СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КТП по ИЗО 3 класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

КТП по ИЗО "Начальная школа 21 века" 3 класс

Просмотр содержимого документа
«КТП по ИЗО 3 класс»

Изобразительное искусство

Пояснительная записка

Рабочая программа образовательной области «Искусство» изобразительное искусство составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:

  1. Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от22.12.2009г

  2. Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7)

  3. Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

  4. Учебного плана МБОУ «Гимназия № 40» на 2014 - 2015 учебный год.

  5. Программы, созданной на основе концепции «Начальная школа XXI века» (руководитель – доктор педагогических наук, профессор Н. Ф. Виноградова)


Определяющие характеристики данной программы — интеграция искусств и полихудожественное развитие школьника. Структура, содержание, основные положения творческого развития ребёнка, учебные задачи, виды и формы работы с детьми, а также педагогические и методологические подходы программы опираются на концепцию образовательной области «Искусство», разработанную Б.П. Юсовым в Учреждении РАО «Институт художественного образования».

Данная программа учитывает опыт и современные направления педагогики в области художественного образования школьников, научно-методические концепции, технологии обучения, а также изменения культурного пространства России, появление новых имён и тенденций в искусстве.

Современный уровень социокультурного развития общества требует обновления культуры общения педагога с учащимися (ученик становится субъектом образовательного процесса), разработки таких учебных программ по предмету «Изобразительное искусство», которые обеспечивали бы полихудожественное развитие школьников.

Цель уроков изобразительного искусства в начальной школе — разностороннее художественно-творческое развитие учащихся:

  • формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира;

  • активизацию самостоятельной творческой деятельности;

  • развитие интереса к природе и потребности общения с искусством (восприятие и практическая деятельность);

  • формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;

  • воспитание нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре своей страны.

Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:

  • воспитывать устойчивый интерес к изобразительному творчеству, уважение к культуре и искусству разных народов; обогащать нравственные качества детей; формировать способность проявлять себя в искусстве, эстетические предпочтения;

  • развивать творческий потенциал ребёнка путём активизации у него воображения и фантазии; формировать способность воспринимать окружающий мир и произведения разных видов искусства на эмоционально чувственном уровне; развивать желание привносить в окружающую действительность красоту; формировать навыки сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности;

  • формировать навыки работы в разных видах пластических искусств: живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре и дизайне;

  • формировать умение пользоваться выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты, навыки работы разными художественными материалами, учитывая возрастные интересы и предпочтения детей, их желание выразить в творчестве свои представления об окружающем мире;

  • развивать опыт художественного восприятия произведений искусства.

Проблема всестороннего художественного развития учащихся реализуется в программе путём развития дифференцированного зрения, освоения художественно-образного языка изобразительного искусства. Особое внимание в программе уделяется самостоятельной художественно-творческой деятельности школьников, восприятию ими произведений разных видов искусства.

В основе преподавания предмета «Изобразительное искусство» лежит единство обучения и воспитания, взаимодействие с образовательными дисциплинами.

Программа полихудожественного развития учащихся опирается на следующие принципы (по Б.П. Юсову).

Духовное возвышение ребёнка. Важно воспитывать у детей духовные потребности и интересы; развивать возвышенные чувства, возникающие при восприятии произведений искусства и творческих достижений художественной культуры; развивать умение любить и ценить культурное наследие родной страны и народов мира

Действие, радость, увлечение школьников работой. Художественное творчество должно вызывать у детей чувство радости и желание участвовать в коллективном творческом проекте. Такая форма работы учит детей взаимодействовать между собой, свободно высказывать своё мнение, творчески и неординарно мыслить.

Живое общение с искусством. Необходимо приобщать детей к художественному слову, живой музыке, знакомить с оригиналами произведений изобразительного искусства. Творческий продукт, по возможности, должен рождаться на глазах у детей, в том числе создаваться их собственными силами, их руками.

Освоение разнообразных сторон жизни (природа, животные, архитектура, произведения искусства). Важно дать детям представление о многообразии мира, показать связь природных условий, в которых живут разные народы, с их жизненным укладом, духовными ценностями, архитектурой, искусством.

Опора в обучении на региональный компонент. Выстраивая учебно-информативный материал урока и планируя творческие задания, педагогу следует учитывать особенности того региона, в котором живут учащиеся, — географические, национальные, культурно-исторические.

Реализация полихудожественного, интегрированного подхода. Полихудожественный подход и интегрированные формы организации занятий развивают у школьников интерес к искусству, обогащают их эмоциональный опыт. Родство разных видов искусства помогает учащимся лучше прочувствовать и понять художественное явление, развивает умение переносить художественный образ одного искусства на язык другого, создавать свой художественный образ

Сенсорное насыщение представлений и действий детей. Детские представления нередко односторонни и разрозненны, основываются на механическом запоминании, страдают словесно-логическим формализмом. Дети могут сказать и назвать, но не всегда умеют прочувствовать и сделать. Ведь ребёнок в первую очередь чувствует. Структура занятия, учебный мате­риал, практическая творческая деятельность должны дать учащимся возможность научиться воспринимать действительность во всей полноте с помощью разных чувств — зрения, слуха, обоняния, осязания.

Раскрытие разных сторон искусства. Любая творческая деятельность включает три составляющие. Исполнительская (техническая) — основана на многократном повторении, отточенной технике. Творческая (образная) — требует выразительности, индивидуальности, одухотворения, фантазии, внимания и наблюдательности. Самостоятельная жизнь произведения искусства — существование художественного произведения в конкретной среде: в музее, на выставке, в мастерской, в административном и жилом здании.

Активное творчество учащихся. Развитие творческих способностей у ребёнка происходит только при его активной художественной деятельности. На это направлены предлагаемые в программе задания, основанные на социоигровых методах работы художественных действиях с формой, пространством, цветом, звуком, словом), при условии сотворчества учителя и учащихся.

Принцип целостности. Это ведущий принцип, который предусматривает систематическое развитие у школьников способности художественно-образного восприятия произведений искусства и создания художественного образа в собственных творческих работах.

Искусство в школе выступает условием и механизмом познания мира детьми в процессе активного творчества. Содержание художественного образования в школе должно опираться на возрастные и психические особенности младших школьников, на присущие возрасту формы мышления: художественно-образные, художественно-действенные, логические.

Методическая основа преподавания предмета «Изобразительное искусство»:

  • опора на практическую деятельность ребёнка и возвышение её до уровня творчества;

  • подход к преподаванию как живому, образному процессу, чутко реагирующему на внутренний мир ребёнка конкретного возраста (субъективный фактор), внешние социальные и культурные изменения (объективный фактор);

  • проникновение в духовную, эстетическую, художественную природу искусства и в мир отношений человека и природы;

  • активизация проектных форм мышления как основы укрупнения педагогических задач развития

Интегрированный подход в художественном образовании младших школьников предоставляет учителю свободу творческого поиска, самостоятельность в раскрытии темы, постановке задач, выстраивании учебного материала, выборе художественных средств и форм работы с детьми. Предлагаемые в программе примерные задания ориентируют педагога на разработку своих учебно-творческих заданий, форм и видов работы. Структура, образовательные задачи, принципы организации обучения, темы заданий и учебно-методический материал программы дают педагогу возможность увеличивать количество часов на предмет «Изобразительное искусство» исходя из возможностей и специфики школы (например, в школах с углублённым изучением образовательной области «Искусство») и индивидуальных особенностей учащихся.

