Рабочая программа предмета «Литературное чтение» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение» (учебно-методический комплект «Школа России»). Курс «Литературное чтение» отличается широким видо-жанровым и тематическим диапазоном литературных произведений, соответствием учебного материала и способов его систематизации, ведущей задаче четвёртого года обучения - формированию базовых читательских компетенций и личностных качеств. Программа направлена на достижение следующих целей:
• обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре, правде, дружбе, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся и особенно ассоциативное мышление;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания прошений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства; обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по держанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
Основной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способность к использованию читательской деятельности как средства самообразования.
Работа по формированию читательской компетенции реализуется по следующим направлениям:
К концу изучения в четвёртом классе курса «Литературное чтение» будет сформирована готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития.
- осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения другим предметам и в дальнейшей жизни;
- ускоренно читать произведение за счёт отработки приёмов целостного и точного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного (скорость чтения не менее 90 слов минуту);
- понимать содержание прочитанного понимать содержание прочитанного произведя, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочимого текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;
- передать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа;
- вводить в пересказы - повествования элементы описания, рассуждения и цитаты из текста;
- выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания; самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основам действующим лицам произведения;
- называть названия, темы и сюжеты 2-3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей - классиков;
- читать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
- называть не менее 6-7 народных сказок, уметь их пересказывать; называть более 10 пословиц, 2-3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно их употребить;
- полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чем идёт речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
- использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;
- расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.
Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметны результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству прошлое и настоящее многонационального народа России;
При выставлении оценки следует ориентироваться на следующую шкалу: «3» - если сделано не менее 50% объёма работы;
Общими критериями оценивания результативности обучения чтению являются следующие:
- индивидуальный прогресс в совершенствовании правильности, беглости и способов чтения (слоговое, плавное слоговое, целыми словами, плавное слитное);
- умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в тексте задания, и следовать ей;
- интерес к чтению художественной, познавательной и справочной литературы, расширение круга чтения.
- ответы обучающихся на вопросы по содержанию, структуре, языковому оформлению и жанровой принадлежности литературных произведений;
- выразительность чтения (умение передать общий характер текста с помощью интонационных средств - мелодики, темпоритма, пауз, логических ударений, громкости и эмоциональной окраски голоса);
- наблюдение учителя за продуктивностью участия детей в коллективной творческой деятельности (в составлении книжных выставок, конкурсах чтецов, драматизации, воображаемой экранизации и т.п.);
- наблюдение учителя за соблюдением обучающимися правил коллективной и групповой работы;
анализ творческих работ учащихся (в том числе входящих в рабочие тетради и в хрестоматии).
- осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 90 слов в минуту (на конец года);
- умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев;
- безошибочность чтения.
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок
№ п/п | Дата | | Тема урока | Дом. задание | Характеристика деятельности | Формируемые УУД |
Личностные | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
I четверть - 32 часа |
1 | | | Знакомство с учебником. Летописи. | Принести понравившуюся книгу из прочитанных летом | Учить находить в былине аналогии с реальными историческими событиями. | Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; | Самостоятельно формулировать тему и цели урока. | Строить рассуждения. | Ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя. Кратко передавать свои впечатления о прочитанном. |
Летописи, Былины, | Сказания, Жития |
