СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КТП Литературное чтение на родном русском языке 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

КТП Лтитературное чтение на родном русском языке  4 класс

Просмотр содержимого документа
«КТП Литературное чтение на родном русском языке 4 класс»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 76 п. Гигант







Утверждаю

Директор МБОУ СОШ № 76 п.Гигант

Приказ № 179 от 31.08.2021

Касьянова Т. А.__________________

М.П



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературному чтению

на родном (русском) языке

(приложение № 4 к ООП

МБОУ СОШ № 76 п. Гигант)

(класс) 4 а

количество часов 34

учитель Аннина С.М.











2021-2022 уч. год

п. Гигант

2.Пояснительная записка


Показатели

1

Тип программы

Программа общеобразовательных учреждений (базовый уровень)

2

Статус программы

Рабочая программа учебного курса "Литературное чтение на родном (русском) языке"

3

Нормативные документы(если есть авторская программа указать исходные данные программы, издательство, год или электронный вариант с сайта

  1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012;

  2. ФГОС ООО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373)

  3. ФГОС ООО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897),

4.ФГОС СОО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413),

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 20.05.2020 №254 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями)

6.Положение о рабочей программе МБОУ СОШ № 76 п. Гигант (утв. 24.05.2016 №115)

7.Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ №76 п. Гигант на 2021-2022 уч. г. (приказ № 179 от 31.08.2021)

8.Авторская программа  по литературному чтению Н.Е. Кутейникова, О.В. Синева, Л.В. Дудова в 2-х ч. – М.: Издательство Москва «Русское слово»/учебник, 2021г.

4

Категория обучающихся

4 класс

5

Сроки освоения программы

2021-2022 учебный год

6

Общее количество часов в год по программе/ по учебному плану

35

34

7

Количество часов в неделю

1

8

Аргументация изменения количества часов по темам и разделам курса в сравнении с авторской программой

В 4 классе на изучение литературного чтения на родном (русском) языке отводится 35 часов из расчета 1 час в неделю (35 учебных недель). В соответствии с учебным планом, расписанием занятий МБОУ СОШ №76 п.Гигант на 2021-2022 уч. год, а также начала осенних каникул (29 октября) данная программа будет реализована за 34 часа за счет уплотнения учебного материала, а именно тема «Здравствуй, лето!» и тема «Я хочу, чтобы лето не кончалось…» будут объединены и проведены в один урок.

9

Аргументация использования резервных часов:


10

Инструментарий для оценивания результатов:

Контрольных работ по литературному чтению на родном (русском ) языке в течение учебного года не предусмотрено.

Промежуточная аттестация проводится в виде отметки работы с текстом.

11

Форма обучения

Очная

12

Дистанционные образовательные технологии

Дистанционное образование для школьников и детей в интерактивной платформе Учи.ру.

https://uchi.ru/teachers/stats/main



Цели и задачи


Изучение предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке. 1–4 классы» направлено на достижение целей, которые должны отражать:

— формирование и развитие у младших школьников потребности в систематическом, системном,инициативном чтении;

— формирование полноценного навыка чтения;

— духовно-нравственное воспитание человека и гражданина;

— расширение представлений детей о стране, в которой они живут, её истории, традициях и культуре;

— создание первичных представлений о русской литературе как о национальном достоянии.

В задачи предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке. 1–4 классы» входит:

— знакомство обучающихся с отечественным фольклором и литературой XIX–XXI столетий, расширение читательского кругозора младших школьников;

— совершенствование навыка чтения на русском языке произведений авторов XIX–XXI вв., понимания этико-эстетического содержания читаемых произведений;

— развитие литературного слуха и вкуса младших школьников;

— формирование мотивации к чтению произведений классики и современности;

— формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

— развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, добросердечное отношение к животным и природе; формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

— формирование ценностей многонационального российского общества;

