География. Землеведение. 5 - 6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2020
№ п/п | Тема урока | Дата | Виды деятельности ученика | Планируемые результаты обучения (УУД) | Д/З |
Раздел I. Как устроен наш мир – 10 часов. Тема 1. Земля во Вселенной – 6 часов. |
1. | Введение. | 07.09 | Работа с источниками информации: учебниками. | Предметные: Объяснять значение понятий "география". Метапредметные: Работать с текстом. Личностные: Привести свои примеры, доказывающие значение географии в современном мире. | конспект |
2. | Представление об устройстве мира. | 14.09 | Работа с источниками информации: таблица, схемы, учебниками, моделью " Солнечная система". | Предметные: Объяснять значение понятий" геоцентрическая и гелиоцентрическая модель " Метапредметные: Работать с текстом, схемами, рисунками, таблицами. Познавательные: Сравнивать две модели устройства мира, Личностные: Привести свои примеры, доказывающие вращение Земли вокруг Солнца. Поиск информации об ученых, упомянутых в параграфе. | П.1 |
3. | Звёзды и Галактики | 21.09 | Работа с источниками информации: таблица, схемы, учебниками, моделью | Предметные: Объяснять значение слов "звезда", "Галактика" Метапредметные: Работа с текстом, таблицами. Личностные: формирование целостного мировоззрения, ответственное отношение к учёбе. | П.2 |
4. | Солнечная система | 28.09 | Работа с источниками информации: таблица, схемы, учебниками, моделью " Солнечная система". Просмотр презентаций (видео). | Предметные: Называть и показывать планеты Солнечной системы, приводить примеры планет земной группы и планет - гигантов, объяснять значение "астероид", метеорит", "комета". Метапредметные: Работа с текстом, таблицами, фото. Регулятивные: Выдвижение версий на проблему "Почему Земля - обитаемая планета?" и " "Как человек исследует Солнеч. систему?" Личностные: Развитие личностной рефлексии. | П.3 |
5. | Луна-спутник Земли. | 05.10 | Нахождение дополнит.информации о Луне, информации: таблица, схемы, учебниками, моделью " Солнечная система". | Предметные: по результатам наблюдения за Луной находить и сформулировать зависимость фазы Луны от освещения Солнцем. Метапредметные Регулятивные: самостоятельно обнаружить и сформировать вопросы к тексту параграфа (учебн.проблема стр.30 в.3) Коммуникативные: продолжить обучение в эвристической беседе. | П.4 |
6. | Земля-планета Солнечной системы. | 12.10 | Наблюдать теллурий или электрон.модель движений Земли. Работа с картами, схемами. | Предметные: выявлять зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг оси. Составлять и анализировать схему "Географические следствия вращения Земли". Объяснять значение новых слов и выражений: северный полюс, южный полюс, экватор, северное и южное полушарие, ось вращения Земли, день летнего солнцестояния, день зимнего солнцестояния, дни весеннего и осеннего равноденствия. Метапредметные Познавательные УУД: выявление причин и следствий простых явлений, решение практич. и познават. задач. | П.5 |
Тема 2. Облик Земли – 4 часа. |
7. | Облик земного шара. | 19.10 | Работа с картами (нахождение океанов, материков, островов, полуостровов, архипелагов). Формулировка значений ключевых слов | Предметные: объяснять значение ключевых слов: "Мировой океан, материк, полуостров, остров, архипелаг". Показ географич. объектов на карте. Метапредметные Регулятивные:Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью (практ. зад-е стр.36). | П.6 |
8. | Форма и размеры Земли. Глобус-модель Земли. | 26.10 | Беседа с использованием различных источников информации: учебника, электронного приложения, атласа. Знакомство с моделью Земли-глобусом. | Предметные: называть недостатки и достоинства глобуса, начать формирование навыков работы с глобусом. Метапредметные Коммуникативные: выделять главную мысль в тексте параграфа (смысловое чтение). Личностные:Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. | П.7 |
9. | Параллели и меридианы. Градусная сеть. | 02.11 | Определение расстояний и направлений по глобусу. Находить и называть сходства и различия элементов градусной сети на глобусе и карте. | Предметные:показывать на глобусе и карте экватор, параллели, меридианы, начальный меридиан, географические полюсы; объяснять значение ключевых слов и выражений из параграфа Метапредметные Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. | П.8. к/к стр.10-11 |
10 | Урок-практикум. Глобус как источник географической информации. | 16.11 | Выявлять на глобусе и карте элементы градусной сетки. Определение расстояний и направлений по глобусу. Выполнение практических задач. | Предметные: Определение расстояний и направлений по глобусу. Метапредметные Регулятивные: самостоятельно искать и выделять необходимую информацию Личностные: Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию. | П.9 |
Раздел II. Развитие географических знаний о земной поверхности – 8 часов. Тема 3. Изображение Земли – 2 часа. |
11 | Способы изображения земной поверхности. | 23.11 | Знакомство с различными источниками информации-планами местности, аэрофоснимками, космическими снимками. | Предметные: Использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации, необходимой для решения задач. Метапредметные Регулятивные: применять методы информационного поиска. Познавательные: показывать ценность географической информации для человечества. | П.10 |
