ос­новные

цели художественного образования и эстетическо­го воспитания в основной школе:

развитие эмоционально-эстетического восприятия дейст­вительности, художественно-творческих способностей учащих­ся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зритель­но-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;

воспитание культуры восприятия произведений изобра­зительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;

формирование устойчивого интереса к искусству, спо­собности воспринимать его исторические и национальные особенности;

приобретение знаний об искусстве как способе эмо­ционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декора­тивно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитек­туры, кино, театра;

овладение умениями и навыками разнообразной худо­жественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также пси­хологической разгрузки и релаксации средствами искусства.

Цель программы — развитие опыта эмоционально-цен­ностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Задачи реализации данного курса:

— актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

— культурная адаптация школьников в современном ин­формационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

— формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

— углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей под­ростков;

— воспитание художественного вкуса;

— приобретение культурно-познавательной, коммуника­тивной и социально-эстетической компетентности;

— формирование умений и навыков художественного са­мообразования.

Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информацион­ные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.

При изучении отдельных тем программы большое значе­ние имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, техно­логии, информатики. Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оце­нивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искус­ства; применять художественно-выразительные средства раз­ных искусств в своем творчестве.

Примерный художественный материал, рекомендован­ный программой, предполагает его вариативное использова­ние в учебно-воспитательном процессе, дает возможность ак­туализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих эта­пах обучения по предметам художественно-эстетического цикла.

На конкретных художественных произведениях (музыкаль­ных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и спе­цифика каждого из них.

Результаты освоения программы «Искусство»

Изучение искусства и организация учебной, художествен­но-творческой деятельности в процессе обучения обеспечива­ет личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоциональ­но-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные, художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развиваются воображе­ние, образное и ассоциативное мышление, стремление прини­мать участие в социально значимой деятельности, в художест­венных проектах школы, культурных событиях региона и др.

В результате освоения содержания курса происходит гар­монизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представле­ние о мире, развивается образное восприятие и через эстети­ческое переживание и освоение способов творческого само­выражения осуществляется познание и самопознание.

Предметными результатами занятий по программе «Ис­кусство» являются:

  • освоение/присвоение художественных произведений как духовного опыта поколений; понимание значимости ис­кусства, его места и роли в жизни человека; уважение куль­туры другого народа;

  • знание основных закономерностей искусства; усвоение специфики художественного образа, особенностей средств ху­дожественной выразительности, языка разных видов искусства;

  • устойчивый интерес к различным видам учебно-твор­ческой деятельности, художественным традициям своего на­рода и достижениям мировой культуры.

Выпускники основной школы научатся:

• воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искус­ства;

• понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, пред­ставленных в произведениях искусства, делать выводы и умо­заключения;

• описывать явления музыкальной, художественной куль­туры, используя для этого соответствующую терминологию;

• структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и на­выки в каком-либо виде художественной деятельности; ре­шать творческие проблемы.

Метапредметными результатами изучения искусства яв­ляются освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:

  • сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры;

  • работа с разными источниками информации, стремле­ние к самостоятельному общению с искусством и художест­венному самообразованию;

  • культурно-познавательная, коммуникативная и соци­ально-эстетическая компетентности.

Отличительные особенности программы

Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени».

Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.

Межпредметные связи.

В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства и их взаимодействие с художественными образами других искусств: литературы - прозы и поэзии, изобразительного искусства - живописи и скульптуры, архитектуры и графики, книжных иллюстраций и др., театра – оперы и балета, оперетты и мюзикла, рок - оперы, а так же кино.

Виды организации учебной деятельности:

- самостоятельная работа

- творческая работа

Основные виды контроля при организации контроля работы:

- вводный

- текущий

- итоговый

- индивидуальный

- письменный

- контроль учителя

Формы контроля:

- наблюдение

- самостоятельная работа

- проект



Требования к уровню подготовки учащихся

Выпускники научатся:

• ориентироваться в культурном многообразии окружаю­щей действительности, наблюдать за разнообразными явлени­ями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельнос­ти, различать истинные и ложные ценности;

• организовывать свою творческую деятельность, опреде­лять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы их достижения;

• мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;

• воспринимать эстетические ценности, высказывать мне­ние о достоинствах произведений высокого и массового ис­кусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.