2 | | | Внеклассное чтение. Самые интересные книги, прочитанные лет. | Читать книги Э.Успенского и др.авторов. составить кроссворд по произведения | Учить находить в былине аналогии с реальными историческими событиями. | Самостоятельно формулировать тему и цели урока. | Строить рассуждения. | Ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя. Кратко передавать свои впечатления о прочитанном. |
3 | | | Знакомство с названием раздела Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». | Стр 6-8 прочитать. Найти инф-ю по теме урока | Учить находить в былине аналогии с реальными историческими событиями. | Самостоятельно формулировать тему и цели урока. | Строить рассуждения. | Ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя. Кратко передавать свои впечатления о прочитанном. |
4 | | | События летописи – основные события Древней Руси. | Читать летописи, былины, сказания. | Учить находить в былине аналогии с реальными историческими событиями. | Самостоятельно формулировать тему и цели урока. | Строить рассуждения. | Ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя. Кратко передавать свои впечатления о прочитанном. |
5 | | | Из летописи «И вспомнил Олег коня своего» | Прочитать А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге» | Познакомить с отрывкам из летописей, помочь им понять необходимость знания истории. | Самостоятельно формулировать тему и цели урока. | Строить рассуждения. | Ставить вопросы к тексту учебника. Кратко передавать свои впечатления о прочитанном. |
6 | | | А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге» | Выучить отрывок из баллады «Песнь о вещем Олеге | Познакомить с отрывкам из летописей, помочь им понять необходимость знания истории. | Самостоятельно формулировать тему и цели урока. | Строить рассуждения. |
7 | | | Поэтический текст былины «Ильины три поездочки». | Выразит.чтение былины стр 17 - 19 | Осознанно, правильно, выразител читать вслух. Самостоятельно давать характеристику героя. Составлять план текста. Относить прочит произв к определен. периоду. | Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. | Строить рассуждения. |
8 | | | Прозаический текст в пересказе И.Карнауховой. | Перечитать былину и разделить на смысловые части | Строить рассуждения. |
9 | | | Герой былины – защитник Русского государства. Картина В.Васнецова «Богатыри» | Найти материал о Сергии Радонежском | Строить рассуждения. |
10 | | | Сергий Радонежский – святой земли Русской. В.Клыков «Памятник Сергию Радонежскому» | Стр 22 – 28 прочитать | Строить рассуждения. |
11 | | | «Житие Сергия Радонежского» | Составить проект стр. 32 | Составлять план текста. Относить прочит произв к определен. периоду | Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. | Строить рассуждения. | Ставить вопросы к тексту учебника. Кратко передавать свои впечатления о прочитанном. |
12 | | | Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Жития». Создание календаря исторических событий | Выполнить задание №9 стр. 34 | Обобщить знания полученные при изучении раздела | Иметь собств читат. приоритеты, уважит относиться к предпочтен. других | Работ. по плану, сверяя св действ с целью, корректир свою деятельност | Устанавливать причинно-следственные связи. | Высказывать и обосновывать свою точку зрения |
Чудесный мир классики |
13 | | | Знакомство с названием раздела. | Биография П.П.Ершова Принести сказки писателя | Творчество Ершова. Поним и формулировать своё отношение к авторск. манере письма. | Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтен. | Сост план решен. учебн. проблемы совместно с учителем. | Строить рассуждения. | Адекватно испол. речев средства для реш. различ коммуникат задач. |
14 | | | Пётр Петрович Ершов «Конёк - горбунок» | Стр 39 – 51 до слов «Братья, т.е. испугались….» | Поним идеи произв сам. дав. х-ку героя (портрет, черты х-ра и поступки, речь, отнош авт. к герою; собст отнош. к герою); | Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтен. | Сост план решен. учебн. проблемы совместно с учителем. | Строить рассуждения. | Адекватно испол. речев средства для реш. различ коммуникат задач. |
15 | | | П. П. Ершов «Конёк - горбунок». Характеристика героев. | Дочитать до конца. Подумать над характеристикой 3 братьев и коротко записать в тетрадь | Поним идеи произв сам. дав. х-ку героя (портрет, черты х-ра и поступки, речь, отнош авт. к герою; собст отнош. к герою); | Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении | Самостоятельно формулировать тему и цели урока. Работать в заданном темпе. В диалоге с учит. выраб. критерии оценки и определ степень успешнос св раб и раб др. в соответс. с этими критериями | Вычит. все виды текст информац.: фактуальную, подтекстовую, концептуальную. | Слуша и слыш др, пытаться приним. иную (.), быть гот. коррект св (.) |
16 | | | Пётр Петрович Ершов «Конёк - горбунок» | Задание №9 или 13 стр 60 - 61 | Поним идеи произв сам. дав. х-ку героя (портрет, черты х-ра и поступки, речь, отнош авт. к герою; собст отнош. к герою); | Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении | Строить рассуждения. | Адекватно испол. речев средства для реш. различ коммуникат задач. |
