№ п\п | Дата план | Дата факт | Тема урока. | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) |
Содержание материала | Предметные результаты | УУД | Личностные результаты |
Россия-Родина моя (3ч.) Характеристика деятельности учащихся: Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека. Эмоционально воспринимать народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира и народов России и высказывать мнение о его содержании. Исследовать: выявлять общность истоков и особенности народной и профессиональной музыки. Исполнять и разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов. Узнавать образцы народного музыкально-поэтического творчества и музыкального фольклора России. Импровизировать на заданные тексты Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Подбирать ассоциативные ряды художественным произведениям различных видов искусства. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность. |
1 | | | Мелодия «Песня о России». | Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. - Концерт № 3 для фортепиано с оркестром.ч1 С.Рахманинов. - «Ты, река ль, моя – реченька» - «Песня о России» В.Локтев - «Вокализ» С.Рахманинов. | Научится слышать и интонировать мелодию, воспринимать музыку инструментального концерта. Получит возможность научиться владеть навыками кантиленногопения. | Регулятивные: Целеполагание в постановке учебных задач. Познавательные: Владение навыками речевого высказывания. Коммуникативные: Совершенствование представлений учащихся о музыкальной культуре своей Родины. | Понимание жизненного содержания классической музыки на основе эмоционального и осознанного отношения к музыкальной культуре России. |
2 | | | «Что не выразишь словами, звуком на душу навей». Входная диагностическая работа | Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Интонация – источник элементов музыкальной речи. - «Ты, река ль, моя – реченька» - Милый мой хоровод, - А мы просо сеяли.«Солдатушки, бравы ребятушки» в обраб. М. Балакирева- | Научится определять новый жанр музыки. Получит возможность развивать творческие способности, певческий голос. | Р: оценка воздействия муз. сочинения на собственные чувства и мысли. П: закрепление представлений о муз. языке вокализа, средствах муз. выразительности. К: продуктивное сотрудничество со сверстниками . | Понимание социальных функций музыки в жизни людей, общества. |
3 | | | «Ты откуда,русская, зародилась музыка» Кантата. | Патриотическая тема в русской классике. - Кантата С.Прокофьева «Александр Невский» - Опера «Иван Сусанин» (хор «Славься») М.Глинка | Научится воспринимать музыку кантаты. Получит возможность научиться участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении музыкальных образов. | Р: Выполнять учебные действия в качестве исполнителя и слушателя. П: Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К: Умение договориться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Становление эстетических идеалов. Уважительное отношение к истории и культуре русского народа. |
День, полный событий (5 ч.) Характеристика деятельности учащихся: Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки русских композиторов и поэзии А.С. Пушкина. Понимать особенности построения (формы) музыкальных и литературных произведений. Распознаватьиз художественный смысл. Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. Участвовать в коллективно музыкально-творческой деятельности, в инсценировках произведений разных жанров и форм (песни, танцы, фрагменты из произведений, оперы и др. ). Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. |
4 | | | «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…» | Лирика в поэзии и музыке. П.И.Чайковский «Осенняя песнь». Г.В.Свиридов «Осень», «Пастораль». | Научится воспринимать музыку и размышлять о ней. Развитие навыков кантиленного пения. | Р: Планирование собственных действий в процессе восприятия музыки. П: Владение навыками интонационно-образного анализа муз.произведения. К: Развитие навыков постановки проблемных вопросов. | Наличие эмоционального отношения к искусству. |
5 | | | Зимнее утро. Зимний вечер. | Выразительность. Изобразительность. П.И.Чайковский «Зимнее утро». «У камелька». А.С.Пушкин «Зимний вечер». Зимний пейзаж. | Научится эмоционально выражать свое отношение к искусству, соотносить выразительные и изобразительные интонации. | Р: Развернутость анализа музыкального сочинения. П: Владение словарем музыкальных терминов в процессе размышлений о музыке. К: Поиск способов в разрешении конфликтных ситуаций в процессе исполнения музыки. | Понимание жизненного содержания классической музыки на основе эмоционального и осознанного отношения к ней. |
