Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Пригорская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель ШМО: Зам.директора по УВР: Директор школы:
_____ (Сергеева Г.В..) _______ ___________________ ________ (Понизовцев В. П.)
Протокол № ____ « _____» _______ 201___ г. Приказ № ______________
от « ___» ____ 201 __ г от « ___» ____ 201 __ г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Искусство»
8-9 КЛАСС
(домашнее обучение)
учителя первой категории
Аблогиной Светланы Леонидовны
Рассмотрено на методическом совете МБОУ «Пригорская СОШ»
Протокол № ___ от ____________________ 20___ г.
Утверждено на педагогическом совете МБОУ «Пригорская СОШ»
Протокол № ___ от ____________________ 20___ г.
2013 – 2014 учебный год
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Пригорская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» « Согласовано» «Утверждено»
Рук-тель ШМО: Зам.директора по УВР: Директор школы:
______ (Сергеева Г.В.) ______ ___________________ ______ (В. П. Понизовцев)
Календарно-тематическое планирование
по «Искусству»в 9 классе
(домашнее обучение)
учителя 1 категории
Аблогиной Светланы Леонидовны
Рассмотрено на методическом совете МБОУ «Пригорская СОШ»
Протокол № ___ от ____________________ 20___ г.
Утверждено на педагогическом совете МБОУ «Пригорская СОШ»
Протокол № ___ от ____________________ 20___ г.
2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по искусствув 9 классе( домашнее обучение) составлена на основе:
- государственного стандарта основного общего образования по русскому языку 2004 года,
-примерной учебной программы основного образования, утверждённой Министерством образования РФ, в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и рассчитана на 2 года обучения. Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» Москва, Просвещение, 2010 год.
- в соответствии с Учебным планом МБОУ «Пригорская СОШ» (домашнее обучение)на 2013 – 2014 учебный год.
УМК: Учебник «Искусство 8-9 класс» М., Просвещение, 2009 г., (электронная версия)
Данная программа является рабочей программой по предмету «Искусство» в 9 классе базового уровня.
Данная программа разработана в соответствии учебным планом образовательного учреждения в рамках интегрированного учебного предмета «Искусство для 8-9 классов». Подача учебного материала предоставляется учителю музыки и изобразительного искусства по темам согласно тематическому плану.
На изучение курса отводится час ( часа в неделю).
Структура документа
Рабочая программа по искусству представляет собой целостный документ, включающий пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; тематическое планирование; содержание тем курса; календарно-тематическое планирование; контрольно-измерительные материалы; перечень учебно-методического обеспечения. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства.
С учётом уменьшения количества часов (до ч) было проведено уплотнение материала, сокращение тем.
Сокращение осуществлено за счет уменьшения часов, отведенных на усвоение теоретических сведений, а также за счет слияния тем.
Рабочей программой предусмотрены различные виды обучающих и контрольных работ: контрольная работа, проект.
Общая характеристика учебного предмета
Создание этой программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации.
Программа состоит из девяти разделов, последовательно раскрывающих эти взаимосвязи. Методологической основой программы являются современные концепции в области эстетики (Ю. Б. Борев, Н. И. Киященко, Л. Н. Столович, Б. А. Эренгросс и др.), культурологии (А И. Арнольдов, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, А. Ф. Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л. С. Выготский, Д. К. Кирнарская, А. А. Мелик-Пашаев, В. Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн и др.), развивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская, Б. П. Юсов и др.).
Содержание программы дает возможность реализовать основные
цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:
— развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;
— воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;
— формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
— приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;
— овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.
Цель программы — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Задачи реализации данного курса:
— актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
— культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
— формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
— углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
— воспитание художественного вкуса;
— приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
— формирование умений и навыков художественного самообразования.
Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.
При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики. Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; применять художественно-выразительные средства разных искусств в своем творчестве.
Примерный художественный материал, рекомендованный программой, предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения по предметам художественно-эстетического цикла.
На конкретных художественных произведениях (музыкальных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них.