17 | | | А. С. Пушкин «Няне» | Выучить стих-е | Развивать внимание к авторскому слову, к точности употребления слов в поэтической речи. | Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре. чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы. | Самостоятельно формулировать тему и цели урока. Работать в заданном темпе. | Строить рассуждения. | Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. |
18 | | | А. С. Пушкин «Туча», «Унылая пора» | Иллюстрация стих-е | Строить рассуждения. |
19 | | | А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Характеристика герое | Стр 70 – 90 прочитать. | Строить рассуждения. |
20 | | | А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Деление сказки на части | Дочитать до конца | | Самостоятельно формулировать тему и цели урока. Работать в заданном темпе. | Строить рассуждения. | Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. |
21 | | | А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Деление сказки на части | Подробно пересказать одну из частей сказки | | Самостоятельно формулировать тему и цели урока. Работать в заданном темпе. | Строить рассуждения. | Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. |
22 | | | Внеклассное чтение. Урок - КВН по сказкам А. С. Пушкина | | Аргументировано высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции | Учиться пооперационному контролю учебной работы как своей, так и других. | Систематизация и обобщение. | Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. |
23 | | | М. Ю. Лермонтов «Дары Терека» | Биография М.Ю.Лермонтова | Видеть языковые средства,использованные автором. | Сам формулиров. тему и цели урока. | Строить рассуждения. | Учиться связно отвечать по плану |
24 | | | М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» | Перечитать сказку | Видеть языковые средства,использованные автором. | Сам формулиров. тему и цели урока. | Строить рассуждения. | Учиться связно отвечать по плану |
25 | | | М. Ю. Лермонтов «Дары Терека», «Ашик-Кериб» | Подготовить краткий пересказ | Видеть языковые средства,использованные автором. | Сам формулиров. тему и цели урока. | Строить рассуждения. | Учиться связно отвечать по плану |
26 | | | М. Ю. Лермонтов «Дары Терека», «Ашик-Кериб» | №7 стр 111. Написать отзыв о произведении | Видеть языковые средства,использованные автором. | Сам формулиров. тему и цели урока. | Строить рассуждения. | Учиться связно отвечать по плану |
27 | | | Творчество Л. Н. Толстого | Читать произведения Л.Н.Толстого | Соотн. автора, его произ. со временем их создания; с тематикой детской литературы. | Любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории. | Самостоятельно формулировать тему и цели урока. | Сопостав и отбир инф, полученную из различных источников | Высказывать и обосновывать свою точку зрения. |
28 | | | Л. Н. Толстой «Детство», «Как мужик убрал камень» | Написать небольшое сочинение о маме | Сам осваивать незнаком. текст (чт про себя, задав. вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; слов раб по ходу чтен); формулировать основную мысль текста. | Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей | Самостоятельно формулировать тему и цели урока. Работать по плану, сверяя свои действия с целью. | Вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную | Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. |
29 | | | Л. Н. Толстой «Детство», «Как мужик убрал камень» | Найти и прочитать другие басни Л.Н.Толстого | Соотн. автора, его произ. со временем их создания; с тематикой детской литературы. | Любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории. | Самостоятельно формулировать тему и цели урока. | Сопостав и отбир инф, полученную из различных источников | Высказывать и обосновывать свою точку зрения. |
30 | | | Внеклассное чтение по басням Л. Н. Толстого | Подготовить презентацию о жизни и творчестве Л.Н.Толстого. выразить в ней своё отн-е к идеям автора. | Самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою). | Этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения. | В диалоге с учит. выраб. критерии оценки и определ степень успешнос св раб и раб др. в соответс с этими критериями. | Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников | Самостоятельно выбирать и читать детские книги. |
31 | | | Творчество А. П. Чехова «Мальчики» | Перечитать рассказ «Мальчики», найти объяснение непонятных слов | Соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы. | Любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории. | Самостоятельно формулировать тему и цели урока. | Пользоваться разн видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным. | Высказывать и обосновывать свою точку зрения. |
32 | | | А. П. Чехов «Мальчики» | Подготовить пересказ по подготовленному плану | Аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям. | Эмоциональность; умение осознавать и определ (называт) свои эмоции. | Сост план решен учебн. проблемы совместно с учителем. | Строить рассуждения. | Адекватно использовать речевые средства. |
II четверть - 32 часа |
