СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КТП по музыке по Школе Россия

Нажмите, чтобы узнать подробности

ктп по музыке 34ч

Просмотр содержимого документа
«КТП по музыке по Школе Россия»

п/п

Дата

Тема



Планируемые результаты

Примечание

План.

Факт.



Предметные

Метапредметные

Личностные

Россия- Родина моя (5 часов)

1



Мелодия – душа музыки.


Дать представление о музыкальном пейзаже.

Образы русской природы в музыке русских

композиторов.

Средства музыкальной выразительности.

Отличительные черты русской музыки. Понятия «симфония», «лирика», «лирический образ».

Соединение изобразительного и выразительного в музыке.

Определения «романса», «лирического образа», «романса без слов». Певческие голоса: сопрано, баритон. Понятие «пейзажная лирика», подбор иллюстраций, близких романсам, прослушанным на уроке.

Музыкальные особенности виватного (хвалебного) канта (песенность + маршевость, речевые интонации призывного возгласа, торжественный, праздничный, ликующий характер) и солдатской песни-марша.

Определение «песня-гимн», музыкальные особенности гимна. Определение «кантаты». 3-частная форма. Особенности колокольных звонов - набат (имитация звона в колокол).

Составные элементы оперы: ария, хоровая сцена, эпилог.


Коммуникативные:

Размышлять об отечественной музыке, её характере и средствах выразительности.

подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений.

Регулятивные:

Проявлять инициативу при исполнении песен.

Адекватно оценивать своё выступление и выступление одноклассников. Познавательные:

Расширять запас музыкальных впечатлений.

выполнять творческие задания из рабочей тетради.

закреплять основные термины и понятия.

Формировать чувство сопричастности к своей стране, гордости и патриотизма, осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.


2



Природа и музыка. Лирические образы русских романсов.

3



Жанр канта в русской музыке.

4



Кантата «Александр Невский».

5



Опера «Иван Сусанин».

День, полный событий (4 часа)

6



Образы утренней природы в музыке.


Мир ребёнка в музыкальных интонациях, музыкальные инструменты- фортепиано, его возможности.

Песенность, танцевальность, маршевость в передаче содержания

и эмоционального строя музыкальных сочинений.


Природа, детские игры и забавы в музыке.

Колыбельные песни.

Своеобразие музыкального языка.

Коммуникативные:

Формировать умение инсценировать песни и пьесы программного материала.

Формировать навыки творческого сотрудничества на уроке, передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы.

Регулятивные Проявлять инициативу при исполнении песен.

Адекватно оценивать своё выступление и выступление одноклассников.

Формировать умение управлять своей деятельности и контролировать поведение во время прослушивания и исполнения произведений.

Познавательные:

Различать особенности построения музыки, выполнять задания творческого характера.

Соотносить содержание и средства выразительности музыкальных образов.

Определять выразительные возможности музыкальных инструментов.


Формирование внутренней позиции школьника, умение принимать эмоциональное настроении произведения.

Формирование эстетических потребностей. Наличие мотивации к творческому труду.


7



Портрет в музыке.

«В каждой интонации спрятан человек».

8





Детские образы М.П. Мусоргского и П.И. Чайковского.



9




Образы вечерней природы в музыке.


О России петь - что стремиться в храм (4 часа)

10



Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся!


Жанр прелюдии, музыкальный инструмент клавесин. Певческий голос: дискант. Отличительные особенности песнопений западноевропейской и русской духовной музыки - эмоционально-образное родство и различие.

Специфика воплощения образа Богоматери в западноевропейской и русской духовной музыки.

Специфика воплощения образа Богоматери в современном искусстве.

Знакомство с традицией празднования Вербного воскресения. Музыкальные особенности жанра величания.

Воплощение в классической музыке традицией празднования Вербного воскресения.

Жанры величания и баллады в музыке и поэзии.

Историческая сказка о важных событиях истории России, традициях и обрядах народа, об отношении людей к родной природе.


Коммуникативные:

Передавать в песнопении характер народных духовных песнопений.

Исполнять народные песни на уроке и дома.

Интонационно осмысленно исполнять произведения разных жанров и стилей.

Формировать умение сотрудничать, работать в группе.

Регулятивные:

Формировать умение управлять своей деятельности и контролировать поведение во время прослушивания и исполнения произведений.

Формировать умение контролировать и корректировать свои действия на уроке.

Познавательные:

Сопоставлять и сравнивать средства выразительности музыки и живописи.

Учиться передавать с помощью пластики движений

разный характер колокольных звонов.

