Раздел | Тема нравственного выбора |
ФИО педагога | Ефремова Ю.В. |
Дата | 25.04 |
Класс | Количество присутствующих: | отсутствующих: |
Тема урока | Вечные ценности в поэзии Р. Рождественского |
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) | 11.1.1.2. Понимать содержание художественного произведения и его роль в литературном процессе, критически осмысливая, выражать свое отношение к услышанному или прочитанному; 11.1.2.6. Анализировать художественный мир произведения, представляя проблематику в различных формах представления (символы, формулы, законы, буктрейлеры); |
| определяет тему стихотворения; анализирует предметный и психологический мир стихотворения; определяет проблему стихотворения; представляет результаты анализа в предложенной учителем форме |
Ход урока |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Оценивание | Ресурсы |
Организационный этап | Стадия вызова. Дорогие ребята, осталось совсем немного времени до того дня, когда для вас закроется дверь с красивым и добрым названием «ДЕТСТВО». Я вижу, как вы повзрослели за эти семь лет, которые мы провели вместе. Сколько же за эти годы нами прочитано и осмыслено замечательных произведений. Помню, как вы плакали, когда мы читали строки о последних минутах жизни Муму, никогда не забуду ваши работы по роману «Преступление и наказание». А какие произведения школьной программы оставили след в вашей душе? Какие из них вам запомнились больше всего? - Хочу задать один вопрос: Если вам придется оставить при себе всего одну книгу, то это будут стихи или проза? Почему? - Если бы мне пришлось выбирать одну книгу, то это был бы сборник стихов Р. Рождественского. Мне кажется, что сегодня всем нам, а особенно молодым умам, ещё незрелым душам не хватает «чувства идеала» этого великого поэта, его доброты и веры в «хорошего парня». - Чтение эпиграфа к уроку: Поэзия Роберта Рождественского учит вере в добро и его «незыблемую» правоту; учит чувствовать личную ответственность за всё происходящее вокруг, делом доказывать своё право называться Человеком. Иванова Людмила Игоревна, учитель - Как вы понимаете эпиграф? Объявление новой темы. Целеполагание. - Ребята, вы видите на доске тему урока. Исходя из темы урока, определите, о чем мы сегодня будем говорить. Какова цель нашего сегодняшнего занятия? Вам помогут определить конечный результат урока слова-подсказки. Запишите цель урока в рабочем листе. | Прослушивают сообщение учителя, определяют различия сюжета повести и истории, послужившей основой для написания произведения. Учащиеся определяют цель урока при по-мощи слов-подсказок. Записывают в рабочий лист и озвучивают. Изучу….. Узнаю….. Определю… Познакомлюсь… Исследую… Буду воспитывать… | наблюдение учителя. Обратная связь. | Интерактивное обучение |
Изучение нового материала | 1. Ролевая игра «Интервью» На прошлом уроке мы познакомились с биографией Роберта Ивановича. Представьте, что у вас появилась возможность взять интервью у поэта. Какой вопрос вы бы хотели ему задать? Запишите его на бумаге для заметок. - Журналист: Добрый день! Сегодня у нас в гостях один из самых ярких представителей плеяды шестидесятников Р. Рождественский. 2. Органайзер «Бриллиант». - Давайте осмыслим тему урока. Какие ценности относятся к вечным? - У вас в конверте есть карточки с общепризнанными человеческими ценностями. Обсудите, какая из них является самой важной. Расположите их в порядке убывания, используя органайзер «Бриллиант». Обратите внимание, что у вас есть возможность самим дополнить этот список. - Назовите три главных, по вашему мнению, ценности. - А теперь давайте послушаем самого поэта. - По Рождественскому, человек рождается от Любви, в Любви и с Любовью в сердце. Его сущность ему дана при рождении – и это его «внутренний мир». Потом, позже, этот «внутренний мир» должен вписаться в «мир внешний» - в сообщество людей, которое есть «мир гражданский». Подрастая, человек укрепляется в нем, проникается его ценностями и несет в себе уже два мира: полученный при рождении и новый, приобретенный жизнью среди людей. От многих факторов зависит