Обучение эффективно только в том случае, если дети увлечены работой, если оно доставляет им радость. Уроки изобразительного искусства следует выстраивать таким образом, чтобы вызвать у школьников желание заниматься творческой деятельностью, познавать мир в художественно-образной форме


Общая характеристика предмета

В программе представлены три направления художественного развития учащихся. В зависимости от возраста младших школьников на уроках больше внимания уделяется тому или иному направлению.

    1. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир). Освоение законов создания произведения искусства (композиция, форма, пространство) и средств художественной выразительности изобразительного искусства (цвет, свет, колорит, ритм, линия, пятно, объём, симметрия, асимметрия, динамика, статика, силуэт и др.). Формирование представлений о роли и значении изобразительного искусства в жизни людей (общечеловеческие, национальные, региональные, родовые, семейные художественные традиции). Знакомство с историей возникновения и развития изобразительного искусства. Виды и жанры изобразительного искусства, их развитие, появление новых видов и форм художественно - творческой деятельности человека. Профессия художника-творца. Отображение окружающего мира природы и действительности, условий жизни человека в художественном творчестве (живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, скульптуре, архитектуре). Изобразительное искусство как выразитель истории человечества в художественных образах.

    2. Развитие фантазии и воображения. Воспитание творческой инициативы учащихся, развитие у них способности самостоятельно решать поставленную задачу, выражать себя в каком-либо виде художественной деятельности. Развитие желания творить, формирование индивидуального чувства цвета, формы, умения организовать пространство и выстроить композицию.

Начальная школа — время активного развития учащихся, формирования их творческого познания и целостного восприятия окружающего. Важное условие развития художественно - образного мышления — вовлечение детей в творческую деятельность, знакомство с произведениями разных видов искусства. Это обосновано в первую очередь тем, что каждый ребёнок в силу своих индивидуальных психофизических возможностей по-своему воспринимает и усваивает информацию (один через зрение, другой на слух, третий через действия и т. д.); во-вторых, у разных видов искусства (живописи, скульптуры, музыки, литературы, театра, танца) - общие эстетические принципы и художественно-выразительные средства. Деятельностный полихудожественный подход и интегрированный характер организации занятий позволяет разнообразить и обогатить восприятие, развивает ассоциативное мышление, способность анализировать, сопоставлять одно произведение с другим, способствует развитию у детей умения обобщать художественные образы и создавать свои.

    1. Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика). Систематическое развитие у детей сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности. Этот раздел характеризуется относительно самостоятельной системой учебных задач. Цель, которая стоит перед учителем, — развитие у школьников способности воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения искусства. Осваивая программный материал, школьники получают представление об искусстве и его истории, о видах пластических искусств, об их специфике, учатся выявлять содержательные моменты художественной формы, особенности выразительного языка произведений искусства.

Направления работы в каждом классе реализуются в следующих видах художественной деятельности.

Работа на плоскости направлена на овладение детьми разными материалами: гуашевыми и акварельными красками, цветными мелками, пастелью, карандашами, тушью.

Декоративно-прикладные виды деятельности связаны с созданием орнаментов, элементов украшения, декоративных композиций на основе стилизации и обобщения природных форм (цветов, деревьев, зверей, рыб, птиц, насекомых и т. д.) с помощью разнообразных художественных материалов (красок, фломастеров, карандашей) и в различных техниках (аппликации, коллаже).

Работа в объёме (скульптура) предполагает лепку из глины или пластилина; художественное конструирование и дизайн — создание несложных геометрических форм из бумаги, использование в работе готовых объёмных форм (коробок разной величины, пузырьков, пластмассовых контейнеров, упаковок), природного материала (веток, листьев, почек, камней, ракушек и др.).

Художественно-творческое восприятие произведений искусства (музейная педагогика) предусматривает беседы, обсуждения, экскурсии, проектные и исследовательские работы.

Развивающие и художественные задачи решаются в каждом классе путём рассмотрения ряда учебных проблем: развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в искусстве и жизни, развитие представлений о форме в искусстве и окружающей действительности, развитие представлений о цвете в искусстве и окружающем предметном мире, композиционные задачи в искусстве.

1 класс. Для детей этого возраста свойственны впечатлительность и стремление познать мир вокруг. Поэтому на этапе знакомства с изобразительным искусством следует формировать у детей умения наблюдать за окружающими предметами, природой, людьми, животными (разнообразием цвета и формы, богатством звуков, особенностями ароматов и др.); развивать умение видеть и замечать, слышать и чувствовать, изучать предметный мир и природу; развивать чувство пространства и формировать осознание себя как части мира; развивать у детей стремление передавать свои наблюдения в творческих работах. Ведущая практическая задача этого года обучения — освоение учащимися формата листа.

Развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в искусстве и жизни. Развитие ощущения пространства: предметы, люди в пространстве. Конкретное, единичное в пространстве.

Развитие представлений о форме в искусстве и окружающей действительности. Интерес к объектам окружения. Разнообразие форм в природе и в неприродной среде. Индивидуальное чувство формы.

Развитие представлений о цвете в искусстве и окружающем предметном мире. Цвет и краски в природе (солнце, вода, воздух, радуга, огонь, растения, животные). Цвет и форма в искусстве. Цвет и настроение. Формирование индивидуального чувства цвета.

Композиционные задачи в искусстве. Развитие основ проектного мышления на основе освоения композиционных задач в искусстве. Композиция, форма, цвет и настроение.

В практическую деятельность учащихся с первого года обучения включены задания, предполагающие использование средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Такие задания способствуют развитию зрительного (визуального) восприятия, повышению интереса к непосредственному окружению; помогают сформировать умения работать с дистанционными материалами и инструментами, анализировать и сознательно использовать информацию из различных источников (книг, журналов, видео и кинофильмов, Интернета, рекламы, газет, словарей и др.).

2 класс. Дети знакомятся с разными природными пространствами Земли, узнают, как люди приспосабливаются к природным условиям, в

которых они живут. Главные задачи этого года — развитие и обогащение чувственной сферы детей, их фантазии и воображения. На примере волшебных превращений, происходящих в сказках (изменений цвета, света, формы, пространства, звука, настроения), деятельность учащихся направляется на создание художественных образов. Ведущая практическая задача — расширение представления школьников о цвето-колористической палитре и овладение навыками работы новыми художественными материалами.

Развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в искусстве и жизни. Освоение человеком пространства земли. Пространство в природе в разное время года. Я в пространстве. Предмет в среде. Элемент в архитектуре. Архитектура в природном пространстве.