12 | История географической карты. | 30.11 | Научится работать с компасом, картой ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов. | Предметные:классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории работать с компасом, картой ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов. Метапредметные: участвовать в совместной деятельности. Личностные: коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками. | П.11 |
Тема 4. История открытия и освоения Земли – 6 часов. |
13 | Географические открытия древности.(к/к. стр.2-3) | 07.12 | Исследовать по картам маршруты путешественников, находить в интернете, энциклопедиях информацию о путешественниках. Изучать по картам маршруты путешествий разного времени и периодов; работать с записками, отчётами, дневниками. Работа с текстом учебника: для выявления новых понятий, терминов и выражений, умения объяснять значение их своими словами: "путь изваряг в греки", Великий шелковый путь, Старый Свет, Новый Свет, поморы. Ознакомление с основными способами изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающимися результатами географических открытий и путешествий; изучения по картам маршрутов путешествий разного времени и периодов. | Предметные: Создавать письменные тексты и устные сообщения, презентации на основе нескольких источниках географ.информации. Называть: основные способы изучения Земли в прошлом и настоящее время; наиболее выдающиеся результаты Великих географ.открытий. Показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов. Метапредметные Личностные: Формирование осознанного, уважительного отношения к другому человеку, его мировоззрению, культуре, ценностям. Познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления выявлять причины и следствия простых явлений составлять тезисы, различные виды планов преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.); определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. Личностные:воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознанному отношению к прошлому и настоящему многонационального народа России; | П.12 П.13 П.14 П.15 П.16 |
14 | Географические открытия Средневековья (к/к. стр.4-50 | 14.12 |
15 | Великие географические открытия. | 21.12 |
16. | В поисках Южной Земли | 28.12 |
17. | Исследование океана и внутренних частей материков. | 11.01 |
18. | Урок-практикум. Записки путешественников, литературные произведения, как источники географической информации.(к/к.стр.6-7) | 18.01 | Изучать по картам маршруты путешествий разного времени и периодов; работать с записками, отчётами, дневниками. | Предметные: Приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их. Метапредметные: Работать с текстом и нетекстовыми компонентами. Личностные: целостным мировоззрением. | П.17 подготовить рассказ о путешествии семьи. |
Раздел III. Как устроена наша планета – 16 часов. Тема 5. Литосфера – 5 часов. | |
19. | Внутреннее строение Земли | 25.01 | Формирование умений использовать и применять теоретические знания на практике. | Предметные: Объяснение ключ.слов: "земная кора", "литосфера", "мантия", "ядро". Описание модели строения Земли. Выявлять особенности внутренних оболочек Земли, сравнивать между собой. Метапредметные Личностные:Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. Коммуникативные: выделять главную мысль в тексте параграфа (смысловое чтение). | П.18 прин.пластилин. |
20. | Горные породы и их значение для человека | 01.02 | Работа с новыми понятиями и терминами (уметь объяснять своими словами) Характеристика методов изучения земных недр и Мирового океана;. | Предметные:объяснениеключ.слов "литосфера, горные породы, полезные ископаемые" Метапредметные Познавательные анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления • выявлять причины и следствия простых явлений • составлять тезисы, различные виды планов • преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.); Личностные: формирование ответственного отношенияк учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений.(зад-е 5 стр.93) | П.19.прин.горные породы. |
21 | Урок-практикум. | 08.02 | Изучение горных пород в ходе выполнения практической работы. | Личностные: формирование ответственного отношенияк учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений. Метапредметные Познавательные: преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.); | П.20 |
22. | Рельеф и его значение для человека (к/к.14-15) | 15.02 | Работа с новыми понятиями и термина ми (уметь объяснять своими словами. Умение узнавать и находить на картах примеры основных форм рельефа суши и дна океана | Предметные: Распознавать на физических картах различные формы рельефа и составлять их характеристику. Выполнять практич. задачи по определению на картах средней и абсолютной высот. Метапредметные Регулятивные: Работа по плану, сверять свои действия, и при необходимости исправлять ошибки. Познавательные: строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей | П.21 П.22 |