Понимать задания и выполнять творческие задания в рабочей тетради самостоятельно.


Формировать чувство сопричастности к своей стране, гордости и патриотизма.

осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.






11



Древнейшая песнь материнства.

Образ матери в музыке, поэзии, живописи.

12





Праздники православной церкви. Вербное воскресение.


13




Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир.

Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 часа)

14



Настрою гусли на старинный лад… (былины). Былина о Садко и Морском царе


Фольклор - народная мудрость, оркестр русских народных инструментов, вариации в русской народной музыке, традиции народного музицирования.

Обряды и праздники русского народа. Песня-игра, песня – диалог, песня- хоровод.


Коммуникативные:

Разыгрывать народные игровые песни, хороводы.

общаться и взаимодействовать

в процессе коллективного исполнения образов русского фольклора.

Создавать музыкальные композиции на основе народного музыкального фольклора.

Регулятивные:

Формировать умение управлять своей деятельности и контролировать поведение во время прослушивания и исполнения произведений.

Адекватно реагировать на замечания, объективно оценивать свои выступления и выступления одноклассников.

Познавательные:

Осуществлять опыты сочинения мелодий, подбирать простейший аккомпанемент к песням.

Выявлять особенности традиционных праздников.

Различать и узнавать народные песни разных жанров.


Формирование основ гражданской идентичности,

гордости за свою Родину,

уважительного отношения к культуре других народов. Принятие и освоение роли обучающегося, чувства сопричастности к истории своего народа.



15



Певцы русской старины. Лель, мой Лель…


16



Звучащие картины.


17






Прощание с Масленицей. Обобщающий урок.


В музыкальном театре (6 часов)

18



Опера «Руслан и Людмила» М.И. Глинки.

Увертюра.

Многообразие сюжетов и образов музыкального спектакля, детский музыкальный театр.

Песенность , танцевальность , маршевость в опере и балете.

Элементы оперного и балетного спектаклей.

Музыкальные темы- характеристики главных действующих лиц.

Коммуникативные:

Выразительно исполнять темы действующих лиц, участвовать в ролевых играх.

Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов.

Регулятивные:

Формировать умение управлять своей деятельности и контролировать поведение во время прослушивания и исполнения произведений.

Оценивать собственную музыкальную деятельность.

Познавательные:

Выявлять особенности развития образов, выполнять творческие задания в рабочей тетради.


Принятие и освоение роли обучающегося, чувства сопричастности к истории своего народа. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.



19



Опера «Орфей и Эвридика» К. Глюка.


20



Опера «Снегурочка» Волшебное дитя природы.

21



«Океан – море синее». Образы природы в музыке Н.А.Римского-Корсакова.

22



Образы добра и зла в балете «Спящая красавица» П.И. Чайковского.


23



В современных ритмах (мюзиклы).

В концертном зале (6 часов)

24



Музыкальное состязание (концерт).


Жанровое разнообразие инструментальной и симфонической музыки.

Тембры инструментов и различных групп инструментов, взаимодействие тем, образов.

Выразительность и изобразительность образов музыки.

Определение жанра концерта.

Вариационное развитие народной темы в жанре концерта.

Определение жанра сюиты.

Особенности вариационного развития.

Жанр симфонии. Интонационно-образный анализ тем. Определение трехчастной формы 2 части. Черты траурного марша.

Повторение формы вариаций. Интонационное родство частей симфонии.





Коммуникативные:

Участвовать в музыкальном воплощении образов (игры в дирижера , драматизация, участие в школьных праздниках).

Регулятивные:

Формировать умение управлять своей деятельности и контролировать поведение во время прослушивания и исполнения произведений.

Оценивать собственную музыкальную деятельность.

Познавательные:

Понимать смысл терминов, выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки, соотносить характер звучащей музыки с её нотной записью.

Передавать свои музыкальные впечатления в рисунке.


Формирование основ гражданской идентичности,

гордости за свою Родину, уважительного отношения к культуре других народов.

Принятие и освоение роли обучающегося, чувства сопричастности к истории своего народа.



25



Музыкальные инструменты (флейта, скрипка).


26



Звучащие картины.

27



Сюита

Э. Грига «Пер Гюнт».


28



«Героическая» симфония. Призыв к мужеству. Вторая часть, финал.


29



Мир Л. Бетховена.

Обобщающий урок.

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье …(5 часов)

30



Чудо музыка. Острый ритм – джаза звуки.



Знакомство с разновидностями, особенностями джазовой музыки.