Развитие представлений о форме в искусстве и окружающей действительности. Творение формы в природе. Формообразование в архитектуре. Изменение архитектурных форм в разные периоды истории.

Развитие представлений о цвете в искусстве и окружающем предметном мире. Цвет в искусстве и окружающей действительности. Выражение в цвете замысла, настроения, звука, слова.

Освоение композиционных задач в искусстве на основе композиции отдельного предмета: предмет в среде; человек в пространстве архитектуры.

Задания с использованием ИКТ дают возможность знакомить школьников на втором году обучения с творчеством художников, работающих с разными материалами, в разных сфеpax искусства, в том числе с достижениями архитекторов, дизайнеров; способствуют формированию умения находить визуальный ряд по изучаемой теме; позволяют расширить диапазон привлекаемых исторических и культурологических данных; развивают интерес к графической грамоте, применению в изобразительном искусстве современных технических средств.

3 класс. Главная тема этого года — мир природы и мир человека (взаимосвязь «человек — природа — среда»). Дети учатся наблюдать за объектами разных природных пространств (воздуха, воды, земной поверхности, подземного мира), составляющими основу творчества многих художников, и передавать свои впечатления в самостоятельных творческих работах; знакомятся с новыми художественными понятиями и техниками, узнают об особенностях использования формы, цвета, объёма, ритма в разных видах и жанрах изобразительного искусства. Ведущая практическая задача в 3 классе - развитие и активизация продуктивного воображения и фантазии, композиционного мышления.

Развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в искусстве. Изучение исторического и национального аспектов освоения пространства Земли человеком (на основе истории развития искусства разных народов). Движение, ритм в природе и в жизни человека рассматривается через категорию пространства (цикличность жизни в природе)

Обогащение представлений о форме в искусстве и окружающей действительности. Развитие представлений о форме в искусстве. Символ и его значение в истории разных народов. Красота и целесообразность внешней и внутренней формы в природе.

Развитие представлений о цвете в искусстве, окружающем предметном мире и искусстве. Цвет в изобразительном искусстве. Наблюдения за природой: цветовое разнообразие природных ландшафтов разных народов и разнообразие их творчества.

Освоение композиционных задач в искусстве. Смысловая взаимосвязь элементов в композиции: ритм пятен, линий; орнамент, его роль в жизни человека, природа его зарождения, его специфика и особенности национального колорита.

Задания по ИКТ на третьем году обучения направлены на развитие наблюдательности и любознательности, формирование интереса к природным объектам (флоре и фауне). Использование разнообразных видов компьютерной графики позволяет развивать у детей навыки самостоятельной творческой деятельности; даёт возможность включать в процесс обучения ис­следовательские задания и проектные формы работы, что развивает способность аргументированно защищать свою точку зрения, формирует умение слушать собеседника. Овладеть новыми знаниями, понятиями из различных областей науки помогает работа с Интернетом — поиск информации и её анализ.

4 класс. Обогащение знаний учащихся об освоении каждым народом своего природного ландшафта (региональный компонент), формирование понятий и представлений о культуре народа (географические условия; особенности труда, обычаев, народного искусства, традиционной архитектуры; национальный дизайн, эстетика вещей); закладываются основы проектного мышления.

Развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в искусстве. Развитие пространственного ощущения мира: быт, одежда, архитектура, праздники. Природа, пространство и среда народного искусства. Зависимость народного искусства от национальных традиций, природных условий региона.

Развитие представлений о форме в искусстве и окружающей действительности. Знакомство с разнообразием форм народного искусства и их зависимостью от природных условий и др.). Взаимосвязь цвета, пластики, символики и формы в на­родной игрушке.

Развитие представлений о цвете в окружающем предметном мире и мире искусства. Цвет в искусстве народной игрушки.

Освоение композиционных задач в искусстве. Своеобразие композиции в народном искусстве (одежда, быт, жильё).

Использование на занятиях ИКТ способствует становлению мировоззрения учащихся, воспитанию у них нравственных и патриотических чувств; направлено на освоение культуры родного края и культуры разных народов; воспитывает уважение к другим национальностям.


Место предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане

На изучение курса «Изобразительное искусство» с 1 по 4 класс отводится 1 час еженедельно. В 1 классе предусмотрено 33 часа, во 2, 3 и 4 классах — по 34 часа (всего 135 часов). Количество часов может быть увеличено за счёт дополнительных возможностей внеучебного времени и особенностей образовательного учреждения (например, в школах с углублённым изу­чением образовательной области «Искусство»). Распределение часов, отведённых на разные направления художественно-творческой деятельности, представлено в программе.


Ценностные ориентиры содержания предмета

«Изобразительное искусство»

В основе учебников лежит системно-деятельностный (компетентностный) подход, который предполагает формирование и развитие определённых качеств личности, что соответствует требованиям, предъявляемым к общему содержанию предмета «Изобразительное искусство» («знаниевый» компонент):

  • воспитание толерантности и уважения к другим культурам и народным традициям (с учётом многонациональности России);

  • развитие желания знакомиться с произведениями искусства и активно проявлять себя в творчестве (мотивация);

  • общекультурное и личностное развитие учащегося; формирование графической грамоты и учебных действий, обеспечивающих успешное усвоение содержания предмета (практика и восприятие);

  • воспитание познавательной культуры в разных видах изобразительной деятельности (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное и народное искусство) в соответствии с возрастными возможностями учащихся; духовно-нравственное и интеллектуальное вос­питание в условиях интегрированного обучения и полихудожественного воспитания;

  • воспитание патриотических чувств, развитие желания осваивать национальные традиции;

  • развитие основ научных знаний об окружающей действи­тельности и искусстве, о взаимосвязях объектов;

  • совершенствование индивидуальных способностей;

  • формирование умения планировать свою деятельность и культуру труда; развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства, эстетического кругозора, эстетической культуры личности, интереса к худо­жественной культуре; формирование умения оценивать с художественной точки зрения произведения искусства.


Планируемые результаты освоения программы

и система их оценки

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования обеспечивают связь между требованиями, определяемыми федеральным государственным образовательным стандартом (2009 г.), образовательным процессом и системой оценки, используемой в образовательном учреждении, и учитываются при создании основной образовательной программы начального общего образования. Разрабатывая программу курса «Изобразительное искусство», авторы также опирались на планируемые результаты. В соответствии со стандартом (ФГОС) планируемые результаты конкретизируют и уточняют общее содержание личностных, метапредметных и предметных результатов обучения младших школьников по данному предмету*.

(Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Изобразительное искусство» перечислены ниже)

Личностные планируемые результаты отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к изучаемой образовательной области, личностные качества, которые появляются и совершенствуются с помощью курса «Изобразительное искусство». Эти результаты не подлежат итоговой оценке в виде отметки и не являются критерием перевода учащегося в основную школу. Вместе с тем учитель должен обращать внимание на то, как формируются личностные качества учащегося (особенно те, которые представлены в стандарте), оценивать изменения, происходящие в характере и мировосприятии ребёнка, учитывая в том числе учебно-познавательные мотивы; взаимоотношения со сверстниками; гражданскую идентичность (отнесение себя к семье, народу, национальности, вере); уровень рефлексивных качеств (уважение к другому мнению, личная ответственность, самооценка, мировоззренческая позиция). Всё это оценивается с учётом вклада уроков изобразительного искусства в формирование личности младшего школьника.