23. | Основные формы рельефа | 22.02 | Умение узнавать и находить на картах примеры основных форм рельефа суши и дна океана |
Тема 6. Гидросфера – 3 часа. |
24 25. | Мировой круговорот воды. Мировой океан и его части ( к/к. стр.16-17) | 01.03 15.03 | Работа со схемой мирового круговорота воды и географической картой с целью находить отличительные особенности частей Мирового океана. | Предметные: знать и объяснять значение новых слов"гидросфера", "Мировой океан", "Мировой круговорот воды", "море", "залив", "пролив", "лиман". Показ на карте частей Мирового океана. Метапредметные Познавательные: осуществлять сравнение и классификацию морей, проливов. | П.23 П.24 |
26. | Гидросфера-кровеносная система Земли (к/к. стр 18-19) | 22.03 | Разнообразие поверхностных и подземных вод. Их роль в жизни человека | Предметные: Знать и объяснять значение ключ.слов "река, русло, исток, устье, приток, речная система, озёрные котловины, болота, ледники, подземные воды, водопроницаемые и водоупорные породы". Метапредметные Личностные: формирование основ экологической культуры, на примере значения и охраны пресных вод. | П.25 |
Тема 7. Атмосфера – 3 часа. |
27 28 29. | Атмосфера Земли и её значение для человека. Погода Урок -практикум. Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой. | 05.04 12.04 19.04 | Формирование практических навыков и умений: - измерять (определять) темпера туру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуду температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц с использованием различных источников информации; описывать погоду своей местности. | Предметные: значение ключ.слов" атмосфера, тропосфера, воздушные массы, погода, метеорология, синоптическая карта, термометр, барометр, гигрометр, осадкомер, флюгер, анемометр" Формирование практических навыков работы с простейшими метеорологическими приборами. Метапредметные Коммуникативные: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Личностные: формирование основ экологической культуры, на примере выяснения причин загрязнения атмосфере в дополнительной литературе. Уметь вести простейшие наблюдения элементов погоды. | П.26 П.27 П.28 |
Тема 8. Биосфера – 2 часа. |
30. | Биосфера - живая оболочка Земли (к/к.стр. 22-23) | 26.04 | Формирование умений работать с новыми терминами, приводить примеры взаимосвязи всех живых организмов на Земле, умение работать на экскурсии. | Предметные: значение новых слов: "биосфера, биологический круговорот, пищевая цепь, хищники, травоядные, реликт" Метапредметные Личностные: формирование основ экологической культуры, на примере доказательств на утверждение "Человек-часть биосферы". Познавательные: Выявлять причины и следствия простых явлений. | П.29 |
31. | Урок - практикум. Экскурсия в природу. | 17.05 | Ознакомление со способами работы на местности. Сбор материалов для исследовательской работы. | Предметные: Выполнение заданий по предложенным типовым планам работы на местности. Личностные: формирование личного отношения к окружающему миру. | П.30 |
Тема 9. Природа и человек – 3 часа. |
32. | Воздействие человека на природу.(к/к. стр.24) | 24.05 | Познакомить с Красной Книгой России, Сахалинской области. | Предметные: Прогнозировать состояние окружающей среды. Личностные: формирование основ экологической культуры. | П.31 |
33. | Обобщающий урок по разделу «Как устроена наша планета». | 31.05 | Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала. | Личностные: Формирование интеллектуальных умений строить рассуждения, анализировать, делать выводы при выполнении заданий. Метапредметные: умение аргументировать свою точку зрения, связанно излагать материал. Предметные: продемонстрировать ЗУН по темам. | повторение |
№ п/п | Тема урока | Дата | Виды деятельности ученика | Планируемые результаты обучения (УУД) | Д/З |
предметные | метапредметные | личностные | |
Раздел IV. Земля во Вселенной–3 часа. | |
1 | Вращение Земли и его следствия. | 06.09 | Формирование представлений о естественных процессах, объектах и явлениях, изучением которых они занимаются | Выявлять и знать причины смены времён года, объяснять понятия: Северный и Южный полярный круг, Северный и Южный тропик, полярный день и полярная ночь. | Умение работать с текстом, выделять в нем главное | Учебно-познавательный интерес к географии | П.32 |
2 | Географические координаты.(к/к срт.8-9) | 13.09 | Изучение особенностей различных методов определения географических координат. Формирование и коррекция навыков и умений определения географических координат по карте. | Давать определение понятию географические координаты. Называть методы определения географических координат. Знать правила работы с картой при определении географических координат точки. | Умение работать с картой, глобусом. | Понимание значимости научного исследования природы, населения и хозяйства. Понимание роли и значения географических знаний. | П.33 |
3 | Урок-практикум. Определение географических координат точки по глобусу.(к/к стр.10-11) | 20.09 | Формирование практических навыков и умений определения координат точки по глобусу. | Уметь определять географические координаты по глобусу и карте. | Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал | Осознание значения географии в развитии представлений о форме Земли | П.34 |
