МОУ «Средняя общеобразовательная школа №39»
Автор сценария учебного занятия: Томашич Виктория.
Предмет: Обществознание 7 класс.
Урок № 6.
Тема урока: «Кто стоит на страже закона?».
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Форма урока: Комбинированный урок
Цель урока:
Деятельностная:
познакомить учащихся с организацией правоохранительной системы в нашей стране;
Содержательная:
продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать сквозные вопросы темы урока.
Задачи:
Предметные:
определять роль суда в осуществлении социальной справедливости; определять понятие презумпция невиновности, определять её роль, содержание; характеризовать принципы деятельности полиции.
Метапредметные:
уметь объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; выполнять познавательные и практические задания; осуществлять поиск и извлечение нужной информации по заданной теме.
Личностные:
мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; ценностные ориентиры, основанные на законопослушности, уважении к деятельности органов государственной власти.
Технологическая карта урока
Формируемые УУД | Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по составленному плану; Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания. |
Основные понятия | прокуратура, полиция, ФСБ, таможня, адвокатура, нотариат, правосудие. |
Ресурсы | Основные: Учебник по Обществознанию 7 класс, под ред. Л.Н. Боголюбова, презентация на тему урока. |
Продолжительность урока | 40 минут |
Структура и ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Электронные ресурсы / другие ресурсы | Деятельность обучающихся | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые предметные результаты | УУД |
1.Актуализация и пробное учебное действие Цель: повторение ранее изученного материала. | Приветствие. Пробный фронтальный опрос. | Презентация, тетрадь. | Готовятся к уроку. Отвечают на вопросы. | Фронтальный опрос. -Что такое закон? -Почему нужно соблюдать законы? -Какие основные права гражданина вы знаете? | Примерные ответы. | Познавательные: отбор необходимой информации из ранее изученного материала, выдвижение гипотез. Коммуникативные: Ведут диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; Регулятивные: самооценка качества выполнения заданий, формулируют, аргументируют и отстаивают своё мнение; |
2.Мотивация к учебной деятельности Цель: обозначить проблемный вопрос. | Предлагаю рассмотреть иллюстрацию статуи богини Фемиды и ответить н вопрос. | Учебник (параграф 7, стр. 61), презентация. | Рассматривают фото, отвечают на вопросы. | Почему она с завязанными глазами и с весами и мечом в руках? | Правосудие всегда должно быть непредвзятым, судить по закону и наказывать или оправдывать по наличию доказательств. В государстве есть определённые органы, которые должны следить за порядком, исполнением закона и приводить закон к исполнению. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков. |
3. Формулирование темы. Целеполагание и планирование работы Цель: подведение учащихся к формулированию темы и цели | Предлагаю ответить на вопросы и с помощью ответов определить тему урока. Тема урока «Кто стоит на страже закона?». | Учебник, презентация. | Слушают вопросы, обсуждают в парах, предполагают, отвечают. | Почему закон нуждается в защите? Кого (представителей каких профессий) можно назвать стражами закона? От чего зависит отношение к ним в обществе? | Примерные ответы – формулировка темы. | Познавательные: выделение необходимой информации, анализ, сравнение, классификация обобщение фактов и явлений. Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, ориентироваться в информационном потоке. Регулятивные: выбор способа решения задания, определение последовательности действий при выполнении заданий, самооценка качества выполнения заданий. |
4.Выявление трудностей Цель: раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности | Предлагаю записать каждому свое определение в тетради в виде схемы. Говорю записать верное определение. | Презентация, тетрадь, учебник. | Рисуют схему определения в тетради, записывают определение с презентации. | Дать определение «Правоохранительные органы» | Свои схемы. Правоохранительные – это органы, основной целью деятельности которых является защита прав и свобод граждан, прав и законных интересов юридических лиц (организаций, предприятий). | Познавательные: извлечение необходимой информации из текста владеют навыками смыслового чтения; осуществляют анализ, делают вывод. Коммуникативные: оформляют мысли в устной форме, слушают и понимают речь других Регулятивные: контроль, коррекция; планируют необходимые действия. |
5. Разработка плана по решению трудностей. Цель: построение и фиксация нового знания. | Какие правоохранительные органы вы знаете? Предлагаю обратиться к схеме в учебнике. Предлагаю записать схему в тетрадь. Прочитать далее текст пункта и рассказать о деятельности людей, работающих в пр. органах. После записать в тетради. Предлагаю по раздаточному материалу составить схему работы судов в РФ. (приложение 1) Предлагаю по раздаточному материалу составить структуру органов полиции (приложение 2) | Учебник, тетрадь. Учебник, стр.56. Карточка с материалом Карточка с материалом | Рассматривают схему в учебнике. Записывают схему. Читают текст, выбирают самое важное и выписывают в тетрадь. Составляют схему в парах в тетради Составляют схему в парах в тетради | Разобраться в схеме (учебник, стр.57) Рассказать о деятельности: адвокатов нотариусов частных детективов По статье 118 Конституции РФ охарактеризовать суды. Выделить функции. Составить структуру Органов полиции, охарактеризовать