— пополнение словарного запаса и навыков речепроизводства обучающихся в рамках обозначенных общих тем, заявленных самостоятельно или внутри другой темы: «Здравствуй, осень! Здравствуй, школа!», «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…», «Где нам посчастливилось родиться…»,«Рождество подарит праздник и добром согреет душу», «Невидимый мир внутри тебя», «Любовь к Родине начинается с семьи», «Идёт война народная, священная война!», «Это русское раздолье, это родина моя»;

— развитие грамотной устной речи обучающихся в монологической, диалогической и полилогической форме;

— формирование культуры общения на основе прочитанного и в процессе диалоговой, игровой, творческой и проектно-исследовательской деятельности;

— формирование умения ориентироваться в целях и условиях общения, выбирать языковые средства с учётом коммуникативной ситуации;

— организация интеллектуальных и творческих соревнований;

— организация проектно-исследовательской деятельности;

— овладение широким спектром учебных действий с языковыми единицами, необходимыми для использования множественных практических и познавательных задач.

Обучающиеся 1–4 классов должны принимать участие в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, эффективно самостоятельно работать, включаться в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (района/округа, населённого пункта/города).

3.Планируемые результаты

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

  • понимание, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;

  • гордость и уважение в отношении к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;

  • навыки самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать, создавать собственные высказывания и произведения о Родине.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • понимания, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;

  • умения собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);

  • умений составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;

  • возможности принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

  • формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;

  • читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);

  • составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;

  • выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;

  • оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);

  • определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;

  • фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?»);

  • анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?»);

  • фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;

  • предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;

  • осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;

  • формулировать свои задачи урока в соответствии с темой урока и индивидуальными учебными потребностями и интересами;

  • читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);

  • осмысливать коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;

  • принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;

  • выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока; если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;

  • оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;

  • определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно (Что я уже знаю по данной теме? Что я уже умею?), связывать с индивидуальной учебной задачей;

  • фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной системы баллов);

  • анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?», накопительной системы баллов);

  • фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений»;

  • записывать варианты устранения причин неудач, намечать краткий план действий по их устранению;

  • предлагать свои варианты позитивных установок или способов успешного достижения цели из собственного опыта, делиться со сверстниками.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

  • определять информацию на основе различных художественных объектов, например, литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;

  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;

  • сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;

  • находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах;

  • самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;

  • понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.); понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;

  • предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;

  • определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;

  • создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7 – 8 предложений;

  • сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и различия;

  • соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника; самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных произведений.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;

  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;

  • находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать их в своих творческих работах;

  • сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;

  • сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;

  • находить пословицы и поговорки с целью озаглавливания темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;

  • сравнивать мотивы героев поступков из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;

  • создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9—10 предложений;

  • понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий;

  • предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;

  • определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

  • высказывать свою точку зрения (7 – 8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

  • понимать цель своего высказывания;

  • пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;

  • участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;

  • создавать 3 – 4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

  • проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;

  • объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;

  • отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;

  • опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;

  • формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;

  • определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям;

  • определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм;

  • руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения;

  • объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений;

  • находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);

  • готовить небольшую презентацию (6 – 7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);

  • озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • высказывать свою точку зрения (9 – 10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

  • формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;

  • пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;

  • участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;

  • создавать 5 – 10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

  • способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);

  • демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);

  • предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;

  • определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;

  • использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;

  • отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;

  • определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;

  • определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;

  • оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;

  • искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;

  • обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;

  • находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;

  • находить различные источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели; представлять информацию разными способами;

  • самостоятельно готовить презентацию из 9 – 10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;

  • использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;

озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.

