СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КСП урока литературы в 11 классе "Вечные ценности в поэзии Р. Рождественского"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краткосрочный план урока литературы в 11 классе "Вечные ценности в поэзии Р. Рождественского"

Просмотр содержимого документа
«КСП урока литературы в 11 классе "Вечные ценности в поэзии Р. Рождественского"»

Раздел

Тема нравственного выбора

ФИО педагога

Ефремова Ю.В.

Дата

25.04

Класс 

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Вечные ценности в поэзии Р. Рождественского

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)


11.1.1.2. Понимать содержание художественного произведения и его роль в литературном процессе, критически осмысливая, выражать свое отношение к услышанному или прочитанному;

11.1.2.6. Анализировать художественный мир произведения, представляя проблематику в различных формах представления (символы, формулы, законы, буктрейлеры);


определяет тему стихотворения;

анализирует предметный и психологический мир стихотворения;

определяет проблему стихотворения;

представляет результаты анализа в предложенной учителем форме

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Оценивание

Ресурсы

Организационный этап

Стадия вызова. Дорогие ребята, осталось совсем немного времени до того дня, когда для вас закроется дверь с красивым и добрым названием «ДЕТСТВО». Я вижу, как вы повзрослели за эти семь лет, которые мы провели вместе. Сколько же за эти годы нами прочитано и осмыслено замечательных произведений. Помню, как вы плакали, когда мы читали строки о последних минутах жизни Муму, никогда не забуду ваши работы по роману «Преступление и наказание». А какие произведения школьной программы оставили след в вашей душе?

Какие из них вам запомнились больше всего?

- Хочу задать один вопрос: Если вам придется оставить при себе всего одну книгу, то это будут стихи или проза? Почему?

- Если бы мне пришлось выбирать одну книгу, то это был бы сборник стихов Р. Рождественского. Мне кажется, что сегодня всем нам, а особенно молодым умам, ещё незрелым душам не хватает «чувства идеала» этого великого поэта, его доброты и веры в «хорошего парня».

-

  1. Чтение эпиграфа к уроку:

Поэзия Роберта Рождественского учит вере в добро и его «незыблемую» правоту; учит чувствовать личную ответственность за всё происходящее вокруг, делом доказывать своё право называться Человеком.

Иванова Людмила Игоревна, учитель


- Как вы понимаете эпиграф?  

Объявление новой темы. Целеполагание.

- Ребята, вы видите на доске тему урока. Исходя из темы урока, определите, о чем мы сегодня будем говорить. Какова цель нашего сегодняшнего занятия? Вам помогут определить конечный результат урока слова-подсказки. Запишите цель урока в рабочем листе.

Прослушивают сообщение учителя, определяют различия сюжета повести и истории, послужившей основой для написания произведения.





























Учащиеся определяют цель урока при по-мощи слов-подсказок. Записывают в рабочий лист и озвучивают.

Изучу…..

Узнаю…..

Определю…

Познакомлюсь…

Исследую…

Буду воспитывать…






















наблюдение учителя. Обратная связь.

Интерактивное обучение

Изучение нового материала

1. Ролевая игра «Интервью»

На прошлом уроке мы познакомились с биографией Роберта Ивановича. Представьте, что у вас появилась возможность взять интервью у поэта. Какой вопрос вы бы хотели ему задать? Запишите его на бумаге для заметок.

- Журналист: Добрый день! Сегодня у нас в гостях один из самых ярких представителей плеяды шестидесятников Р. Рождественский.






2. Органайзер «Бриллиант».

- Давайте осмыслим тему урока. Какие ценности относятся к вечным?


- У вас в конверте есть карточки с общепризнанными человеческими ценностями. Обсудите, какая из них является самой важной. Расположите их в порядке убывания, используя органайзер «Бриллиант».

Обратите внимание, что у вас есть возможность самим дополнить этот список.


- Назовите три главных, по вашему мнению, ценности.


- А теперь давайте послушаем самого поэта.



- По Рождественскому, человек рождается от Любви, в Любви и с Любовью в сердце. Его сущность ему дана при рождении – и это его «внутренний мир». Потом, позже, этот «внутренний мир» должен вписаться в «мир внешний» - в сообщество людей, которое есть «мир гражданский». Подрастая, человек укрепляется в нем, проникается его ценностями и несет в себе уже два мира: полученный при рождении и новый, приобретенный жизнью среди людей. От многих факторов зависит гармоническое согласие между ними в душе человека.

