СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ктп по КТНД план

Нажмите, чтобы узнать подробности

ктп по КТНД календарно - тематическое планирвоание

Просмотр содержимого документа
«Ктп по КТНД план»


Министерство образования и науки Республики Дагестан

Средняя общеобразовательная школа №10





Согласовано Согласовано Утверждаю

на заседании ШМО Зам. директора по УВР Директор МКОУ СОШ №10

_________________ Адаева М.К. Рамазанова В.А.

Протокол № _____ "__" __________2016г "__" _____________2016г.

"__" _________2016г.






Рабочая программа

по культуре и традиции народов Дагестана

4класс



Учитель: Рагимова С.Р.


Пояснительная записка

Сложившаяся десятилетиями система образования с ее жестокой централизацией обучения и воспитания не проявляла заботы о сохранении и развитии культурно-исторического наследия. В результате закрепилась тенденция отхода молодого поколения от культуры я языка своего народа. Утрата нравственно-эстетических и духовных ценностей привела к нивелированию культурной са­мобытности дагестанских народов, духовному обнищанию молодежи, неустойчивости и потере ценностных ориентиров.

Перед общим образованием встала задача непосредственно способствовать сохранению культурного наследия, духа нации, родного языка, их возрождению и развитию в сложнейших социально-экономических условиях. Жизнь потребовала от школы; выполнить свое естественное предназначение — передавать подрастающему поколению богатства культуры, традиции и духовно-нравственные ценности, самобытный опыт жизни и деятельности нации.

Министерство образования Республики Дагестан приняло кардинальные меры по совершенствованию и обновлению содержания образования с учетом этнокультурных ценностей. Разработана Концепция дагестанской общеобразовательной школы. Ведущими идеями Концепции являются: обеспечение права обучения Детей на родном языке; освоение подрастающим поколением национальной культуры, духовности родного народа, обогащение его культурой народов совместного проживания; приобщение к ценностям мировой культуры. Найдены эффективные механизмы реализация данных идей в учебно-воспитательном процессе. С 1991/92 учебного года в общеобразовательных школах республики изучаются предметы культурологического цикла: «Культура и традиции народов Дагестана»! «Русская национальная культура», «Мировая культура» предметы культурологического цикла основываются на важ­нейшем принципе педагогики «от близкого к дальнему, от родного порога — в мир общечеловеческих культурологических ценностей». Их специфика заключается в том, что они, не подменяя собой и не дублируя другие предметы, не перечисляя систему жанров, разных видов человеческой деятельности, народного искусства, явлений, сообщают о народной культуре «как о способе и форме миропонимания, философии жизни, объяснения ее смысла, выраженных через слово, мелодию, ритм, цвет, пластику, движение и т. д.». Это единственные предметы, которые впервые в учебно-воспитательном процессе открывают доступ последовательному формированию у школьников глубокого и целостного представления о культуре туре этноса, нации, народов Дагестана, Отечества и мира.

Особое место среди предметов культуры занимает предмет "Культура и традиции народов Дагестана". Его приоритетность заключается в том, что КТНД позволяет изучить культуры более 30-ти народов Дагестана, постепенно от класса к классу, от возраста к возрасту создает базу для восприятия, осмысления н практического применения человеком культурологических ценностей своего, близких и дальних народов.

На изучение предмета КТНД в учебных планах дагестанской общеобразовательной школы отведено: в 4-м (3) классе — 1 час. с 1 по 11 класс, изучение во всех общеобразовательных школа предмета КТНД позволяет перейти от эпизодической, любительской культурологической деятельности к систематической, профессиональной, которая органически интегрируется с

образовательной на воспитательной функции школы. В этой связи еще до начала учебного процесса по предмету КТНД руководителям школ необходимо строго руководствоваться следующими положениями:

  • Преподавание предмета КТНД во всех классах поручить одному учителю. Это позволит лучше учитывать принцип преемственности культурологических знаний, умений и навыков, а также эффективно использовать ранее ограниченно изданную и издаваемую культурно всяческую и учебно-методическую литературу.