33 | | | Обобщающий урок – КВН «Чудесный мир классики» | | Понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма | Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. | Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. | Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников | Самостоятельно выбирать и читать детские книги. |
34 | | | Оценка достижений | | | | | | |
Поэтическая тетрадь |
35 | | | Знакомство с названием раздела | Принести сборники с понрав.стих | Видеть языковые средст, использованные автором. Обеспечить целостное восприятие поэтического текста. Осознавать идею произведения, правильно оценивать ее и выражать свое отношение. Аргументировано высказывать своё отношение к прочитанному. Иметь собственные читательские приоритеты | Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому. Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; | Сост план решен учебн проблемы совместно с учит. | Строить рассуждения. | Высказ и обосновывать свою точку зрения. |
36 | | | Ф. И. Тютчев. «еще земли печален вид», «Как неожиданно и ярко….» | Выучить любое стих | | | |
37 | | | А. А. Фет « Весенний дождь». «Бабочка». | Выучить любое стих. Иллюстрац | Сам формулиров. тему и цели урок В диалоге с учит. выраб. критерии оценки и определ степень успешнос своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. | Строить рассуждения. | Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. |
38 | | | Е. А. Баратынский. «Весна». | Найти др.стихи автора | Строить рассуждения. |
39 | | | А.Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стих-я | Выучить стих-е | |
40 | | | И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…» | Выразит. чтение стих-я | |
41 | | | Н. А. Некрасов «Школьники». наизусть | Проч. др. стихи автора | Строить рассуждения. |
42 | | | Н. А. Некрасов «В зимние сумерки» | Иллюст. Выразит. чтение | Строить рассуждения. |
43 | | | И. С. Бунин «Листопад» наизусть | Выразит.чтение | Строить рассуждения. |
44 | | | Внеклассное чтение «Родные поэты (стихи для детей поэтов – классиков XIX – начала XXвека» | Продолжить знакомство с творчеством родных поэтов | Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении | Пользоваться разн видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным. | Самостоятельно выбирать и читать детские книги. |
45 | | | Обобщающий урок – игра по разделу «Поэтическая тетрадь» | Составить альбом своих любимых стихов с иллюстрац. | Работ. по плану, сверяя св действ с целью, корректир св деятельность | Мыслительный эксперимент. | Оформ св мысли в уст и письменной форме с учётом речевой ситуации. |
46 | | | Оценка достижений | | | | | | |
47 | | | Знакомство с разделом. В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» | Прочитать стр 156 - 167 | Самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); формулировать основную мысль текста; составлять простой и сложный план текста. | Ориентация в нравс содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения. | Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. | Вычитывать все виды текстовой информации. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников. | Высказывать и обосновывать свою точку зрения. |
48 | | | В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» | Подготовить ответы на вопросы №3,4 стр 168 | Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. | Высказывать и обосновывать свою точку зрения. |
49 | | | В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» | Подготовить рассказ о Мише | Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. | Высказывать и обосновывать свою точку зрения. |
50 | | | В. М Гаршин «Сказка о жабе и розе» | Найти сведения об авторе | Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. | Учиться кратко передавать прочитанное |
51 | | | В. М Гаршин «Сказка о жабе и розе» | Прочитать стр 169 – 178. Ответить на вопрос №8 стр 179 | Ориентация в нравс содержании и смысле поступков – | Учиться кратко передавать прочитанное |
52 | | | В. М Гаршин «Сказка о жабе и розе» | Придумать и записать сказку о растении или животном | Ориентация в нравс содержании и смысле поступков | Учиться кратко передавать прочитанное |
53 | | | П. П. Бажов «Серебряное копытце» | Перечитать сказку | Понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким; | Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. | Осуществлять анализ и синтез. Строить рассуждения. | Учиться связно отвечать по плану. Кратко передавать прочитанное. |
54 | | | П. П. Бажов «Серебряное копытце» | Перечитать произведение |
55 | | | П. П. Бажов «Серебряное копытце» | Прочитать др.сказы П.П.Бажова |
56 | | | С. Т. Аксаков «Аленький цветочек» | Прочитать стр 193 - 204 |
57 | | | С. Т. Аксаков «Аленький цветочек» | Дочитать до конца | Понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким; | Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. | Осуществлять анализ и синтез. Строить рассуждения. | Учиться связно отвечать по плану. Кратко передавать прочитанное. |
58 | | | С. Т. Аксаков «Аленький цветочек» | Подготовить пересказ любой части | Понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким; | Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. | Осуществлять анализ и синтез. Строить рассуждения. | Учиться связно отвечать по плану. Кратко передавать прочитанное. |