Предметные результаты

Виды речевой и читательской деятельности

Обучающийся научится:

  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

  • осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, выборочное, изучающее, поисковое) в зависимости от цели чтения;

  • понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;

  • употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;

  • наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;

  • рассуждать о категориях добро и зло, красиво и некрасиво, употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций;

  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста; составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу;

  • самостоятельно читать произведение, понимать главную мысль; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;

  • задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте;

  • находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;

  • делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;

  • находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о них;

  • пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;

  • выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);

  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;

  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления;

  • осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия);

  • эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;

  • участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, доказывая свою точку зрения;

  • формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту;

  • находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственное мнение о проблеме;

  • делить текст на части, подбирать заголовки к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;

  • находить в произведениях средства художественной выразительности;

  • готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в библиотеке;

  • пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий;

  • составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения.

Творческая деятельность

Обучающийся научится:

  • сочинять самостоятельно произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;

  • писать небольшие по объёму сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека по пословице, по аналогии с прочитанным текстом – повествованием;

  • пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя;

  • сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);

  • подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмысливать их, возводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.);

  • участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;

  • писать отзыв на прочитанную книгу.

Литературоведческая пропедевтика

Обучающийся научится:

  • понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;

  • определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;

  • понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательства этому в тексте; l осмысливать специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства сходства и различия;

  • находить в произведении средства художественной выразительности.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);

  • определять позиции героев и позицию автора художественного текста;

  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.


  1. Содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском )языке»


Тема 1 ЗДРАВСТВУЙ, ОСЕНЬ! ЗДРАВСТВУЙ, ШКОЛА!

Рассказы и стихи об осени и природе России, школьном детстве, взаимоотношениях между детьми, отношении к учёбе как своему главному делу в этом возрасте: Е. Наумова «Замечательный день», «Очень просто»; Л. Преображенская «Осени приметы»; А. Дементьев «Друг познаётся в удаче…»; Е. Пермяк «Надёжный человек»; Е. Клюев «Указка, которая знала всё».

Внеклассное чтение: стихи А. Пушкина, С. Есенина, Р. Алдониной, Д. Бурачевской, К. Валаханович, И. Иванниковой, Ю. Мориц, А. Орловой, Ю. Симбирской, М. Тараненко, А. Усачёва, Е. Фельдман; проза В. Драгунского, М. Дружининой, М. Лазаренской, Н. Носова, М. Тараненко, А. Усачёва.

Тема 2 «ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ, ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ…»

Стихи и проза об историческом прошлом России: В. Старостин «Вольга — богатырь вещий», «Царь Возвяг и последний подвиг Вольги»; А. Хомяков «Киев»; Е. Чудинова «Гардарика»; А. К. Толстой «Песняо Гаральде и Ярославне»; О. Гурьян «Мальчик из Холмогор»; отрывок из «Азбуки» В. Бурцова.

Внеклассное чтение: былинный эпос русского народа; М. Лермонтов «Бородино»; баллады А. К. Толстого; исторические повести О. Гурьян; Е. Чудинова «Гардарика», «Лыбедь».

Тема 3 ГДЕ НАМ ПОСЧАСТЛИВИЛОСЬ РОДИТЬСЯ…

Стихи о Родине: Н. Языков «Родина»; И. Бунин «В стороне далёкой от родного края…»; фрагменты стихотворений М. Ломоносова, А. Пушкина, В. Гиляровского, К. Симонова.

Внеклассное чтение: стихи А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Языкова, И. Бунина, С. Есенина, К. Симонова и других поэтов XIX–ХХ вв.

Тема 4 РОЖДЕСТВО ПОДАРИТ ПРАЗДНИК И ДОБРОМ СОГРЕЕТ ДУШУ

Рассказ и стихи о Рождестве, об отношении к празднику русских людей и традициях празднования: Саша Чёрный «Рождественский ангел»; В. Соллогуб «Бабушка-зима», В. Смирнов «Рождественский дед».