Стилистические особенности музыкального языка Г.В. Свиридова и С.С. Прокофьева. Вокальная импровизация на фразу «Снег идет».

Стилистические особенности музыкального языка Э. Грига, П.И. Чайковского, В.А. Моцарта. Ролевая игра «Играем в дирижера».

Гимн человеческому счастью.


К:исполнять различные по образному содержанию образцы музыкального творчества.

Называть и объяснять основные термины музыкального искусства.

Участвовать в проведении заключительного

концерта.

Р: Оценивать собственную музыкальную творческую деятельность, объективно оценивать выступления одноклассников.

Формировать умение управлять своей деятельности и контролировать поведение во время прослушивания и исполнения произведений.

Познавательные:

Понимать триединство деятельности композитора,

анализировать художественно- образное содержание произведений.

Узнавать изученные музыкальные сочинения.




























Принятие и освоение роли обучающегося, чувства сопричастности к истории своего народа.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Формировать мотивацию к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к духовным ценностям.


31



Мир композиторов.

Г.В. Свиридов и С.С. Прокофьев. Особенности стиля композиторов.



32



Певцы родной природы.



33



Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет.



34




Обобщающий урок. Итоговое тестирование уровня музыкального развития.



Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по музыке для 1-4 классов разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования 2010 года, примерной программы начального общего образования по музыке с учетом авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2014.

Предмет музыка в начальной школе имеет цель: формирование фундамента музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры. Введение детей в многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих задач:


  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

  • воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

  • развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно – творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

  • освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

  • овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации.


В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.


Общая характеристика учебного предмета

Курс нацелен на изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества. Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально пластическая и вокальная импровизация); воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проведения и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно – временную природу музыки, ее жанрово – стилистические особенности. При этом, занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.

Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально - ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.

Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются:

групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок-экскурсия, уроки-концерты.

В рабочей программе учтен национально-региональный компонент, который предусматривает знакомство учащихся с музыкальными традициями, песнями и музыкальными инструментами коренных народов Урала и составляет 10% учебного времени.



Место предмета «Музыка» в учебном плане

В соответствии с новым Базисным учебным планом в 1 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 33 часа (из расчета 1 час в неделю), во 2-4 классах-34 часа. Из которых, в соответствии с гигиеническими требованиями к условиям реализации образовательных программ 1 класса участвующего в муниципальном эксперименте по апробации ФГОС II поколения, программа рассчитана на 29(30) часов классно-урочной деятельности. Остальные 4 часа, музыкальных занятий направлены на снятие статического напряжения младшего школьника.



Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Основной задачей предмета «Музыка» является формирование и развитие эстетических и духовно-нравственных качеств личности. Известно, что эстетическое означает «чувственное». Отсюда распространенное мнение, что на уроках надо говорить о чувствах и настроениях, которые возникают в результате контакта с искусством.

Любое чувство это результат, реакция человека на какие-либо события или явления жизни, его эмоциональная оценка, следствие сознательных и подсознательных мыслительных процессов человека. Следовательно, общаясь с искусством, нужно думать, оценивать, анализировать и обсуждать, не само чувство, а причины породившие его. В результате содержанием музыкального произведения окажутся не  только чувства, а  общечеловеческие ценности духовного порядка, выраженные в чувствах.

Таким образом, ученик  познает  музыкальное произведение  как  воплощение морально-нравственных понятий, что ведет к глубокому осмыслению музыки и духовному росту ученика.

Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».



Планируемые результаты изучения учебного предмета

В основе метапрограммности лежит мыслительный тип интеграции учебного материала. Говоря о каком-либо предмете, явлении, понятии  ученик не запоминает какие- либо определения, а осмысливает, прослеживает происхождение важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия. И через это как следствие перед ним разворачивается процесс возникновения того или иного  знания, он «переоткрывает» открытие, некогда сделанное в истории, восстанавливает и выделяет форму существования данного знания. Осуществив работу на разном предметном материале, он делает предметом своего осознанного отношения уже не определение понятия, но сам способ своей работы с этим понятием на разном предметном материале. Создаются условия для того, чтобы ученик начал рефлексировать собственный процесс работы: что именно он мысленно  проделал, как он мысленно «двигался», когда восстанавливал генезис того или другого понятия. И тогда ученик обнаруживает, что, несмотря на разные предметные материалы, он в принципе проделывал одно и то же, потому что он работал с одной и той же организованностью мышления.

