СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КТП по литературе в 9 классе по ФГОС (авторская разработка)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторская разработка КТП по литературе в 9 классе по ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«КТП по литературе в 9 классе по ФГОС (авторская разработка)»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа№14»

города Сергиев Посад Московской области,

улица Куликова, дом 16, телефон 540-41-46; факс(496) 540-41-46



Утверждаю

Директор МБОУ СОШ №14

_______________

И. В. Горшкова

«30» августа 2016 года










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по литературе на 2016/2017 учебный год

(базовый уровень)

9 «Г» класс

















Составитель Муранова Елена Николаевна,

учитель русского языка и литературы высшей категории


2016 год

Пояснительная записка

       

В 2016-2017 учебном году МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14» работает по базисному учебному плану 2004 года, который предусматривает изучение предмета «Литература» в 9 классе в количестве 102 часов за год, т.е. 3 часа в неделю.

Рабочая программа по литературе составлена:

с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

с учётом особенностей образовательного учреждения, закрепленных в основной образовательной программе МБОУ «СОШ №14»;

с учётом образовательных потребностей и запросов обучающихся 9 "Г" класса МБОУ «СОШ №14»;

на основе примерной Программы основного общего образования по русскому языку и рабочей Программы по литературе к учебнику для 9 класса общеобразовательной школы авторов В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва и др.

Программа рекомендована Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ, Москва, «Просвещение», 2015 года.


Программа выполняет две основные функции.


Информационно-методическая функция позво­ляет всем участникам процесса получить представ­ление о целях, содержании, общей стратегии обуче­ния, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно планирующая - функция преду­сматривает выделение этапов обучения, структу­рирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.


Актуальность данного предмета для решения общих задач образования, определённых в образовательной программе данной ступени обучения определяется тем, что программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.


Цели обучения

воспитание духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, чувством патриотизма, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для их успешной социализации и самореализации, эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний;

овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

овладение важнейшими общеучебными действиями и УУД (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.



Достижение вышеуказанных целей при разработке и реализации основной образовательной программы основного общего образования осуществля­ется в процессе формирования предметной, коммуникативной, организационной и общекультурной компетенций.

В соответствии с этими видами компетенций выделены главные содержательно-целевые направления  развития учащихся средствами предмета «Литература».

Предметная компетенция- осведомлённость школьников о системе основных теоретико-литературных понятий и овладение необходимыми предметными умениями. Формируются следующие образующие эту компетенцию умения: осознанное творческое чтение; анализ и интерпретация произведения; составление планов и написание отзывов; проектная деятельность.

Коммуникативная компетенция - сформированность умения ясно и чётко излагать свои мысли, строить аргументированные рассуждения, вести диалог, воспринимая точку зрения собеседника и в то же время подвергая её критическому анализу, отстаивать (при необходимости) свою точку зрения, выстраивая систему аргументации. Формируются образующие эту компетенцию умения, а также умения извлекать информацию из разного рода источников, преобразовывая её при необходимости в другие формы.

Организационная компетенция - сформированность умения самостоятельно находить и присваивать необходимые учащимся новые знания. Формируются следующие образующие эту компетенцию умения: самостоятельно ставить учебную задачу (цель), разбивать её на составные части, на которых будет основываться процесс её решения, анализировать результат действия, выявлять допущенные ошибки и неточности, исправлять их и представлять полученный результат в форме, легко доступной для восприятия других людей.

Общекультурная компетенция - осведомленность школьников о литературе как элементе общечеловеческой культуры, её месте в системе других наук, а также её роли в развитии представлений человечества о целостной картине мира. Формируются следующие образующие эту компетенцию представления: об уровне развития литературы на разных исторических этапах; о высокой значимости литературы с точки зрения создания и развития культуры человечества, а также о важной роли литературы с точки зрения формировании таких важнейших черт личности, как моральное сознание и осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам идр.



Задачи преподавания литературы состоят в том, чтобы:

-обеспечить доступность получения качественного образования, достигнуть планируемых результатов освоения программы всеми обучающимися;

- обеспечить эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса;

- дать возможность понять ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы 18 в., русских писателей 19-20 вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

- научить пониманию связи литературных произведений с эпохой их написания, выявлению заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современному звучанию;

- научить анализировать литературное произведение: определять его родовую и жанровую принадлежность, понимать и формулировать тему, идею и нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

- научить определять в произведении элементов сюжета, композиции, ИВС языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); научить владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

- пробудить интерес к духовно-нравственным ценностям других народов.