Личностными результатами изучения искусства являются:

  • развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни;

  • реализация творческого потенциала в процессе коллек­тивной (или индивидуальной) художественно-эстетической деятельности при воплощении (создании) художественных об­разов;

  • оценка и самооценка художественно-творческих воз­можностей; умение вести диалог, аргументировать свою по­зицию.

Выпускники научатся:

• аккумулировать, создавать и транслировать ценности ис­кусства и культуры (обогащая свой личный опыт эмоциями и переживаниями, связанными с восприятием, исполнением произведений искусства); чувствовать и понимать свою со­причастность окружающему миру;

• использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном выполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих це­лей; проявлять толерантность в совместной деятельности;

• участвовать в художественной жизни класса, школы, го­рода и др.; анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с поставленной за­дачей.



Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Освоение содержания основного общего образования по предмету «Искусство» способствует:

- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;

- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;

- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;

- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;

- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;

- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;

- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.

Опыт творческой деятельности, приобретаемый на занятиях, способствует:

- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;

- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;

- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.









Воздействующая сила искусства.

3


1 .

Языческая культура дохристианской эпохи. Духовная музыка. Музыкальная классика и массовые жанры.

1


2.

Песни военных лет и песни на военную тему. Музыка к кинофильмам .

1


3.

Современная эстрадная оте­чественная и зарубежная музыка. Песни и рок-музыка. Компенсаторная функция джаза .

1

Искусство предвосхищает будущее.

2


4.

Сочинения С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Шнитке и др. Музыкальные инструменты (терменвокс, волны Мартено, синтезатор)..


1


5.

Цветомузыка, компьютерная музыка, лазерные шоу. Авангардная музыка: додекафония, серийная, конкрет­ная музыка, алеаторика.Рок-музыка. Художественное мышление в авангарде науки. Художник и ученый.

1

Дар созидания. Практическая функция.

2


6.

Музыка в окружающей жизни, быту. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др.

1


7.

Музыка в звуковом и немом кино. Музыка в театре, на телевидении, в кино .

1

Искусство и открытие мира для себя.

2


8.

Миниатюры, произведения крупной формы. Во­кально-хоровая, инструментально-симфоническая, сценическая музыка различных стилей и направлений.

1


9.

Искусство в жизни выдающихся деятелей науки и куль­туры (А. Бородин, М. Чюрленис, С. Рихтер, В. Наумов, С. Юдин, А. Эйнштейн и др.).


1

Всего:


9

Итого


9

Тематическое планирование

Содержание учебного курса

«Искусство 9 класс».

Раздел 1. Воздействующая сила искусства - 9 часов.

Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств.

Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека.

Примерный 'художественный материал:

Знакомство с произведениями разных видов искусства, их оценка с позиции позитивных и/или негативных влияний на чувства и сознание человека (внушающая сила, воздействие на эмоции, манипуляция сознанием, поднятие духа и т. п.).Протест против идеологии социального строя в авторской песне, рок-музыке.

Изобразительное искусство. Наскальная живопись, язы­ческие идолы, амулеты. Храмовый синтез искусств. Триум­фальные арки, монументальная скульптура, архитектура и др. Искусство Великой Отечественной войны (живопись А. Дейнеки, П. Корина и др., плакаты И. Тоидзе и др.). Рек­лама (рекламные плакаты, листовки, клипы), настенная жи­вопись (панно, мозаики, граффити).