Раздел V. Путешествия и их географическое отражение –5 часов. | |
4 | План местности.(к/к стр.4-5) | 27.09 | Формирование представлений о способах изображения земной поверхности. | Давать определение понятиям: план местности, аэрофотоснимок, виды масштаба. Объяснять что показывает масштаб, условные знаки, легенда плана. | Умение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять главное в различных источниках информации | Понимание важности умения читать карту, план местности. | П.35 |
5 | Ориентирование по плану и на местности.(к/к стр.6-7) | 04.10 | Формирование представлений об ориентировании на местности, умений пользования измерительными приборами | Давать определению понятию: ориентирование. Объяснять, что такое стороны горизонта и какие они бывают. Делать вывод о назначении компаса. Формулировать алгоритм работы с ним | Умение работать с измерительными приборами | Понимание значения ориентирования для повседневной жизни и деятельности человека | П.36 |
6 | Урок-практикум. Составление плана местности. | 11.10 | Формирование практических навыков составления плана местности. | Давать понятие определению: Полярная съёмка местности, маршрутная съёмка местности. | Умение работать с измерительными приборами. | Понимание значения ориентирования для повседневной жизни и деятельности человека | П.37 |
7 | Многообразие карт. | 18.10 | Формирование навыков работы с разными видами карт. | Выделять существенные признаки и особенности географических карт по теме раздела. Объяснять особенности форм рельефа Земли по карте, свойства географической карты и плана местности, Определять отличительные особенности изображений земной поверхности. | Умение работать с различными видами карт. | Понимание роли и значения разных видов географических карт для человека. | П.38 |
8 | Урок-практикум. Работа с картой. | 25.10 | Формирование практических навыков и умений работы с различными видами географических карт. | Выделять различия между географической картой и планом местности, географической картой и схемой. Объяснять какие сведения дают карты, план местности, схема. Легенда карты, плана местности, схемы. | Умение работать с различными видами карт, планом местности, умение применять на практике полученные знания при изучении других предметов. | Понимание роли и значения полученных знаний в жизни человека. | П.39 |
Раздел VI. Природа Земли – 18 часов. Тема 10. Планеты воды – 2 часа. |
9 | Свойства вод Мирового океана.(к/к стр.16-17) | 01.11 | Формирование представлений о свойствах вод мирового океана. | Объяснять свойства вод мирового океана. Определять причины и следствия различий вод мирового океана. Определять и показывать на карте различные по солёности моря и океаны. Описывать различия температуры вод мирового океана от экватора к полюсам. | Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации. | Понимание роли различий вод мирового океана в формировании знаний о Земле и их роль в жизни человека. | П.40 |
10 | Движение вод в Мировом океане. | 15.11 | Формирование представлений о движении вод в мировом океане. | Выявлять причины и следствия образования волн, умение работать с картографическими источниками географической информации. Описывать образования волн, течений, цунами. | Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации | Понимание влияния океанических течений на природу приморских районов материков. | П.41 |
Тема 11. Внутреннее строение Земли – 3 часа. |
11 | Движение литосферных плит.(к/к стр.12-13) | 22.11 | Формирование представлений о движениях земной коры. | Объяснять причины и следствия движения земной коры, а также влияние движений литосферных плит на развитие географических знаний. Определять и показывать на карте положение литосферных плит. Объяснять, почему происходит движение земной коры. | Ставить учебную задачу под руководством учителя. Планировать свою деятельность под руководством учителя. Выявлять причинно-следственные связи. Определять критерии для сравнения фактов, явлений. Выслушивать и объективно оценивать другого. Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение | Понимание роли движения земной коры в формировании знаний о Земле. | П.42 |
12 | Землетрясения: причины и последствия. | 29.11 | Формирование представлений о землетрясениях и их последствиях. | Объяснять причины и последствия землетрясений, влияние землетрясений на развитие географических знаний. Определять причины и следствия землетрясений. Определять и показывать на карте сейсмические пояса. Составлять описания событий по теме урока. | Ставить учебную задачу под руководством учителя. Планировать свою деятельность под руководством учителя. Выявлять причинно-следственные связи. Определять критерии для сравнения фактов, явлений. Выслушивать и объективно оценивать другого. Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение | Понимание роли землетрясений в формировании знаний о Земле | П.43 |