Результаты личностных достижений учащегося фиксируются учителем в двух документах: характеристике ученика и его портфолио. Характеристика, которая выдаётся выпускнику начальной школы, должна отражать его отличительные индивидуальные особенности, не только связанные с освоением учебных предметов (успеваемость), но и раскрывающие черты его характера, личностные качества, например:

  • оценку успеваемости учащегося, его достижения в изучении курса «Изобразительное искусство», возможные трудности усвоения конкретного программного материала;

  • уровень сформированности учебно-познавательной мотивации, отношения к самостоятельной читательской деятельности; учебная самостоятельность и инициативность (высокий уровень, средний/достаточный, низкий);

  • оценку взаимоотношений с одноклассниками, уровень сформированности лидерских качеств, правил участия в совместной учебной деятельности, которая организуется на уроках по предмету «Изобразительное искусство»;

  • потребность в творческом проявлении в разных видах деятельности и разных учебных дисциплинах, отношение к природе, окружающей действительности, желание прийти на помощь, умение работать в коллективе, отвечать за своим поступки и действия, способность брать ответственность на себя.

Целесообразно в течение всех лет обучения вести портфолио ученика. Это совместная деятельность учащегося и учителя: школьник обдумывает содержание портфолио, следит за порядком и организацией материалов, а педагог даёт рекомендации, как лучше отразить индивидуальные достижения. С учётом специфики деятельности школьника на уроках изобразительного искусства портфолио может включать следующие материалы:

  • творческие работы ребёнка, выполненные как в виде рисунков, так и в других видах творческой деятельности — написании сочинения, эссе, поэтических пробах, созданных проектах и т. д.;

  • различные награды (дипломы, похвальные грамоты, благодарности) , полученные им за успехи во внеурочной деятельности;

  • оценочные характеристики успешных докладов, сообщений, презентаций, проектной деятельности на темы произведений изобразительного искусства, жизни и творчества разных художников.

Эти документы могут оформляться как благодарственные письма учителя. Например, школьник подготовил интересную презентацию о жизни и творчестве В.М. Васнецова, успешно выступил перед одноклассниками и получил благодарственное письмо учителя. Оно может быть оформлено как официальный документ с подписью педагога и на красивом бланке. Такие письма могут составляться от лица завуча (директора школы), если проведённая учащимся работа выходит за рамки классной.

Предлагая детям задания для итогового контроля метапредметных и предметных результатов освоения программы, учителю следует обратить внимание на следующее.

    1. Уровень достижений учащегося в соответствии со стандартом проверяется в конце четвёртого года обучения. Контрольные работы (одна — по метапредметным результатам, другая — по предметным) проводятся в мае, в течение двух уроков. Например, 15 мая — контрольная работа по метапредметным результатам, 20 мая — по предметным.

    2. Составляя контрольную работу для проверки предметных результатов обучения, учитель самостоятельно отбирает задания базового уровня с учётом цели каждого задания. Из однотипных заданий выбирается одно. Творческая самостоятельная работа ученика оценивается по таким критериям, как уровень владения изобразительными навыками, художественными материалами, умение решить композиционные задачи — освоение всей поверхности листа, отбор необходимых объектов изображения и их смысловое объединение.

В итоговый контроль могут быть включены задания повышенного уровня. Результат не учитывается при ответе на вопрос «Выполнены или не выполнены требования стандарта?». Цель включения в работу заданий повышенного уровня — установить число учащихся высокого уровня обученности, их общую культуру и эрудицию, а также анализ успешности учебного процесса по курсу «Изобразительное искусство» в данном классе.

    1. Составляя контрольную работу для проверки метапредметных результатов обучения, учитель самостоятельно отбирает задания в соответствии с их целями. Из однотипных заданий выбирается одно. Оценка метапредметных результатов строится по следующим параметрам: чувство ритма, колорит, оригинальность манеры исполнения, композиционного решения.

В соответствии со статьёй 15 Закона РФ «Об образовании» «освоение образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего образования... завершается обязательной итоговой аттестацией обучающихся». Эта формулировка означает, что государственной аттестации по завершению начального общего образования не проводится. В соответствии со статьёй 13 в уставе образовательного учреждения определяется «система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок её проведения». В статье 17 утверждается, что «обучающиеся на ступени начального общего и основного общего образования, не освоившие образовательной программы учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам... по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на одного педагогического работника образовательного учреждения или продолжают обучение в иных формах».

Образовательное учреждение, устанавливая систему оценок при промежуточной аттестации, должно учитывать психологические возможности младшего школьника, возникающие в процессе контроля нервно-психические проблемы, ситуативность эмоциональных реакций ребёнка. Нецелесообразно оценивать итоговую контрольную работу отметкой. Годовые оценки выставляются учителем на основе текущего контроля. Результаты проведения итоговой контрольной работы отражаются в характеристике учащегося и в отчёте школы по реализации ФГОС.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

«Изобразительное искусство»


Личностные результаты:

  • целостное, гармоничное восприятие мира;

  • интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями;

  • умение формулировать, осознавать, передавать своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности;

  • способность выражать свои чувства, вызванные состоянием природы;

  • способность различать звуки окружающего мира (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, жужжание насекомых, уличный гул, различные звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в лесу);

  • представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство;

  • самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов;

  • умение доводить работу до конца;

  • способность предвидеть результат своей деятельности;

  • адекватная оценка результатов своей деятельности;

  • способность работать в коллективе;

  • умение работать индивидуально и в малых группах;

  • готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументированно отстаивать собственное мнение.


Метапредметные результаты:

  • постановка учебной задачи и контроль её выполнения (умение доводить дело до конца);

  • принятие и удержание цели задания в процессе его выполнения;

  • самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса;

  • самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов;

  • умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;

  • умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний;

  • умение применять приобретённые знания по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин;

  • умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач;

  • умение проводить самостоятельные исследования;

  • умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;

  • умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний;

  • умение находить нужную информацию в Интернете;

  • участие в тематических обсуждениях и выражение своих предложений;

  • умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым (логическим) содержанием;

  • обогащение словарного запаса, развитие умения описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе;

  • умение пересказывать небольшие тексты (сказки, рассказы), вычленять сюжет, сочинять собственный сюжет, создавать мини-рассказы по своему сюжету;

  • понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного (в музыке, литературе, народной речи, разных видах и жанрах искусства);

  • умение сопоставить события, о которых идёт речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различного между ними;

  • умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом.