гармоническое согласие между ними в душе человека. Поэтому возникает модель поэтического мира поэта: квадрат со вписанной в него окружностью. Что находится в центре? Почему? - Верно, ребята. Я объявляю начало творческого эксперимента и выдвигаю гипотезу: Поколения меняются, а вечные ценности – остаются неизменными. Вы мне поможете ее подтвердить или опровергнуть. Мы сравним с Вами те ценности, которые вы обозначили, с теми ценностями, которые отстаивал поэт в своих стихах несколько десятков лет назад. Перед выполнением внимательно познакомьтесь с заданием и дескрипторами. Каждой группе предложены произведения и воспоминания поэта, его жены на определенную тему. Кроме этого, у каждой группы разный формат представления результатов исследования: органайзеры «Алфавит», «Квадрат 4-х пространств», приемы «Кардиограмма чувств», «Буклет-трансформер», «Коллаж», «Манга» + ИИ. - Презентация работ. Выступления оценивает группа экспертов (те ребята, кто уже заранее (дома) выполнил проект с использованием ИИ - Прежде чем мы подведем итоги эксперимента, давайте заслушаем наших экспертов. - А я оценю их выступление. - А теперь мы все вместе подведем итоги нашего эксперимента. Возьмите свои «Бриллианты» и отметьте ценности, которые совпали с ценностями, заявленными в творчестве поэта. Сделайте вывод. - Ребята, я вижу, что творчество Р. Рождественского никого из вас не оставило равнодушным. На уроке вы сделали первые шаги к постижению художественного мира поэта. Предлагаю домашнее задание: 1. Составить сборник из понравившихся стихов поэта (творческий подход приветствуется). 2. Создать плейлист или клип с песнями на стихи Р. Рождественского. 3. Выучить наизусть понравившееся стихотворение Р. Рождественского или создать видеоролик с ним (главное условие: стихотворение читаете вы). | Записывают вопрос, кладут листочек в шкатулку. - Учащиеся выходят к доске, берут вопрос и отвечают на него от лица поэта (элемент театрализации) - Это явления, которые очень важны для человека в течение всей жизни: любовь, верность, совесть, культура, семья, Родина. - Обсуждают, какая ценность является самой важной. Располагают их в порядке убывания, используя органайзер «Бриллиант». - Называют три главных ценности. - Смотрят видеоролик. - Центром является Любовь. Лучи её простираются далеко, освещая все уголки мира. На точках пересечения обеих фигур и лучей, исходящих от центра, располагаются главные ценности поэтического пространства поэта. На вершинах квадрата расположены главные гражданские ценности: Правда и Родина, Труд и сам Человек. От Труда тянется линия к Родине, ради которой он совершается; успех гарантируется такими личными качествами, как Ответственность и Самоотверженность. Задание: Экспресс-анализ текста. Каждой группе будет предложено проанализировать стихотворения поэта, определить, какова тема и идея стихотворения, сделать вывод, какие . Результат представить в той форме, которая будет заявлена в вашем задании. - Каждая микрогруппа презентует результаты своей работы, после выступления записывает на стикере (на слайде) ту ценность, которая является главной в анализируемых текстах. - Группа экспертов зачитывает результаты оценивания. - Делают вывод, подтвердилась ли гипотеза. - Слушают инструктаж по домашнему заданию. | Словесная оценка учителя Оценивание по дескрипторам группой экспертов.. Приложение 1 к уроку | |
Рефлексия | Организация рефлексии: Скоро вы покинете стены родной школы. Как сложится Ваша жизнь? Трудно сказать… Но хочется верить, что все Вы останетесь ДОБРЫМИ, МИЛОСЕРДНЫМИ, ОТЗЫВЧИВЫМИ людьми, в трудную минуту всегда протянете руку помощи. Будете придерживаться тех вечных ценностей, на которых держится мир и родной дом. Сегодня, 25 апреля, отмечается День бумажных самолетиков. В день самолетиков бумажных Ты сделай самолет отважный В него вложи свою мечту Пусть унесет ее он в высоту. У самолета два крыла, я предлагаю вам на одном крыле написать свою мечту (она обязательно сбудется), а на втором крыле самолета оставить отзыв о сегодняшнем уроке. Вам помогут наши карточки для рефлексии. - Ребята, наш урок подошел к концу. Я благодарю вас от всей души за работу и подаренные эмоции, а у вас есть уникальная возможность сказать спасибо великому поэту Резерв: поэтическое лото. | Учащиеся проводят рефлексию, оценивают качество работы, уровень усвоения (повторения), психологического комфорта, определяют совместные результаты работы | | |
