СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КТП Элективный курс "Практическая стилистика" 10 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«КТП Элективный курс "Практическая стилистика" 10 класс»

«Средняя общеобразовательная школа п.Тимофеевка»

Ольгинского района Приморского края


Рассмотрено

на заседании МО

учителей русского языка и литературы


«____» ___________ 2020 г.

Согласовано

Заместитель директора школы по УВР

_________________А.А.Куприн


«____»____________2020 г.

Утверждаю

Директор школы


_____________Л.А.Ермакова


 «___»______________2020 г.















Рабочая программа

элективного курса

«Практическая стилистика»

10 класс

2020 – 2021 уч. год









Составила: учитель русского языка и литературы

МКОУ «СОШ п.Тимофеевка» Е.В. Ренжина





















2020 год

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса по русскому языку для основной общеобразовательной школы 10 класса составлена на основе:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». (с последующими изменениями и дополнениями);

  2. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» Документ с изменениями, внесенными:

  3. Приказом Минобрнауки России от 3 июня 2008 года N 164; приказом Минобрнауки России от 31 августа 2009 года N 320;

  4. Приказом Минобрнауки России от 19 октября 2009 года N 427;приказом Минобрнауки России от 10 ноября 2011 года N 2643; приказом Минобрнауки России от 24 января 2012 года N 39;приказом Минобрнауки России от 31 января 2012 года N 69;
    приказом Минобрнауки России от 23 июня 2015 года N 609; приказом Минобрнауки России от 7 июня 2017 года N 506;

  5. Учебного плана школы на 2020 – 2021 г.



Актуальность программы «Практическая стилистика» на современном этапе развития школы определяется прежде всего тем, что полученные знания формируют умение грамотно выражать свои мысли и создавать собственные высказывания.

Программа выполняет две основные функции:

Информационно – методическая функция позволяет всем участникам процесса получить преставление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного элективного курса.

Организационно - планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

В основу элективного курса легли разработки и исследования в данной области И. П. Цыбулько, С.И. Львова, Н.В. Егоровой, Е.А. Влодавской, Н.А.Сениной, Г.Т. Егораевой.

Курс имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского языка в 10 классе, поможет обеспечить эффективную подготовку учащихся к выпускному экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ. Элективный курс предназначен для подготовки учащихся к ЕГЭ.

Программа курса «Практическая стилистика» составлена для учащихся 10класса, следовательно, ориентирована на итоговую аттестацию.

Главная цель курса – формирование и развитие у выпускников трех видов компетенций: языковой (умение определять, правильно ли написано слово, верно ли расставлены знаки препинания в предложении), лингвистической (способность опознавать языковые единицы и классифицировать их) и коммуникативной (способность понимать высказывание, связно и логично строить текст).

В связи с этим ставятся следующие задачи:

• обобщить и систематизировать знания по разделам языкознания, представленным в КИМах ЕГЭ и изучаемым в школьной программе;

• обобщить знания об особенностях разных стилей речи русского языка и сфере их использования;

• совершенствовать навык анализа текстов различных стилей;

• развивать письменную речь учащихся, пополнять их теоретико-литературный словарь;

• совершенствовать знания и умение находить в тексте и определять функцию средств выразительности разных уровней;

• совершенствовать умение отражать личностную позицию в сочинении при помощи аргументации; стройно и последовательно излагать свои мысли и оформлять их в определённом стиле и жанре;

• повышать уровень грамотности учащихся.



Элективный курс нацелен на качественную подготовку выпускников к сдаче экзаменов в форме ЕГЭ.

Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем и самооценка школьником занимают одно из важных мест в системе образования, поскольку задание 27 (сочинение) является заданием повышенного уровня сложности, требующее развернутого ответа и проверяющее умение учащегося создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.

Программа рассчитана на обучающихся 10 класса и представляет систему поэтапной работы над теоретическими вопросами и над сочинением, которое предлагается написать на итоговой аттестации по предмету.

Программа учитывает специфику КИМов, в нее включены основные модели заданий ЕГЭ.

Программа позволяет учителю скорректировать основные лингвистические, языковые и коммуникативные компетенции обучающихся.

Цель

Основная цель курса – помочь обучающимся успешно справиться с заданием 27 ЕГЭ: познакомить их с основными требованиями к этому виду работы, изучить модели построения сочинения-рассуждения и успешно применять полученные знания на практике.

Кроме того, активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи, продолжить формирование умения работать с текстами художественных произведений; совершенствовать умения оперировать теоретико-литературными понятиями и терминами.



