Просмотр содержимого документа
«КТП по биологии 7 класс»
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
___________ Степанова И.А. подпись Ф.И.О.
____31. 08. 2017 года_______
Краснодарский край, Белоглинский район, х. Туркинский
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 36 Белоглинского района»
(наименование образовательной организации)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по _________биологии__________________
(указать учебный предмет, курс)
Класс __7_____________________________________________________________
Учитель __Хаустова Екатерина Владимировна_________
Количество часов: всего __68___ часов; в неделю _____2___ часа;
Планирование составлено на основе рабочей программы, разработанной учителем кубановедения Е.В. Хаустовой, утверждённой на педсовете МБОУ СОШ №36, протокол № 1 от 31 августа 2015 года.
(указать ФИО учителя, реквизиты утверждения рабочей программы с датой)
Планирование составлено на основе: : Программы основного общего образования.Биология.5-9 класс.Линейный курс.Авторы Н.И.Сонин, В.Б.Захаров.Рабочие программы. Биология 5- 9 классы ФГОС. c.151-239. М.: Дрофа, 2015 г.____
(указать программу учебного предмета, на основе которой составлена рабочая программа)
В соответствии с ______ ФГОС основного общего образования __________________
(ФГОС начального, основного общего образования / ФКГОС-2004)
Учебник: Сонин Н. И., Захаров В. Б. Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы. Растения. 7 класс. Учебник / М.: Дрофа, любое издание.
Номер урока | Содержание (разделы, темы) | Количество часов | Даты проведения | Материально-техническое оснащение | Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТ-компетенции, межпредметные понятия |
план | факт |
| Раздел 1. От клетки до биосферы. | 11 | | | | |
| Тема 1.1.Многообразие живых систем. | 3 | | | | Определяют и анализируют Понятия: биология, уровни организации, клетка, ткань, орган, организм, биосфера, экология. Оценивают роль биологической наукив жизни общества. Составляют краткий конспект текста урока, готовятся к выступлению. |
1 | Разнообразие форм живого на Земле. | 1 | 04.09 | | ММО, стенд |
2 | Понятие об уровнях организации жизни. | 1 | 07.09 | | ММО |
3 | Общие представления о биосфере | 1 | 11.09 | | ММП |
| Тема 1.2. Ч.Дарвин о происхождении видов | 2 | | | | Определяют и анализируют основные понятия: наследственность, изменчивость. Знакомятся с этапами искусственного отбора в сельском хозяйстве и быту. Строят схемы действия естественного отбора в постоянных и изменяющихся условиях. Составляют развернутый план урока. |
4 | Причины многообразия живых организмов. Явления наследственности и изменчивости. | 1 | 14.09 | | портрет К. Линнея, гербарий портрет Ч.Дарвина, |
5 | Понятие о борьбе за существование и естественном отборе. | 1 | 18.09 | | Муляжи фруктов , ММП |
| Тема 1.3. История развития жизни на Земле. | 4 | | | | Знакомятся с историей Земли как космического тела. Характеризуют растительный и животный мир палеозоя, мезозоя, и кайнозоя. Составляют картины фауны и флоры эр и периодов(работа в малых группах) |
6 | Подразделение истории Земли на эры и периоды. | 1 | 21.09 | | ммо |
7 | Подразделение истории Земли на эры и периоды. | 1 | 25.09 | | ммо |
8 | Условия существования на древней планете. | 1 | 28.09 | | ммо |
9 | Смена флоры и фауны на Земле: возникновение новых и вымирание прежде существовавших форм. | 1 | 02.10 | | ммо |
| Тема 1.4. Систематика живых организмов | 2 | | | | Определяют понятия: «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения», «царство Животные». Проводят анализ признаков живого: клеточного строения, питания, дыхания, |
10 | Искусственная система живого мира. Система природы К. Линнея. | 1 | 05.10 | | ммо |
11 | Основы естественной классификации живых организмов на основе их родства. Л.Р. № 1 «Определение систематического положения домашних животных». | 1 | 09.10 | | | обмена веществ, раздражимости, роста, развития, размножения. Характеризуют принципы искусственной классификации организмов по К. Линнею. Учатся приводить примеры искусственных классификаций живых организмов, используемых в быту. Составляют план параграфа |
