№ п\п | № в теме | Дата | Тема урока | Тип урока, форма проведения, оборудование; техническое обеспечение | Планируемые предметные результаты |
план | факт |
Введение (1ч.) |
1 | 1 | | | Русский литературный язык. Культура речи. | Урок «открытия» нового знания презентация с элементами беседы | Понимать статус русского языка как государственного, сферу использования как средства официального общения внутри Российской Федерации, его функции интеграции народов России. |
Повторение изученного в 5-7 классах (9 ч.) |
2 | 1 | | | Лексические средства выразительности. Фразеология. | Урок общеметодической направленности практикум | Уметь подбирать синонимы и антонимы к слову, выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово, используют синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения повтора; анализировать значение, строение, написание разных видов омонимов; использовать толковые словари. |
3. | 2 | | | Морфемика и словообразование. | Урок общеметодической направленности практикум | Знать: процессы словообразования в современном русском языке. Уметь: различать ударные и безударные звуки; работать над орфоэпическими нормами; работать со словарями; выполнять морфемный разбор слов |
4. | 3 | | | Морфемика и орфография. Правописание гласных и согласных в корне. | Урок общеметодической направленности практикум | Знать: процессы словообразования в современном русском языке. Уметь: различать ударные и безударные звуки; работать над орфоэпическими нормами; работать со словарями; выполнять морфемный разбор слов |
5. | 4 | | | Морфология и орфография. Правописание НЕ и НИ с разными частями речи | Урок общеметодической направленности практикум | Знать: процессы словообразования в современном русском языке. Уметь: различать ударные и безударные звуки; работать над орфоэпическими нормами; работать со словарями; выполнять морфемный разбор слов |
6. | 5 | | | Синтаксис и пунктуация. Виды и средства синтаксической связи. | Урок общеметодической направленности практикум | Знать: изученные пунктограммы. Уметь: выполнять синтаксический разбор предложений, грамматические разборы |
7. | 6. | | | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Повторение изученного в 5-7 классах» | Урок развивающего контроля Сб. диктантов 5-9 кл. | Уметь адекватно воспринимать текст на слух, соблюдать на письме орфографические и пунктуационные нормы; опознавать части речи, определять в них морфемы, производить морфологический и синтаксический анализ. |
8. | 7. | | | Классификация и анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. | Урок рефлексии конференция | Уметь соблюдать на письме орфографические и пунктуационные нормы; опознавать части речи, определять в них морфемы, производить морфологический и синтаксический анализ. |
9. | 8. | | | Р.Р. Уметь говорить и слушать. Речь устная и письменная | Урок общеметодической направленности творческая мастерская | Уметь читать текст изучающим чтение, выписывать ключевые слова, составлять план текста, устно воспроизводить текст. |
10. | 9. | | | Р.Р. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь как деятельность | Урок общеметодической направленности творческая мастерская | Уметь адекватно воспринимать текст на слух, выделять главную информацию; знать стили и типы текста. |
Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение (15 ч.) |
11. | 1. | | | Синтаксис и пунктуация. Виды синтаксической связи | Урок общеметодической направленности практикум | Знать: понятия синтаксис, пунктуация; основные единицы синтаксиса; роль знаков препинания в письменных текстах; виды синтаксической связи. Уметь: определять виды синтаксической связи; применять на практике изученные ранее правила пунктуации |
12. | 2. | | | Способы подчинительной связи | Урок «открытия» нового знания исследование | Знать: понятия согласование, управление, примыкание. Уметь: определять способы подчинительной связи; приводить примеры словосочетаний с разными способами связи |
13. | 3. | | | Нормы сочетания слов и их нарушение в речи. | Урок «открытия» нового знания исследование | Знать: понятия согласование, управление, примыкание. Уметь: определять способы подчинительной связи; приводить примеры словосочетаний с разными способами связи |
14. | 4. | | | Виды словосочетаний по характеру главного слова | Урок общеметодической направленности практикум | Знать: понятие словосочетание; строение и грамматическое значение словосочетаний; виды словосочетаний по характеру связи между словами. Уметь: выделять словосочетания из предложений; различать сочинительные и подчинительные словосочетания; определять главное и зависимое слово в словосочетании и устанавливать между словами. |