Внеклассное чтение: стихи А. Пушкина, П. Вяземского и других поэтов XIX в. о зиме и Рождестве; проза К. Лукашевич; стихи и литературные сказки ХХ в. о зиме, праздновании Нового года (С. Маршак, С. Михалков, Э. Успенский и др.); «Зимний зверинец» (сборник современных поэтов для детей); М. Дружинина «Зимняя книга»; Е. Каретникова «Зимняя сказка»; С. Прокофьева, И. Токмакова «Подарок для снегурочки»; С. Маршак «Двенадцать месяцев»; Г. Сапгир «Зимние сказки и не только»; А. Усачёв «Зимняя сказка и другие стихи к праздникам».

Тема 5 НЕВИДИМЫЙ МИР ВНУТРИ ТЕБЯ

Проза о детстве, взаимоотношениях между детьми, выборе своего места в этом мире и стиля поведения: О. Першина «Леночка, дельфин и Рождество»; А. Фёдоров «Господин Снов».

Внеклассное чтение: Н. Гоголь «Ночь перед Рождеством»; А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»; А. Лопатина, М. Скребцова «Начала мудрости».

Тема 6 ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ НАЧИНАЕТСЯ С СЕМЬИ

Стихи и проза о семье, взаимоотношениях близких родственников: А. Лопатина «Листья и корни»; К. Валаханович «Я буду с тобой»; О. Чусовитина «Кто открыл мне этот мир…»; Ю. Кузнецова «Лес в шкатулке»; И. Шмелёв «Филиповки»; Т. Бокова «Слово “Бабушка”»; А. Усачёв «Бабушка»; М. Лукашевич «Мой папа»; Е. Каликинская «Всё по-другому»; А. Куприн «Московская Пасха», «Пасхальные колокола».

Внеклассное чтение: стихи Р. Алдониной, Д. Бурачевской, К. Валаханович, Б. Заходера, И. Иванниковой, М. Лукашевича, В. Лунина, Ю. Мориц, А. Орловой, Ю. Симбирской, М. Тараненко, А. Усачёва, Е. Фельдман, М. Яснова; проза Ю. Венедиктовой, Н. Волковой, В. Голявкина, В. Драгунского, М. Дружининой, Е. Каликинской, Ю. Лавряшиной, М. Лазаренской.

Тема 7 «ИДЁТ ВОЙНА НАРОДНАЯ, СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА!»

Стихи и проза о Великой Отечественной войне, защите Отечества и памяти народной: В. Бахревский «Героическая азбука»; С. Орлов «Его зарыли в шар земной…»; С. Щипачёв «22 июня 1941»; П. Железнов «Пионеры-герои».

Внеклассное чтение: произведения К. Симонова, А. Н. Толстого, М. Шолохова, В. Богомолова, Л. Кассиля, Л. Пантелеева, Р. Погодина, А. Митяева, В. Осеевой о войне; С. Алексеев «Битва за Москву», «Ни шагу назад», «Орлович-Воронович», «От Москвы до Берлина», «Подвиг Ленинграда»; В. Бахревский «Героическая азбука»; Е. Верейская «Три девочки»; В. Карасёва «Кирюшка»; В. Катаев «Сын полка»; С. Олефир «Когда я был маленьким, у нас была война…»; С. Радзиевская «Болотные робинзоны»; Э. Фонякова «Хлеб той зимы».

Тема 8 ЭТО РУССКОЕ РАЗДОЛЬЕ, ЭТО РОДИНА МОЯ

Стихи о летней поре, восхищении жизнью: И. Бунин «Полевые цветы»; К. Валаханович «Лето, не

уйдёшь!», «Моя деревня»; Саша Чёрный «Летом».

Внеклассное чтение: стихи И. Бунина, Саши Чёрного, Р. Алдониной, Д. Бурачевской, К. Валаханович, И. Иванниковой, М. Лукашевича, Ю. Мориц, А. Орловой, Ю. Симбирской, М. Тараненко, Е. Фельдман; проза Саши Чёрного, Ю. Венедиктовой, О. Гурьян, В. Драгунского, М. Дружининой, Е. Каликинской, Ю. Лавряшиной, М. Лазаренской, Н. Носова, Л. Романовской, М. Тараненко, А. Усачёва, Е. Чудиновой.