| Раздел 2. Царство Бактерии. | 4 | | | | |
| Тема 2.1.Подцарство Настоящие бактерии. | 2 | | | | Выделяют основные признаки бактерий, дают общую характеристику прокариот. Определяют значение внутриклеточных структур, сопоставляют его со структурными особенностями организации бактерий. Выполняют зарисовку различных форм бактериальных клеток. Готовят устное сообщение по теме «Общая характеристика прокариот». |
12 | Общие свойства прокариотических организмов. | 1 | 12.10 | | таблица, пробирки с водой, почвой, портрет Левенгука |
13 | Строение прокариотической клетки. Размножение бактерий. Л.Р. № 2 «Зарисовка схемы строения прокариотической клетки, схемы размножения бактерий». | 1 | 16.10 | | таблица «Бактерии» |
| Тема 2.2 Многообразие бактерий | 2 | | | | Характеризуют понятия: симбиоз», «клубеньковые, или азотфиксирую-щие, бактерии», «бактерии, деструкторы», «болезнетворные микроорганизмы», «инфекционные заболевания», «эпидемия». Оценивают роль бактерий в природе и жизни человека. Составляют план-конспект темы «Многообразие и роль микроорганизмов». |
14 | Многообразие форм бактерий. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот. | 1 | 19.10 | | ММП |
15 | Распространённость и роль в биоценозах, экологическая роль и медицинское значение. | 1 | 23.10 | | портрет Л.Пастера, практикумы |
| Раздел 3 . Царство Грибы | 8 | | | | |
| Тема 3.1. Строение и функции грибов | 4 | | | | Характеризуют современные представления о происхождении грибов. Выделяют основные признаки строения и жизнедеятельности грибов Распознают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приемы оказания первой помощи при отравлении грибами. Дают определение понятия «грибы-паразиты растений и животных» (головня, спорынья и др.) |
16 | Происхождение и эволюция грибов. | 1 | 26.10 | | ММП |
17 | Особенности строения клеток грибов. | 1 | 30.10 | | таблицы, пенициллин, муляжи грибов. |
18 | Л.Р. № 3 «Строение плесневого гриба мукора» | 1 | 09.11 | | практикумы, микроскопы, лупа, плесневый гриб мукор |
19 | Основные черты организации многоклеточных грибов. | 1 | 13.11 | | Таблицы, муляжи грибов |
| Тема 3.2. Многообразие и экология грибов. | 2 | | | | Готовят микропрепараты и проводят наблюдения строения мукора и дрожжевых грибов под микроскопом. Проводят сопоставление увиденного. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека. Составляют план параграфа |
20 | Отделы: Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота, Базидиомикота, Оомикота; группа Несовершенные грибы. | 1 | 16.11 | | ММП |
21 | Особенности жизнедеятельности и распространение грибов, их роль в биоценозах и хозяйственной деятельности человека. Л.Р. № 4 «Распознавание съедобных и ядовитых грибов». | 1 | 20.11 | | инструктивные карточки, ММП |
| Тема 3.3. Группа Лишайники. | 2 | | | | Характеризуют форму взаимодействия организмов - симбиоз. Приводят об щую характеристику лишайников. Проводят анализ организации кустистых, накипных, листоватых лишайников. Распознают лишайники на таблицах и в живой природе. Оценивают экологическую роль лишайников. Составляют план-конспект темы « Лишайники » |
22 | Общая характеристика лишайников. | 1 | 23.11 | | таблица «Лишайники» |
23 | Особенности жизнедеятельности, распространенность и экологическая роль лишайников. | 1 | 27.11 | | гербарий , образцы лишайников. |
| Раздел 4. Царство Растения | (34 ч + 3 ч.р.в) | | | | |
| Тема 4.1. Группа отделов Водоросли; строение, функции, экология. | 6 | | | | Характеризуют основные черты организации растительного организма. Получают представление о возникновении одноклеточных и многоклеточных водорослей. Дают общую характеристику водорослей, их отдельных представителей. Выявляют сходство и отличия в строении различных групп водорослей на гербарном материале и таблицах. Характеризуют роль водорослей в природе и жизни человека. Составляют план-конспект темы «Многообразие водорослей», готовят устное сообщение об использовании водорослей в пищевой и микробиологической промышленности |
24 | Водоросли как древнейшая группа растений. | 1 | 30.11 | | иллюстрации растений |