15. | 5. | | | Основные виды словосочетаний. Цельные словосочетания. | Урок «открытия» нового знания практикум | Знать: понятие цельные словосочетания; виды и синтаксические особенности цельных словосочетаний. Уметь: вычленять словосочетания из предложений; распознавать цельные словосочетания; выполнять синтаксический разбор предложений с цельными словосочетаниями; составлять словосочетания со словарными словами учебника |
16. | 6. | | | Словосочетание как одна из единиц синтаксиса. Виды синтаксической связи | Урок «открытия» нового знания путешествие | Знать: виды синтаксической связи и синтаксические особенности словосочетаний. Уметь: вычленять словосочетания из предложений; распознавать цельные словосочетания; выполнять синтаксический разбор предложений с цельными словосочетаниями; составлять словосочетания со словарными словами учебника |
17. | 7. | | | Р.Р. Сочинение на лингвистическую тему: «Что я знаю о словосочетании?». | Урок общеметодической направленности творческая мастерская | Уметь свободно и правильно излагать свои мысли в письменной форме, использовать языковые средства в соответствии с темой. |
18. | 8. | | | Понятие о предложении. Строение предложения | Урок общеметодической направленности практикум | Знать: понятия предложение, интонация, риторический вопрос, основные виды предложений. Уметь: различать простые и сложные предложения; распознавать разные по цели высказывания и эмоциональной окраске предложения и употреблять их в речи; редактировать текст с разными видами предложений |
19 | 9 | | | Предложения простые и сложные. Предложения утвердительные и отрицательные. | Урок общеметодической направленности практикум | Знать: понятия предложение, интонация, риторический вопрос, основные виды предложений. Уметь: различать простые и сложные предложения; распознавать разные по цели высказывания и эмоциональной окраске предложения и употреблять их в речи; редактировать текст с разными видами предложений |
20 | 10 | | | Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске | Урок общеметодической направленности практикум | Знать: понятия предложение, интонация, риторический вопрос, основные виды предложений. Уметь: различать простые и сложные предложения; распознавать разные по цели высказывания и эмоциональной окраске предложения и употреблять их в речи; редактировать текст с разными видами предложений |
21 | 11 | | | Основные виды простых предложений. | Урок общеметодической направленности практикум | Знать: понятия простое предложение, основные виды простых предложений. Уметь: составлять схемы простых предложений; с помощью интонации членить предложения на смысловые отрезки, выражать их эмоциональность; выразительно читать текст; выполнять грамматические разборы |
22 | 12 | | | Логическое ударение и порядок слов в предложении. Интонация, ее функции. | Урок «открытия» нового знания исследование | Знать: понятия прямой порядок слов, инверсия, логическое ударение. Уметь: с помощью порядка слов выделять наиболее важное слово в предложении; выразительно читать текст |
23 | 13 | | | Р.Р. Основные способы и средства связи предложений в тексте | Урок «открытия» нового знания творческая мастерская | Уметь проводить диалог с текстом, указывать данное и новое в каждом предложении; Знать основные средства связи предложений в тексте, порядок предложений в тексте, параллелизм синтаксического строя. |
24 | 14 | | | Р.Р. Что значит быть талантливым читателем? | Урок «открытия» нового знания творческая мастерская | Знать: что значит быть талантливым читателем; как стать талантливым читателем. Уметь: самостоятельно готовиться к изложению с элементами сочинения |
25 | 15 | | | Повторение орфографии: орфограммы в корне. | Урок рефлексии викторина | Знать: правила правописания корней в разных частях речи; способы различения орфограмм. Уметь: правильно писать слова с изученными орфограммами; выполнять морфемный разбор слов |
Двусоставные предложения. Главные члены предложения (8ч.) |
26 | 1. | | | Главные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения. | Урок общеметодической направленности Презентация, Таблица 117 | Знать: понятия грамматическая основа предложения, главные члены предложения, подлежащее', способы выражения подлежащего. Уметь: выделять грамматическую основу в предложениях; определять способ выражения, подлежащего; выполнять синтаксический разбор предложений. |
27. | 2. | | | Сказуемое и его основные типы. Простое глагольное сказуемое, способы его выражения | Урок «открытия» нового знания Путешествие Таблица 45, 71 | Знать: понятие сказуемое', способы выражения сказуемого; типы сказуемых по строению и значению. Уметь: выделять сказуемое среди других членов предложения; определять тип сказуемого и способ его выражения; правильно согласовывать подлежащее со сказуемым; выполнять синтаксический разбор предложений |