Задачи

  • Усваивать технологию написания сочинения-рассуждения.

  • Систематизировать основные теоретические сведения о сочинении-рассуждении.

  • Использовать схемы, таблицы для оптимального восприятия и запоминания теоретического материала.







  1. Место учебного курса «Практическая стилистика» в учебном плане школы

Согласно учебного плана школы на изучение элективного курса по русскому языку в 10 классе отводится 34 часа, из расчета 1 час в неделю.



  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

элективного курса «Практическая стилистика».

Планируемые результаты

Личностными результатами освоения выпускниками являются:

1) осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским  языком; понимание роли родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности;

2) представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать  и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;

3) увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств.

     Метапредметными результатами  освоения выпускниками являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях:

2) способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки, совершенствовать умение применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

3) готовность к получению высшего образования по избранному профилю, подготовка к формам учебно-познавательной деятельности в вузе;

4) овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности.

        Предметными результатами  освоения выпускниками являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:

•   адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой (подтекстовой) информации;

• осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием аудио-текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от коммуникативной задачи;

•   способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы;

• владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; говорение и письмо:

• применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, норм современного русского литературного языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм.

  1. Содержание тем курса

1. Изучение правил сдачи ЕГЭ.

Типология заданий ЕГЭ.

2. Орфоэпия.

Современные орфоэпические нормы. Акцентологический минимум.

3. Лексика и фразеология.

Основные лексические категории и единицы. Лексические нормы. Лексико-фразеологический анализ.

4. Словообразование.

Основные способы словообразования частей речи.

5. Морфология.

Морфологический разбор всех частей речи. Трудные случаи морфологического разбора. Повторение признаков таких частей речи, как наречие, предлог, частица.

6. Грамматические нормы.

Образование форм числительных, образование форм различных степеней сравнения прилагательных, образование форм повелительного наклонения глаголов, образование форм деепричастий, местоимений, существительных (окончания множественного числа).

7. Орфография.

Принципы русской орфографии. Типы орфограмм и принципы проверки. Грубые и негрубые ошибки.

8. Пунктуация.

Принципы русской пунктуации. Типы пунктограмм.

9. Синтаксис.

Трудные случаи синтаксического анализа словосочетания и предложения.

10. Синтаксические нормы русского языка.

Построение предложений с деепричастным оборотом, построение предложений с однородными членами, употребление имен собственных в предложении, построение предложений с причастным оборотом, построение сложноподчиненных предложений, трудные случаи управления, построение предложений с косвенной речью.

11. Работа с текстом.

Установление причинно-следственных отношений в тексте. Языковые приемы связи предложений. Понятие “ключевого” слова.

12. Анализ языковых средств выразительности.

Функции изобразительно-выразительных средств. Понятия: градация, метафора, контекстные антонимы, синонимы, парцелляция.

13. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.

V. Тематическое планирование.

№ п/п

Тема

Количество часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

 

2

Орфоэпия

1

1


3

Морфемика и

словообразование.

1

1


4

Лексика

1

1


5

Морфология

1

1


6

Орфография

7

1

6

7

Синтаксис и пунктуация

9

1

8

8

Работа с текстом сочинения- рассуждения

9

1

8

9

Практические работы по выполнению вариантов ЕГЭ

4

 

4

 

Итого:

34

 8

 26






VI. Ресурсное обеспечение рабочей программы

1. «ЕГЭ. Русский язык. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами» / Г.Т. Егораева. – М., 2020.

2. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2020 году единого государственного экзамена по русскому языку. (Электронный ресурс). - Электрон. текст дан. - Москва: ФИПИ, 2020.

3. Долинина Т.А. Русский язык. Как написать сочинение на Едином государственном экзамене. М.: Айрис-пресс, 2019.

4. Егораева Г.Т. Русский язык. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. Часть 3 (С). М. «Экзамен», 2019.

5. Максимович Т.И., Пугачев И.А. Русский язык: Выполнение задания 27 ЕГЭ. М.: «Астрель», 2017.

6. Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинения на ЕГЭ. Ростов-на-Дону.: Легион-М, 2019.

7. Симакова Е.С. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ «Сочинение» ООО «Издательство Астрель», 2019.

8. Трошева Т.Б. Русский язык: ЕГЭ. Сочинение-рассуждение. Пермь, 2015.

