№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведе-ния | Факт проведе- ние | Содержание программы | Планируемый результат | Компетенции И. – Информацинные, М. – Мыслительные, С-к. – Социально-коммуникативные, Л. – Личностные. | Дом задание |
1 | Введение | 1 | | | Материки и части света; части Мирового океана. Геологиче-ская история Земли. Гипотезы происхождения материков и впадин океанов. Соотноше-ние суши и океана на Земле, их распределение между полушариями планеты. Развитие рельефа на материках и в океанах. Размещение крупнейших форм рельефа на материках и в океане. | Понимание предмета изучения курса, его структуры, различий между материками и частями света; представление об океанической и материковой земной коре, теории литосферных плит; осознание процессов формирования рельефа; называет геологический возраст Земли; объясняет основные понятия темы; работает с текстом учебника, анализирует схемы и таблицы, с географи-ческими картами; формирует собственное мнение (суждение). | И.: получает информацию из различных географических источников с применением методов информационного поиска. М.: понимает предмет изучения курса, его структуру, различия между материками и частями света, прогнозирует результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимает и сохраняет учебную задачу; выделяет части Мирового океана; объясняет теорию литосферных плит и процессы формирования рельефа; устанавливает причинно-следственные связи и зависимости между географическими объектами; выражает свои мысли в соответствии с задачей. С.-к.: взаимодействует в группе, ведет диалог, участвует в дискуссии, в коллективном обсуждении, принимает другое мнение и позицию, допускает существование других точек зрения; Л.: самостоятельно ставит цели, принимает и сохраняет учебную задачу; сохраняет мотивацию к учебной деятельности, проявляет интерес к новому учебному материалу, аргументирует личную точку зрения; выражает положительное отношение к процессу познания; применяет полученные знания на практике; адекватно принимает причины успешности\неуспешности учебной деятельности | С. 3-6 |
Раздел 1. Планета, на которой мы живем – 23 часа | |
Тема 1. Мировая суша – 1 час |
2 | Суша океана | 1 | | | §1 |
Тема 2. Поверхность Земли – 6 часов | |
3 | Геологическое время | 1 | | | §2 |
4 | Строение земной коры | 1 | | | §3 |
5 | Литосферные плиты. | 1 | | | §4 |
Пр/р 1. Составление картосхемы «Литосферные плиты» |
6 | Платформы и равнины | 1 | | | §5 |
7 | Складчатые пояса и горы | 1 | | | §6 |
8 | Обобщение по темам «Мировая суша», «Поверхность Земли» | 1 | | | Повтор. матер. темы |
Тема 3. Атмосфера – 4 часа | Представле-ния и знания об атмо-сфере и климате, климати-ческих поясах Зем-ли. Основ-ные типы воздушных масс и постоянных ветров. Зависимость между направле-ниями ветров и поясами атмосфер-ного давле-ния. Пере-мещение поясов атмо-сферного давления и воздушных масс по се-зонам. Влия-ние природ-ных особен-ностей мате-риков и оке-анов на кли-мат Земли. Антропоген-ное влияние на климати-ческие процессы. | Называет и показывает на карте климати-ческие пояса, основные типы воздушных масс, области пассатов, муссонов, западного переноса воздуха; определяет по климатическим картам распределение на поверхности Земли температур и осадков. Объясняет особенности климатообра-зующих факторов, описывает общую циркуляцию атмосферы, нетипичные случаи зависимости климата от циркуляции ВМ. Работает с климатической картой, схемами, таблицами. | И.: получает информацию из различных географических источников с применением методов информационного поиска, картографический метод. М.: устанавливает причинно-следственные связи и зависимости между объектами; самостоятельно формулирует познавательные цели, осуществляет поиск и выделяет необходимую информацию; осознанно моделирует и структурирует знания. Оценивает антропогенное влияние на климатические условия Земли. С.-к.: слушает и вступает в диалог, участвует в коллективном обсуждении, умеет выражать свои мысли в соответствии с задачей; способен строить речевое высказывание в устной форме, толерантен к чужому мнению. Л.: самостоятельно ставит цели, принимает и сохраняет учебную задачу; учитывает выделенные учителем ориентиры действия; проявляет заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группы; выражает положительное отношение к процессу познания, адекватно оценивает собственную учебную деятельность, принимает причины успешности\неуспешности учебной деятельности; определяет личностное участие. | |
9 | Пояса планеты. | 1 | | | §7 |
Пр/р 2. Определение главных показателей климата различных регионов планеты по климатической карте мира |
10 | Воздушные массы и климатические пояса | 1 | | | §8 |
Пр/р 3. Анализ климатограмм основных типов климата |