  • Преподавание предмета КТНД следует поручить учителю с высокой профессиональной подготовкой, функциональной грамотой и богатый опытом семейной, общественной жизни и, несомненно, глубоко уважаемому в педагогическом коллективе. Это необходимо, чтобы высоко поднять престиж культуры в особенности и педагогической культуры общества, в частности.

  • И что более всего важно, преподавание предмета КТНД следует поручить учителю — носителю данной культуры. Мало быть образованным, добросовестным учителем, обучая культуре, нужно самому учителю всем духом прочувствовать ее национальные особенности, знать язык культуры, ее внутренние законы, глубокие связи культуры с различными сферами жизни и деятельности человека, семьи, рода, джамаата, этноса, нации, народа и т. д..А это постигается человеком годами, десятилетиями; живо воспроизвести и умело преподнести посильно только носителю дагестанской национальной культуры. При учете именно этих положений школа может быть настоящим, центром национальной культуры, может и по своему духу, и по художественно - эстетическому оформлению преобразоваться в действительно - образцовую дагестанскую национальную отколу.

Настоящая программа предназначена для 8 —9 классов дагестанских общеобразовательных школ, лицеев и гимназий. Она может быть с успехом использована в профилированных общеобразовательных учебных заведениях с гуманитарным уклоном в частности школах, внешкольных учреждениях (домах творчества детей и молодежи, художественных студнях, эстетических центрах и т.д.).

Цель программы: состоит в том, чтобы заложить прочный фундамент в освоении детьми собственной национальной и дагестанской многонациональной культуры, которая базируется на многих национальных формах культуры, вырастающих из глубины народного творчества.- Без осмысления национальной и общедагестанской специфики культуры, культурологической деятельности человека в исторических условиях дагестанского бытия, невозможно глубокое понимание ни отечественной российской, ни мировой культуры.

Задача программы:

  • Сформировать представление о родной национальной и дагестанской многонациональной культуре как явлении полифункциональном, органически слитым с хозяйственной, семейно - бытовой, общественной деятельностью человека, определяемом жизнью и традиционными установками народа.

  • Показать национальное своеобразие форы материальной и духовной культуры народов Дагестана, выявить ее общность с формами культуры народов Кавказа. России и мира.

  • Заложить основы для усвоения фундаментальных этических, эстетических художественных, правовых, экономических понятий народа, обеспечивающих преемственность и воспроизводство национальной культуры.

Программа составлена с учетом основных исторических этапов становления и развития материальной и духовной культуры и традиций народов Дагестана. Она состоит из 45 логически взаимосвязанных и взаимо восполняющих тем. основанных на педагогических

принципах преемственности и систематичности. Каждая тема рассчитана на глубокое и последовательное изучение конкретных вопросов традиционной формы национальной и дагестанской много­национальной культуры.

Особенностью программы является то, что в ней впервые акцентируется внимание на таких ключевых формах, дагестанской национальной культуры как «Педагогическая культура», «Право­вая культура», «Политическая культура», «Экономическая культура», «Культура труда», «Культура просвещения».

«Художественная культура», «Физическая культура», «Религия как элемент культуры» и т. д. Все формы культуры необходимо изучать в тесной взаимосвязи, с максимальным учетом не только исторических, но и современных реалий социально-экономической н духовной жизни народов Дагестана. Учителю следует в равной степени реализовать на уроке образовательные н воспитательные цели, освещать риал в исторической последовательности развития, становления и проявления видов и типов самобытной национальной и многонациональной дагестанской культуры. Уроки предмета КТНД призваны решать следующие задачи: пробудить интерес учащихся к созидательной истории, жизни н быту родного к дагестанских народов, через ценности культуры ровного и дагестанских народов, воздействовать на эмоциональную сферу учащихся, на их чувства.