6 | | | «Что за прелесть эти сказки!». «Три чуда». Вступление из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.Римский Корсаков | Музыкальная тема. Регистры. Тембры. Выразительность и изобразительность в музыке. - «Три чуда». Вступление из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.Римский Корсаков. Г.Свиридов. | Научится наблюдать за результатом музыкального развития на основе различий интонаций, тем, образов. | Р: Обобщенность действий, критичность. П: Владение навыками осознанного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке. К: Оценка действий партнера в групповой деятельности. | Развитие эмоциональной отзывчивости. |
7 | | | Ярмарка в искусстве. Святогорский монастырь | Жанры народной музыки: хороводные и плясовые песни. Обработка русской народной песни. Вступление к опере. Имитация колокольных звонов. - Русские народные наигрыши; - Светит месяц – р.н.п. - Камаринская – П.Чайковский. - Пляска скоморохов Н.Римский-Корсаков. - «Волшебный смычок» - норвежская народная песня. | Научится сопоставлять различные образы народной и профессиональной музыки. Получит возможность реализовать собственные замыслы в инсценировке песни. | Р: Оценка собственной музыкально-творческой деятельности и работы одноклассников в разных формах взаимодействия. П: Наличие устойчивых представлений о музыкальном языке произведений различных стилей. К: Участвовать в обсуждении явлений жизни и искусства. | Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа. |
8 | | | .«Приют, сияньем муз одетый…». Тест №1 за 1 четверть | Выразительность и изобразительность в музыке.Романс. М.И.Глинка «Венецианская ночь». Хор из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского. «Девицы, красавицы». «Уж как по мосту, мосточку», - «Детский альбом» П.Чайковского. | Научится ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, знать отличительные особенности жанра романса. | Р: Планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыки. П: Наличие устойчивых представлений о муз. языке романса. К: Взаимодействие в процессе коллективного воплощения художественного образа. | Формирование эмоционально-нравственной отзывчивости учащихся. |
В музыкальном театре (4 ч.) Характеристика деятельности учащихся: Оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира и народов России. Воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности с исполнением знаний основных средств музыкальной выразительности. Определять особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля. Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперы, балета, оперетты. Исполнять свои музыкальные композиции на школьных концертах и праздниках. Оценивать собственную творческую деятельность. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. |
9 | | | М.Глинка. Опера «Иван Сусанин» | Музыкальный образ. М.И.Глинка «Иван Сусанин». Полонез. Мазурка. | Научится наблюдать за результатом музыкального развития образов, слышать интонации народной польской и русской музыки. | Р: Выполнять учебные действия в качестве слушателя. П: Узнавать и называть танцевальные жанры. К: Продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. | Ценностное отношение к музыкальной культуре. |
10 | | | «Сцена в лесу». Опера «Иван Сусанин» | Музыкальная драматургия. Контраст. | Научится наблюдать за развитием драматургии оперы. | Р: Принимать и сохранять учебную задачу. П: Использовать общие приемы решения задач. К: Умение вести диалог. | Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа. |
11 | | | «М.Мусоргский опера «Хованщина» - «Исходила младёшенька» | Опера М. Мусоргского «Хованщина»- « «Песня Марфы» С.Прокофьев «Прогулка», «Мертвое поле» ( из кантаты «Александр Невский») | Научится определять характер, чувства, внутренний мир человека через прослушивание песни-арии | Р: Выполнять учебные действия в качестве слушателя. П:Активизация творческого мышления. К: Умение учитывать разные мнения. | Уважительное отношение к истории и культуре русского народа |