Критерий | Дескрипторы | Баллы max | Баллы |
Заполняют органайзер «Кардиограмма чувств», анализируя содержание стихотворений | определяют общую тему стихотворений | 1 | |
определяют идею произведений | 1 | |
выписывают ключевую цитату | 1 | |
отражают в схеме состояние и чувства лирического героя; | 1 | |
представляют результаты своей работы одноклассникам | 1 | |
демонстрируют культуру речи, выразительность | 1 | |
Всего | 6 | |
Критерий | Дескрипторы | Баллы max | Баллы |
Анализируя содержание стихотворений, создают литературный коллаж | определяют общую тему стихотворений | 1 | |
определяют идею произведений | 1 | |
выписывают ключевую (-ые) цитату (-ы) | 1 | |
отражают в коллаже состояние и чувства лирического героя; | 1 | |
представляют результаты своей работы одноклассникам | 1 | |
демонстрируют культуру речи, выразительность | 1 | |
Всего | 6 | |
Критерий | Дескрипторы | Баллы max | Баллы |
Анализируя содержание информации и стихотворения, создают буклет-трансформер | определяют тему текстов | 1 | |
определяют идею текстов | 1 | |
выписывают ключевую (-ые) цитату (-ы) | 1 | |
отражают в трансформере состояние и чувства лирического героя; | 1 | |
представляют результаты своей работы одноклассникам | 1 | |
демонстрируют культуру речи, выразительность | 1 | |
Всего | 6 | |
Критерий | Дескрипторы | Баллы max | Баллы |
Анализируя содержание стихотворений, заполняют органайзер «Алфавит» | определяют общую тему стихотворений | 1 | |
определяют идею произведений | 1 | |
выписывают ключевую (-ые) цитату (-ы) | 1 | |
отражают в органайзере состояние и чувства лирического героя; | 1 | |
представляют результаты своей работы одноклассникам | 1 | |
демонстрируют культуру речи, выразительность | 1 | |
Всего | 6 | |
Критерий | Дескрипторы | Баллы max | Баллы |
Анализируя содержание стихотворений, заполняют органайзер «Квадрат четырех пространств» | определяют общую тему стихотворений | 1 | |
определяют идею произведений | 1 | |
выписывают ключевую (-ые) цитату (-ы) | 1 | |
отражают в органайзере состояние и чувства лирического героя; | 1 | |
представляют результаты своей работы одноклассникам | 1 | |
демонстрируют культуру речи, выразительность | 1 | |
Всего | 6 | |
Критерий | Дескрипторы | Баллы max | Баллы |
Анализируя содержание стихотворения, создают литературный проект с помощью ИИ + манга | генерируют иллюстрации по содержанию стихотворения с помощью ИИ | 1 | |
создают презентацию, сопровождая каждый слайд цитатой (+ манга) | 1 | |
определяют тему произведения | 1 | |
определяют идею произведения | 1 | |
представляют результаты своей работы одноклассникам | 1 | |
демонстрируют культуру речи, выразительность | 1 | |
Всего | 6 | |
Подборка стихов Р. Рождественского.
1. Любовь к женщине («Кардиограмма чувств»)
1) Любовь настала
Как много лет во мне любовь спала.
Мне это слово ни о чем не говорило.
Любовь таилась в глубине, она ждала —
И вот проснулась и глаза свои открыла!
Теперь пою не я — любовь поет!
И эта песня в мире эхом отдается.
Любовь настала так, как утро настает.
Она одна во мне и плачет и смеется!
И вся планета распахнулась для меня!
И эта радость, будто солнце, не остынет!
Не сможешь ты уйти от этого огня!
Не спрячешься, не скроешься —
Любовь тебя настигнет!
Как много лет во мне любовь спала.
Мне это слово ни о чем не говорило.
Любовь таилась в глубине, она ждала —
И вот проснулась и глаза свои открыла!
2) Эхо первой любви
Я однажды вернулся туда,
В тихий город, — сквозь дни и года.
Показался мне город пустым.
Здесь когда-то я был молодым.
Здесь любовь моя прежде жила,
Помню я третий дом от угла.
Помню я третий дом от угла.
Я нашел этот дом, я в окно постучал,
Я назвал её имя, почти прокричал!
И чужой человек мне ответил без зла.