Содержание курса

Учебно-тематический план

На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, итого 102 часа за учебный год.

Содержание

Кол-во часов

Введение.

2

Литература Древней Руси

3

Русская литература ХVIII века

10



Русская литература ХIХ века  

В том числе

51

А.С.Грибоедов «Горе от ума»  

6

Творчество А.С.Пушкина  

15

Творчество М.Ю.Лермонтова

13

Творчество Н.В.Гоголя

6



Русская литература ХХ века  

27



Зарубежная литература



6



Итоговые занятия по курсу 9 класса.

Выявление уровня литературного развития учащихся.


2

5



Итого

102

Содержание программы.

Введение. Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

 ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы после дующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

ИЗ  ЛИТЕРАТУРЫ  XVIII   ВЕКА

Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

 «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие   из   Петербурга   в   Москву».    (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория   литературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XIX  ВЕКА

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности по этического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые пред сказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (при жизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа миро восприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой наше го времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Про рок», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)

«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Александр  Николаевич Островский.  Слово о писателе.

«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна   и   приказчик   Митя   —   положительные   герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория  литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Теория   литературы. Повесть (развитие понятия).

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.

«Юность». Обзор содержания автобиографической три логии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького чело века в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

 Из поэзии XIX века

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XX  ВЕКА

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.

Из  русской  прозы   XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков.  Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов.  Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын.  Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория   литературы. Притча (углубление понятия).

Из русской  поэзии XX века

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи  к портретам

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений по эта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учи теля и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь,   на  меня  похожий...»,   «Бабушке»,   «Мне  нравится,  что вы больны не мной...»,  «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова.  Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак.  Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.

«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).

Песни  и  романсы на стихи  поэтов XIX—XX веков

Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Сологуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на до рогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

ИЗ  ЗАРУБЕЖНОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

Античная лирика .Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.

«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).

Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери. Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным чело веком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой  (1-й акт), сцены первой (3-й акт),  сцены четвертой

 (4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гам лета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.

Теория литературы. Философско-драматическая поэма.

Планируемые результаты изучения предмета к концу 9 класса

Личностные результаты:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма. любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка и культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности перед Родиной;

2) формирования целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

3) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре. языку, вере, гражданской позиции, к истории. культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

4) освоение социальных норм. правил поведения. ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных. этнокультурных. социальных и экономических особенностей;

5) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора. формирование нравственных чувств и нравственного поведения. осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

6) формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

7) формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

8) осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

9) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.



Метапредметные результаты:


1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций с учетом интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

9) умение осознанно исползовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

10) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.



Предметные результаты:

1) понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателе1 19-20 вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

2) понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

3) умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему и идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

4) определение в произведении элементов сюжета, композиции, ИВС языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

5) приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

6) формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

7) умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;

8) понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

9) восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

10) умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушенному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

11) написание изложений и сочинений на темы , связанные с тематикой , проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

12) понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

13) понимание русского слова в его эстетический функции, роли ИВС в создании художественных образов литературного произведения.




Календарно-тематическое планирование

урока

Названия разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Первая четверть

Введение (2 часа)

1

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

01.09.


2

Древнерусская литература. Периодизация. Духовное значение.



01.09.


Литература Древней Руси (3 часа)


3

«Слово о полку Игореве». История находки, автор.

05.09.


4

Композиция и идея «Слова…»

08.09.


5

Художественные особенности «Слова...», специфика жанра, образов.

08.09.


Русская литература ХVIII века (10 часов)

6

Классицизм. Особенности направления.

12.09.


7

М.В.Ломоносов. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния».

15.09.


8

М.В.Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747года».

15.09.


9

Г.Р.Державин. «Властителям и судиям». Идеи гуманизма.

19.09.