59 | | | С. Т. Аксаков «Аленький цветочек» | Повторить произвед. раздела | Понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким; | Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. | Осуществлять анализ и синтез. Строить рассуждения. | Учиться связно отвечать по плану. Кратко передавать прочитанное. |
60 | | | Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей | | | | | | |
61 | | | Обобщающий урок - игра «Крестики - нолики» | | Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся | Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтен | Работ. по плану, сверяя св действ с целью, корректир св деятельность | Мыслительный эксперимент. | Оформ св мысли в уст и письменной форме с учётом речевой ситуации. |
62 | | | Оценка достижений. Контрольная работа за I полугодие. | Подготовиться | | Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтен | Работ. по плану, сверяя св действ с целью, корректир св деятельность | Мыслительный эксперимент. | Оформ св мысли в уст и письменной форме с учётом речевой ситуации. |
Делу время – потехе час |
63 | | | Знакомство с названием раздела. Е. Л. Шварц « Сказка о потерянном времени» | Перечитать сказку | Ориентир-ся в жанрах по определен. признакам. Осознавать идею произведения, правильно оценивать ее и выражать свое отношение. | Ориентация в нравств содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения. | Самостоятельно формулировать тему и цели урока. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. | Пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным. | Учиться связно отвечать по плану. Кратко передавать прочитанное. Пользов монолог. и диалогич речью. |
64 | | | Е. Л. Шварц « Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения | Иллюстрация произвед. Подготовить пересказ | Осознавать идею произведения, правильно оценивать ее и выражать свое отношение. | Пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным. | Учиться связно отвечать по плану. Кратко передавать прочитанное. Пользов монолог. и диалогич речью. |
65 | | | В. Ю. Драгунский «Главные реки» | Подготовить пересказ от имени Дениса. | Сам давать хар-ку героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою). Чтение по ролям. | Осуществлять анализ и синтез. Строить рассуждения. | Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Принимать иную точку зрения. |
66 | | | В. Ю. Драгунский «Главные реки» «Что любит Мишка» | Подготовить выразительное чтение рассказа | Чтение по ролям. | этические чувства – совести, вины, стыда – как | Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. | Строить рассуждения | Принимать иную точку зрения. |
III четверть - 40 часов |
67 | | | В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел» | Написать мини сочинение о прогульщике | Чтение по ролям. | этические чувства – совести, вины, стыда – как | Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. | Строить рассуждения | Принимать иную точку зрения. |
68 | | | В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел» | Повторить все произведения раздела | Чтение по ролям. | этические чувства – совести, вины, стыда – как | Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. | Строить рассуждения | Принимать иную точку зрения. |
69 | | | Внеклассн. чтение. Книги о сверстниках, о школе | Повторить все произведения раздела | Чтение по ролям. | этические чувства – совести, вины, стыда – как | Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. | Строить рассуждения | Принимать иную точку зрения. |
70 | | | Обобщающий урок «Делу время – потехе час» | | | | | | |
71 | | | Оценка достижений | | | | | | |
Страна детства (8ч) |
72 | | | Знакомство с названием раздела. Б. С. Житков «Как я ловил человечков» | Выразительное чтение | Самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою). | Эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать. | Сам формулиров. тему и цели урок Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. | Строить рассуждения. | Учиться связно отвечать по плану. Кратко передавать прочитанное. Пользов монолог. и диалогич. речью Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Принимать иную точку зрения. |
73 | | | Б. С. Житков «Как я ловил человечков» | Пересказ текста от имени главного героя | | | |
74 | | | К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | Перечитать текст | Формулировать основную мысль текста; составлять простой и сложный план текста | Поним чувства ув., благодар, ответств. по отношению к своим близким; | Осуществлять анализ и синтез. |
75 | | | К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | Найти в тексте эпитеты и олицетворение | | | |
76 | | | М. М. Зощенко «Ёлка» | Подготовить пересказ от имени мамы или папы | Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков | Самостоятельно формулировать тему и цели урока. | Строить рассуждения. |
77 | | | Обобщающий урок по разделу «Страна детства» | | Иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других | Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. | Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность | Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников. | Самостоятельно выбирать и читать детские книги. |