25 | Общая характеристика водорослей. Л.Р. № 5 «Изучение внешнего вида и строения водорослей». | 1 | 04.12 | | таблицы, микроскопы, микропрепараты |
26 | Многообразие водорослей: Отдел Зеленые водоросли. | 1 | 07.12 | | таблицы , ммо |
27 | Многообразие водорослей: Отдел Бурые водоросли . | 1 | 11.12 | | гербарий |
28 | Многообразие водорослей: Отдел Красные водоросли. | 1 | 14.12 | | гербарий, таблица |
29 | Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. | 1 | 18.12 | | ММП |
| Тема 4.2. Отдел Моховидные. | 2 | | | | Дают общую характеристику мхов. Различают на гербарных образцах и таблицах различных представителей моховидных. Проводят сравнительный анализ организации различных моховидных. Характеризуют распространение и экологическое значение мхов. Составляют конспект параграфа. |
30 | Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Л.Р. № 6 «Изучение внешнего вида и строения мхов». | 1 | 21.12 | | таблицы , гербарий, микропрепараты микроскопы, лупы |
31 | Распространение и роль в биоценозах. | 1 | 25.12 | | ММП |
| Тема 4.3. Споровые сосудистые растения: плауновидные, хвощевидные, папоротниковидные. | (6 ч+ 1 ч.р.в) | | | | Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Дают общую характеристику хвощевидных, плауновидных и папоротниковидных. Проводят сравнение высших споровых растений и идентифицируют их представителей на таблицах и гербарных образцах. Зарисовывают в тетрадь схемы жизненных циклов высших споровых растений. Характеризуют роль мхов, хвощей, плаунов и папоротников в природе и жизни человека. Составляют план-конспект по темам: «Хвощевидные», «Плауновидные» и «Строение, многообразие и экологическая роль папоротников». |
32 | Отдел Плауновидные. | 1 | 11.01 | | таблица «Хвощ и плаун», гербарий |
33 | Распространение и роль плаунов в биоценозах. | 1 | 16.01 | | ММП |
34 | Отдел Хвощевидные. Л.Р. № 7 «Изучение внешнего вида и строения спороносящего хвоща». | 1 | 18.01 | | таблица , гербарий лупы. |
35 | Распространение и роль хвощей в биоценозах. | 1 | 22.01 | | гербарий, практикумы |
36 | Отдел Папоротниковидные. П.Р. № 1 «Изучение внешнего вида и внутреннего строения папоротников ( на схемах)». | 1 | 25.01 | | таблица гербарий, лупы, комнатные папоротники, каменный уголь. |
37 | Жизненный цикл папоротников. Распространение и роль в биоценозах. | 1 | 29.01 | | гербарий, практикумы |
38 | Обобщающий урок по теме «Споровые сосудистые растения». | 1 | 01.02 | | карточки |
| Тема 4.4.Семенные растения. Отдел Голосеменные. | (8 ч+ 1 ч.р.в) | | | | Знакомятся с современными представлениями о возникновении семенных растений. Дают общую характеристику голосеменных растений, отмечают прогрессивные черты, сопровождающие их появление. Описывают представителей голосеменных, используя живые объекты, таблицы и гербарные образцы. Зарисовывают схему цикла развития сосны. Рассказывают о значении голосеменных в природе и жизни человека. |
39 | Семенные растения. Отдел Голосеменные. | 1 | 05.02 | | ММП |
40 | Происхождение и особенности организации голосеменных растений. | 1 | 08.02 | | ММП |
41 | Строение тела, жизненные формы голосеменных. | 1 | 12.02 | | таблица «Отдел Голосеменные» |
42 | Л.Р. № 8 «Изучение строения и многообразия голосеменных растений». | 1 | 15.02 | | таблица, шишки с семенами |
43 | П.Р. № 2 «Изучение строения хвои и шишек хвойных растений (на примере местных видов)». | 1 | 19.02 | | ветки и шишки сосны, микроскопы, микропрепараты |
44 | Многообразие, распространенность голосеменных. | 1 | 22.02 | | ММП |
45 | Роль голосеменных в биоценозах. | 1 | 26.02 | | ММП |
46 | Практическое значение Голосеменных. | 1 | 01.03 | | ММП |
47 | Обобщающий урок по теме «Семенные растения. Отдел Голосеменные». | 1 | 05.03 | | карточки |
| Тема 4.5. Покрытосеменные (цветковые) растения. | (10 ч + 1 ч.р.в) | | | | |