Музыка. Языческая культура дохристианской эпохи (риту­альные действа, народные обряды, посвященные основным ве­хам жизни человека). Духовная музыка «Литургия», «Всенощное бдение», «Месса» и др.). Музыкальная классика и массовые жанры (Л. Бетховен, П. Чайковский, А. Скрябин, С. Прокофь­ев, массовые песни). Песни военных лет и песни на военную тему. Музыка к кинофильмам (И. Дунаевский, Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Рыбников и др.). Современная эстрадная оте­чественная и зарубежная музыка. Песни и рок-музыка (В. Вы­соцкий, Б. Окуджава, А. Градский, А. Макаревич, В. Цой и др., современные рок-группы). Компенсаторная функция джаза (Дж. Гершвин, Д. Эллингтон, Э. Фицджеральд, Л. Утесов, А. Цфасман, Л. Чижик, А. Козлов и др.).

Литература. Произведения поэтов и писателей XIXXXI вв. Поэзия В. Маяковского. Стихи поэтов-фронтовиков, поэтов-песенников.

Экранные искусства, театр. Рекламные видеоклипы. Кинофильмы 40—50-х гг. XX в. Экранизация опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).

  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Показ возможностей манипуляции сознанием человека средствами плаката, рекламной листовки, видеоклипа и др., в которых одно и то же явление представлено в позитивном или негативном виде.

Создание эскиза для граффити, сценария клипа, раскад­ровки мультфильма рекламно-внушающего характера.

Подбор и анализ различных художественных произведе­ний, использовавшихся в разные годы для внушения народу определенных чувств и мыслей.

Создание художественного замысла и воплощение эмоци­онально-образного содержания музыки сценическими сред­ствами.

Раздел 2. Искусство предвосхищает будущее - 7 часов.

Порождающая энергия искусства – пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Предсказания в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предвидение сложных коллизий 20-21 веков в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве.

Примерный художественный материал:

Постижение художественных образов различных видов ис­кусства, освоение их

художественного языка. Оценка этих произведений с позиции предвосхищения будущего, реаль­ности и вымысла.

Изобразительное искусство. «Купание красного коня» К. Петрова-Водкина, «Большевик» Б. Кустодиева, «Рождение новой планеты» К. Юона, «Черный квадрат» К. Малевича,

93 «Герника» П. Пикассо и др. (по выбору учителя). Произведе­ния Р. Делоне, У. Боччони, Д. Балла, Д. Северини и др. Живопись символистов (У. Блэйк, К. Фридрих и др.).

Музыка. Сочинения С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Шнитке и др. Музыкальные инструменты (терменвокс, волны Мартено, синтезатор). Цветомузыка, компьютерная музыка, лазерные шоу (Н. Римский-Корсаков, А. Скрябин, Артемьев, Э. Денисов, А. Рыбников, В. Галлеев, Ж.-М. Жарр и др.). Авангардная музыка: додекафония, серийная, конкрет­ная музыка, алеаторика (А. Шенберг, К. Штокхаузен, Айвз и др.). Рок-музыка.

Литература. Произведения Р. Брэдбери, братьев Стру­гацких, А. Беляева, И. Ефремова и др. (по выбору учителя).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Воспоми­нания о будущем» X. Райнла, «Гарри Поттер» К. Коламбуса, «Пятый элемент» Л. Бессона, «Солярис» А. Тарковского, «Ка­питан Немо» В. Левина и др. (по выбору учителя).

Художественно-творческая деятельность учащихся:

Анализ явлений современного искусства (изобразительно­го, музыкального, литературы, кино, театра) с целью выявле­ния скрытого пророчества будущего в произведениях совре­менного искусства и обоснование своего мнения.

Составление своего прогноза будущего средствами любого вида искусства.

Создание компьютерного монтажа фрагментов музыкальных произведений (звукосочетаний) на тему «Музыка космоса».

Раздел 3. Дар созидания. Практическая функция - 11 часов.

Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура: планировка и строительство городов. Специфика изображений в полиграфии. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Эстетизация быта. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении. Музыка в кино. Монтажность, «клиповость» современного художественного мышления. Массовые и общедоступные искусства.