Личностные результаты:

Личностные результаты освоения образовательной программы начального общего образования должны отражать готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

- целостный, социально - ориетированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;

- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие музыкально – эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально – ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.


Метапредметные результаты:


К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими при изучении одного, нескольких или всех предметов универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях, т.е. учебные действия учащихся, проявляющиеся в познавательной и практической деятельности:

- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей;

- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщение, установления аналогий в процессе интонационно – образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально – творческой деятельности;

- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т.д.).


Предметные результаты:

Предметные требования включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно – нравственном развитии;

- формирование общего представления о музыкальной картине мира;

- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому- либо виду) музыкально - творческой деятельности;

- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной, классической и современной; понимать содержание, интонационно – образный смысл произведений разных жанров и стилей;

- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально – пластических композиций, исполнение вокально – хоровых произведений.




Содержание учебного предмета


Содержание программы третьего года обучения выстраивается с учетом преемственности музыкального обучения учащихся и имеет те же разделы, что для II класса:

1. “Россия – Родина моя”- 3 ч.

2. “День, полный событий”-6 ч.

3. “О России петь – что стремиться в храм”-7 ч.

4. “Гори, гори ясно, чтобы не погасло!” -5 ч.

5. “В музыкальном театре”-4 ч.

6. “В концертном зале”-3 ч.

7. “Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье”-6 ч.

Действие принципа концентричности и метода «забегания вперед и возвращения к пройденному» (перспективы и ретроспективы в обучении) проявляется не только на уровне тематического повторения разделов, но и в том, что некоторые произведения из программы уроков музыки для I и II классов повторяются в III классе с новыми заданиями, на новом уровне их осмысления детьми.

Раздел 1. «Россия — Родина моя»

Мелодия — душа музыки. Песенность музыки русских ком­позиторов. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки.

Раздел 2. «День, полный событий»

Выразительность и изобразительность в музыке разных жан­ров и стилей. Портрет в музыке.

Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм»

Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, по­эзии, изобразительном искусстве. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье. Святые земли Русской.

Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

Жанр былины. Певцы-гусляры. Образы былинных сказите­лей, народные традиции и обряды в музыке русских композито­ров.


Раздел 5. «В музыкальном театре»

Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интона­ционно-образное развитие в опере и балете. Контраст. Мюзикл как жанр легкой музыки. Особенности содержания музыкально­го языка, исполнения.

Раздел 6. «В концертном зале»

Жанр инструментального концерта. Мастерство композито­ров и исполнителей. Выразительные возможности флейты, скрип­ки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контраст­ные образы сюиты, симфонии. Музыкальная форма (трехчаст­ная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.

Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»

Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие музы­кальной речи разных композиторов.

Джаз — музыка XX века. Особенности ритма и мелодики. Импровизация. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка — источник вдохновения и радости.

Содержание музыкального материала

Симфония № 4, главная мелодия 2-й части. П. Чайковский. «Жаворонок». М. Глинка, слова Н. Кукольника. «Благословляю вас, леса». П. Чайковский, слова А. Толстого. «Звонче жаворонка пенье». Н. Римский-Корсаков, слова А. Толстого.

«Романс» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пуш­кина «Метель». Г. Свиридов.

Виватные канты: «Радуйся, Росско земле», «Орле Российский». Русские народные песни: «Славны были наши деды», «Вспом­ним, братцы, Русь и славу!».

«Александр Невский», фрагменты из кантаты. С. Прокофьев. «Иван Сусанин», фрагменты из оперы. М. Глинка.

«Колыбельная». П. Чайковский, слова А. Майкова.

«Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.

«Заход солнца». Э. Григ, слова А. Мунка, пер. С. Свириденко.

«Вечерняя песня». М. Мусоргский, слова А. Плещеева.

«Болтунья». С. Прокофьев, слова А. Барто.

«Золушка», фрагменты из балета. С. Прокофьев.

«Джульетта-девочка» из балета «Ромео и Джульетта». С. Прокофьев.

«С няней», «С куклой» из цикла «Детская». Слова и музыка М. Мусоргского.

«Прогулка», «Тюильрийский сад» из сюиты «Картинки с выс­тавки». М. Мусоргский.

Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.

«Богородице Дево, радуйся», № 6 из «Всенощной». С. Рахмани­нов.

Тропарь иконе Владимирской Божией Матери. «Аве Мария». Ф. Шуберт, слова В. Скотта, пер. А. Плещеева. Прелюдия № 1 (до мажор) из I тома «Хорошо темперирован­ного клавира». И. С. Бах.

«Мама» из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной.