10

Г.Р.Державин. «Памятник». Тема поэта и поэзии поэта.

22.09.


11

А.Н.Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы).

22.09.


12

Особенности повествования в «Путешествии...» Жанр путешествия.

26.09.


13

Н.М.Карамзин. Понятие о сентиментализме. «Бедная Лиза».

29.09.


14

«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма.

29.09.


15

РР Подготовка к сочинению «Литература ХVIII века в восприятии современного читателя» (на примере одного-двух произведений)

03.10.


Русская литература ХIХ века (51 час)

16

Романтизм и реализм.

06.10.


17

Романтическая лирика начала ХIХ века. В.А.Жуковский.

06.10.


18

В.А.Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады.

10.10.


19

А.С.Грибоедов: личность и судьба драматурга.

13.10.


20

А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Проблематика и конфликт.

13.10.


21

Фамусовская Москва в комедии «Горе ума».

17.10.


22

Чацкий в системе образов комедии.

20.10.


23

Язык комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».

20.10.


24

«Горе от ума» в критике.

24.10.


25

А.С.Пушкин. Лицейская лирика.

27.10.


26

Лирика петербургского периода.

«К Чаадаеву». «К морю», «Анчар»

27.10.


Вторая четверть

27

Любовная лирика А.С.Пушкина.

07.11.


28

Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина.

«Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». «Бесы».

10.11.


29

Контрольная работа по романтической лирике начала ХIХ века, комедии «Горе от ума», лирике А.С.Пушкина.

10.11.


30

А.С.Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма.

14.11.


31

Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

17.11.


32

«Евгений Онегин». Композиция и сюжет.

17.11.


33

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского.

21.11.


34

Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга

24.11.


35

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем.

24.11.


36

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа.

28.11.


37

Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа.

01.12.


38

Пушкинский роман в критике.

01.12.


39

А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери». Губительная сила зависти.

05.11.


40

М.Ю.Лермонтов. Мотивы вольности и одиночества в лирике поэта.

«Нет, я не Байрон, я другой...», «Молитва», «Парус», «И скучно и грустно...»

08.12.


41

Образ поэта-пророка в лирике М.Ю.Лермонтова.

«Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали...», «Есть речи – значенье...»

08.12.


42

Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Расстались мы, но твой портрет...», «Нищий»

12.12.


43

Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова.

«Дума», «Предсказание», «Родина».

15.12.


44

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». История создания.

15.12.


45

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Тематика и проблематика.

19.12.


46

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.

22.12.


47

«Фаталист». Анализ главы.

22.12.


48

Печорин в системе мужских образов романа.

26.12.


49

Печорин в системе женских образов романа.

28.12.


50

Жанровая специфика романа «Герой нашего времени».

28.12.


Третья четверть

51

Контрольная работа по лирике М.Ю.Лермонтова, роману «Герой нашего времени».

12.01.


52

Н.В.Гоголь: «Мёртвые души». История создания.

12.01.


53

Система образов поэмы «Мёртвые души».

16.01.


54

Образ города в поэме «Мёртвые души».

19.01.


55

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой.

19.01.


56

«Мёртвые души» - поэма о величии России. Поэма в оценках В.Г.Белинского.

23.01.


57

Поэма в оценке В.Г.Белинского.

26.01


58

Ф.М.Достоевский. Психологизм повести «Белые ночи».

26.01


59

«Петербургский мечтатель» в повести «Белые ночи»

30.01


60

Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи».

02.02.


61

А.Н.Островский. Идейное содержание комедии «Бедность не порок».

02.02.


62

Любовь в патриархальном мире в пьесе «Бедность не порок».

06.02.


63

Л.Н.Толстой. Роль повести «Юность» в трилогии.

09.02.


64

А.П.Чехов. «Смерть чиновника»: проблема истинных и ложных ценностей.

09.02.


65

А.П.Чехов. Тема одиночества в рассказе «Тоска».

13.02.


66

РР Подготовка к сочинению-рассуждению на примере произведений А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского. Л.Н.Толстого и А.П.Чехова

16.02.


67

Беседа о стихах Н.А.Некрасова, Ф.И Тютчева, А.А.Фета.

16.02.



68

Литература ХХ века.

Русская литература ХХ века: многообразие жанров и направлений.