Здесь, наверно, она никогда не жила.
— Ты ошибся! — мне город сказал.
— Ты забыл! — усмехнулся вокзал.
— Ты ошибся! — шептали дома.
Спелым снегом хрустела зима.
А над крышами вился дымок.
Но ведь я ошибиться не мог!
Но ведь я ошибиться не мог!
Ведь звучало вокруг среди белых снегов
Эхо первой любви, эхо давних шагов!
А над городом снег все летел и летел.
Этот город меня узнавать не хотел.
В нём была и надежда, и грусть —
Я шагал по нему наизусть.
Я в его переулки нырял,
Где когда-то любовь потерял.
Я искал, я бродил до темна.
Но нигде не встречалась она,
Но нигде не встречалась она.
Я из города в полночь домой уезжал.
Он летел за окном. Он меня провожал.
И ночные огни повторяли светло:
-То, что было, прошло! То, что было, прошло…
2) любовь к жизни («Алфавит»)
1) Над головой
созвездия мигают.
И руки сами тянутся
к огню...
Как страшно мне,
что люди привыкают,
открыв глаза,
не удивляться дню.
Существовать.
Не убегать за сказкой
И уходить,
как в монастырь,
в стихи.
Ловить Жар-птицу
для жаркого
с кашей.
А Золотую рыбку -
для ухи.
2) Риск
Если ты
ни разу не рисковал, -
Значит ты не жил, -
а существовал.
В озареньи дня
и ковер,
и ринг,
И в лесу лыжня
предвещают
риск.
Налетит свежак,
закричит:
«Бодрись!..»
Даже первый шаг
человека –
риск.
То - снега до плеч,
то - зеленый лист.
Риск
желанных встреч,
Расставаний – риск...
Риск похож на бой,
если путь
горист.
Быть самим собой –
это тоже
риск!..
Ну, а ты
решись!
Ну, а ты
рискни!
В непростую жизнь
Широко шагни.
Если ты
ни разу не рисковал,
Значит ты не жил.
А существовал.
3) любовь к Родине («Коллаж»):
Родина моя
Я, ты, он, она,
Вместе – целая страна,
Вместе – дружная семья,
В слове «мы» — сто тысяч «я»,
Большеглазых, озорных,
Черных, рыжих и льняных,
Грустных и веселых
В городах и селах.
Над тобою солнце светит,
Родина моя.
Ты прекрасней всех на свете,
Родина моя.
Я люблю, страна, твои просторы,
Я люблю твои поля и горы,
Сонные озера и бурлящие моря.
Над полями выгнет спину
Радуга-дуга.
Нам откроет сто тропинок
Синяя тайга.
Вновь настанет время спелых ягод,
А потом опять на землю лягут
Белые, огромные, роскошные снега,
как будто праздник.
Будут на тебя звезды удивленно смотреть,
Будут над тобой добрые рассветы гореть вполнеба.
В синей вышине будут птицы радостно петь,
И будет песня звенеть над тобой в облаках
На крылатых твоих языках!
Я, ты, он, она,
Вместе – целая страна,
Вместе – дружная семья,
В слове «мы» — сто тысяч «я»,
Большеглазых, озорных,
Черных, рыжих и льняных,
Грустных и веселых
В городах и селах.
Над тобою солнце светит,
Льется с высоты.
Все на свете, все на свете
Сможем я и ты,
Я прильну, земля, к твоим березам,
Я взгляну в глаза веселым грозам
И, смеясь от счастья, упаду в твои цветы.
Обняла весна цветная
Ширь твоих степей.
У тебя, страна, я знаю,
Солнечно в судьбе.
Нет тебе конца и нет начала,
И текут светло и величаво
Реки необъятные, как песня о тебе,
как будто праздник!
2) Песня о далёкой Родине
Я прошу,
хоть ненадолго,
грусть моя,
ты покинь меня!
Облаком,
сизым облаком
ты полети к родному дому.
Отсюда к родному дому.
Берег мой,
покажись вдали
краешком,
тонкой линией.
Берег мой,
берег ласковый,
ах, до тебя, родной, доплыть бы!
Доплыть бы, хотя б когда-нибудь.
Где-то далеко, очень далеко
идут грибные дожди.
Прямо у реки,
в маленьком саду
созрели вишни,
наклонясь до земли.