28. | 3. | | | Составное глагольное сказуемое. Способы его выражения | Урок «открытия» нового знания практикум | Знать: понятие сказуемое', способы выражения сказуемого; типы сказуемых по строению и значению. Уметь: выделять сказуемое среди других членов предложения; определять тип сказуемого и способ его выражения; правильно согласовывать подлежащее со сказуемым; выполнять синтаксический разбор предложений |
29. | 4. | | | Составное именное сказуемое. Способы его выражения | Урок «открытия» нового знания практикум | Знать: понятие сказуемое', способы выражения сказуемого; типы сказуемых по строению и значению. Уметь: выделять сказуемое среди других членов предложения; определять тип сказуемого и способ его выражения; правильно согласовывать подлежащее со сказуемым; выполнять синтаксический разбор предложения |
30. | 5. | | | Тире между подлежащим и сказуемым | Урок «открытия» нового знания исследование | Знать: понятие нулевая связка; условия постановки тире между главными членами предложения. Уметь: составлять предложения с изучаемой пунктограммой; выполнять синтаксический разбор предложений, грамматические разборы |
31. | 6. | | | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Главные члены предложения» | Урок развивающего контроля Сб. диктантов 5-9 кл. | Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему |
32. | 7. | | | Классификация и анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. | Урок рефлексии конференция | Уметь соблюдать на письме орфографические и пунктуационные нормы; опознавать части речи, определять в них морфемы, производить морфологический и синтаксический анализ. |
33. | 8. | | | Р.Р. Словесное рисование | Урок «открытия» нового знания творческая мастерская | Знать: понятие словесное рисование применительно к описанию впечатлений, полученных при чтении художественных произведений. Уметь: писать сочинение-миниатюру с элементами словесного рисования |
Второстепенные члены предложения (11 часов) |
34. | 1. | | | Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определений | Урок «открытия» нового знания презентация | Знать: понятие второстепенные члены предложения; роль второстепенных членов в предложении; вилы второстепенных членов предложения и алгоритм их определения. Уметь: приводить примеры предложений с разными видами второстепенных членов; анализировать слова, относящиеся к одной тематической группе |
35 | 2. | | | Приложение как разновидность определения. Дефис при приложении. | Урок «открытия» нового знания исследование | Знать: понятие приложение; виды приложений; смысловую и художественную функцию приложений; правила пунктуации при приложениях. Уметь: распознавать приложения, правильно оформлять их на письме и подчеркивать, как члены предложения |
36 | 3. | | | Дополнение. Способы его выражения | Урок «открытия» нового знания практикум | Знать: понятия дополнение, приглагольное дополнение; способы выражения дополнений; нормы согласования и управления в современном русском языке. Уметь: распознавать дополнения и подчеркивать их как члены предложения; определять, от каких членов предложения зависят дополнения, и правильно ставить к ним вопросы |
37 | 4. | | | Обстоятельство. Его основные значения. Способы выражения. | Урок «открытия» нового знания исследование | Знать: понятия обстоятельство, синтаксическая синонимия; основные виды обстоятельств и способы их выражения; правила пунктуации при сравнительных и деепричастных оборотах. Уметь: распознавать обстоятельства и подчеркивать их как члены предложения; определять, от каких членов предложения зависят обстоятельства, и правильно ставить к ним вопросы; использовать в речи языковые средства, выражающие различные синтаксические отношения; на конкретных примерах объяснять явление синтаксической синонимии |
38 | 5. | | | Выделение сравнительных и деепричастных оборотов с предлогом несмотря на. | Урок «открытия» нового знания практикум | Знать: понятия обстоятельство, синтаксическая синонимия; основные виды обстоятельств и способы их выражения; правила пунктуации при сравнительных и деепричастных оборотах. Уметь: распознавать обстоятельства и подчеркивать их как члены предложения; определять, от каких членов предложения зависят обстоятельства, и правильно ставить к ним вопросы; использовать в речи языковые средства, выражающие различные синтаксические отношения; на конкретных примерах объяснять явление синтаксической синонимии |
39 | 6 | | | Систематизация и обобщение изученного по теме: «Главные и второстепенные члены предложения». Орфограммы в приставках. | Урок рефлексии конференция | Знать главные и второстепенные члены предложения, основные виды второстепенных членов предложения. Уметь производить синтаксический анализ предложений. |