Предметные результаты:

  • сформированность представлений об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснить это на доступном возрасту уровне;

  • умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которое они вызывают, элементарно оценивать их с точки зрения эмоционального содержания;

  • умение сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;

  • способность обосновывать своё суждение, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства;

  • умение высказывать предположения о сюжете по иллюстрации (самостоятельное развитие сюжета), рассказывать о своём любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге;

  • умение фиксировать своё эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства;

  • сформированность представлений о природном пространстве и архитектуре разных народов; сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знаний архитектурных памятников своего региона, их истории;

  • активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека;

  • понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природы как основы всей жизни человечества;

  • понимание зависимости народного искусства от природных и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрением народа;

  • умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом;

  • умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства — словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном;

  • умение развивать предложенную сюжетную линию (сочинение общей сказки, пьесы и т. п.);

  • сформированность навыков использования средств компьютерной графики в разных видах творческой деятельности;

  • умение выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства (изобразительного, музыкального; хореографии, литературы), понимать специфику выразительного языка каждого из них;

  • умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;

  • умение сравнивать произведения на одну тему, относящиеся к разным видам и жанрам искусства; умение распознавать выразительные средства, использованные автором для создания художественного образа, выражения идеи произведения;

умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.


Содержание программы

3 класс (34 часа)

Тема раздела

Кол-во часов

1

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир)

17

2

Развитие фантазии и воображения.

11

3

Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика).

6


В результате изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:

  • духовные начала личности и целостная картина мира;

  • основы художественной культуры;

  • понимание роли искусства в жизни человека;

  • представления о выразительных возможностях языка изо­бразительного искусства;

  • потребность в творческом проявлении;

  • наглядно-образное мышление, способность к порождению замысла, фантазия, воображение;

  • умение ставить перед собой художественную задачу и находить пути её реализации в художественном материале;

  • способность формулировать эстетическую, художественную оценку, выражать своё отношение к происходящему;

  • понимание красоты родной природы, любовь к культуре своего народа, региона, знание основ его мировоззрения, патриотизм.

Выпускник научится:

  • создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

  • использовать выразительные средства изобразительного искусства — цвет, свет, колорит, ритм, линию, пятно, объём, симметрию, асимметрию, динамику, статику, силуэт и др.;

  • работать с художественными материалами (красками, карандашом, ручкой, фломастерами, углём, пастелью, мелками, пластилином, бумагой, картоном и т. д.);

  • различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, пользоваться возможностями цвета (для передачи характера персонажа, эмоционального состояния человека, природы), смешивать цвета для получения нужных оттенков;

  • выбирать средства художественной выразительности для создания художественного образа в соответствии с поставленными задачами;

  • создавать образы природы и человека в живописи и графике;

  • выстраивать композицию в соответствии с основными её законами (пропорция; перспектива; контраст; линия горизонта: ближе — больше, дальше — меньше; загораживание; композиционный центр);

  • понимать форму как одно из средств выразительности; отмечать разнообразие форм предметного мира и передавать их на плоскости и в пространстве;

  • видеть сходство и контраст форм, геометрические и природные формы, пользоваться выразительными возможностями силуэта;

  • использовать разные виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.) для придания выразительности своей работе;

  • передавать с помощью линии, штриха, пятна особенности художественного образа, эмоционального состояния человека, животного, настроения в природе; использовать декоративные, поделочные и скульптурные материалы в собственной творческой деятельности для создания фантастического художественного образа;

  • создавать свой сказочный сюжет с вымышленными героями, конструировать фантастическую среду на основе существующих предметных и природных форм; изображать объёмные тела на плоскости;

  • использовать разнообразные материалы в скульптуре для создания выразительного образа;

  • применять различные способы работы в объёме — вытягивание из целого куска, налепливание на форму (наращивание формы по частям) для её уточнения, создание изделия из частей;

  • использовать художественно-выразительный язык скульптуры (ракурс, ритм);

  • чувствовать выразительность объёмной формы, многосложность образа скульптурного произведения, выразительность объёмных композиций, в том числе многофигурных;

  • понимать истоки и роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека;

  • приводить примеры основных народных художественных промыслов России, создавать творческие работы по мотивам народных промыслов;

понимать роль ритма в орнаменте (ритм линий, пятен, цвета), использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента, передавать движение с использование ритма элементов;

  • понимать выразительность формы в декоративно-прикладном искусстве;

  • использовать законы стилизации и трансформации при родных форм для создания декоративной формы;

  • понимать культурно-исторические особенности народного искусства;

  • понимать условность и многомерность знаково-символического языка декоративно-прикладного искусства;

  • приводить примеры ведущих художественных музеев страны, объяснять их роль и назначение.

Выпускник получит возможность научиться:

  • пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна и художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности;

  • выражать в собственном творчестве отношение к поставленной художественной задаче, эмоциональные состояния и оценку, используя выразительные средства графики и живописи;

  • видеть, чувствовать и передавать красоту и разнообразие родной природы;

  • понимать и передавать в художественной работе различное и общее в представлениях о мироздании разных народов мира;

  • активно работать в разных видах и жанрах изобразительного искусства (дизайн, бумажная пластика, скульптура, пейзаж, натюрморт, портрет и др.), передавая своё эмоциональное состояние, эстетические предпочтения и идеалы;

  • работать в историческом жанре и создавать многофигурные композиции на заданные темы и участвовать в коллективных работах, творческо-исследовательских проектах;

  • воспринимать произведения изобразительного искусства и определять общие выразительные возможности разных видов искусства (композицию, форму, ритм, динамику, пространство);

  • переносить художественный образ одного искусства на язык другого, создавать свой художественный образ;

  • работать с поделочным и скульптурным материалом, создавать фантастические и сказочные образы на основе знакомства с образцами народной культуры, устным и песенным народным творчеством и знанием специфики современного дизайна;

  • участвовать в обсуждениях произведений искусства и дискуссиях, посвящённых искусству;

  • выделять выразительные средства, использованные художником при создании произведения искусства, объяснять сюжет, замысел и содержание произведения;

  • проводить коллективные и индивидуальные исследования по истории культуры и произведениям искусства (история создания, факты из жизни автора, особенности города, промысла и др.);

  • использовать ИКТ в творческо-поисковой деятельности.

Оценивать деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства необходимо индивидуально, с учётом возраста и прогресса каждого ученика, определяя освоение темы, технологию работы, овладение материалами и инструментами. При оценке необходимо найти успех, пусть незначительный, каждо­го школьника и отметить это перед другими учащимися. Особенно это касается оценок творческих работ детей. Когда работа коллективная, следует так организовать её, чтобы каждый мог наиболее полно проявить себя в тех видах деятельности, которые ему наиболее удаются.

Перед выполнением работы надо предупредить детей, что именно в работе будет оцениваться. Так, важно подчеркнуть, что в отличие от других общеобразовательных предметов на уроках изобразительного искусства оценивается не аккуратность, а творческая активность ученика, его желание сделать что-то своё.