12 | | | Восточные мотивы в творчестве русских композиторов | Восточные интонации. Вариации. Контрастные образы. Мелодический рисунок.М.Глинка«Персидский хор» ( из оп. «Руслан и Людмила») А.Хачатурян «Колыбельная», «Танец с саблями» ( балет «Гаяне») | Научится слышать восточные интонации в музыке русских композиторов: М.И.Глинки и М.П.Мусоргского. | Р: Планирование собственных действий в процессе интонационно-образного анализа. П: Наличие устойчивых представлений о муз. языке произведений. К: Совершенствование представлений учащихся о толерантности к культуре других народов. | Готовность выражать свое отношение к искусству. |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» 3 ч Характеристика деятельности учащихся: Различать тембры народных музыкальных инструментов и оркестров. Знать народные обычаи, обряды, особенности проведения народных праздников. Исследовать историю создания музыкальных инструментов. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (Хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. Осуществлять приемы мелодично варьирования на предлагаемые тексты. Рассуждать о значении преобразующей силы музыки. Создавать и предлагать собственные исполнительский план разучиваемых музыкальных произведений. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. |
13 | | | Композитор-имя ему народ. Музыкальные инструменты России | Народные песни. Музыка в народном стиле | Знать народные обычаи, обряды, особенности их проведения | Р: Принимать и сохранять учебную задачу. П:Узнавать русские музыкальные инструменты К:Совершенствование представлений учащихся о музыкальной культуре своей Родины. | чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности |
14 | | | Оркестр русских народных инструментов | Балалайка, гармонь, баян. | Различать тембры народных музыкальных инструментов | Р: Ставить новые учебные задачи. П:Узнавать русские музыкальные инструменты К:Совершенствование представлений учащихся о музыкальной культуре своей Родины. |
15 | | | «Музыкант-чародей». | Норвежская народная песня «Волшебный смычок» | Исследовать историю создания народных музыкальных инструментов | Р: Планирование собственных действий в процессе интонационно-образного анализа. П: Наличие устойчивых представлений о муз. языке произведений. К: Совершенствование представлений учащихся о толерантности к культуре других народов. | уважительное отношение к культуре других народов: |
В концертном зале (8 ч.) Характеристика деятельности учащихся: Определять и соотносить различные по смыслу интонации (выразительные и изобразительные) на слух и по нотному письму, графическому изображению. Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов. Узнавать по звучанию различные виды музыки (вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая) из произведений программы. Передавать в пении, драматизации, музыкально-пластическом движении, инструментальном музицировании, импровизации и др. образное содержание музыкальных произведений различных форм и жанров. Корректировать собственное исполнение. Соотносить особенности музыкального языка русской и зарубежной музыки. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. |
16 | | | Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель).Вариации на тему рококо.Тест №2 за 2 четверть | Музыкальная форма: вариации. Стиль рококо. Штрихи: легато, стаккато, акценты. | Научится определять форму вариаций. Возможность научиться оценивать явление муз.культуры. Возможность научиться импровизировать (вариации на заданную тему). | Р: Владение умением целеполагания в постановке учебных задач при восприятии музыки. П: Владение муз. словарем в процессе размышлений о музыке. К: Формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки | Мотивация учебной деятельности. Я – слушатель. Реализация творческого потенциала. |
17 | | | Сюита. М.П.Мусоргский«Старый замок» | Сюита. Трубадуры, менестрели. М.П.Мусоргский. Музыка средневековья. | Научится воспринимать музыку, размышлять о ней. Возможность научиться музицированию, импровизирования | Р: Вопросы учащихся к анализу муз.пьесы. Оценка собственной муз.-творческой деятельности. П: Приобретение информации о временах замков, трубадуров. К: Музицирование по группам. | Уважительное отношение к истории и культуре Западной Европы. Творческое развитие. |
18 | | | Счастье в сирени живет… | Музыкальные жанры: песня, романс, вокализ. С.В.Рахманинов. Сопрано. | Научится воспринимать музыку вокальных жанров. Возможность научиться реализовывать собственные творческие замыслы в пении. | Р: Планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыки. П: Наличие устойчивых представлений о муз. языке романса. К: Взаимодействие в процессе коллективного воплощения художественного образа. | Понимание социальных функций музыки в жизни людей, общества, в своей жизни. |