11 | Климатообразующие факторы | 1 | | | §9 |
12 | Обобщение по теме «Атмосфера» | 1 | | | Повтор. матер. темы |
Тема 4. Мировой океан – 5 часов | Представле-ние о Миро-вом океане, особен-ностях вод, распределе-нии температур, солености. Методы изучения морских глубин. Движение воды в оке-ане. Условия жизни, биоресурсы. ГП и природа океанов. Обмен теп-лом и влагой между океа-ном и сушей. Мировой круговорот воды. | Называет и показывает океаны, моря, заливы, проли-вы, течения, оценивает рациональ-ность использованияресурсов океана и методы их использования, меры по охране вод Океана. Приводит примеры взаимодей-ствия Океана с атмосферой и сушей, объясняет роль океана в жизни Земли и человека, свойства вод, причины образования течений. Работает с картой, схемами. | И.: получает информацию из различных географических источников с применением методов информационного поиска, картографический метод. М.: осуществляет поиск необходимой информации, анализирует, самостоятельно создает алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; прогнозирует результаты уровня усвоения изучаемого материала и сохраняет учебную задачу; определяет причинно-следственные связи. С.-к.: участвует в коллективном обсуждении проблемы, толерантен к мнениям других представителей группы, понимает позицию партнера; использует знания в социуме.. Л.: сохраняет мотивацию к учебной деятельности, проявляет интерес к новому материалу, выражает положительное отношение к процессу познания; аргументирует личное мнение, грамотно формулирует мысль с использованием терминов; адекватно принимает причины успешности/неуспешности учебной деятельности | |
13 | Мировой океан и его части. | 1 | | | §10 |
Пр/р 4. Построение профиля дна океана по одной из параллелей, обозначение форм рельефа |
14 | Движение вод Мирового океана. Система течений. | 1 | | | §11 |
15 | Органический мир океана | 1 | | | §12 |
16 | Особенности природы отдельных океанов | 1 | | | §13 |
17 | Обобщение по теме «Мировой океан» | 1 | | | Повтор. матер. темы |
Тема 5. Геосфера – 2 часа | Разнообра-зие раститель-ного и животного мира Земли. Особенно-сти распро-странения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодей-ствие компонентов природы. Природно-антропоген-ное равно-весие, пути его сохране-ния и восстановления. Приспо-собления живых организмов к среде обитания. | Называет границы распростране-ния живого вещества, свойства ГО, описывает по схемам круго-вороты воды, биологический, геологический круговорот веществ в сообществах живых организ-мов. Исполь-зует схему строения ПК. Объясняет влияние освещенности на природные ритмы, причины зональной и азональной дифференциации ПК, прогнозирует изменения ПК Называет и показывать природные зоны, определяет признаки азональных ПК. Работает с картой, схемами, таблицей. | И.: получает информацию из различных географических источников с применением методов информационного поиска, картографический метод. М.: ставит и формулирует цели и проблему урока, осознанно и произвольно строит сообщения в устной и письменной форме, в т.ч. творческого и исследовательского характера; самостоятельно анализирует вопросы, находит ответы; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, анализирует взаимосвязи в природном комплексе, осознает и оценивает влияние человека на его изменение.. С.-к.: адекватно использует речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач, участвует в коллективном обсуждении проблемы; обменивается мнением, понимает позицию партнера, толерантен, использует знания в социуме. Л.: определяет внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к образовательному процессу, понимает необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний; способен к самооценке и самоанализу, аргументирует и грамотно формулирует личное мнение, способ оценки знаний | |
18 | Географическая оболочка (ГО) | 1 | | | §14 |
Пр/р 5. Анализ схем круговорота веществ и энергии |
19 | Широтная зональность и высотная поясность ГО. | 1 | | | §15 |
Пр/р 6. Описание природных зон Земли по географическим картам |
Тема 6. Человек – 5 часов | История освоения Земли человеком. Человек – часть природы. Численность населения планеты, размещение, народы и религии, основные виды хозяйствен-ной деятель-ности. Страны мира. | Называет и показывает предполагае-мые пути расселения человека по материкам и основные районы повышенной плотности населения на Земле. Выделяет наиболее распространенные языки, мировые религии и ареалы их распростране-ния; характери-зует степень воздействия человека на природу в прошлом и настоящем. Выделяет экологические проблемы настоящего (глобального и местного значения). Определяет пути решения поставленных проблем, прогнозирует стихийные явления. Работает с картами, таблицами, схемами. | И.: получает информацию из различных географических источников с применением методов информационного поиска, картографический метод. М.: анализирует полученную информацию, самостоятельно создает алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; ставит и формулирует цели и проблему, осознанно и произвольно строит сообщения в устной и письменной форме, в т.