5.Тематическое планирование предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»



п/п

Тема раздела

Кол-во часов

Целевая установка урока

Понятия

1

Здравствуй осень! Здравствуй, школа!

3

Познакомить обучающихся с учебником

для 4 класса, условными обозначениями,

содержанием, прикнижным словарём, те-

мой раздела «Здравствуй, осень! Здравст-

вуй, школа!», произведениями Л. Преоб-

раженской и Е. Наумовой; развивать умения: работать с учебной книгой и свободно в ней ориентироваться; понимать прямой и переносный смысл

пословиц; воспитывать положительное отношение и интерес к урокам литературного чтения на родном (русском) языке;

развивать интерес к творчеству Л. Преоб-

раженской, Е. Наумовой


Учебная кни-

га, название

книги, зна-

чимые части

книги, при-

книжный

словарь, ав-

тор, послови-

ца, тема, сти-

хотворение,

ирония.

Ключевые

понятия рус-

ской культу-

ры: осень,

природа,

примета, зна-

ния

2

Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…

10

Познакомить обучающихся с авторской

переработкой русской былины В. Старостиным, фрагментом стихотворения М. Лермонтова «Бородино»; совершенствовать навык беглого, выразительного чтения текста вслух и про себя;

развивать умения: слушать прозаическое

произведение и работать с его содержанием; находить в тексте средства художественной выразительности; отличать былину от фольклорной сказки, рассказа и повести; анализировать прочитанное произведение, характеризовать героев и оценивать их поступки; делить текст на

смысловые части; читать выразительно

и по ролям; определять авторское отношение и формулировать своё отношение

к героям произведения; отбирать, обобщать и систематизировать информацию; делать выводы; работать с инфографикой; развивать память, внимание, мышление, любознательность;

развивать интерес к творчеству В. Старостина, М. Лермонтова

Былина.

Ключевые

понятия рус-

ской культу-

ры: Русская

земля, бога-

тырь, герой,

защитник


3

Где нам посчастливилось родиться

2

Познакомить обучающихся с произведе-

ниями Н. Языкова «Родина», И. Бунина

«В стороне далёкой от родного края…»;

совершенствовать навык беглого, вырази-

тельного чтения текста вслух и про себя;

развивать умения: работать с содержанием

стихотворения; объяснять заглавие текста;

определять значение использованных об-

разных средств; определять тему произве-

дения; развивать интерес к творчеству Н. Языкова и И. Бунина; развивать память, внимание, мышление, любознательность;

воспитывать любовь и уважение к своей

малой родине

Лирический

герой, адре-

сат, обраще-

ние.

Ключевые

понятия рус-

ской культу-

ры: раздолье,

воля, имя


4

Рождество подарит праздник и добром согреет душу

2

Познакомить обучающихся с произведени-

ем Саши Чёрного «Рождественский ангел»;

совершенствовать навык беглого, вырази-

тельного чтения текста вслух и про себя;

развивать умения: читать прозаическое

произведение и работать с его содержани-

ем; анализировать прочитанное произве-

дение, характеризовать героев и оценивать

их поступки; делить текст на смысловые

части; определять авторское отношение

и формулировать своё отношение к героям

произведения; отбирать, обобщать и сис-

тематизировать информацию; делать вы-

воды; работать с инфографикой;

развивать память, внимание, мышление,

любознательность; воспитывать уважение к людям, их бескорыстным поступкам;

развивать интерес к творчеству Саши Чёр-

ного

Метафора.

Ключевые

понятия рус-

ской культу-

ры: Рождест-

во, ангел

русское Рождество


5

Невидимый мир внутри тебя

4

Познакомить обучающихся с произведе-

нием О. Першиной «Леночка, дельфин

и Рождество» ;совершенствовать навык беглого, выразительного чтения текста вслух и про себя;


Повество-

вание, за-

вязка.