Формировать у школьников чувства удивления, восхищения, радости, гордости за свой н дагестанские народы, за их мудрость н талант; и показать общность ннтересов и взглядов народов Дагестана; привить учащимся сформированные веками морально-этические нормы, понятия родного и Дагестанских народов: возродить традиционные формы благожелательного и гуманного межличностного и межнационального общения, эффективные в регионе нормы трудовой, правовой, экологической, художественной, физической культуры; развивать умения и навыки национальной творческой деятельности, исполнительского и профессионального мастерства.

При решении учебно - воспитательных задач по предмету КТНД самое принципиальное значение имеет позиция учителя, его педагогическое и методическое мастерство. Учителю предмета КТНД для достижения программных целей и задач на каждом уроке крайне обязательно.

  • Преподносить национальную культуру не как констатацию того, что было и как было, а как личностно -ориентированный материал в целях приобретения учащимися своего нравственного опыта.

  • Преподносить национальную культуру как существенную часть общедагестанского, отечественного и мирового культурного наследия.

При освещении культурологического материала проявлять максимум уважительного, бережного отношения к культуре всех народов. Уроки по предмету КТНД требуют от учителя творческого подхода к работе и исполнительских умений. Здесь больше подходят нетрадиционные уроки, активные формы работы, использования традиционного народного педагогического опыта, наблюдений самих учащихся, практические занятия и т. д. Требуется продуманная система, начинаемая в 4 (3) классе и продолжаемая в последующих классах. Необходимо учитывать и то, что отдельные элементы национальной культуры активно используются и по другим предметам: по литературе, истории, ИЗО, труду, музыке, физкультуре» и т. д. Учителю нужно широко привлекать местный материал, подходить к учебной программе творчески. По предмету КТНД целесообразно проводить следующие типы уроков: урок привития исполнительных навыков, урок «беседы по душам, урок любознательных», «урок-инсценирование», «урок-семинар», «урок-диспут», «урок-конференция», «зачетный урок». На уроках в соответствии с содержанием материала и направленностью тематических вопросов целесообразно использовать методы преподнесения информации: беседы, рассказы, лекции, демонстрация наглядных пособий (орудия труда, бытовые изделия, утварь, национальная одежда, изделия декоративно-прикладного искусства, таблицы, схемы), составление конспектов, ведение специальных словарей, творческих тетрадей и т. д: методы эмоционального воздействия на учащихся; звуко- и видеозаписи (из фонотеки и фильмотеки дагестанского радио я телевидения, например, телепередачи «Истоки», «Музыкальный майдан», «Авадан», «Наш вернисаж», «Годекан»), слай­ды, красочные иллюстрации, обеспечение эмоционального фона урока (обстановка- занятий, оформление кабинета, декорации), организация творческих встреч, воспоминаний и т. д.; практические методы: инсценирование обрядов, традиций, демонстрация национальной одежды, кухни, музыкальных инструментов, подготовка и проведение конкурсов, выставок, смотров, фестивалей, традиционных народных праздников. Для целенаправленной и эффективной организации учебно-воспитательного процесса по предмету КТНД к каждой теме программы предусмотрены вопросы и практические задания рекомендована литература широко и подробно освещаются тематические вопросы родной национальной и дагестанской многонациональной культуры.

























КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по Культуре и традиции народов Дагестана


Тема урока

Кол.часов

Тип урока

Элементы содеражния

Оборудование

Дом.задание

Пред.

дата

Факт.

дата

I четверть - 9 часов

1

Наша Россия

1

Комб.урок

Наша родина - Россия. Велика страна моя родная!

Карта

Урок 1



2

3

Мой Дагестан

2

Комб.урок

Далёкое прошлое Дагестана. Народы Дагестана

Карта

Урок 2 - 3



4 5

Родословная Дагестана

2

Комб.урок

Патриотизм и дружба народов Дагестана

Карта

Урок 4 - 5



6

Культура человечества

1

Комб.урок

Материальная и духовная культура

Карта

Урок 6



7 8

Культура народов Дагестана

2

Комб.урок

Нравственная и художественная культура

Карта

Урок 7 - 8



9

Культура человека: человек и человечность

1

Комб.урок

Человеческая мораль

Карта

Урок 9




10

Идеал настоящего человека

1

Комб.урок

Дагестанская мораль

Карта

Урок 10




11


Народный кодекс чести


1


Комб.урок

Справедливость, честность, доброта, великодушие и милосердие


Карта


Урок 11



12

Имя украшает человека

1

Комб.урок

Имя наше -

символ жизни

Карта

Урок 12



13

Имя - благожелатель человека

1

Комб.урок

Имя друга - наше имя

Карта

Урок 13




14


Человек украшает своё имя


1


Комб.урок

Как же поднять достоинство личного имени?