Поэтому возникает модель поэтического мира поэта: квадрат со вписанной в него окружностью. Что находится в центре? Почему?

















- Верно, ребята. Я объявляю начало творческого эксперимента и выдвигаю гипотезу: Поколения меняются, а вечные ценности – остаются неизменными.


Вы мне поможете ее подтвердить или опровергнуть. Мы сравним с Вами те ценности, которые вы обозначили, с теми ценностями, которые отстаивал поэт в своих стихах несколько десятков лет назад.


Перед выполнением внимательно познакомьтесь с заданием и дескрипторами. Каждой группе предложены произведения и воспоминания поэта, его жены на определенную тему. Кроме этого, у каждой группы разный формат представления результатов исследования: органайзеры «Алфавит», «Квадрат 4-х пространств», приемы «Кардиограмма чувств», «Буклет-трансформер», «Коллаж», «Манга» + ИИ.




- Презентация работ. Выступления оценивает группа экспертов (те ребята, кто уже заранее (дома) выполнил проект с использованием ИИ




- Прежде чем мы подведем итоги эксперимента, давайте заслушаем наших экспертов.


- А я оценю их выступление.

- А теперь мы все вместе подведем итоги нашего эксперимента. Возьмите свои «Бриллианты» и отметьте ценности, которые совпали с ценностями, заявленными в творчестве поэта. Сделайте вывод.



- Ребята, я вижу, что творчество Р. Рождественского никого из вас не оставило равнодушным. На уроке вы сделали первые шаги к постижению художественного мира поэта. Предлагаю домашнее задание:

1. Составить сборник из понравившихся стихов поэта (творческий подход приветствуется).

2. Создать плейлист или клип с песнями на стихи

Р. Рождественского.

3. Выучить наизусть понравившееся стихотворение Р. Рождественского или создать видеоролик с ним (главное условие: стихотворение читаете вы).

Записывают вопрос, кладут листочек в шкатулку.


- Учащиеся выходят к доске, берут вопрос и отвечают на него от лица поэта (элемент театрализации)










- Это явления, которые очень важны для человека в течение всей жизни: любовь, верность, совесть, культура, семья, Родина.



- Обсуждают, какая ценность является самой важной. Располагают их в порядке убывания, используя органайзер «Бриллиант».


- Называют три главных ценности.



- Смотрят видеоролик.






















- Центром является Любовь. Лучи её простираются далеко, освещая все уголки мира. На точках пересечения обеих фигур и лучей, исходящих от центра, располагаются главные ценности поэтического пространства поэта. На вершинах квадрата расположены главные гражданские ценности: Правда и Родина, Труд и сам Человек. От Труда тянется линия к Родине, ради которой он совершается; успех гарантируется такими личными качествами, как Ответственность и Самоотверженность.







Задание: Экспресс-анализ текста. Каждой группе будет предложено проанализировать стихотворения поэта, определить, какова тема и идея стихотворения, сделать вывод, какие . Результат представить в той форме, которая будет заявлена в вашем задании.



- Каждая микрогруппа презентует результаты своей работы, после выступления записывает на стикере (на слайде) ту ценность, которая является главной в анализируемых текстах.










- Группа экспертов зачитывает результаты оценивания.




- Делают вывод, подтвердилась ли гипотеза.











- Слушают инструктаж по домашнему заданию.

Словесная оценка учителя






































































Оценивание по дескрипторам группой экспертов.. Приложение 1 к уроку
































Рефлексия

Организация рефлексии:

Скоро вы покинете стены родной школы. Как сложится Ваша жизнь? Трудно сказать… Но хочется верить, что все Вы останетесь ДОБРЫМИ, МИЛОСЕРДНЫМИ, ОТЗЫВЧИВЫМИ людьми, в трудную минуту всегда протянете руку помощи. Будете придерживаться тех вечных ценностей, на которых держится мир и родной дом.

Сегодня, 25 апреля, отмечается День бумажных самолетиков.

В день самолетиков бумажных

Ты сделай самолет отважный

В него вложи свою мечту

Пусть унесет ее он в высоту.


У самолета два крыла, я предлагаю вам на одном крыле написать свою мечту (она обязательно сбудется), а на втором крыле самолета оставить отзыв о сегодняшнем уроке. Вам помогут наши карточки для рефлексии.