Результаты освоения программы «Искусство»
Изучение искусства и организация учебной, художественно-творческой деятельности в процессе обучения обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные, художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развиваются воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.
В результате освоения содержания курса происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Предметными результатами занятий по программе «Искусство» являются:
освоение/присвоение художественных произведений как духовного опыта поколений; понимание значимости искусства, его места и роли в жизни человека; уважение культуры другого народа;
знание основных закономерностей искусства; усвоение специфики художественного образа, особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов искусства;
устойчивый интерес к различным видам учебно-творческой деятельности, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.
Выпускники основной школы научатся:
• воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искусства;
• понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать выводы и умозаключения;
• описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;
• структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и навыки в каком-либо виде художественной деятельности; решать творческие проблемы.
Метапредметными результатами изучения искусства являются освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:
сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры;
работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентности.
Отличительные особенности программы
Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени».
Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.
Межпредметные связи.
В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства и их взаимодействие с художественными образами других искусств: литературы - прозы и поэзии, изобразительного искусства - живописи и скульптуры, архитектуры и графики, книжных иллюстраций и др., театра – оперы и балета, оперетты и мюзикла, рок - оперы, а так же кино.
Виды организации учебной деятельности:
- самостоятельная работа
- творческая работа
Основные виды контроля при организации контроля работы:
- вводный
- текущий
- итоговый
- индивидуальный
- письменный
- контроль учителя
Формы контроля:
- наблюдение
- самостоятельная работа
- проект
Требования к уровню подготовки учащихся
Выпускники научатся:
• ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;
• организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы их достижения;
• мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;
• воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.
Личностными результатами изучения искусства являются:
развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни;
реализация творческого потенциала в процессе коллективной (или индивидуальной) художественно-эстетической деятельности при воплощении (создании) художественных образов;
оценка и самооценка художественно-творческих возможностей; умение вести диалог, аргументировать свою позицию.
Выпускники научатся:
• аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры (обогащая свой личный опыт эмоциями и переживаниями, связанными с восприятием, исполнением произведений искусства); чувствовать и понимать свою сопричастность окружающему миру;
• использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном выполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих целей; проявлять толерантность в совместной деятельности;
• участвовать в художественной жизни класса, школы, города и др.; анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с поставленной задачей.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Освоение содержания основного общего образования по предмету «Искусство» способствует:
- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;
- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;
- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;
- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;
- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;
- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;
- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.
Опыт творческой деятельности, приобретаемый на занятиях, способствует:
- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;
- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;
- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.
Воздействующая сила искусства. | 3 |
| 1 . | Языческая культура дохристианской эпохи. Духовная музыка. Музыкальная классика и массовые жанры. | 1 |
| 2. | Песни военных лет и песни на военную тему. Музыка к кинофильмам . | 1 |
| 3. | Современная эстрадная отечественная и зарубежная музыка. Песни и рок-музыка. Компенсаторная функция джаза . | 1 |
Искусство предвосхищает будущее. | 2 |
| 4. | Сочинения С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Шнитке и др. Музыкальные инструменты (терменвокс, волны Мартено, синтезатор).. | 1 |
| 5. | Цветомузыка, компьютерная музыка, лазерные шоу. Авангардная музыка: додекафония, серийная, конкретная музыка, алеаторика.Рок-музыка. Художественное мышление в авангарде науки. Художник и ученый. | 1 |
Дар созидания. Практическая функция. | 2 |
| 6. | Музыка в окружающей жизни, быту. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др. | 1 |
| 7. | Музыка в звуковом и немом кино. Музыка в театре, на телевидении, в кино . | 1 |
Искусство и открытие мира для себя. | 2 |
| 8. | Миниатюры, произведения крупной формы. Вокально-хоровая, инструментально-симфоническая, сценическая музыка различных стилей и направлений. | 1 |
| 9. | Искусство в жизни выдающихся деятелей науки и культуры (А. Бородин, М. Чюрленис, С. Рихтер, В. Наумов, С. Юдин, А. Эйнштейн и др.). | 1 |
Всего: | | 9 |
Итого | | 9 |
Тематическое планирование
Содержание учебного курса
«Искусство 9 класс».