Карта


Урок 14




15


Доброе имя - лучше сокровищ


1


Комб.урок

Поучительные имена. Назови человека своим именем


Карта


Урок 15



16

Как правильно обращаться к людям?

1

Комб.урок

Все хорошее и плохое начинается с обращения

Карта

Урок 16



17

К старшим - с почтением, к младшим с уважением

1

Комб.урок

Обращение старейших горцев Дагестана

Карта

Урок 17




18

Как правильно привествовать

1

Комб.урок

Мимо знакомого нельзя пройти молча

Карта

Урок 18



19

Формы приветствия народов Дагестана


1


Комб.урок

Приветствие в городе желательно, а в ауле - обязательно


Карта


Урок 19



20

Благопожелание. Кому и как его выражать?


1


Комб.урок

Пожелайте другому то, что вы сами себе желаете!


Карта

Урок 20



21

Какие благопожелания выражать?

1

Комб.урок

К каждому случаю - своё благожелание

Карта

Урок 21



22

Семья и семейные традиции человечности

1

Комб.урок

Хорошие и плохие качества человека

Карта

Урок 22



23

Семья и семейные обязанности человека

1

Комб.урок

Как уважать родителей?

Карта

Урок 23



24

Традиции долга и добрососедства

1

Комб.урок

Как уважать брата, сестру, соседа и гостя?

Карта

Урок 24



25

Род и родовые традиции человечности

1

Комб.урок

Дерево держится корнями, а человек тухумом

Карта

Урок 25



26

Как можно любить свой тухум?

1

Комб.урок

Обязанности члена тухума (рода)

Карта

Урок 26



27

На чём держится честь тухума?

1

Комб.урок

Честь тухума - честь Дагестана

Карта

Урок 27




28

Традиции человечности дагестанского джамаата

1

Комб.урок

Джамаат объединяет людей

Карта

Урок 28



29

Традиции дружбы и солидарности

1

Комб.урок

Традиция гостеприимства и куначества

Карта

Урок 29



30

Нормы и правила дагестанского общежития

1

Комб.урок

Традиции и этикет годекана

Карта

Урок 30



31.

Традиции взаимопомощи

1

Комб.урок

Ты помогаешь - тебе помогают. Ты выручаешь - тебя выручают

Карта

Урок 31



32

Традициооные праздники

1

Комб.урок

Праздник весны Навруз-Байрам

Карта

Урок 32



33

34

Они прославили Дагестан

2

Комб.урок

Ученые арабисты и мыслители Дагестана

Карта

Урок 33 - 34



35

Праздник гостей

1

Комб.урок

Рады видеть гостей

Карта

Урок 35










Список литературы

1. Ш.А. Мирзоев "Культура и традиции народов Дагестана". 4 класс, г.Махачкала 2009 г.. Издательство "Лотос".

2. Журналы "Народы Дагестана". 2011 - ....года, г.Махачкала

3. Х.Г.Магомедсалихов "Культура и традиции народов Дагестана", 8 кл., г.Махачкала 2009 год.

4. Х.Г.Магомедсалихов "Культура и традиции народов Дагестана", 9 кл., г.Махачкала 2009 год.

5. Т.Г.Саидов, а.Г.Саидова "Культура и традиции народов Дагестана" 10кл., 2010 год.

6. Т.Г.Саидов "Культура и традиции народов Дагестана" 10 - 11 кл, Москва 1998 год.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!