78 | | | Оценка достижений | |
79 | | | Внеклассн. чтение Что такое среди книг и каково их значение | |
Поэтическая тетрадь (6ч) |
80 | | | Знакомство с названием раздела. В. Я Брюсов «Опять сон» «Детская» | Выучить одно из стих-й | Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; видеть языковые средства, использованные автором | Умение воспринимать красоту природы. Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории. Потребность в чтении | Сам. формулир. тему и цели урока. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями | Вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную. | Адекватно использовать речевые средства. Пользоваться словарем |
81 | | | С. А. Есенин «Бабушкины сказки» | Читать стихи С.А.Есенина |
82 | | | М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка» «Наши царства» | Найти и прочитать другие стихи М.И.Цветаевой |
83 | | | Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему. Конкурс чтецов. Оценка достижений. | | Самостоятельно выбирать и читать детские книги. | Сопоставлять и отбирать информацию. | Самостоятельно выбирать и читать детские книги. |
84 | | | Устный журнал «Поэтическая тетрадь» | Подготовить чтение наизусть | Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность | Осуществлять анализ и синтез. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. |
Природа и мы |
85 | | | Знакомство с названием раздела. Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш» | Подготовить беошибочное чтение рассказа | Самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения, находить ключевые слова, формулировать основную мысль текста; составлять план текста, пересказывать текст. | Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству. | Сам. формулиров тему и цели урок В диалоге с учит. выраб. критерии оценки и определ степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями | Извлекать информацию, представленную в разных формах. Строить рассуждения. | Учиться связно отвечать по плану. Кратко передавать прочитанное. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Принимать иную точку зрения. |
86 | | | Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш» | Придумать что случилось с Приёмышем дальше |
87 | | | А. И. Куприн «Барбос и Жулька» | Перечитать текст |
88 | | | А. И. Куприн «Барбос и Жулька» | Подготовить пересказ от имени Барбоса |
89 | | | М. Пришвин «Выскочка» | Выразит.чтение |
90 | | | М. Пришвин «Выскочка» | Написать свою историю наблюдения за животными |
91 | | | Е. В. Чарушин «Кабан» | Подготовить пересказ от имени автора |
92 | | | В. П. «Стрижонок Скрип» | Перечитать рассказ |
93 | | | В. П. «Стрижонок Скрип». Герои сказок | Подготовить рассказ от имени Скрипа. №2,3 стр 111 | | | | | |
94 | | | Обобщающий урок – конкурс по разделу «Природа и мы» | | Иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других. | Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. | Работ. по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность | Осуществлять анализ и синтез. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. |
95 | | | Проект «Природа и мы». Оценка достижений | |
Поэтическая тетрадь |
96 | | | Знакомство с названием раздела | Принести сборники со стих-ми | Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; видеть языковые средства, использованные автором. | Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; умение воспринимать красоту природы. | Самостоятельно формулировать тему и цели урока. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями | Строить рассуждения. | Адекватно использовать речевые средства. Пользоваться словарем. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения |
97 | | | Б.Л.Пастернак «Золотая осень» | Выразит.чтение | |
98 | | | С. А. Клычков «Весна в лесу» (наизусть) | Выразит.стих-е | |
99 | | | Д.Б.Кедрин «Бабье лето» | Мини сочинение о бабьем лете | Строить рассуждения. |
100 | | | Н.М.Рубцов «Сентябрь» | Выучить стих-е | Строить рассуждения. |
101 | | | С. А. Есенин «Лебедушка» (наизусть) | Выучить понравившийся отрывок | Строить рассуждения. |
Внеклассное чтение(4ч). |
102 | | | Обобщающий урок – конкурс «Поэзии прекрасные страницы» | | Самостоятельно выбирать и читать детские книги. | Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. | Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность | Осуществлять анализ и синтез. Сопоставлять и отбирать информацию. | Самостоятельно выбирать и читать детские книги. |
103 | | | Оценка достижений | |
IV четверть- 32 часа |
Родина (6ч) |
104 | | | Знакомство с названием раздела. | Написать мини сочинение «Что значит для меня Родина?» | | | | | |
105 | | | И. С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте. | Составить план стих-я, подготовить выразительное чтение | Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; видеть языковые средства, использованные автором. | Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; | Самостоятельно формулировать тему и цели урока. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. | Строить рассуждения. | Адекватно использовать речевые средства. Пользоваться словарем. Слушать и слышать других. |