19 | | | Мир Шопена. | Музыкальный жанр: полонез. Судьба Ф.Шопена. | Научится определять муз.язык, стиль композитора, жанр музыки. | Р: Выполнять учебные действия в качестве слушателя. П:Активизация творческого мышления. К: Умение учитывать разные мнения. | Углубление понимания значения музыкального искусства в жизни человека. |
20 | | | Танцы, танцы, танцы… | Мазурка. Трехчастная форма музыки. | Научится определять танцевальные жанры музыки, форму муз.произведения. Возможность научится оценивать явления музыкальной культуры Польши. | Р: Планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения . П: Умение проводить сравнения муз. произведений. К: Способность встать на позицию другого человека. Умение вести диалог. | Уважительное отношение к культуре польского народа. |
21 | | | Патетическая соната. | Музыкальный жанр: соната. Главные темы экспозиции. Л.Бетховен «Соната № 8№ («Патетическая») | Научится узнавать характерные черты музыкальной речи Бетховена. | Р: Ставить новые учебные задачи. П: Активизация творческого мышления. К: Умение слушать друг друга. | Усвоение жизненного содержания музыкальных образов . |
22 | | | Годы странствийМ.И.Глинка | Симфоническая увертюра. Хота. Кастаньеты.М.Глинка «Венецианская ночь», «Арагонская хота» П.Чайковский «Баркарола» | Научится взаимодействовать в процессе коллективного воплощения художественного творчества. | Р: Оценка собственной музыкально-творческой деятельности. П: Выбор способов решения учебных задач. К: Сотрудничество с учителем и сверстниками. | Реализация творческого потенциала, готовность выражать свое отношение к искусству. |
23 | | | Царит гармония оркестра. | Симфонический оркестр. Орхестра. Дирижер.Опера. Сюита. - «Шахерезада» Римский-Корсаков; - «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане». - вступление к опере «Садко». | Научится понимать жесты дирижера. Возможность научиться реализовывать собственные творческие замыслы в музыкально-пластическом этюде. | Р: Оценка собственной музыкально-творческой деятельности. П: Поиск информации о жанрах симфонической музыки в учебнике. К: Совершенствование действий контроля, оценки действий партнера. | Расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой. Мотивация учебной деятельности. |
В концертном зале (2ч.) |
24 | | | И.Ф.Стравинский. Балет «Петрушка». | И.Ф.Стравинский. Оркестровые тембры. Музыка в народном стиле. Балет Ярмарка («Петрушка») И.Стравинский. | Научится распознавать художественный смысл музыки, понимать роль музыки в жизни человека. | Р: Использовать речь для регуляции своего действия. П: Узнавать, называть знакомые интонации. К: Продуктивно сотрудничать со сверстниками при инсценировании сцены из балета. | Реализация творческого потенциала, готовность выражать свое отношение к искусству. |
25 | | | Театр музыкальной комедии. Оперетта. Мюзикл | Музыкальный жанр: оперетта, мюзикл. И.Штраус. Оперетта «Летучая мышь». Вальс. Ф. Лоу. Мюзикл «Моя прекрасная леди». Я танцевать могу. С.Рахманинов. Прелюдия для ф-но | Научится ориентироваться в разнообразии музыкального искусства, сравнивать жанры. | Р: Оценка воздействия муз. сочинения на собственные чувства. П: Узнавать, называть жанры. К: Формулировать собственное мнение и позицию. | Расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой. |
«О России петь, что стремиться в храм» (3 ч.) Характеристика деятельности учащихся: Сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников. Сопоставлять выразительные особенности языка музыки, живописи, иконы, фрески, скульптуры. Рассуждать о значении колокольных звонов и колокольности в музыке русских композиторов. Сочинять мелодии на поэтические тексты. Осуществлять собственные музыкально- исполнительский замысел в пении и разного рода импровизациях. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. |
26 | | | Святые земли Русской. Кирилл и Мефодий | Стихира. Пение а,капелла. Икона «Всех святых в земле Русской просиявших».Напев Киево-Печерской Лавры -«Земле Русская» - стихира всем святым. В.Гаврилин «Вечерняя музыка» | Научится оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык духовной музыки. | Р: Принимать и сохранять учебную задачу. П: Узнавать, называть жанры духовной музыки. К: Формулировать свои затруднения. | Понимание жизненного содержания религиозной музыки. |
27 | | | Илья Муромец. Былинные наигрыши и напевы. Тест №3 за 3 четверть | Былинный напев. Песнь-сказание. А.П.Бородин «Богатырская» симфония. | Научится узнавать народные былинные песнопения, слышать их интонации в музыке русских композиторов. | Р: Выполнять учебные действия в качестве слушателя. П: Воспитание патриотических чувств. К: Участвовать в обсуждении явлений жизни и искусства. | Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа. |