Раздел 1. Воздействующая сила искусства - 9 часов.
Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств.
Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека.
Примерный 'художественный материал:
Знакомство с произведениями разных видов искусства, их оценка с позиции позитивных и/или негативных влияний на чувства и сознание человека (внушающая сила, воздействие на эмоции, манипуляция сознанием, поднятие духа и т. п.).Протест против идеологии социального строя в авторской песне, рок-музыке.
Изобразительное искусство. Наскальная живопись, языческие идолы, амулеты. Храмовый синтез искусств. Триумфальные арки, монументальная скульптура, архитектура и др. Искусство Великой Отечественной войны (живопись А. Дейнеки, П. Корина и др., плакаты И. Тоидзе и др.). Реклама (рекламные плакаты, листовки, клипы), настенная живопись (панно, мозаики, граффити).
Музыка. Языческая культура дохристианской эпохи (ритуальные действа, народные обряды, посвященные основным вехам жизни человека). Духовная музыка «Литургия», «Всенощное бдение», «Месса» и др.). Музыкальная классика и массовые жанры (Л. Бетховен, П. Чайковский, А. Скрябин, С. Прокофьев, массовые песни). Песни военных лет и песни на военную тему. Музыка к кинофильмам (И. Дунаевский, Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Рыбников и др.). Современная эстрадная отечественная и зарубежная музыка. Песни и рок-музыка (В. Высоцкий, Б. Окуджава, А. Градский, А. Макаревич, В. Цой и др., современные рок-группы). Компенсаторная функция джаза (Дж. Гершвин, Д. Эллингтон, Э. Фицджеральд, Л. Утесов, А. Цфасман, Л. Чижик, А. Козлов и др.).
Литература. Произведения поэтов и писателей XIX— XXI вв. Поэзия В. Маяковского. Стихи поэтов-фронтовиков, поэтов-песенников.
Экранные искусства, театр. Рекламные видеоклипы. Кинофильмы 40—50-х гг. XX в. Экранизация опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).
Показ возможностей манипуляции сознанием человека средствами плаката, рекламной листовки, видеоклипа и др., в которых одно и то же явление представлено в позитивном или негативном виде.
Создание эскиза для граффити, сценария клипа, раскадровки мультфильма рекламно-внушающего характера.
Подбор и анализ различных художественных произведений, использовавшихся в разные годы для внушения народу определенных чувств и мыслей.
Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами.
Раздел 2. Искусство предвосхищает будущее - 7 часов.
Порождающая энергия искусства – пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Предсказания в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предвидение сложных коллизий 20-21 веков в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве.
Примерный художественный материал:
Постижение художественных образов различных видов искусства, освоение их
художественного языка. Оценка этих произведений с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла.
Изобразительное искусство. «Купание красного коня» К. Петрова-Водкина, «Большевик» Б. Кустодиева, «Рождение новой планеты» К. Юона, «Черный квадрат» К. Малевича,
93 «Герника» П. Пикассо и др. (по выбору учителя). Произведения Р. Делоне, У. Боччони, Д. Балла, Д. Северини и др. Живопись символистов (У. Блэйк, К. Фридрих и др.).
Музыка. Сочинения С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Шнитке и др. Музыкальные инструменты (терменвокс, волны Мартено, синтезатор). Цветомузыка, компьютерная музыка, лазерные шоу (Н. Римский-Корсаков, А. Скрябин, Артемьев, Э. Денисов, А. Рыбников, В. Галлеев, Ж.-М. Жарр и др.). Авангардная музыка: додекафония, серийная, конкретная музыка, алеаторика (А. Шенберг, К. Штокхаузен, Айвз и др.). Рок-музыка.
Литература. Произведения Р. Брэдбери, братьев Стругацких, А. Беляева, И. Ефремова и др. (по выбору учителя).
Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Воспоминания о будущем» X. Райнла, «Гарри Поттер» К. Коламбуса, «Пятый элемент» Л. Бессона, «Солярис» А. Тарковского, «Капитан Немо» В. Левина и др. (по выбору учителя).