Примерный художественный материал:

Изучение особенностей художественных образов различ­ных искусств, их оценка с позиций эстетических и практи­ческих функций. Знакомство с формированием окружающей среды архитектурой, монументальной скульптурой, декоратив­но-прикладным искусством в разные эпохи.

Изобразительное искусство. Здания и архитектурные ансамбли, формирующие вид города или площади (Акрополь в Афинах, Соборная площадь Московского Кремля, панора­ма Петропавловской крепости и Адмиралтейства в Петербур­ге и др.), монументальная скульптура («Гаттамелата» Донател­ло, «Медный всадник» Э. Фальконе и др.); предметы мебели, посуды и др. Дизайн современной среды (интерьер, ланд­шафтный дизайн).

Музыка. Музыка в окружающей жизни, быту. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др. Музыка в звуковом и немом кино. Музыка в театре, на телевидении, в кино (на материале знакомых учащимся клас­сических музыкальных произведений — по выбору учителя).

Литература. Произведения русских и зарубежных писа­телей (А. Пушкин, Н. Гоголь, М. Салтыков-Щедрин, Н. Лес­ков, Л. Толстой, А. Чехов, С. Есенин и др.; У. Шекспир, Дж. Свифт, В. Скотт, Ж.-Б. Мольер и др.) (из программы по литературе — по выбору учителя).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Доживем до понедельника» С. Ростоцкого, «Мы из джаза» К. Шахна­зарова, «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» В. Плучека и М. Микаэляна, «Шербургские зонтики» Ж. Де-ми, «Человек дождя» Б. Левинсона, «Мулен Руж» Б. Лурмэна и др. (по выбору учителя).

Художественно-творческая деятельность учащихся:

Выполнение проекта (рисунок, чертеж, макет, описание) какого-либо предмета бытового предназначения. Проектиро­вание детской игровой площадки; изготовление эскиза-про­екта ландшафтного дизайна фрагмента сквера, парка или ди­зайна интерьера школьной рекреации, столовой.

Оформление пригласительного билета, поздравительной открытки, эскиза одежды с использованием средств компью­терной графики.

Создание эскиза панно, витража или чеканки для украше­ния фасада или интерьера здания. Украшение или изготовле­ние эскиза украшения (художественная роспись, резьба, леп­ка) предмета быта.

Разработка и проведение конкурса «Музыкальные паро­дии». Разработка эскизов костюмов и декораций к школьно­му музыкальному спектаклю. Составление программы кон­церта (серьезной и легкой музыки), конкурса, фестиваля ис­кусств, их художественное оформление.

Проведение исследования на тему «Влияние классичес­кой популярной музыки на состояние домашних растений и животных».

Раздел 4. Искусство и открытие мира для себя - 8 часов.

Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства. Творческое воображение на службе науки и искусства - новый взгляд на старые проблемы. Искусство в жизни выдающихся людей. Информационное богатство искусства.

Специфика восприятия временных и пространственных искусств. Исследовательский проект.

Примерный художественный материал:

Изучение разнообразных взглядов на роль искусства и творческой деятельности в процессе знакомства с произведе­ниями различных видов искусства.

Изобразительное искусство. Примеры симметрии и асимметрии в искусстве и науке. Примеры понимания красо­ты в искусстве и науке: общее и особенное. Геометрические построения в искусстве (примеры золотого сечения в разных видах искусства). Изображение различных представлений о си­стеме мира в графике. Декоративные композиции М. Эшера.

Музыка. Миниатюры, произведения крупной формы. Во­кально-хоровая, инструментально-симфоническая, сценическая музыка различных стилей и направлений (по выбору учителя). Искусство в жизни выдающихся деятелей науки и куль­туры (А. Бородин, М. Чюрленис, С. Рихтер, В. Наумов, С. Юдин, А. Эйнштейн и др.).