40 | 7. | | | Контрольная работа по теме: «Главные и второстепенные члены предложения» | Урок развивающего контроля тесты | Уметь определять грамматическую основу в простом и сложном предложениях, морфологические способы выражения главных и второстепенных членов. Знать виды сказуемых и второстепенных членов, основные правила постановки тире между подлежащим и сказуемым. |
41. | 8. | | | Классификация и анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. | Урок рефлексии практикум | Уметь определять грамматическую основу в простом и сложном предложениях, морфологические способы выражения главных и второстепенных членов. Знать виды сказуемых и второстепенных членов, основные правила постановки тире между подлежащим и сказуемым. |
42. | 9. | | | Р.Р. Определение понятия. Способы толкования лексического значения слова. | Урок общеметодической направленности творческая мастерская | Знать: термины понятие, определение понятия, видовые/родовые понятия, взаимосвязь родовых и видовых понятий; способы определения понятий. Уметь: работать со словарями; подбирать примеры, иллюстрирующие способы определения понятий |
43. | 10. | | | Р.Р. Сжатое изложение с элементами сочинения | Урок обще методической направленности творческая мастерская | Уметь адекватно воспринимать текст на слух, дифференцировать главную и второстепенную информацию, сжато передавать содержание, используя приемы компрессии, вычленять ключевые и опорные предложения, создавать собственное высказывание на основе исходного текста |
44. | 11 | | | Р.Р. Сжатое изложение с элементами сочинения (практикум) | Урок обще методической направленности творческая мастерская | Уметь адекватно воспринимать текст на слух, дифференцировать главную и второстепенную информацию, сжато передавать содержание, используя приемы компрессии, вычленять ключевые и опорные предложения, создавать собственное высказывание на основе исходного текста |
Односоставные предложения (15 часов) |
45 | 1. | | | Понятие об односоставных предложениях. Основные группы односоставных предложений | Урок общеметодической направленности практикум Таблица 74 | Знать: понятия односоставные предложения. Уметь: различать односоставные и двусоставные предложения. |
46 | 2. | | | Определенно-личные предложения. Их структура и смысловые особенности. | Урок «открытия» нового знания практикум | Знать: понятия односоставные предложения, определённо-личные предложения', значение и структурные особенности определенно-личных предложений; способы выражения сказуемого в определенно-личных предложениях. Уметь: различать односоставные и двусоставные предложения; распознавать определенно-личные предложения и использовать их в разных стилях речи; расставлять знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят определенно-личные предложения |
47 | 3. | | | Неопределенно-личные предложения | Урок «открытия» нового знания практикум | Знать: понятие неопределенно - личные предложения; значение и структурные особенности неопределенно-личных предложений; способы выражения сказуемого в неопределенно-личных предложениях. неопределенно-личные предложения и использовать их в разных стилях речи; расставлять знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят неопределенно-личные предложения |
48 | 4. | | | Р.Р. Тема, основная мысль. Замысел автора. Микротема. Микротекст. | Урок общеметодической направленности творческая мастерская | Уметь доказывать принадлежность прочитанной миниатюры к тексту, соотносить смысловые части и пункты плана, составлять план, самостоятельно формулировать понятия: «микротема», «микротекст». |
49 | 5. | | | Обобщенно-личные предложения | Урок «открытия» нового знания практикум | Знать: понятие неопределенно- личные предложения; значение и структурные особенности неопределенно-личных предложений; способы выражения сказуемого в неопределенно-личных предложениях. неопределенно-личные предложения и использовать их в разных стилях речи; Уметь: расставлять знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят неопределенно-личные предложения |
50 | 6. | | | Безличные предложения | Урок «открытия» нового знания путешествие | Знать: понятия безличные предложения, глагол в безличном значении; значение и структурные особенности безличных предложений; способы выражения сказуемого в безличных предложениях. Уметь: распознавать безличные предложения и использовать их в разных стилях речи; расставлять знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят безличные предложения; преобразовывать безличные предложения в двусоставные. |
51 | 7. | | | Роль безличных предложений в речи. | Урок «открытия» нового знания путешествие |
52 | 8. | | | Назывные (номинативные) предложения | Урок «открытия» нового знания практикум | Знать: понятия безличные предложения, глагол в безличном значении; значение и структурные особенности безличных предложений; способы выражения сказуемого в безличных предложениях. Уметь: распознавать безличные предложения и использовать их в разных стилях речи; расставлять знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят безличные предложения; преобразовывать безличные предложения в двусоставные. |