Стоит поощрять тех, кто старается создать свой оригинальный художественный образ, так как демонстрация технологии учителем даётся для примера, а не для копирования (если это не касается выполнения каких-либо технических приёмов). Также заслуживает поощрения стремление ученика самостоятельно что-либо исследовать, экспериментировать; например, получить оригинальный цвет, создать необычную форму, найти родственные образы в музыке, стихах, пластике Преподаватель должен акцентировать внимание учеников на добром, положительном, эмоциональном. Нужно отмечать стремление детей к коллективным видам творчества, вынося при этом суждение о работе в целом, а не о вкладе в неё каждого отдельного ученика.


Тематическое планирование по программе

«Изобразительное искусство» 3 класс 34 часа



Тема урока

Кол-во часов


Тип урока

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Предметные УУД

Личностные УУД

Метапредметные УУД

Вид контроля

Дата провед. план

Дата провед.факт

1 четверть – 9 часов

1

Природное пространство в творчестве художника: пейзаж, натюрморт.

«Букет из осенних листьев».

1

К

Работа на плоскости

Овладевать основами языка живописи и графики.

Передавать разнообразие и красоту природы (растения, насекомые, птицы, звери, человек в природе)

Умеет изображать листья, заполняя крупными изображениями весь лист бумаги.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Участвовует в диалоге, высказывает свое мнение. Умеет работать в малых группах; вести диалог.

Текущий



2

Освоение картинной плоскости. Отображение содержания художественного произведения в живописи и графике средствами изобразительного искусства. Работы на пленэре — этюды.

Закат солнца, сумерки.

«Кто вздыхает в ночном лесу?»

1

К

Изображать природный пейзаж в жанровых сценах, натюрморте, иллюстрациях к литературным произведениям, архитектурно-ландшафтных композициях.

Использовать в работе впечатления, полученные от восприятия картин художников

Различает пейзаж, натюрморт, отличает произведения, выполненные разными средствами изобразительного искусства. Наблюдает за картинами художников, изображает свой натюрморт, используя акварельные краски

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Умеет фиксировать своё эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства

Имеет целостное, гармоничное восприятие мира.

Интересуется окружающей природой, наблюдает за природными явлениями.

Умеет формулировать, осознавать, передавать своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности.


Индивидуальный



3

Открытое и закрытое пространство.

«Облака и птицы в небе». Работа в технике акварели «по сырому».

1

К

Создавать выставки фотографий с уголками природы.Передавать ритмическое своеобразие природного ландшафта с помощью средств изобразительного искусства.Создавать цветовые графические композиции в технике компьютерной графики.Уметь фотографировать объекты природы (облака, птиц в небе, насекомых и др.).

Находить в поисковых системах Интернета необычные фотографии природной среды.

Выбирает выразительные средства для реализации творческого замысла.

Использует элементы импровизации для решения творческих задач.




Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Умеет проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей.

Критически оценивает результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний.

Текущий



4

Ритм и орнамент в жизни и в искусстве. Природный ландшафт: горы, реки, леса, поля.

«В лес по грибы»

1

Экскурсия

Понимать и изображать природный ритм (орнамент) (горы, леса, моря, реки, пустыни, равнины).Отделять главное от второстепенного.Выделять композиционный центр.Создавать плоскостные композиции на заданную тему (живопись, рисунок, орнамент).Представлять и передавать условное изображение в географических картах.

Находить в Интернете информацию о грибах и готовить о них небольшие презентации (иллюстрации, фото с объяснениями)

Понимает влияние природного окружения на художественное творчество. Понимает природу как основу всей жизни человечества.


Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Умеет находить нужную информацию в Интернете.

Проводит самостоятельные исследования.


Текущий



5

Освоение и выбор формата изобразительной плоскости при создании композиции.

«Моя комната в утреннее и вечернее время»

1

К

Выбирать формат в зависимости от темы и содержания.

Грамотно подходить к выбору изобразительных материалов.

Использовать выразительные средства изобразительного искусства, созвучные содержанию.

Создавать эскизы будущей работы с помощью компьютерной графики.

Понимает влияние природного окружения на художественное творчество. Понимает природу как основу всей жизни человечества.


Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Самостоятельно мотивирует своею деятельность, определяет цели работы и выделяет её этапы.


Текущий



6

Освоение понятий «перспектива» и «воздушная перспектива». Изображение «Окно и пейзаж за окном»

1

К

Передавать графическими средствами воздушную перспективу.Выбирать и осваивать картинную плоскость в зависимости от содержания.Находить и запечатлевать неожиданные явления природы с помощью фотоаппарата.Овладевать приёмами коллективного сотворчества. Устраивать в школе выставки творческих работ учащихся.

Использовать в работе средства компьютерной графики.

Умеет выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства, понимать специфику выразительного языка каждого из них.

Умеет выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла.


Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цели работы и выделяет её этапы.

Умеет доводить работу до конца.

Способен предвидеть результат своей деятельности.


Текущий



7

Главные и дополнительные цвета, звонкие и глухие. Работа в малых группах.

«Кругосветное путешествие: корабль моей мечты»

1

Практическая работа

Экспериментировать с цветом: выполнение растяжек, получение новых неожиданных цветов.

Создавать плавные переходы цвета (от красного к синему, от жёлтого к синему, от белого к зелёному и др.)

Умеет выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла.



Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Умеет использовать элементы импровизации для решения творческих задач.


Индивидуальный



8

Освоение понятия «тематический натюрморт». Составление натюрморта и его изображение (живопись и графика).

«Натюрморт (два округлых предмета)»

1

К

Овладевать приёмами самостоятельного составления натюрморта.Изображать с натуры предметы конструктивной формы.Сознательно выбирать формат, преодолевать измельчённость изображения.

Улавливать и передавать смысловую связь предметов в натюрморте

Владеет понятием натюрморт, умеет составлять композицию-натюрморт. Изображает натюрморт из двух предметов округлой формы

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цели работы и выделяет её этапы.

Умеет проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей.

Умеет критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний.


Индивидуальный



9

Изображение человека в движении, за характерными для разных времён года занятиями: лето – сенокос, купание, езда на велосипеде; осень — сбор урожая, начало учебного года.

1

Практическая работа

Передавать движения.Уметь работать с натуры и по наблюдению. Выполнять краткие зарисовки (наброски) с фигуры человека (с натуры и по представлению): стоит, идёт, бежит.Работать в одной цветовой гамме.

Находить в Интернете, в фотоальбомах картины художников, на которых изображён человек

Выполняет наброски фигуры человека в движении при помощи простого карандаша(графика), умеет работать в одной цветовой гамме

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение ( умеет доводить дело до конца).

Принимает и удерживает цели задания в процессе его выполнения.

Самостоятельно мотивирует учебно-познавательный процесс.

Умеет доводить работу до конца.

Способен предвидеть результат своей деятельности.

Индивидуальный



2 четверть – 7 часов

1

Освоение разнообразных видов штриха.

« Рисунок с натуры человека в движении».

1

Практическая работа

Овладевать приёмами работы различными графическими материалами.

Передавать объём графическими средствами.