- Ребята, наш урок подошел к концу. Я благодарю вас от всей души за работу и подаренные эмоции, а у вас есть уникальная возможность сказать спасибо великому поэту

Резерв: поэтическое лото.




Учащиеся проводят рефлексию, оценивают качество работы, уровень усвоения (повторения), психологического комфорта, определяют совместные результаты работы




















Критерий

Дескрипторы

Баллы max

Баллы

Заполняют органайзер «Кардиограмма чувств», анализируя содержание стихотворений

определяют общую тему стихотворений

1


определяют идею произведений

1


выписывают ключевую цитату

1


отражают в схеме состояние и чувства лирического героя;

1


представляют результаты своей работы одноклассникам

1


демонстрируют культуру речи, выразительность

1


Всего


6




Критерий

Дескрипторы

Баллы max

Баллы

Анализируя содержание стихотворений, создают литературный коллаж

определяют общую тему стихотворений

1


определяют идею произведений

1


выписывают ключевую (-ые) цитату (-ы)

1


отражают в коллаже состояние и чувства лирического героя;

1


представляют результаты своей работы одноклассникам

1


демонстрируют культуру речи, выразительность

1


Всего


6




Критерий

Дескрипторы

Баллы max

Баллы

Анализируя содержание информации и стихотворения, создают буклет-трансформер

определяют тему текстов

1


определяют идею текстов

1


выписывают ключевую (-ые) цитату (-ы)

1


отражают в трансформере состояние и чувства лирического героя;

1


представляют результаты своей работы одноклассникам

1


демонстрируют культуру речи, выразительность

1


Всего


6




Критерий

Дескрипторы

Баллы max

Баллы

Анализируя содержание стихотворений, заполняют органайзер «Алфавит»

определяют общую тему стихотворений

1


определяют идею произведений

1


выписывают ключевую (-ые) цитату (-ы)

1


отражают в органайзере состояние и чувства лирического героя;

1


представляют результаты своей работы одноклассникам

1


демонстрируют культуру речи, выразительность

1


Всего


6




Критерий

Дескрипторы

Баллы max

Баллы

Анализируя содержание стихотворений, заполняют органайзер «Квадрат четырех пространств»

определяют общую тему стихотворений

1


определяют идею произведений

1


выписывают ключевую (-ые) цитату (-ы)

1


отражают в органайзере состояние и чувства лирического героя;

1


представляют результаты своей работы одноклассникам

1


демонстрируют культуру речи, выразительность

1


Всего


6




Критерий

Дескрипторы

Баллы max

Баллы

Анализируя содержание стихотворения, создают литературный проект с помощью ИИ + манга

генерируют иллюстрации по содержанию стихотворения с помощью ИИ

1


создают презентацию, сопровождая каждый слайд цитатой (+ манга)

1


определяют тему произведения

1


определяют идею произведения

1


представляют результаты своей работы одноклассникам

1


демонстрируют культуру речи, выразительность

1


Всего


6






Подборка стихов Р. Рождественского.

1. Любовь к женщине («Кардиограмма чувств»)


1) Любовь настала

Как много лет во мне любовь спала.

Мне это слово ни о чем не говорило.

Любовь таилась в глубине, она ждала —

И вот проснулась и глаза свои открыла!


Теперь пою не я — любовь поет!

И эта песня в мире эхом отдается.

Любовь настала так, как утро настает.

Она одна во мне и плачет и смеется!


И вся планета распахнулась для меня!

И эта радость, будто солнце, не остынет!

Не сможешь ты уйти от этого огня!

Не спрячешься, не скроешься —

Любовь тебя настигнет!


Как много лет во мне любовь спала.

Мне это слово ни о чем не говорило.

Любовь таилась в глубине, она ждала —

И вот проснулась и глаза свои открыла!


2) Эхо первой любви


Я однажды вернулся туда,

В тихий город, — сквозь дни и года.

Показался мне город пустым.

Здесь когда-то я был молодым.

Здесь любовь моя прежде жила,

Помню я третий дом от угла.

Помню я третий дом от угла.


Я нашел этот дом, я в окно постучал,

Я назвал её имя, почти прокричал!

И чужой человек мне ответил без зла.

Здесь, наверно, она никогда не жила.


— Ты ошибся! — мне город сказал.

— Ты забыл! — усмехнулся вокзал.

— Ты ошибся! — шептали дома.