Ключевые

понятия рус- ской культу-

ры: путь,

хлеб, свой,

чужой

6

Любовь к Родине начинается с семи

7

Познакомить обучающихся с притчей

А. Лопатиной «Листья и корни»;

совершенствовать навык беглого, вырази-

тельного чтения текста вслух и про себя;

развивать умения: понимать прямой и пе-

реносный смысл пословиц; слушать прит-

чу и работать с её содержанием; характе-

ризовать героев притчи и оценивать их

поступки; читать по ролям; пересказывать

притчу по составленному плану; форму-

лировать своё отношение к прочитанно-

му; сопоставлять произведения разных

видов искусства (литература, видео-

и аудиозапись); формулировать выводы;

развивать творческие способности;

развивать умение работать с инфографи-

кой; развивать умения: работать с детской книгой, прогнозировать её содержание по названию; выбирать из предложенных книг

те, которые соответствуют теме; сравни-

вать произведения разных жанров на одну

тему;формировать умение самостоятельно читать книги на заданную тему;

развивать интерес к жанру притчи;

Притча, вре-

мя и место,

сборник.

Ключевые

понятия рус-

ской культу-

ры: семья,

корни, род-

ство, сирота


7

Идёт война народная, священная война!

3

Познакомить обучающихся со стихотво-

рением С. Щипачёва «22 июня 1941», про-

изведением В. Бахревского «Героическая

азбука»;

совершенствовать навык беглого, вырази-

тельного чтения текста вслух и про себя;

развивать умения: слушать произведение

и работать с его содержанием; прогнози-

ровать содержание текста по заглавию;

определять тему произведения; анализи-

ровать прочитанное произведение, фор-

мулировать своё отношение к прочитан-

ному; формулировать выводы;

развивать умения: работать с детской кни-

гой, прогнозировать её содержание по на-

званию; выбирать из предложенных книг

те, которые соответствуют теме; сравнивать

произведения разных жанров на одну тему;

формировать умение самостоятельно чи-

тать книги на заданную тему; развивать умение работать с инфографикой, ресурсами Интернета; развивать интерес к творчеству С. Щипачёва, В. Бахревского; воспитывать любовь и уважение к прошлому России, подвигу её народа; воспитывать ценностное отношение к самостоятельному чтению книг

Антитеза.

Ключевые

понятия рус-

ской культу-

ры: война,

мир, герой


8

Это русское раздолье, это родина моя

3

Познакомить обучающихся со стихотво-

рением И. Бунина «Полевые цветы»;

совершенствовать навык беглого, вырази-

тельного чтения текста вслух и про себя;

развивать умения: работать с содержанием

стихотворения с использованием худо-

жественных средств произведения; опре-

делять идею произведения; читать стихо-

творение, подбирая интонацию, темп ре-

чи, тембр голоса, паузы; формулировать

на основе прочитанного выводы с приве-

дением аргументов;

развивать умения: работать с детской кни-

гой, прогнозировать её содержание по на-

званию; выбирать из предложенных книг

те, которые соответствуют теме; сравни-

вать произведения разных жанров на одну

тему;

формировать умение самостоятельно чи-

тать книги на заданную тему;

развивать интерес к творчеству И. Бунина;

воспитывать ценностное отношение к са-

мостоятельному чтению книг

Метафора.

Ключевые

понятия рус-

ской культу-

ры:

природа, по-

ле, цветок






















6.Календарно-тематическое планирование предмета

«Литературное чтение на родном (русском )языке»

п/п

урока

Дата

Тема урока

Здравствуй, осень! Здравствуй, школа! (3 часа)

1.

1

03.09

Осени приметы.

2

2

10.09

Школьная дружба. Кто зазнаётся, тот без друзей остаётся.

3

3

17.09

Внеклассное чтение: стихи А. Пушкина, С. Есенина

Дела давно минувших дней, преданья старины глубоких…(10часов)

4.

1

24.29

Было ль, не было ль

5.

2

01.10

«Богатырская наша сила – сила духа и сила воли!»

6

3

08.10

Страна городов. Отец и дочь.

7

4

15.10

Подвиги во имя любви.