ч. творческого и исследовательского характера; планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. С.-к.: участвует в коллективном обсуждении проблемы; грамотно обменивается мнением, понимает позицию партнера, адекватно используют речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач; проявляет и пропагандирует толерантное отношение к народам мира; учитывает выделенные ориентиры, действия в новом учебном материале, сотрудничая с учителем. Л.: определяет целостный социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культуры и религии, использует понятия - «древняя родина человека» и «предполагаемые пути расселения людей по материкам»; сохраняет мотивацию к учебной деятельности, проявляет интерес к новому учебному материалу, выражает положительное отношение к процессу познания, адекватно принимает причины успешности/неуспешности учебной деятельности. | |
20 | Освоение Земли человеком | 1 | | | §16 |
21 | Охрана природы | 1 | | | §17 |
22 | Население Земли | 1 | | | §18 |
Пр/р 7. Определение и сравнение различий в численности населения для разных регионов и стран мира |
23 | Политическая карта мира | 1 | | | §19 |
Пр/р 8. Изучение политической карты мира |
24 | Обобщение по разделу 1. «Планета, на которой мы живем» | 1 | Повтор. матер. раздела |
| |
Раздел 2. Материки планеты Земля – 43 часа | Особен-ности ФГП материка. Характеристика рельефа, климата, внутренних вод, ПК. Основные черты природы. Особен-ности открытия и освоения территории. Деление материка на природные, природно-хозяйствен-ные и исто-рико-культурные регионы. Численность и размеще-ние населе-ния. Истори-ко-геогра-фические этапы заселения територии. Определе-ние геогра-фических различий в плотности населения, распростра-нении рас, народов и религий на основе срав-нения карт. География основных типов хозяй-ственной деятельно-сти. Рациональ-ность использова-ния природных ресурсов. Охрана природы. | Характеризует особенности ФГП материка по плану. На основе анализа и сопоставле-ния темати-ческих карт материков устанавливает взаимосвязи: между особенностями строения земной коры и рельефом, между климатом и характером природной зональности, между природными зонами и зональными природными богатствами, между зональными» природными богатствами и особенностями хозяйственной деятельности. Составляет характеристики природных компонентов материков и природных комплексов: рельефа, полезных ископаемых, климата, поверхностных вод, природной зональности. Оценивает степень нарушения природных комплексов в результате хозяйственной деятельности. Находит информацию и обсуждает проблемы рационального использования природных богатств, антропогенных изменений природы, охраны окружающей среды. Выделяет особенности населения материка, плотности расселения и причинно-следственные связи. Характеризует крупные регионы территории, проводит сопоставления, делает выводы. Работает с картами, таблицами, схемами. | И.: получает информацию из различных географических источников с применением методов информационного поиска, картографический метод. М.: анализирует полученную информацию, самостоятельно создает алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; ставит и формулирует цели и проблему, осознанно и произвольно строит сообщения в устной и письменной форме, в т.ч. творческого и исследовательского характера; планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Проводит сравнительный анализ, выделяя сходство и отличия географических особенностей территории материков. Устанавливает причинно-следственные связи и зависимости между объектами. С.-к.: проявляет активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; слушает и вступает в диалог; участвует в коллективном обсуждении; умеет с достаточной точностью выражать свои мысли в соответствии с задачей; владеет географическими терминами и понятиями; аргументирует ответ. Участвуя в коллективном обсуждении проблемы, проявляет толерантность и уважение к мнению других. Отстаивая личную точку зрения, понимает позицию партнера. Проявляет активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Четко и грамотно выражает свои мысли в соответствии с задачей. Проявляет и пропагандирует в социуме уважительное, толерантное отношение к народам разных стран мира, бережное отношение к природе, рациональное использование природных богатств. Л.: Прогнозирует результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимает и сохраняет