Передавать форму предмета с помощью штриха; материалы: перо, карандаш.

Умеет выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла.

Умеет выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач.


Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Умеет выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства, понимает специфику выразительного языка каждого из них.


Текущий



2

Освоение приёмов стилизации объектов живой природы в творчестве художников-дизайнеров.

«Мы нашли в пещере клад»


1

К

Представлять, что такое стилизация в изобразительном искусстве.

Применять её законы при создании продукта дизайна (технических средств, одежды, мебели)

Понимает влияние природного окружения на художественное творчество. Понимает природу как основу всей жизни человечества.


Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Активно участвует в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека.

Способен выражать свои чувства, вызванные состоянием природы.

Имеет представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство.

Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цели работы и выделяет её этапы.

Умеет доводить работу до конца.

Способен предвидеть результат своей деятельности.

Текущий



3

Представление о контрасте и нюансе в объёмных формах: форму, содержание, динамику в скульптуре отражают материал и фактура.

««Болотная птица», «Царство лягушки»

1

К

Понимать, представлять и передавать контраст и нюанс в объёме (лепка из глины или пластилина).

Работает с разными пластичными материалами: глина, пластилин. Умеет изображать нюансы формы в объемной фигуре

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цели работы и выделяет её этапы.

Способен обосновывать своё суждение, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства.

Текущий



4

Освоение приёмов лепки фигуры животного способами вытягивания деталей из целого куска и удаления лишнего. Примерные темы композиций:

«Артисты на арене цирка».

«Животное в движении»

1

К

Осваивать профессиональную лепку.Создавать объёмно-пространственную композицию: лепка фигуры человека в движении по памяти и представлению (пластилин).

Выполнять зарисовки с вылепленных фигурок.

Умеет создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства – словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном.

Умеет выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла.

Умеет использовать элементы импровизации для решения творческих задач.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Умеет выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства, понимает специфику выразительного языка каждого из них.


Текущий



5

Освоение навыков сотворчества при создании крупной композиции.

«Детский городок». Работа в малых группах.

1

Практическая работа

Участвовать в коллективном творчестве при создании объёмно-пространственной композиции.Осваивать технологию лепки с помощью каркаса.

Передавать ритм и динамику при создании художественного образа.

Работает с разными пластичными материалами: глина, пластилин. Умеет изображать нюансы формы в объемной фигуре

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Способен работать в коллективе.

Умеет работать индивидуально и в малых группах.

Готов слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение.

Умеет критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний.

Умеет применять приобретённые знания по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин.


Умеет выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства, понимает специфику выразительного языка каждого из них.

Умеет проводить самостоятельные исследования.

Умеет находить нужную информацию в Интернете.

Групповой



6

Создание игрушки по мотивам литературных произведений

«Цветик - семицветик»

1

Практическая работа

Создавать эскизы предметов на основе Работает с разными пластичными материалами: глина, пластилин. Умеет изображать нюансы формы в объемной фигуре природных форм (по описанию в сказках).

Выражать замысел в рельефных эскизах. Работа в группах по 3–5 человек.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Текущий



7

Создание вазы из «камня». Лепка из цветного пластилина.

«О чем рассказывают камни»

1

Практическая работа

Создавать предметы для интерьера с учётом его особенностей.Передавать в форме вазы (другого предмета) стилевые особенности интерьера в целом.

Находить в поисковых системах Интернета экспозиции в Государственном музее Эрмитаж — вазы, выполненные из камня русскими мастерами.

Умеет выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла.

Умеет использовать элементы импровизации для решения творческих задач.



Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Индивидуальный



3 четверть – 10 часов

1

Знакомство с разнообразием растительного мира. «Создание своего сада с клумбой».

1

К

Создавать декоративные причудливые формы по мотивам природных, в том числе на основе иллюстраций, найденных в Интернете.Привносить в декоративную композицию свои представления о красоте и разнообразии форм в природе.

Осваивать технику бумажной пластики

Создавать эскизы сада.Выявлять декоративную форму узором и цветом: растительные мотивы народного искусства.

Находить в Интернете оригинальные, причудливые формы природных объектов, создавать из них свою коллекцию природных форм


Владеет техникой бумагопластики на уровне, соответствующем возрасту. Создает при помощи бумагопластики растительный орнамент, создает свои эскизы чудо-сада.

Способен в творчестве выражать свои чувства, вызванные состоянием природы.


Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Умеет формулировать, осознавать, передавать своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности.

Имеет представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство.

Самостоятельно мотивирует своею деятельность, определяет цели работы и выделяет её этапы.

Умеет доводить работу до конца.

Умеет находить нужную информацию в Интернете.


Текущий



2

Наброски кистью фигуры человека

1

Урок-выставка

Улавливать настроение и ритм музыкального и поэтического произведения и передавать их графическими средствами.Определять и передавать настроение, использовать цветовое разнообразие оттенков.

Акцентировать внимание на композиционном центре и ритмическом изображении пятен и линий

Развивает умение описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимает связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе.


Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Умеет формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым содержанием.

Обогащает словарный запас

Умеет сопоставлять события, о которых идёт речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделяет общее и различное между ними.


Текущий



3

Композиции на передачу контраста в рисунке.

«Кот в сапогах в гостях у людоеда».

1

К

Передавать индивидуальную манеру письма.

Понимать и передавать контрастные отношения в разных пространствах с помощью цвета, линии, штриха, в том числе в технике компьютерной графики

Умеет высказывать предположения о сюжете по иллюстрации, рассказывает о своём любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге.

Имеет представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство.


Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цели работы и выделяет её этапы.

Умеет доводить работу до конца.


Текущий



4

Развитие художественных представлений: звуки ветра, земли, гор, цветов, травы, деревьев, стаи птиц. Образное определение звуков в цвете и форме.

«Дворец, в котором живут: музыка, сказка и танец»

1

Практическая работа

Определять характер и форму творческой работы на основе предложенной темы.

Находить индивидуальную манеру изображения.

Передавать смысловую зависимость между элементами изображения: выбором формата, материала изображения

Умеет выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла.

Умеет использовать элементы импровизации для решения творческих задач.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Понимает влияние природного окружения на художественное творчество и понимает природу как основу всей жизни человечества

Групповой



5

Чтение художественных произведений (проза, стихи, сказки) с подробным описанием (природы, местности, настроения, внешности человека), их передача в графических образах (иллюстрации)

1

К

Передавать содержание художественного произведения в графической иллюстрации.Выделять композиционный центр и содержательный смысл произведения в изображении.

Создавать коллективную книжку-раскраску.

Умеет выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла.

Умеет использовать элементы импровизации для решения творческих задач.

Умеет проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей.

Имеет сформированные представлений о связи архитектуры с природой.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Способен предвидеть результат своей деятельности.

Способен работать в коллективе.

Умеет работать индивидуально и в малых группах.

Готов слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение.

Умеет находить нужную информацию в Интернете.