28 | | | Праздников праздник, торжество из торжеств. | Тропарь. Молитва. Песнопение. Пасхальное Богослужение. Икона «Воскресенье».П.Чесноков «Ангел вопияше» С.Рахманинов «Богородице Дево, радуйся» ( из «Всенощного бдения») Ф.Шуберт «Аве, Мария» | Научится воспринимать пасхальное песнопение. Получит возможность научиться владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения. | Р: Проявление способности к саморегуляции в процессе восприятия музыки. П: Наличие устойчивых представлений о муз. языке жанров религиозной музыки. К: Совершенствование представлений о рус.муз. культуре. | Понимание жизненного содержания религиозной музыки. |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (1 ч.) |
29 | | | Народные праздники. Троица. | Народный праздник. Обычаи обряды. Икона «Троица»Троицкие песни, РНП «Березка» П.Чайковский «Симфония № 4»-фрагм | Знать народные обычаи, обряды, особенности их проведения | Р: Ставить новые учебные задачи. П: Активизация творческого мышления. К: Умение слушать друг друга. | чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (5ч.) Характеристика деятельности учащихся: Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их зависимости и взаимодействии. Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм. Наблюдать за процессом и результатом музыкального развитияв произведениях разных жанров. Общаться и взаимодействовать в процессе, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. Узнавать музыку (из произведений, представленных в программе).называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира. Моделировать варианты интерпретации музыкальных произведений. Личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и вне школы. Аргументировать своё отношение к тем или иным музыкальным сочинениям. Определять взаимосвязь музыки с другими видами искусства: литературой, изобразительным искусством, кино, театром. Оценивать свою творческую деятельность. Самостаятельно работать в творческих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений. Формировать фонотеку, библиотеку, видеотеку. |
30 | | | Служенье муз не терпит суеты. Прелюдия. | Музыкальный жанр: прелюдия. С.В.Рахманинов. Форма музыки: трехчастная. Прелюдия –И.С.Бах. | Научится передавать собственные музыкальные впечатления, определять на слух 3-х частную форму. | Р: Проявление способности к саморегуляции в процессе восприятия музыки. П: Владение навыками осознанного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке. К: Определение способов взаимодействия . | Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа. |
31 | | | Исповедь души. Революционный этюд. | Развитие музыкального образа в прелюдии. Интонация в музыке -«Прелюдия№7» С.Рахманинов; -«Прелюдия» Ф.Шопен. -«Этюд№12» Ф.Шопен;«Революционный этюд». | Научится размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека. | Р: Планирование собственных действий в процессе интонационно-образного анализа. П: Наличие устойчивых представлений о муз. языке произведений. К: Продуктивно сотрудничать со сверстниками. | Уважительное отношение к истории и культуре польского народа. |
32 | | | Мастерство исполнителя. В каждой интонации спрятан человек. | Композитор, исполнитель, слушатель. Интонационная выразительность музыкальной речи Л.Бетховен «Соната № 8» («Патетическая») И.Бах «Шутка» Э.Григ «Утро», «Песня Сольвейг» | Научится понимать жизненный смысл музыкального произведения. | Р: Ставить новые учебные задачи. П: Активизация творческого мышления. К: Умение слушать друг друга. | Развитие эмоциональной отзывчивости. |
33 | | | Музыкальный сказочник. Музыкальные инструменты: гитара | Музыкальная сказка. Н.А.Римский-Корсаков. Опера | Научится видеть и слышать, т.е. понимать жизненный смысл произведения. | Р: Развернутость анализа музыкального сочинения. П: Владение словарем музыкальных терминов в процессе размышлений о музыке. К: Поиск способов в разрешении конфликтных ситуаций в процессе исполнения музыки. | Усвоение единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя. |
34 | | | Рассвет на Москве реке. Тест №4 за 4 четверть. Итоговая диагностическая работа | М.Мусоргский опера «Хованщина» - «Рассвет на Москве-реке» | Научится правильно держаться на сцене, петь эмоционально, выразительно. | Р: Выполнять учебные действия в качестве исполнителя. П: Контролировать и оценивать результат деятельности. К: Хоровое пение, пение по группам и с солистами. | Развитие эмоциональной отзывчивости. |