учебную задачу. Самостоятельно ставит цели, принимает и сохраняет учебную задачу; учитывает выделенные учителем ориентиры действия. Сравнивает разные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность. Сохраняет мотивацию к учебной, познавательной, творческой деятельности. Проявляет заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группы; выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно принимают причины успешности\неуспешности учебной деятельности. Осуществляет потребность в изучении культуры народов стран мира, языков, религий. Проявляет творческий подход к представлению самостоятельно полученной информации из различных источников. Демонстрирует умения презентации нового материала. Применяет полученные теоретические знания на практике. Успешно решает разноуровневые задачи, выполняет предложенные контрольно-измерительные задания. | |
Тема 7. Африка – 9 часов |
25 | ФГП Африки. История исследования | 1 | | | §20 |
Пр/р 9. Нанесение геообъектов на контурную карту | | | |
26 | Геологическое строение, рельеф Африки | 1 | | | §21 |
Пр/р 10. Обозначение на к/к главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых |
27 | Климат Африки | 1 | | | §22 |
28 | Гидрография Африки | 1 | | | §23 |
29 | Природные зоны | 1 | | | §24 |
30 | Население Африки. | 1 | | | §25 |
31 | Северная и Западная Африка. | 1 | | | §26 |
32 | Центральная, Восточная и Южная Африка. | 1 | | | §27 |
33 | Обобщение по теме «Африка» | 1 | | | Повтор. матер. темы |
Пр/р 11. Составление туристического плана-проспекта путешествия по Африке |
Тема 8. Австралия и Океания – 6 часов | |
34 | ФГП Австралии. История исследования | 1 | | | §28 |
35 | Компоненты природы Австралии | 1 | | | §29 |
Пр/р 12. Сравнение ФГП Африки и Австралии, определение черт сходства и различия компонентов природы материков | | | |
36 | Особенности природы Австралии | 1 | | | §30 |
37 | Австралийский Союз | 1 | | | §31 |
38 | Океания – островной регион | 1 | | | §32 |
39 | Обобщение по теме «Австралия и Океания» | 1 | | | Повтор. матер. темы |
Тема 9. Антарктида – 2 часа | |
40 | ФГП Антарктиды. История исследования | 1 | | | §33 |
41 | Особенности природы Антарктиды | 1 | | | §34 |
Тема 10. Южная Америка – 8 часов | |
42 | ФГП, история открытия и исследования Южной Америки. | 1 | | | §35 |
Пр/р 13. Сравнение географического положения Африки и Южной Америки |
43 | Геологическое строение и рельеф Южной Америки | 1 | | | §36 |
44 | Климат Южной Америки | 1 | | | §37 |
45 | Гидрография Южной Америки | 1 | | | §38 |
46 | Разнообразие природы Южной Америки | 1 | | | §39 |
Пр/р 14. Выявление взаимосвязей между компонентами природы в одном из комплексов материка с использованием карт атласа |
47 | Население Южной Америки | 1 | | | §40 |
Пр/р 15. Сравнение характера размещения населения Южной Америки и Африки |
48 | Регионы Южной Америки | 1 | | | §41 |
49 | Обобщение по теме «Южная Америка» | 1 | | | Повтор. матер. темы |
Тема 11. Северная Америка – 8 часов | Особен-ности ФГП материка. Характеристика рельефа, климата, внутренних вод, ПК. Основные черты природы. Особен-ности открытия и освоения территории. Деление материка на природные, природно-хозяйствен-ные и исто-рико-культурные регионы. Численность и размеще-ние населе-ния. Истори-ко-геогра-фические этапы заселения територии. Определе-ние геогра-фических различий в плотности населения, распростра-нении рас, народов и религий на основе срав-нения карт. География основных типов хозяй-ственной деятельно-сти. Рациональ-ность использова-ния природных ресурсов. Охрана природы. | Характеризует особенности ФГП материка по плану. На основе анализа и сопоставле-ния темати-ческих карт материков устанавливает взаимосвязи: между особенностями строения земной коры и рельефом, между климатом и характером природной зональности, между природными зонами и зональными природными богатствами, между зональными» природными богатствами и особенностями хозяйственной деятельности. Составляет характеристики природных компонентов материков и природных комплексов: рельефа, полезных ископаемых, климата, поверхностных вод, природной зональности. Оценивает степень нарушения природных комплексов в результате хозяйственной деятельности. Находит информацию и обсуждает проблемы рационального использования природных богатств, антропогенных изменений природы, охраны окружающей среды. Выделяет особенности населения материка, плотности расселения и причинно-следственные связи. Характеризует крупные регионы территории, проводит сопоставления, делает выводы. Работает с картами, таблицами, схемами. | И.: получает информацию из различных географических источников с применением методов информационного поиска, картографический метод. М.: анализирует полученную информацию, самостоятельно создает алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; ставит и формулирует цели и проблему, осознанно и произвольно строит сообщения в устной и письменной форме, в т.