48 | Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений. | 1 | 12.03 | | комнатные растения, гербарий, таблицы , Схемы | Получают представление о современных научных взглядах на возникновение покрытосеменных растений. Дают общую характеристику покрытосеменных растений, отмечая прогрессивные черты, сопровождавшие их появление. Описывают представителей покрытосеменных, используя живые объекты, таблицы и гербарные образцы. Составляют таблицу «Сравнительная характеристика классов однодольных и двудольных». Зарисовывают схему цикла развития цветкового растения. Характеризуют растительные формы и объясняют значение покрытосеменных растений в природе и жизни человека. |
49 | Строение тела, жизненные формы покрытосеменных. | 1 | 15.03 | | |
50 | Л.Р.№ 9 « Изучение строения покрытосеменных растений». | 1 | 19.03 | | Таблицы, гербарий; муляжи, преп. иглы, лупы |
51 | Классы Однодольные и Двудольные. | 1 | 22.03 | | Гербарий, таблицы, муляжи; преп.иглы |
52 | Класс Однодольные. Основные семейства (2 семейства). | 1 | 02.04 | | Таблицы, гербарий |
53 | Класс Двудольные, основные семейства (3 семейства). | 1 | 05.04 | | Таблицы, гербарий |
54 | П.Р. № 3 «Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического положения». | 1 | 09.04 | | гербарий, муляжи; |
55 | Многообразие, распространенность цветковых. | 1 | 12.04 | | ММП |
56 | Роль Цветковых в биоценозах. | 1 | 16.04 | | ММП |
57 | Роль Цветковых в жизни человека и его хозяйственной деятельности. | 1 | 19.04 | | ММП |
58 | Обобщающий урок по теме «Покрытосеменные (цветковые) растения». | 1 | 23.04 | | КАРТОЧКИ |
| Тема 4.6. Эволюция растений. | 2 | | | | Знакомятся с материалистическими представлениями о возникновении жизни на Земле. Характеризуют развитие растений в водной среде обитания. Объясняют причины выхода растений на сушу. Дают определения понятия «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития растений на суше. Составляют конспект параграфа. |
59 | Возникновение жизни и появление первых растений. | 1 | 26.04 | | ММП |
60 | Развитие растений. П.Р. № 4 «Построение родословного древа царства Растения». | 1 | 03.05 | | ММП |
| Раздел 5. Растения и окружающая среда. | 8 | | | | |
| Тема 5.1. Растительные сообщества. Многообразие фитоценозов. | 4 | | | | Дают определение понятия «фитоценоз».Характеризуют различные фитоценозы: болото, широколиственный лес, еловый лес, сосновый лес, дубраву, луг и др. Объясняют причину ярусности. Составляют план –конспект параграфа и готовят устные сообщения (работа в малых группах). |
61 | Растительные сообщества – фитоценозы. | 1 | 07.05 | | ММП |
62 | Видовая и пространственная структура сообщества; ярусность. | 1 | 10.05 | | ММП, рисунки |
63 | Роль отдельных растительных форм в сообществе. | 1 | 14.05 | | ММП |
64 | П.Р. № 5 «Составление таблиц, отражающих состав и значение отдельных организмов в фитоценозе». | 1 | | инструктивная карточка |
| Тема 5.2. Растения и человек. | 2 | | | | Получают представление о современных научных взглядах на возникновение покрытосеменных растений. Дают общую характеристику покрытосеменных растений, отмечая прогрессивные черты, сопровождавшие их появление. Описывают представителей покрытосеменных, используя живые объекты, таблицы и гербарные образцы. Составляют таблицу «Сравнительная характеристика классов однодольных и двудольных». Зарисовывают схему цикла развития цветкового растения. Характеризуют растительные формы и объясняют значение покрытосеменных растений в природе и жизни человека |
65 | Значение растений в жизни планеты и человека. | 1 | 17.05 | | ММП |
66 | П.Р. № 6 «Разработка проекта выращивания сельскохозяйственных растений на школьном дворе» | 1 | | ДОП. ИСТОЧНИКИ ИНФ-ИИ |
| Тема 5.3. Охрана растений и растительных сообществ. | 2 | | | | Обосновывают необходимость природоохранной деятельности. Описывают специальные природоохранительные территории: парки, заповедники, заказники и т. д. Разрабатывают планы мероприятий по защите растений на пришкольной территории (работа в малых группах). Составляют конспект параграфа и готовят устные сообщения об охране растений |
67 | Причины необходимости охраны растительных сообществ. Методы и средства охраны природы. | 1 | 21.05 | | ММП |
68 | Законодательство в области охраны природы. П.Р. № 7 «Разработка схем охраны растений на пришкольной территории». | 1 | 24.05 | | КОМП-Р, ФОТО |
| Итого: | 68 ч | 9 Л.Р. | 7 П.Р. | | |