Литература. Известные поэты и писатели о предназна­чении творчества (У. Шекспир, А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь, С. Есенин, И. Бунин, И. Шмелев — из програм­мы по литературе по выбору учителя).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Гамлет» Г. Козинцева, «Баллада о солдате» Г. Чухрая, «Обыкновенное чудо», «Юнона и Авось» М. Захарова, «Небеса обетованные» Э. Рязанова, «Странствия Одиссея» А. Михалкова-Кончаловского, «Вестсайдская история» Д. Роббинса и Р. Уайза, «Страсти Христовы» М. Гибсона, «Призрак оперы» Д. Шума­хера и др. (по выбору учителя).

  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Исследовательский проект «Пушкин — наше все» — во­площение образа поэта и образов его литературных произве­дений средствами разных видов искусства. Создание компь­ютерной презентации, театрализованных постановок, видео- и фотокомпозиций, участие в виртуальных и реальных путеше­ствиях по пушкинским местам, проведение конкурсов чтецов, музыкантов и др.







































Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Пригорская средняя общеобразовательная школа»



«Рассмотрено» « Согласовано» «Утверждено»

Рук-тель ШМО: Зам.директора по УВР: Директор школы:

______ (Н. М. Бельская) ______ ___________________ ______ (В. П. Понизовцев)









Календарно-тематическое планирование

по русскому языку в 8 классе

учителя 1 категории

Соркиной Татьяны Ивановны







Рассмотрено на методическом совете Пригорской СОШ

Протокол № ___ от ____________________ 20___ г.



Утверждено на педагогическом совете Пригорской СОШ

Протокол № ___ от ____________________ 20___ г.



2012 – 2013 учебный год



Учебное и учебно-методическое обеспечение

по русскому языку

  1. Русский язык: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Т.А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2008.

  2. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 8 классе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2006

  3. Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 8 класс. – М.: ВАКО, 2007.

  4. Тесты к школьному учебнику: Русский язык. 8 класс: Справочное пособие. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2006





































«Пригорская средняя общеобразовательная школа»







«Рассмотрено» « Согласовано» «Утверждено»

Рук-тель ШМО: Зам.директора по УВР: Директор школы:

______ (Н. М. Бельская) ______ ___________________ ______ (В. П. Понизовцев)





Календарно-тематическое планирование

по литературе в 8 классе

(домашнее обучение)

на 2013 – 2014 учебный год





Составлено на основе Рабочей программы по литературе для 8 класса (домашнее обучение), утверждённой на заседании педагогического совета МБОУ «Пригорская СОШ»

Протокол № 1 от 31.08.2012 г.

Количество часов по программе: 17

Количество часов по планированию: 17







Учитель: _______(Аблогина С.Л.

урока

Наименование разделов и тем

Дата проведения

1

Введение. Русская литература и история. Историзм творчества классиков русской литературы.



Раздел 1. Устное народное творчество – 1 ч

2

В мире русской народной песни (лирические и исторические песни). Частушка как малый песенный жанр. Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком»



Раздел 2. Из древнерусской литературы – 1 ч

3

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского»(фрагменты). Художественные особенности жития.



Раздел 3. Из литературы XVIII века – 1 ч

4

Д. И. Фонвизин. Слово о писателе. Создание комедии «Недоросль». Сатирическая направленность комедии. Понятие о классицизме.



Раздел 4. Из литературы XIX века – 8 ч

5

А.С. Пушкин. Слово о поэте.  Стихотворения «Туча», «К**» («Я помню чудное мгновенье»), «19 октября». Их основные темы и мотивы.



6

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы.



7

Гринёв: жизненный путь героя. Гринёв и Швабрин. Гринёв и Савельич. Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина



8

Пугачёв и народное восстание в романе и историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке. Р/р.Гуманизм и историзм А.С.Пушкина в романе «Капитанская дочка». Подготовка к домашнему сочинению по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»



9

 М.Ю. Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой. развитие представлений о жанре романтической поэмы. Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме. Анализ эпизода из поэмы «Мцыри».



10

«Ревизор» - комедия «со злостью и солью». История создания комедии и её первой постановки. «Ревизор» в оценке современников. Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приёмы сатирического изображения чиновников. Развитие представлений о комедии, сатире, юморе.