Спелым снегом хрустела зима.

А над крышами вился дымок.

Но ведь я ошибиться не мог!

Но ведь я ошибиться не мог!


Ведь звучало вокруг среди белых снегов

Эхо первой любви, эхо давних шагов!

А над городом снег все летел и летел.

Этот город меня узнавать не хотел.


В нём была и надежда, и грусть —

Я шагал по нему наизусть.

Я в его переулки нырял,

Где когда-то любовь потерял.

Я искал, я бродил до темна.

Но нигде не встречалась она,

Но нигде не встречалась она.


Я из города в полночь домой уезжал.

Он летел за окном. Он меня провожал.

И ночные огни повторяли светло:

-То, что было, прошло! То, что было, прошло…



2) любовь к жизни («Алфавит»)


1) Над головой

созвездия мигают.

И руки сами тянутся

к огню...


Как страшно мне,

что люди привыкают,

открыв глаза,

не удивляться дню.

Существовать.

Не убегать за сказкой

И уходить,

как в монастырь,

в стихи.

Ловить Жар-птицу

для жаркого

с кашей.

А Золотую рыбку -

для ухи.


2) Риск

Если ты

ни разу не рисковал, -
Значит ты не жил, -

а существовал.
В озареньи дня

и ковер,

и ринг,
И в лесу лыжня

предвещают

риск.
Налетит свежак,

закричит:

«Бодрись!..»
Даже первый шаг

человека –

риск.
То - снега до плеч,

то - зеленый лист.
Риск

желанных встреч,

Расставаний – риск...
Риск похож на бой,

если путь

горист.
Быть самим собой –

это тоже

риск!..
Ну, а ты

решись!
Ну, а ты

рискни!
В непростую жизнь
Широко шагни.
Если ты

ни разу не рисковал,
Значит ты не жил.
А существовал.




3) любовь к Родине («Коллаж»):

Родина моя

Я, ты, он, она,

Вместе – целая страна,

Вместе – дружная семья,

В слове «мы» — сто тысяч «я»,

Большеглазых, озорных,

Черных, рыжих и льняных,

Грустных и веселых

В городах и селах.


Над тобою солнце светит,

Родина моя.

Ты прекрасней всех на свете,

Родина моя.

Я люблю, страна, твои просторы,

Я люблю твои поля и горы,

Сонные озера и бурлящие моря.

Над полями выгнет спину

Радуга-дуга.

Нам откроет сто тропинок

Синяя тайга.

Вновь настанет время спелых ягод,

А потом опять на землю лягут

Белые, огромные, роскошные снега,

как будто праздник.


Будут на тебя звезды удивленно смотреть,

Будут над тобой добрые рассветы гореть вполнеба.

В синей вышине будут птицы радостно петь,

И будет песня звенеть над тобой в облаках

На крылатых твоих языках!


Я, ты, он, она,

Вместе – целая страна,

Вместе – дружная семья,

В слове «мы» — сто тысяч «я»,

Большеглазых, озорных,

Черных, рыжих и льняных,

Грустных и веселых

В городах и селах.


Над тобою солнце светит,

Льется с высоты.

Все на свете, все на свете

Сможем я и ты,

Я прильну, земля, к твоим березам,

Я взгляну в глаза веселым грозам

И, смеясь от счастья, упаду в твои цветы.


Обняла весна цветная

Ширь твоих степей.

У тебя, страна, я знаю,

Солнечно в судьбе.

Нет тебе конца и нет начала,

И текут светло и величаво

Реки необъятные, как песня о тебе,

как будто праздник!


2) Песня о далёкой Родине


Я прошу,

хоть ненадолго,

грусть моя,

ты покинь меня!

Облаком,

сизым облаком

ты полети к родному дому.

Отсюда к родному дому.


Берег мой,

покажись вдали

краешком,

тонкой линией.

Берег мой,

берег ласковый,

ах, до тебя, родной, доплыть бы!

Доплыть бы, хотя б когда-нибудь.


Где-то далеко, очень далеко

идут грибные дожди.

Прямо у реки,

в маленьком саду

созрели вишни,

наклонясь до земли.

Где-то далеко,

в памяти моей

сейчас, как в детстве, тепло.

Хоть память

укрыта

такими большими снегами!


Ты гроза,

напои меня

допьяна,

да не до смерти!