ч. творческого и исследовательского характера; планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Проводит сравнительный анализ, выделяя сходство и отличия географических особенностей территории материков. Устанавливает причинно-следственные связи и зависимости между объектами. С.-к.: проявляет активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; слушает и вступает в диалог; участвует в коллективном обсуждении; умеет с достаточной точностью выражать свои мысли в соответствии с задачей; владеет географическими терминами и понятиями; аргументирует ответ. Участвуя в коллективном обсуждении проблемы, проявляет толерантность и уважение к мнению других. Отстаивая личную точку зрения, понимает позицию партнера. Проявляет активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Четко и грамотно выражает свои мысли в соответствии с задачей. Проявляет и пропагандирует в социуме уважительное, толерантное отношение к народам разных стран мира, бережное отношение к природе, рациональное использование природных богатств. Л.: Прогнозирует результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимает и сохраняет учебную задачу. Самостоятельно ставит цели, принимает и сохраняет учебную задачу; учитывает выделенные учителем ориентиры действия. Сравнивает разные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность. Сохраняет мотивацию к учебной, познавательной, творческой деятельности. Проявляет заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группы; выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно принимают причины успешности\неуспешности учебной деятельности. Осуществляет потребность в изучении культуры народов стран мира, языков, религий. Проявляет творческий подход к представлению самостоятельно полученной информации из различных источников. Демонстрирует умения презентации нового материала. Применяет полученные теоретические знания на практике. Успешно решает разноуровневые задачи, выполняет предложенные контрольно-измерительные задания. | |
50 | ФГП Северной Америки. История открытий и исследований | 1 | | | §42 |
51 | Геологическое строение и рельеф Северной Америки | 1 | | | §43 |
52 | Климат Северной Америки. | 1 | | | §44 |
Пр/р 16. Сравнение климата разных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе | | | |
53 | Гидрография Северной Америки | 1 | | | §45 |
54 | Природные зоны Северной Америки. | 1 | | | §46 |
Пр/р 17. Оценка влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения |
55 | Население Северной Америки | 1 | | | §47 |
56 | Регионы Северной Америки | 1 | | | §48 |
57 | Обобщение по теме «Северная Америка» | 1 | | | Повтор. матер. темы |
Тема 12. Евразия – 10 часов | |
58 | ФГП Евразии. История исследования | 1 | | | §49 |
59 | Геологическое строение и рельеф Евразии | 1 | | | §50 |
60 | Климат Евразии | 1 | | | §51 |
Пр/р 18. Определение типов климата Евразии по климатограммам |
61 | Гидрография Евразии | 1 | | | §52 |
62 | Разнообразие природы | 1 | | | §53 |
Пр/р 19. Сравнение природных зон Евразии и Северной Америки по 40-ой параллели |
63 | Население Евразии | 1 | | | §54 |
64 | Крупные регионы Евразии | 1 | | | §55 |
Пр/р 20. Составление характеристики страны Европы по картам атласа и другим источникам | | |
65 | Регионы Азии: Юго-Западная, Центральная и Восточная Азия | 1 | | | §56 |
66 | Регионы Азии: Южная и Юго-Восточная Азия | 1 | | | §57 |
Пр/р 21. Составление географической характеристики страны Азии по картам атласа и другим источникам | | |
67 | Обобщение по теме «Евразия» | 1 | | | Повтор. матер. темы |
Раздел 3. Взаимоотношения природы и человека – 1 час | | | | |
68 | Природа и общество. Экологические проблемы | 1 | | | Взаимо-отношения природы и общества. Положительные и отрицатель-ные воздей-ствия чело-века на природу. Экологи-ческие проблемы. Связи между компонентами в ПК | Выделяет и формулирует связь природы и человека. Определяет проблемы экологии и возможные пути решения. Аргументирует ответствен-ность человека за будущее Земли. | М.: используют информацию различных источников, полученную самостоятельно; используют ориентиры, данные учителем при решении учебных задач; самостоятельно выделяют и формулируют цели, устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами, анализируют и грамотно формулируют выводы. С.-к.: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Л.: сравнивают разные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность, сохраняют мотивацию к учебной деятельности | §58 |
Пр/р 22. Выявление связей между компонентами природного комплекса своей местности |
Итого часов урочного времени: 68 часов | | | | |