106 | | | С. С. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому | Выучить стих-е | Строить рассуждения. |
107 | | | А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске» | Найти и прочитать др.стихи писател | Строить рассуждения. |
108 | | | Обобщающий урок «Родина» | | |
109 | | | Внеклассн. чтение «Кто с мячом к нам придёт, от меча и погибнет» | | Самостоятельно выбирать и читать детские книги. | Сопоставлять и отбирать информацию. | Самостоятельно выбирать и читать детские книги. |
110 | | | Проект «Они защищали Родину» | | Осуществлять анализ и синтез. | |
111 | | | Оценка достижений | | | | | | |
Страна Фантазия |
112 | | | Знакомство с названием раздела. Е. С. Велистов «Приключения Электроника» | Перечитать отрывок, объяснение непонятных слов | Самос. прогнозировать содерж текста до чтения, находить ключевые слова, формулировать основную мысль текста; составлять план текста. | Умение осознавать и определ. эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать. | Сам формулиров. тему и цели урок; сост план решен. учебн проблемы совместно с учит. | Осуществлять мыслительный эксперимент. | Учиться связно отвечать по плану. Кратко передавать прочитанное |
113 | | | Е. С. Велистов «Приключения Электроника» | Составить рассказ «Наш друг Электроник» | |
114 | | | К. Булычев «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра | Перечитать отрывок. иллюстрация | Осуществлять мыслительный эксперимент. |
115 | | | К. Булычев «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра | Подготовить о любимом фантастич. произведении | | | | |
116 | | | Путешествие по стране Фантазии | Придумать небольшой рассказ о путешествии на другую планету | Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении | В диалоге с учит. выраб. критерии оценки и определ степень успешнос св раб и раб др. в соответс. с этими критериями. Работ. по плану, сверяя св действ с целью, корректир св. деятельность. | Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников Строить рассуждения. Осуществлять анализ и синтез. | Самостоятельно выбирать и читать детские книги. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Оформ св мысли в уст и письменной форме с учётом речевой ситуации. |
117 | | | Оценка достижений | |
Иметь собственные читательские приоритеты. |
118 | | | Внеклассное чтение «В путь, друзья!» (книги о путешествиях и путешественниках) | | | | | | |
Зарубежная литература |
119 | | | Знакомство с названием раздела. Д. Свивт «Путешествие Гулливера» | Перечитать текст | Формулировать основную мысль текста; составлять простой и сложный план текста, понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма; самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою). | Умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать. Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков. | Самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем | Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план). Строить рассуждения. | Учиться связно отвечать по плану. Кратко передавать прочитанное |
120 | | | Д. Свивт «Путешествие Гулливера» | Подумать над вариантами названия |
121 | | | Д. Свивт «Путешествие Гулливера» | Придумать рассказ о том, что бы сделал, когда ты на время стал великаном |
122 | | | Г. Х. Андерсен «Русалочка» | Перечитать рассказ |
123 | | | Г. Х. Андерсен «Русалочка» | Разделить текст на части и озаглавить |
124 | | | Г. Х. Андерсен «Русалочка» | Иллюстрация понравив отрывк |
125 | | | Г. Х. Андерсен «Русалочка» | Дочитать сказку, поделить отрывок на части |
126 | | | Г. Х. Андерсен «Русалочка» | Читать сказки Г.Х.Андерсена |
127 | | | М. Твен Приключения Тома Сойера» | Прочитать рассказ |
128 | | | М. Твен Приключения Тома Сойера» | Подготовить пересказ от имени Тома Сойера |
129 | | | С. Лагерлеф Святая ночь». «В Назарете» | Перечитать текст |
130 | | | С. Лагерлеф Святая ночь». «В Назарете» | Подготовить пересказ от имени пастуха | | | | |
131 | | | С. Лагерлеф Святая ночь». «В Назарете» | Найти материал об Иисусе и Иуде | | | | |
132 | | | С. Лагерлеф Святая ночь». «В Назарете» | Ответы на вопросы №1,2 стр 217 | | | | |
133 | | | Внеклассное чтение Урок – отчёт Путешествие по дорогам любимых книг | | Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Любовь и уважение к Родине, его языку, культуре, истории | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. | Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников Строить рассуждения. | Самостоятельно выбирать и читать детские книги. Слушать и слышать других. |
134 | | | Контрольная работа за II полугодие | | | | | | |
135 | | | Обобщающий урок «Зарубежная литература» | | Владеть формами самостоятельной систематизацией учебного материала. | Интерес к чтению, потребность в чтении. | Оценивать учебные действия по образцу оценки учителя. | Осуществлять анализ и синтез. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. |
136 | | | Урок – игра «Литературные тайны» | | | | | | |