13 | Вулканы. | 06.12 | Формирование представлений о вулканах Земли. | Объяснять причины возникновения вулканов, влияние вулканов на развитие географических знаний. Определять причины и следствия вулканической деятельности. Определять и показывать на карте вулканические пояса Земли. Составлять описание видов вулканов. | Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте* структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле | П.44 |
Тема 12. Рельеф суши – 3 часа. | |
14 | Изображение рельефа на планах местности и географических картах.(к/к стр.14-15) | 13.12 | Формирование представлений об изображении рельефа на планах местности и географических картах. | Определять и показывать на карте высоты и глубины. Давать определение понятию «профиль местности, абсолютная высота, относительная высота, шкала высот и глубин, горизонталь». | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации | Понимание роли и значения географических знаний. | П.45 |
15 | Горы. | 20.12 | Формирование представлений о причинах и следствиях процессов горообразования. | Объяснять причины и следствия горообразования. Определять причины и следствия процесса горообразования. Определять и наносить на карту основные горные системы Земли. Формулировать вывод о значении горообразования. Составлять описание природы гор. Объяснять, чем отличаются горные системы Земли. | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации | Понимание роли горообразования в формировании знаний о Земле | П.46 |
16 | Равнины. | 27.12 | Формирование представлений о равнинах Земли. | Объяснять причины и следствия образования равнин, влияние знаний о равнинах на развитие географических знаний. Определять причины и следствия образования равнин. Определять и показывать на карте основные равнины Земли. Наносить на контурную карту равнины, овраги, балки, возвышенности, низменности, плоскогорья. | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации | Понимание роли и значения полученных знаний в жизни человека. | П.47 |
Тема 13. Атмосфера и климаты Земли – 6 часов. |
17 | Температура воздуха. | 10.01 | Формирование представлений о температуре воздуха. | Объяснять результаты температурных колебаний. Определять причины и следствия изменений температуры воздуха. Определять и показывать на карте тепловые пояса Земли. | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации | Понимание роли полученных знаний в жизни человека. | П.48 |
18 | Атмосферное давление. Ветер. | 17.01 | Формирование представлений об атмосферном давлении и ветре. | Объяснять влияние атмосферного давления на развитие географических знаний. Определять причины и следствия атмосферного давления. Определять и показывать на карте области высокого и низкого атмосферного давления.Объяснять причины изменения атмосферного давления. | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации | Понимание роли полученных знаний в жизни человека. | П.49 |
19 | Облака и атмосферные осадки. | 24.01 | Формирование представлений о роли атмосферных осадков в формировании географических знаний. | Объяснять причины и следствия атмосферных осадков. Определять причины и следствия атмосферных осадков. Определять и показывать на климатической карте области высоких и низких осадков. Формулировать вывод о роли атмосферных осадков в исследовании Земли. | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Преобразовывать текстовую информацию в табличную форму | Понимание роли полученных знаний в жизни человека. | П.50 |
20 | Погода и климат. | 31.01 | Формирование представлений о роли климата в формировании географических знаний. | Объяснять причины и следствия циркуляции атмосферы, влияние знаний о климате на развитие географических знаний. Объяснять понятия «пассаты, западные ветры, годовая амплитуда температур». | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный | Понимание роли полученных знаний в жизни человека. | П.51 |
21 | Урок-практикум. Работа с климатическими картами. | 07.02 | Формирование практических навыков и умений работы с климатическими картами. | Определять климат районов Земли по климатическим картам. Составление среднесуточной температуры воздуха. Определение средней температуры июля и января по климатическим картам. | Умение работать с климатическими, температурными картами, картами осадков. | Понимание роли и значения географических знаний в жизни человека. | П.52 |
22 | Урок-практикум. Наблюдение за погодой. | 14.02 | Формирование практических навыков и умений наблюдения за погодой. | Определять направление ветра, измерять температуру воздуха, определять среднюю температуру воздуха за сутки, определять облачность, определять атмосферное давление. | Умение работать с климатическими приборами: флюгер, барометр, термометр. | Понимание роли и значения географических знаний в жизни человека. | П.53 |
Тема 14. Гидросфера – кровеносная система Земли – 4 часа. |
23 | Реки в природе и на географических картах. | 21.02 | Формирование представлений о гидросфере Земли. | Объяснять причины и следствия зависимости питания и режима реки от климата местности где протекает река. | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации | Понимание специфических свойств гидросферы Земли и её составных частей. | П.54 |