Групповой



6

Создание коллективного образа причудливых рыб.

1

К

Соотносить форму настоящей рыбы и выдуманной.

Создавать свои эскизы, передавать в образе собственный характер и интересы.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Групповой



7

Создание эскизов оформления сцены к небылице Г.Сапгира

1

Практическая работа

Создавать сюжетные объёмно-пространственные композиции по мотивам театральной постановки.Оформлять сцену к спектаклю (игровому или кукольному).

Уметь работать в коллективе, распределять обязанности

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Текущий



8

Выполнение эскизов архитектурных сооружений, элементов украшения.

«Витражи»

1

Практическая работа

Коллективно создавать необычное (сказочное) игровое пространство (реальное или в эскизе), оформление витража.Применять разнообразные художественные материалы для осуществления замысла.Уметь работать в ситуации коллективного сотворчества.

Применять музыкальный материал для передачи настроения и эстетического образа пространства

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Текущий



9

Создание предметов декоративно-прикладного искусства на тему: «Конструирование из ракушек»

Декоративная лепка: глина, пластилин.

1

К

Представлять особенности декоративной формы, её условный характер.Передавать в объёмной декоративной форме настроение.

Украшать форму декоративными элементами в соответствии с её особенностями и назначением предмета.

Умеет объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Понимает влияние природного окружения на художественное творчество и понимает природу как основу всей жизни человечества

Текущий



10

Заочное путешествие вместе с коробейниками по ярмаркам и базарам. «Сказочный город»

1

Урок-путешествие.

Понимать особенности и создавать игрушки по мотивам народных художественных промыслов. Применять в украшении мотивы растительного и животного мира.

Соотносить характер украшения, орнамента и его расположения в зависимости от декоративной формы.

Создавать коллективную композицию из выполненных игрушек.

Умеет объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом.


Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Способен работать в коллективе.

Умеет работать индивидуально и в малых группах.

Готов слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение.


Текущий



4 четверть – 8 часов

27

Знакомство с символами и знаками в искусстве и жизни. Создание знаков в Городе мастеров, указывающих на ремесло хозяина дома: «Булочник», «Сапожник», «Портной», «Кузнец» и др.

1

К

Понимать и передавать в символическом изображении его смысл; раскрывать символику цвета и изображений в народном искусстве.

Проводить коллективные исследования на тему «Знаки и символы русского народа».Создавать знаки для обозначения дома и характера занятий мастера-ремесленника, знаки школьных кабинетов, зон в зоопарке и др.

Передавать равновесие в изображении, выразительность формы в декоративной композиции: обобщённость, силуэт.


Передает равновесие в изображении, выразительность формы в декоративной композиции: обобщённость, силуэт.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Умеет проводить самостоятельные исследования.

Умеет находить нужную информацию в Интернете.

Умеет формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым содержанием

Текущий



28

Цвет, форма, ритм и символика в украшениях.

«Украшение доспехов богатыря»

1

К

Передавать характер в декоративном орнаменте с помощью условных изображений.Улавливать и осознавать ритмические повторы в поэтических и музыкальных произведениях.

Уметь создавать декоративные элементы из глины и гуаши или бумаги, клея и гуаши.

Умеет выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла.

Умеет использовать элементы импровизации для решения творческих задач.


Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Умеет применять приобретённые знания по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин.

Умеет выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач.

Текущий



29

Знакомство с видами изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство).

«Мастерская художника»

1

Экскурсия в музей.

Понимать и уметь выражать в словесной форме свои представления о видах изобразительного искусства (их сходстве и различии).Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства.

Проводить коллективные исследования по данной теме.

Умеет фиксировать своё эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства.

Понимает влияние природного окружения на художественное творчество и понимает природу как основу всей жизни человечества.


Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Имеет целостное, гармоничное восприятие мира.

Способен обосновывать своё суждение, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства.

Активно участвует в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека.


Текущий



30

Восприятие произведений разных видов искусства. Обсуждение, построенное на сравнении, нахождении общего и особенного в каждом виде искусства. Выделение эмоционально-образных характеристик произведений музыки, поэзии, живописи, графики.

1

Экскурсия на выставку в худ. школу

Воспринимать, находить, объяснять общее и различное в языке разных видов искусства.Выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства (изобразительного, музыкального, хореографии, литературы).

Понимать специфику выразительного языка каждого из них

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Текущий



31

Выполнение этюдов

«Образ сказочного животного»

1

К

Понимать и объяснять общее и особенное в произведениях живописи, графики и художественной фотографии.

Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного замысла в живописи или графике.

Умеет выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла.Умеет использовать элементы импровизации для решения творческих задач

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Умеет выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства, понимает специфику выразительного языка каждого из них.

Индивидуальный



32

Выполнение творческих самостоятельных работ по материалам обсуждений, экскурсий.

«Архитектура и декоративно-прикладное искусство»

1

К

Группировать произведения изобразительного искусства по видам и жанрам.

Участвовать в обсуждении, беседах, коллективных творческих проектах.

Называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона

Имеет сформированные представления об искусстве, о связи искусства с действительностью и умеет объяснить это на доступном возрасту уровне.

Умеет использовать элементы импровизации для решения творческих задач.


Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Умеет анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которое они вызывают, элементарно оценивает их с точки зрения эмоционального содержания.

Индивидуальный



33

Выражение художником своего отношения к изображаемому. Художники И.Я. Билибин, А.И. Куинджи, В.М. Васнецов, В.А. Серов, И.И. Шишкин.

1

К

Понимать и определять своеобразие и особенности произведений декоративно-прикладного искусства (вышивка, роспись, мелкая пластика, изделия из камня, гончарное искусство) и дизайна (мебель, одежда, украшения).

Осознавать и объяснять символику в народном и декоративно-прикладном искусстве, функциональность, практическую значимость произведений декоративно-прикладного искусства.

Умеет объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом.


Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Умеет сопоставлять события, о которых идёт речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделяет общее и различное между ними.


Индивидуальный, групповой



34


«Архитектурные достопримечательности»

1

Экскурсия

Представлять и понимать связь архитектуры с природой.

Называть архитектурные памятники региона, знать их историю.

Имеет сформированные представления о природном пространстве и архитектуре разных народов.Имеет сформированные представления о связи архитектуры с природой, знание архитектурных памятников своего региона, ихистории.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Активно участвует в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека.


Групповой




Информационно – методическое обеспечение.

  1. Методическое пособие для учителя : / Л. Г. Савенкова, Е. А Ермолинская. – М. : Вентана-Граф. 2012. Начальная школа XXI века

  2. Для учителя: Изобразительное искусство : 3класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л. Г. Савенкова, Е. А Ермолинская. – 2-е изд., дораб. – М. : Вентана-Граф. 2012. Начальная школа XXI века


  1. Для учителя: Изобразительное искусство : 3 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Л. Г. Савенкова, Е. А Ермолинская. – М. : Вентана-Граф. 2012. Начальная школа XXI века



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!