20.02.


69

И.А.Бунин. «Тёмные аллеи»: проблематика и образы.

23.02.


70

Мастерство И.А.Бунина в рассказе «Тёмные аллеи».

27.02.


71

Поэзия Серебряного века.

Русская поэзия Серебряного века.

02.03.


72

А.А.Блок. Высокие идеалы и предчувствие перемен.

06.03.


73

С.А.Есенин. Тема родины в лирике С.А.Есенина.

09.03.


74

Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина

09.03.


75

В.В.Маяковский. Своеобразие поэтического языка. «Послушайте!», «А вы могли бы?»

13.03.


76

В.В.Маяковский. Словотворчество в поэме «Люблю» (отрывок).

16.03.


77

Контрольная работа (зачётное занятие) по произведениям второй половины ХIХ и ХХ века.

16.03.


78

М.А.Булгаков. « Собачье сердце»: проблематика и образы.

20.03.


79

Поэтика повести М.А.Булгакова «Собачье сердце».

23.03.


80

М.И.Цветаева. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти.

23.03.


Четвертая четверть

81

Образ Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой «Стихи о Москве».

03.04.


82

А.А.Ахматова. Трагические интонации в любовной лирике

06.04.


83

Стихи А.Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики

06.04.


84

Н.А.Заболоцкий. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта.

10.04.


85

М.А.Шолохов. «Судьба человека»: поэтика рассказа.

13.04.


86

Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека».

13.04.


87

Б.Л.Пастернак. Вечность и современность в стихах о природе и о любви.

17.04.


88

А.Т.Твардовский. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта.

20.04.


89

А.Т.Твардовский. «Я убит подо Ржевом...». Проблемы и интонации стихов о войне

20.04.


90

А.И.Солженицын. «Матрёнин двор». Жанр рассказа-притчи.

24.04.


91

Образ праведницы в рассказе «Матрёнин двор».

27.04


92

Литература и музыка.

Песни и романсы на стихи русских поэтов ХIХ и ХХ веков.

27.04


93

Песни и романсы на стихи русских поэтов ХIХ и ХХ веков

04.05.


94

Зачётное занятие по русской лирике ХХ века.

04.05.


Зарубежная литература (6 часов)

95

Античная лирика. Катулл. Гораций.

11.05.


96

Данте Алигьери. «Божественная комедия» (фрагменты).

11.05.


97

У.Шекспир. «Гамлет»: образ главного героя.

15.05.


98

Трагизм любви Гамлета и Офелии.

18.05.


99

И.В. Гёте. «Фауст». Сюжет и проблематика.

18.05.


100

Идейный смысл трагедии «Фауст». Фауст как вечный образ мировой литературы.

22.05.


101


Контрольная работа. Выявление уровня литературного развития учащихся.

25.05.


102

Итоги года.

Задания для летнего чтения.

25.05.


Итого: 102 часа



Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса



Кабинет русского языка и литературы оснащен проектором, мультимедийной доской, ноутбуком. На уроках дети смотрят презентации по теории литературы, слушают аудиозаписи прочтений артистами произведений, получают возможность визуализировать литературные образы.

Программа реализуется с помощью УМК

Литература.   9 кл.:   Учебник для   общеобразовательных учреждений.   В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2009.

Н.В. Беляева. Уроки литературы в 9 классе, М.: Просвещение, 2014

М.А.Аристова. Анализ произведений русской литературы, 9 класс, - М.: Экзамен, 2014

Золотарева И.В., Крылова Т.А. Поурочные разработки по литературе, 9 кл., - М.: Просвещение, 2009

Вельская Л.Л. Литературные викторины. - М.: Просвещение, 2005.

Коровина В.Я. Литература: 9 кл.: Методические советы / В.Я.Коровина, И.С.Збарский: под ред. В.И.Коровина. - М.: Просвещение, 2008.



Электронные ресурсы:

http://nsportal.ru/shkola/literatura

litirus.ru







Согласовано


на заседании ШМО учителей

гуманитарного цикла


Протокол № 1

от «23» августа 2016 года

Согласовано


Зам. директора по УВР


______________(Лукьянова Н.В.)


«26» августа 2016 года





17



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!