Художественно-творческая деятельность учащихся:
Анализ явлений современного искусства (изобразительного, музыкального, литературы, кино, театра) с целью выявления скрытого пророчества будущего в произведениях современного искусства и обоснование своего мнения.
Составление своего прогноза будущего средствами любого вида искусства.
Создание компьютерного монтажа фрагментов музыкальных произведений (звукосочетаний) на тему «Музыка космоса».
Раздел 3. Дар созидания. Практическая функция - 11 часов.
Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура: планировка и строительство городов. Специфика изображений в полиграфии. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Эстетизация быта. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении. Музыка в кино. Монтажность, «клиповость» современного художественного мышления. Массовые и общедоступные искусства.
Примерный художественный материал:
Изучение особенностей художественных образов различных искусств, их оценка с позиций эстетических и практических функций. Знакомство с формированием окружающей среды архитектурой, монументальной скульптурой, декоративно-прикладным искусством в разные эпохи.
Изобразительное искусство. Здания и архитектурные ансамбли, формирующие вид города или площади (Акрополь в Афинах, Соборная площадь Московского Кремля, панорама Петропавловской крепости и Адмиралтейства в Петербурге и др.), монументальная скульптура («Гаттамелата» Донателло, «Медный всадник» Э. Фальконе и др.); предметы мебели, посуды и др. Дизайн современной среды (интерьер, ландшафтный дизайн).
Музыка. Музыка в окружающей жизни, быту. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др. Музыка в звуковом и немом кино. Музыка в театре, на телевидении, в кино (на материале знакомых учащимся классических музыкальных произведений — по выбору учителя).
Литература. Произведения русских и зарубежных писателей (А. Пушкин, Н. Гоголь, М. Салтыков-Щедрин, Н. Лесков, Л. Толстой, А. Чехов, С. Есенин и др.; У. Шекспир, Дж. Свифт, В. Скотт, Ж.-Б. Мольер и др.) (из программы по литературе — по выбору учителя).
Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Доживем до понедельника» С. Ростоцкого, «Мы из джаза» К. Шахназарова, «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» В. Плучека и М. Микаэляна, «Шербургские зонтики» Ж. Де-ми, «Человек дождя» Б. Левинсона, «Мулен Руж» Б. Лурмэна и др. (по выбору учителя).
Художественно-творческая деятельность учащихся:
Выполнение проекта (рисунок, чертеж, макет, описание) какого-либо предмета бытового предназначения. Проектирование детской игровой площадки; изготовление эскиза-проекта ландшафтного дизайна фрагмента сквера, парка или дизайна интерьера школьной рекреации, столовой.
Оформление пригласительного билета, поздравительной открытки, эскиза одежды с использованием средств компьютерной графики.
Создание эскиза панно, витража или чеканки для украшения фасада или интерьера здания. Украшение или изготовление эскиза украшения (художественная роспись, резьба, лепка) предмета быта.
Разработка и проведение конкурса «Музыкальные пародии». Разработка эскизов костюмов и декораций к школьному музыкальному спектаклю. Составление программы концерта (серьезной и легкой музыки), конкурса, фестиваля искусств, их художественное оформление.
Проведение исследования на тему «Влияние классической популярной музыки на состояние домашних растений и животных».
Раздел 4. Искусство и открытие мира для себя - 8 часов.
Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства. Творческое воображение на службе науки и искусства - новый взгляд на старые проблемы. Искусство в жизни выдающихся людей. Информационное богатство искусства.
Специфика восприятия временных и пространственных искусств. Исследовательский проект.
Примерный художественный материал:
Изучение разнообразных взглядов на роль искусства и творческой деятельности в процессе знакомства с произведениями различных видов искусства.
Изобразительное искусство. Примеры симметрии и асимметрии в искусстве и науке. Примеры понимания красоты в искусстве и науке: общее и особенное. Геометрические построения в искусстве (примеры золотого сечения в разных видах искусства). Изображение различных представлений о системе мира в графике. Декоративные композиции М. Эшера.