53 | 9. | | | Обобщение. Употребление односоставных предложений в устной и письменной речи. Синтаксический разбор односоставных предложений. | Урок рефлексии квест | Знать: основные понятия, связанные с односоставными предложениями. Уметь: различать односоставные предложения; расставлять знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят односоставные предложения; писать сочинение-миниатюру с использованием односоставных предложений |
54. | 10. | | | Особенности строения полных и неполных предложений | Урок «открытия» нового знания практикум | Знать: понятия полные/неполные предложения; условия постановки тире в неполных предложениях. Уметь: различать полные и неполные предложения; выполнять синонимическую замену неполных предложений полными; отличать неполные предложения от полных односоставных и предложений с нулевой связкой; определять роль неполных предложений в художественном тексте и использовать их в разговорной речи; расставлять знаки препинания в неполных предложениях. |
55. | 11. | | | Систематизация и обобщение изученного по темам: «Односоставные предложения» и «Полные и неполные предложения» | Урок рефлексии викторина | Знать: основные понятия, связанные с односоставными предложениями. Уметь: различать односоставные предложения; расставлять знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят односоставные предложения. |
56 | 12. | | | Контрольный работа по теме: «Односоставные предложения». | Урок развивающего контроля тест | Уметь различать виды односоставных предложений, полные и неполные двусоставные предложения, определять способы выражения сказуемого в односоставных предложениях, правильно расставлять знаки препинания, выступать с устными сообщениями по изученному материалу. |
57. | 13. | | | Р.Р. Риторический вопрос как средство выразительности речи | Урок общеметодической направленности исследование | Уметь сравнивать близкие по смыслу повествовательные предложения и риторические вопросы, понимать строение риторических вопросов, правильно пунктуационно оформлять риторические вопросы. |
58. | 14. | | | Р.Р.Подготовка к изложению, близкому к тексту (по отрывку из очерка К.Г. Паустовского «Михайловские рощи» | Урок общеметодической направленности творческая мастерская | Знать признаки текста, понятия «микротекст», «микротема». Уметь воспринимать на слух содержание текста, формулировать тему, определять главную мысль, понимать отношение автора к поставленной в тексте проблеме, составлять сложный план. |
59. | 15. | | | Р.Р. Изложение, близкое к тексту (по отрывку из очерка К.Г. Паустовского «Михайловские рощи» | Урок общеметодической направленности творческая мастерская | Знать признаки текста, понятия «микротекст», «микротема». Уметь воспринимать на слух содержание текста, формулировать тему, определять главную мысль, понимать отношение автора к поставленной в тексте проблеме, составлять сложный план. |
Простое осложненное предложение. Предложения с однородными членами (12 часов) |
60. | 1. | | | Однородные члены предложения. Союзы при однородных членах. | Урок общеметодической направленности Презентация Таблица 131 | Знать: понятие однородные члены предложения. Уметь: распознавать однородные члены предложения, ряды однородных членов; соблюдать перечислительную интонацию при чтении предложений с однородными членами и расставлять в них знаки препинания; проводить наблюдения над стилистической и художественной функцией однородных членов предложения |
61. | 2. | | | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, пунктуация при них. | Урок общеметодической направленности Практикум Таблицы 115 | Знать: специфику смысловых отношений между однородными членами предложения; союзы, которыми могут быть соединены однородные члены; правила пунктуации в предложениях с однородными членами. Уметь: расставлять запятые в предложениях с однородными членами; выявлять дополнительные опенки, которые вносят в отношения между однородными членами союзы; излагать текст с использованием предложений с однородными членами, связанными союзами |
62. | 3. | | | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, пунктуация при них. | Урок рефлексии практикум | Знать: специфику смысловых отношений между однородными членами предложения; союзы, которыми могут быть соединены однородные члены; правила пунктуации в предложениях с однородными членами. Уметь: расставлять запятые в предложениях с однородными членами; выявлять дополнительные опенки, которые вносят в отношения между однородными членами союзы; излагать текст с использованием предложений с однородными членами, связанными союзами |