11

Хлестаков. Понятие о «миражной интриге».   Хлестаковщина как нравственное явление.



12

Л.Н. Толстой. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала».Образ рассказчика. Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Психологизм рассказа.



Раздел 5. Из литературы ХХ века – 3 ч

13

А. Т. Твардовский. Слово о поэте.  Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Василий Тёркин- защитник родной страны. Новаторский характер образа Тёркина. Правда о войне в поэме Твардовского



14

Р.р.Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. М.Исаковский, Б.Окуджава и др. Домашнее сочинение «Великая Отечественная война в литературе XX века».



15

В.П.Астафьев. Слово о писателе. Проблемы  рассказа  «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе.



Раздел 6. Зарубежная литература – 2 ч

16

У. Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Семейная  вражда и любовь героев. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.



17

Ж.-Б.- Мольер «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Черты классицизма в комедии.




Итого:




















































Пояснительная записка.

Рабочая программа по литературе в 8 классе( домашнее обучение) составлена на основе:

- государственного стандарта основного общего образования по литературе 2004 года,
- примерной программы (основного) общего образования по литературе, программы по литературе к учебнику для 8 класса (Литература.8 класс.Учебник-хрестоматия для общеобразоват. Учреждений в 2 ч./авт-сост. В.Я. Коровина.- М.: Просвещение, 2010 г)

- в соответствии с Учебным планом МБОУ «Пригорская СОШ» (домашнее обучение)на 2013 – 2014 учебный год.

Данная программа является рабочей программой по предмету «Литература» в 8 классе базового уровня.

На изучение курса отводится 17 часов (0,5 часа в неделю).

Рабочая учебная программа по литературе (домашнее обучение) составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования, на основе Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5 – 9 классы (Базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной. – М.: «Просвещение», 2010 г. и в соответствии с учебным планом Пригорской СОШ (домашнее обучение).

УМК: Литература. 8 класс. Учеб.- хрестоматия для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. / авт.-сост. В. Я. Коровина. – М.: Просвещение, 2010.



На изучение курса отводится 17 часов из расчета 0,5 часа в неделю.

Учитывая сокращение количества часов на изучение данного курса, многие темы уплотнены, другие изучаются обзорно, ряд произведений вынесены для самостоятельного чтения, а именно:

  • «Шемякин суд»

  • И.А. Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя» и  «Обоз»;

  • К.Ф. Рылеев. Дума «Смерть Ермака»;

  • А.С. Пушкин. «Истории Пугачёва», «Пиковая дама»;

  • Н. В. Гоголь. Повесть «Шинель»;

  • М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города» (отрывок);

  • Н.С. Лесков «Старый гений»;

  • Л.Н. Толстой «Отрочество»;.

  • Поэзия родной природы в творчестве  А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.А. Фета, А.Н. Майкова, Ф.И. Тютчева;

  • А. П.Чехов. Рассказ «О любви»;

  • И.А.  Бунин «Кавказ»;

  • А. И. Куприн «Куст сирени»;

  • С.А. Есенин «Пугачёв»

  • И.С.Шмелёв «Как я стал писателем»;

  • Тэффи. «Жизнь и воротник»;

  • М. М. Зощенко. «История болезни»;

  • М.А.Осоргин «Пенсне»;

  • А.П.Платонов «Возвращение»;

  • У. Шекспир Сонеты У. Шекспира;

  • Ж.-Б.- Мольер «Мещанин во дворянстве» (сцены);

  • Дж.Свифт «Путешествие Гулливера»;

  • В.Скотт. «Айвенго»



Назначение программы:

  • приобщить учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы

  • сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова;

  • освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

  • воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

  • использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.



Содержательные линии предмета:

Программа курса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное к природе и человеку и т.д)

В 8 классе рассматривается одна из ведущих проблем: взаимосвязь литературы и истории.

Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.