Вот опять,

как в последний раз,

я всё гляжу куда-то в небо,

как будто ищу ответа…


Я прошу,

хоть ненадолго,

грусть моя,

ты покинь меня!

Облаком,

сизым облаком

ты полети к родному дому.

Отсюда к родному дому.










4) Любовь к природе (Квадрат 4-х пространств (образное, эмоциональное, событийное, идейное):

1) СТИХИ О СОБАКАХ

Дворовых собак

по-особому холят

за то, что они,

на луну подвывая,

от будки до дома

все ходят и ходят

под гулкою проволокой.

Как трамваи...

Я их не тревожу.

Я с ними не знаюсь.

За это

они меня вправе облаивать...

Но жарко читать мне

спокойную надпись:

"Собак без ошейников

будут вылавливать".

За что их?

За внешность?

За клочья репейника?

За пыльную шерсть?

За неясность породы?

За то, что щенками

доплыли до берега?

Доплыли

и стали ошибкой природы?..

Собаки-изгои.

Собаки-отшельники.

Надрывней поминок.

Ребенка добрее.

Они бы надели

любые ошейники, надели бы!

Если б ошейники грели.

За что их?

У них же -

душа нараспашку.

Они ж

в Человечество верят

отчаянно!..

И детское:

"Мама, купи мне собачку..." -

в собачьих глазах

застывает печалинкой...


2) Просьба (1974)Роберт Рождественский


Раненая птица в руки не давалась,

Раненая птица птицей оставалась.

Этот сон давнишний до сих пор мне снится:

На траве кровавой вздрагивает птица.


Припев:

Птицы, рыбы и звери

В души людям смотрят.

Вы их жалейте, люди,

Не убивайте зря;

Ведь небо без птиц — не небо,

А море без рыб — не море!

И земля без зверей — не земля,

Не земля, не земля!


Люди-исполины, люди-великаны,

Есть у вас винтовки, сети и капканы,

Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.

И должно быть сердце — сердце человечье.


Припев.


Люди-человеки, страны и народы,

Мы теперь навечно должники природы.

Надо с этим долгом как-то расплатиться,

Пусть расправит крылья раненая птица!


Припев.



5) Семья (буклет-трансформер)


1. Жена Рождественского — литературный критик Алла Киреева. С ней поэт познакомился, когда перевелся в Литинститут. Алла была его однокурсницей. Поэт покорил ее тем, что был очень добрым, застенчивым, искренним и надежным. О начале их романа Алла говорила очень коротко: «В один прекрасный день что-то случилось. Сразу и на всю жизнь».

Алёне


Мы совпали с тобой, совпали

в день, запомнившийся навсегда.

Как слова совпадают с губами.

С пересохшим горлом — вода.

Мы совпали, как птицы с небом.

Как земля с долгожданным снегом

совпадает в начале зимы,

так с тобою совпали мы.

Мы совпали, еще не зная

ничего

о зле и добре.


И навечно совпало с нами

это время в календаре.


2. Алла Киреева говорила о муже: « Я знала, что многие нам завидуют, еще бы, столько лет вместе. Он был не только однолюбом, но и очень верным человеком, рыцарем. Роберт был очень веселым человеком, чего нельзя было сказать, не будучи с ним близко знакомым. Просыпался он в прекрасном настроении, будто бы благодарил жизнь за то, что она есть. Он напевал с самого утра, и мне кажется, это настроение создавало особую ауру в доме, в наших душах, питало наш дом, наши мысли, наши дела... В его присутствии невозможно было сказать ни о ком плохо. Жизнь с ним была праздником. И не только для меня – для всех. Для наших девочек, Ксении и Екатерины, для наших мам, для друзей…»».


3. Блестящий поэт Роберт Рождественский и литературный критик Алла Киреева прожили вместе почти 41 год. Незадолго до смерти Роберт Иванович, который тяжело болел и уже практически не передвигался, отправил жене послание: «Милая, родная Аленушка! Впервые за 40 лет посылаю тебе письмо со второго этажа нашей дачи на первый этаж — значит, настало такое время. Я долго думал, чего бы тебе к этому (до сих пор не верю!) общему юбилею подарить, а потом стоящий на полке трехтомник увидел и даже от радости и благодарности к тебе засмеялся. Целое утро делал закладки к стихам, которые (аж с 51-го года!), так или иначе, имеют к тебе отношение... Ты — соавтор практически всего, что я написал».



17



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!