63. 64 | 4. 5. | | | Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при них. | Урок общеметодической направленности практикум Таблица 116 | Знать: понятие обобщающее слово; взаимосвязь обобщающего слова и однородных членов предложения; способы выражения обобщающих слов; правила пунктуации в предложениях с обобщающими словами. Уметь: находить обобщающие слова при однородных членах предложения; различать предложения с обобщающими словами и с именными составными сказуемыми; расставлять знаки препинания в предложениях с обобщающими словами и составлять схемы таких предложений; определять, какими частями речи выражены обобщающие слова, и подчеркивать их как члены предложения |
65. | 6. | | | Р.Р. Однородные члены предложения как средства выразительности речи | Урок общеметодической направленности творческая мастерская | Уметь выявлять на примерах художественного текста функции однородных членов предложения как синтаксического средства выразительности речи, уметь определять параллелизм предложений, предупреждать ошибки в речи при использовании однородных членов предложений и исправлять их. |
66. | 7. | | | Однородные и неоднородные определения | Урок «открытия» нового знания практикум | Знать: критерии однородности определений. Уметь: распознавать однородные и неоднородные определения; произносить предложения с однородными и неоднородными определениями с правильной интонацией и расставлять в них знаки препинания |
67 | 8. | | | Однородные и неоднородные определения | Урок «открытия» нового знания практикум | Знать: критерии однородности определений. Уметь: распознавать однородные и неоднородные определения; произносить предложения с однородными и неоднородными определениями с правильной интонацией и расставлять в них знаки препинания |
68. | 9. | | | Систематизация и обобщение изученного по теме: «Однородные члены предложения» | Урок рефлексии игра | Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. Уметь: применять на практике правила пунктуации в осложненных предложениях |
69. | 10. | | | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Однородные члены предложения» | Урок развивающего контроля Сб. диктантов 5-9 кл. | Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. Уметь: применять на практике правила пунктуации в осложненных предложениях |
70. | 11. | | | Классификация и анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте | Урок рефлексии конференция | Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. Уметь: применять на практике правила пунктуации в осложненных предложениях |
71. | 12. | | | Р.Р. Разновидность рассуждения сравнения | Урок «открытия» нового знания творческая мастерская | Уметь анализировать тексты, указывать сравнения, называть их элементы. Знать основные правила сравнения, языковые средства выразительности речи. |
Предложения с обособленными членами (20 часов) |
72. | 1. | | | Понятие об обособлении второстепенных членов предложения | Урок «открытия» нового знания презентация | Знать: понятие обособление', группы обособленных членов предложения; стилистические особенности предложений с обособленными членами. Уметь: анализировать предложения с обособленными членами; интонационно выделять обособленные члены предложения; работать над лексической сочетаемостью слов |
73. . | 2. . | | | Обособление согласованных и несогласованных определений | Урок «открытия» нового знания Исследование. Таблица120 | Знать: условия обособления согласованных и несогласованных определений. Уметь: распознавать обособленные согласованные и несогласованные определения, выделять их на письме знаками препинания и в устной речи интонацией; конструировать предложения с обособленными и необособленными определениями; выполнять синтаксический разбор предложений |
74 | 3 | | | Обособление определений, выраженных причастиями и при- лагательными с зависимыми от них словами. | Урок «открытия» нового знания исследование Таблица 40, 42, 72 |
75 | 4 | | | Знаки препинания при обособленных согласованных определениях. | Урок «открытия» нового знания исследование | Знать: условия обособления согласованных и несогласованных определений. Уметь: распознавать обособленные согласованные и несогласованные определения, выделять их на письме знаками препинания и в устной речи интонацией; конструировать предложения с обособленными и необособленными определениями; выполнять синтаксический разбор предложений |
76. | 5. | | | Р.Р. Заглавие как средство связи предложений в тексте. | | Знать: о заглавии как средстве связи предложений в тексте. Уметь: определять зависимость типа речи от заглавия текста; анализировать отрывки текста; писать сжатое изложение |