24 | Озёра. | 28.02 | Формирование представлений о значении озёр в формировании животного и растительного мира. | Объяснять особенности взаимодействия озера и суши, значение озёр для природы и человека. Определять характер взаимного влияния озера и местности где оно расположено друг на друга. Обозначать на контурной карте различные виды озёр Земли. | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации | Осознание роли гидросферы Земли для природы и человека | П.55 |
25 | Подземные воды, болота, ледники. | 07.03 | Формирование представлений о специфических чертах природы подземных вод, болот, ледников. | Объяснять особенности взаимосвязи болот и подземных вод, ледников и климата. Определять специфику подземных вод и болот, ледников по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте ледники Земли. | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации | Осознание роли гидросферы Земли для природы и человека | П.56 |
26 | Урок обобщения и контроля знаний по теме раздела | 14.03 | Формирование навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными КИМ | Объяснять особенности гидросферы Земли. Определять специфику внутренних вод по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации | Осознание роли гидросферы Земли для природы и человека | повторение |
Раздел VII. Географическая оболочка – среда жизни – 8 часов. Тема 15. Живая планета –2 часа. |
27 | Закономерности распространения живых организмов на Земле.(к/к стр. 18-19) | 21.03 | Формирование представлений о специфических чертах распространения жизни на земле. | Объяснять причины и факторы от которых зависит растительность.. Определять специфику типов растительного покрова на земном шаре. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Преобразовывать текстовую информацию в табличную | Понимание специфических черт природы Земли и их значение для человека. | П.57 |
28 | Почва как особое природное тело. | 04.04 | Формирование представлений о специфических чертах почвы и горных пород. Виды почв. Формирование понятия – охрана почв. | Объяснять особенности типов почв. Определять специфику почв Земли по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте типы почв. | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации | Понимание специфических черт природы Земли и их значение для человека. | П.58 |
Тема 16. Географическая оболочка и ее закономерности – 3 часа. |
29 | Понятие о географической оболочке. | 11.04 | Формирование представлений о специфических чертах географической оболочке Земли. Формирование понятий о взаимосвязи оболочек Земли. | Объяснять особенности географических оболочек Земли. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации | Понимание специфических черт природы Земли и их значение для человека. | П.59 |
30 | Природные комплексы как части географической оболочки. | 18.04 | Формирование представлений о специфических чертах природных комплексов. | Объяснять особенности природных комплексов. Определять специфику природы по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте природные географические объекты | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации | Понимание специфических черт природы. Осознание причин уникальности природы Земли. | П.60 |
31 | Природные зоны Земли. | 25.04 | Формирование представлений о специфических чертах природных зон. | Объяснять особенности природных зон. Определять специфику природных зон по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Группировать географические объекты. | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации | Понимание специфических черт природы. Осознание причин уникальности природы Земли. | П.61 |
Тема 17. Природа и человек – 3 часа. |
32 | Стихийные бедствия и человек. (к/к стр.22-23) | 16.05 | Формирование представлений о причинах и следствиях стихийных бедствий. | Объяснять особенности причин и следствий стихийных бедствий. Определять специфику стихийных бедствий. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Группировать географические объекты. | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации | Понимание специфических черт природы. Осознание причин уникальности природы Земли. | Доделать к/к |
33 | Итоговая контрольная по курсу «География. Землеведение». | 23.05 | Формирование навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольно- измерительными материалами | Объяснять особенности природы и природных компонентов Земли. Определять специфику природы и природных комплексов по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты. | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации | Понимание специфических черт природы материков. Осознание причин уникальности природы Земли. | Повторение |
34 | Урок обобщения и контроля знаний по теме раздела | 30.05 | Формирование навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольно- измерительными материалами | Объяснять особенности природы и природных компонентов Земли. Определять специфику природы и природных комплексов по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты. | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации | Понимание специфических черт природы материков. Осознание причин уникальности природы Земли. | |