«Осанна», хор из рок-оперы «Иисус Христос— суперзвезда». Л. Уэббер.

«Вербочки». А. Гречанинов, стихи А. Блока. «Вербочки». Р. Глиэр, стихи А. Блока. Величание князю Владимиру и княгине Ольге. «Баллада о князе Владимире». Слова А. Толстого.

«Былина о Добрыне Никитиче». Обраб. Н. Римского-Корсакова. «Садко и Морской царь», русская былина (Печорская стари­на).

Песни Баяна из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка. Песни Садко, хор «Высота ли, высота» из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков.

Третья песня Леля, Проводы Масленицы, хор из пролога оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

Веснянки. Русские, украинские народные песни.

«Руслан и Людмила», фрагменты из оперы. М. Глинка. «Орфей и Эвридика», фрагменты из оперы. К. Глюк. «Снегурочка», фрагменты из оперы. Н. Римский-Корсаков. «Океан — море синее», вступление к опере «Садко». Н. Рим­ский-Корсаков.

«Спящая красавица», фрагменты из балета. П. Чайковский.

«Звуки музыки», Р. Роджерс, русский текст М. Цейтлиной. «Волк и семеро козлят на новый лад», мюзикл. А. Рыбников, сценарий Ю. Энтина.

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, фрагмент 3-й час­ти. П. Чайковский.

«Шутка» из Сюиты № 2 для оркестра. И. С. Бах.

«Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика». К. Глюк. «Мелодия». П. Чайковский. «Каприс» Ns 24. Н. Паганини.

«Пер Гюнт», фрагменты из сюиты № 1 и сюиты № 2. Э. Григ. Симфония Ns 3 («Героическая»), фрагменты. Л. Бетховен. Соната № 14 («Лунная»), фрагмент 1-й части. Л. Бетховен. «Контрданс», «К Элизе», «Весело. Грустно». Л. Бетховен. «Сурок». Л. Бетховен, русский текст Н. Райского. «Волшебный смычок», норвежская народная песня. «Скрипка». Р. Бойко, слова И. Михайлова.

«Мелодия». П. Чайковский. «Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ. «Шествие солнца» из сюиты «Ала и Лоллий». С. Прокофьев. «Весна и Осень», «Тройка» из Музыкальных иллюстраций к по­вести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.

«Снег идет» из «Маленькой кантаты». Г. Свиридов, стихи Б. Пастернака.

«Запевка». Г. Свиридов, стихи И. Северянина. «Слава солнцу, слава миру?», канон. В. А. Моцарт-Симфония № 40, фрагмент финала. В. А. Моцарт. Симфония № 9, фрагмент финала. Л. Бетховен. «Мы дружим с музыкой». И. Гайдн, русский текст П. Синяв­ского.

«Чудо-музыка». Д. Кабалевский, слова 3. Александровой. «Всюду музыка живет». Я. Дубравин, слова В. Суслова. «Музыканты», немецкая народная песня. «Камертон», норвежская народная песня. «Острый ритм». Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова.

«Колыбельная Клары» из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин.

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка: 3 кл. учеб. Для общеобразоват. учреждений. М.:Просвещение, 2008.

Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка»: 3 класс. М.: Просвещение, 2010.

Хрестоматия и фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 3 класс. М.: Просвещение, 2006.

Музыка: программа. 1-4 классы для общеобразовательных учреждений/Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина –М.: Просвещение, 2007.

Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004.



































Учебно-тематический план



п/п

Наименование разделов

Количество

часов

“Россия – Родина моя”


5

“День, полный событий”


4

“О России петь – что стремиться в храм”


4

4.

“Гори, гори ясно, чтобы не погасло!”


4

5.

“В музыкальном театре”


6

6.

“В концертном зале”


6

7.

“Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье”


5


Итого


34 ч.











УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Учебно-методический комплект «Музыка 1-4 классы» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной.


Серия «Стандарты второго поколения» Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения, Е.С. Савинов,

М.: Просвещение, 2010


Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Коллекция ЦОРов по музыке (компакт-диск), М.:Просвещение, 2013


«Методика работы с учебниками «Музыка 1-4 классы», методическое пособие для учителя М., Просвещение, 2008г.


«Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 3 класс», М., Просвещение, 2004г.


Фонохрестоматия для 3 класса (3 кассеты) и СD (mp 3), М., Просвещение, 2009 г.


Учебник «Музыка 3 класс», М., Просвещение, 2014 г.


Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Рабочая тетрадь. 3 класс, М.,Просвещение, 2014 г.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!