8

5

22.10

Племянник Ломоносов

9

6

12.11

Племянник Ломоносов

10

7

19.11

Учитель, ученик, родная кровь.

11

8

26.11

Учитель, ученик, родная кровь.

12

9

03.12

Первые на Руси книги для детей.

13

10

10.12

Проектная работа «Первые книги на Руси»

Где нам посчастливилось родиться… (2 часа)

14

1

17.12

«Любовь очей, моя страна!»

15

2

24.12

Хранимая Богом родная земля!

Рождество подарит праздник и добром согреет душу (2 часа)

16

1

14.01

Каждый из нас ангел.

17

2

21.01

Рождество добром согреет душу!

Невидимый мир внутри тебя (4 часа)

18

1

28.01

Хлеб в пути – не в тягость.

19

2

04.02

В начале было слово.

20

3

11.02

О. Першина «Леночка, дельфин и Рождество»;

21

4

18.02

Внеклассное чтение: Н. Гоголь «Ночь перед Рождеством»;

Любовь к Родине начинается с семьи (7 часов)

22

1

25.02

Семья – мои корни. «Я буду светить путеводной звездой!».

23

2

04.03

Вместе с мамой

24

3

11.03

Как хорошо, когда папа рядом!

25

4

18.03

Бабушка моя!..

26

5

01.04

Весна, весна красная!

27

6

08.04

Приди, весна, с радостью…

28

7

15.04

В толстый колокол звонят, так праздник.

«Идёт война народная, священная война!» (4 часа)

29

1

22.04

Героическая азбука.

30

2

29.04

«…А был он лишь солдат…»

31

3

06.05

Дети-герои. Внеклассное чтение В. Катаев «Сын полка»;

32

4

13.05

Промежуточная аттестация по теме «Любовь к Родине начинается с семьи»

Это русское раздолье, это Родина моя (2 часа)

33

1

20.05

Русских полей нежное очарованье…

34

2

27.05

Здравствуй, лето! Я хочу, чтобы лето не кончалось…











УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1 Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Феде-

2 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

3 Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Феде-

рального закона “Об образовании в Российской Федерации”».

4 Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

5 Кутейникова Н. Е., Синёва О. В., Дудова Л. В. Литературное чтение на родном (русском) языке: учеб-

ник для 4 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. / под ред. С. И. Богданова. М.: ООО «Русское

слово — учебник», 2021

6 Кутейникова Н. Е., Синёва О. В. Рабочая тетрадь к учебнику «Литературное чтение на родном (рус-

ском) языке» для 4 класса общеобразовательных организаций (авт. Н. Е. Кутейникова, О. В. Синёва,

Л. В. Дудова; под ред. С. И. Богданова). М.: ООО «Русское слово — учебник», 2021

7 Кутейникова Н. Е., Синёва О. В. Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение на родном

(русском) языке» для 4 класса общеобразовательных организаций (авт. Н. Е. Кутейникова, О. В. Синёва,

Л. В. Дудова; под ред. С. И. Богданова). М.: ООО «Русское слово — учебник», 2021

8 Программа курса «Литературное чтение на родном (русском) языке». 1–4 классы / авт.-сост.

Н. Е. Кутейникова, О. В. Синёва. М.: ООО «Русское слово — учебник», 2021

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Балязин В. Н. История России в занимательных рассказах, притчах и анекдотах. IX–XIX века. М., 2002

Даль В. И. Пословицы, поговорки и прибаутки русского народа. Любое издание.

Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Любое издание.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Любое издание.

Полякова Т. Н. Метод проектов в школе: теория и практика. М., 2011

Светловская Н. Н., Пиче-оол Т. С. Обучение детей чтению. Детская книга и детское чтение. М., 1999

РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТА

русское-слово.рф — с айт издательства «Русское слово».

feb-web.ru — Ф

ундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».















7. Лист корректировки предмета «Литературное чтение на родном (русском ) языке» в 4 А классе



Дата

Тема

Причина корректировки

Способ, форма корректировки

Согласование с завучем











































16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!