Музыка. Миниатюры, произведения крупной формы. Вокально-хоровая, инструментально-симфоническая, сценическая музыка различных стилей и направлений (по выбору учителя). Искусство в жизни выдающихся деятелей науки и культуры (А. Бородин, М. Чюрленис, С. Рихтер, В. Наумов, С. Юдин, А. Эйнштейн и др.).
Литература. Известные поэты и писатели о предназначении творчества (У. Шекспир, А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь, С. Есенин, И. Бунин, И. Шмелев — из программы по литературе по выбору учителя).
Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Гамлет» Г. Козинцева, «Баллада о солдате» Г. Чухрая, «Обыкновенное чудо», «Юнона и Авось» М. Захарова, «Небеса обетованные» Э. Рязанова, «Странствия Одиссея» А. Михалкова-Кончаловского, «Вестсайдская история» Д. Роббинса и Р. Уайза, «Страсти Христовы» М. Гибсона, «Призрак оперы» Д. Шумахера и др. (по выбору учителя).
Исследовательский проект «Пушкин — наше все» — воплощение образа поэта и образов его литературных произведений средствами разных видов искусства. Создание компьютерной презентации, театрализованных постановок, видео- и фотокомпозиций, участие в виртуальных и реальных путешествиях по пушкинским местам, проведение конкурсов чтецов, музыкантов и др.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Пригорская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» « Согласовано» «Утверждено»
Рук-тель ШМО: Зам.директора по УВР: Директор школы:
______ (Н. М. Бельская) ______ ___________________ ______ (В. П. Понизовцев)
Календарно-тематическое планирование
по русскому языку в 8 классе
учителя 1 категории
Соркиной Татьяны Ивановны
Рассмотрено на методическом совете Пригорской СОШ
Протокол № ___ от ____________________ 20___ г.
Утверждено на педагогическом совете Пригорской СОШ
Протокол № ___ от ____________________ 20___ г.
2012 – 2013 учебный год
Учебное и учебно-методическое обеспечение
по русскому языку
Русский язык: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Т.А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2008.
Богданова Г. А. Уроки русского языка в 8 классе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2006
Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 8 класс. – М.: ВАКО, 2007.
Тесты к школьному учебнику: Русский язык. 8 класс: Справочное пособие. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2006
«Пригорская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» « Согласовано» «Утверждено»
Рук-тель ШМО: Зам.директора по УВР: Директор школы:
______ (Н. М. Бельская) ______ ___________________ ______ (В. П. Понизовцев)
Календарно-тематическое планирование
по литературе в 8 классе
(домашнее обучение)
на 2013 – 2014 учебный год
Составлено на основе Рабочей программы по литературе для 8 класса (домашнее обучение), утверждённой на заседании педагогического совета МБОУ «Пригорская СОШ»
Протокол № 1 от 31.08.2012 г.
Количество часов по программе: 17
Количество часов по планированию: 17
Учитель: _______(Аблогина С.Л.