9. Д. Архарова, Т. Долинина, А. Чудинов. «Русский язык. Единый государственный экзамен. Анализ текста и написание рецензии. Курс подготовки к написанию сочинения (задание 27). М., 2019.

10. Г.Т. Егораева. Русский язык. ЕГЭ. ПИШЕМ СОЧИНЕНИЕ ЕГЭ. М., 2019.

11. Русский язык. ЕГЭ. Материалы для экспертов. ФИПИ. М., 2019, 2020.

12. «ЕГЭ. Практикум по русскому языку: подготовка к написанию сочинения)» / Г.Т. Егораева. – М., 2019.



VII. Планируемые результаты изучения учебного элективного курса

«Практическая стилистика».


Планируемые результаты

Обучающийся

будет знать

Обучающийся

будет уметь

Обучающийся

получит навыки

Связь языка и истории, культуры русского и других народов.

Смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи.

Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь.
Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.


1.Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления.

2.Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка.

Аудирование и чтение

1.Использовать основные виды чтения(ознакомительно-изучающее,ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи.

2.Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде.

3.Формулировать основную мысль своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения.

4.Выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи.

5.Высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста.

6.Владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка. Создавать устное высказывание на лингвистические темы.

Владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии.

Говорение и письмо

1.Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров.

2.Соблюдать в практике речевого общения и письма орфоэпические, лексические, грамматические орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

1Применения в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка.

2.Соблюдения в процессе письма изученных орфографических и пунктуационных норм.

3.Осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры.

3.Развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности.

4.Увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

5. Адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора.

6.Совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию,межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству.

7.Соблюдения нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;при

участиив спорах, диспутах, дискуссиях владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия.

8.Фиксировать замеченные нарушениянорм в процессе аудирования, различать грамматические ошибок и речевые недочеты.

9. Тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.











Приложение

Тематическое планирование

10 класс (36 часов)

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Вводное занятие (1 ч.)

1

Типология заданий ЕГЭ.

1

 

Орфоэпия (1 ч.)

2

Современные орфоэпические нормы

1

 

Морфемика и словообразование (1ч.)

3

Основные способы словообразования частей речи.

1

 

Лексика (1ч.)

4

Лексические нормы современного русского языка.

1

 

Морфология. (1 ч.) 

5

Трудные случаи морфологического разбора самостоятельных частей речи.

1


Орфография (7ч.)

6

Проверяемые и непроверяемые гласные в корнях слов.

1

 

7

Чередующиеся гласные в корне слова.

1

 

8

Правописание гласных и согласных в приставках.

1

 

9

Гласные в безударных окончаниях существительных, прилагательных и причастий.

1

 

10

Гласные в суффиксах и окончаниях глаголов.

1

 

11

Правописание н и нн в прилагательных и причастиях.

1

 

12

Слитное, раздельное, дефисное написание слов.

1

 

Синтаксис и пунктуация (9ч.)

13

Принципы русской пунктуации. Синтаксические нормы.

1


14

Знаки препинания между однородными членами. Согласование в предложениях с однородными членами.

1


15

Знаки препинания при обособлении определений и приложений.

1


16

Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями и обращениями.

1


17

Тире в простом предложении. Синтаксический разбор простого предложения.

1


18

Знаки препинания в сложносочинённом предложении.

1


19

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

1


20

Сложное предложение с разными видами связи

1


21

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

1


Работа с текстом сочинения- рассуждения (9ч.)

22

Как писать сочинение-рассуждение. Требования к выполнению задания 27.

1


23

Структура сочинения на основе предложенного текста.

1


24

Определение темы и проблематики текста. Смысловой анализ текста на основе составления его логической схемы.

1


25

Комментарий одной из проблем, поднятых в тексте.

1


26

Осмысление авторской позиции текста.

1


27

Приёмы логического мышления. Аргумент. Типы аргументации в изложении собственной позиции.

1


28

Смысловая цельность текста. Абзацное членение текста. Логические ошибки. Виды речевых ошибок. Виды грамматических ошибок.

1


29

Подготовка к контрольному сочинению-рассуждению в формате ЕГЭ

1


30

Контрольное сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ.

1


Практические работы по выполнению вариантов ЕГЭ (4ч.)

31

Выполнение пробного ЕГЭ

1


32

Выполнение пробного ЕГЭ

1


33

Выполнение пробного ЕГЭ

1


34

Анализ работы. Подведение итогов.

1



 

 

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!