77. | 6. | | | Р.Р. Изложение с грамматическим заданием. | Урок общеметодической направленности творческая мастерская | Знать: о заглавии как средстве связи предложений в тексте. Уметь: определять зависимость типа речи от заглавия текста; анализировать отрывки текста; писать сжатое изложение |
78. | 7. | | | Обособление приложения | Урок «открытия» нового знания практикум | Знать: условия обособления приложений. Уметь: распознавать одиночные и распространенные приложения, выделять их на письме знаками препинания и в устной речи интонацией; употреблять приложения в соответствии с нормами русского языка |
79 | 8 | | | Знаки препинания при обособленных приложениях. | Урок «открытия» нового знания практикум |
80. | 9. | | | Обособление дополнений | Урок «открытия» нового знания практикум | Знать: особенности обособления дополнений. Уметь: расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными дополнениями и выразительно читать их; конструировать предложения с обособленными дополнениями; выполнять синонимическую замену предлогов, употребляемых с обособленными дополнениями |
81. | 10. | | | Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием | Урок «открытия» нового знания Практикум Таблица 55 | Знать: пунктуацию в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами. Уметь: расставлять знаки препинания в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами; распознавать деепричастия, по значению близкие к наречию, и фразеологизмы, сохранившие форму деепричастий; употреблять; распространять деепричастия |
82 | 11 | | | Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием | Урок «открытия» нового знания Практикум Таблицы 41, 44, 71 | Знать: пунктуацию в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами. Уметь: расставлять знаки препинания в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами; распознавать деепричастия, по значению близкие к наречию, и фразеологизмы, сохранившие форму деепричастий; употреблять; распространять деепричастия |
83 | 12. | | | Отсутствие и наличие запятой перед союзом как. Сравнительный оборот | Урок общеметодической направленности практикум | Знать: особенности обособления обстоятельств, выраженных существительными с предлогами. Уметь: расставлять знаки препинания в предложениях с обособленным и обстоятельствами, выраженными существительными с предлогами, и выразительно читать их; распространять предложения обстоятельствами, выраженными существительными с предлогами. |
84 | 13. | | | Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами | Урок общеметодической направленности практикум | Знать: особенности обособления обстоятельств, выраженных существительными с предлогами. Уметь: расставлять знаки препинания в предложениях с обособленным и обстоятельствами, выраженными существительными с предлогами, и выразительно читать их; распространять предложения обстоятельствами, выраженными существительными с предлогами. |
85. | 14. | | | Р.Р. Рассуждение на литературную тему | Урок общеметодической направленности творческая мастерская | Уметь анализировать тексты сочинений, выписывать из статьи слова, обороты, цитаты, создавать текст-рассуждение, сохраняя его композиционные элементы, соблюдать на письме нормы русского языка. |
86 | 15 | | | Сочинение на лингвистическую тему. | Урок общеметодической направленности творческая мастерская | Уметь анализировать тексты сочинений, выписывать из статьи слова, обороты, цитаты, создавать текст-рассуждение, сохраняя его композиционные элементы, соблюдать на письме нормы русского языка. |
87 | 16. | | | Обособление уточняющих членов предложения | Урок «открытия» нового знания исследование | Знать: понятие уточняющие члены предложения; способы присоединения уточняющих членов предложения к уточняемым. Уметь: выразительно читать предложения с уточняющими членами и расставлять в них знаки препинания; распространять предложения уточняющими членами; различать предложения с уточняющими обстоятельствами и однородными и неоднородными обстоятельствами. |
88 | 17. | | | Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловая интонационная особенность | Урок общеметодической направленности исследование | Уметь производить смысловой анализ предложений с уточняющими, поясняющими, присоединительными членами предложения, соблюдать интонацию уточнения, пунктуационно оформлять на письме. |
89. | 18. | | | Систематизация и обобщение изученного по теме: «Обособленные члены предложения». Орфография. Слитное и дефисное написание слов. | Урок рефлексии викторина | Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках; стилистические особенности предложений с обособленными членами. Уметь: правильно ставить знаки препинания при обособленных членах предложения; конструировать предложения с обособленными членами; выполнять синтаксический разбор и составлять схемы предложений с обособленными членами |