№ урока | Наименование разделов и тем | Дата проведения |
1 | Введение. Русская литература и история. Историзм творчества классиков русской литературы. | | |
Раздел 1. Устное народное творчество – 1 ч |
2 | В мире русской народной песни (лирические и исторические песни). Частушка как малый песенный жанр. Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком» | | |
Раздел 2. Из древнерусской литературы – 1 ч |
3 | Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского»(фрагменты). Художественные особенности жития. | | |
Раздел 3. Из литературы XVIII века – 1 ч |
4 | Д. И. Фонвизин. Слово о писателе. Создание комедии «Недоросль». Сатирическая направленность комедии. Понятие о классицизме. | | |
Раздел 4. Из литературы XIX века – 8 ч |
5 | А.С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворения «Туча», «К**» («Я помню чудное мгновенье»), «19 октября». Их основные темы и мотивы. | | |
6 | А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы. | | |
7 | Гринёв: жизненный путь героя. Гринёв и Швабрин. Гринёв и Савельич. Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина | | |
8 | Пугачёв и народное восстание в романе и историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке. Р/р.Гуманизм и историзм А.С.Пушкина в романе «Капитанская дочка». Подготовка к домашнему сочинению по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка» | | |
9 | М.Ю. Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой. развитие представлений о жанре романтической поэмы. Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме. Анализ эпизода из поэмы «Мцыри». | | |
10 | «Ревизор» - комедия «со злостью и солью». История создания комедии и её первой постановки. «Ревизор» в оценке современников. Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приёмы сатирического изображения чиновников. Развитие представлений о комедии, сатире, юморе. | | |
11 | Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление. | | |
12 | Л.Н. Толстой. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала».Образ рассказчика. Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Психологизм рассказа. | | |
Раздел 5. Из литературы ХХ века – 3 ч |
13 | А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Василий Тёркин- защитник родной страны. Новаторский характер образа Тёркина. Правда о войне в поэме Твардовского | | |
14 | Р.р.Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. М.Исаковский, Б.Окуджава и др. Домашнее сочинение «Великая Отечественная война в литературе XX века». | | |
15 | В.П.Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе. | | |
Раздел 6. Зарубежная литература – 2 ч |
16 | У. Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира. | | |
17 | Ж.-Б.- Мольер «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Черты классицизма в комедии. | | |
| Итого: | | |
Пояснительная записка.
Рабочая программа по литературе в 8 классе( домашнее обучение) составлена на основе:
- государственного стандарта основного общего образования по литературе 2004 года,
- примерной программы (основного) общего образования по литературе, программы по литературе к учебнику для 8 класса (Литература.8 класс.Учебник-хрестоматия для общеобразоват. Учреждений в 2 ч./авт-сост. В.Я. Коровина.- М.: Просвещение, 2010 г)
- в соответствии с Учебным планом МБОУ «Пригорская СОШ» (домашнее обучение)на 2013 – 2014 учебный год.
Данная программа является рабочей программой по предмету «Литература» в 8 классе базового уровня.
На изучение курса отводится 17 часов (0,5 часа в неделю).
Рабочая учебная программа по литературе (домашнее обучение) составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования, на основе Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5 – 9 классы (Базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной. – М.: «Просвещение», 2010 г. и в соответствии с учебным планом Пригорской СОШ (домашнее обучение).
УМК: Литература. 8 класс. Учеб.- хрестоматия для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. / авт.-сост. В. Я. Коровина. – М.: Просвещение, 2010.
На изучение курса отводится 17 часов из расчета 0,5 часа в неделю.
Учитывая сокращение количества часов на изучение данного курса, многие темы уплотнены, другие изучаются обзорно, ряд произведений вынесены для самостоятельного чтения, а именно:
«Шемякин суд»
И.А. Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз»;
К.Ф. Рылеев. Дума «Смерть Ермака»;
А.С. Пушкин. «Истории Пугачёва», «Пиковая дама»;
Н. В. Гоголь. Повесть «Шинель»;
М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города» (отрывок);
Н.С. Лесков «Старый гений»;
Л.Н. Толстой «Отрочество»;.
Поэзия родной природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.А. Фета, А.Н. Майкова, Ф.И. Тютчева;
А. П.Чехов. Рассказ «О любви»;
И.А. Бунин «Кавказ»;
А. И. Куприн «Куст сирени»;
С.А. Есенин «Пугачёв»
И.С.Шмелёв «Как я стал писателем»;
Тэффи. «Жизнь и воротник»;
М. М. Зощенко. «История болезни»;
М.А.Осоргин «Пенсне»;
А.П.Платонов «Возвращение»;
У. Шекспир Сонеты У. Шекспира;
Ж.-Б.- Мольер «Мещанин во дворянстве» (сцены);
Дж.Свифт «Путешествие Гулливера»;
В.Скотт. «Айвенго»
Назначение программы:
приобщить учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы
сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова;
освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.
Содержательные линии предмета:
Программа курса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное к природе и человеку и т.д)
В 8 классе рассматривается одна из ведущих проблем: взаимосвязь литературы и истории.
Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.