Правоохранительный орган полиция. (Какие функции выполняет) | Понимание разделения правоохранительных органов. Нотариусы помогают составлять различные документы, удостоверяют завещания и сделки с недвижимостью, свидетельствуют верность подписей и копий документов, выписок из них. Закон предусматривает также частную детективную и охранную деятельность. Ею может заниматься один человек или организация. Для этого нужно получить лицензию — специальное разрешение. Частная охрана и частные детективы оказывают платные услуги, направленные на защиту жизни и здоровья, охрану имущества, обеспечение порядка, поиск пропавших без вести лиц. Всю совокупность судов следовало сгруппировать в три подсистемы (блока): 1. Конституционный Суд РФ; 2. Верховный Суд РФ - общие территориальные суды - военные суды 3. Высший Арбитражный Суд РФ - Арбитражные суды субъектов РФ Записи в тетради. | Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах, инициативное сотрудничество. Регулятивные: контроль, коррекция; планируют необходимые действия. Познавательные: извлекают необходимую информацию, устанавливают причинно-следственные связи. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Цель: применение нового знания в типовых заданиях | Предлагаю поработать с карточками. (приложение 3) – заполнить пробелы. | Карточка, учебник, тетрадь. | Делают задания в карточке. | Карточка с определениями и скрытыми словами, которые нужно вставить. | Записанные определения. | Познавательные: осмысление прочитанной информации, выделение необходимой информации. Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли. Регулятивные: произвольное внимание, определение последовательности действий при выполнении заданий, самооценка качества выполнения заданий. |
7.Включение в систему знаний и повторение Цель: применение нового знания в ходе фронтальной работы | Работаем с учебником. Рубрика «В классе и дома». | Учебник (стр. 63.), тетрадь. | Читают вопросы, отвечают на них. | Рубрика «В классе и дома», задания №2, №3, № 5. | Примерные устные ответы. | Познавательные: выделение необходимой информации. Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, ориентироваться в информационном потоке. Регулятивные: Выделение учащимися того, что уже усвоено, самооценка качества выполнения заданий. |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель: соотнесение цели урока и его результатов; самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Самым активным выставляю оценки. Предлагаю задать вопросы друг другу. | | Задают вопросы друг другу. | Вопросы по теме урока, а проверку остаточных знаний. | Примерные ответы. | Познавательные: выделение необходимой информации. Коммуникативные: Позитивно относиться к процессу общения. Регулятивные: Выделение учащимися того, что уже усвоено, самооценка качества выполнения заданий. |
9. Домашнее задание Цель: обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Параграф 7, устно – вопросы 1-5. Задание №6. в классе и дома – письменно ( мини-эссе). | | Запись в дневник. | | | Познавательные: выделение необходимой информации. Коммуникативные: ориентироваться в информационном потоке. Регулятивные: определение последовательности действий при выполнении заданий |
Приложение 1.
СУД. Прочитать и составьте схему.
Правосудие должно осуществляться только судебными органами, уполномоченными на это. На них же возлагается выполнение иных полномочий, образующих судебную власть. Другие государственные органы или негосударственные образования — даже те, в наименовании которых присутствуют слова “суд” или “судебный” (например, третейский суд, Международный коммерческий арбитражный суд, Экономический суд СНГ, Судебный департамент при Верховном Суде PФ, суд чести, товарищеский суд) — не относятся к числу органов судебной власти, реализующих полномочия судебной власти (правосудие, конституционный контроль, обеспечение исполнения судебных и других решений и т. д.). Они не являются и не могут быть составной частью судебной системы, в частности, потому, что это противоречило бы ч. 2 ст. 4 Закона о судебной системе, где сказано, что “в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации”.
Приложение 2.
Закон о полиции вступил в силу с 1 марта 2011 года
Статья 1. Назначение полиции
Закон РФ
1. Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также - граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.
2. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.
3. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам (далее также - государственные органы), органам местного самоуправления, иным муниципальным органам (далее также - муниципальные органы), общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности (далее - организации), должностным лицам этих органов и организаций (далее - должностные лица) в защите их прав.
Статья 2. Основные направления деятельности полиции
Закон РФ "О полиции"
1. Деятельность полиции осуществляется по следующим основным
направлениям:
1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;
2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;
4) розыск лиц;
5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;
6) обеспечение правопорядка в общественных местах;
7) обеспечение безопасности дорожного движения;
8) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;
9) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;
10) охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;
11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
12) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.
2. По решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.
Приложение 3.