Где-то далеко,
в памяти моей
сейчас, как в детстве, тепло.
Хоть память
укрыта
такими большими снегами!
Ты гроза,
напои меня
допьяна,
да не до смерти!
Вот опять,
как в последний раз,
я всё гляжу куда-то в небо,
как будто ищу ответа…
Я прошу,
хоть ненадолго,
грусть моя,
ты покинь меня!
Облаком,
сизым облаком
ты полети к родному дому.
Отсюда к родному дому.
4) Любовь к природе (Квадрат 4-х пространств (образное, эмоциональное, событийное, идейное):
1) СТИХИ О СОБАКАХ
Дворовых собак
по-особому холят
за то, что они,
на луну подвывая,
от будки до дома
все ходят и ходят
под гулкою проволокой.
Как трамваи...
Я их не тревожу.
Я с ними не знаюсь.
За это
они меня вправе облаивать...
Но жарко читать мне
спокойную надпись:
"Собак без ошейников
будут вылавливать".
За что их?
За внешность?
За клочья репейника?
За пыльную шерсть?
За неясность породы?
За то, что щенками
доплыли до берега?
Доплыли
и стали ошибкой природы?..
Собаки-изгои.
Собаки-отшельники.
Надрывней поминок.
Ребенка добрее.
Они бы надели
любые ошейники, надели бы!
Если б ошейники грели.
За что их?
У них же -
душа нараспашку.
Они ж
в Человечество верят
отчаянно!..
И детское:
"Мама, купи мне собачку..." -
в собачьих глазах
застывает печалинкой...
2) Просьба (1974)Роберт Рождественский
Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится:
На траве кровавой вздрагивает птица.
Припев:
Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря;
Ведь небо без птиц — не небо,
А море без рыб — не море!
И земля без зверей — не земля,
Не земля, не земля!
Люди-исполины, люди-великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы,
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.
И должно быть сердце — сердце человечье.
Припев.
Люди-человеки, страны и народы,
Мы теперь навечно должники природы.
Надо с этим долгом как-то расплатиться,
Пусть расправит крылья раненая птица!
Припев.
5) Семья (буклет-трансформер)
1. Жена Рождественского — литературный критик Алла Киреева. С ней поэт познакомился, когда перевелся в Литинститут. Алла была его однокурсницей. Поэт покорил ее тем, что был очень добрым, застенчивым, искренним и надежным. О начале их романа Алла говорила очень коротко: «В один прекрасный день что-то случилось. Сразу и на всю жизнь».
Алёне
Мы совпали с тобой, совпали
в день, запомнившийся навсегда.
Как слова совпадают с губами.
С пересохшим горлом — вода.
Мы совпали, как птицы с небом.
Как земля с долгожданным снегом
совпадает в начале зимы,
так с тобою совпали мы.
Мы совпали, еще не зная
ничего
о зле и добре.
И навечно совпало с нами
это время в календаре.
2. Алла Киреева говорила о муже: « Я знала, что многие нам завидуют, еще бы, столько лет вместе. Он был не только однолюбом, но и очень верным человеком, рыцарем. Роберт был очень веселым человеком, чего нельзя было сказать, не будучи с ним близко знакомым. Просыпался он в прекрасном настроении, будто бы благодарил жизнь за то, что она есть. Он напевал с самого утра, и мне кажется, это настроение создавало особую ауру в доме, в наших душах, питало наш дом, наши мысли, наши дела... В его присутствии невозможно было сказать ни о ком плохо. Жизнь с ним была праздником. И не только для меня – для всех. Для наших девочек, Ксении и Екатерины, для наших мам, для друзей…»».
3. Блестящий поэт Роберт Рождественский и литературный критик Алла Киреева прожили вместе почти 41 год. Незадолго до смерти Роберт Иванович, который тяжело болел и уже практически не передвигался, отправил жене послание: «Милая, родная Аленушка! Впервые за 40 лет посылаю тебе письмо со второго этажа нашей дачи на первый этаж — значит, настало такое время. Я долго думал, чего бы тебе к этому (до сих пор не верю!) общему юбилею подарить, а потом стоящий на полке трехтомник увидел и даже от радости и благодарности к тебе засмеялся. Целое утро делал закладки к стихам, которые (аж с 51-го года!), так или иначе, имеют к тебе отношение... Ты — соавтор практически всего, что я написал».
17