Цели обучения литературе:

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного



Задачи организации учебной деятельности



  • познавательные: обогащение духовно- нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;

  • практические: формирование грамотного читателя; умение отличать художественный текст от других типов текстов, целостное восприятие и понимание литературного произведения;

  • эстетические: становление нравственной, духовно свободной личности. 

  • развитие способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя



Специфика предмета:

Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.



















График проведения уроков развития речи



п/п

Тематика

Кол-во часов

Сроки проведения

1.

Р/р.Гуманизм и историзм А.С.Пушкина в романе «Капитанская дочка». Подготовка к домашнему сочинению по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

1


2.

Р.р.Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. М.Исаковский, Б.Окуджава и др. Домашнее сочинение «Великая Отечественная война в литературе XX века».

1


































Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

Ученик должен знать:

базовые теоретико-литературные понятия;

содержание программных произведений;

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19 века, 20 века.

Ученик должен понимать:

закономерности происхождения литературы;

жанровые особенности произведений;

Ученик должен уметь:

-владеть умениями выразительного чтения;

-воспринимать и анализировать художественный текст;

-выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план

прочитанного;

-определять род и жанр литературного произведения;

-выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

-давать характеристику героев;

-характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

-сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

-выявлять авторскую позицию;

-выражать свое отношение к прочитанному;

-выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные

наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

-владеть различными видами пересказа;

-строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

-участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку

 зрения и аргументировано отстаивать свою;

-писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинениях

 (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

-видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;

-видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения;

-самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;

-грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;

-выполнять элементарные исследовательские работы.

Владеть компетенциями: познавательной, рефлексивной, коммуникативной, ценностно-ориентационной .

   Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

-создание связного текста (устного или письменного) на необходимую тему с

учетом норм русского литературного языка;

-определять свой круг чтения и давать оценку литературным произведениям.

























Учебно-тематический план.



Содержание

Кол-во часов

Введение.

1

Устное народное творчество.

1

Из древнерусской литературы.

1

Из русской литературы XVIII века

1

Из русской литературы XIX века.

8

Из русской литературы XX века.

3

Зарубежная литература.

2

ИТОГО

17



Раздел 3. Содержание тем учебного курса.



Введение (1 ч)

Литература и история.

Устное народное творчество (1 ч)

Исторические и лирические народные песни. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Частушки, предания.

Из древнерусской литературы (1 ч)

Житийная литература как особый жанр. «Повесть о житии и о храбости благородного и великого князя Александра Невского».

Из литературы XVIII века (1 ч)

Денис Иванович Фонвизин « Недоросль» ( сцены). Сатирическая направленность комедии.

Из литературы XIX века (8ч)

А. С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворения « Тучи», « К**», «19 октября». Их основные темы и мотивы.

«Капитанская дочка». Ис­торическая основа повести. Жанровое своеобразие. Особенности композиции. Гринев, его роль в произведении, формирование его характера и взглядов. Пугачев и народ в повести. Отношение автора и рассказчика к Пугачеву и к народному восстанию. Утверждение автором нравственных идеалов гуманности, чести и долга. Сред­ства характеристики героев повести. Смысл названия повести. Роль эпиграфов.

М.Ю. Лермонтов

«Мцыри». Идейное содержание поэмы.

Н.В. Гоголь

«Ревизор». История создания комедии. Приемы сатирического изображения. Мастерство композиции и речевых характеристик. Хлестаков и хлестаковщина. Значение авторских ремарок. Особен­ности композиционной структуры. «Ревизор» в театре и в кино.

Л.Н. Толстой

«После бала». История создания. Художественное своеобразие. Контраст как основной художественный прием рассказа. Социально-нравственные проблемы. Моральная ответственность человека за происходящее.

Из литературы XX века (3 ч)

А.Т. Твардовский

«Василий Теркин». Герой и автор поэмы.

В.П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет».

Лирика русских поэтов о родине, родной природе.

Из зарубежной литературы (2 ч)

У. Шекспир

«Ромео и Джульетта». Проблемы трагедии.

Ж.-Б.- Мольер. « Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и любовь героев.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!