90. | 19. | | | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Обособленные члены предложения» | Урок развивающего контроля Сб. диктантов 5-9 кл. | Уметь адекватно воспринимать текст нам слух, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы, выполнять задания к тексту; производить синтаксический разбор предложений с обособленными членами, производить морфологический разбор причастия, разбирать по составу деепричастие. |
91. | 20. | | | Классификация и анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. | Урок рефлексии путешествие | Уметь адекватно воспринимать текст нам слух, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы, выполнять задания к тексту; производить синтаксический разбор предложений с обособленными членами, производить морфологический разбор причастия, разбирать по составу деепричастие. |
Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями (3 часа) |
92. | 1. | | | Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями | Урок общеметодической направленности презентация | Знать: понятие вводная конструкция; назначение вводных слов, словосочетаний и предложений; группы вводных слов по значению; правила пунктуации в предложениях с вводными конструкциями. Уметь: выразительно читать предложения с вводными словами и словосочетаниями и расставлять в них знаки препинания; подбирать к вводным словам синонимы; реконструировать предложения с вводными конструкциями; перестраивать сложные предложения в простые с вводными словами. |
93 | 2 | | | Знаки препинания в предложении с вводными словами, словосочетаниями | Урок общеметодической направленности практикум |
94. | 3. | | | Вводные предложения. Знаки препинания при них. Вставные конструкции. Особенности употребления вставных конструкций. | Урок общеметодической направленности практикум | Знать: понятие вводная конструкция; назначение вводных слов, словосочетаний и предложений; группы вводных слов по значению; правила пунктуации в предложениях с вводными конструкциями. Уметь: выразительно читать предложения с вводными словами и словосочетаниями и расставлять в них знаки препинания; подбирать к вводным словам синонимы; реконструировать предложения с вводными конструкциями; перестраивать сложные предложения в простые с вводными словами. |
Предложения с обращениями (4 часа) |
95. | 1. | | | Обращение, его функции и способы выражения. Выделительные знаки препинания при обращении | Урок общеметодическойнаправленности практикум | Знать: понятие обращение; роль обращений в тексте. Уметь: находить в предложениях обращения; разграничивать обращения и члены предложения; расставлять знаки препинания в предложениях с обращениями |
96. | 2. | | | Обращение, его функции и способы выражения. Выделительные знаки препинания при обращении. Употребление обращения в речи. | Урок общеметодической направленности исследование | Знать: понятие обращение; роль обращений в тексте. Уметь: находить в предложениях обращения; разграничивать обращения и члены предложения; расставлять знаки препинания в предложениях с обращениями |
97. | 3. | | | Р.Р. Обращение как средство связи предложений в тексте. Публичное выступление на общественно значимую тему | Урок общеметодической направленности творческая мастерская | Знать: понятие обращение; роль обращений в тексте. Уметь: находить в предложениях обращения; разграничивать обращения и члены предложения; расставлять знаки препинания в предложениях с обращениями |
98. | 4. | | | Р.Р. Киносценарий как одна из композиционных форм сочинения | Урок «открытия» нового знания творческая мастерская | Уметь выделять особенности композиции сочинения в виде киносценария; понимать киноведческие термины; анализировать творческие работы, писать сочинение в форме киносценария |
Слова-предложения. Междометия (2 часа) |
99. | 1. | | | Особенности слов-предложений. Междометия в предложении | Урок «открытия» нового знания практикум Таблица 27 | Знать: понятие слова-предложения; особенности слов-предложений; роль слов-предложений в разговорной речи и в художественных текстах. Уметь: правильно оформлять слова-предложения на письме |
100 | 2. | | | Р.Р. Психологический портрет. Сочинение-описание | Урок «открытия» нового знания творческая мастерская | Уметь анализировать художественные тексты, определять по описанию внешнего облика персонажей их характер, определять различия между живописным портретом и фотографией. Знать понятия: «портрет», «психологический портрет» |
Повторение изученного в 8 классе (2ч.) |
101. | 1. | | | Повторение. Синтаксис и пунктуация. | Урок рефлексии консультация | Знать: теоретический материал, изученный в 8 классе. Уметь: применять на практике полученные знания, умения, навыки |
102. | 2. | | | Итоговая контрольная работа | Урок развивающего контроля | Знать: теоретический материал, изученный в 8 классе. Уметь: применять на практике полученные знания, умения, навыки |