Цели обучения литературе:
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного
Задачи организации учебной деятельности
познавательные: обогащение духовно- нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;
практические: формирование грамотного читателя; умение отличать художественный текст от других типов текстов, целостное восприятие и понимание литературного произведения;
эстетические: становление нравственной, духовно свободной личности.
развитие способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя
Специфика предмета:
Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
График проведения уроков развития речи
№ п/п | Тематика | Кол-во часов | Сроки проведения |
1. | Р/р.Гуманизм и историзм А.С.Пушкина в романе «Капитанская дочка». Подготовка к домашнему сочинению по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка» | 1 | |
2. | Р.р.Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. М.Исаковский, Б.Окуджава и др. Домашнее сочинение «Великая Отечественная война в литературе XX века». | 1 | |
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
Ученик должен знать:
базовые теоретико-литературные понятия;
содержание программных произведений;
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19 века, 20 века.
Ученик должен понимать:
закономерности происхождения литературы;
жанровые особенности произведений;
Ученик должен уметь:
-владеть умениями выразительного чтения;
-воспринимать и анализировать художественный текст;
-выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план
прочитанного;
-определять род и жанр литературного произведения;
-выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;
-давать характеристику героев;
-характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
-сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
-выявлять авторскую позицию;
-выражать свое отношение к прочитанному;
-выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные
наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
-владеть различными видами пересказа;
-строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
-участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку
зрения и аргументировано отстаивать свою;
-писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинениях
(сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
-видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;
-видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения;
-самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;
-грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;
-выполнять элементарные исследовательские работы.
Владеть компетенциями: познавательной, рефлексивной, коммуникативной, ценностно-ориентационной .
Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
-создание связного текста (устного или письменного) на необходимую тему с
учетом норм русского литературного языка;
-определять свой круг чтения и давать оценку литературным произведениям.
Учебно-тематический план.
Содержание | Кол-во часов |
Введение. | 1 |
Устное народное творчество. | 1 |
Из древнерусской литературы. | 1 |
Из русской литературы XVIII века | 1 |
Из русской литературы XIX века. | 8 |
Из русской литературы XX века. | 3 |
Зарубежная литература. | 2 |
ИТОГО | 17 |
Раздел 3. Содержание тем учебного курса.
Введение (1 ч)
Литература и история.
Устное народное творчество (1 ч)
Исторические и лирические народные песни. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Частушки, предания.
Из древнерусской литературы (1 ч)
Житийная литература как особый жанр. «Повесть о житии и о храбости благородного и великого князя Александра Невского».
Из литературы XVIII века (1 ч)
Денис Иванович Фонвизин « Недоросль» ( сцены). Сатирическая направленность комедии.
Из литературы XIX века (8ч)
А. С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворения « Тучи», « К**», «19 октября». Их основные темы и мотивы.
«Капитанская дочка». Историческая основа повести. Жанровое своеобразие. Особенности композиции. Гринев, его роль в произведении, формирование его характера и взглядов. Пугачев и народ в повести. Отношение автора и рассказчика к Пугачеву и к народному восстанию. Утверждение автором нравственных идеалов гуманности, чести и долга. Средства характеристики героев повести. Смысл названия повести. Роль эпиграфов.
М.Ю. Лермонтов
«Мцыри». Идейное содержание поэмы.
Н.В. Гоголь
«Ревизор». История создания комедии. Приемы сатирического изображения. Мастерство композиции и речевых характеристик. Хлестаков и хлестаковщина. Значение авторских ремарок. Особенности композиционной структуры. «Ревизор» в театре и в кино.
Л.Н. Толстой
«После бала». История создания. Художественное своеобразие. Контраст как основной художественный прием рассказа. Социально-нравственные проблемы. Моральная ответственность человека за происходящее.
Из литературы XX века (3 ч)
А.Т. Твардовский
«Василий Теркин». Герой и автор поэмы.
В.П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет».
Лирика русских поэтов о родине, родной природе.
Из зарубежной литературы (2 ч)
У. Шекспир
«Ромео и Джульетта». Проблемы трагедии.
Ж.-Б.- Мольер. « Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и любовь героев.